Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Доклад "Монументальная живопись" | Дурандина Ольга Юрьевна. Работа №345507

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Люди смотрят на монументальную живопись издали, наблюдая изображения на внутренних или наружных стенах зданий, порой не задумываясь о том, какими красками и технологиями это достигнуто. Задача моего доклада ввести слушателей в курс вещей, приоткрыть занавес  тайн и загадок. Главное не просто пересказывать и цетировать подобные темы, а добавить неизведанного и свежего материала чтобы заинтересовать других и показать безграничные возможности монументальной живописи.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДШИ мкр. Донской».

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

Монументальная живопись

(от истоков до наших дней)

 

 

 

 

 

Разработала преподаватель

изобразительного искусства

Дурандина О. Ю.

 

 

 

г. Новочеркасск.

2024 г.

Монументальная живопись или мурализм – разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Иногда для обозначения произведений такого рода используют термин «мураль» (от исп. mural – настенная живопись). Также возможно определение «монументально-декоративная роспись». Монументальная живопись – древний вид живописи, известный с эпохи палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ласко и др). Сюжет подчёркивает предназначение сооружения. В зависимости от способа получения изображения монументальную живопись принято делить на 3 основных вида.

Общая характеристика видов монументальной живописи : фреска, витраж, мозаика.

Фреска – один из способов стенной живописи по сырой или просохшей штукатурке, основанный на применении гашёной извести в качестве связующего вещества. На высохшей штукатурке образуется кальциевая плёнка, которая защищает рисунок и делает работу долговечной. Существует несколько видов фресок с отличающейся техникой, типом краски и разнообразной фактурой.

Пример: Фреска «Святой Николай Чудотворец», работы Дионисия, Ферапонтов монастырь, 15 век.

Мозаика – древний вид монументально-декоративного искусства. Изображение выкладывается из разноцветных мелких частиц : керамической плитки, смальты, стекла, камня и других материалов.

Пример: Мозаика в декоративном убранстве зданий эпохи советского модернизма (на примере города Ростов-на-Дону).

Витраж – это орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет. Изображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединённых свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проём.

Пример: Окно Голубой девы в Шартском соборе, Франция, 12 в.

Теперь более подробно разберём монументальную живопись.

Фреска

Фрески можно разделить по разновидности фактур.

«Филигранна» - нанесение хаотичных мазков на поверхность флизелинового полотна. Образует грубоватый узор поверхности необработанного камня с последующим нанесением фото – печати и покрытием защитным воском, что даёт возможность последующего лёгкого ухода за полотном. Максимальный размер полотна может достигать 10 * 3.14 метра.

Пример: Филигранна.

«Экстраваганза» - уникальная фреска с бисерным покрытием. На флизелиновую основу наносится печать выбранного изображения и в последующем происходит равномерное распределение бисера на поверхность. Размер возможного полотна 10 * 3.14 метра

Пример: Экстраваганза.

«Флорентина» - по тактильным ощущениям данная поверхность похожа на «шубку» или рассыпанные на поверхности мелкие камешки. Такой вид фрески был скопирован с поверхности старинных стен флорентийских дворцов эпохи Возрождения и назван этот вид фрески «Флорентина».

Пример: Флорентина.

«Венециано» - это вид фрески получил своё название из-за схожести текстуры, имитирующую венецианскую штукатурку. Максимальный размер 10* 3.14 метра.

Пример: Венециано.

«Сахара» - своё название этот вид фрески приобрёл из-за песка. Поверхность полотна хаотически усеяна песчаными крупинками, образующими завихрения, как если бы на песчаной поверхности вихрь играл частицами песка.

Пример: Сахара.

«Флора» - поверхность имитирует лёгкую шероховатую поверхность.

Пример: Флора.

«Кракелюр серебро» - имитирует поверхность старой стены. Изощрённой паутиной трещин от времени. Трещины отливают серебром.

Пример: Кракелюр серебро.

«Кракелюр золото» - имитирует поверхность старой стены, изощренной паутиной трещины от времени. Трещины отливают золотом.

Пример: Кракелюр золото.

«Питтура» - текстура фрески схожа с крупными мазками кисти на поверхности стены.

