доклад на научно-практической конференции | Елена Михайловна Варлавина. Работа №296368
Автор: Елена Михайловна Варлавина
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря :
· Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.( диагностическое направление)
· Определение особенностей организации воспитательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. (коррекционно-развивающее направление)
· Обеспечение дифференцированных условий образования:
-оптимальный режим нагрузок;
-вариативные формы получения специализированной помощи в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
-учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
-соблюдение комфортного психоэмоционального режима.
( аналитическое направление)
Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации воспитательного процесса, повышения его эффективности, доступности.
Во всех этих направлениях происходит ЕДИНСТВО.
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря »
Инклюзия в рамках детского лагеря является еще педагогической инновацией, несмотря на то, что о важности социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) идет речь во всех сферах общественной жизни.
Программа психолого-педагогической деятельности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) МАУ ДО СДДТ составлена на основании:
- Конвенции о правах ребенка.
- Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г.
- Федерального Закона « Об образовании в Российской Федерации» ( №273 ФЗ от 29.12.2012)
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»
- Приказ Комитете образования администрации г. Ставрополя « Об утверждении стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья на период до 2030 г.
Получение полноценного отдыха детьми с ОВЗ является одним из важных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.
Под социокультурной реабилитацией лиц с ОВЗ, в том числе и детей понимается комплекс мероприятий и условий, позволяющих лицам с ОВЗ адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях и приобщиться к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни: заниматься посильной работой; находить и использовать нужную практической деятельности и развлечений информацию; адекватно участвовать в ситуациях общения и пользования доступными средствами массовой информации, ухаживать за собой, то есть, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Это средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения и объединение индивидуальностей в общность. Успех социально-культурной реабилитации лиц с ОВЗ во многом определяется принципами ее организации и осуществления: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, включенность в общества, условий осуществления реабилитационных мероприятий.
Актуальностью данной программы заключается в том, что через организацию комфортной психолого-педагогической атмосферы в системе взаимодействия детей с ОВЗ в социальном пространстве учреждения дополнительного образования обучающихся будет предоставлена возможность на всестороннее гармоничное развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Целью психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря – создание оптимальных условий в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально- типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-типологического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально – волевому развитию , содействие их адаптации в современном обществе.
Важнейшим условием для самореализации лиц с возможностями здоровья является расширение сферы их самостоятельности, под которой понимается преодоление ими обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Пространство детского лагеря является важным и значимым сегментом для решения данной задачи, поскольку обладает эксклюзивным ресурсом рекреационных возможностей в сочетании с педагогически выверенной системой дополнительного образования, несомненно необходимо направить на социально-культурную реабилитацию детей с ОВЗ.
Задачи психолого-педагогического сопровождения.
Найти особые потребности детей с
ОВЗ ,
обусловленные особенностями их физического или психического здоровья.
Осуществлять различную помощь детям с ОВЗ с учетом их особенностей.
Обеспечить пребывания детей с ОВЗ в лагере на доступном им уровне, социализацию в детском коллективе. оказание помощи в создании благоприятного микроклимата в отряде;
Формирование у детей и подростков личностных качеств, необходимых для успешного взаимодействия в детском временном коллективе;
Развитие коммуникативных способностей, эмпатии, толерантности;
Содействие снятию эмоционального напряжения, в том числе в ситуациях разрешения конфликтов;
Развитие рефлексивного сознания детей с учетом их возрастных особенностей.
Совместное пребывание здоровых детей и детей с ОВЗ в детском лагере дает интересный педагогический эффект для обеих категорий детей. Для здоровых детей
- распространение доброжелательного, внимательного отношения к таким детям. ( ОВЗ) , создание условий для формирования ценностного к своему здоровью. Для детей с ОВЗ: возможность смены обстановки; создание условий для осознания ребёнком себя как полноценного члена общества; создание условий для социокультрной реабилитации детей (как правило, дети с ОВЗ имеют ограниченный круг общения). В детском лагере появляется возможность общения с более широким кругом детей и взрослых, сюда же входят и люди с подобными заболеваниями - продуктивное общение с ними поможет понять ребенку, что он не одинок в своей проблеме. Главное – общение и доброе отношение к детям с ОВЗ, принятие их такими какие они есть.
