ДООП художественной направленности "Ритмика и танец" для детей 6-7 лет. | Царевская Дарья Юрьевна. Работа №304767
В статье представлена авторская Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая прорамма художественной направленности "Ритмика и танец". Программа «Ритмика и танец » направлена на развитие эстетических способностей детей способами хореографии, включает в себя комплексное развитие, как коллектива детей, так и отдельного ребенка путем художественного воспитания. Программа дополнительного образования «Ритмика и танец » предназначена для детей дошкольного возраста, является достаточно гибкой и применима для детей с 6 до 7 лет обучения с учетом возрастных особенностей.Представлен тематический и календарный план, ожидаемые результаты освоения программы.
Департамент образования администрации города Томска Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 94 г. Томска
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2022
Утверждаю:
Заведующий________Н.Б. Вершинина
Приказ № 172 от 31.08.2022 г.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественной направленности
«Ритмика и танец»
для детей 6 – 7 лет
Срок реализации программы: 1 учебный год
Составитель: Царевская Дарья Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Приложение
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная
записка
Хореография - искусство, любимое детьми. Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку доставляют эстетическое наслаждение каждому и тем более детям, которые в силу своих возрастных наклонностей особенно стремятся к движениям и к ритмике. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусство, приносит радость не только исполнителю, но и зрителю. Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к творчеству и прекрасному.
Актуальность программы
Программа «Ритмика и танец » направлена на развитие эстетических способностей детей способами хореографии, включает в себя комплексное развитие, как коллектива детей, так и отдельного ребенка путем художественного воспитания.
В данной программе «Ритмика и танец » представлена авторская концепция в части набора развивающих танцев, музыкально-подвижных игр и составления танцевальных фигур для этого возраста.
Программа «Ритмика и танец » помогает адаптации детей в окружающем мире. Она предполагает не только свободу пластики тела, но и свободу эмоционального выражения личности. В наше время ребенку трудно определить свое место в обществе. Развивая свои творческие задатки, дети чувствуют уверенность в себе.
Программа дополнительного образования «Ритмика и танец » предназначена для детей дошкольного возраста, является достаточно гибкой и применима для детей с 6 до 7 лет обучения с учетом возрастных особенностей.
Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться ФГОС (ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Обучение и воспитание дошкольников осуществляются в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. ФГОС ДО определены требования к структуре, содержанию и объему программы. Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
социально-коммуникативное
развитие;
познавательное
развитие;
речевое
развитие;
художественно-эстетическое
развитие;
физическое
развитие.
Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика и танец» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОУ. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию мира танца, формируется художественный вкус, чувство ритма и координации движений, учатся правильно и красиво исполнять танцевальные движения.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика и танец», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов.
Программа «Ритмика и танец» разработана с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный
закон
от
29.12.2012
г.
№
273
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
[14];
Распоряжение
Правительства
РФ
от
4.09.2014
г.
№
1726-р
«Об
утверждении
Концепции
развития
дополнительного образования
детей»
[16];
Приказ
министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
17.10.2013
г.
№
1155
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [13];
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам
дополнительного образования
детей»
[17];
Приказ Министерства просвещения
и науки РФ (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018
г.
№
196
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным
программам»
[18];
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи».
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.
Отличительная особенность программы «Ритмика и Танец» является направленность на ранее развитие хореографических навыков и творческих способностей детей 6-7 лет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В этот период жизни дети активно развиваются физически и умственно. Жажда открытий и познавательный процесс, присущий в этом возрасте, совпадают с легкостью усвоения учебного материала. Поэтому учебный процесс по настоящей программе последовательно выстроен, систематизирован; разделен на четыре года обучения с постепенным усложнением материала. Так же Особенностью данной программы является комплексное обучение детей различным направлениям хореографии (элементы классического танца, элементы народного танца, и современный танец) позволяющее наиболее полно раскрыть творческие способности каждой личности.
Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции:
индивидуализация
(определение
посильных
заданий
с
учётом
возможностей
ребёнка);
постепенность
в
развитии
природных
способностей
детей;
систематичность
(непрерывность
и
регулярность
занятий);
наглядность
(безукоризненный
показ
движений
педагогом);
повторяемость
материала
(повторение
вырабатываемых
двигательных
навыков);
сознательность
и
активность
(обучение,
опирающееся
на
сознательное
и
заинтересованное
отношение
воспитанника
к
своим
действиям).
Адресат программы – дети в возрасте 6-7 лет.
Возрастные особенности:
На 6-7 году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения.
Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее меняют действия,
движения, что позволяет увеличивать плотность занятий по хореографии, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но
все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. При подвижных движениях необходимо ставить точные задачи, контролировать ход занятия. К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие
мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои
мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 72 часа.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе.
Режим занятий - 2 раза в неделю, периодичность - с сентября по май включительно;
Продолжительность: Подготовительная к школе группа -30 минут
Цель
и
задачи
программы.
Основной целью программы по обучению детей дошкольного возраста хореографическому искусству является формирование и раскрытие творческих, умственных и физических способностей каждого ребенка , создание благоприятных условий для роста его личностного потенциала.
Задачи:
Обучающая -
научить
детей
владеть
своим
телом,
обучить
культуре
движения,
основам
классического,
народного
и
детского
–
современного танца,
научить
музыкальной
грамоте
и
основам
актерского
мастерства,
различать
выразительные
средства,
согласовывать
свои
движения
с
музыкой;
Научить
осваивать
простейшие
танцевальные
движения
Развивающая -
развивать
музыкальные
и
физические
данных
детей
укреплять
опорно
–
мышечный
аппарат,
формировать
правильную
осанку;
развивать
двигательную
и
музыкально
–
ритмическую
координацию;
развивать
внимание,
слуховую,
зрительную,
двигательную
память;
развивать
эмоциональное
восприятие,
отзывчивость,
фантазию.
Воспитывающая -
воспитывать
интерес
к
хореографическому
искусству,
формировать
художественный
вкус
воспитывать
нравственное
восприятие
детей
любви
к
прекрасному,
трудолюбию,
самостоятельности,
аккуратности,
целеустремленности
в
достижении
поставленной
цели,
умение
работать в
коллективе
и
в
парах.
Содержание
программы.
Учебный
план.
Содержание
учебно-тематического
плана.
(возраст
6-7
лет)
№
Название раздела
Формы проверки и реализации
Содержание
Количество часов
теория
Пр-ка
1.
Вводное занятие
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
- игра «морская фируга замри»
1
1
2.
Упражнения для разминки
повороты
головы по
квадрату
движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно,
круговые
движения
плечами
комбинация
для
координации
рук
бёдра
по
квадрату
элементы
классического
танца(plie
,
battment
,
releve)
комбинация
в
стиле
модерн (завернуться
с прыжком)
комбинация
в
народном
стиле(«ковырялочка»,
притопы,
прихлопы,
«хлопушка»
повороты,
вращения
-танцевальная разминка
1
11
3.
Упражнения в продвижении и на ориентировку в пространстве
фигурная
маршировка
в
продвижении
по
залу
прыжки
и
бег
с различными
заданиями
-диагональ с танцевальными шагами на координацию
вращения
в
передвижении
battment
tendu
вперёд и
назад
«колесо»
вальсовый
шаг
на
3 четверти
шаг
накрест
(боковой)
построения:
линия,
колонна,
шахматный
порядок,
ручеёк,
галочка.
пространственное
ощущение
точек
зала
(1,3,5,7);
прыжки
в
продвижении
1
11
7
4.
Партерная гимнастика
упражнения для развития подвижности голеностопного сустава,
эластичности
мышц
голени
и стоп;
упражнения
для
развития
выворотности
ног
и
танцевального
шага;
упражнения
для
улучшения
гибкости
позвоночника;
упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и
эластичности
мышц
бедра;
упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья,
развития
подвижности
локтевого
сустава;
упражнения
для
исправления
осанки;
упражнения
для
гибкости
и
пластики
тела
(растяжки)
партерная
комбинация
в
стиле
модерн
«нырки»
шпагаты,
мостик
1
11
5.
