Дифференцированные методы обучения чтению дошкольников нарушениями слуха и речи. | Мой кабинет. Работа №341809
В статье рассматривается проблемы обучения чтению дошкольников с нарушениями слуха, которые порождают поиски лучших вариантов обучения. Один из вариантов направлен на литературное развитие младших дошкольников. В ней подробно анализируются симптомы нарушении слуха и особенности речевого развития. Также даны описания методов коррекционно-логопедической диагностики и возможный вариант комплексного подхода коррекции нарушении у дошкольников.
Ключевые слова: Обучению чтению, нарушение слуха, обследование, дошкольники, методы коррекции системных нарушении, коррекционно-логопедическая диагностика.
УДК 376…..
Дифференцированные методы обучения чтению дошкольников нарушениями слуха и речи.
Разуваева Ангелина Витальевна.
Разуваева Ангелина Витальевна.
Студент
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
г. Ростов-на-Дону, Россия
Аннотация: В статье рассматривается проблемы обучения чтению дошкольников с нарушениями слуха, которые порождают поиски лучших вариантов обучения. Один из вариантов направлен на литературное развитие младших дошкольников. В ней подробно анализируются симптомы нарушении слуха и особенности речевого развития. Также даны описания методов коррекционно-логопедической диагностики и возможный вариант комплексного подхода коррекции нарушении у дошкольников.
Ключевые слова: Обучению чтению, нарушение слуха, обследование, дошкольники, методы коррекции системных нарушении, коррекционно-логопедическая диагностика.
Ежегодно растет количество детей с дефектами речи, включая детей с нарушением слуха. Амирова считает, « из международных данным у 17,5% детей до 7 лет есть проблемы с речью, и эта цифра продолжает расти. Это создает потребность в современных методах разработки речевых навыков и эффективной логопедической помощи».1 Паракузия слуха у них могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные случай встречаются у 1 из 1000 новорожденных и обычно выявляются в первый год жизни. В Санкт-Петербурге с 2008 года проводят аудиологический скрининг новорожденных методом регистрации отоакустической эмиссии (аудиотест) для раннего выявления тугоухости. Раннее выявление слуховых нарушений помогает дошколятам и семьям быстрее справиться с этой проблемой. Родители часто замечают, что ребенок переспрашивает, не откликается сразу, или увеличивает громкость телевизора. Пик выявления нарушений приходится на возраст 3-5 лет. Если ребенок громче говорит или не слышит речь, когда нет визуального контакта, стоит обратиться к врачу. Ученые выявили два метода диагностики нарушении.
В ходе исследования аудиометрии оценивается способность воспринимать звуковые стимулы на разных частотах, с различной интенсивностью. Через наушники подаются сигналы, когда пациент слышит звук, он нажимает на клавишу аудиометра. В конце исследования строится график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам. Аудиометрия выявляет степень снижения слуха, частотный диапазон, позволяет определить, в чем именно проблема: в звукопроведении или звуковосприятии. Это исследование можно проводить взрослым и детям старше 3,5 - 4 лет. В Импедансометрии оценивается функциональность — метод оценки состояния среднего уха. Во время процедуры ухо пациента закрывается датчиком, через который подаются звуковые сигналы. Когда звуковая волна достигает барабанной перепонки, часть ее отражается и может быть измерена. По результатам полученных данных можно выявить дисфункцию слуховой трубы, наличие жидкости в среднем ухе (признак воспалительного процесса), наличие перфорации или рубцовые изменения барабанной перепонки. Этот способ можно проводить взрослым и детям старше 1 года.2 Отвагин И.В считает, что» снижение звукового восприятия у человека принято называть тугоухостью или глухотой. Это происходит при поражении звукового анализатора на периферии, или центральных его отделов. В мире около 5,3% населения, или 360 млн человек, сталкиваются с нарушением слуха.»3 Курхан Г., Курхан С. пришли к выводу что «расстройство слуха может развиваться на протяжении под воздействием различных факторов риска и изменяться возрастом».4 Существуют разные виды тугоухости. Первичная истинная тугоухость — это патология, связанная с нарушением структур и функций наружного и среднего уха, а также рецептора и анализатора, как отдельно, так и в сочетании. Вторичная тугоухость возникает как вследствие патологии, не связанной напрямую с ушными структурами. Вторичная истинная возникает из – за поражения уха, вызванного другой болезнью, например при системных заболеваниях. означает, что снижение слуха обусловлено поражением уха, являющимся следствием развития другой патологии (например, при системных заболеваниях. Псевдовторичная подразумевает, что снижение слуха не связано напрямую с ухом и носит носит неспецифический характер.5 Следует выделить, что у детей даже незначительные потери слуха приводят к задержке речевого развития, так как мешают воспринимать высокочастотные и тихие звуки речи, такие как шипящие и свистящие согласные, а также предлоги и окончания слов. Лечебная практика показывает, что сенсоневральная глухота возникает по различным причинам и может иметь сложные механизмы воздействия на организм.6 Голод А.