Доклад на тему "Тематическое планирование - как модель построения образовательной деятельности в группах коррекционной направленности" | Матлаева Евгения Алексеевна. Работа №250735
Автор: Матлаева Евгения Алексеевна
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Тематическое планирование -
как модель построения образовательной деятельности в группах коррекционной направленности
В законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что система дошкольного образования стала первой ступенью системы образования России, что гарантирует единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Успех коррекционно – развивающей работы в логопедических группах определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно – воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
При этом следует учитывать современные требования к дошкольному образованию. Согласно ФГОС ДО необходимоследовать концепции личностно-ориентированной педагогики, которая помогла бы каждому ребенку полностью раскрыть свой личностный потенциал. Тысячи лет люди удивляются разности результатов воспитания и обучения при тождестве усилий и условий. Поэтому педагогика может быть только конкретной, личностно-ориентированной, обеспечивая детям равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Такие равные стартовые возможности можно обеспечить, развивая у детей универсальные психические функции, которые (вне зависимости от программы обучения и воспитания в детском саду) позволят им в дальнейшем усваивать любую информацию, любые знания. Поэтому основной целью работы любого педагога в дошкольном учреждении является не обучение детей или передача им как можно большего объема знаний, а развитие их.
Такая формулировка цели основана на нескольких уже давно доказанных истинах:
• в дошкольном возрасте формируется психика ребенка, психические процессы, оказывающие значительное влияние на дальнейшее развитие личности;
• в дошкольном возрасте с наибольшей интенсивностью и скоростью формируются мыслительные процессы детей;
• по утверждению К.Д. Ушинского, 90% знаний, полученных в дошкольном возрасте, остаются в памяти на всю жизнь;
• именно в дошкольном возрасте закладываются основы психического и физического здоровья детей.
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОУ должно основываться на комплексно – тематическом принципе, который предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год, а также планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива. Все это было учтено при составлении адаптированной образовательной программы ДОУ. Критерием того, что данный принцип работает является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в той или иной работе, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
Суть тематического планирования:
• выбирается тема недели с учетом особенностей региона, обстановки, сезона, возраста детей, которая называется и первоначально рассматривается при организации образовательной деятельности учителя- логопеда и воспитателя, которая проводится в первый день недели;
• все остальные виды образовательной деятельности продолжают предложенную тему или частично связаны с ней;
• на каждом из последующих видов образовательной деятельности учителя – логопеда дается материал в соответствии с программным содержанием для короткого повторение темы недели;
• для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.
Такое построение коррекционно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы:
1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
2. Принцип последовательности.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип повторности.
Наш опыт по применениютематического подхода в планировании организации коррекционно-образовательной работы, показал, что его использование позволяет значительно сократить время для организации образовательной деятельности, освобождая его для игры, оздоровительных мероприятий; позволяет исключить перегрузки детей, т.к. дети «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая все осмыслить и прочувствовать.
Задача педагога – спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы, оставляя в памяти ребенка положительные эмоциональные переживания и воспоминания, делая шаг вперед в его развитии.
В зависимости от количества участников коррекционного процесса образовательная деятельность с детьми включает в себя: фронтальную (подгрупповую) и индивидуальная коррекционную деятельность.Лексические темы в группах подбираются и варьируются с учетом возрастных возможностей детей.
Коррекцией речевых нарушений детей в условиях ДОУ занимается не только логопед, но и воспитатель. Логопед совершенствует речевое общение детей, воспитатель закрепляет полученные речевые навыки и умения.
Мы представляем план образовательной деятельности с детьми старшей группы на первую неделю сентября и планирование образовательной деятельности с детьми в режимные моменты в рамках взаимодействия с воспитателями логопедической группы, план оборудования предметно - развивающей среды группы.
Коррекционно-речевая работа специалистов ДОУ их взаимодействие определяется современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками, сложностью речевой деятельности и ее значением для развития ребенка, наличием недостатков и отклонений в речевом развитии детей! Все эти особенности учтены в нашем тематическом планировании и имеют отражение в планировании образовательной деятельности музыкального руководителя и педагога- психолога.
Данная форма перспективного тематического планирования используется всеми учителями - логопедами нашей образовательной организации и, надеюсь, может быть полезна педагогам других организаций.
Спасибо за внимание!