Название статьи:
Доклад "История православия в Красноярском крае" | Бенке Ирина Юрьевна. Работа №342497
Дата публикации:
08.09.2024
Автор:
Бенке Ирина Юрьевна
Описание:
У Красноярского края богатая, сложная и героическая история! Как появилась на карте Российской империи новая сибирская губерния - Енисейская? Какие события предшествовали этому? Как зарождалось православие на Енисее? Какой наш край теперь и, какие у него есть перспективы? Ответы на эти вопросы в докладе на тему "История православия в Красноярском крае".
ДОКЛАД
Тема: История православия в Красноярском крае
Автор Бенке Ирина Юрьевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДТ Островок,
учитель ОДНКНР МБОУ БорСШ
Красноярский край,
Туруханский район
п. Бор
2023 год
Введение
У нашего края богатая, сложная и героическая история! Как появилась на карте Российской империи новая сибирская губерния - Енисейская? Какие события предшествовали этому? Как зарождалось православие на Енисее? Какой наш край теперь и, какие у него есть перспективы?
Тема моего доклада История православия в Красноярском крае. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое и настоящее, по историческим местам далеким и близким, знакомым и не очень.
И, конечно же, найдём ответы на эти и многие другие вопросы, потому что они касаются истории нашей Родины. Родины – места, где мы родились, где стали гражданами своей страны… места, что дорого и очень близко каждому из нас.
В нашем крае много территорий, связанных с историческими событиями. Конечно, я не смогу обо всех рассказать, тем не менее, сегодня в моём докладе много интересного и увлекательного о Красноярском крае, о сибирских людях, с сильным характером и крепкой христианской верой.
Я предлагаю погрузиться в события далёкого 16 века и, виртуально повторяя путь предков, достичь берегов нашего столетия.
Раздел 1 Освоение Сибири
Движение русских на восток, встречь солнцу, началось еще в XI веке. Заселение и освоение Сибири стало одним из славных подвигов русского народа. К Енисею землепроходцы вышли в середине XVI века, ими были вольные торговые и промышленные люди, которые вели пушной промысел и оживленную торговлю. Именно они построили русские городки и промысловые зимовья. Разгром Ермаком Сибирского ханства и основание ряда крепостей-острогов по рекам Иртышу и Оби открыли более легкие и доступные пути за Урал. Требующая больших затрат морская дорога в бассейн Енисея по Дышучему морю (так называли в то время Северный Ледовитый океан) была почти оставлена. Появился другой — тоже довольно опасный и длинный речной путь. Эта дорога, соединив великие водные пути по Оби, Енисею, Байкалу и Лене, надолго стала главной магистралью, ведущей в Восточную Сибирь. Огромные неизведанные пространства встретили людей, впервые пришедших в Приенисейский край. Православное духовенство появилось здесь вслед за первыми служилыми и промышленными русскими людьми в начале XVII в. С освоением русскими Приенисейского края возникли крупные торговые поселения, ставшие также центрами миссионерского влияния на коренное население.
Таким центром был город Мангазея, знаменитый своим святым – мучеником Василием Мангазейским, претерпевшим мученическую кончину на рубеже XVI–XVII вв. В то время, в конце XVI в., в связи с активным освоением северного морского пути, Мангазея переживала расцвет как центр торговли пушниной и интеграции новых территорий в состав Российского государства.
Первые православные храмы в древней Мангазее и отдельные монашеские поселения по Енисею и Нижней Тунгуске основаны в конце XVI в. Для нужд православного населения Мангазеи функционировало сразу три православных храма. Влияние русских из Мангазеи вскоре распространилось по Енисею, где к 1607 г. были объясачены коренные малые народности – остяки и тунгусы. Со временем в ведении Мангазеи находились все нижнеенисейские инородцы, которые были обязаны выплачивать наложенный на них ясак пушниной. Желая пресечь приток иностранных купцов и возможное вторжение иноземцев на Енисейский Север, царь Михаил Федорович Романов в 1620 г. издал указ, согласно которому морской путь в Мангазею был закрыт.
