Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Доклад для педагогов к педагогическому совету на тему: «Мнемотехника как развивыающий компонент в повседневной жизни дошкольника». | Волкова Рамиля Нурахмед-кызы. Работа №353876

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету.»                                                                             К. Д. Ушинский

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что  в это возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное ,логическое ,ассоциативное мышление( в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое),развивать воображение, восприятие ;зрительное и слуховое внимание, развить кругозор, а также помогает развить все стороны речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.

Мы знаем, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.

Использование в своей работе приема моделирования, как мнемотехника, позволило мне взаимодействовать с детьми более интересно и динамично.

Использование мнемотехники в режимных моментах.

Используемые на занятиях примеры мнемотехники могут быть - таблицы, построенные на изображении последовательности умывания, мытья рук, одевание, сервировка стола.

Наглядные картинки позволяют ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами  легко воспроизвести этапы.

Целью опыта работы я поставила:

- создание условий для овладения приемами и методами « мнемотехники» в интеграции пяти образовательных областей детей младшего  дошкольного возраста.

 Выделила такие задачи:

- способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса;

-способствовать развитию памяти, внимания, восприятия, мышления;

-способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в  абстрактные символы;

-способствовать развитию умения работать по образцу;

-способствовать формированию целостного восприятия  окружающего мира, принимать активное участие в образовательном процессе;

-способствовать умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

-способствовать формированию навыков сотрудничества,взаимопонимания,доброжелательности,инициативности;

- создавать условия, способствующие сотрудничеству с родителями детей.

На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе:

-системный   (технология мнемотехники используется в системе обучения и воспитания);

-личностный   (с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка);

-деятельностный (развитие происходит в деятельности);

-диалогический (процесс обучения происходит в форме диалога);

-культурологический(ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь);

-информационный(ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире);

-аксиологический( образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект-субъектное взаимодействие с детьми).

При работе с мнемотехникой придерживалась принципов:

-принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

-принцип научной обоснованности и практической применимости;

-принцип комплексно-тематический( объединение комплекса различных видов детских деятельностей вокруг единой темы);

- принцип интегративности (образовательная деятельность реализовывалась в пяти областях);

-принцип экономичности (использовала имеющиеся методические средства и создавала дидактические средства ,не требующие финансовых затрат);

-принцип здоровья сбережения- проявляла потенциал ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, что бы ребенок не испытывал давление со стороны взрослого.

.Для решения поставленной цели обогатила предметно-развивающую среду группы различным дидактическим материалом.

 Так как мнемотехника строится от просто к сложному, то начала с простейших мнемоквадратов, последовательно перешла к мнемодорожкам .Работать с мнемотаблицами начала со старшей группой. Для систематизации знаний детей о сезонных изменениях использовала модельные схемы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета. Мнемотаблицы оказались особенно эффективны при разучивании стихотворений. На начальном этапе предлагала готовую план-схему,а по мере обучения дети активно включались в процесс создания своей . Работая с пересказами с помощью мнемотаблиц, ребенок внимание свое концентрировал на правильном построении предложений. Трудные для восприятия для детей темы, с помощью мнемотаблиц, раскрываются ненавязчиво, легко, интересно, доступно.

Так же мнемотаблицы использовала для ознакомления детей с окружающим миром, при составлении рассказов, сказок, при отгадывании и загадывании загадок, при обучении составу числа, элементарных математических представлений ,при воспитании культурно гигиенических навыков, при воспитании навыков самообслуживания, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности, при работе по дифференциации звуков,  ознакомлению с природой, конструктивно-модельной деятельности, в совершенствовании умений и навыков основных видах движений, разучивании песен, при заучивании слов в новых подвижных играх.

Использование мнемотаблиц я применяла не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах, так как ,в связи с введением ФОП, образовательная деятельность должна проходить на протяжении всего дня. Поскольку, ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то моделирование стало составной частью игры, благодаря которой дети приобретали новые знания и умения, учились их использовать на практике.

Для родителей были предложены игры для развития слуховой, зрительной, ассоциативной памяти детей, консультации, рекомендации по заучиванию стихов ,пересказу сказок, текстов, составлению рассказов с помощью технологии  «мнемотехника».

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребенка. Дает возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. В  новом учебном году буду обязательно использовать мнемотехнику во всех видах совместной деятельности.

