Доклад Тема: Виды работ по формированию произношения на индивидуальных занятиях | Марина Николаевна Кудинова. Работа №354654
В ДОКЛАДЕ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О РАБОТЕ НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ. РАССКРЫТЫ:
- Этапы работы над звуками речи;
- Виды работ по формированию произношения на индивидуальных занятиях;
- Требования к отбору речевого материала;
- Работа над дыханием;
- Способы и приемы постановки и коррекции произносительных навыков у детей с нарушением слуха;
- Подготовительные упражнения при постановке звуков;
- Смена видов работ и видов речевой деятельности;
- Структура индивидуальных занятий
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2»
Доклад
Тема: Виды работ по формированию произношения на индивидуальных занятиях
(заседание МО учителей ФРС и ПСУР)
УЧИТЕЛЬ: М.Н. Кудинова
Симферополь 2023 год
РАБОТА НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение слуха, является формирование устной речи, в том числе ее произносительной стороны. От успешного решения этой задачи во многом зависит достижение глухими и слабослышащими детьми определенного образовательного и профессионального уровня, их социальная адаптация.
Работая над недостатками произношения у детей с недостатками слуха, мы помогаем овладеть детям устной речью. Устная речь неотъемлемая часть нашего существования и общения.
С помощью голоса и произношения мы можем управлять темпом, слитностью, мелодичностью, логическим ударением речи. Можно задать интонационную оформленность.
Индивидуальные занятия являются одним из видов специальных занятий по развитию слухового восприятия и коррекции произношения детей с нарушением слуха. Учебное время, предусмотренное учебным планом, распределяется поровну между всеми учениками класса и, таким образом, количество занятий в неделю с каждым ребенком зависит от наполняемости класса. Индивидуальные занятия проводятся учителем-дефектологом или учителем класса в специально оборудованном помещении (желательно, чтобы учитель класса проводил индивидуальную работу с двумя-тремя учащимися). Продолжительность индивидуальных занятий составляет 20-25 минут.
Индивидуальное занятие состоит из двух частей:
1. Коррекция произношения;
2. Развитие слухового восприятия.
Структура каждой части индивидуального занятия зависит от темы и задач, содержания работы, этапа работы над произносительным навыком или этапа формирования слуховых представлений и поэтому может быть разнообразной.
Л.П. Назарова определяет структуру индивидуального занятия следующим образом:
I. Формирование произношения:
1. Упражнения для голоса, губ, языка, направленные на подготовку артикуляционного аппарата ученика к произношению определенного речевого материала. С учетом этого при их отборе должен осуществляться индивидуальный подход.
2. Упражнения по выработке слуховых дифференцировок. Задачами таких упражнений являются:
- выявление возможностей ученика воспринимать на слух звук, над которым будет осуществляться работа;
- определение основного компонента для подражания (возможность опоры на зрительный, слуховой, кожный анализаторы).
3. Работа над схематическим профилем звука, направленная на формирование у ребенка зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения.
4. Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок, целью которых является введение звука в речь.
5. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру. Задачей работы является формирование умения учащихся воспроизводить звук без усиленного слухового самоконтроля.
II. Развитие слухового восприятия.
1. Различение материала разговорно-обиходного характера.
2. Усвоение нового речевого материала с использованием стационарной звукоусиливающей аппаратуры (предложений, текстов и заданий к ним).
3. Закрепление материала, воспринятого на слух, с использованием индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры.
4. Различение материала на слух без использования звукоусиливающей аппаратуры.
! Необходимо еще раз подчеркнуть, что приведенная структура занятия не является универсальной. Поскольку каждая из частей индивидуального занятия должна занимать не более 10 минут, учителю-дефектологу важно правильно определить место каждого из указанных этапов занятия.
Дети с недостатками слуха очень часто не имеют голоса и произношения близкого к норме. Для этого с такими детьми проводится работа над качеством голоса и качеством произношения. В работе над голосом и произношением важна комплексность и учет различных сопутствующих нарушений.
