Доклад к педагогическому совету | Мой кабинет. Работа №351778. Номер работы: №351778
Важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.Экологическое воспитание дошкольников только начинается.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Экологическое воспитание и образование в ДОУ»
Евгения Владимировна Погорелова
воспитатель МБДОУ № 44
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже более 20 лет. В основе лежит ФГОС ДО, ФОП ДО так же используем технологии программ С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа».
За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства
эмпатии
;
формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
Познавательное направление
работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
Познавательно-развлекательное
направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира
, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали
привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
Исследовательское направление
работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу и в музеи (в дом-музей И.В Мичурина, краеведческий музей), фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
создание условий (
экологизация
развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
повышение экологической грамотности педагогов;
обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента (посещение памятных мест, связанных с И.В. Мичуриным, знакомство с природным ландшафтом села); внедрение методик экологии здоровья и
здоровьсберегающих
технологий обучения и воспитания;
экологическое просвещение родителей.
Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей, На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.
Система работы с детьми в каждой возрастной группе:
посезонное планирование занятий;
создание эколого - развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы);
организация деятельности вне ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
чтение художественной литературы;
совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты «Здравствуй дерево», «Каменный калейдоскоп», кружок «Природа и фантазия», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
экология здоровья (фи
то-бар,
ароматерапия, музыкотерапия,
свет
о
-
и
цветотерапия
,
стопотерапия
, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).
Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы.
Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:
Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, фито-бары, уголки релаксации и т.д.
Здесь проводятся экологические занятия, работа в рамках проектной деятельности, дети играют, общаются с живыми организмами и ухаживают за ними, занимаются самостоятельными исследованиями, экспериментированием.
Под руководством увлеченных своим делом специалистов дети занимаются в изостудии, в кружке «Почемучки», музыкальном и других. В рамках этой деятельности проводятся интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготовление поделок из природного и бросового материала, изготовление костюмов, декораций для праздников (в том числе из бросового материала), иллюстрирование художественных произведений о природе. В групповых комнатах устраиваются тематические выставки детских работ.
Проводятся экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки и спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания и др. В каждой группе и в методическом кабинете ДОУ подобраны библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, методических, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждение прочитанного, организуют конкурсы и викторины.
Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок:
экологическая тропа, включающая альпийскую горку, огород, аптекарскую клумбу, различные деревья и кустарники, цветники и др.
малые архитектурные формы – «сельский дворик», сенсорная дорожка, искусственный водоем и др.
мини-стадион и игровые площадки.
Проблема «здоровье ребенка — окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности.
В нашем детском саду за последние три года количество ЧБД уменьшилось на 17 %, детей с хроническими заболеваниями уменьшилось с 10 до 3, не зарегистрировано случаев инфекционных заболеваний. Но на довольно высоком уровне остается показатель простудных заболеваний. Наибольший показатель заболеваемости дает младшая группа, что, учитывая естественные адаптационные процессы, всё же говорит о неудовлетворительном состоянии здоровья поступающих в детский сад детей. Это связано с неблагоприятными экологическими и социальными процессами в нашей местности. В связи с этим работа по оздоровлению детей, по освоению ими навыков здорового образа жизни и установлении гармоничных отношений с окружающим миром, становится первоочередной.
Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей его средой, поэтому задача работников детского сада и родителей заключается в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление. С этой целью разработана система оздоровительной работы для каждой возрастной группы. Она включает закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики и точечного массажа, ходьбу босиком по массажным коврикам и по «комбинированной дорожке», фитотерапию, прием поливитаминов и иммуностимулирующих препаратов, музыкотерапию и ароматерапию и др. Систематически проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья. Активно внедряются инновационные здоровьесберегающие технологии: методики закаливания и оздоровления Ю.Ф. Змановского, система «сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» В. Ф. Базарного.
Для расширения возможностей двигательной активности воспитанников в детском саду создан мини-стадион, включающий: беговую дорожку, волейбольную, футбольную и баскетбольную площадки, яму для прыжков, спортивные модули и «дорожку здоровья».
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В.А.Сухомлинский.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.