Доклад:"Финансовая грамотность дошкольников" | Домнина Анна Евгеньевна. Работа №310746
Статья посвящена обоснованию основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Говорится о работе по четырем направлениям: «Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи»).Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
Доклад: «Финансовая грамотность дошкольников»
Воспитатель: Домнина.А.Е.
Аннотация.
Статья посвящена обоснованию основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Говорится о работе по четырем направлениям: «Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи»). Рассказывается о необходимости создания в групповой комнате гибкой, вариативной предметно-пространственной развивающей среды. Сделан вывод, что целенаправленное формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста позволяет системно развивать основы финансовой образованности, культуры и воспитанности.
Ключевые слова: экономическая культура, экономическое образование дошкольников, финансовая грамотность.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение). По определению Е. Блискавка, под финансовой грамотностью, понимается, то особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять».
Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, не очень хорошее мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем. В современном образовании это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами. Свою работу по формированию финансовой грамотности у дошкольников в своей группе мы ведем по четырем направлениям: «Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи».
Каждое направление решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Образовательные задачи: овладение детьми первоначальными финансовым представлениями, основными финансовыми категориями, принципами и методами разумного ведения хозяйства, формирование экономических умений и навыков, др.
Развивающие задачи направлены на развитие умения проявлять разумные экономические потребности, соизмеряя их с реальными возможностями удовлетворения, др.
Воспитательные задачи связаны с привитием детям уважения к представителям разных профессий, бережливого отношения к объектам трудовой деятельности, а также воспитанием нравственно-экономических качеств: бережливости, организованности, честности, справедливости, деловитости, предприимчивости, др.
Направление «Потребности» — способствует приобретению знаний и представлений о потребностях человека, необходимости удовлетворения жизненно важных (в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье) и социальных (безопасности, любви, дружбе, защите, общении, др.) потребностей.
Направление «Труд и профессии» обеспечивает формирование знаний о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда создаются, производятся различные предметы и продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется производство продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления.
Направление «Товар, товарообмен» способствует формированию представлений об обмене товарами и услугами как средстве удовлетворения экономических потребностей, о цене товара, влиянии спроса и предложения на установление цены товара, пониманию, что все товары имеют свою цену.
Направление «Деньги и бюджет семьи» знакомит детей с понятиями «деньги», «основные» и «неосновные» расходы, «карманные деньги», «бюджет», «деньги-товар», «обмен», «купля-продажа». В процессе работы у детей формируется правильное отношение к деньгам, их разумному использованию и способам зарабатывания, умение грамотно планировать свои расходы, принимать необходимое решение в вопросах ведения домашнего хозяйства.
Содержание предлагаемых направлений осваивается в различных образова-тельных областях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечивая комплексное изучение финансовых вопросов в единстве экономических, этических и нравственных категорий, а также целостность процесса обучения на основе принципа интеграции.
Работа в данном направлении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Ведущую роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей.
А.А. Смоленцова считает, что большое значение для формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста имеет игровая деятельность. В процессе игры дети легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов. Все дети очень любят играть. Особенность игры заключается в том, что она из развлечения легко перерастает в обучение. Игра для детей дошкольного возраста является практически единственным видом деятельности, где они могут проявлять свою инициативу, творческую активность и при этом всегда их действия будут направлены на личностное развитие: на чувства, волю, поведение. Дети, имеющие большую игровую практику в дошкольном учреждении, успешнее адаптируются в школе, легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям удовлетворять их потребность быть похожим на взрослого, реализовывать свои фантазии, которые сложно, а порой даже невозможно осуществить в реальной повседневной жизни.
Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой грамотностью? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 5-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.
Через игру можно решить задачи в образовательных областях. В области познавательного развития (ФЦКМ) знакомство с предметами окружающего мира и установление взаимосвязей между ними. А именно: Что же такое Финансы?
Страна Финансов очень большая, она включает в себя и наличные деньги, и безналичные деньги, различные формы и инструменты денежных средств, а также финансовые отношения, связанные с денежными расчетами между покупателями и продавцами. Если говорить конкретно, то в понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, природные ресурсы, то есть все, что может быть преобразовано в деньги при их продаже.
