Дистанционное обучение плюсы и минусы.Дополнительные возможности в изучении предмета изобразительное искусство. | Морозова Людмила Владимировна. Работа №363300
В статье представлены плюсы и минусы дополнительных возможностей дистанционных технологий при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной школе.
Опыт применения дистанционного обучения при обучении изобразительному искусству показывает, что при наличии всегда доступного информационного ресурса выигрывают и учитель, и ученики. И теперь не только учитель выстраивает процесс обучения с учетом индивидуальности ученика, но и ученик сам может выстроить собственный образовательный маршрут с учетом своих личностных особенностей и предпочтений.
МОРОЗОВА Л.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 61», Россия
Дистанционное обучение плюсы и минусы.
Дополнительные возможности в изучении предмета изобразительное искусство
Аннотация: В статье представлены плюсы и минусы дополнительных возможностей дистанционных технологий при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: информационное пространство, художественный образовательный процесс, творческая форма, удаленное обучение
Возможно, 2020 год назовут когда-то особым периодом в истории российского образования. Это время, когда школьным учителям, родителям, и, конечно, детям пришлось оперативно перестраиваться на непривычный способ обучения - дистанционный. И главной проблемой, на мой взгляд, стала не техническая, а психологическая неготовность к работе в таком формате.
Безусловно, многие педагоги и раньше использовали в своей работе некоторые приёмы дистанционного обучения, но лишь фрагментарно. Перейти же к такому формату обучения на постоянной основе оказалось для многих полной неожиданностью. Возникли вопросы: как лучше всего преподнести учебный материал, чтоб не навредить, какими ресурсами и технологиями воспользоваться, по какому принципу организовать обратную связь? Но все же тренд на дистанционное обучение появился не вчера, и он точно не исчезнет в ближайшие годы.
Современное информационное пространство предоставляет всем обширные и разнообразные возможности доступа к необходимой информации. Место, время и расстояние уже не имеют определяющего значения. Информацию можно получать тогда и там, где это нужно и удобно конкретно вам. И, конечно, эти преимущества современных технологий невозможно не использовать в сфере образования.
Опыт применения дистанционного обучения при обучении изобразительному искусству показывает, что при наличии всегда доступного информационного ресурса выигрывают и учитель, и ученики. И теперь не только учитель выстраивает процесс обучения с учетом индивидуальности ученика, но и ученик сам может выстроить собственный образовательный маршрут с учетом своих личностных особенностей и предпочтений. Безусловно, обучение творческому предмету невозможно строить только на теоретическом материале, без практических упражнений и творческих работ. Но возможность систематизировать теоретические основы в форме дистанционного курса позволяет сформировать определенную информационную базу, на которую ученики могут опираться при выполнении практических заданий.
Я прекрасно понимаю и осознаю, что обучение изобразительному искусству, в наиболее эффективном и полноценном виде, возможно только в оффлайн виде, когда взаимодействие между учеником, педагогом и учебной постановкой (референсом, рабочим реквизитом, книгой) происходит в тесном тактильном контакте. Практически невозможно поставить руку для нанесения линии или мазка особым образом удалённо, сложно разглядеть нюансы формы и цвета через фото и видеосвязь.
Но, при всём при том, я полностью убеждена, что намного важнее точного соблюдения всех условий художественного образовательного процесса - непрерывность обучения изобразительной грамоте и художественная практика.
Поэтому, в условиях невозможности использовать традиционные методы оффлайн обучения, важно продолжать обучение рисованию иными методами, поддерживать свою творческую форму, применять и развивать полученные художественные умения и навыки.
На занятиях, во время карантина, я пробовала обучать рисованию дистанционно в разных форматах, рисовала вместе с учениками в прямом эфире по zoom, снимала видеоуроки и видеоинструкции по рисованию, разрабатывала поэтапные уроки и презентации, копировала рисунки великих мастеров.
Среди плюсов то, что ученик может пересмотреть занятие в любое удобное время. Просмотр записи позволяет делать паузы для лучшего понимания и усвоения материала, перематывать видеозапись и повторять необходимые этапы работы. Самое главное: останавливаться через 10-15 минут, делать динамическую паузу, перерыв, и позже возвращаться к нужному этапу. Участники данного процесса могут не просто повторить работу по образцу, благодаря чётким инструкциям педагога, но и проявить фантазию, почувствовать себя настоящими творцами. При этом каждый ученик работает в своем индивидуальном темпе, переходя к следующему этапу работы после завершения предыдущего.
Среди минусов имеются:
результат
обучения
на
онлайн
мастер-классе
отсутствие
стимуляции
к
лучшему
уровню
(не
работает
фактор
сравнения
с
успехами
по
рисованию
других
«соучеников»);
бесконтрольность
попустительствам
(ведь
дистанционное
обучение
подходит
только
дисциплинированным
и
мотивированным
людям
с
повышенным
чувством
самоконтроля);
сниженное
до
минимума
общение,
как
с
мастером,
так
и
одноклассниками;
невозможность
участия
на
занятиях
при
отсутствии
доступа
к
интернету.
Удалённое обучение рисованию работает, оно может быть эффективным, если ребенок готов брать на себя ответственность, прикладывать усилия и внимательно выполнять все рекомендации.
В настоящее время перед нами стоит задача не только достойно ответить на вызовы нынешней эпидемии, но и быть готовыми к новым подобным угрозам.
Использование дистанционных технологий во всем разнообразии и вариативности форм их применения стало откликом на требования современной образовательной среды и подтвердило свою эффективность при обучении.
Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование - удобная и полезная форма работы. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам, обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.
Литература:
Волокитина
Ю.
Н.,
Баранова
О.
И.
Инновационные
формы
взаимодействия
педагогов
начальной
школы
и
родителей.
Научно-методический
электронный
журнал
«Концепт».
–
2017
.
Особенности
контента
дистанционных
курсов
и
организация
обучения
учащихся
начальной
школы
с
применением
дистанционных
образовательных
технологий
\
Голомазова
Н.П.,
Соколова
Н.Ф.
\
Современная
педагогика.
2014.
№
11
(24).
Царегородцева
С.
В
России
начали
использовать
технологию
смешанного
обучения.
–
Учительская
газета
–
27.06.2013г.
Полат
Е.
С.
Современные
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования
/
Под
ред.
Е.
С.
Полат
.
М.,
2009.