«Утверждаю»

Заведующий

МДОУ «Детский сад № 181»

____________/А.В. Матвеева/

Пр. №___________________

от «____»_________2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад для педагогов к педагогическому совету 2

на тему: «Мнемотехника как развивыающий компонент в повседневной жизни дошкольника».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Волкова Р.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету.»
 К. Д. Ушинский 

 

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что в это возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное ,логическое ,ассоциативное мышление( в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое),развивать воображение, восприятие ;зрительное и слуховое внимание, развить кругозор, а также помогает развить все стороны речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.

Мы знаем, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.

Использование в своей работе приема моделирования, как мнемотехника, позволило мне взаимодействовать с детьми более интересно и динамично.

Использование мнемотехники в режимных моментах.

Используемые на занятиях примеры мнемотехники могут быть - таблицы, построенные на изображении последовательности умывания, мытья рук, одевание, сервировка стола.

Наглядные картинки позволяют ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами  легко воспроизвести этапы.

Целью опыта работы я поставила:

- создание условий для овладения приемами и методами « мнемотехники» в интеграции пяти образовательных областей детей младшего дошкольного возраста.

Выделила такие задачи:

- способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса;

-способствовать развитию памяти, внимания, восприятия, мышления;

-способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы;

-способствовать развитию умения работать по образцу;

-способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира, принимать активное участие в образовательном процессе;

-способствовать умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

-способствовать формированию навыков сотрудничества,взаимопонимания,доброжелательности,инициативности;

- создавать условия, способствующие сотрудничеству с родителями детей.

На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе:

-системный (технология мнемотехники используется в системе обучения и воспитания);

-личностный (с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка);

-деятельностный (развитие происходит в деятельности);

-диалогический (процесс обучения происходит в форме диалога);

-культурологический(ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь);

-информационный(ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире);

-аксиологический( образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект-субъектное взаимодействие с детьми).

При работе с мнемотехникой придерживалась принципов:

-принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

-принцип научной обоснованности и практической применимости;

-принцип комплексно-тематический( объединение комплекса различных видов детских деятельностей вокруг единой темы);

- принцип интегративности (образовательная деятельность реализовывалась в пяти областях);

-принцип экономичности (использовала имеющиеся методические средства и создавала дидактические средства ,не требующие финансовых затрат);

-принцип здоровья сбережения- проявляла потенциал ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, что бы ребенок не испытывал давление со стороны взрослого.

.Для решения поставленной цели обогатила предметно-развивающую среду группы различным дидактическим материалом.

Так как мнемотехника строится от просто к сложному, то начала с простейших мнемоквадратов, последовательно перешла к мнемодорожкам .Работать с мнемотаблицами начала со старшей группой. Для систематизации знаний детей о сезонных изменениях использовала модельные схемы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета. Мнемотаблицы оказались особенно эффективны при разучивании стихотворений. На начальном этапе предлагала готовую план-схему,а по мере обучения дети активно включались в процесс создания своей . Работая с пересказами с помощью мнемотаблиц, ребенок внимание свое концентрировал на правильном построении предложений. Трудные для восприятия для детей темы, с помощью мнемотаблиц, раскрываются ненавязчиво, легко, интересно, доступно.

Так же мнемотаблицы использовала для ознакомления детей с окружающим миром, при составлении рассказов, сказок, при отгадывании и загадывании загадок, при обучении составу числа, элементарных математических представлений ,при воспитании культурно гигиенических навыков, при воспитании навыков самообслуживания, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности, при работе по дифференциации звуков, ознакомлению с природой, конструктивно-модельной деятельности, в совершенствовании умений и навыков основных видах движений, разучивании песен, при заучивании слов в новых подвижных играх.

Использование мнемотаблиц я применяла не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах, так как ,в связи с введением ФОП, образовательная деятельность должна проходить на протяжении всего дня. Поскольку, ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то моделирование стало составной частью игры, благодаря которой дети приобретали новые знания и умения, учились их использовать на практике.

Для родителей были предложены игры для развития слуховой, зрительной, ассоциативной памяти детей, консультации, рекомендации по заучиванию стихов ,пересказу сказок, текстов, составлению рассказов с помощью технологии «мнемотехника».

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребенка. Дает возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. В новом учебном году буду обязательно использовать мнемотехнику во всех видах совместной деятельности.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×