Доклад Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка. | Капленко Татьяна Ильинична. Работа №312893
Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения, навыки. Формирование читательской грамотности на уроках немецкого языка, предполагает работу над развитием целого ряда компетенций у учащихся. Для этого нужно подходить к изучению предмета, учитывая интересы детей, учить находить и извлекать из текста нужную информацию, работая с текстом, приводить примеры из жизненного опыта. Я использую разные приемы формирования читательской грамотности у учащихся.
МБОУ Курская ООШ
Доклад
«Формирование
функциональной грамотности
на уроках немецкого языка»
Подготовила: учитель немецкого языка
Капленко Татьяна Ильинична
2022 г.
Слайд № 1 Титульный
Слайд № 2
Свое выступление я хочу начать со слов Алексея Алексеевича Леонтьева - знаменитого лингвиста:
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы (1 и 5 классы), которые вступили в силу в сентябре 2022 года, особое внимание уделяется функциональной грамотности, как приоритетной задаче.
Слайд № 3
Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (математическая, естественнонаучная, читательская и др.).
Слайды № 4, 5, 6
Мы должны развивать у учащихся подобные компетенции.
Сегодня мы остановимся на читательской грамотности.
Слайд № 7
Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.
Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.
Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.
Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международной программе по оценке достижений учащихся PISA. В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами.
Сегодня никого не удивляет, что интерес к чтению значительно упал. Причины на то разные: глобальная компьютеризация, интернет, дающий возможность познакомиться с произведениями литературы в краткой и более яркой форме, использование критических статей из интернета, экранизация произведений. Намного легче познакомиться с произведением по телевизору, чем читать толстый том романа. В настоящее время существуют более легкие пути знакомства с классической и современной литературой.
Известно, что в читающей семье ребенок непроизвольно втягивается в мир чтения. Помните, у нас в учебнике немецкого языка в 9 классе в автобиографии писателя Ганса Фаллады «В далекие детские годы» в семье глагол «читать» использовался в разных формах: я читаю, он читает, мы читаем и т.д. И только «Читай!» не находило применения.
Думаю, что такому положению сейчас бы позавидовала каждая семья. Но таких семей в настоящее время единицы. Значит, не только на родителей, но и на учителя возлагается функция приобщения учащихся к чтению.
Как же мотивировать ученика и пробудить у него интерес к чтению? Это проблема, решение которой требует времени и сил. Сегодня должны быть созданы те педагогические условия, которые превращают готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение … за порогом школы.
Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.
Слайд № 8
Важным компонентом урока немецкого языка является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.
Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.
Слайд № 9
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:
Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)
Слайд № 10
Для развития этих компетенций мы можем использовать и знакомить учащихся со следующими видами текстов:
Сплошной (линейный)
Несплошной
(нелинейный)
Смешанный
Слайд № 11
Соответственно мы должны учить детей:
Различать сплошные и
несплошные
тексты
Извлекать информацию из
несплошных
текстов
Трансформировать информацию из сплошного текста в
несплошной
и наоборот
Самостоятельно создавать
несплошные
тексты
Оценивать полученную информацию
.
Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития читательской грамотности.
Слайд № 12
Если мы используем дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения необходимо руководствоваться следующими критериями:
текст должен быть ученику интересен (т.е. новизна информации), актуальность текста для учащихся с учётом возрастных особенностей и может быть взят из «реальной жизни»
объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста, иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности)
наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор
текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.
При необходимости нужно адаптировать текст!
Материал для составления заданий по развитию читательской грамотности следует выбирать из жизненных ситуации:
выбор товаров в Интернете;
заполнение электронных анкет, опросов, резюме;
поиск билетов на все виды транспорта;
изучение расписания движения транспорта;
работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;
использование сайтов со сводками погоды;
поиск кулинарных рецептов;
информации о работе
поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.;
Однако, не секрет, что в своей работе мы часто сталкиваемся с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно:
учащиеся не знают значений многих слов;
не понимают смысла написанного;
не могут выделить ключевые слова;
не умеют озаглавить текст;
не в состоянии сформулировать вопрос;
не умеют читать диаграммы;
не умеют актуализировать свои знания и умения.
Слайд № 13
Достичь читательской грамотности на уроках немецкого языка мне помогают разные приемы, которые я использую на своих уроках. Прежде всего делим работу с текстом на 3 этапа: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.
Слайд № 14
1. Предтекстовый этап
Задачами данного этапа являются:
создание мотива чтения;
развитие умения прогнозирования;
активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей
.
Слайд № 15
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
прочитай заголовок и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;
посмотри на фото и скажи, какую жизнь могут вести люди, изображенные на фото;
опиши картинку (соответствующую тематике текста), затем прочти текст и найди ошибки в картинке;
дай определение следующим словам;
соедини слова с их определениями;
определи различные значения одного и того же слова;
найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;
прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
Примеры из собственного текста (Задания № 1и 2)
Слайд № 16
2. Текстовый этап
Задачами данного этапа являются:
контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
продолжение формирования соответствующих навыков и умений.
Слайд № 17
ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
прочти текст, раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;
выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;
подтверди правильность или ложность утверждений;
составь план текста;
заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;
передай основную идею текста несколькими предложениями.
Примеры из собственного текста (Задание № 3)
Слайд № 18
3. Послетекстовый этап
Задачами данного этапа являются:
проверка понимания прочитанного;
контроль формирования умений смыслового чтения и возможное использование полученной информации в будущем.
Слайд № 19
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ответь на вопросы по содержанию текста;
выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);
заполни таблицу по содержанию текста;
скажи по-другому;
дополни предложения словами из текста;
выскажи свое отношение к прочитанному;
составь вопросы к тексту;
подготовь пересказ текста.
Примеры из собственного текста (Задания № 4 и 5)
Слайд № 20
Закончить своё выступление я хотела бы словами
«Мы учимся не для школы, а для жизни»,
и применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом. И как итог - выпускник востребован в жизни.