Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Долгосрочный детский экологический проект ТЕМА: Экологическое воспитание дошкольников | Гареева Екатерина Александровна. Работа №246023

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гареева Екатерина Александровна
 

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является актуальнейшей проблемой современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться с самого раннего детства, чтобы познавать и оберегать, любить природу, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной частью мира.

КАЗЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЮГРЫ. УРАЙСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЁНКА
Долгосрочный детский экологический проект
ТЕМА: Экологическое воспитание дошкольников
Составитель: воспитатель Гареева Екатерина Александровна
г.Урай 2017
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является актуальнейшей проблемой современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться с самого раннего детства, чтобы познавать и оберегать, любить природу, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной частью мира.
Ребёнка с самого рождения окружает живой мир природы, формирование начал экологической культуры можно рассматривать как становление у детей осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе, во всём её многообразии, к людям, охраняющим и изучающим её, создающим на основе её богатств материальные и духовные ценности. Это также отношение к самому себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определённое содержание, методы и формы работы, а также создание определённых условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Большинство учёных сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует направить на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь с причинами социального характера. В арсенал средств её решения должно входить экологическое воспитание и обучение подрастающего поколения. Сущность его заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в её мир, в её ничем не заменимую ценность и красоту, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле, диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.
Многие исследования показали, что большинство людей усваивают те или иные убеждения с детства, до того как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, к девяти годам и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать , но прежде мы сами должны научиться любить её. рыбе –вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину так говорил русский писатель М.М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь, привязанность к Родине.
Стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для всего человечества.
Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны овладеть массами, по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через экологическое воспитание и образование людей, начиная с дошкольного учреждения и заканчивая вузом.
Экологическое воспитание дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое сочетание эмоциональных и действенных компонентов и составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры.
Цель моего проекта: формирование у дошкольников начал экологической культуры, базисных компонентов личности.
Задачи:
Формирование системы элементарных научных экологических знаний.
Развитие познавательного интереса к миру природы;
Воспитание гуманного, бережного, эмоционально - положительного отношения к природе;
Привитие трудовых природоведческих навыков;
Эстетическое воспитание.
Объектом работы является экологическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования: методы познания природы, используемые в экологическом воспитании дошкольников.
Гипотеза: использование методов экологического воспитания в моей работе, для формирования у детей экологически целесообразному образу жизни
Для повышения уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности используют следующие методы экологического воспитания:
-метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ. Он направлен на формирование у детей практических навыков и умений;
-метод наблюдения помогает сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе;
-метод отраженной природы занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изо продукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.
-словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный из метода отраженной природы в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность.
Выявление уровня экологической культуры - это выявление реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Диагностическое обследование проводилось с детьми Окружного Дома ребёнка группы №6:
Дутин Женя 4 лет
Угодин Ваня 3года
Ахметова Лиана 3 года
Целью диагностического обследования явилось изучение знания экологической культуры детей:
1.Определить знания на примере наблюдения.
2.Выявить уровень развития эстетического воспитания детей.
3.Выявить взаимосвязь развития экологической культуры и развития памяти, внимания, словесно - логического мышления. Развития речи.
При сборе информации использовались следующие методы: систематическое структурированное наблюдение (на поведение ребенка в живом уголке, на некоторые конкретные способы его действий – на стиль мышления, на определенные ситуации – ответ на знакомый и незнакомый вопрос; получение ответов от детей; сохранение продуктов детской деятельности; .
Перед экспериментом я в течение 2-х недель вела наблюдение за детьми в живом уголке. В результате были получены следующие результаты (Табл.1.).
Табл.1.
Уровень развития экологической воспитанности детей (сентябрь 2016г.)
№№
Фамилия и имя ребенка
Деятельность,
уход за
Проявление чувств
и эмоций
Самостоятельные наблюдения и опытничества
Растения
Ми
Животными
1
Дутин Женя
+_
+
2
Угодин Ваня
-
+_
-
3
Ахметова Лиана
_
+_
+
-
Условные обозначения (+)-высокий уровень, () - средний уровень, (-)- низкий уровень
Из таблицы 1 видно, что дети в основном свой интерес фиксируют на подвижных живых существах. Это объясняется, видимо, спецификой объектов природы: детей привлекают своей динамичностью подвижные живые существа, которые как нельзя лучше отвечают природе самого ребенка. Важным моментом является то, что с животными можно общаться. Красивые, но статичные растения менее привлекают детей.
Уход за растениями:
-высокий уровень -(0%);
-средний уровень - 1 ребенок (33%);
-низкий уровень – 2 детей (66%).