Пример: Питтура.

«Жатый шёлк» - данный вид текстуры похож на жатый щёлк. И название фрески схоже с данным эффектом.

Пример: Жатый шёлк.

«Песчанник» - название данной разновидности фрески взято из-за схожести текстуры с поверхностью песчаника.

Пример: Песчанник.

Секкко. Картина пишется на сухой штукатурке и требует обязательной связующей среды. Для крепления пигмента к стене используется, например, яичная темпера, клей или масло.

Пример: Секко.

Виды фресок в искусстве.

Сграффито (рельеф из цветных и белой штукатурки) – способ стенописи, особенно распостранённый; чрезвычайно простой доступный по материалам, он даёт большой декоративный эффект. Но далеко не все возможности материала используются художниками. Сграффитто вообще означает выцарапывание, соскабливание вышележащего слоя цветной штукатурки до подкладочных слоёв.

Пример: Литомишльский замок, Чехия, стена со сграффито.

Альсекко- настенная живопись, выполняемая, в отличии от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Краски для данной техники растирают на растительном клее и яйце. Главное преимущество заключается в темпе, позволяющем расписывать за рабочий день большую площадь поверхности.

Пример: Альсекко.

Буон ( Buon frecko) Самый распостранённый технический метод изготовления фресок. Пигменты, смешиваются с водой, наносятся на тонкий слой влажного известкового раствора или штукатурки.

Пример: Буон.

Темперные краски.

Дело в том, что испокон веков уже очень-очень много даже не лет, а тысячелетий художники при росписи стен использовали темперную краску.

Термин «темпера» от лат. «temperare» (что значит - смягчать, укрощать, смешивать). Эта техника имеет несколько вариантов, которые объединяются тем, что их связующие вещества могут быть разбавлены водой, но после высыхания в воде не растворяются. Связующим веществом могут быть яичный желток (главным образом в античности) и яичный белок (в средние века и в эпоху Ренессанса), к которому прибавляются то мёд, то фиговый сок, а также казеин и др. вещества.

Пример: Алтарь из Перуджи (центральная панель), Фра Анджелико 1447 г.

Темпера сложная техника. Краски нельзя смешивать, надо накладывать очень тонкими слоями, одну рядом с другой без переходов. Моделировка достигается штриховкой или оттенками тона. При темпере применяют особый лак из смолы и конопляного масла, которое усиливает блеск. В темпере наиболее густые слои краски в тенях, мягкие на свету. В масляной живописи наоборот. Преимущество темперы: равномерно сохнет, не образуя трещин, так называемый кракелюр. Темпера в некоторой степени ограничивает живописца, требуя большей яркости и строгости. Готовят темперные краски на основе растительного масла и казеинового клея, растирая с порошковым пигментом. После высыхания темпера приобретает более тёмный оттенок, но если использовать вместо белил гуашь, картина потемнеет гораздо меньше. Работать лучше всего упругими кистями с синтетическим ворсом, также подойдут колонковые и щетинные кисти.

Темпера делится на несколько видов:

Казеиново - масляная. Связующим элементом применяется яичный желток. Основная сфера использования иконописи. Чтобы продлить срок использования, в краску добавляют консерванты и расфасовывают в тубы.

Яичная темпера. Яичный желток и казеин – не единственные компоненты, применяемые для производства темперных красок. Также используют клеевые составы растительного происхождения – гуммиарабик, декстрин или вишнёвый клей.

Гуммиарабиковая темпера. Новый тип красок, сочетающий качества – масляных, энкаустических и акварельных красок. В состав входят пигменты высокого качества, а в качестве связующего вещества используют многокомпонентную композицию.

Воскомасляная темпера. Темпера на основе клея ПВА является предшественницей акриловой краски. В сравнении с акрилом поливинилацетатная краска менее устойчива к механическим повреждениям. Используют её преимущественно для наружной живописи и росписи декораций. Основной недостаток – недостаточная светостойкость

Поливинилоцетатная темпера. Представляет собой высокодисперсионную пастозообразную водоэмульсионную смесь синтетической смолы стабилизаторов и структирующих веществ. Краски прозрачны, эластичны, могут наноситься как пастозно, так и лессировочно.