Этапы работы над звуками речи
Этап
Характеристика
Постановка звука
Создание при помощи специальных приёмов новой нервной связи между звуковыми (восприятие звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями.
С физиологической точки зрения – это создание нового уловного рефлекса. Цель работы – добиться правильного звучания изолированного звука.
Автоматизация звука
Формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребёнка.
С физиологической точки зрения это введение созданной и закрепленной простой связи в более сложные речевые структуры.
Дифференциация звуков
Формирование умения отличать звук от близких по звучанию или артикуляции. Содержание работы составляет постепенное, последовательное различение смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, а затем в слогах, словах, фразах и самостоятельной речи.
ВИДЫ РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Важнейшей предпосылкой эффективности индивидуальной работы по коррекции произношения является достаточно высокая квалификация учителя-дефектолога в области обучения произношению. По определению Н.Ф. Слезиной, учитель-дефектолог должен:
знать основы фонетики;
знать механизмы дыхания, голосообразования, артикуляции звуков и их сочетаний, механизм ударения;
уметь слышать особенности произношения учащихся, дифференцировать имеющиеся нарушения;
уметь определять характер дефекта и причины, его обусловливающие;
уметь выбирать наиболее эффективные для каждого ученика приемы и технические средства работы;
уметь ежедневно контролировать произношение учащихся и владеть приемами беглой коррекции.
Материал для индивидуальных занятий может быть разделен на две основные группы:
Неречевой
Речевой
артикуляционные упражнения, направленные на выработку определенных положений и движений органов артикуляции
звуки
слоги
слова
словосочетания
фразы
Требования к отбору речевого материала
№ п/п
Требования
Характеристика
1
доступность
по содержанию
Значение слов и их сочетаний во фразах должно быть известно детям.
2
доступность
по грамматическому оформлению
Используемые в процессе работы над произношением грамматические конструкции должны соответствовать уровню речевого развития ребенка.
3
соответствие
фонетическому
принципу
Речевой материал во всех видах работ должен содержать подлежащий отработке звук в определенной позиции (прямой, интервокальной, обратной, сочетания согласных).
4
коммуникативная
направленность
(употребительность)
Для отработки произносительных навыков в первую очередь отбирается материал разговорной речи (который будет использоваться ребенком в процессе общения).
Для глухого ребенка характерно нарушение дыхания, голоса, звукопроизношения. В коррекционной работе особое внимание уделяется регуляции дыхания, специальной артикуляционной гимнастике, включающей упражнения на выполнение движений губ, щек, языка; голосовым упражнениям и упражнениям, приводящим к активизации мягкое небо, массажу, т.е. в содержание работы можно включать дополнительные разделы: развитие движений мягкого нёба, устранения назального оттенка, развитие фонематического слуха.
Работа над дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи. У глухих детей очень короткий неэкономный выдох, расходующийся через рот и нос. Для воспитания направленной ротовой воздушной струи можно использовать следующие упражнения:
- вдох и выдох через нос;
- вдох и выдох через рот;
- вдох через нос, выдох через рот;
- вдох через рот, выдох через нос;
- специальные упражнения по развитию дыхания (сдувание и поддувание ватки, надувание мягких резиновых игрушек и т.д.).
Особое внимание нужно уделять на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка должен находиться у нижних резцов, при этом корень языка должен быть опущен.
Для усиления кинестезий на первых занятиях можно зажимать пальцами крылья носа или ограничивать поток воздуха через нос, прижав снизу указательный палец.
Особый акцент уделяется интенсивной артикуляционной гимнастике для языка, щек, губ, мягкого нёба. Для этого используем следующее упражнения:
Для активизации
мягкого нё
ба
проговариваем
гласные
а
и
э
, т.к. особенности артикуляции этих звуков позволяют применя
ть их для развития подвижности
сегментов нёба. Гласные нужно произносить спокойно, чуть протяжно, голосом средней громкости.