Уход за животными:
-высокий уровень – 1 ребёнок (33%);
-средний уровень – 2 ребенка (66%);
-низкий уровень – 0 детей (0%).
Дети не достаточно эмоциональны и чувственны. Это видно из таблицы.
Проявление чувств и эмоций:
-высокий уровень – 1(33%);
-средний – 2 (33%).
Самостоятельные наблюдения и опытничества:
-высокий уровень –(0)
-средний уровень – 1 ребенок (33%);
-низкий уровень – 2 детей (66%).
Диагностику знаний проводила на примере наблюдений за аквариумными рыбками (золотой рыбкой), за развитием и жизнью черепахи, за прорастанием фасоли.
Диагностика знаний на примере наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме
Табл.2.
№№
Фамилия и имя ребенка
Уход за золотой
Рыбкой
Проявление чувств
и эмоций
Самостоятельные наблюдения
1
Дутин Женя
+
+
2
Угодин Ваня
-
-
3
Ахметова Лиана
+_
+_
-
Условные обозначения (+)-высокий уровень, () - средний уровень, (-)- низкий уровень
Из таблицы 2 видно, не все дети были увлечены наблюдениями за золотой рыбкой.
В процессе наблюдения за золотой рыбкой были получены следующие результаты:
Уход за золотой рыбкой:
Высокий уровень 1 ребёнок- (33%);
Средний уровень 1 ребёнок – (33%);
Низкий уровень 1 ребёнок– (33%).
Проявление чувств и эмоций:
Высокий уровень 1ребёнок – (33%);
Средний уровень 2ребёнка – (66%).
Низкий уровень -
Самостоятельные наблюдения:
Высокий уровень – (0%);
Средний уровень 1 ребёнок - (33%);
Низкий уровень 2 ребёнка- (66%).
Анализ показал, что в основном дети вели наблюдение за золотой рыбкой под моим руководством, а это значит, что не достаточно развито внимание, интерес к живой природе.
При проведении диагностики я задавала следующие вопросы:
1.Кто живет в нашем аквариуме?
2.В каких условиях живет золотая рыбка?
3.Что и как ест рыбка?
4.Что есть у рыбки?
5.Рыбка живая - о ней надо заботиться (показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях. Какие условия нужны рыбкам, чтобы они хорошо себя чувствовали, не болели)?
6.Как рыбка плавает?
7.Как рыбка отдыхает?
8.Как мы ухаживаем за аквариумом и его обитателями?
Табл.3.
Фамилия и имя
ребенка
Номера вопросов
1
2
3
4
5
6
7
8
Дутин Женя
+
+
+
-
+
+
-
+
Угодин Ваня
+
+
-
-
-
-
-
-
Ахметова Лиана
+
-
+_
-
-
+
+_
-
Условные обозначения (+)-правильный ответ, (-)- неудовлетворительный ответ
Из таблицы 3 видно, что дети справились не со всем заданием
На все поставленные вопросы ответило - (0%);
На 6 вопросов – 1 ребенок (72%)
На 4 вопроса –1 ребёнок (48%)
На 2 вопроса - 1 ребенка (24%).
Этим и объясняется их пассивность и рассеянность при наблюдении за золотой рыбкой.
Диагностика знаний на примере наблюдений за черепахой
Табл.4.
№№
Фамилия и имя ребенка
Уход за
черепа
хой
Проявление чувств
и эмоций
Самостоятельные наблюдения
1
Дутин Женя
+_
+
-
2
Угодин Ваня
+_
-
+
3
Ахметова Лиана
+_
-
Условные обозначения (+)-высокий уровень, () - средний уровень, (-)- низкий уровень
В процессе наблюдения за черепахой были получены следующие результаты:
Уход за черепахой:
Высокий уровень 0 детей- (0%);
Средний уровень 3 ребенок – (100%);
Низкий уровень 0
Проявление чувств и эмоций:
Высокий уровень 1 ребёнок – (33%);
Средний уровень –1ребёнок (33%).
Низкий уровень –1ребёнок –(33%)
Самостоятельные наблюдения:
Высокий уровень 1 ребёнок – (33%);
Низкий уровень 2 детей - (66%).
Анализ показал, что в основном дети вели наблюдение за черепахой под руководством воспитателя.
Результат ответов на поставленные мной вопросы:
1.Какие условия нужны для того, чтобы она хорошо себя чувствовала, радовала нас?
2.Как мы ухаживаем за ней?
3.Какой корм ей нужно давать, чтобы она была сыта и не болела?
4.Какие ноги у черепахи?
