Дифференцированный подход к развитию двигательных навыков у детей 7-8 лет на уроках физической культуры с учетом типа телосложения | Винкович Мария Владимировна. Работа №345552
Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения дифференцированного подхода на уроках физической культуры для детей 7-8 лет с учётом их телосложения. Подчёркивается значимость индивидуализации обучения, а также адаптации упражнений для различных типов телосложения. Приводятся примеры практических упражнений, способствующих развитию двигательных навыков с учётом физических возможностей каждого ребёнка.
Ключевые слова: дифференцированный подход, двигательные навыки, тип телосложения, физическая культура, астенический, нормостенический, гиперстенический.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧЕТОМ ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
Винкович Мария Владимировна, педагог дополнительного образования
ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 327
Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения дифференцированного подхода на уроках физической культуры для детей 7-8 лет с учётом их телосложения. Подчёркивается значимость индивидуализации обучения, а также адаптации упражнений для различных типов телосложения. Приводятся примеры практических упражнений, способствующих развитию двигательных навыков с учётом физических возможностей каждого ребёнка.
Ключевые слова: дифференцированный подход, двигательные навыки, тип телосложения, физическая культура, астенический, нормостенический, гиперстенический.
Введение дифференцированного подхода в систему физического воспитания младших школьников играет важную роль в повышении их интереса к занятиям спортом, а также в эффективном развитии двигательных навыков. Дети 7-8 лет обладают разными физическими характеристиками, и учёт типа телосложения становится важным аспектом при планировании физической нагрузки. Педагогам необходимо учитывать не только уровень физической подготовки детей, но и их природные особенности, чтобы каждая группа детей могла развиваться с учётом своих индивидуальных возможностей.
Одной из ключевых задач педагога на уроках физической культуры является создание условий, при которых все дети могут достигать успехов в развитии своих двигательных навыков, независимо от их телосложения. Дети в возрасте 7-8 лет обладают различными показателями роста, массы тела и мышечной силы. Телосложение можно условно разделить на три типа: астенический, нормостенический и гиперстенический.
Астенический тип телосложения характеризуется тонким строением тела, слабо развитыми мышцами и низким процентом жировой массы. Такие дети, как правило, легче и более подвижны, однако могут испытывать трудности с выдерживанием интенсивных физических нагрузок из-за недостатка силы и выносливости. Для детей астенического типа важно акцентировать внимание на упражнениях, которые способствуют развитию силы и координации. Например, бег на короткие дистанции, прыжки через скакалку, упражнения с собственным весом, такие как отжимания или подтягивания. Также полезны упражнения на развитие гибкости, поскольку дети с астеническим телосложением часто обладают повышенной подвижностью суставов.
Нормостенический тип телосложения является средним по параметрам и обычно характеризуется сбалансированным развитием мышечной и жировой массы. Дети этого типа телосложения, как правило, обладают хорошей координацией движений и физической выносливостью. Для них наиболее эффективными будут упражнения на развитие всех групп мышц и поддержание общей физической формы. Например, занятия командными играми, такими как футбол или баскетбол, помогают развивать координацию и коммуникативные навыки, а беговые упражнения и эстафеты — поддерживать выносливость и скорость.
Гиперстенический тип телосложения характеризуется массивной фигурой, более развитыми мышцами и склонностью к набору массы тела. Дети этого типа могут испытывать трудности с выполнением динамичных упражнений и нуждаются в постепенном увеличении физической нагрузки. Важно поддерживать мотивацию таких детей через игры и упражнения, которые требуют меньшей подвижности, но позволяют развивать силу и выносливость. Например, упражнения с мячами, метание предметов на точность или участие в командных играх, где гиперстеники могут использовать свои силовые преимущества, подойдут для этой группы. Однако при этом необходимо уделять внимание контролю за массой тела и поддержанию общей физической активности.
Пример дифференцированного подхода на практике может включать разделение детей на группы по типу телосложения, где каждая группа выполняет адаптированные упражнения. Например, при проведении занятия по бегу можно предложить астеникам бегать на короткие дистанции с акцентом на скорость, нормостеникам — на средние дистанции с контролем темпа, а гиперстеникам — бег трусцой с постепенным увеличением времени для развития выносливости.
Дифференцированный подход также помогает избежать перегрузки, которая может привести к потере интереса к занятиям или даже к травмам. Учитель должен грамотно распределять нагрузку, ориентируясь на физические возможности детей, что особенно важно в младшем школьном возрасте. Положительный эмоциональный фон на уроках физической культуры, включение элементов игры и соревновательных моментов способствуют развитию уверенности в собственных силах у детей любого телосложения.
Одним из примеров адаптации может служить упражнение на развитие координации — ходьба по линии. Дети астенического типа могут выполнять упражнение с закрытыми глазами, что увеличивает сложность и развивает равновесие. Для нормостеников можно добавить лёгкие веса, чтобы повысить нагрузку, а для гиперстеников — сократить время выполнения упражнения, но увеличить число повторений.
Таким образом, использование дифференцированного подхода с учётом телосложения детей 7-8 лет позволяет создать условия для эффективного развития двигательных навыков. Такой подход не только повышает мотивацию к занятиям физической культурой, но и способствует формированию у детей уверенности в своих силах, а также поддерживает их здоровье и физическую активность. Педагогам важно не только учесть физиологические особенности обучающихся, но и создать условия для их успешного участия в занятиях, предлагая задания, соответствующие их индивидуальным способностям и возможностям.
Список литературы
Сиделева
,
Е
.
И
,
Тишина
,
Н
.
Е
.
Д
ифференцированный подход на уроках оздоровительной физической культуры как средство повышения физической подготовленности обучающихся
// Наука-2020. 2020. №3 (39).
Тамбовцева, Р. В. Возрастные и конституциональные особенности формирования осанки у детей от 7 до 14 лет Текст. / Р. В. Тамбовцева // Морфология, 2000. — № 4. — С. 87-90.
Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта Текст. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов — М.: Издательский центр «Академия», 2003.—480 с.