ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ | Мой кабинет. Работа №351894
Рассматривается дифференцированный подход в методической работе с педагогами дошкольного образовательного учреждения, на основе чего разработана модель повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения с учетом дифференцированного подхода.
Ключевые слова: дифференцированный подход, методическая работа, педагог, компетентность.
В.И. Чередник
(danila631@mail.ru)
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Рассматривается дифференцированный подход в методической работе с педагогами дошкольного образовательного учреждения, на основе чего разработана модель повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения с учетом дифференцированного подхода.
Ключевые слова: дифференцированный подход, методическая работа, педагог, компетентность.
В последние несколько лет образование потерпело значительные изменения: меняется содержание образования, новые федеральные государственные образовательные стандарты и технологии, повсеместно внедряющиеся в образовательный процесс, появляется новый порядок проверки на профпригодность педагогов. Поэтому появляется необходимость поиска новой системы, которая соответствовала бы современным потребностям общества и государства.
В современных реалиях инновационной деятельности в сфере дошкольного образования наблюдается необходимость постоянного повышения уровня компетентности педагогов. Те знания и умения, которые получил специалист в педагогическом вузе, довольно быстро теряют актуальность и становятся незначительными для того, чтобы можно было гарантировать организацию образовательного процесса высокого качества в соответствии с современными требованиями. Именно это подразумевает непрерывное пополнение знаний и развитие профессионально-личностных качеств педагога.
В условиях изменения образовательной среды важной задачей методической работы дошкольной организации становится поддержка педагогов, которые не справляются с потоком изменений, а также обучение молодых специалистов совмещению традиционных особенностей работы с новыми тенденциями. Значимую роль в процессе организации эффективной подготовки в условиях непрерывного образования специалистов играет методический аппарат, в который входят работники, осуществляющие руководящую деятельность. Хорошо продуманная и систематизированная организация методической и исследовательской работы в образовательной организации представляет собой основной путь, который способен существенно повысить уровень мастерства педагога, его знания, умения и компетенции. Исходя и того, что повышение квалификации педагога является непрерывным процессом, следовательно, можно сделать вывод, что методическая и научно-исследовательская работа педагогов должна быть целостной, развивающейся системой.
Процесс самообразования непосредственно зависит от личностно-профессиональной заинтересованности педагога в расширении области знаний и развитии своего мастерства. В основе индивидуально-типологического подхода к процессу самообразования лежит принцип деления педагогов на типологические группы с учетом индивидуальных особенностей развития их культуры самообразования. Отмечаются существенные отличия в отношении педагогов к процессу повышения профессиональной компетентности, потребности и предпочтения, которые в целом определяют индивидуальный уровень культуры самообразования педагогов в области самообразования разнятся.
Проблема развития профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных организаций всегда имело и имеет огромное значение до сих пор. Подготовка высококвалифицированных кадров, которые обеспечивают образование на всех его уровнях, в том числе на дошкольном уровне, является проблемой не только в России, но и в всем мире.
Актуальность данной проблемы сводится к осознанию потребности в поиске, в разработке и в освоении такого рода эффективных форм методической деятельности, которые были бы нацелены на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством оптимизации и совершенствования уже имеющихся знаний, умений педагога в соответствии с требованиями, которые предъявляются на современном уровне развития системы отечественного дошкольного образования.
Таким образом, существуют противоречия между потребностью создания условий для осуществления дифференцированного подхода в процессе организации методической работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения и недостаточной разработанностью методического обеспечения, который позволяет преднамеренно реализовывать данный процесс.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что на основе дифференцированного подхода разработана модель повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, которая может быть использована страшим воспитателем и руководителем дошкольного образовательного учреждения в методической работе с педагогами, и которая позволит повысить уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Для педагогов дошкольного образовательного учреждения была разработана модель повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения с учетом дифференцированного подхода.
Прежде всего были определили этапы разработки модели повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, основанной на дифференцированном подходе:
Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов
дошкольного образовательного учреждения
.
Дифференциация педагогов по уровню профессиональной компетентности по группам.
Составление списков методических мероприятий с каждой группой педагогов
дошкольного образовательного учреждения
по повышению профессиональной компетентности на один учебный год.