5.Есть ли у нее шея?
6.Какой у нее панцирь. Для чего черепахе панцирь. Как за ним ухаживать?
7.Из чего состоит панцирь?
Табл.5
Фамилия и имя ребенка
Номера вопросов
1
2
3
4
5
6
7
8
Дутин Женя
+
-
-
+
-
+
-
-
Угодин Ваня
-
+
+
+
-
+
-
+
Ахметова Лиана
-
-
-
+
-
+
-
-
Условные обозначения (+)-правильный ответ, (-)- неудовлетворительный ответ
Из таблицы 5 видно:
На все поставленные вопросы ответило - 0 детей (0%);
На 5 вопросов - 1 ребёнок (60%);
На 3 вопроса - 1 ребенок (36%)
На 2 вопроса - 1 ребёнок (24%);
Диагностика знаний на примере наблюдений за прорастанием фасоли
Табл.6
№№
Фамилия и имя ребенка
Проявление чувств
и эмоций
Наблюдения
За фасолью
1
Дутин Женя
+_
+
2
Угодин Ваня
-
+
3
Ахметова Лиана
+_
+_
Условные обозначения (+)-высокий уровень, () - средний уровень, (-)- низкий уровень
Из таблицы 6 видно, что за прорастанием фасоли наблюдали активно все дети, но проявление чувств и эмоций остаётся на низком уровне, только когда я обращала внимание на ростки, на листочки
Наблюдение за птицами:
Табл.7
№№
Фамилия и имя ребенка
Наблюда
Тельность
Проявле
ние чувств
и эмоций
Умение воспроизвести в рисунке, лепке, аппликации
Увиденное
1
Дутин Женя
+_
+_
2
Угодин Ваня
+
-
3
Ахметова Лиана
+_
-
-
Условные обозначения (+)-высокий уровень, () - средний уровень, (-)- низкий уровень
Из таблицы 7 видно, что дети не справляются с поставленной задачей, следует обратить внимание на Ахметову Лиану. Ребенок отличается рассеянностью и пассивностью.
1.Какие птицы живут в тайге?
2.Как птицы добывают корм?
3.Как ухаживают птицы за своими птенцами?
4.Какую пользу приносят птицы?
Табл.8.
Фамилия и имя
ребенка
Номера вопросов
1
2
3
4
5
Дутин Женя
+_
+_
+_
+
+
Угодин Ваня
+
-
-
-
+
Ахметова Лиана
+_
-
-
-
+
Условные обозначения (+)-правильный ответ, (-)- неудовлетворительный ответ
Из таблицы 8 видно, что дети не справились с заданием.
На все поставленные вопросы ответило - 0детей (0%);
На 2 вопроса – 3 детей (40%);
Из результатов диагностического обследования, я определила, что все дети нуждаются в обучении и воспитании экологической культуры.
ПРОЕКТ
на всю педагогическую работу освоения ребёнком окружающей среды, который включает в себя три этапа: подготовительный, коррекционный, и обобщение результатов; разделила я
коррекционную работу на 3 блока.
1 блок предполагает педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира.
2 блок стимулирует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению.
3 блок стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Графическое составление модели экологического воспитания детей.
Организуя природоведческие занятия я ставила в решении 3 группы задач:
последовательно в определённой системе формировать у детей знания о природе, трудовые навыки, разнообразные умения.
Использовать природоведческое содержание занятий для усвоения детьми речевых умений (усвоение словаря, грамматически правильной и чистой речи и т. д.
Формировать отношение к природе. Поэтому часть занятий по развитию речи проводила с использованием природоведческого материала.
Занятие проводила после наблюдений на прогулках и в уголке природы с целью закреплений. Постепенно в занятия вводила новые объекты (рыбка, птичка, кошечка, и т.д.), иногда использовала занятия для формирования у детей трудовых навыков (посадка лука, фасоли, гороха), для обобщения ранее полученных знаний (рассматривали картины зимние забавы и др.).
Проводила занятия с детьми отдавая предпочтение наглядным методам( наблюдение, рассматривая наглядно-иллюстративного материала), практическим методам (труд, игра), словесные методы использовала как рассказ о каком – либо, чтение художественной литературы. Работала над закреплением и уточнением знаний, для этого неоднократно повторяли занятия на одну и ту же тему, постепенно усложняя содержание занятий и познавательных умений.
Участвовали дети в совместной деятельности со мной: они слушали речь, наблюдали за моими действиями, по просьбе помогали мне в работе (поливка цветов, кормление рыбок, уборка на участке, уход за животными в уголке природы). Использовала в работе наглядные методы, непосредственное наблюдение, опосредованное наблюдение, практические методы, словесные .