Акриловая темпера. Наиболее популярная краска среди художников. Основные преимущества: чистый цвет и насыщенные оттенки, устойчивость к механическим воздействиям. Особенности акриловой темперы: лёгкое нанесение, быстрое высыхание, равномерное покрытие поверхности. Эти краски можно использовать не только для росписи, но и для всех живописных работ.

Примеры темперной монументальной живописи :

«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, Италия, 1495 г.

«Сотворение Адама»,

Микеладжел

о

Буонаротти

,

потолок Сикстинской капеллы,

1511 г.

3.«Страшный суд», Андрей Рублёв, г. Владимир, Успенский собор, 1408 г.

4.3Д-граффити, Серхио Одейт, Португалия.

5.3Д-иллюзии, Чеоне, Италия.

6.Стрит-арт, Жан Мишель Баския, США.

Мозаика.

Мозаика - древний способ монументальной живописи. Первым материалом ее послужили, вероятно, россыпи камней, отшлифованных морской волной, изысканные по своим оттенкам минералы. Желание закрепить найденные в природе узорчатые сочетания камней вызвало необходимость искать пластичные материалы, которые связали бы отдельные камешки, ими стали: известь, глина, цемент. Достаточно положить несколько камней вместе, чтобы сразу почувствовать, что они начинают взаимодействовать величиной, формой и цветом.

Виды мозаики.

Паркетри. В паркетри используются симметричные куски шпона, которые образуют геометрические орнаменты, а вот формы узоров взяты из начальной геометрии. Этот набор делается способом склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам, или путём наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу.

Пример: Дворцовый паркет Эрмитажа, фабрика Е.А. Миллера.

Маркетри, вид мозаики по дереву, подразумевающий выполнение мозаичного набора из кусочков шпона различных пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон. В развитии техники маркетри и паркетри большую роль сыграли мастера, такие как французкий мебельщик А.Ш. Буль.

Пример: Антикварный комод Харрингтон работы мастера 18-го века Томаса Чиппендейла.

Интарсия, или деревянная мозаика, представляет собой технику создания выразительных вещей. Впервые эта техника появилась в Древнем Египте. Интарсия представляет собой фигурное изображение из разных по цвету, текстуре, рельефу пластинок, которые помещены в деревянную поверхность.

Пример: Работы мастера из Лас-Вегаса – Кенна Беннетта.

Инкрустация – техника декорирования какой-либо поверхности сочетанием материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре. Инкрустация – обобщающий термин. Техника декоративного набора из разноцветных кусочков камня, мрамора, стекла (смальты), способом наклеивания, прикрепление к основе называется мозаикой.

Пример: Инкрустации по дереву серебром и перламутром Простянкин В.А.

Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры…

Блочная мозаика. Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. При блочной мозаике по выбранному рисунку из разноцветных брусков или пластинок древесины различного сечения склеивают блоки. Затем их разрезают поперёк на множество тонких пластинок с одинаковыми рисунками. Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность изделия. Древний Восток является родиной блочной мозаики.

Пример: Оформление ванных, бань, саун.

Галечная мозаика Древней Греции создавалась с VIII века до нашей эры. Узор фригийской мозаики складывался из необработанной гальки – так получали разные орнаменты, включая непременный для древних греков меандр. Корифские мастера, начиная с V века до нашей эры, создавали уже не только узоры, но и изображения богов, героев мифов, людей и животных. В эпоху эллинизма, начиная с IV века до нашей эры, мозаика как направление искусства переживает расцвет.

Пример: Мозаичный галечный пол в атриуме дворца Филиппа Македонского в г. Пелла, Др. Греция.

Флорентийская мозаика – самая технически сложная разновидность мозаики. Для ее изготовления мастера используют цветные поделочные камни определённых оттенков, которым придают нужную форму и огранку. После обработки каменные элементы состыковываются друг с другом, образуя рисунок.

Пример: Мозаичный пол в Кафедральном соборе г. Сиена, Италия. Техника набора: флорентийская мозаика.

Примеры современной мозаики.

1. Чарльз Нгуен Ван Ду, мозаист, уроженец Вьетнама, Франция.

2. Лука Барберини, мозаист, Италия.