После пожаров, ввиду различных трудностей и основания новых русских северных городищ и поселений влияние Мангазеи стало уменьшаться. В 1662 г. Мангазея была оставлена населением, а ее гарнизон переведен на Енисей в Туруханское зимовье, основанное в 1607 г. С первой половины XVII в. в этом населенном пункте уже существовала церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, из-за чего это поселение также иногда именовалось зимовьем у Николы Чудотворца. На месте зимовья в 1672 г. был заложен город – Новая Мангазея, в 1780-х годах переименованный в Туруханск (в настоящее время – село Старотуруханск Туруханского района).
В качестве русских форпостов на территории были образованы Туруханское (1607), Хантайское (1610), Хатангское (1626) и Дудинское (1667) зимовья. Одновременно при каждом из них строились православные храмы, становившиеся центром христианизации коренных народов Севера. Правительственный указ от 1 сентября 1720 г. гарантировал инородцам, принявшим крещение, льготу на три года при уплате дани в царскую казну. В 1824 г. произошло официальное крещение ненцев. Несмотря на активное миссионерство, коренные народы продолжали исповедовать свои народные религии, и, в общем, христианизация коренного населения происходила довольно медленно. Помимо этого на территории края нашли убежище представители старообрядцев.
Многочисленные экспедиции казаков на север Енисея в это время шли постоянно. Возникали новые зимовья, а с ними и строились храмы. Крупнейшим православным центром стал Енисейский острог, основанный в 1619 году, экспедицией Петра Албычева и Черкаса Рукина, посланной из Тобольска для сбора дани с эвенков и изучения путей на восток. Первоначально он объединил несколько зимовий, обнесенных крепостной стеной. В одной из башен острога размещалась часовня. Число жителей острога постоянно увеличивалось, поэтому было принято решение о строительстве православного храма. Первая православная церковь в Восточной Сибири — Енисейская Введенская — была построена в 1623г. Таким образом, было положено начало церковному строительству в регионе. Город оказался на основном пути доставки пушнины из Сибири в Москву, а также на пути всевозможных экспедиций по изучению Восточной Сибири. Енисейск быстро стал богатым купеческим поселением — кроме пушной торговли и добычи слюды и железа, город был центром иконописи.
До нашего времени город прошел трудный исторический путь от второго по величине и значению города Сибири в XVII и XVIII веках, до тихого сибирского городка с многочисленными деревянными и каменными памятниками архитектуры, заслуженно получившим звание Музея под открытым небом.
А в 1628 году был уже построен острог и назван Красным Яром, по красному цвету мергеля, горной породы, левого высокого берега реки Кача напротив острова Татышева. Мест для постройки острога первоначально было выбрано несколько. Но всё-таки Андрей Дубенский выбрал место, которое сейчас мы знаем под названием Стрелка. Почему?! Исследователи истории считают, что именно красота этих мест явилась причиной становления острога. Скорее всего, мы никогда не узнаем истинных мотивов решения Дубенского. Тем не менее, решение его явилось судьбоносным для нашего города и края. Все красноярцы знают, высоко на горе стоит Часовня Параскевы Пятницы – символ Красноярска.
Если Енисейск поражает красотой старинных строений, то Красноярск удивит любого историческими памятниками, в том числе и храмовой архитектурой.
Освоение Приенисейского края бурно продолжалось. Строились остроги, осваивались новые земли. Миссионерская и просветительская деятельность священнослужителей осуществлялась по двум направлениям: проповедь христианства среди язычников и обращение их в истинную веру, и совершение православных треб среди новообращенных. Первыми культовыми православными сооружениями в новом крае являлись часовни. Они представляли собой небольшие безалтарные храмы, предназначавшиеся для общественных молений. Вокруг них формировались первые православные общины, образуя небольшой часовенный приход. В XVII в. строительство часовен в Восточной Сибири получило широкое распространение. Они строились в деревнях, монастырских заимках, на кладбищах для поминовения усопших, в полях для освящения начала полевых работ и сбора урожая, в лесах, в особо значимых местах. В Приенисейском крае церковное строительство развернулось в 30-е гг. XVII в. К концу XVII в. были возведены Преображенский собор в Красноярском остроге, Богоявленский собор в Енисейске (1690г.), Преображенская церковь в Туруханском остроге, Спасская церковь в Канском остроге, и др. Имелась церковь в Ачинском остроге. Вера помогла воспитанию мудрого отношения к вопросам жизни и смерти, освящала нравственные традиции предков. Жизнь человека была связана с православным календарем праздников, обрядов, постов и мясоедов.