Важный момент для воспитания экокультуры необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир – я проводила, для достижения этого момента, экскурсии в лес, в парк, старалась дать максимум эмоций при встрече с прекрасным, в транспорте рассказывала, как нужно себя вести, оказать помощь нуждающимся в ней.
Наблюдение: (например за ростками фасоли)
Роль моя заключалась не только в том, чтобы дать малышу зерна фасоли и показать, как посадить их в банку или ящик, но и в том, чтобы приохотить его к систематическим наблюдениям и помочь осмыслить их.
Наблюдения за фасолью проводились раз в неделю. Такая периодичность позволила обнаружить изменения, происходящие с зернами фасоли. Каждый раз при наблюдении мы с детьми зарисовывали прорастающее зернышко. Рисунки помогали детям сравнить предыдущее состояние растения с настоящим и тем самым устанавливать, что и как изменилось.
Было организовано пять циклов наблюдения за прорастанием фасоли. Данные исследования показали, что регулярные наблюдения и их фиксация способствует формированию отчетливых представленийо последовательных изменениях растущих растений (фасоль). Наблюдения помогли увидеть не только статику сиюминутного состояния растения, но и динамику последующего изменения.
Сезонные наблюдения: проводила согласно времени года.(прилож.2)
Мной была организована минивыставка произведений искусства на тему Природа и мы, которая помогла выявить развитие эстетического восприятия детей, их способности чувствовать и переживать красоту природы, запечатленную в различных произведениях.
Я проводила экскурсии в музей, с детьми посетили экспозиции: Жизнь животных меняющих окраску, Хищные птицы (сокол, сапсан), Зимующие птицы (сорока, ворона, дятел), Переплетные птицы, Жизнь водоплавающих птиц, Птицы тайги (терев, глухарь, рябчик). Стремились к тому, чтобы дети поняли, что художественные произведения созданы руками человека на основе впечатлений от природы, радостного переживания красоты. После посещения проводили беседы с детьми, Через рисунок, лепку, аппликацию дети выражали свое отношение к окружающему миру. Проводимые экскурсии в музей истории г. Урая помогли детям в изучении мира природы через изобразительное искусство.
Было проведено контрольное занятие после посещения экспозиции Птицы тайги. Детям было предложено нарисовать, вылепить или сделать аппликацию птиц, живущих в тайге.
На итоговом занятии по закреплению знаний об аквариумных рыбках (золотая рыбка) выяснилось, что дети правильно называют такие признаки, как длина, толщина тела рыбы, являющиеся приспособительными к месту их обитания.
На занятиях дети учились определять форму рыб, относительный их размер, окраску, место питания рыб (с поверхности воды или на дне).
После проведенной педагогической работы по экологическому воспитанию детей Дутина Жени, Угодина Вани, Ахметовой Лианы проведено диагностическое обследование.
КОНТРОЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
При проведении обследования я задавала те же вопросы, что и при первичной диагностике (сентябрь 2016год).
Дутин Женя - 4 года 10 мес; Угодин Ваня – 4года; Ахметова Лиана – 3 года 9 мес;
Табл.9.
Уровень развития экологической воспитанности детей (сентябрь2017г.)
№№
Фамилия и имя ребенка
Деятельность,
уход за
Проявление чувств
и эмоций
Самостоятельные наблюдения и опытничества
Растения
Ми
Животными
1
Дутин Женя
+_
+
+
+
2
Угодин Ваня
+
+
+
3
Ахметова Лиана
+
+
+
-
Условные обозначения (+)-высокий уровень, () - средний уровень, (-)- низкий уровень
После проведённой педагогической работы из обследования видно, что уровень экологической воспитанности у детей высокий, но с Ахметовой Лианой нужно поработать над коррекцией внимания.
При проведении диагностики задавались следующие вопросы:
1.Кто живет в нашем аквариуме?
2.В каких условиях живет золотая рыбка?
3.Что и как ест рыбка?
4.Что есть у рыбки?
5.Рыбка живая - о ней надо заботиться (показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях. Какие условия нужны рыбкам, чтобы они хорошо себя чувствовали, не болели)?
6.Как рыбка плавает?
7.Как рыбка отдыхает?
8.Как мы ухаживаем за аквариумом и его обитателями?
Табл.10.