Составление календарного плана модели работы с педагогами
дошкольного образовательного учреждения
по повышению профессиональной компетентности
Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения заключается в изучении образовательного уровеня педагогов, квалификационного уровеня педагогов (педагогический стаж и квалификационные категории педагогов), теоретической готовности педагогов (когнитивный компонент профессиональной компетентности), профессиональных умений (деятельностный компонент профессиональной компетентности), личностных и профессиональных качеств педагогов (профессионально-личностный компонент профессиональной компетентности), результатов педагогической деятельности, а также в проведении анкетирования педагогов.
На основе результатов диагностики уровней профессиональной компетентности педагогов, в последующем необходимо осуществить второй этап разработки модели – с целью повышения эффективности методической работы по повышению уровня профессиональной компетентности применить дифференцированный подход, в результате чего педагогический коллектив делится на три группы педагогов:
Первая группа. Педагоги, которые обладают высоким уровнем профессиональной компетентности. У этой группы педагогов ярко выражено стремление к изучению и применению новых знаний, технологий и т.д. Эти педагоги постоянно проявляют инициативу, готовы делиться опытом.
Вторая группа. Педагоги со средним уровнем профессиональной компетентности, которые совершенствуют педагогическое мастерство. Они готовы к работе, однако они не проявляют инициативу в демонстрации своего опыта работа, своих достижений, крайне редко выступают с личными докладами, но активно вступают в коллективные дискуссии.
Третья группа. Педагоги, обладающие низким уровнем профессиональной компетентности. В первую очередь, сюда отнесены педагоги,
которые находятся на этапе становления педагогического мастерства. Эта группа состоит из молодых педагогов и из педагогов,
которые не проявляют инициативу, не выступают перед коллективом, отказываются демонстрировать свои достижения, зачастую из-за неуверенности в правильности своих действий.
На третьем этапе разработки модели, для составления планов для каждой группы, необходимо осуществить отбор мероприятий. Нужно подобрать методические мероприятия, которые станут содержанием модели повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Мероприятия должны быть направлены на развитие профессиональных умений и педагогической техники, а также на повышение уровня теоретических знаний и научно-методического творчеств.
Постоянное повышение квалификации педагогов. Необходимо не только обеспечить постоянное повышение квалификации педагогов, а еще после прохождения курсов повышения квалификации организовать конференцию, в ходе которой педагоги, прошедшие повышение квалификации, могли бы поделиться приобретенными знаниями с коллегами.
Работа педагогов в проблемных и творческих группах. Основным направлением деятельности таких групп является изучение и освоение новшеств и инноваций, разработка и реализация новых проектов.
Участие педагогов в районных методических объединениях, семинарах и конференциях. Роль таких мероприятий очень велика, ведь каждая дошкольная организация индивидуальна, а такие районные мероприятия дают возможность обмена опытом работы среди педагогов разных дошкольных организаций.
Регулярное консультирование. Консультации занимают одно из главных мест в необходимых мероприятиях в методической работе дошкольных организациях, поскольку именно консультации являются первостепенной помощью в преодолении возникающих трудностей в работе педагога.
Проведение практико-ориентированных форм методической работы. Сюда относятся организационно-деятельностные игры, семинары, мастер-классы.
Методическое сопровождение молодых педагогов. Сюда входят наставничество, наблюдение за работой опытных коллег, консультации.
Тематические недели педагогического мастерства. Педагоги демонстрируют свой опыт, отличающийся индивидуальным стилем, что позволяет педагогам работать над поиском индивидуальности.
Участие педагогов в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
Портфолио педагога.
Педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. Именно портфолио педагога способствует росту интеллектуального потенциала педагога, и стимулирует его к осуществлению инновационной деятельности, а также способствует повышению квалификации педагога.
Самообразование. Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе самообразования имеет особую важность, это объясняется требованиями, которые предъявляются педагогу
дошкольного образовательного учреждения
. Самообразование представляет собой систему непрерывного повышения квалификации педагогов
дошкольного образовательного учреждения
и предполагает такие формы как самообразование, обучение на курсах, участие в методических объединениях района и дошкольного учреждения.
