Дисграфия у детей начальных классов | Гилязова Елена Борисовна. Работа №353929
Аннотация. Статья рассматривает проблему дисграфии у детей начальных классов как одного из наиболее распространённых нарушений письменной речи. Раскрываются причины возникновения дисграфии, её основные признаки и формы проявления. Описаны методы диагностики и подходы к коррекции, направленные на улучшение письменной речи у младших школьников. Приведены практические рекомендации для учителей начальных классов и родителей, способствующие успешной работе с детьми, имеющими данное нарушение.
Ключевые слова: дисграфия, письменная речь, младшие школьники, начальная школа, коррекционная работа, диагностика, развитие речи, обучающие методы.
Дисграфия у детей начальных классов
Гилязова Елена Борисовна, учитель начальных классов
МБОУ «Бирюлинская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Аннотация. Статья рассматривает проблему дисграфии у детей начальных классов как одного из наиболее распространённых нарушений письменной речи. Раскрываются причины возникновения дисграфии, её основные признаки и формы проявления. Описаны методы диагностики и подходы к коррекции, направленные на улучшение письменной речи у младших школьников. Приведены практические рекомендации для учителей начальных классов и родителей, способствующие успешной работе с детьми, имеющими данное нарушение.
Ключевые слова: дисграфия, письменная речь, младшие школьники, начальная школа, коррекционная работа, диагностика, развитие речи, обучающие методы.
Дисграфия — это специфическое нарушение процесса письма, которое выражается в стойких и систематических ошибках, не связанных с недостаточным знанием языка или низким уровнем интеллектуального развития. Данное расстройство достаточно распространено среди детей начальных классов, так как именно в этом возрасте происходит активное формирование письменной речи. Для учителей начальных классов важно не только распознать дисграфию на ранней стадии, но и грамотно организовать процесс коррекции, чтобы ребёнок мог справляться с трудностями письма и успешно обучаться в школе.
Причины дисграфии могут быть разными, но чаще всего её развитие связано с недостаточным развитием речевых функций в дошкольном возрасте. К факторам риска можно отнести нарушения в работе центральной нервной системы, задержки речевого развития, проблемы с фонематическим слухом, а также недостаточную подготовку к обучению в школе. Нередко дисграфия возникает на фоне психологических трудностей: тревожности, низкой самооценки, недостаточной мотивации к обучению.
Признаки дисграфии достаточно разнообразны, но учитель может заметить их уже в первых тетрадях ребёнка. Наиболее распространённые ошибки включают замены или смешения букв, схожих по звучанию или написанию (например, «б» и «п», «м» и «н»), пропуски букв или слогов, искажения структуры слова, неправомерное соединение слов. Например, вместо слова «машина» ребёнок может написать «масина» или «машна». Эти ошибки носят систематический характер, и простое увеличение количества упражнений на письмо не приводит к их устранению.
Выделяют несколько форм дисграфии, в зависимости от характера ошибок. Фонематическая дисграфия связана с недостаточным развитием фонематического восприятия, что приводит к замене букв, похожих по звучанию. Грамматическая форма проявляется в ошибках согласования слов в предложении, например: «интересная книжка» может быть записана как «интересный книжка». Моторная дисграфия обусловлена нарушениями моторики, что затрудняет процесс написания букв и их соединения.
Диагностика дисграфии требует комплексного подхода. Учитель может использовать простые задания на проверку письма под диктовку, списывание текста и анализ письменных работ ребёнка. Однако для полноценного определения характера нарушения рекомендуется привлечение логопеда и нейропсихолога. Специалисты помогут установить точную форму дисграфии и разработать индивидуальный план коррекции.
Коррекционная работа должна быть систематической и включать разнообразные методы. Одним из важных направлений является развитие фонематического восприятия. Для этого можно использовать игры и упражнения, направленные на различение звуков, например: «Найди лишнее слово», где ребёнку предлагают выбрать слово, которое не соответствует по звуку остальным (мама, мак, рак). Кроме того, полезны задания на звуковой анализ слов, такие как разбор слова на звуки или составление звуковых схем.
Особое внимание следует уделять развитию графомоторных навыков. Учитель может предложить упражнения на обводку контуров букв, рисование узоров или использование прописи с крупным шрифтом. Например, для моторной дисграфии эффективно работает задание «Повтори рисунок», где ребёнок должен нарисовать простой орнамент, соблюдая направление линий.
Работа с текстом также играет важную роль в коррекции. Ребёнка можно обучать списыванию коротких текстов с предварительным анализом их структуры. Например, перед списыванием учитель может попросить ребёнка выделить гласные и согласные, разделить слова на слоги или составить схему предложения. Это помогает улучшить понимание структуры текста и снизить количество ошибок.
Важным элементом коррекционной работы является поддержка со стороны родителей. Учитель может рекомендовать родителям выполнять с ребёнком простые игры и задания дома: читать вслух с последующим обсуждением текста, использовать пазлы с буквами или слова для составления предложений. Для мотивации ребёнка полезно использовать элементы поощрения: наклейки, похвалу, награды за успехи.
Работа с детьми, имеющими дисграфию, требует от учителя терпения и индивидуального подхода. Очень важно создать на уроках атмосферу доверия и поддержки, чтобы ребёнок не боялся ошибаться и сохранял интерес к учёбе. Учитель может использовать групповые формы работы, такие как совместные игры или мини-конкурсы, где ребёнок почувствует себя частью команды и получит дополнительную мотивацию к обучению.
Таким образом, дисграфия у детей начальных классов — это нарушение, которое требует систематической и профессиональной коррекции. Успешное преодоление трудностей письма возможно при условии ранней диагностики, индивидуального подхода и активного участия всех сторон: учителя, логопеда, родителей и самого ребёнка. Регулярная работа над развитием речевых, графомоторных и когнитивных навыков поможет ребёнку не только справиться с проблемами письма, но и обрести уверенность в своих силах, что станет основой для его успешного обучения в дальнейшем.
Список литературы
Иншакова
О. Б.
Изменчивость форм дисграфии у школьников в период начального обучения // Специальное образование. 2018. №1 (49).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/izmenchivost-form-disgrafii-u-shkolnikov-v-period-nachalnogo-obucheniya
Каракулова
Е. В.
Основные подходы к выявлению и коррекции типичных
дисграфических
ошибок у обучающихся общеобразовательной школы
// Специальное образование. 2023. №1 (69).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-vyyavleniyu-i-korrektsii-tipichnyh-disgraficheskih-oshibok-u-obuchayuschihsya-obscheobrazovatelnoy-shkoly
Коннова О. В. Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов по предупреждению дисграфии у младших школьников / О. В. Коннова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 123-125. — URL:
https://moluch.ru/archive/321/72911/
Филенкова
С. А. Нарушение письменной речи у младших школьников / С. А.
Филенкова
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 272-274. — URL:
https://moluch.ru/archive/277/62555/