Доклад работы "Блокада Ленинграда" | Шевгеев Баатр Саналович. Работа №296329
Автор: Шевгеев Баатр Саналович
Доклад "Блокада Ленинграда" исследовательской работы с использованием краеведческого материала о блокаднице нашего села Ручкиной А.В.-единственной блокаднице нашего района,жительнице села "Виноградное" Городовиковского района Республики Калмыкия.Цель данной работы:собрать информацию о человеке интересной судьбы,которая выжила в блокаду Ленинграда,для формирования у школьников чувства патриотизма,активной жизненной позиции для успешного развития на благо Родины."Любят Родину не за то,что она велика,а за то,что своя"(Сенека)
Память, стой, замри! Это надо.
То из жизни моей — не из книжки…
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток.
(М.Румянцева)
Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Российский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды.
Среди бесчисленных подвигов, совершённых в Великой Отечественной войне, оборона Ленинграда выделяется как ярчайший пример массовой стойкости и терпения, непобедимости духа русских людей.
2022 год… 27 января Урок истории. Урок Мужества. Рассказ о блокадном Ленинграде. Трудно описать, что я испытал тогда. Меня переполняло чувство гордости за свой народ, потрясения и боли… Как выжили люди, ставшие участниками беспримерных страданий? Услышанное вдохновило меня на выбор темы исследовательской работы. Захотелось встретиться с очевидицей тех событий (Приложение№1).
Эта тема актуальна, потому что чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых могут рассказать их непосредственные участники.
Благодаря воспоминаниям участников и очевидцев блокады Ленинграда появляется возможность более глубокого осмысления и осознания цены победы советского народа в Великой Отечественной войне, цены мира на земле.
Цель:
Собрать информацию о человеке интересной судьбы, которая выжила в блокаду Ленинграда, для формирования у школьников чувства патриотизма, активной жизненной позиции для успешного развития на благо Родины.
Задачи работы:
1. Собрать информацию о воспоминаниях
2.Провести анкетирование учащихся, проанализировать и систематизировать результаты анкетирования учащихся. 3.Систематизировать информацию, сформулировать выводы;
4.Донести собранные сведения и впечатления до учащихся своего класса, школы.
5.Организовать встречу Ручкиной А.В. с моими одноклассниками.
Гипотеза исследования
Я предполагаю, что знание истории малой родины и людей, может качественно повысить уровень патриотизма у школьников, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности, а это очень актуально сегодня.
Объект исследования: историческое событие одного из периодов Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда
Предмет исследования: воспоминания человека, выжившего в блокаду Ленинграда.
Методы исследования:
-Теоретический: постановка целей и задач, изучение и анализ литературных источников, Интернет – ресурсов;
-Экспериментальный: интервью, фотосъемка, анкетирование, беседа;
-Эмпирический: обработка полученных результатов, обобщение
Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы
22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.
Наш город оказался в блокадном кольце.
Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима…Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года.
Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки.
Жизнь в городе становилась всё труднее. В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой.
Норма хлеба снизилась в 5 раз, кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. И всё, больше ничего и только вода.
Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней.
Дети войны – это последние свидетели тех трагических дней. Вдумайтесь, ведь за ними больше нет ни кого, кто ещё бы мог рассказать о войне. У детей есть своя память о ней, ещё более пронзительная, чем у взрослых.
Благодаря воспоминаниям участников и очевидцев блокады Ленинграда появляется возможность более глубокого осмысления и осознания цены победы советского народа в этой войне, цены мира.
Сегодня в Городовиковском районе проживает один человек, награжденный знаком «Жителю блокадного Ленинграда»- это наша односельчанка тихая, спокойная женщина-Анна Васильевна Ручкина (в девичестве Степанова). Она родилась в 1936 году 17 августа в Ленинграде.
Из воспоминаний Анны Васильевны : «Мы жили в Ленинграде недалеко от Балтийского вокзала на улице Шкапина: мама , папа, братья Григорий , Георгий и я.»
Из воспоминаний Анны Васильевны: «Папа был мастером-сапожником и во время войны был эвакуирован в Оренбургскую область вместе с заводом. Мы остались в блокадном Ленинграде. Жили мы с тетей и ее детьми в одной квартире , что бы было теплее. Мы стопили все : книги , журналы , старые обои, мебель . Было очень тяжело.
-Что я помню? Одно я хорошо помню –голод . Голод . Постоянно хотелось есть и было очень холодно . Это я помню точно : голод и холод . Зимой ничего не хотелось : ни прыгать , ни бегать . Просто постоянно хотелось есть. Мы получали хлеб по карточкам:125 граммов на каждого.»