Фамилия и имя
ребенка
Номера вопросов
1
2
3
4
5
6
7
8
Дутин Женя
+
+
+
+
+
+
+
+
Угодин Ваня
+
+
+
+
+
+
+
+
Ахметова Лиана
+
+_
+_
+
+
+
+_
+_
Условные обозначения (+)-правильный ответ, (-)- неудовлетворительный ответ
Из таблицы 10 видно, что дети справились с заданием
На все поставленные вопросы ответило - (90%);
Ахметова Лиана на 4 вопроса ответила с помощью воспитателя,
этим и объясняется её пассивность и рассеянность при наблюдении за золотой рыбкой.
Остальные дети хорошо поняли и усвоили знания о жизни аквариумных рыбок: осознали значение условий, необходимых для жизнедеятельности обитателей водной среды.
Диагностика знаний на примере наблюдений за черепахой
Табл.11
№№
Фамилия и имя ребенка
Уход за
черепа
хой
Проявление чувств
и эмоций
Самостоятельные наблюдения
1
Дутин Женя
+
+
+
2
Угодин Ваня
+
+
+
3
Ахметова Лиана
+_
+
Условные обозначения (+)-высокий уровень, () - средний уровень, (-)- низкий уровень
В процессе наблюдения за черепахой были получены следующие результаты:
Уход за черепахой:
Высокий уровень 2 детей- (66%);
Средний уровень 1 ребенок – (33%);
Низкий уровень 0
Проявление чувств и эмоций:
Высокий уровень 2 ребёнок – (66%);
Средний уровень –1ребёнок (33%).
Низкий уровень –0
Самостоятельные наблюдения:
Высокий уровень 3 ребёнок – (100%);
Анализ показал, что в основном дети вели наблюдение за черепахой самостоятельно.
Результат ответов на поставленные мной вопросы:
1.Какие условия нужны для того, чтобы она хорошо себя чувствовала, радовала нас?
2.Как мы ухаживаем за ней?
3.Какой корм ей нужно давать, чтобы она была сыта и не болела?
4.Какие ноги у черепахи?
5.Есть ли у нее шея?
6.Какой у нее панцирь. Для чего черепахе панцирь. Как за ним ухаживать?
7.Из чего состоит панцирь?
8. Как выводит своё потомство черепаха?
Табл.12
Фамилия и имя ребенка
Номера вопросов
1
2
3
4
5
6
7
8
Дутин Женя
+
+
+
+
+
+
+
+
Угодин Ваня
+
+
+
+
+
+
-
+
Ахметова Лиана
+
+
+-
+
+
+
-
-
Условные обозначения (+)-правильный ответ, (-)- неудовлетворительный ответ
Из таблицы 12 видно:
На все поставленные вопросы ответило - 1 детей (100%);
На 7 вопросов - 1 ребёнок (88%);
На 6 вопроса - 1 ребенок (76%)
Наблюдение за птицами:
Итоговое занятие обобщило знания и умения детей, полученные ими за весь период обучения. Занятие показало, что дети хорошо поняли и усвоили знания о жизни птиц своего края, осознали значение условий, необходимых для жизнедеятельности пернатых. В своих рисунках и рассказах дошкольники пытались передать свои впечатления, полученные от просмотра экспозиции.
Табл.13
№№
Фамилия и имя ребенка
Наблюда
Тельность
Проявле
ние чувств
и эмоций
Умение воспроизвести в рисунке, лепке, аппликации
Увиденное
1
Дутин Женя
+
+
+
2
Угодин Ваня
+
+
+
3
Ахметова Лиана
+_
+
+_
Условные обозначения (+)-высокий уровень, () - средний уровень, (-)- низкий уровень
Из таблицы 13 видно, что дети справляются с поставленной задачей, следует обратить внимание на Ахметову Лиану. Ребенок выполняет работы по лепке и рисунку с помощью воспитателя.
Дети хорошо ответили на поставленные вопросы.
1.Какие птицы живут в тайге?
2.Как птицы добывают корм?
3.Как ухаживают птицы за своими птенцами?
4.Какую пользу приносят птицы?
Диагностика знаний на примере наблюдений за прорастанием фасоли
Табл.14
№№
Фамилия и имя ребенка
Проявление чувств
и эмоций
Наблюдения
За фасолью
1
Дутин Женя
+
+
2
Угодин Ваня
+
+
3
Ахметова Лиана
+_
+
Условные обозначения (+)-высокий уровень, () - средний уровень, (-)- низкий уровень
Высокий уровень –2 ребёнка-(66%)
Средний уровень-1 ребёнок –(33%)
Из таблицы 14 видно, что за прорастанием фасоли наблюдали активно все дети после обучения.