К 1917 году на территории нашего края было открыто более пятисот храмов (включая, помимо приходских, домовые церкви, молитвенные дома и часовни), действовали благотворительные, просветительские, миссионерские учреждения, общества, братства, воскресные школы. Существовали также церковные хозяйственные предприятия. К 1917 г. в Енисейской епархии было пять действующих, открытых в прошлые века монастырей, один общежительный скит, две новоустраиваемых женских обители. Приходов, включая приписные, начитывалось более трехсот.
Раздел 2 Советский период и православная вера
Нельзя не вспомнить начало советского периода в истории нашей страны. Именно в эти годы активно закрывались храмы и монастыри, совершались массовые аресты священнослужителей. События 1917 года и последующих лет коренным образом изменили жизнь енисейцев. После Октябрьского переворота 1917 г. и в ходе Гражданской войны верующие и духовенство Приенисейского края разделили все тяготы того тяжелого для страны времени. В годы гонений все храмы были закрыты, а священнослужители репрессированы. В это же время новой страницей истории православия становится исповеднический и мученический подвиг православных священнослужителей и мирян, в 1920–1950-х гг. находившихся в тюрьмах, лагерях и административных ссылках. Как и по всей стране, антирелигиозная кампания в регионе усилилась в тридцатые годы, в результате чего к началу Великой Отечественной войны были закрыты практически все храмы на территории Красноярского края. В годы ВОВ монахини сохранившихся монастырей активно работали в госпиталях, спасая жизни раненным, в приютах заботились о детях-сиротах, помогали старикам и бездомным. В Советском Союзе существовала нелегальная церковная жизнь.
Раздел 3. Православие от прошлого к настоящему
В 1970–1980 гг. православная жизнь в Красноярском крае практически отсутствовала. В результате многолетней борьбы государства с Церковью, к моменту празднования 1000-летия Крещения Руси в крае не насчитывалось и полутора десятков действующих храмов. Возрождение церковной жизни: конец ХХ – начало ХХI в. Современный этап в истории епархии и ее возрождение после семидесятилетнего периода атеистического безвременья начались в 1990 году после воссоздания Красноярской епархии. К настоящему времени построено и восстановлено более 250 храмов, молитвенных домов и часовен, открыто 3 мужских и 3 женских монастыря, созданы церковные учреждения, православные общественные организации, братства и сестричества, воскресные школы при храмах, центры православной культуры и библиотеки, несколько православных гимназий и прогимназий, церковные и молодежные духовные хоры, работают епархиальные паломническая служба, пресс-служба, издательский центр.
Заключение
Непременным сопровождением русского человека XVII в. являлась церковь. Православная вера объединяла поселенцев в новом крае, служила связующей нитью с покинутой Родиной. Поэтому для удовлетворения духовных потребностей верующие, обосновавшись на новом месте, приступали к постройке храма. Кроме того, любое культовое сооружение как бы освящало новое поселение, обеспечивало покровительство небесных сил.
Мы движемся ныне по пути осознания себя представителем сибирского социума, по пути постижения духа и непреходящих ценностей и традиций старой Сибири, своего края. Человек живет в своем времени, в мире своих духовных идеалов, но понимать и уважать прошлое, — это долг и обязанность нынешнего поколения сибиряков, потомков старожилов и переселенцев XVII—XXI вв.
Список использованных источников
Андюсев Б.Е. Старожилы Сибири (быт, культура, традиции, одежда...)
