Дикорастущие и культурные растения | Сабаева М.А.. Работа №350564. Номер работы: №350564
«Дикорастущие и культурные растения»
Цели и задачи
Формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений, раскрыть их значение для человека.
Планируемые результаты: учащиеся должны осознавать роль растений для жизни человека; сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, формулировать выводы из изученного материала.
Открытый урок по курсу окружающий мир
«Дикорастущие и культурные растения»
Цели и задачи
Формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений, раскрыть их значение для человека.
Планируемые результаты: учащиеся должны осознавать роль растений для жизни человека; сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, формулировать выводы из изученного материала.
Ход урока
Организационный момент
Самоопределение к деятельности
- Чем различаются береза и груша, крыжовник и можжевельник, одуванчик и огурец? (Высказывания детей)
- Итак, чем похожи и чем различаются береза и груша? Общее – деревья, различие – береза растет в лесу, груша – в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?
Общее – кустарники, различие – крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник – растение леса.
- Чем похожи и чем отличаются одуванчик и огурец?
Общее - травянистые растения, различие – одуванчик растет повсюду, огурец – в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.
Предположите, о чем будем говорить на уроке.
Наверное, о растениях, которые человек выращивает и которые растут сами по себе.
Итак, тема нашего урока «Дикорастущие и культурные растения»
Работа по теме.
Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? Растения кормят человек – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д.
Растения одевают человека – лен, хлопок.
Растения лечат человека – мать – и- мачеха, душица. Зверобой, береза.
Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо и т.д.
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. Это свекла, картофель, пшеница, лен и т.д.
Какое название вы дали бы этой группе растений?
Есть растения, которые растут независимо от человека. Давайте приведем примеры таких растений (Ель, дуб, луговые травы, орешник и т.д.)
Какое название вы дали бы этой группе растений?
Работа по учебнику.
Дети объясняют значение слов «дикорастущие» и «культурные».
Много тысяч лет назад люди довольствовались плодами и ягодами дикорастущих деревьев, кустарников и трав. От дикорастущих предков и произошли все плодовые растения, которые выращивают в садах. Понравились, например, человеку плоды дикорастущей яблони, он вырастил из ее семян молодые растения или же пересадил дичок из леса поближе к своему жилью. Из потомства он оставлял самые лучшие растения, и такой отбор шел на протяжении многих веков. Так постепенно появились новые, как говорят, культурные формы плодовых растений. Они сильно отличаются от дичков своими крупными, сочными, сладкими плодами.
В разных местах земного шара было создано много разных сортов яблони, груши, сливы и других плодовых растений. Сорта различаются вкусом, размером плодов, сроком их созревания и многими другими свойствами. Плодовые и ягодные растения многолетние. Маслина и сладкий каштан живут тысячу лет, грецкий орех – до 300 лет, яблоня и груша – до 100 лет, смородина и малина – 25 лет, земляника – до 5-6 лет.
Физкультминутка
.
Вы уже знаете, что можно общаться и даже что-то объяснять без слов, а только с помощью жестов. Покажите жестами, о чем я сейчас буду рассказывать.
Ярко светит солнце.
(Дети показывают «солнце», расставив пальцы и соединив ладони).
Растут цветы.
(Дети соединяют локти и раскрывают ладони, словно распускается цветок)
Рядом с полянкой бежит ручеек.
(Дети руками изображают волны)
На цветок садится красивая бабочка.
(Раскрывают ладони, соединив большие пальцы, изображают
крылья бабочки).
(Дети самостоятельно решают тест)
А1. Отметь, где люди не выращивают культурные растения.
1)в поле
2) в лесу
3) на клумбе
4) у себя дома
А2. Выбери дикорастущее растение.
1)яблоня
2) гладиолус
3) пшеница
4) берёза
А3. Закончи высказывание. Помидор, свёкла и капуста — это … культуры.
1) зерновые
2) декоративные
3) овощные
4) плодовые
А4. Укажи травянистое растение.
1) пшеница
2) осина
3) крыжовник
4) рябина
Часть В
В1. Выбери строчку, в которой правильно указаны плодовые растения.
1)помидор, огурец, тыква
2) слива, груша, яблоня
3) берёза, тополь, ольха
4) вишня, облепиха, дуб
В2. Подумай, какой кустарник не выращивают в садах.
1) смородину
2) облепиху
3) орешник
4) малину.
VI. Рефлексия.
На какие две большие группы делятся растения?
Какое задание понравилось больше всего?
Что вызвало затруднение?
Рекомендация для занятия дома. Узнать об одном дикорастущем и одном культурном растении, рассказать об этом в классе.
Дополнительный материал
Медуницы — первые модницы весеннего цветника
Трогательные медуницы из семейства Бурачниковые (Boraginaceae) можно определенно признать первыми модницами весеннего цветника. Эти красотки за один сезон успевают сменить три наряда: столько раз их цветки меняют окраску.
В полутенистых и тенистых местах сада, под деревьями, кустарниками, вблизи дома они могут быстро создать многоцветные куртины. Медуница сахарная и ее сорта привнесут неповторимый шарм и очарование в весенний пейзаж рокария, оживив серые камни яркими красками цветков. Некоторые виды и сорта и после цветения не теряют декоративности, так как у них очень красивые листья.
Латинское название Pulmоnaria (pulmo — «легкие») дано медунице не просто так, а за ее использование в лечении легочных заболеваний. Русское название она получила за медоносность цветков, дающих ранний взяток, а еще медуницей называют рабочую пчелу. В народе это растение часто называют легочницей, медункой. Несколько интересных названий у медуницы лекарственной в Великобритании — «иерусалимский первоцвет», «солдаты и моряки», «пятнистая собака».
Медуницы-модницы совсем не капризны.
Нюансы ухода
Они зимостойки, теневыносливы, влаголюбивы. Абсолютно аскетичны в отношении почв, но пышнее цветут на глинистых, известковых. Исключением можно считать медуницу узколистную, без проблем растущую на песках, и м. сахарную, которая хороша на каменистых песчаных местах в рокариях. На одном месте без пересадки, не теряя декоративности, растут долго. В жаркое и сухое лето полив необходим.
Оптимальное время посадки-пересадки — весна или конец лета, когда спадет жара. При посадке между растениями выдерживают расстояние 20 см (примерно 12 шт на 1 м²). Осенние посадки на зиму мульчируют. Размножают деленками (отрезками корневищ с почками возобновления), которые высаживают на глубину 2-4 см. К вредителям устойчивы. В дождливое лето могут поражаться мучнистой росой.