Н пишет что « применяемые методы лечения должны учитывать как узкие и широкие аспекты проблемы. Смешанная форма тугоухости связана с нарушением, как в периферических частях слуховой системы, так и в рецепторах или центральной нервной системе. Таким образом, выявленная тугоухость, особенно у детей, может иметь разные причины, что открывает возможность выбора эффективных методов лечения. Цель – устранение или улучшение уровня слуха без инвазивных процессов, таких как шунтирование барабанной перепонки или установка кохлеарного имплантата».7
По мнению Пашниной И.В «Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Обучение чтению детей с нарушениями слуха в раннем дошкольном возрасте – это не просто стремление взрослых познакомить детей с книгами. Это шанс научить их читать и четко произносить слова. Из-за ограничения в восприятии информации, представление о мире у детей с частичным или полным отсутствием слуха формируется крайне бедно. У них недостаточный словарный запас, и им сложно соотносить предметы и явления, строить причинно- следственные связи. Поэтому важно начинать обучать чтению уже с двух лет. Это поможет восполнить пробелы в знаниях и развить речевые навыки к школьному возрасту, улучшив взаимодействие с окружающим миром».8
Программа воспитания глухих дошкольников включает усвоение аналитического чтения. Однако восприятие речи слышащими детьми с ее интонациями и чтение глухими детьми даже упрощенного теста существенно отличается. Заполнение этой разницы и восстановление эмоционального восприятия – сложная задача. Сурдопедагоги, такие Корсунская Б.Д, Носкова Л.П.разработали методические указания для ее решения.9 Например, в Нидерландах интерактивное чтение рассказов — важная деятельность по улучшению навыков грамотности у глухих и слабослышащих детей младшего возраста (DHH). Родители играют решающую роль в развитии грамотности своих детей. Родители часто не читают интерактивно, что делает важным внедрением программ обучения этим навыкам. Ученые в Нидерландах изучили, как программа интерактивного чтения повлияла на родителей детей с нарушением слуха. В исследовании участвовали 18 родителей, которые прошли обучение, и 10 которые его не проходили. Результаты показали, что участвующие в программе стали чаще использовать стратегии интерактивного чтения. Глухие и слабослышащие имеют больший риск трудностей с чтением по сравнению с слышащими. Что бы стать хорошими читателями нужны навыки выразительной речи, словарный запас и навыки повествования. Эти навыки важно развивать уже на раннем этапе. Уильямс и Бус в 2004 году выявили что, чтение сборников рассказов помогает детям осваивать новые слова и более сложные предложения. Эвелин Диркс, Лоэс Вотерс в своем журнале описали что «взрослые используют формальный язык и обсуждают темы, выходящие за рамки повседневного общения.Частое чтение сборников связано с большим словарным запасом и лучшими результатами в грамотности. Интерактивное чтение подразумевает активное участие ребенка в процессе, включая вопросы и обсуждения».10 Метод, по которому дети учатся читать, – фонематический. Он строится от буквы к слогу, затем к слову. Однако обучение чтению целыми словами, или глобальный метод, более естественно. Люди мыслят целыми словами, что связано с речью.
Амирова А.В,работая в логопедических детских садах, пришла к выводу о необходимости усовершенствования методики обучения «Вместо общепринятых подходов важно учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
Детям порой сложно соединять буквы в слоги, а затем слоги в слова, забывая, что было в начале. Например, когда ребенок читает "со-ба-ка", он может не вспомнить, что это общее слово, и не уловить его смысл, воспринимая слоги отдельно: СО, БА, КА не имеют значения по отдельности.
Глобальное чтение сосредотачивается на понимании текста. Смысл чтения становится главным. Этот метод учит воспринимать слово целиком, что помогает избежать ошибок и путаницы со звуками, а также улучшает понимание прочитанного».