Они помнят вкус хлеба, зеленого, влажного, намешанного с торфом, который выдавался по 125 граммов. Непонятный зачастую даже взрослому состав блокадного хлеба на самом деле представлял собой 63 грамма порченой ржаной муки, 12 граммов жмыха для скота, 6 граммов соевой муки, 7 граммов отрубей, 12 граммов солода, 18 граммов пищевой целлюлозы и 7 граммов обойной пыли.
Из воспоминаний Анны Васильевны Ручкиной(Степановой): «Мы не ходили в школу : не было ни сил, ни возможностей .Все время хотелось есть и было холодно. Хотя школы работали и писали там дети на книжках ,не было ни бумаги, ни тетрадок. Чернила замерзали, настолько было холодно и тогда школьники просто слушали рассказ учителя».
Из воспоминаний Анны Васильевны: «Моя мама умерла ночью. Обычно она вставала рано, а тут уж день на дворе, а она еще спит. Тут мой старший брат говорит, что мама ночью просыпалась и сказала: «Жорик, я ,наверное, сегодня умру». К утру ее не стало.
Все мы могли вести свой дневник смерти, как у Тани Савичевой. Умирали родные и близкие. И не у всех была возможность их похоронить. Маму похоронили на Пискаревском кладбище.»
Все это время советские войска вели бои за Ленинград. В январе наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады.
Из воспоминаний Анны Васильевны: «Это были страшные годы о которых трудно вспоминать. После прорыва блокады Ленинграда нас эвакуировали в Псковскую область к моим бабушке и дяде.»
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 года городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.
27 января является Днём воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).
Анна Васильевна Ручкина - частый гость нашей школы. Она может часами рассказывать о колхозе, о хоре и не рассказывать практически ничего о тех 900 днях из далекого, блокадного Ленинграда.
Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... и сделать все,чтобы никто этого больше не пережил. И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
И тогда и теперь, когда прошло более полвека с тех пор, как Ленинград освободился от блокады, людей всего мира поражало и поражает одно: как могли ленинградцы при таких лишениях выдержать беспримерную в истории войн борьбу? В чём была их сила?
Ленинград выдержал столь длительную осаду 900 дней, прежде всего потому, что население, воспитанное на боевых и трудовых традициях, до последнего вздоха защищало город.
Одним из элементов пробуждения патриотизма является пропаганда образов героизма, потому что пробуждают волю к доблестям, пробуждают великодушие, готовность терпеть и бороться. Сила примера – это огромная сила. Поэтому сегодня, когда как никогда актуальна тема патриотизма, и я решился на написание работы, посвященной Человеку, пережившему ужасы войны, не потерявшему стойкости духа и любви к Родине .
И данная работа малая частица уважения к жизни, труду, стойкости духа Анны Васильевны Ручкиной.
Результатом моего исследования является выполнение поставленных перед собой задач, а именно: мной были изучены материалы периодической печати, интернет ресурсов о блокаде Ленинграда, собраны факты из биографии нашей односельчанки, была налажена связь с ней. В процессе работы я узнал более подробно о блокаде Ленинграда, о Великой Отечественной войне, но больше всего меня поразили героизм, самоотверженность, патриотизм, стойкость духа советского народа.
Мы пришли к выводу, что мужество защитников и жителей блокадного Ленинграда имело большое значение для хода Великой Отечественной войны. Дух и стойкость ленинградцев и участников снятия блокады стали залогом стойкости и мужества города, который ни за что нельзя было сдать! И мы горды тем, что в этом есть заслуга и наших земляков!
Считаю, что на примере жизни нашей героини, происходит лучшее восприятие истории родины. Изучать блокаду Ленинграда по учебнику это одно, совсем по-другому историю этого этапа войны принимаешь через рассказ очевидца, живущего рядом с тобой и уже по-иному воспринимаются ужасы войны, рассказанные тихим голосом человека, пережившего этот ад, но не потерявшего любви к жизни, веры в добро. И такие рассказы помогают качественно повысить уровень патриотизма у школьников, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности, а это очень актуально сегодня. Гипотеза, которую я выдвигал в начале исследовательской работы, полностью подтвердилась.
В заключение можно сказать следующее: весь собранный мной материал был систематизирован и изложен в определённой последовательности. Считаем, что поставленной цели я добился - описал жизненный путь нашей односельчанки с раскрытием важного этапа в Великой Отечественной войне, показавшей величие нашего народа. Надеюсь, что результат моего исследования будет полезен и интересен не только обучающимся нашего лицея.
«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя» (Сенека) Какие бы события ни происходили в стране, всегда надлежит помнить о том, что каждый из нас ежедневно, ежечасно творит историю. Мы не можем оставаться равнодушными к происходящему вокруг, это просто недостойно настоящего человека.