3. Ян Фабр, потолок Королевского дворца в Барселоне украшен мозаикой из панцирей жуков, 2022 г.

4. Мозаика Петербурга, «Индустрия социализма» в Геологоразве - дочном музее имени академика Ф.Н. Чернышева.

Витраж.

Термин «классический витраж» подразумевает витраж, полученный именно по технологии старинных мастеров. Витражом же «в классическом стиле» может быть любой витраж, рисунок которого выполнен на классические для такого рода изделий сюжеты: религиозные, мифологические, содержать орнамент в византийском или романском стиле.

Пример: Витраж «Распятие и Воскресение» в Пуатье.

Витражи Тиффани – это не только оригинальный метод крепления кусков стекла. Но и цвет с металлическим глянцем и радужным отливом в отражённом свете (изолирующее стекло). Технология создания таких витражей подразделяется на несколько этапов…

Пример: «Капелла Тиффани» - экспонат на Всемирной Колумбовской Выставке, 1893 г.

Бесшовные витражи - 4 вида.

1.Фьюзинг – относительно новая технология витража. Фьюзинг – техника спекания цветного стекла в печи, в таком витраже отсутствуют металлические соединения между стёклами, стекло спекается в печи при температуре 800 градусов С и становится однородным, вплавляется друг в друга.

Пример: Витраж фьюзинг.

2.Кастинг – отличается от предыдущей техники тем, что на прозрачное стекло-основу наряду с элементами выкладывается контур из металла. Нагрев ведётся до температуры, когда цветной фрагмент полностью расплавится и заполнит внутреннюю ячейку. Витражная техника славится высокой чёткостью линий, что особо ценится в интерьерном дизайне.

Пример: Витраж кастинг.

3.Пескоструйный витраж. По своей сути пескоструйный витраж – это цельный лист стекла, подвергнутый гравировке струёй смешанного с песком воздуха, поданного на сопло пескоструйного аппарата под большим давлением.

Пример: Пескостуйный витраж.

4.Травление – рисунок на стекле выжигается специальной пастой, она вместе нанесения разъедает поверхность и лишает её прозрачности. Для точности работ применяют специальный трафарет, который ограничивает зону воздействия плавиковой кислоты.

Пример: Витраж травление.

Расписной витраж – на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом. Расписной витраж изготавливается при помощи специальных водорастворимых красок. Рисунок на таких композициях может быть практически любого формата.

Пример: Расписной витраж.

Плёночные витражи выполняются по новейшей технологии, разработанной в середине прошлого века, с использованием современных материалов для витражей. Данная техника изготовления витражей подразумевает применение разноцветных полимерных пленок, имитирующих цветное витражное стекло.

Пример: Плёночный витраж.

Заливной витраж. Создание заливных витражей происходит ручным способом, поэтому требует от мастера большого профессионализма. Довольно часто данный витраж путают с росписью стекла, однако главной его особенностью является наличие рельефного полимерного контура, имитирующего металлическую протяжку.

Пример: Заливной контурный витраж.

Фотопечать на витражах – новшество в современном дизайне интерьера, такая технология появилась совсем недавно, но уже приобрела популярность, поскольку позволяет довольно быстро, легко, недорого превратить обычное помещение в настоящий шедевр дизайнерского искусства.

Пример: Фотопечать на витраже, потолок.

Фацетные витражи. Фацетные витражи делаются из огранённых элементов, тщательно отшлифованных и отполированных, со снятой фаской. Детали фиксируются на специально обработанной основе. Такие композиции отличаются большим весом, так как изготавливаются из толстого стекла. Художественное стекло «окрашивание» обрабатывается механическими и химическими веществами, чтобы превратиться в материал для изготовления декоративных и живописных окон. Технологию изготовления можно отнести к классической.

Пример: Фацетный витраж.

Матирование стекла – технология создания матовой поверхности, придание шероховатости и непрозрачности (операция противоположная полировке). При помощи матирования можно создать матовый рисунок на поверхности стекла.

Пример: Матированное стекло.

3 Д Витраж – это покрытие, или изделие, для декора различных поверхностей и интерьера, выполненное с выпуклыми, объемными элементами изображения (линзами). 3 Д витраж может быть на самоклеющийся или магнитной основах.