Так же данный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, синхронизируя их, что способствует устранению признаков дислексии. А, как известно большинство детей, имеющих или имевших речевые нарушения, в дальнейшем испытывают проблемы с письмом и чтением в школе, даже при условии полного устранения речевого нарушения”. Амирова считает» что не стоит забывать, что при видимых отсутствиях нарушений речи у ребенка могут остаться «невидимые» проблемы, которые в дальнейшем проявляются на письме и при чтении». 11 Можно сделать вывод, что чтение дактильно любого слова предполагает умение ребенка точно соотносить буквы со знаками, соблюдая последовательность их обозначения в слове.
По мнению Корсунской, Б.Д. « к обучению чтению приступают при наличии у детей следующих умений: сосредоточиться и 7-10 минут работать внимательно; самостоятельно и точно показывать дактильные знаки, подражая взрослому. Так же ребенок должен подбирать к образцу одинаковые печатные буквы, распознавать по табличке не менее 6-8 из перечисленных слов: встань, сядь, мама, папа, имена детей, короткие названия игрушек. На этих словах и осуществляются первые занятия по обучению чтению».12 После организации дошкольников для занятия проводится упражнение на ритмичное дактилирование слогов. Для этого подбираются слоги, входящие в слова, на которых будет проходить обучение чтению. Например: Тата, Вова, Оля. Соответственно берутся слоги: та-та-та, во-во-во, ва-ва-ва и т. п. Проверяется правильное положение пальцев у детей для совместного с педагогом дактилирования слога. Проводится несколько ритмичных упражнений с каждым из слогов. Убедившись в умении детей точно воспроизводить дактильные знаки (пока еще без сочетания с буквой), педагог переходит к проверке следующего умения, необходимого для обучения технике чтения: проверяется первичный навык распознавания букв, установления их тождества. Для этого ученикам детского сада раздают конверты с одинаковыми наборами всех букв, из которых составлены слова, – на них будет проходить обучение, чтению; у педагога такой же набор. Подражая педагогу, они вынимают буквы из конвертов и аккуратно раскладывают их в ряд перед собой, не соблюдая порядка расположения букв. В ответ на предъявляемую педагогом букву ищут такую же в своем ряду и подают педагогу. Педагог сравнивает букву с образцом и складывает у себя на столе. В течение одного занятия можно таким способом прочитать два-три слова. Через 6-8 занятий дети усваивают весь алфавит и привыкают последовательно показывать буквы слева направо. Они с интересом начинают пробовать самостоятельно читать печатный текст, при затруднениях прибегая к помощи старших. Заканчивается подготовительный период. Открывается возможность реализации основного принципа обучения речи — формирование ее непосредственно в процессе общения Корсунская, Б.Д написала в своих работах «предусмотренное методикой предварительное глобальное распознавание слов, предназначенных для обучения чтению, делает процесс «прочитывания» путем соотнесения букв с дактильными знаками осмысленным, уподобляет его узнаванию прочитанного слова слышащим. Возможности глобального восприятия в свою очередь возрастают благодаря более четкому восприятию слова, выделению и обозначению в нем отдельных букв».13
Заключение.
Таким образом, обучение дошкольников с нарушением слуха чтению – это одна из первостепенных задач для детей с ограниченными каналами коммуникации. В основе лежит не просто техническое освоение правил, но формирование огромного пласта психики через речевое общение, понимание окружающего мира. Хочется отметить, что обучение чтению детей дошкольного возраста проводится в игровой форме, так как игра способствует лучшему осмыслению и является одним из способов воспроизведения прочитанного. Привлекая всевозможные средства наглядности: натуральные предметы, игрушки, иллюстрации, картинки изображая действия, педагог ведет рассказ, фиксируя при этом соответствующий адаптированный текст на доске (на табличках).Метод «глобального чтения» позволяет устранить и предотвратить ошибки (замены и смешения звуков, нарушение понимания прочитанного, нарушение слияния звуков в слоги и слова, аграмматизмы при чтении. Также пропуски согласных и гласных, пропуски согласных в стечениях, добавление звуков, перестановка, пропуски слогов при чтении, что особо актуально для многих детей с нарушениями речи. Так же данный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, синхронизируя их, что способствует устранению признаков дислексии. При дактильном чтении дети с интересом начинают пробовать самостоятельно читать печатный текст, при затруднениях прибегая к помощи старших. Стоит ли лишний раз подчеркнуть, что у дошкольников запасы внимания, памяти, концентрации крайне ограничены. Поэтому система ведения занятий, которая позволяет естественным образом входить в процесс обучения, является наиболее эффективным способом речевого развития на всех возрастных этапах. . Можно сделать вывод, что полученные данные свидетельствуют о том, что программы интерактивного чтения должны быть включены в программы раннего вмешательства для детей с ОВЗ.
