Доклад для педагогов к педагогическому совету на тему: «Мнемотехника как развивыающий компонент в повседневной жизни дошкольника». | Волкова Рамиля Нурахмед-кызы. Работа №353876
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету.» К. Д. Ушинский
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что в это возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное ,логическое ,ассоциативное мышление( в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое),развивать воображение, восприятие ;зрительное и слуховое внимание, развить кругозор, а также помогает развить все стороны речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.
Мы знаем, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.
Использование в своей работе приема моделирования, как мнемотехника, позволило мне взаимодействовать с детьми более интересно и динамично.
Использование мнемотехники в режимных моментах.
Используемые на занятиях примеры мнемотехники могут быть - таблицы, построенные на изображении последовательности умывания, мытья рук, одевание, сервировка стола.
Наглядные картинки позволяют ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами легко воспроизвести этапы.
Целью опыта работы я поставила:
- создание условий для овладения приемами и методами « мнемотехники» в интеграции пяти образовательных областей детей младшего дошкольного возраста.
Выделила такие задачи:
- способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса;
-способствовать развитию памяти, внимания, восприятия, мышления;
-способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы;
-способствовать развитию умения работать по образцу;
-способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира, принимать активное участие в образовательном процессе;
-способствовать умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
-способствовать формированию навыков сотрудничества,взаимопонимания,доброжелательности,инициативности;
- создавать условия, способствующие сотрудничеству с родителями детей.
На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе:
-системный (технология мнемотехники используется в системе обучения и воспитания);
-личностный (с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка);
-деятельностный (развитие происходит в деятельности);
-диалогический (процесс обучения происходит в форме диалога);
-культурологический(ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь);
-информационный(ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире);
-аксиологический( образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект-субъектное взаимодействие с детьми).
При работе с мнемотехникой придерживалась принципов:
-принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
-принцип научной обоснованности и практической применимости;
-принцип комплексно-тематический( объединение комплекса различных видов детских деятельностей вокруг единой темы);
- принцип интегративности (образовательная деятельность реализовывалась в пяти областях);
-принцип экономичности (использовала имеющиеся методические средства и создавала дидактические средства ,не требующие финансовых затрат);
-принцип здоровья сбережения- проявляла потенциал ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, что бы ребенок не испытывал давление со стороны взрослого.
.Для решения поставленной цели обогатила предметно-развивающую среду группы различным дидактическим материалом.
Так как мнемотехника строится от просто к сложному, то начала с простейших мнемоквадратов, последовательно перешла к мнемодорожкам .Работать с мнемотаблицами начала со старшей группой. Для систематизации знаний детей о сезонных изменениях использовала модельные схемы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета. Мнемотаблицы оказались особенно эффективны при разучивании стихотворений. На начальном этапе предлагала готовую план-схему,а по мере обучения дети активно включались в процесс создания своей . Работая с пересказами с помощью мнемотаблиц, ребенок внимание свое концентрировал на правильном построении предложений. Трудные для восприятия для детей темы, с помощью мнемотаблиц, раскрываются ненавязчиво, легко, интересно, доступно.
Так же мнемотаблицы использовала для ознакомления детей с окружающим миром, при составлении рассказов, сказок, при отгадывании и загадывании загадок, при обучении составу числа, элементарных математических представлений ,при воспитании культурно гигиенических навыков, при воспитании навыков самообслуживания, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности, при работе по дифференциации звуков, ознакомлению с природой, конструктивно-модельной деятельности, в совершенствовании умений и навыков основных видах движений, разучивании песен, при заучивании слов в новых подвижных играх.
Использование мнемотаблиц я применяла не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах, так как ,в связи с введением ФОП, образовательная деятельность должна проходить на протяжении всего дня. Поскольку, ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то моделирование стало составной частью игры, благодаря которой дети приобретали новые знания и умения, учились их использовать на практике.
Для родителей были предложены игры для развития слуховой, зрительной, ассоциативной памяти детей, консультации, рекомендации по заучиванию стихов ,пересказу сказок, текстов, составлению рассказов с помощью технологии «мнемотехника».
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребенка. Дает возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. В новом учебном году буду обязательно использовать мнемотехнику во всех видах совместной деятельности.
