Для чего необходимо применять устный счет на уроках математики | Иванникова Ольга Васильевна. Работа №354310
Общеизвестно, что устный счет, как совокупность задач на отработку вычислительных навыков тренирует быстроту мышления, умение мыслить направлено, всесторонне оценивать любую ситуацию и принимать оптимальное решение. В связи с этим меня заинтересовала проблема, как обучение устному счету может обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ОО и Концепции математического образования в РФ.
Для чего необходимо применять устный счет на уроках математики?
Иванникова Ольга Васильевна, учитель математики, МБОУ «СОШ №6» Старооскольского городского округа.
Актуальность проблемы заключается в том, что среди множества общепринятых подходов к изучению математики не всегда учитывают формирование навыков овладения устным счетом. Общеизвестно, что устный счет, как совокупность задач на отработку вычислительных навыков тренирует быстроту мышления, умение мыслить направлено, всесторонне оценивать любую ситуацию и принимать оптимальное решение. В связи с этим меня заинтересовала проблема, как обучение устному счету может обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ОО и Концепции математического образования в РФ.
Ключевые слова: математика, устный счет, технические средства обучения, скорость мышления,
Влияние современных технологий на скорость мышления.
Мы все больше зависим от технических средств, однако они не только облегчают нашу жизнь, но и заставляют нас забывать простые и важные навыки, ставят в неудобное положение в разных ситуациях, где нужна работа мозга или мышечная сила. Побочных эффектов современных технологий, которые людей ставят в тупик и делают беспомощным становится все больше. Но дело, конечно, не в новых технических средствах, а в людях, которые используют их не в меру.
Список теряемых умений со временем возглавляет способность быстро читать и считать.
Дети в школе больше не помнят таблицу умножения и не умеют умножать в столбик. Незнание таблицы умножения и неумение считать с помощью карандаша и бумаги реально делают нас во многих ситуациях беспомощными и даже обманутыми . Здесь так и хочется процитировать афоризм «Те, кого обсчитывают, просто доплачивают за незнание математики!»
Проблемы с математикой у обучающихся среднего звена.
Ученики 5-9 классов пугаются в решении обычных дробей, степеней, корней, в делении уголком и умножении в столбик. Не все, конечно, а те дети, которым знакомы проблемы с математикой, а таких большинство. Достаточно ученику понять, на какую кнопку нажать, чтобы шестерни завертелись и механизм начнет движение, как сомнения и дискомфорт испаряются и с такой легкостью возвращаются, только дело доходит до вычислений.
Большинство детей неплохо обучены устному счету: это выясняется сразу, как только просишь их вычислить вслух (например, умножить двузначные числа), произнося каждое действие. Они воспроизводят известные правила и приемы устного счета и даже упоминают свойства сложения и умножения - все, чему их тщательно обучали и также тщательно спрашивали в 5-6 классах, когда с устного счета начинался урок.
Всего пять минут, чтобы закрепить навыки, повторить правила и «разговорить» учеников. Но это – не самоцель, гораздо важнее разогреть и подготовить к продуктивной работе «главную мышцу» – мозг. Так же, как готовит и разогревает мышцы спортсмен перед тренировкой. Точно так же, как мы включаем компьютер и терпеливо ждем, когда тот загрузится. Всякий раз нужно нажимать кнопку в голове учеников, чтобы запустить нужную программу.
Ни одно поколение учителей математики подвергало сомнению необходимость и полезность устного счета и никто так и не придумал лучшего «тренинга для мозгов», а мы готовы легко пренебречь им ради калькулятора. Всему свое время. И калькулятор еще пригодится, когда нужно будет сохранить силы для решения сложных задач, где вычисления вторичны.. Справедливости ради отмечу: часть проблем закладывается еще в начальной школе, где педагоги, очевидно, не уделяют должного внимания устному счету. И тогда остается либо уподобиться им и махнуть на проблему рукой, либо запастись терпением.
Для многих детей вычисление похоже на интеллектуальную пытку, а все их сомнения и страхи – от нехватки практики. Добавим сюда побочный эффект: невостребованные знания либо выпадают в осадок в долговременной памяти, либо навсегда улетучиваются из головы.
Цена вопроса – пять минут устных упражнений в начале каждого урока ради сорока минут эффективной работы и достижения поставленной цели. Такие тематические упражнения (на действия со степенями, корнями на превращение выражений и др.) – естественное продолжение устного счета в 5-6 классах.
Сегодня предпочтение отдается динамическим игровым формам. По мере необходимости можно задействовать возможности Интернета и осваивать электронные ресурсы и программы для создания различных тренажеров и устных интересных задач.
Действительно ли устный счет развивает память и мышление?
Наконец, есть еще одна веская причина, чтобы не отказываться от практики устного счета. Давно существует расхожее мнение: устный счет развивает память и мышление. Так ли это?
Относительно памяти вопрос спорный, видов памяти много и не все в данном случае равнозначны. Мне кажется, роль устного счета здесь не столь велика, как принято считать. Вообще для успешных занятий математикой память – не главное, как и отличные вычислительные способности (как известно, среди выдающихся ученых мало кто отличался и тем и другим). По-моему, память эффективнее тренируется при заучивании обычных текстов, чем теорем и формул (многие из них вообще легко выводятся одна из другой, нет необходимости загружать память, а вот потренироваться рассуждать – это другое дело). Кстати, объем того, что реально, необходимо запомнить в школьном курсе математики, едва ли не минимальный среди всех предметов, что подтверждает и сравнительный размер шпаргалок. А что все-таки дети? Их память отлично работает до тех пор, пока дело не доходит до таблицы умножения: занести ее в долгосрочную память большинству детей действительно проблема.
Мышление – еще более сложный и многогранный процесс. Его развитие способствует занятию любой наукой, и каждый школьный предмет вносит в это дело свой вклад. То же письмо оттачивает разум не хуже, чем решение задач. Но именно математика традиционно возглавляет список. Я бы сказала, проще перечислить, на какие качества мышления она не влияет, чем назвать все те, на которые она действует благотворно.
В заключении следует сделать вывод: чтобы эффективно использовать устный счет я бы выделила три главных качества, которые необходимы обучающимся: скорость, рациональность и критичность мышления. «Главных» потому, что они жизненно необходимы каждому человеку. Этот аргумент кажется мне наиболее очевидным, убедительным и легко доносимым к человеку. Другими словами, устный счет тренирует скорость мышления, умение мыслить направлено, всесторонне оценивать любую ситуацию и принимать оптимальное решение. Все это вместе обеспечивает скорость реакции в любом деле, при любых обстоятельствах. А скорость реакции (при других равных условиях) – это всегда преимущество. Без этого качества уже сегодня многим людям непросто адаптироваться к стремительно меняющейся жизни.