Анатолий Статейнов, 2022? Источник: Проза.ру
Информационно-аналитический и издательский отдел Красноярской епархии https://kerpc.ru/eparhiya/istoriya
МБУ ДО ДТ Островок
4
Скачать работу
Тема: История православия в Красноярском крае
Автор Бенке Ирина Юрьевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДТ Островок,
учитель ОДНКНР МБОУ БорСШ
Красноярский край,
Туруханский район
п. Бор
2023 год
Введение
У нашего края богатая, сложная и героическая история! Как появилась на карте Российской империи новая сибирская губерния - Енисейская? Какие события предшествовали этому? Как зарождалось православие на Енисее? Какой наш край теперь и, какие у него есть перспективы?
Тема моего доклада История православия в Красноярском крае. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое и настоящее, по историческим местам далеким и близким, знакомым и не очень.
И, конечно же, найдём ответы на эти и многие другие вопросы, потому что они касаются истории нашей Родины. Родины – места, где мы родились, где стали гражданами своей страны… места, что дорого и очень близко каждому из нас.
В нашем крае много территорий, связанных с историческими событиями. Конечно, я не смогу обо всех рассказать, тем не менее, сегодня в моём докладе много интересного и увлекательного о Красноярском крае, о сибирских людях, с сильным характером и крепкой христианской верой.
Я предлагаю погрузиться в события далёкого 16 века и, виртуально повторяя путь предков, достичь берегов нашего столетия.
Раздел 1 Освоение Сибири
Движение русских на восток, встречь солнцу, началось еще в XI веке. Заселение и освоение Сибири стало одним из славных подвигов русского народа. К Енисею землепроходцы вышли в середине XVI века, ими были вольные торговые и промышленные люди, которые вели пушной промысел и оживленную торговлю. Именно они построили русские городки и промысловые зимовья. Разгром Ермаком Сибирского ханства и основание ряда крепостей-острогов по рекам Иртышу и Оби открыли более легкие и доступные пути за Урал. Требующая больших затрат морская дорога в бассейн Енисея по Дышучему морю (так называли в то время Северный Ледовитый океан) была почти оставлена. Появился другой — тоже довольно опасный и длинный речной путь. Эта дорога, соединив великие водные пути по Оби, Енисею, Байкалу и Лене, надолго стала главной магистралью, ведущей в Восточную Сибирь. Огромные неизведанные пространства встретили людей, впервые пришедших в Приенисейский край. Православное духовенство появилось здесь вслед за первыми служилыми и промышленными русскими людьми в начале XVII в. С освоением русскими Приенисейского края возникли крупные торговые поселения, ставшие также центрами миссионерского влияния на коренное население.
Таким центром был город Мангазея, знаменитый своим святым – мучеником Василием Мангазейским, претерпевшим мученическую кончину на рубеже XVI–XVII вв. В то время, в конце XVI в., в связи с активным освоением северного морского пути, Мангазея переживала расцвет как центр торговли пушниной и интеграции новых территорий в состав Российского государства.
Первые православные храмы в древней Мангазее и отдельные монашеские поселения по Енисею и Нижней Тунгуске основаны в конце XVI в. Для нужд православного населения Мангазеи функционировало сразу три православных храма. Влияние русских из Мангазеи вскоре распространилось по Енисею, где к 1607 г. были объясачены коренные малые народности – остяки и тунгусы. Со временем в ведении Мангазеи находились все нижнеенисейские инородцы, которые были обязаны выплачивать наложенный на них ясак пушниной. Желая пресечь приток иностранных купцов и возможное вторжение иноземцев на Енисейский Север, царь Михаил Федорович Романов в 1620 г. издал указ, согласно которому морской путь в Мангазею был закрыт.