«Утверждаю»
Заведующий
МДОУ «Детский сад № 181»
____________/А.В. Матвеева/
Пр. №___________________
от «____»_________2024 г.
Доклад для педагогов к педагогическому совету №2
на тему: «Мнемотехника как развивыающий компонент в повседневной жизни дошкольника».
Воспитатель: Волкова Р.Н.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету.»
К. Д. Ушинский
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что в это возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное ,логическое ,ассоциативное мышление( в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое),развивать воображение, восприятие ;зрительное и слуховое внимание, развить кругозор, а также помогает развить все стороны речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.
Мы знаем, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.
Использование в своей работе приема моделирования, как мнемотехника, позволило мне взаимодействовать с детьми более интересно и динамично.
Использование мнемотехники в режимных моментах.
Используемые на занятиях примеры мнемотехники могут быть - таблицы, построенные на изображении последовательности умывания, мытья рук, одевание, сервировка стола.
Наглядные картинки позволяют ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами легко воспроизвести этапы.
Целью опыта работы я поставила:
- создание условий для овладения приемами и методами « мнемотехники» в интеграции пяти образовательных областей детей младшего дошкольного возраста.
Выделила такие задачи:
- способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса;
-способствовать развитию памяти, внимания, восприятия, мышления;
-способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы;
-способствовать развитию умения работать по образцу;
-способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира, принимать активное участие в образовательном процессе;
-способствовать умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
-способствовать формированию навыков сотрудничества,взаимопонимания,доброжелательности,инициативности;
- создавать условия, способствующие сотрудничеству с родителями детей.
На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе:
-системный (технология мнемотехники используется в системе обучения и воспитания);
-личностный (с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка);
-деятельностный (развитие происходит в деятельности);
-диалогический (процесс обучения происходит в форме диалога);
-культурологический(ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь);
-информационный(ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире);
-аксиологический( образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект-субъектное взаимодействие с детьми).
При работе с мнемотехникой придерживалась принципов:
-принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
-принцип научной обоснованности и практической применимости;
-принцип комплексно-тематический( объединение комплекса различных видов детских деятельностей вокруг единой темы);
- принцип интегративности (образовательная деятельность реализовывалась в пяти областях);
-принцип экономичности (использовала имеющиеся методические средства и создавала дидактические средства ,не требующие финансовых затрат);
-принцип здоровья сбережения- проявляла потенциал ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, что бы ребенок не испытывал давление со стороны взрослого.
.Для решения поставленной цели обогатила предметно-развивающую среду группы различным дидактическим материалом.
Так как мнемотехника строится от просто к сложному, то начала с простейших мнемоквадратов, последовательно перешла к мнемодорожкам .Работать с мнемотаблицами начала со старшей группой. Для систематизации знаний детей о сезонных изменениях использовала модельные схемы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета. Мнемотаблицы оказались особенно эффективны при разучивании стихотворений. На начальном этапе предлагала готовую план-схему,а по мере обучения дети активно включались в процесс создания своей . Работая с пересказами с помощью мнемотаблиц, ребенок внимание свое концентрировал на правильном построении предложений. Трудные для восприятия для детей темы, с помощью мнемотаблиц, раскрываются ненавязчиво, легко, интересно, доступно.
Так же мнемотаблицы использовала для ознакомления детей с окружающим миром, при составлении рассказов, сказок, при отгадывании и загадывании загадок, при обучении составу числа, элементарных математических представлений ,при воспитании культурно гигиенических навыков, при воспитании навыков самообслуживания, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности, при работе по дифференциации звуков, ознакомлению с природой, конструктивно-модельной деятельности, в совершенствовании умений и навыков основных видах движений, разучивании песен, при заучивании слов в новых подвижных играх.
Использование мнемотаблиц я применяла не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах, так как ,в связи с введением ФОП, образовательная деятельность должна проходить на протяжении всего дня. Поскольку, ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то моделирование стало составной частью игры, благодаря которой дети приобретали новые знания и умения, учились их использовать на практике.
Для родителей были предложены игры для развития слуховой, зрительной, ассоциативной памяти детей, консультации, рекомендации по заучиванию стихов ,пересказу сказок, текстов, составлению рассказов с помощью технологии «мнемотехника».
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребенка. Дает возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. В новом учебном году буду обязательно использовать мнемотехнику во всех видах совместной деятельности.