Работа с предметом
композиции
с
использованием
предмета
элементы
современного
танца
парные
композиции
1
5
6.
Танцевальные комбинации
Танцевальные комбинации на координацию в различных танцевальных направлениях.
1
10
7.
Подготовка к итоговому контрольному занятию
Танцевальные этюды, танцы:
- сюжетные танцы к праздничным утренникам.
1
9
8.
Подготовка к итоговому контрольному занятию.
Подготовка к итоговому контрольному занятию.
1
2
9.
Итоговое контрольное занятие.
Итоговое контрольное занятие.
1
1
10.
Диагностика уровня
музыкально-двигательных способностей детей
дошкольного возраста.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного возраста.
1
1
ИТОГО
72 часа
Планируемые
результаты.
Спустя год обучения, занимающиеся дети могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально –подвижных игр. Умеют выполнять самостоятельно специальные упражнения для согласования движения с музыкой, владеют основами
хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, современные, народные и классические танцы и усложнённые комплексы упражнений под музыку. Выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, «Ковырялочку» и народные притопы, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, цветами, лентами, платками, листьями ). Выразительно исполняют движения под музыку, могут передать свой опыт младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми. Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.
Главный ожидаемый результат у детей от 6-7 лет: овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия хореографией после освоения программы.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный
учебный
график занятий
с
детьми
6-7
лет
(Гр№4,11)
на
2021-2022
учебный
год.
№ п/п
Месяц
Число
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
1.
Сентябрь
13.09
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Вводное занятие
Муз.зал
2.
Сентябрь
15.09
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танцевальная разминка
Муз.зал
3.
Сентябрь
20.09
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Фигурная маршировка
Муз зал
4.
Сентябрь
22.09
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Народный танец
Муз.зал
5.
Сентябрь
27.09
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Движения на 3 четверти
Муз.зал
6.
Сентябрь
29.09
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
«Кадриль» Прихлопы. Притопы.
Муз.зал
7.
Октябрь
04.10
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Повторение пройденного материала
Муз.зал
8.
Октябрь
06.10
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Современный танец.
Муз.зал
9.
Октябрь
11.10
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Танцевальные комбинации с предметом
Муз.зал
10.
Октябрь
13.10
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Рисунок танца. Комбинации в парах.
Муз.зал
11.
Октябрь
18.10
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Танец «Листик, листопад»
Муз.зал
12.
Октябрь
20.10
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танцуем танцы
Муз.зал
13.
Октябрь
25.10
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Танцуем танцы
Муз.зал
14.
Октябрь
27.10
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Осенний праздник
Муз.зал
Выступление на празднике
15.
Ноябрь
01.11
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Партерная гимнастика
Муз.зал
16.
Ноябрь
03.11
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Диагональ с заданиями
Муз.зал
17.
Ноябрь
08.11
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Вращения в продвижении
Муз.зал
18.
Ноябрь
10.11
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Современный танец
Муз.зал
19.
Ноябрь
15.11
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Танцевальные шаги, комбинации в парах
Муз.зал
20.
Ноябрь
17.11
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танец «Замела метелица»
Муз.зал
21.
Ноябрь
22.11
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Повтор пройденного материала
Муз зал
22.
Декабрь
24.11
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танцуем танец. Рисунок танца
Муз.зал
23.
Декабрь
01.12
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Элементы классического танца.
Муз.зал
24.
Декабрь
06.12
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танцевальные комбинации
Муз.зал
25.
Декабрь
08.12
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Танец «Слышишь, кто-то идёт»
Муз.зал
26.
Декабрь
13.12
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танцуем танцы
Муз.зал
27.
Декабрь
15.12
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Танцуем танцы
Муз.зал
28.
Декабрь
20.12
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танцуем танцы
Муз.зал
29.
Декабрь
22.12
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Новогодний праздник
Муз.зал
Выступление на празднике
30.
Январь
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
1
1
Зимние каникулы
31.
Январь
10.01
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Партерная гимнастика
Муз.зал
32.