Данные исследования показали, что регулярные наблюдения и их фиксация способствует формированию отчетливых представленийо последовательных изменениях растущих растений (фасоль). Наблюдения помогли увидеть не только статику сиюминутного состояния растения, но и динамику последующего изменения
На итоговом занятии детям были заданы следующие вопросы:
1.Почему изменилось растение?
2.В каких условиях фасоль лучше растет (вода, светлое или темное помещение, тепло)?
3.Какие изменения происходят с фасолью в процессе роста?(корни, стебли, листья).
Табл.15.
Фамилия и имя ребенка
Номера вопросов
1
2
3
Дутин Женя
+
+
+
Угодин Ваня
+
+
+
Ахметова Лиана
+
+_
+_
Условные обозначения (+)-правильный ответ, (-)- неудовлетворительный ответ
Все дети справились с поставленной задачей, кроме Ахметовой Лианы – с помощью воспитателя. Результат – 90%
Эколого-эстетическое воспитание
Уровень развития экологической воспитанности детей (организация минивыставки Природа и мы) Табл16
№№
Фамилия и имя ребенка
Проявление чувств
И эмоций
1
Дутин Женя
+
2
Угодин Ваня
+
3
Ахметова Лиана
+
Условные обозначения (+)-высокий уровень, () - средний уровень, (-)- низкий уровень
Табл.17
Сравнение экологической воспитанности детей (сентябрь 2017года.)
№№
Фамилия и имя ребенка
Деятельность,
уход за
Проявление чувств
и эмоций
Самостоятельные наблюдения и опытничества
Растения
Ми
Животными
.
2016 год
33%
90%
90%
33%
1.
Дутин Женя
-+
+
+_
2.
Угодин Ваня
-
+_
+_
-
3
Ахметова Лиана
-
+_
+
-
2017 год
90%
100%
90%
90%
1..
Дутин Женя
+_
+
+
+
2.
Угодин Ваня
+
+
+_
+
3
Ахметова Лиана
+
+
-
Сравнительн.% до и после обучения
На 57%
На 10%
-
На 47%
Из таблицы сравнения экологических знаний детей 2016 года и 2017 года после проведённых мной коррекционных мероприятий, видно динамика развития у детей положительная.
Обучение детей, по данной тематике продолжаю, и уже в ноябре мной проведены новые итоговые занятия по пройденным материалам за 2 месяца, на которых материал давался с усложнением, и введены новые темы.
На итоговом занятии о черепахе, задавались следующие вопросы:
1.Как черепаха передвигается?
2.Когда черепаха прячется под панцирь?
3.Что обозначают кольца на панцире у черепахи?
4.Как долго живет черепаха?
5.Черепаха любит тепло или холод?
6.Как маскируется черепаха?
7.Где черепаха живет в естественных условиях (степь, пустыня)?
8.Как черепаха выводит свое потомство?
Табл.18.
Фамилия и имя ребенка
Номера вопросов
1
2
3
4
5
6
7
8
Дутин Женя
+
+
+
-
+
+
+
-
Угодин Ваня
+
+
-
+
+
+
+
+
Ахметова Лиана
+
+
-
-
+
+
+
-
Условные обозначения (+)-правильный ответ, (-)- неудовлетворительный ответ
Итоговое занятие показало следующие результаты:
На все поставленные вопросы ответило -
На 7 вопросов – 1 ребенок (88%);
На 6 вопросов – 1 ребенок (76%);
На 5 вопросов – 1 ребенок (64%);
С детьми дополнительно я провела более углубленные занятия- наблюдения, на которых рассматривались и уточнялись особенности внешнего вида черепахи, со способами ее передвижения по песку, ковру, траве, по гладкому полу, со способом маскировки черепахи от врагов. Закрепили представления детей об особенностях жизни черепахи в естественных условиях. Несколько занятий было посвящено уходу за черепахой.
Как черепахи передвигается?
2.Когда черепаха прячется под панцирь?
3.Что обозначают кольца на панцире у черепахи?
4.Как долго живет черепаха?
5.Черепаха любит тепло или холод?
6.Как маскируется черепаха?
7.Где черепаха живет в естественных условиях (степь, пустыня)?
Таб 19.
Фамилия и имя
ребенка
Номера вопросов
1
2
3
4
5
6
7
Дутин Женя
+
+
+
+
+
+
+
Угодин Ваня
+
+
+
+
+
+
+
Ахметова Лиана
+
+_
-
+
+
+_
+_
На итоговом занятии детям были заданы следующие вопросы о птицах:
1.Какие птицы живут в тайге?
2.Как птицы добывают корм?
3.Как ухаживают птицы за своими птенцами?
4.Какую пользу приносят птицы?
5.Какая птица больше всего понравилась на выставке?
