Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дистанционное обучение русскому языку и литературе | Ирина Александровна Лыгина. Работа №319666

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дистанционное обучение может быть использовано как форма образования, способная снять многие проблемы и затруднения, возникшие при доставке детей к базовым школам. С дистанционными технологиями связывают новые перспективы обучения детей-инвалидов, для которых обучение дома представляет собой единственную возможность получить общее, а затем и профессиональное образование. А также обучение одарённых детей, которым «прописаны» индивидуальные темп и содержание обучения. В практике работы с одарёнными детьми мной используются дистанционные образовательные технологии.

 

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Лыгина Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей», г. Новомосковск, lygina-irina@;mail .ru

В Законе РФ «Об образовании» 2012 года термин «дистанционное обучение» отсутствует. Однако используется словосочетание «дистанционные образовательные технологии»1. Под последними понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников. Из этой буквальной характеристики дистанционного образования прямо следует то, что, поскольку учащийся и учитель дистанцированы друг от друга, образовательная коммуникация между ними носит опосредованный характер или нуждается в средствах коммуникации.

Историю дистанционного обучения принято исчислять с 1840 года, когда англичанин Айзек Питманстал использовать для обучения стенографическому письму почтовые отправления. Менялись средства доставки учебного содержания. Сначала это была обычная почта, с помощью которой учебные материалы могли доставляться ученикам на любое расстояние. С 1920-х годов к печатным материалам добавились курсы по радио, позднее - телевизионные занятия. Затем стали использоваться аудио- и видеокассеты. В настоящее время всё это заменяется Интернетом и электронной почтой.

Дистанционное обучение может быть использовано как форма образования, способная снять многие проблемы и затруднения, возникшие при доставке детей к базовым школам. С дистанционными технологиями связывают новые перспективы обучения детей-инвалидов, для которых обучение дома представляет собой единственную возможность получить общее, а затем и профессиональное образование. А также обучение одарённых детей, которым «прописаны» индивидуальные темп и содержание обучения. В практике работы с одарёнными детьми мной используются дистанционные образовательные технологии.

В литературе имеются различные варианты описания моделей обучения. Лежащие в основе этих моделей системы обучения рассматриваются как конкурирующие: ни одна из систем не может претендовать на то, чтобы считаться более эффективной, чем другие. Стоящие за данными моделями исходные системы обучения прорисовываются вполне чётко:

модель дистанционного обучения, основанная на принципах последовательного управления деятельностью ученика (формирующая модель);

модель дистанционного обучения, согласованная с дидактическими принципами обучения, на вы

соком уровне обобщений (развивающая модель);

модель дистанционного обучения в рамках системы проблемного или проблемно -поискового обучения (исследовательская модель).

Представим выделенные модели дистанционного обучения посредством их основных принципов.

Формирующая модель:

ведущая роль учителя (в планировании, определении задач, выборе методов и приёмов учебной деятельности);

чёткая постановка целей и задач обучения перед учеником;

пошаговое управление процессом усвоения учебного материала;

внешнее стимул

ирование деятельности ученика;

непрерывный контроль над ходом индивидуальной и фронтальной работы;

разделение учебного материала на небольшие по объёму части;

оценка усвоения каждой части учебного материала;

оперативная коррекция деятельности ученика.

Развивающая модель:

формирование у ученика обобщённых знаний и способов деятельности;

выделение в учебном материале ведущих идей, основных понятий, исходного общего отношения, закономерных связей;

моделирование выделенных зависимостей в графической или ино

й форме;

использование учеником обобщённых знаний как средство усвоения последующего учебного материала (движение от общего к частному);

включение учащихся в формирование теоретических обобщений;

постепенное увеличение объёма самостоятельного решения учеником познавательных задач.

Исследовательская модель:

специальное обучение способам поисковой деятельности;

конструирование содержания предмета путём учебных проблем;

создание проблемных ситуаций в

учебной деятельности;

организация коммуникации, диалога между учениками с целью сопоставления различных точек зрения, мнений, гипотез;

сочетание самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.

Характеризуя первую модель, следует сказать, что осуществление учебной коммуникации на расстоянии вовсе не исключает возможности такого управления действиями ученика, когда его самостоятельность будет весьма ограничена, а ключевая роль останется за учителем.

Учитель в рамках этой модели полностью планирует учебный процесс, ставит цели и задачи, определяет методы и приёмы учебной деятельности. Он пошагово управляет процессом усвоения учебного материала, задавая действиям ученика определённую последовательность. Это достигается с помощью различных инструкций, алгоритмов, детальных руководств, содержащихся в электронном пособии, направляемых по e-mail или предлагаемых ученику в режиме он-лайн общения. Например: «Прочитайте пункт 3.5. После этого рассмотрите схему № 2. Ответьте на вопрос...»

Дистанционное обучение, осуществляемое в рамках формирующей модели, предполагает непрерывный контроль над ходом усвоения. При этом обучение на расстоянии с использованием современных телекоммуникационных технологий позволяет сделать такой контроль не менее эффективным, чем в системе очного обучения, где текущий контроль (в классе с численностью 25 человек) носит выборочный характер.

Постоянный контроль позволяет в оперативном режиме корректировать деятельность ученика, исправлять ошибки, ликвидировать пробелы в знаниях.

