Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Доклад Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка. | Капленко Татьяна Ильинична. Работа №312893

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения, навыки. Формирование читательской грамотности на уроках немецкого языка, предполагает работу над развитием целого ряда компетенций у учащихся. Для этого нужно подходить к изучению предмета, учитывая интересы детей, учить находить и извлекать из текста нужную информацию,  работая с текстом, приводить примеры из жизненного опыта. Я использую разные приемы формирования читательской грамотности у учащихся.

МБОУ Курская ООШ

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

 

«Формирование

функциональной грамотности

на уроках немецкого языка»

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель немецкого языка

Капленко Татьяна Ильинична

 

 

 

 

2022 г.

Слайд № 1 Титульный

Слайд № 2

Свое выступление я хочу начать со слов Алексея Алексеевича Леонтьева - знаменитого лингвиста:

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы (1 и 5 классы), которые вступили в силу в сентябре 2022 года, особое внимание уделяется функциональной грамотности, как приоритетной задаче.

Слайд № 3

Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (математическая, естественнонаучная, читательская и др.).

Слайды4, 5, 6

Мы должны развивать у учащихся подобные компетенции.

Сегодня мы остановимся на читательской грамотности.

Слайд № 7

Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.

Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.

Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.

Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международной программе по оценке достижений учащихся PISA. В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами.

Сегодня никого не удивляет, что интерес к чтению значительно упал. Причины на то разные: глобальная компьютеризация, интернет, дающий возможность познакомиться с произведениями литературы в краткой и более яркой форме, использование критических статей из интернета, экранизация произведений. Намного легче познакомиться с произведением по телевизору, чем читать толстый том романа. В настоящее время существуют более легкие пути знакомства с классической и современной литературой.

Известно, что в читающей семье ребенок непроизвольно втягивается в мир чтения. Помните, у нас в учебнике немецкого языка в 9 классе в автобиографии писателя Ганса Фаллады «В далекие детские годы» в семье глагол «читать» использовался в разных формах: я читаю, он читает, мы читаем и т.д. И только «Читай!» не находило применения.

Думаю, что такому положению сейчас бы позавидовала каждая семья. Но таких семей в настоящее время единицы. Значит, не только на родителей, но и на учителя возлагается функция приобщения учащихся к чтению.

Как же мотивировать ученика и пробудить у него интерес к чтению? Это проблема, решение которой требует времени и сил. Сегодня должны быть созданы те педагогические условия, которые превращают готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение … за порогом школы.

Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.

Слайд № 8

Важным компонентом урока немецкого языка является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.

Слайд № 9

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:

Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).

Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.

Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.

Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)

Слайд № 10

Для развития этих компетенций мы можем использовать и знакомить учащихся со следующими видами текстов:

Сплошной (линейный)

Несплошной

(нелинейный)

Смешанный

 

Слайд № 11

Соответственно мы должны учить детей:

Различать сплошные и

несплошные

тексты

Извлекать информацию из

несплошных

текстов

Трансформировать информацию из сплошного текста в

несплошной

и наоборот

Самостоятельно создавать

несплошные

тексты

Оценивать полученную информацию

.

Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития читательской грамотности.

Слайд № 12

Если мы используем дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения необходимо руководствоваться следующими критериями:

текст должен быть ученику интересен (т.е. новизна информации), актуальность текста для учащихся с учётом возрастных особенностей и может быть взят из «реальной жизни»

объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).

наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста, иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности)

наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор

текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.

При необходимости нужно адаптировать текст!

Материал для составления заданий по развитию читательской грамотности следует выбирать из жизненных ситуации:

выбор товаров в Интернете;

заполнение электронных анкет, опросов, резюме;

поиск билетов на все виды транспорта;

изучение расписания движения транспорта;

работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;

использование сайтов со сводками погоды;

поиск кулинарных рецептов;

информации о работе

поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.;

Однако, не секрет, что в своей работе мы часто сталкиваемся с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно:

учащиеся не знают значений многих слов;

не понимают смысла написанного;

не могут выделить ключевые слова;

не умеют озаглавить текст;

не в состоянии сформулировать вопрос;

не умеют читать диаграммы;

не умеют актуализировать свои знания и умения.

Слайд № 13

Достичь читательской грамотности на уроках немецкого языка мне помогают разные приемы, которые я использую на своих уроках. Прежде всего делим работу с текстом на 3 этапа: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.

Слайд № 14

1. Предтекстовый этап

Задачами данного этапа являются:

создание мотива чтения;

развитие умения прогнозирования;

активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей

.

Слайд № 15

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

прочитай заголовок и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;

посмотри на   фото и скажи, какую   жизнь   могут   вести   люди, изображенные на фото;

опиши картинку (соответствующую тематике текста), затем прочти текст и найди ошибки в картинке;

дай определение следующим словам;

соедини слова с их определениями;

определи различные значения одного и того же слова;

найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;

прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

Примеры из собственного текста (Задания № 1и 2)

Слайд № 16

2. Текстовый этап

Задачами данного этапа являются:

контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений;

продолжение формирования соответствующих навыков и умений.

Слайд № 17

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

прочти текст, раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;

выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;

подтверди правильность или ложность утверждений;

составь план текста;

заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;

передай основную идею текста несколькими предложениями.

Примеры из собственного текста (Задание № 3)

Слайд № 18

3. Послетекстовый этап

Задачами данного этапа являются:

проверка понимания прочитанного;

контроль формирования умений смыслового чтения и возможное использование полученной информации в будущем.

Слайд № 19

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ответь на вопросы по содержанию текста;

выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);

заполни таблицу по содержанию текста;

скажи по-другому;

дополни предложения словами из текста;

выскажи свое отношение к прочитанному;

составь вопросы к тексту;

подготовь пересказ текста.

Примеры из собственного текста (Задания № 4 и 5)

Слайд № 20

Закончить своё выступление я хотела бы словами

«Мы учимся не для школы, а для жизни»,

и применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом. И как итог - выпускник востребован в жизни.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×