Следующая образовательная область – Познавательное развитие (ФЭМП)
На занятиях по формированию математических представлений знакомим детей с внешним видом, цифрами на монетах и банкнотах, и их количественным содержанием. А также упражняем детей в решении примеров и задач. Например: Тетрадка стоит 10 рублей. При помощи каких монет можно составить эту сумму?
Рассмотреть все варианты слагаемых. Упражнять в решении задач со сдачей, самостоятельном придумывании задач о покупке и продаже. Читаем детям сказки, где говорится про деньги или золото как их эквивалент, или обмен товаром.
Игровая технология – это вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета (например, игры, какого-нибудь спектакля или сказки). Основа игровой технологии составляет общение между педагогами и детьми, которое осуществляется регулярно.
Целью игровой технологии является формирование мотивации к обучению.
Основная задача — сформировать у ребенка осознанное понимание необходимости в получении знаний и умений через свою активность. Или дать понимание, что для получения новых знаний необходимо действовать. Игровая технология всесторонне изучает некоторую часть образовательного процесса, у которой есть общая идея, содержание, персонажи — в нашем случае все, что касается нашей темы финансовой грамотности. Необходимо отметить, что педагог может менять стратегию/тактику игрового действа, усложняя/упрощения при необходимости задачи (зависит от степени освоения материала). Это и является отличительной чертой игровой технологии.
Существует множество разнообразных игр, направленных на формирование представлений об экономике и финансах. С детьми играем в дидактические игры: «Где можно хранить деньги», «Кафе «Вкусно и полезно», «Советы покупателю» и т.д.
Нами изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».
Популярными сегодня являются квест — игры.
Квест — игры – это такой инструмент, который позволяет воспитывать и развивать личность дошкольника. У ребенка формируется инициатива как часть творческой личности, улучшается физическое здоровье, ребенок приобретает активную познавательную позицию. Это позволяет полностью реализовать требования Федерального стандарта дошкольного образования.
Задания необходимо постепенно усложнять, чтобы у детей возникала необходимость поиска решений самостоятельно. В таком случае дети начинают проявлять инициативу, высказывая свои предположения к выполнению заданий.
Необходимо создавать проблемные ситуации во время игры.
Очень важно при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры. Нужно создать такую проблемную ситуацию в игре, чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее самостоятельно. Всегда при достижении той или иной цели дошкольники сталкиваются с трудными ситуациями. Если эти затруднения находятся в зоне ближайшего развития, дошкольники способны их решить самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослого.
Для организации необходимой предметно-развивающей среды в группе были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр такие как «Магазин», «Банк», «Пиццерия», «Салон красоты». Разработана картотека дидактических игр, включающая следующие игры: «Много-мало», «Дорого-дешево», «Нужные покупки», «Пиццерия», «Мир финансов» и др.. Данные игры могут проводиться как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и во время самостоятельных, совместных игр детей.
В развивающую предметно-пространственную экономическую среду можно включить следующие центры:
Информационный центр: здесь помещены произведения
художе-ственной
литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, модели товаров, услуг;
Занимательно-экономический центр: в нем представлены
кросс-
ворды
, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др.;
Деятельностно
-экономический центр: наполнен игрушками-предметами для организации экономических сюжетно-ролевых игр, наборами различных материалов; игровыми атрибутами и оборудованием: монетами и купюрами разного номинала, чеками, банковскими квитанциями, кассовыми аппаратами, муляжами продуктов, инструментов, униформой работников разных профессий и пр.
Игровой экономический центр: дидактические игры, таблицы с кроссвордами и модель
«Семейный бюджет»
,
«Экономическое древо»
, постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок,
«Что раньше служило деньгами»
, иллюстрированные альбомы о нумизматике и пр.
Организация игрового экономического центра предоставляет детям возмож-ность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в многообразном мире экономики.
Работа по формированию финансовой грамотности детей опирается на взаимодействие с родителями воспитанников. Они являются активными участниками.
Таким образом, создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом.
Список литературы
Блискавка
, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е.
Блискавка
. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.
Глазырина, Л. Д.
«Экономическое воспитание дошкольника»
// справ
.
и
метод. Материалы / Л. Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2014. – 243 с.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и
дидак-тические
авт. — сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие. – СПб
.:
«
Детство – пресс»
, 2001. – 176с.
Шатова А.Д Формирование элементарных экономических
представле-ний
дошкольников. – М., 2005. – 254с.