Ученик последовательно продвигается в усвоении учебного материала. Сам материал, как правило, разделён на небольшие по объёму части, каждая из которых завершается контрольными вопросами и заданиями.

Постоянным является не только контроль, но и стимулирование учебной деятельности ребёнка со стороны учителя (тьютора), поощряющего ученика, вселяющего ему уверенность в своих силах и возможностях, обращающего внимание на необходимость быть внимательным, дисциплинированным, усидчивым.

В рамках формирующей модели при работе с одарёнными детьми на уроке русского языка может быть использована, к примеру, информационная технология «Русская надежда»(обучение в режиме on-line, сайт http://rushope.ru). Контроль осуществляется с помощью диктанта разной степени сложности (от 3 до 6) в виде аудиозаписи через беспроводные наушники. Такая подача материала позволяет индивидуализировать учебный процесс.

Развивающая модель дистанционного обучения основана на том, чтобы формировать у ученика обобщённые знания и способы деятельности. Её главный смысл и методическое наполнение вытекают из определения теоретического знания не только как результата, но и как средства познания. Методика развивающего обучения существует в разных версиях. Воспользуемся методикой развивающего обучения, разработанной в 1980—90-е годы профессором Г.Д. Кирилловой (С.Петербург).

Обучение включает, по мнению Г. Д. Кирилловой, три основных этапа:

аналитический, когда осуществляется анализ конкретного содержания как носителя общего принципа, идеи, теоретического положения, выявляются присущие целому связи и зависимости определяется место данного содержания в развитии учебного материала, ег

о роль, значение, новизна решаемой задачи;

систематизации

и обобщения, результатом которого может стать построение обобщённой модели, рисунка, схемы и других средств выявления системы, зависимостей;

3 применения системного обобщённого знания в качестве способа деятельности при рассмотрении нового содержания в логике развития учебного предмета, при решении новых практических задач» 2.

Функции педагога при этом могут варьироваться от традиционного представления учебного материала и контроля над его усвоением до общей координации и консультирования. Необходимо добавить, что самостоятельная работа ученика — стержень дистанционного обучения. Но ученик должен быть готовым к самостоятельной работе.

В качестве дополнительного материала к уроку или домашнего задания учитель может давать задания с использованием Интернета. Например, на уроке русского языка в 9 классе по теме «Сложносочинённое предложение. Понятие о сложносочинённом предложении» может быть следующее задание: «Познакомьтесь с биографией В.В.Виноградова в

MHTepneTe:http://slovarfilologa.ru/», определите, какой вклад внёс учёный в развитие русской лингвистики». Или же тема «Знаки препинания в бессоюзном предложении» предполагает дополнительное задание на дом (по желанию): «Зайдите на сайт Грамота.Ру В рубрике «Учебник Грамоты»« вы найдете упражнения по этой теме, постарайтесь подобрать примеры, иллюстрирующие трудные случаи использования знаков препинания в бессоюзном сложном предложении: http://www.gramota.ru/class/coach/punct.

Третья выделяемая нами модель дистанционного обучения исследовательская модель — опирается на принципы обучения, составляющие не самостоятельную дидактическую систему, а подход к процессу обучения, акцентирующий внимание на одной из форм познавательной деятельности ученика — поисковой деятельности.

Центральные понятия проблемного обучения — «проблемная ситуация» и «учебная проблема (задача)». Усвоение учащимися новых знаний происходит в ходе решения учебных задач. Самостоятельным методом проблемно-поискового обучения выступает проблемное изложение учебного материала.

Исследовательская модель дистанционного обучения требует специального обучения школьников способам поисковой деятельности, формирования у них представления о логике научного исследования. Это вполне осуществимо при дистанционном обучении с использованием электронных образовательных ресурсов: http://www.olimpus.org.ru/, http://future4you.ru/, http://talant.perm.ru/, http://www.nicsnail.ru/ и других.

Если подойти к дистанционному обучению как к дидактическому процессу, в котором преподавателя частично заменяют технические средства учебной деятельности, то возможность такой модели образования применительно к средней школе обсуждалась и прорабатывалась в рамках концепции программированного обучения.

Созданные обучающие устройства, однако, не смогли вытеснить учителя. Оказалось, что на всех ступенях обучения программированное обучение без участия преподавателя не приносит хороших результатов. Полноценным «дидактическим средством» оно становится только в руках преподавателя.

Список использованной литературы

Закон «Об образовании в Российской Федерации». Источник: «Российская газета»

Кириллова Т.Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: Учебное

пособие. СПб.: Образование, 1996. С. 35.

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИНТЕРНЕТА И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Зарва-Собко Оксана Ивановна БОУ COLLI №1 Ю Oksana.chekh@mail.ru

Основная цель педагогической деятельности любого учителя - воспитать личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Данную цель возможно достигнуть через эффективное построение учебного процесса, применение современных информационно- коммуникационных средств, новых методик обучения, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах, дистанционных конкурсах.

Современное образование связано с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности всех участников образовательного процесса.

БОУ COLLI №110 является активным пользователем интернет-ресурсов. Деятельность данного образовательного учреждения направлена на:

-участие в телекоммуникационных образовательных проектах;

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×