Для эффективной реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ предусмотрены формы занятия в мини-группа и индивидуально.
Основные формы сопровождения:
Диагностика
Просвещение
Профилактика
Консультирование
Сопровождение на культурно-массовых мероприятиях.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря :
Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-
инвалидов.(
диагностическое направление)
Определение особенностей организации воспитательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. (коррекционно-развивающее направление)
Обеспечение дифференцированных условий образования:
-оптимальный режим нагрузок;
-вариативные формы получения специализированной помощи в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
-учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
-соблюдение комфортного психоэмоционального режима.
( аналитическое направление)
Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации воспитательного процесса, повышения его эффективности, доступности.
Во всех этих направлениях происходит ЕДИНСТВО.
Теоретико-методологической основой Программы воспитательной работы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря СДДТ является взаимосвязь трех подходов:
нейропсихологического, выявляющего причины трудностей
социализации
детей
с ОВЗ в условиях летнего лагеря
;
комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач социализации и развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
•Достоверности: профессиональный анализ специалистами образовательного учреждения медицинских показателей учащихся; психологической ( психолог, логопед) и педагогической (воспитатель, педагоги) диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания.
• Гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми.
• Педагогической целесообразности: создание программы «Индивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог и др.).
Программа позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.
В целом сопровождение ребенка или группы детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря и адаптации в может быть определена как «…система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации взаимодействия» (по М.Р. Битяновой).
Понятие «сопровождение» теснейшим образом сочетается как с понятием сохранениепозитивного здоровья, так и с вытекающим отсюда пониманием сопровождения как текущей (динамической) оценки адаптированности ребенка в образовательной среде, с одной стороны, и поддержанием оптимальной его адаптации в этой среде.
Вместе с псих. службой учреждения воспитатель в рамках отрядных мероприятий может организовать психологические тренинги и консультации; провести беседы, игровые коррекционные занятия, психологические мастерские, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков ребенка, формирование уверенности в себе.
Члены психологической службы учреждения могут дать квалифицированный совет воспитателю о поведенческих особенностях детей с ОВЗ, что поможет наладить совместную и индивидуальную работу с детьми.
Характеристика деятельности по каждому из направлений:
1. Первичная и заключительные диагностики проводится в организационный период, основной и заключительный.
Планируемые результаты:
Создание банка данных детей с ОВЗ.
Наблюдение, первичное анкетирование детей и родителей с целью выявления интересов детей, их эмоционального состояния, личностных особенностей ребенка, ожиданий от отдыха и полезного труда проводится в достаточно короткий срок (1 день) – время адаптации. Задача воспитателя и психолога – помочь ребенку расслабится, показать себя, установить дружеские отношения, ознакомится с темой лагерной смены. Этот период характеризуется:
* неустойчивым настроением;
* принятием детей графика временного детского коллектива;
* демонстрацией воспитателями правил, инструкций, норм поведения;
* оказанием помощи ребенку и знакомству с его потребностями.
Основной период (первая половина 3-17 день) в целом – это время установления различных связей между детьми, личностных самореализаций, социальных позиций.
Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:
* степень деятельностной активности детей;
* выявление формальных и неформальных лидеров;
*установление дружеских отношений.
Последние дни смены направлены на подведение итогов, реализации цели и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:
* обмен и реализация общих интересов;
* вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.
На протяжении всей смены дети ежедневно отмечают свои эмоции. Также разработаны бланки анкет для детей с целью изучения их эмоционального состояния на начало и конец лагерной смены, и анкета для родителей с целью изучения удовлетворенности организацией летнего отдыха и оздоровления детей.
