Дистанционное обучение - современный формат | Скрыпникова Любовь Ефимовна. Работа №336265
Дистанционное обучение – это процесс получения знаний на расстоянии, при котором нет личного контакта между учителем и учениками, а обучение осуществляется удалённо с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта и Интернет посредством видеозвонков или мобильных приложений.
Удалённая учёба – идеальное решение для тех, кто по разным причинам не может посещать школу. Возможность получать знания, не выходя из дома, делает процесс обучения удобным и комфортным. В современном мире онлайн-обучение стало не просто удобством, а в некоторых случаях необходимостью.
Преимущества ДО очевидны для учащихся, отсутствующих на занятиях по болезни в течение учебного года, либо по каким –либо другим личным причинам (например, участники спортивных мероприятий и др.).
В современном мире онлайн-обучение стало не просто удобством, а в некоторых случаях необходимостью.
Плюсы и минусы дистанционного обучения детей с нарушением слуха. Особенности организации дистанционного обучения детей с нарушением слуха.
Дистанционное обучение – это процесс получения знаний на расстоянии, при котором нет личного контакта между учителем и учениками, а обучение осуществляется удалённо с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта и Интернет посредством видеозвонков или мобильных приложений.
Удалённая учёба – идеальное решение для тех, кто по разным причинам не может посещать школу. Возможность получать знания, не выходя из дома, делает процесс обучения удобным и комфортным. В современном мире онлайн-обучение стало не просто удобством, а в некоторых случаях необходимостью.
Преимущества ДО очевидны для учащихся, отсутствующих на занятиях по болезни в течение учебного года, либо по каким –либо другим личным причинам (например, участники спортивных мероприятий и др.).
Первое знакомство с дистанционным обучением для нашей школы произошло в период пандемии COVID-19, когда возникла потребность в социальном дистанцировании и принудительном карантине. На сегодняшний день ДО связано со сложной обстановкой в нашем приграничном регионе.
Процесс дистанционного обучения детей с нарушениями слуха требует учёта их особенностей и возможностей обучения.
В 9 а классе обучаются разные дети и по степени нарушения слуха, и речевому развитию, и по своим умственным способностям. В соответствии с этим строится и процесс обучения. Сначала родители выбрали прежнюю форму: это карты уроков. Дети выполняли задания и присылали фото выполненных работ. В настоящее время в обучении в основном используется Телемост, так некоторые ученики не смогли по техническим причинам использовать программу Сферум.
Учитывая индивидуальные просьбы родителей Светы Р. выбран способ обучения, при котором она получала задания в виде распечатанных карт уроков. Эти задания распечатываются, родители их забирают, а потом привозят выполненные работы. Семья была вынуждена уехать из посёлка, где они проживали, так как эта территория постоянно находится под обстрелом. Сейчас Света проживает в Белгороде. В настоящее время она имеет возможность заниматься в Телеграмме, иногда она приходит в школу для индивидуальных консультаций по предмету.
Необходимость и польза ДО обучения неоспоримы. Однако на практике как ученики, так и мы, педагоги, сталкиваемся с серьёзными трудностями, которые мешают успешной учёбе.
С какими же проблемами мы столкнулись и испытываем в настоящее время при переходе на ДО?
Проблемы дистанционного обучения и способы их решения
Проблема 1: сложности с адаптацией к онлайн-формату. Переход от традиционных занятий в классе к дистанционному делает процесс обучения совершенно другим. И педагоги, и дети привыкли к живому общению. Тем более, что дети с проблемами слуха, нуждаются в постоянной поддержке и помощи со стороны педагога, коррекционной направленности обучения.
Главным принципом в работе с детьми с нарушением слуха является принцип доступности. Зрительное восприятие наиболее доступный способ для таких детей, поэтому учебный материал необходимо максимально визуализировать: использовать для этого презентации, схемы и рисунки в карте урока. Карты составляются с учётом возможностей учащихся, учебный материал и тексты адаптируются, предусматривается словарная работа.
Проблема 2: технические проблемы в ходе дистанционного обучения . Удалённое обучение делает обучающихся и педагогов зависимыми от технических средств. Не у всех учеников дома есть современные компьютеры, в лучшем случае смартфон.
Технические неполадки при онлайн-обучении бывают связаны с несовместимостью обучающих платформ с операционными системами, браузерами или смартфонами, а низкая скорость Интернет-соединения не позволяет подключиться к онлайн-уроку или даже открыть карту урока. Приходится делать скриншот и отправлять фото. Так происходит, например, с Рябининой А. Она постоянно просит присылать скриншоты, потому что на смартфоне не открываются карты уроков. Или возникает ситуация, когда появляется сообщение, что видео и микрофон недоступны. Всё это снижает качество обучения и снижает вовлечённость в процесс обучения.
Проблема 3: нет возможности развивать навыки живого общения с преподавателями и с одноклассниками.
Традиционное обучение ценно не только набором знаний. Важный элемент очного обучения — личное общение. Сложно развивать коммуникативные навыки обучающихся с нарушением слуха удалённо. При отсутствии речевой коммуникации и контроля за произношением со стороны учителя речь ученика заметно ухудшается. Такая проблема возникла с Шеметовым Я. Это ученик с кохлеарной имплантацией. Ему трудно объяснить дистанционно новый материал, так как ни дактильной азбуки, ни жестов он не знает. Его речь маловнятная, трудно понять, а повторить он не хочет. Ярослав быстро утомляется на уроке, не хочет говорить и изъявляет желание выполнять задания только письменно. А письменно -это списывание из интернета. Отсутствие живого контакта не даёт понимания, как ученик усваивает учебный материал.
Проблема 4: слабая самомотивация обучения.
У детей с нарушением слуха слабая мотивация. Когда учащиеся находятся дома и нет физического контроля со стороны учителя, возникает желание отложить выполнение заданий на потом. Онлайн-формат требует дисциплины и целеустремленности, чтобы самостоятельно выполнять задания и оставаться заинтересованным в получении знаний.
Чтобы повысить мотивацию, надо ставить перед учениками достижимые цели, не завышать требования и не усложнять, а давать задания посильные для самостоятельного выполнения. В качестве мотивации использовать похвалу.
Проблема 5: отсутствие социального взаимодействия.
Находясь на дистанционном обучении ученики долгое время не общаются друг с другом, редко бывают в общественных местах.
Дистанционное образование – вещь удобная и полезная, но получать его таким образом целесообразнее, если по каким-либо причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения. Но живого учителя не заменит никакой самый современный супергаджет. Учитель видит и чувствует каждого ученика и способен помочь не только в овладении знаниями, но и в понимании окружающей жизни.
Мир меняется. Дистанционное обучение сильно отличается от традиционного, что порождает определенные проблемы. Но они преодолимы, нужно лишь перестать сопротивляться новому, изменить отношение к онлайн-формату и приобрести дополнительные технические навыки.