Анализ ответов на вопросы:
Табл.20.
Фамилия и имя
ребенка
Номера вопросов
1
2
3
4
5
Дутин Женя
+
+
+
+
+
Угодин Ваня
+
+
+
+
+
Ахметова Лиана
+
+_
-
+
+
Из таблицы 20 видно, что не все дети справились с заданием.
На все поставленные вопросы ответило - 2детей (80%);
1 ребёнок ответил на 3 вопроса самостоятельно на 1 вопрос с помощью воспитателя – (20%)
Были заданы те же вопросы, что и на итоговом занятии, но с усложнением:
1.Что помогает рыбке быстро плавать?
2.Место питания рыбки (с поверхности воды или на дне).
3.Рыбка спит с открытыми или закрытыми глазами, есть ли у нее веки?
4.Влияет ли расположение глаз на нахождение корма?
Как вы распределите рыб (толстых и тонких) по месту обитания в водной среде?
Все дети справились с заданием, но с помощью воспитателя, а это говорит о том, что я буду продолжать работу над поставленной мной целью.
Выводы
Диагностика детей после обучения по эколого-эстетическому воспитанию показало, что дети эмоциональны и восприимчивы.
1.Познавательная активность детей по отношению к животным принимала разные формы: наблюдение, вопросы, экспериментирование. Познавательная активность была различной. Например, пробовать давать корм черепахе, золотой рыбке.
2.Циклы наблюдений (на примере золотой рыбки, черепахи и фасоли), проведенные в живом уголке, являются важным средством систематического формирования представлений о разнообразных особенностях живых существ.
3.Результаты обследования показывают, что дети в основном хорошо усвоили материал занятий, овладели знаниями, помогающие выявить зависимость приспособления животных и рыб, растений к условиям существования. Эти знания должны сформировать у ребенка осознанность трудовых действий и смысл гуманного отношения к живому существу.
4.Усвоенный материал оказал положительное влияние на их умственное развитие. Развитие мышления в процессе обучения обусловлено, прежде всего, содержанием знаний, отражающих закономерные связи между строением и поведением живых существ и средой обитания.
5.Важное место в развитии мышления дошкольников занимала вербальная сторона процесса обучения. Речь моя и детей служила не только средством определения и выражения конкретных признаков объектов и особенностей их функционирования в определенных условиях, но и непосредственно отражала результаты оперирования выделенными признаками, т.е. процесс построения суждений, а на их основе умозаключений.
6.У детей содержание представлений о живом стало более полное. Они могут определить основные признаки живых организмов. У них появился интерес к познанию природы родного края, сочувствие живому и готовность сохранить или создать условия, умение видеть красоту природы в разных ее проявлениях (растения, животные).
7.Изменился уровень осознанного отношения к живому, к природе, выраженный в положительных эмоциональных реакциях, радости на любые проявления животных и растений, их красоту, словесном сочувствии, действенной готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.
Заключение
Таким образом, экологическое воспитание детей - сложный педагогический процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, приумножать которое - долг каждого гражданина страны. Ведь экологические знания выступают в роли теоретической основы рационального поведения человека (и общества в целом) в природе и одного из важных аспектов научной картины мира. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у детей знаний о научных основах природопользования, убеждений в необходимости действовать в соответствии с ними, практических навыков и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Экологическое образование и воспитание включает также формирование у человека экологического мировоззрения, отражающего различные стороны материального единства мира и взаимоотношений человека и природы, экологического стиля мышления, юридических, политических, нравственных и эстетических взглядов на окружающий мир и место в нем человека.
Поэтому в содержание дошкольного экологического образования я включила следующие элементы: системы знаний о взаимодействии общества и природы, ценностной экологической ориентации, системы норм и правил отношения к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.
В начале я поняла, что дети не проявляют интерес к зеленой зоне уголка природы. Задача моя состояла в том, чтобы показать детям своеобразие и тайну жизни растений, их красоту, ради которой они живут. Было установлено дежурство по поливу растений. За период обучения дети привыкли ухаживать и наблюдать за растениями. При систематическом общении с растениями ребенок делает для себя открытие, что внешние показатели: цвет, форма, размер и пр. – это, прежде всего, показатели степени благополучия растения, т.е. его обеспеченности необходимыми условиями.
Научившись понимать состояние растений, дети им сочувствуют и помогают. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сначала вместе со мной, а затем и самостоятельно, они могут оказать действенную помощь зеленым друзьям. Таким образом, знакомя детей с комнатными растениями, я одновременно решала задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Проведенные исследования позволяют заключить, что методы экологического воспитания, использованные в работе с детьми, ведут к повышению уровня экологической воспитанности, развитию экологической направленности их личности.
