Доклад на тему "Деятельность классного руководителя | Фатина Людмила Федоровна. Работа №347764
Я, Фатина Людмила Федоровна, учитель начальных классов
СП МБОУ «Дракинская СОШ» в селе Никольское.
Цель моей педагогической деятельности – достижение оптимального общего развития каждого школьника, предполагающее:
1)побуждение и поддержку детских инициатив, побуждение и поддержку во всех видах деятельности,
2) обучение навыкам общения и сотрудничества,
3) сохранение и поддержку индивидуальности каждого ученика,
4) сохранение психического и физического здоровья учащихся. (слайд.)
Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Профессия, учитель начальных классов, складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно.
В начальной школе воспитательная работа классного руководителя не прекращается ни на минуту; ведь учитель здесь един в двух лицах: он и классный руководитель, и постоянный, единственный учитель.
Основными задачами классного руководителя я считаю:
- формирование и развитие коллектива;
- организация системной работы;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся (слайд).
· Деятельность учителя начальных классов существенно отличается от работы учителя среднего и старшего звена. Ее особенности обусловлены контингентом учащихся. Начальные классы — первая ступень школьного образования. Приняв новый класс, классный руководитель концентрирует свои усилия на изучении учащихся, используя для этого различные методы и источники. Учитель должен иметь четкое представление о своих новых питомцах, знать условия жизни детей в семье и установить контакт с родителями. В этом вопросе мне хорошо помогает портфолио, который завожу каждому обучающемуся и веду на протяжении всего периода обучения в начальной школе
Доклад на тему:
Деятельность классного руководителя
в жизни класса.
Подготовил и выступил
на заседании педагогического совета:
учитель начальных классов
Фатина Л. Ф.
декабрь
2020/2021 учебный год.
Я, Фатина Людмила Федоровна,учитель начальных классов
СП МБОУ Дракинская СОШ в селе Никольское.
Цель моей педагогической деятельности– достижение оптимального общего развития каждого школьника, предполагающее:
1)побуждение и поддержку детских инициатив, побуждение и поддержку во всех видах деятельности,
2) обучение навыкам общения и сотрудничества,
3) сохранение и поддержку индивидуальности каждого ученика,
4) сохранение психического и физического здоровья учащихся.(слайд.)
Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Профессия, учитель начальных классов, складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно.
В начальной школе воспитательная работа классного руководителя не прекращается ни на минуту; ведь учитель здесь един в двух лицах: он и классный руководитель, и постоянный, единственный учитель.
Основными задачами классного руководителя я считаю:
- формирование и развитие коллектива;
- организация системной работы;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся (слайд).
Деятельность учителя начальных классов существенно отличается от работы учителя среднего и старшего звена. Ее особенности обусловлены контингентом учащихся. Начальные классы — первая ступень школьного образования. Приняв новый класс, классный руководитель концентрирует свои усилия на изучении учащихся, используя для этого различные методы и источники. Учитель должен иметь четкое представление о своих новых питомцах, знать условия жизни детей в семье и установить контакт с родителями. В этом вопросе мне хорошо помогает портфолио, который завожу каждому обучающемуся и веду на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Его содержание состоит из нескольких разделов. (Слайд)
Заполняя первый раздел Портфолио, изучаются интересы каждого ребенка, его потребности, склонности и основные личностные характеристики, взаимоотношения в семье.
Как классного руководителя, меня, в первую очередь, интересуют коммуникативные Универсальные учебные действия.
Целью этой процедуры является диагностика межличностных отношений в коллективе и выявление социального статуса каждого ребенка. В этом мне тоже помогает заполненный обучающимися главы из первого раздела портфолио, где они информируют о том, с кем бы хотели сидеть за одной партой, кто у них друзья среди одноклассников.
С первых дней работы с младшими школьниками, я знакомлю их с традициями, которые есть в нашей школе. Для этого рассказываю о них, провожу экскурсию по школе, в ходе которой знакомлю учащихся не только с учебными кабинетами школы, но и символикой школы, с людьми, которые в ней работают, (слайд).
В деятельности учителя начальных классов, как правило, ярко выражен организаторский аспект, так как дети нуждаются в постоянной организации. Как раз здесь и появляются некоторые проблемы, так как все дети разные: одни слушают учителя и выполняют все его требования, другие слушают, но выполняют неохотно и по принуждению, а третьи вообще считают, что они могут вести себя так, как им хочется, не взирая ни на что. Поэтому отношение учителя к детям характеризуется большой теплотой и заботой в сочетании с разумной требовательностью. Постепенно дети принимают правила поведения в школе и стараются их выполнять.
Переходя из класса в класс, дети становятся старше и умнее. И классному руководителю , чтобы сохранить свой авторитет уже недостаточно только тех качеств, которых было достаточно в 1-м классе. Важнейшее значение для классного руководителя имеет умение строить свои взаимоотношения с учащимися и перестраивать их по мере их роста и развития. Характер воспитательной работы классного руководителя от класса к классу меняется в зависимости от уровня развития учащихся и особенностей их учебной деятельности, их положения в школьном коллективе, в органах ученического самоуправления. В каждом классе выдвигается ряд главных направлений, которые определяют всю работу с классом. Ежегодно в начале учебного я совместно с воспитанниками планирую классные дела на год или на полугодие, распределяем обязанности между собой, оформляем классный уголок.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь искру, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут сообщения, рисуют.