В методической литературе встречаются указания о применении физиологических актов накапливания, жевания, сосания и дутья для усиления нёбно-глоточного смыкания. И.И. Ермакова считает, что это является спорным, поскольку в них участвуют механизмы неречевого характера и телеренгенкинемотографические исследования показали, что дутье, покашливание, жевания и т.д. не усиливают речевого нёбно-глоточного смыкания. Воспитание смыкания при фонации предоставляется наиболее физиологичным:
для губ, щек:
- надувание щек одновременно;
- надувание щек попеременно;
- вытягивание губ хоботком;
- вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;
- движения хоботком влево, вправо;
- удерживание губами карандаш.
3) для языка:
- высовывание языка лопатой, жалом;
- поочередное высовывание языка, распластанного и заостренного;
- поворачивание сильно высунутого языка влево-вправо;
- покусывание языка по всей поверхности;
- пошлепывание кончика языка шпателем;
- поглаживание щек изнутри, упираясь языком в слизистую оболочку.
Эффективными являются упражнения с преодолениями сопротивления. Все упражнения проводим с обязательным привлечением контроля (работа перед зеркалом).
Способы и приемы постановки и коррекции произносительных навыков у детей с нарушением слуха
№ п/п
Способ
Характеристика
Возможные приемы
1
Имитативный (по подражанию)
Основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствую-щий воспроизведенному педаго-гом. Ребенок, пользуясь сохран-ными анализаторами, восприни-мает и воспроизводит то, что демонстрирует учитель. Подра-жание дополняется словесными пояснениями педагога. Для данного способа характерно то, что при воспроизведении артикуляции исполнение движе-ний соответствует намерению ребенка.
Подражание может осущест-вляться на различной основе:
слуховой;
зрительной;
слухо
-зрительной;
тактильно-вибрационной в сочетании со зрительным, слуховым или
слухо
-зрительным восприятием.
зрительное восприятие артикуляции;
сопоставление правильной и дефектной артикуляции перед зеркалом;
работа с профилем звука;
восприятие речевого материала на слух (зрительно,
слухо
-зрительно);
сопоставление на слух правильного и дефектного звучания;
графическое сопоставление;
моделирование кистями рук правильной и дефектной артикуляции;
ощущение вибрации (гортани тыльной стороной ладони, крыльев носа щек, груди, темени);
ощущение характера выдыхаемого воздуха тыльной стороной ладони (холодной или теплой струи, струи или
толчка)
;
прием двойного контроля и др.
2
Механический
Основан на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными приспособлениями (зондами, шпателем, пальцем и т.д.). В момент воспроизведения ребенком звука педагог изменяет положение речевых органов ребенка или приводит их в пассивное движение. Исполнение движений не соответствует намерениям ученика: он сам не осуществляет поиск артикуляции, а подчиняется действиям педагога.
попеременное смыкание-размыкание губ пальцем;
применение пластмассовой палочки (например, при постановке звука Л);
нажатие шпателем на определенную часть языка;
продвижение языка шпателем вглубь ротовой полости;
использование специальных зондов.
3
Смешанный
Представляет собой соединение первого и второго. Ведущую роль играет подражание, механическая помощь предлагается в дополнение. Ребенок занимает активную позицию, а приобретенная с помощью педагога поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится им в дальнейшем без механической помощи.
Сочетание приемов, характерных для имитативного и механического способов.
Подготовительные упражнения при постановке звуков.
Упражнения для некоторых звуков:
Звук «Ф. В» - покусать нижнюю губу верхними резцами; прикусить нижнюю губу и улыбнуться.
Звук «Т. Д» - «молоточек» - постукивать по нижним и верхним резцам кончиком языка; «маятник» – движение узкого кончика языка к левому, правому углу рта.