Теперь необходимо распределить мероприятия для каждой группы педагогов. Для первой группы педагогов (с высоким уровнем профессиональной компетентности):
Круглый стол «Значение и способы повышения профессиональной компетентности».
Педагоги данной группы делятся своим опытом о способах повышения профессиональной компетентности, о трудностях, которые возникли на их пути повышения профессиональной компетентности и их решения.
Назначение наставников. Педагоги с высоким уровнем профессиональной компетентности становятся наставниками для педагогов третьей группы (с низким уровнем профессиональной компетентности), что позволит удовлетворить потребность опытных педагогов в применении и передачи знаний, умений, навыков, их стремление к познанию нового опыта.
Семинар «План самообразования». В ходе данного семинара педагоги разрабатывают план работы по самообразованию, ищут новые аспекты самообразования, а также помогают педагогам второй группы (со средним уровнем профессиональной компетентности) усовершенствовать их планы.
Тренинг для педагогов первой группы «Профилактика профессионального выгорания». Содержанием данного тренинга является выявление педагогов, которым требуется индивидуальная психологическая помощь, а также снятие эмоционального напряжения педагогов.
Консультация для педагогов первой группы «Аттестация для присвоения квалификационной категории».
Целью данного мероприятия является расширение теоретических знаний педагогов о порядке аттестации для присвоения квалификационной категории, ознакомление педагогов с основными требованиями, которые предъявляются педагогу при аттестации на первую и высшую квалификационную категорию.
Неделя педагогического мастерства.
В течении недели педагоги посещают мастер-классы друг друга, обмениваются педагогическим опытом и демонстрируют свои профессиональные достижения.
Данное мероприятие дает возможность проявить профессиональные знания, умения, навыки, оценить творческие способности путем их сравнения. Помимо участия в данном недели как педагоги, демонстрирующие свои достижения, для педагогов первой группы это возможность передать опыт педагогам второй и третьей
группы, стать помощником в решении проблемных ситуаций или затруднений.
Работа творческих групп.
Педагоги первой группы рассказывают педагогам второй и третьей групп о проектах, проводимых ранее, о том, как они создавались. После чего все педагоги вместе обсуждают новшества, инновации и т.д., разрабатывают планы проектов.
Для второй группы педагогов (со средним уровнем профессиональной компетентности):
Консультация для второй группы педагогов «Профессиональная компетентности педагога
дошкольного образовательного учреждения
». В ходе консультации уточняется определение понятия «профессиональная компетентность педагога
дошкольного образовательного учреждения
», ее структура, значение, способы повышения.
Круглый стол «Значение и способы повышения профессиональной компетентности». Здесь педагоги данной группы выступают слушателями, узнают об опыте педагогов первой группы о способах повышения профессиональной компетентности, о трудностях, которые возникли на их пути повышения профессиональной компетентности и их решения.
Консультация для педагогов третьей группы «Что такое план самообразования и как его составить». Педагоги второй группы знакомят педагогов третьей группы с понятием «план самообразования», его значение и примерное содержание. Педагоги второй группы выступают в качестве руководителей консультации, тем самым развивая в себе уверенность, совершенствуют педагогическое мастерство.
Семинар «План самообразования». В ходе данного семинара педагоги разрабатывают план работы по самообразованию. При необходимости обращаются за помощью к педагогам первой группы.
Тренинг для педагогов второй группы «Мотивация профессиональной деятельности». Для повышения профессиональной компетентности
необходимы довольно большие затраты сил, поэтому прежде всего нужно повысить внутреннюю мотивацию к профессиональному и личному росту.
Консультация для педагогов второй группы «Аттестация для присвоения квалификационной категории».
Целью данного мероприятия является расширение теоретических знаний педагогов о порядке аттестации для присвоения квалификационной категории, ознакомление педагогов с основными требованиями, которые предъявляются педагогу при аттестации на первую квалификационной категории.
Неделя педагогического мастерства.
В течении недели педагоги посещают мастер-классы друг друга, обмениваются педагогическим опытом и демонстрируют свои профессиональные достижения.