Обучающиеся к внеурочным занятиям, классным часам готовили проекты на самые разные темы: Достопримечательности моего села, Разнообразие природы родного края, о городах Российской Федерации, о городах Мордовии, о своих домашних питомцах, о Защитниках Родины, писали сообщения о городах Мордовии, о героях Великой Отечественной войны.
Я побуждаю обучающихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.(слайд)
Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
В своей педагогической деятельности я исхожу из такого определения воспитания:
“Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении”.(слайд.)
Чтобыпроцесс воспитания проходил успешно, в своем классе создаю такую атмосферу, где ребенку хорошо и уютно, где его любят и ценят, где о нем заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим. Стараюсь приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, чтоздесь его ждут. Мояпедагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своеЯ.Используя слово, дело и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю условия, чтобы ребенок в той или иной мере проявил себя.
Все детские версии я обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.В этих условиях все ученики стремятся быть услышанными, высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.
Для моих воспитанников школа – это второй дом, здесь они проводят большую часть времени. Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия– все это объединяет их вместе. Взрослея, они начинают понимать, что значит школа в их жизни.
Целями воспитательной системы в своём классе считаю формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка, формирование интереса к учёбе, привитие культуры поведения и общения,развитие коммуникативных навыков. (слайд).
Для достижения этих целей в течение многих учебных годов с детьми провожу мероприятия познавательного, развивающего, оздоровительного, трудового этического характера
В качестве форм работы были использованы экскурсии в школьный музей, Дом –музей Героя Советского Союза М.П. Девятаева, классные часы, беседы с учениками на самые разные темы: о доброте Твори добро, ибо ты человек, о дружбе Дружба – чудесное слово, патриотического характера: Вам, неизвестные солдаты, посвящается, Герои Отечества, Мы обязаны знать и помнить, классный час, посвящённый памяти жертв терроризма. Поклонимся великим тем годам, правиловедческого характера: Безопасное поведение на Железной дороге, Правила дорожные всем нам знать положено, игры-викторины по творчеству детских писателей, по правилам дорожного движения Просто это знак такой, Пешеходная азбука, экологической направленности:День Земли, здоровьесберегающей направленности: Расти здоровым, Осторожно, Ковид., Витамины – наши друзья, подвижные игры на свежем воздухе.
Во внеклассных мероприятиях дети раскрывают свои способности, находят друзей для себя и становятся друзьями для других детей. Передо мной стоит задача вовлечь всех детей в совместную коллективную деятельность. Здесь помогают различные коллективные творческие дела: Украшаем класс к Новому году, рисуем стенгазету к Новому году, участие во Всероссийских и общешкольных акциях:Сделаем вместе, Поздравь ветерана, Берегите лес,общешкольных акциях: Чистый школьный двор, Школьный участок, Покормите птиц зимой, Вешаем скворечники,
Во время многих учебных годов мои воспитанники принимали участие в общественной жизни школы: внеклассных мероприятиях, праздниках, концертах, посвящённые праздникам День Пожилого Человека, День Матери, Новый год у ворот, Международный Женский День, митинге, посвящённом празднику День Победы, в общешкольных спортивных мероприятиях Весёлые старты, День Здоровья, конкурсах: рисунков и поделок разной тематики: Моя Родина – Россия, Краски Осени, Осенний калейдоскоп, Я талантлив, Новогодней игрушки, стихов, посвящённых Дню Рождению разных поэтов.
Каждый год мои воспитанники участвуют муниципальных и республиканских конкурсах: конкурсе поделок Новогоднее чудо, Экология. Дети. Творчество, Рождественская Звезда, рисунков Спорт в моей жизни, в республиканских учебно-практических исследовательских конференциях с работами: Две судьбы, как одна, Моё село и его история, Загубленная речка, Как живёшь, золотая рыбка.
В 4 четверти 2019-2020 учебного года все общеобразовательные школы Мордовии были переведены на дистанционное обучение, и мои воспитанники принимали участие во всероссийских интернет-акциях таких, как Окна Победы, Бессмертный полк, конкурсе стихов, посвящённых 75-летию Великой Победы, конкурсе рисунков, посвящённых этому событию.
В этом учебном году воспитанники моего коллектива приняли участие в общероссийской интернет-акции Новогодние окна, в республиканском этапе общероссийского конкурса Эколята – друзья и защитники природы, онлайн-олимпиаде по безопасности дорожного движения Безопасные дороги.
Младший школьник ещё пока не может организовать самостоятельно свою деятельность и в этом несомненно велика роль родителей и классного руководителя. Воспитательная система, как классного руководителя не была бы полной без участия родителей.Они интересуются жизнью детей в школе, посещают родительские собрания, помогают в решении различных вопросов.
Многие творческие задания к конкурсам дети выполняют совместно с родителями. Родители – это мои помощники, единомышленники в деле воспитания наших детей. Главное – действовать в одном направлении, тогда воспитание будет эффективным. (слайд)
Воспитательная деятельность учителя начальных классов — это процесс непрерывного творчества. Никогда не знаешь, что ждёт тебя впереди. Классное руководство ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи. Воспитывать нравственные качества не просто. На этом путимогут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играют люди, которые находятся рядом. Ими являютсяродители и педагоги.