Доклад на тему:"Формирование здорового образа жизни в деятельности ДОУ" | Салимзянова Сириня Джамилевна. Работа №277179
Автор: Салимзянова Сириня Джамилевна
В последнее время стала актуальной проблема здоровья детей. Как правило, ребёнка невозможно оторвать от телевизора и компьютера. Дети стали мало активными. Для роста и развития, сохранения и укрепления организма, прежде всего нужна физкультура. От движения дети получают удовольствие. Неблагоприятные факторы семейного воспитания во многом являются причиной разных заболеваний. Поэтому, мы должны соблюдать правило дети_родители-педагоги. При соблюдении этого правила только, можно добиться успехов.
Выступление на семинаре по теме: «Формирование здорового образа жизни в деятельности ДОУ».
В последнее время стала актуальной проблема здоровья детей. Как правило, ребенка невозможно оторвать от телевизора и компьютера . Дети стали мало активными.
Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни ребенка. Для роста и развития, сохранения и укрепления организма, прежде всего нужна физкультура. От движения дети получают удовольствие.
Работая инструктором по физкультуре в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей, их двигательная активность требуют принятия эффективных мер. Но как это сделать, какими средствами и путями? Беседуя с родителями детей, которые посещают детский сад, стало понятно, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье, приобщить их к движению, развить их физические качества. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазь, а то упадёшь, посиди"). А многие родители заняты на работе , вот и приходиться мало уделить время своему ребенку.
На помощь родителям приходит занятия по физкультуре, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, прогулки.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально - экономической и экологической ситуации в стране.
Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в детском саду и в семье, является одной из важных задач педагогического коллектива.
Я уверена, что ни одна, даже лучшая физкультурно – оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Если в дошкольном учреждении не создано детское и взрослое сообщество «дети – родители – педагоги», для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Уместно отметить, что некоторые мамы и папы предпочитают активным формам досуга сидение перед телевизором или на различных чатах на телефоне, с книгой, соответственно,… детям мало приобретают игрушек - двигателей, не оборудуют дома спортивные уголки. Все эти неблагоприятные факторы семейного воспитания во многом являются причиной разных заболеваний.
Поэтому, одно из направлений, внесенных в годовой план работы детского сада, была задача установления тесного сотрудничества с семьей по вопросам оздоровления детей и подъема уровня физической культуры среди населения.
Работа с родителями проводиться в системе, включает в себя:
родительские собрания;
беседы, лекции;
круглые столы;
консультации;
анкетирование;
домашние задания;
День открытых дверей;
Дни здоровья;
Открытые физкультурные мероприятия;
Совместные физкультурные праздники;
Чтобы лучше узнать взгляды каждой семьи по физическому воспитанию, на необходимость и пользу совместных, спортивных занятий с детьми, чтобы работу по пропаганде физической культуры строить более дифференцированно разрабатываем для родителей специальные анкеты, позволяющие определить как они понимают задачи физического воспитания, умеют ли организовать занятия спортом, создать для этого условия, выявить интересы детей.
Проанализировав данные анкет, полученные в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что родители не понимают самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих процессов здоровья: физического, психического и социального.
Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малой подвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх, эстафетах соревнованиях.
Понимая важность этой проблемы, и проанализировав состояние физического воспитания детей в детском саду, мы поставили перед собой задачи:
повысить интерес детей к разным видам двигательной деятельности;
увеличить двигательную активность;
поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях;
привлечь родителей к решению этих проблем.
В реализации данных задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям.
Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своим союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей.
Я начинаю упражнения от простого к сложному. Если в младших группах начинаем с ходьбы с движениями рук, перешагивания, то переходя в старшие начинаем ходить по гимнастическим скамейкам с поворотами, делать «ласточки», аисты на одной ноге( самолетики), бег вперед ,назад ,с поворотами. Так же хорошо развивают координацию упражнения на неустойчивых поверхностях, как например лежа на фитболе (большие гимнастические мячи),отпускать руки и ноги, стараясь не скатиться с мяча или прыжки на фитболе. Прыжки на батуте также развивают физическую активность.
