Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Доклад "Формирование социальных компетенций" | Базулина Наталья Николаевна. Работа №239177

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Базулина Наталья Николаевна
Из опыта работы воспитателя детского дома. Обучение умению формировать свою жизненную позицию.

Государственное бюджетное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Петровский детский дом

Ишимбайский район Республика Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Формирование социальных компетенций на основе

участия несовершеннолетних в социально- значимой деятельности»

 

 

Подготовила : воспитатель

2 группы Базулина Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

С. Петровское, 2016 год

 

 

Доклад

Формирование социальных компетенций на основе

участия несовершеннолетних в социально- значимой деятельности

1. Я работаю в ГБУ Петровский детский дом воспитателем с 2006 года. Одним из направлений моей работы является формирование социальных компетенций. При воспитании подрастающего поколения в условиях интернатного учреждения очень важно учитывать реалии современного мира, то есть формировать социальные компетенции. И это означает , что воспитанник сам, на основе своих ценностных отношений, должен научиться формировать свою жизненную позицию, стремиться к разумному личностному выбору, к выработке самостоятельных решений. Воспитанник с формированными социальными компетенциями будет готов к осознанному управлению своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества; осознает, какие социальные компетенции помогут в реализации позитивных жизненных установок и достижению поставленных целей.

Социальная компетенция это – умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в своих силах, а также умение помочь другому человеку поддержать общение, поставить себя на его место и способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания при общении.

Социальная компетенция опирается на присвоенные социальные ценности и развитые личностные ориентации, поэтому формирование социальной компетентности связано с формированием социальной идентичности личности, заключающейся в соотнесении себя с теми группами и общностями, которые он воспринимает как свои (семья, религия, этнос, профессия). Потребность человека в самоопределении, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию требуют социальной и педагогической поддержки. Вследствие этого возникает необходимость поиска средств и способов целенаправленной подготовки учащихся к вхождению в изменяющуюся социальную среду, развития социальной компетенции учащихся для успешной интеграции в социуме.

Одним из действенных способов для развития социальной компетенции является социально-значимая деятельность.

Социально-значимая деятельность это совокупность действий субъектов образовательного процесса, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и закрепляющим у детей социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли.Социально-значимая деятельность является  одним  из  приоритетных направлений воспитательной работы, направлена на организацию занятости несовершеннолетних Социально-значимая деятельность основана на следующих принципах:

-   учет интересов и возрастных особенностей;

-   единство воспитательной и оздоровительной работы;

-   социально-полезная направленность;

-   многоролевой характер деятельности;

-   развитие и сохранение традиций;

-   творческая инициатива и самостоятельность.

Целями социально-значимой деятельности являются: -формирование      социальных     компетенций      на      основе     участия несовершеннолетних в социально-значимой деятельности;- приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций, поиск решений и путей преодоления проблем, умение применять теоретические знания в конкретной ситуации;- знакомство    с    конкретными   условиями    и    содержанием   отдельных социальных процессов, происходящих в современном обществе;

- приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;

- формирование    представлений    несовершеннолетних   о    возможностях современных социальных технологий.

2. Социально-значимая деятельность в детском доме начинается с маленьких шагов. С дежурства по группе, с помощи на приусадебном участке. Воспитанники группы всегда принимают участие во всех трудовых мероприятиях детского дома. С большим желанием посещают занятия инструкторов по труду, где приобретают такие полезные навыки – как держать в руках гвозди, швейные принадлежности, пользоваться инструментами – что очень важно для наших мальчиков. Слайды

На участке и клумбах дети учатся работать на земле, видят, как выращиваются овощи и фрукты- весь процесс от маленького зернышка до урожая.(Слайды).

Мы никогда не остаемся в стороне от экологических субботников, принимаем в них активное участие. Дружно трудимся на очистке территории детского дома и улиц села от мусора.(Слайды)

Каждый год воспитанники группы со старанием и любовью готовят памятные подарки ко Дню старшего поколения. Мы разносим пригласительные на концерт для бывших сотрудников детского дома, а ныне пенсионеров, а они встречают нас с огромной радостью от того, что мы их помним и ждем. Это большой урок для детей в плане почитания и сохранения традиций, уважения к старшим.(Слайды)

Проектная деятельность группы также формирует социальные компетенции. Сама суть этой работы учит детей ставить перед собой задачу, искать пути ее решения и различными способами приходить к результату. И это очень пригодится для последующей жизни. Мы реализовали несколько больших и интересных проектов, например «Сад-огород» 2015 год - тесно связанный с реальной жизнью и навыками работы на участке, «Мое село Петровское» 2013 год, где изучали историю и социально-значимые объекты родного села и района, и в результате создали книжку-раскладушку, где собрана интересная информация от прошлого до наших дней. Реализован проект «Самая гуманная профессия» в рамках профориентационной работы .Слайды.Важная составляющая в социально-значимой деятельности это творчество, творческая инциатива. Процесс работы учит развивает мышление, поиск решений, фантазию, учит взаимодействовать с людьми. Результат- повышает самооценку, заставляет делать новые шаги вперед. Мы были участниками многих конкурсов, олимпиад и прочих состязаний, становились их призерами. Это 1 место Маликовой Дианы в литературном фестивале «Мир без границ» в 2015 году , главный приз зрительских симпатий в конкурсе «Какой он детский телефон доверия» Латыповой Элизы в 2016 году , 2 место в поэтическом конкурсе о Телефоне доверия у Артамонова Вячеслава, участие в районо-городском поэтическом конкурсе «Изящной лирики перо», посвященном 75-летию города Ишимбая с Маликовой и лично мной 2015 год , и публикация наших стихотворений в книге «Литературный Ишимбай» Слайды.

Результаты осуществления социально – значимой деятельности:

Воспитанники группы удовлетворены результатами своей работы и хотели бы в продолжить свою деятельность.

​ Оценивая работу социально – значимой деятельности, следует отметить, что дети стали более обязательны, ответственны, аккуратны; отношения детей в коллективе стали добрее и мягче.

 Организация данной деятельности способствовало объединению воспитанников, повысило стремление и желание самостоятельно заниматься любимым делом для дальнейшего развития способностей.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×