Данное мероприятие дает возможность проявить профессиональные знания, умения, навыки, оценить творческие способности путем их сравнения. Такое мероприятие позволит педагогам продемонстрировать свои достижения, свой опыт в равных условиях, ведь педагоги второй группы готовы к этому, однако редко выступают лично и не демонстрируют успехи публично.
Работа творческих групп.
Педагоги второй группы выступают слушателями. Первая группа педагогов рассказывает о проектах, проводимых ранее, о том, как они создавались. После чего все педагоги вместе обсуждают новшества, инновации и т.д., разрабатывают планы проектов.
Игра-моделирование для педагогов второй группы «Портрет педагога
дошкольного образовательного учреждения
».
В процессе игры педагоги моделируют портрет педагога
дошкольного образовательного учреждения
, который основан на представлениях педагогов, на собственных взглядах, на примерах коллег. Это дает педагогам проектировать себя как педагога на общие представления педагога дошкольного образования, выявить существенные расхождения, возможно найти факторы, которые мешали развитию.
Для третьей группы педагогов (с низким уровнем профессиональной компетентности):
Консультация для третьей группы педагогов «Профессиональная компетентности педагога
дошкольного образовательного учреждения
». В ходе консультации педагоги знакомятся с определением понятия «профессиональная компетентность педагога
дошкольного образовательного учреждения
», с ее структурой, значением, способами повышения.
Круглый стол «Значение и способы повышения профессиональной компетентности».
Педагоги данной группы знакомятся с опытом педагогов первой группы, узнают о способах повышения профессиональной компетентности, о трудностях, которые возникли на их пути повышения профессиональной компетентности и их решения.
Назначение наставников. Педагогам третьей группы назначаются наставники, а именно педагоги первой группы, которые станут их проводниками и помощниками, к которым можно будет обратиться по любому вопросу, попросить помощи в проблемных ситуациях и т.д.
Консультация для педагогов третьей группы «Что такое план самообразования и как его составить». Педагоги данной группы выступают слушателями. Они знакомятся с понятием «план самообразования», его значение и примерное содержание.
Семинар «План самообразования». В ходе данного семинара педагоги пробуют разработать план работы по самообразованию. При необходимости обращаются за помощью к педагогам первой и второй групп.
Тренинг для педагогов третьей группы «Мотивация профессиональной деятельности». Для повышения профессиональной компетентности необходимы довольно большие затраты сил, поэтому прежде всего нужно повысить внутреннюю мотивацию к профессиональному и личному росту.
Консультация для педагогов третьей группы «Портфолио педагога
дошкольного образовательного учреждения
».
В ходе данной консультации у педагогов должно появиться понимание цели и значения постоянного ведения портфолио, его структуры и способов пополнения.
Неделя педагогического мастерства.
В течении недели педагоги посещают мастер-классы друг друга, обмениваются педагогическим опытом и демонстрируют свои профессиональные достижения.
Данное мероприятие дает возможность проявить профессиональные знания, умения, навыки, оценить творческие способности путем их сравнения. Такая неделя позволит педагогам публично продемонстрировать свои достижения, узнать мнение более опытных коллег, сделать выводы.
Игра-моделирование для педагогов третьей группы «Портрет педагога
дошкольного образовательного учреждения
».
В процессе игры педагоги моделируют портрет педагога
дошкольного образовательного учреждения
, который основан на представлениях педагогов, на собственных взглядах, на примерах коллег. Это дает педагогам проектировать себя как педагога на общие представления педагога дошкольного образования, выявить существенные расхождения, возможно найти факторы, которые мешали развитию.
После составления списка методических мероприятий для каждой группы педагогов, необходимо обобщить и составить календарный план модели работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения по повышению профессиональной компетентности. Данный план должен состоять из трех разделов: первичной контрольно-аналитической деятельности, самой методической деятельности и итоговой контрольно-аналитической деятельности, включающую в себя сравнительный анализ.
Таблица 1.
Календарный план модели работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения по повышению профессиональной компетентности
№
Мероприятие
Описание
Срок реализации
Ответственные
1. Первичная контрольно-аналитическая деятельность.
2. Методическая деятельность.
Итоговая контрольно-аналитическая деятельность.
Данная модель повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, основанная на дифференцированном подходе, предполагает срок реализации один учебный год.