После пожаров, ввиду различных трудностей и основания новых русских северных городищ и поселений влияние Мангазеи стало уменьшаться. В 1662 г. Мангазея была оставлена населением, а ее гарнизон переведен на Енисей в Туруханское зимовье, основанное в 1607 г. С первой половины XVII в. в этом населенном пункте уже существовала церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, из-за чего это поселение также иногда именовалось зимовьем у Николы Чудотворца. На месте зимовья в 1672 г. был заложен город – Новая Мангазея, в 1780-х годах переименованный в Туруханск (в настоящее время – село Старотуруханск Туруханского района).
В качестве русских форпостов на территории были образованы Туруханское (1607), Хантайское (1610), Хатангское (1626) и Дудинское (1667) зимовья. Одновременно при каждом из них строились православные храмы, становившиеся центром христианизации коренных народов Севера. Правительственный указ от 1 сентября 1720 г. гарантировал инородцам, принявшим крещение, льготу на три года при уплате дани в царскую казну. В 1824 г. произошло официальное крещение ненцев. Несмотря на активное миссионерство, коренные народы продолжали исповедовать свои народные религии, и, в общем, христианизация коренного населения происходила довольно медленно. Помимо этого на территории края нашли убежище представители старообрядцев.
Многочисленные экспедиции казаков на север Енисея в это время шли постоянно. Возникали новые зимовья, а с ними и строились храмы. Крупнейшим православным центром стал Енисейский острог, основанный в 1619 году, экспедицией Петра Албычева и Черкаса Рукина, посланной из Тобольска для сбора дани с эвенков и изучения путей на восток. Первоначально он объединил несколько зимовий, обнесенных крепостной стеной. В одной из башен острога размещалась часовня. Число жителей острога постоянно увеличивалось, поэтому было принято решение о строительстве православного храма. Первая православная церковь в Восточной Сибири — Енисейская Введенская — была построена в 1623г. Таким образом, было положено начало церковному строительству в регионе. Город оказался на основном пути доставки пушнины из Сибири в Москву, а также на пути всевозможных экспедиций по изучению Восточной Сибири. Енисейск быстро стал богатым купеческим поселением — кроме пушной торговли и добычи слюды и железа, город был центром иконописи.
До нашего времени город прошел трудный исторический путь от второго по величине и значению города Сибири в XVII и XVIII веках, до тихого сибирского городка с многочисленными деревянными и каменными памятниками архитектуры, заслуженно получившим звание Музея под открытым небом.
А в 1628 году был уже построен острог и назван Красным Яром, по красному цвету мергеля, горной породы, левого высокого берега реки Кача напротив острова Татышева. Мест для постройки острога первоначально было выбрано несколько. Но всё-таки Андрей Дубенский выбрал место, которое сейчас мы знаем под названием Стрелка. Почему?! Исследователи истории считают, что именно красота этих мест явилась причиной становления острога. Скорее всего, мы никогда не узнаем истинных мотивов решения Дубенского. Тем не менее, решение его явилось судьбоносным для нашего города и края. Все красноярцы знают, высоко на горе стоит Часовня Параскевы Пятницы – символ Красноярска.
Если Енисейск поражает красотой старинных строений, то Красноярск удивит любого историческими памятниками, в том числе и храмовой архитектурой.
Освоение Приенисейского края бурно продолжалось. Строились остроги, осваивались новые земли. Миссионерская и просветительская деятельность священнослужителей осуществлялась по двум направлениям: проповедь христианства среди язычников и обращение их в истинную веру, и совершение православных треб среди новообращенных. Первыми культовыми православными сооружениями в новом крае являлись часовни. Они представляли собой небольшие безалтарные храмы, предназначавшиеся для общественных молений. Вокруг них формировались первые православные общины, образуя небольшой часовенный приход. В XVII в. строительство часовен в Восточной Сибири получило широкое распространение. Они строились в деревнях, монастырских заимках, на кладбищах для поминовения усопших, в полях для освящения начала полевых работ и сбора урожая, в лесах, в особо значимых местах. В Приенисейском крае церковное строительство развернулось в 30-е гг. XVII в. К концу XVII в. были возведены Преображенский собор в Красноярском остроге, Богоявленский собор в Енисейске (1690г.), Преображенская церковь в Туруханском остроге, Спасская церковь в Канском остроге, и др. Имелась церковь в Ачинском остроге. Вера помогла воспитанию мудрого отношения к вопросам жизни и смерти, освящала нравственные традиции предков. Жизнь человека была связана с православным календарем праздников, обрядов, постов и мясоедов.