Январь
12.01
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Элементы классического танца
Муз.зал
33.
Январь
17.01
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Бег по кругу с заданиями.
Муз.зал
34.
Январь
19.01
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танцевальные комбинации и шаги
Муз.зал
35.
Январь
24.01
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Танец «Радуга»
Муз.зал
36.
Январь
26.01
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Повторение пройденного материала
Муз.зал
37.
Январь
31.01
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Вращения, повороты в продвижении.
Муз.зал
38.
Февраль
02.02
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танцевальные комбинации с предметом
Муз.зал
39.
Февраль
07.02
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Рисунок танца. перестроения
Муз.зал
40.
Февраль
09.02
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танец «Мама, мне на тебя не наглядеться»
Муз.зал
41.
Февраль
14.02
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Танцуем танцы
Муз.зал
42.
Февраль
16.02
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Повторение и отработка танцев
Муз.зал
43.
Февраль
21.02
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Партерная гимнастика
Муз.зал
44.
Февраль
23.02
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танцевальный шаг на 3 четверти
Муз.зал
45.
Февраль
28.02
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Танец «Зеркальный вальс»
Муз.зал
46.
Март
02.02
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танцуем танцы
Муз.зал
47.
Март
07.02
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Танцуем танцы
Муз.зал
48
Март
14.02
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Выступление на празднике
Муз.зал
Праздник 8 марта
49.
Март
16.02
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Перестроения. Передвижения.
Муз.зал
50.
Март
21.02
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Комбинации с предметом.
Муз.зал
51.
Март
23.02
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Танцевальные комбинации
Муз.зал
52.
Март
28.02
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танец «Балалайка»
Муз.зал
53.
Март
30.02
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Повторение изученного танца
Муз.зал
54.
Апрель
04.04
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Повторение изученного танца
Муз.зал
55.
Апрель
06.04
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Танцуем танцы
Муз.зал
56.
Апрель
11.04
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танцуем танцы
Муз.зал
57.
Апрель
13.04
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Праздник весны
Муз.зал
Выступление на празднике
58
Апрель
18.04
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Партерная гимнастика
Муз.зал
59
Апрель
20.04
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Вальсовые фигуры. Комбинации
Муз.зал
60
Апрель
25.04
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Передвижения по кругу в парах
Муз.зал
61
Апрель
27.04
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Танец « Катюша»
Муз.зал
62
Апрель
30.04
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Повторение танцев
Муз.зал
63
Май
04.05
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Повторение танцев
Муз.зал
64
Май
11.05
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Праздник 9 мая
Муз.зал
Выступление к 9 мая
65
Май
16.05
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Современный танец. Комбинации
Муз.зал
66
Май
18.05
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Танец «Зажигай!»
Муз.зал
67
Май
23.05
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Повторение изученного материала
Муз.зал
68
Май
25.05
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Репетиция
Муз.зал
69
Май
24.05
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Репетиция
Муз.зал
70
Май
30.05
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Подготовка к выпускному празднику
Муз.зал
71
Май
01.06
11.30-Гр№4
15.30-Гр№11
НОД
1
1
Подготовка к выпускному празднику
Муз.зал
72
Май
03.06
11.30-Гр№4
12.00-Гр№11
НОД
1
1
Выпускной праздник.
Муз.зал
Выступление на выпускном
празднике
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
72
Продолжительность каникул
С 31.12.21-09.01.22(зимние)
С 31.05.22-10.09.22(летние)
Дата начала и окончания учебных периодов
С 10.09.21-29.05.22
Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет (Гр№6) на 2021-2022 учебный год.
№ п/п
Месяц
Число
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
1.
Сентябрь
10.09
12.00-Гр№6
НОД
1
Вводное занятие
Муз.зал
2.
Сентябрь
13.09
15.30-Гр№6
НОД
1
Танцевальная разминка
Муз.зал
3.
Сентябрь
17.09
12.00-Гр№6
НОД
1
Фигурная маршировка
Муз зал
4.
Сентябрь
20.09
15.30-Гр№6
НОД
1
Народный танец
Муз.зал
5.