2. Коррекционно-развивающая деятельность (основной период смены) проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми.
В работе с детьми психологом используются следующие формы и методы:
игровые тренинги;
сказкотерапия;
игротерапия
;
арттерапия
;
ароматерапии;
музыкатерапии
;
релаксационные упражнения.
3. Консультативное и просветительское направление деятельности психолога (основной и заключительный период смены) способствует повышению психолого-педагогической компетентности, как руководителей отряда, так и родителей учащихся.размещение группа ВК
4. В рамках профилактического направления деятельности, психологической службой Дворца проводятся разного рода игровые мероприятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и профилактику эмоционального истощения, профилактика девиантного поведения. В лагере организуется «почта доверия», с целью сохранения психологического здоровья детей. .
Информационно-рекламная деятельность:
«Стен-газета психолога»,«Служба хорошего настроения» Размещение на официальном сайте учреждения, на странице социально-психологической службы , группа ВК учреждения.
В работе с детьми с ОВЗ, в силу особенностей их развития, часто сложно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации, но задача педагога-психолога, или другого специалиста создать максимально благоприятные и комфортные условия для развития и восполнения ресурсов таких детей. Описанные методы можно беспрепятственно использовать в летний период с детбми с ОВЗ, в сочетании с нахождением на свежем воздухе со звуками природы они дают больший результат, чем в другое время года.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения смены
Период
Проблема/задача
Форма работы
Результат
2 половина мая
I.Подготовительный этап.
Обследование и набор психологов;
разработка программы психологической поддержки всех членов коллектива смены.
Подготовка материалов к работе: стимульного, диагностического и др.;
семинары, тренинги, консультации, беседы с педагогами.
Создана программа психолого – педагогического сопровождения летнего отдыха, подготовлены кадры – Псих. служба.
1 неделя
II. Этап социально-психологической адаптации.
адаптация к новым условиям;
диагностика особенностей и интересов детей;
Наблюдение навыков взаимодействия детей с ОВЗ в коллективе
наблюдение;
беседы;
упражнения на знакомство с детьми с ОВЗ;
упражнения на взаимодействие;
упражнения на снятие эмоционального напряжения
успешная адаптация;
сопровождение детей с признаками дезадаптации;
формирование навыков взаимодействия с детьми и взрослыми;
позитивный настрой
2-3 неделя
III. Коррекционно-профилактический этап.
разрешение конфликтных ситуаций;
развитие навыков взаимодействия
реализация интересов ребенка;
развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
формирование уверенности в себе;
развитие эмоциональной грамотности
упражнения на конструктивное поведение и разрешение конфликтов;
задания на взаимодействие;
участие в мероприятиях;
упражнения на саморегуляцию и анализ стратегий поведения;
упражнение на формирование адекватной самооценки;
упражнение на
разрешение конфликтных ситуаций;
конструктивное взаимодействие в коллективе;
реализация учащихся в деятельности;
умение управлять своим состоянием и поведением;
уверенное поведение в различных ситуациях;
формирование навыков управления своим эмоциональным состоянием
4 неделя.
IV. Этап рефлексии Окончание смены
рефлексия;
анализ отдыха
Анализ причин возникновения трудностей в общении и отдыхе детей с ОВЗ, выявление резервных особенностей детей с ОВЗ
результат
Ожидаемые результаты
Укрепление психического здоровья воспитанников.
Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве отряда.
Сформированность навыков эффективного взаимодействия детей в группе, детей и педагогов, бесконфликтное поведение участников смены.
Обогащение опыта ребенка разными конструктивными способами преодоления трудностей.
Содержание программы деятельности педагогов-психологов.
№ п/п
Направление и содержание деятельности
Приемы и методы работы
Сроки проведения, форма организации
Сотрудничество
1.
Психопрофилактика и психопросвещение: Размещение на сайте учреждения.