Не только гимнастические упражнения, но и игры футбол, акробатические упражнения и занятия на улице способствуют повышению активности и укреплению здоровья дошкольников.
Особенно хочется отметить, что игры с мячом (вышибалы, попадай в цель, мини баскетбол, прокатывание ,подбрасывание и ловля мяча в маленьких группах, способствуют координацию движения и активизирует потребность в движении.
Детям интересно познавать более сложные по координации движения упражнения.. Они работают над сложным движением, добиваясь его качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движение получается. Например: им трудно дается покрутить обручи на талии или на одной руке, прыжки на скакалке, когда это осваивают, они так радуются.
Упражнения с обручами ,гимнастическими палочками дают ребенку следить за тактом движений. Гимнастические палки используем также для упражнений от плоскостопия.
Я стараюсь поддержать ребенка тогда, когда он не освоил какой-то элемент, вселять в него уверенность, разъяснять ошибки и обязательно делить с ним радость достижения результата. При проведении занятия ритмической гимнастике ориентируюсь на разучивание музыкально-спортивных композиций, и на развитие у детей умения выступать перед зрителями, учим их двигательным действиям с предметами (сложные акробатические элементы - мостик, перекаты, кувырок, прыжки, повороты и т.д.), обучаем перестроениям и перемещениям по залу в различных направлениях. Особенно хочется отметить, что детям особенно нравятся танцы с султанчиками( на детском языке мы говорим танец с пампушками).
Танцы на степ платформе (спортивный снаряд, представляет собой скамейку, является фитнес оборудованием)которые среди детей и взрослых пользуется популярностью, очень благоприятно влияет на координацию движения. Для этих целей у нас нет степ платформ, но мы используем самодельные, можно сделать маленькие скамеечки.
Упражнения для глаз, имеют влияние на координацию движения. Ведь глаза - зеркало души. Зрительные гимнастики провожу в игровой форме:
«Королева»
Глазки право, глазки влево,
Посмотрю как королева.
Глазки вверх, глазки вниз.
Это вовсе не каприз.
Не поворачивая головы ,перевести взгляд на право ,на лево, вверх и вниз. Повторяем 5-6 раз. Или с открытыми глазами, не поворачивая голову нарисовать цифру.
В конце занятий провожу дыхательную гимнастику. Ребенка надо учить правильно дышать. Дети очень любят надувать шарики. Берем в руки шарики (воображаемые)надуваем и отпускаем по команде в небо.
С помощью гимнастики малыш быстро пробуждается от сна и включится в дневной ритм. После зарядки появляется ощущение удовлетворительности и гордости, появляется аппетит ребенка. Старайтесь воспитать у ребенка привычку делать каждый день зарядку. Ведь развитие и успех ребенка зависит во многом от нас, от взрослых.
Одним из важных действенных средств подъема физической культуры населения является широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводиться с детьми.
Участвуя в Днях здоровья, спортивных досугах и праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества с тем, как развиты другие дети. Родители видят, какую радость и пользу приносят ребенку шумные игры, веселые состязания, как, играя, он тренируется, как учится преодолевать трудности. Тогда видны все плюсы и минусы семейного воспитания.
Веселая, здоровая атмосфера таких дней передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению с детьми.
Систематически проводятся спортивные праздники детей и взрослых под девизом: «Папа, мама, я – спортивная семья!». Целью праздников является привлечение внимания родительской общественности к спортивным формам семейного досуга. кроме того, позволяют и взрослым и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, в конечном счете, сплачивают семью.
Родителям предоставляется возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, спортивных праздниках. Они могут наблюдать организацию питания, сна, закаливающих мероприятий.
В заключении хочу сказать здоровье детей в наших руках, и пожелать всем здоровья и успехов.