Сентябрь
24.09
12.00-Гр№6
НОД
1
Движения на 3 четверти
Муз.зал
6.
Сентябрь
27.09
15.30-Гр№6
НОД
1
«Кадриль» Прихлопы. Притопы.
Муз.зал
7.
Октябрь
01.10
12.00-Гр№6
НОД
1
Повторение пройденного материала
Муз.зал
8.
Октябрь
04.10
15.30-Гр№6
НОД
1
Современный танец.
Муз.зал
9.
Октябрь
08.10
12.00-Гр№6
НОД
1
Танцевальные комбинации с предметом
Муз.зал
10.
Октябрь
11.10
15.30-Гр№6
НОД
1
Рисунок танца. Комбинации в парах.
Муз.зал
11.
Октябрь
15.10
12.00-Гр№6
НОД
1
Танец «Листик, листопад»
Муз.зал
12.
Октябрь
18.10
15.30-Гр№6
НОД
1
Танцуем танцы
Муз.зал
13.
Октябрь
25.10
12.00-Гр№6
НОД
1
Танцуем танцы
Муз.зал
14.
Октябрь
29.10
15.30-Гр№6
НОД
1
Осенний праздник
Муз.зал
Выступление на празднике
15.
Ноябрь
01.11
12.00-Гр№6
НОД
1
Партерная гимнастика
Муз.зал
16.
Ноябрь
08.11
15.30-Гр№6
НОД
1
Диагональ с заданиями
Муз.зал
17.
Ноябрь
12.11
12.00-Гр№6
НОД
1
Вращения в продвижении
Муз.зал
18.
Ноябрь
15.11
15.30-Гр№6
НОД
1
Современный танец
Муз.зал
19.
Ноябрь
19.11
12.00-Гр№6
НОД
1
Танцевальные шаги, комбинации в парах
Муз.зал
20.
Ноябрь
22.11
15.30-Гр№6
НОД
1
Танец «Замела метелица»
Муз.зал
21.
Ноябрь
26.11
12.00-Гр№6
НОД
1
Повтор пройденного материала
Муз зал
22.
Декабрь
03.12
15.30-Гр№6
НОД
1
Танцуем танец. Рисунок танца
Муз.зал
23.
Декабрь
06.12
12.00-Гр№6
НОД
1
Элементы классического танца.
Муз.зал
24.
Декабрь
10.12
15.30-Гр№6
НОД
1
Танцевальные комбинации
Муз.зал
25.
Декабрь
13.12
12.00-Гр№6
НОД
1
Танец «Слышишь, кто-то идёт»
Муз.зал
26.
Декабрь
17.12
15.30-Гр№6
НОД
1
Танцуем танцы
Муз.зал
27.
Декабрь
20.12
12.00-Гр№6
НОД
1
Танцуем танцы
Муз.зал
28.
Декабрь
24.12
15.30-Гр№6
НОД
1
Танцуем танцы
Муз.зал
29.
Декабрь
27.12
12.00-Гр№6
НОД
1
Новогодний праздник
Муз.зал
Выступление на празднике
30.
Январь
Зимние каникулы
31.
Январь
10.01
12.00-Гр№6
НОД
1
Партерная гимнастика
Муз.зал
32.
Январь
14.01
15.30-Гр№6
НОД
1
Элементы классического танца
Муз.зал
33.
Январь
17.01
12.00-Гр№6
НОД
1
Бег по кругу с заданиями.
Муз.зал
34.
Январь
21.01
15.30-Гр№6
НОД
1
Танцевальные комбинации и шаги
Муз.зал
35.
Январь
24.01
12.00-Гр№6
НОД
1
Танец «Радуга»
Муз.зал
36.
Январь
28.01
15.30-Гр№6
НОД
1
Повторение пройденного материала
Муз.зал
37.
Январь
31.01
12.00-Гр№6
НОД
1
Вращения, повороты в продвижении.
Муз.зал
38.
Февраль
04.02
15.30-Гр№6
НОД
1
Танцевальные комбинации с предметом
Муз.зал
39.