Пример: 3Д витраж Ван Ся Сяо «Живопись изнутри»

Комбинированный витраж является самым выразительным и популярным видом витражной техники, позволяющий добиться эксклюзивного и эффектного художественного решения в любой сфере применения витражей.

Пример: Комбинированный витраж.

Витраж-Коллаж. Речь идёт о технике, безусловно, более современной и инновационной. Разрезанные стёкла, вместо того чтобы соединяться посредством свинцовых профилей или же медных полосок, соединяют полимерным раствором на специальном основании из прозрачного стекла, предназначенном для их сборки.

Пример: Витраж-коллаж.

Литой витраж – каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм, также придаётся поверхностная фактура, которая преломляет свет, Усиливает выразительность. Для скрепления стёкол используется цементный раствор и металлическая арматура.

Пример: Литой витраж.

Псевдовитражные техники. Ярким примером этой категории считается расписной витраж. Применяется как простое, ровное стекло. Так и художественное. Контурный псевдовитраж подразумевает нанесение границы элементов с помощью акрилового полимера. Замкнутые пространства заполняют соответствующей эмалью, после этого проводят обжиг.

Примеры витражей разных эпох.

1. Альфонс Муха, витраж в Соборе Св. Витта, «Прославление святых Кирилла и Мефодия», Прага 1931 г.

2.Марк Шагал, витраж Добрый самаритянин, Церковь Покантино Хиллс, Нью-Йорк, США 1964 г.

3.Антонио Гауди, витраж «Всевидящее око Господа», Барселона 1886-1902 г.

4.Вим Дельвуа. Витражи из рентгеновских снимков, Бельгия.

5. Дженни Хеммонд, витраж «Вирусы гриппа».

Список интернет источников.

Современное мозаичное искусство:

r

u

.

mo

zaico

.

com

Витраж:

a

rtchive.ru

Витражи Антонио

Гауди

,

ok.ru

Мозаика

Mosaic

-

Википедия

.

Потолок из жуков, Ян Фабр, m.vk.com

Фреска

. Большая российская энциклопедия – электронная версия,

old

.

biq

enc

.

ru

.

Виды, разновидности, фото фресок, decorstroy32.ru.

10 Невероятных витражей самой различной тематики со всего мира,

k

kulturoloqia

.ru

9. 10 знаменитых витражей в неоготическом стиле с описанием, foto-interiors.com/decor

10. Альфонс Муха, витражи в Соборе Свита, m.vk.com

11. «Святитель Николай Чудотворец», фреска Дионисия, santosepulcro.co.il

12. Как история в Ростове – на – Дону вращается вокруг мозаики, expertsouth.ru

13. Сграффито - необычное искусство, Литомишский замок, dzen.ru

14. Алтарь из Перуджи (картина) – Фра Анжелико, qallerix.ru

15. Тайная вечеря - Леонардо да Винчи, azbyka.ru

16. Сотворение Адама, w ru.wikipedia.orq

17. «Страшный суд» Андрей Рублёв, Успенский собор, m.vk.com

18. Португальский художник Серхио Одейт, twizz.ru

19. Художник из Италии по прозвищу Чеоне, qazetametro.ru

20. Уличное искусство Жана – Мишеля Баския, m.vk.com

21. Комод Харрингтон, dvaveka.ru

22. 3Д витражи Ван Ся Сяо, живопись изнутри, kulturoloqia.ru

23. «Распятие и Воскресение» в Пуатье, spletnik.ru

24. «Капелла Тиффани» - экспонат на Всемирной Колумбовской выставке, academycrafts.ru

25. 10 невероятно красивых мозаик Петербурга, sobaka.ru

26. Эти 10 работ рассказывают историю современного мозаичного искусства, m ru.mosaico.com

27. Мастер из Лас-Вегаса – Кенн Беннет, ar.pinterest.com

28. Валерий Простянкин, derevorez.ru

29. Мозаика из мелкой гальки в атриуме Дворца в Пелле, столице древней Македонии, m.vk.com

30. Образцы видов витражей, yandex.ru

31. Материалы художника: темперные краски, G qurulife.ru

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×