Звук «С. З» - выдох через оскаленные зубы (зубы сомкнуты так, как будто ребенок их чистит) с силой подуть через вытянутые трубочкой губы.
Звуки «Ш. Ж» - «парусная лодка» (язык поднят, как парус, вверх и дышим на него, зубы закрыты); округлить губы; как при звуке «о»;
Звук «Л» - «как гудит пароход» произносить длительно звук «ы», «индюк», «охотник идет по болоту» - зажать широкий кончик языка передними зубами, выдыхать воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по щекам; «болтушка»
Звук «Р» - сделай язык блинчиком; пошлепать широкий язык губами; удерживать язык широким верхними зубами и дуть на его кончик.
Звук «К, Г» - упражнение «кто сильнее?», «сделай горку».
Звук «Щ» - присосать весь язык к нёбу, педагог подкладывает под язык палец в горизонтальном положении, набрать воздуха и с силой его выдыхать, произнося звук «ш».
Звук «Ц» - просунуть и прижать кончик языка зубами, быстро разжать зубы и с силой отдернуть кончик языка внутрь, одновременно с выдохом воздуха толчком; кончиком языка упереться в нижние передние зубы и произносить звук без включения голоса, имитирующей «т».
Звук «Ч» - произнесение звука, имитирующего звук «т», но кончик языка упирается в альвеолы, поднять кончик языка к альвеолам, боковые края прижать к верхним зубам; педагог большим и указательным пальцем надавливает на края языка ребенка, глубоко вдохнув, сильным толчком произносить «т».
Смена видов работ и видов речевой деятельности
В процессе индивидуальных занятий по коррекции произношения должно быть соблюдено одно из основных требований – смена видов работ и видов речевой деятельности. Существует достаточно большое разнообразие видов работ с различным речевым материалом. Приведем некоторые из них:
чтение слогов;
составление слогов из данных звуков 9работа со слоговыми таблицами);
дополнение слогов до слова;
чтение слов (с разложением на части или без разложения);
составление слов из данных слогов;
сопоставление слов;
классификация слов (в процессе дифференциации);
называние картинок;
придумывание слов с данным звуком (на данный звук);
называние слов с определенным звуком с опорой на сюжетную картинку;
чтение словосочетаний;
составление словосочетаний из данных слов;
решение кроссвордов; дополнение словосочетаний (с опорой на картинку или самостоятельно);
чтение предложений;
чтение предложений с постепенным наращиванием:
Маша пошла
пошла в школу
в школу утром
Маша пошла в школу.
Маша пошла в школу утром.
дополнение предложений (с опорой на предметную или сюжетную картинку, слова для справок, самостоятельно);
составление предложений (с данным словом, с опорой на картинку);
восстановление целостности фразы (из «рассыпного текста);
работа с подстановочными таблицами:
папа пьет яблоко
бабушка ест кофе
Вова спит суп
Оля
ответы на вопросы и т.д.
Все многообразие видов работ в конечном счете укладывается в небольшое количество видов речевой деятельности: подражание, сопряженное и отраженное проговаривание, называние картинок, чтение, рядовая речь (устойчивые сочетания типа: понедельник, вторник…, один, два, три… и т.д.), ответы на вопросы, самостоятельные высказывания.
! Следует помнить, что не всегда смена видов работ влечет за собой смену видов речевой деятельности. Так, чтение слогов, чтение слов, чтение фраз – это три разных вида работы, представляющие, однако, лишь один вид речевой деятельности – чтение. Это обстоятельство обязательно должно учитываться при планировании индивидуальных занятий.