К 1917 году на территории нашего края было открыто более пятисот храмов (включая, помимо приходских, домовые церкви, молитвенные дома и часовни), действовали благотворительные, просветительские, миссионерские учреждения, общества, братства, воскресные школы. Существовали также церковные хозяйственные предприятия. К 1917 г. в Енисейской епархии было пять действующих, открытых в прошлые века монастырей, один общежительный скит, две новоустраиваемых женских обители. Приходов, включая приписные, начитывалось более трехсот.
Раздел 2 Советский период и православная вера
Нельзя не вспомнить начало советского периода в истории нашей страны. Именно в эти годы активно закрывались храмы и монастыри, совершались массовые аресты священнослужителей. События 1917 года и последующих лет коренным образом изменили жизнь енисейцев. После Октябрьского переворота 1917 г. и в ходе Гражданской войны верующие и духовенство Приенисейского края разделили все тяготы того тяжелого для страны времени. В годы гонений все храмы были закрыты, а священнослужители репрессированы. В это же время новой страницей истории православия становится исповеднический и мученический подвиг православных священнослужителей и мирян, в 1920–1950-х гг. находившихся в тюрьмах, лагерях и административных ссылках. Как и по всей стране, антирелигиозная кампания в регионе усилилась в тридцатые годы, в результате чего к началу Великой Отечественной войны были закрыты практически все храмы на территории Красноярского края. В годы ВОВ монахини сохранившихся монастырей активно работали в госпиталях, спасая жизни раненным, в приютах заботились о детях-сиротах, помогали старикам и бездомным. В Советском Союзе существовала нелегальная церковная жизнь.
Раздел 3. Православие от прошлого к настоящему
В 1970–1980 гг. православная жизнь в Красноярском крае практически отсутствовала. В результате многолетней борьбы государства с Церковью, к моменту празднования 1000-летия Крещения Руси в крае не насчитывалось и полутора десятков действующих храмов. Возрождение церковной жизни: конец ХХ – начало ХХI в. Современный этап в истории епархии и ее возрождение после семидесятилетнего периода атеистического безвременья начались в 1990 году после воссоздания Красноярской епархии. К настоящему времени построено и восстановлено более 250 храмов, молитвенных домов и часовен, открыто 3 мужских и 3 женских монастыря, созданы церковные учреждения, православные общественные организации, братства и сестричества, воскресные школы при храмах, центры православной культуры и библиотеки, несколько православных гимназий и прогимназий, церковные и молодежные духовные хоры, работают епархиальные паломническая служба, пресс-служба, издательский центр.
Заключение
Непременным сопровождением русского человека XVII в. являлась церковь. Православная вера объединяла поселенцев в новом крае, служила связующей нитью с покинутой Родиной. Поэтому для удовлетворения духовных потребностей верующие, обосновавшись на новом месте, приступали к постройке храма. Кроме того, любое культовое сооружение как бы освящало новое поселение, обеспечивало покровительство небесных сил.
Мы движемся ныне по пути осознания себя представителем сибирского социума, по пути постижения духа и непреходящих ценностей и традиций старой Сибири, своего края. Человек живет в своем времени, в мире своих духовных идеалов, но понимать и уважать прошлое, — это долг и обязанность нынешнего поколения сибиряков, потомков старожилов и переселенцев XVII—XXI вв.
Список использованных источников
Андюсев Б.Е. Старожилы Сибири (быт, культура, традиции, одежда...)
Анатолий Статейнов, 2022? Источник: Проза.ру
Информационно-аналитический и издательский отдел Красноярской епархии https://kerpc.ru/eparhiya/istoriya
МБУ ДО ДТ Островок
4