Организация и проведение творческой мастерской психологической направленности «Давайте жить
дружно»(
профилактика психоэмоционального напряжения)
Информирование родителей по социальным, правовым вопросам
- Организация и проведение социально-психологического тренинга «Вопрос- ответ» (повышение психологической культуры воспитанников летнего оздоровительного лагеря)
Организация и проведение игровых 15 минуток:
Тренинговая программа «Я и мой любимый герой книг » знакомство детей)
- Психологический практикум на тему: «Мы с тобой друзья».
- Организация и проведение арт-терапевтической акции (Я и моя семья) «Мойдодыр и я» (выявление представлений у воспитанников лагеря о полезных привычках).
- Проведение профилактического тренинга «Снежный ком» (профилактики конфликтов в отрядах).
Сказкотерапия, коллективное творческое дело, арт-терапия.
Сказкотерапия, арт-терапия, коллективное творческое дело.
Игротерапия.
Игротерапия.
Психогимнастические этюды и телесно-ориентированные игры.
Коллективное творческое дело, арт-терапия с использованием цветных мелков.
Беседа, игра, упражнения, работа в подгруппах.
Форма проведения – фронтальная.
Форма проведения – фронтальная.
Последняя неделя работы лагеря. Форма проведения – фронтальная, участвуют все отряды.
На первой неделе работы лагеря Форма проведения – фронтальная.
По запросу когда возникают конфликтные ситуации).
Форма проведения – фронтальная.
Форма работы – групповая.
По запросу при возникновении конфликтных ситуаций. Форма работы – фронтальная.
Воспитатель
Психолог
Воспитатель
Психолог
психолог
2.
Диагностика:
- Анкетирование детей на предмет выявления эмоционального восприятия.
- Проективная методика «Цветовой тест эмоционального состояния» направленная на исследование общего эмоционального состояния группы (отряда).
- Анкетирование несовершеннолетних и родителей (законных представителей) на предмет ожиданий и реального процесса пед. в лагаре.
Социально-педагогичес-кое исследование по анкетам «Кто ты».
Групповая работа с «мелками », беседа по психоэмоцио-нальному портрету группы.
Социально-пед. исследование по итоговой анкете «Мои восспоминания».
Исследования проводятся со всеми воспитанниками лагеря. Фронтальная форма.
Исследования проводятся с воспитанниками .Фронтальная форма.
Исследования со всеми воспитанниками лагеря. Фронтальная форма.
Психолог
3.
Коррекционно-развивающая и профилактическая работа:
- Индивидуальные развивающие занятия с детьми по профилактике отклоняющегося поведения с опорой на программы:
Программа социально-псих. тренинга «Я в ответе за свое здоровье» (Г. П. Беляева, Л.А. Гейденрих, М.Н. Мясникова, В.В. Скарга); сб. Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением (авторы-составители Л.К. Чаусова, В.В. Скарга).
Игротерапия,
арт-терапия,
использование направленной визуализации, элементы сказкотерапии.
В течение недели, между общими мероприятиями.
Родители (законные представители ребенка), рук-ли отряда.
4.
Консультирование:
- Организация и проведение (по запросу) консультирования родителей (законных представителей ребенка)
- Организация и проведение (по запросу) консультирования педагогов, работающих на отрядах.
Беседа, упражнения, анализ проблемных ситуаций из опыта клиента, моделирование ситуаций и способов выхода из них с целью расширения субъективного опыта несовершеннолетних.
В течение недели
с 17.00-18.00для родителей (законных представителей ребенка) и по запросу для воспитателей .
Инд.консультирование и консультирование в малой подгруппе.
Воспитатель психолог
Список литературы
Андреева Н. П., Семыкина И. Г., Кириллова Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в летний период // Актуальные исследования. 2021. №23 (50). С. 93-96. URL: https://apni.ru/article/2557-psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-det
Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» //
Психолого
педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Москва 14–16 ноября 2010 г.): материалы VI
Всерос
. науч.-
практ
.
конф
. – М., 2010.