Есть дети с нарушением слуха, страдающие ДЦП, у которых наиболее ярко проявляются особенности нарушения речи дизартрического характера. У таких детей отмечены недостатки артикуляционной моторики, наблюдаются гиперкинезы в мимической и язычной мускулатуре, которые усиливаются при попытке к устному произношению, возникают синкинезии. Исходя из этого, содержания занятий по формированию произношения можно дополнить следующими разделами:
I. Дифференцированным массажем, который проводится по следующим направлениям:
- массаж, расслабляющий лицевую мускулатуру (разглаживание в направлении от середины лба к вискам в виде легкого поглаживания равномерными движениями кончиками пальцев; движения от бровей к волосистой части головы обеими руками с двух сторон; движения вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча);
- массаж губ (по верхней губе от угла рта к середине; по нижней губе от угла рта к середине; поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; постукивание, легкое пощипывание губ; точечный массаж губ;
- массаж языка. За основу массажа направленного на уменьшение гиперкинезов языка взяли точечный массаж, разработанный К.А. Семеновой:
перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в середине левой носогубной складки, а указательный палец правой руки под углом губ справа и производятся вращательные движения в указанных точках; затем руки меняются;
указательный палец лево
й руки располагается в области
середины носогубной складки слева, а указательный палец правой руки помещается под угол нижней челюсти справа. Производятся вращательные движения; затем движения производятся на противоположной стороне.
II. Гимнастикой для артикуляционного аппарата (как в пассивной, так и активной форме).
Пассивная гимнастика для губ:
- собирание губ в трубочку;
- растягивание губ в улыбку;
- подымание верхней губы, опускания нижней губы;
- собирания нижней, а затем верней губы в хоботок.
Пассивная гимнастика для языка:
- прижимаем шпателем кончик языка ко дну ротовой полости;
- пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому небу;
- шпателем надавливают на кончик языка, вызывая продвижения его назад и подъем спинки языка.
Активная гимнастика для губ и языка:
- обхват трубочки губами, удерживание ее при попытке вытягивания ее взрослым;
- кончик языка упирается в края нижних резцов;
- для мышц корня языка произвольное покашливание;
- движение языка из угла рта в другой угол;
- движение языка по верхней и нижней губе;
- высовывание узкого языка между зубами и прятанье его.
III. Особое место также отводится работе по формированию правильного речевого дыхания; развитию голоса, работе над ритмико-интонационной стороной речи.
Структура индивидуальных занятий
Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения.
В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное - развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Структура занятия
1. Оргмомент. Релаксационные упражнения. Формирование пространственных представлений. Развитие слуховых дифференцировок.
2. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
3. Массаж или самомассаж.
4. Мимические упражнения.
5. Артикуляционная гимнастика.
Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.
6. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры.
7. Постановка звука.
Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.
8. Автоматизация звука в слогах.
9. Автоматизация звука в словах.
10. Автоматизация звука в словосочетаниях.
11. Автоматизация звука в предложениях.
12. Автоматизация звука в чистоговорках
13. Автоматизация звука в загадках и стихах.
14. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
15. Обучение рассказыванию. Развитие воображения.
16. Развитие познавательных процессов (мышления и воображения).
17. Подготовка к обучению грамоте. Работа с буквой.
Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.
Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии, но также не является универсальной. Построение отдельных занятий определяется каждым учителем, исходя из учета индивидуальных особенностей ученика (какие именно упражнения необходимо планировать для данного ребенка); уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов и даже настроения ребёнка. Например, проведение артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие дыхания и голоса на этапе автоматизации звуков в связной речи не обязательны и проводятся только с теми детьми, которые в них нуждаются.
Работа по обучению произношению проводится на материале слогов, слов и предложений с преобладанием фразового речевого материала.
Литература.
Волкова К.А. Методика обучения глухих произношению. М.: Просвещение, 1981.
Методика обучения глухих устной речи / Под ред Ф.Ф. Рау. М.: Педагогика, 1976.
Развитие устной речи у глухих школьников / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова. – М.: ЭНАС, 2001.
Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. М.: Педагогика, 1973.
Слезина Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников. М.: Просвещение, 1984.
Феклистова С.Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха: пособие / С.Н. Феклистова. – Мн.: БГПУ, 2007. – 35с.