Список литературы.
Амирова А.В. «Использование глобального чтения» как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.
2. Голод А. Н. Объективная аудиометрия у детей со смешанной тугоухостью при секреторных средних отитах // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 2003; 2: 17–20.
3. Корсунская, Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье [Текст] / Б.Д. Корсунская. - М.: Педагогика, 1970. - 192 с.
4. Методы обучения чтению детей с нарушением слухаhttps://infourok.ru/metodi-obucheniya-chteniyu-detey-s-narusheniem-sluha-612535.html
mc21.ru›Блог
6. Обоснование функциональной класcификации тугоухости.Лечащий врач №10, 2019
7. Отвагин И. В. Эпидемиологическое исследование этиологических факторов нарушения слуха у детей младшей возрастной группы ЦФО // Российская оториноларингология. 2005; 1 (14): 140–142.
8. Пашнина Ирина Вадимовна Эффективные игровые приемы в обучении чтению дошкольников с нарушениями слуха https://образовательные-материалы.рф/публикации/42587/3476541/?ysclid=lq9iuae3qu108020080
9.Смолкина Любовь Викторовна Консультация для воспитателей Тема : «Методы и приёмы обучения чтению детей с нарушениями слухаhttps://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/01/22/konsultatsiya-dlya-vospitateley-tema-metody-i
10. Эвелин Диркс, Лоэс Вотерс Журнал изучения глухоты и образования глухих, том 23, выпуск 3, июль 2018 г., страницы 261-270, https://doi.org/10.1093/deafed/eny005
11. Ю.А. Никитина, С.А. Артемова (yuliya.skorobogatova.1997@mail.ru, art-sv_2010@mail.ru) Волгоградский государственный социально-педагогический университет Актуальные аспекты развития технологтт формирования навыков слогового анализа и синтеза.
11.Curhan G., Curhan S. Epidemiology of Hearing Impairment from book // Hearing Aid Validation. 2016; p. 21–58. DOI: 10.1007/978–3–319–33036–5_2.
12. Todd N. W. The Etiologies of Childhood Hearing Impairment Resource. Ch. 6. National Center for Hearing Assessment and Management. Guide for Early Hearing Detection and Intervention. 2019.
Нарушения слуха у детейmc21.ru›Блог
Отвагин И. В. Эпидемиологическое исследование этиологических факторов нарушения слуха у детей младшей возрастной группы ЦФО // Российская оториноларингология. 2005; 1 (14): 140–142.
Curhan G., Curhan S. Epidemiology of Hearing Impairment from book // Hearing Aid Validation. 2016; p. 21–58. DOI: 10.1007/978–3–319–33036–5_2.
. Todd N. W. The Etiologies of Childhood Hearing Impairment Resource. Ch. 6. National Center for Hearing Assessment and Management. Guide for Early Hearing Detection and Intervention. 2019.
Обоснование функциональной класcификации тугоухости.Лечащий врач №10, 2019
Голод А. Н. Объективная аудиометрия у детей со смешанной тугоухостью при секреторных средних отитах // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 2003; 2: 17–20.
Пашнина Ирина Вадимовна Эффективные игровые приемы в обучении чтению дошкольников с нарушениями слуха https://образовательные-материалы.рф/публикации/42587/3476541/?ysclid=lq9iuae3qu108020080
.Смолкина Любовь Викторовна Консультация для воспитателей Тема : «Методы и приёмы обучения чтению детей с нарушениями слухаhttps://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/01/22/konsultatsiya-dlya-vospitateley-tema-metody-i
Эвелин Диркс, Лоэс Вотерс Журнал изучения глухоты и образования глухих, том 23, выпуск 3, июль 2018 г., страницы 261-270, https://doi.org/10.1093/deafed/eny005
Амирова А.В. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Корсунская, Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье [Текст] / Б.Д. Корсунская. - М.: Педагогика, 1970. - 192 с.
Корсунская, Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье [Текст] / Б.Д. Корсунская. - М.: Педагогика, 1970. - 192 с.
Амирова А.В. «Использование глобального чтения» как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.