Результаты обследования показывают, что дети в основном хорошо усвоили материал занятий, овладели знаниями, помогающими выявить зависимость приспособления птиц и рыб, растений к условиям существования. Эти знания должны сформировать у ребенка осознанность трудовых действий и смысл гуманного отношения к живому существу, так как человек (воспитатель, ребенок) играет важную роль в поддержании, сохранении и создании хороших условий для их существования.
Усвоенный материал оказал положительное влияние на умственное развитие детей. Развитие мышления в процессе обучения обусловлено, прежде всего, содержанием знаний, отражающих закономерные связи между строением и поведением живых существ и средой обитания.
При проведении целенаправленной работы по воспитанию экологической культуры контрольное исследование дало возможность определить, что результаты по экологическому воспитанию стали лучше по всем показаниям.
Список использованной литературы
1.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - №7. – С.36-41.
2.Бобылева Л. Экологические знания – дошкольникам // Дошкольное воспитание. – 1997. - №7. – С.16-20.
3.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. – 272с.
4.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой. – М.: Просвещение, 1982. – 112с.
5.Гончарова Е.В. Экология для малышей. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. – 144с.
6.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Акцидент, 1996. – 224с.
7.Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой – В 2-х т. Т.2. – М.: Просвещение, 1988. – 270с.
8.Зенина Т. Взаимосвязь экологического воспитания и программы Основы безопасности детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1999. - №7. - С.29-33.
9.Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников. С.12 –35.
10.Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - №5-9.
11.Коробкин В.И., Предельский Л.В. Экология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. –255с.
12Корнилова В.М. экологическое окно в детском саду.2008.
13 Николаева С.Н экологическое воспитание младших дошкольников. 2004 с.5-7.
14.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995. – 160с.
15.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 184с.
16.Николаева С.Н. Наблюдая – познаем // Дошкольное воспитание. – 1991. - №1. – С.4-10.
17.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002. – 336с.
18.Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1997. - №7,8,10-12; 1998. - № 1-5.
19Николаева С.Н. экологическое воспитание детей при подготовке к школе.с.52 – 53, с.140.
20.Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. – М.: Академия, 2001. – 240с.
21.Парфёнова Г.М. Смирнова В.В. тропинка в природу 2003 с.93-95.
22.Правила поведения в природе // Дошкольное воспитание. – 1998. - №10. – С.44.
23. Прохорова Л.Н. экологическое воспитание дошкольников. 2008. С.18-52.
24.Рыжова Н. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2000. - №9. – С.40-46.
25.Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы // Дошкольное воспитание. – 2001. - №7. – С.61-70.
26.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ефремовой. – М.: Академия, 1999. – 344с.
27.Судакова Л. Экологическое воспитание: региональный подход // Дошкольное воспитание. – 2001. - №7. – С.20-31.
28.Соломатина Г.Н. стихи и рассказы о животном мире.
29.Саморукова П.Г. мир природы и ребёнок. 2003 с. 53-57.
30.КирееваЛ.Г.Формирование экологической культуры дошкольников 2008.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999. – С.143.
7 PAGE HYPER1439HYPER15
HYPER13PAGE HYPER15
проект
творчество
Деятельность детей
Восприятие природы
экскурсии
Чтение литературы
игра
изодеятельность
Перенос накопленного ребёнком опыта в другие сферы деятельности
Труд в природе
наблюдения
эксперементы
Рассматривание картин, слушание музыки и др.
Цель – формировать у детей начал экологической культуры
диагностика
Содержание
Экологического воспитания: передача детям экологических знаний и их трансформация в осознанно- правильное отношение к природе.
Результат: экологическая воспитанность дошк. Совокупность биолого-эколгических знаний и осознанно правильного отношения к природе. Проявляется в умении и стремлении самостоятельно наблюдать за растениями и животными, в активном участии в беседах о природе, любознательности, в готовности и умении ухаживать за обитателями уголка природы, зимующими птицами, в сочувствии живым организмам, радости от общения с ними
Метод экологической деятельности: создание и поддержание необходимых условий для обитателей зелёной зоны
Воспитатель – носитель экологической культуры
Наблюдение - метод чувственного
Познания природы: циклы наблюдений за обитателями живого уголка, сезонными явлениями природы и др.
Технологии:
Сезонное планирование
Метод моделирования: работа с динамическими моделями – календарями природы, предметными моделями
Эколого- развивающая среда Дома ребёнка
Словесный метод: обучение на занятиях
Игровой метод: игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами, куклами, игры путешествия и др.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×