Февраль
07.02
12.00-Гр№6
НОД
1
Рисунок танца. перестроения
Муз.зал
40.
Февраль
11.02
15.30-Гр№6
НОД
1
Танец «Мама, мне на тебя не наглядеться»
Муз.зал
41.
Февраль
14.02
12.00-Гр№6
НОД
1
Танцуем танцы
Муз.зал
42.
Февраль
18.02
15.30-Гр№6
НОД
1
Повторение и отработка танцев
Муз.зал
43.
Февраль
21.02
12.00-Гр№6
НОД
1
Партерная гимнастика
Муз.зал
44.
Февраль
25.02
15.30-Гр№6
НОД
1
Танцевальный шаг на 3 четверти
Муз.зал
45.
Февраль
28.02
12.00-Гр№6
НОД
1
Танец «Зеркальный вальс»
Муз.зал
46.
Март
04.03
15.30-Гр№6
НОД
1
Танцуем танцы
Муз.зал
47.
Март
07.03
12.00-Гр№6
НОД
1
Танцуем танцы
Муз.зал
48
Март
11.03
15.30-Гр№6
НОД
1
Выступление на празднике
Муз.зал
Праздник 8 марта
49.
Март
14.03
12.00-Гр№6
НОД
1
Перестроения. Передвижения.
Муз.зал
50.
Март
18.02
15.30-Гр№6
НОД
1
Комбинации с предметом.
Муз.зал
51.
Март
21.02
12.00-Гр№6
НОД
1
Танцевальные комбинации
Муз.зал
52.
Март
25.02
15.30-Гр№6
НОД
1
Танец «Балалайка»
Муз.зал
53.
Март
28.02
12.00-Гр№6
НОД
1
Повторение изученного танца
Муз.зал
54.
Апрель
01.04
15.30-Гр№6
НОД
1
Повторение изученного танца
Муз.зал
55.
Апрель
04.04
12.00-Гр№6
НОД
1
Танцуем танцы
Муз.зал
56.
Апрель
08.04
15.30-Гр№6
НОД
1
Танцуем танцы
Муз.зал
57.
Апрель
11.04
12.00-Гр№6
НОД
1
Праздник весны
Муз.зал
Выступление на празднике
58
Апрель
15.04
15.30-Гр№6
НОД
1
Партерная гимнастика
Муз.зал
59
Апрель
18.04
12.00-Гр№6
НОД
1
Вальсовые фигуры. Комбинации
Муз.зал
60
Апрель
22.04
15.30-Гр№6
НОД
1
Передвижения по кругу в парах
Муз.зал
61
Апрель
25.04
12.00-Гр№6
НОД
1
Танец « Катюша»
Муз.зал
62
Апрель
29.04
15.30-Гр№6
НОД
1
Повторение танцев
Муз.зал
63
Май
06.05
12.00-Гр№6
НОД
1
Повторение танцев
Муз.зал
64
Май
13.05
15.30-Гр№6
НОД
1
Праздник 9 мая
Муз.зал
Выступление к 9 мая
65
Май
16.05
12.00-Гр№6
НОД
1
Современный танец. Комбинации
Муз.зал
66
Май
20.05
15.30-Гр№6
НОД
1
Танец «Зажигай!»
Муз.зал
67
Май
23.05
12.00-Гр№6
НОД
1
Повторение изученного материала
Муз.зал
68
Май
27.05
15.30-Гр№6
НОД
1
Репетиция
Муз.зал
69
Май
30.05
12.00-Гр№6
НОД
1
Репетиция
Муз.зал
70
Май
31.05
15.30-Гр№6
НОД
1
Подготовка к выпускному празднику
Муз.зал
71
Май
02.06
12.00-Гр№6
НОД
1
Подготовка к выпускному празднику
Муз.зал
72
Май
03 .06
15.30-Гр№6
НОД
1
Выпускной праздник.
Муз.зал
Выступление на выпускном
празднике
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
72
Продолжительность каникул
С 31.12.21-09.01.22(зимние)
С 31.05.22-10.09.22(летние)
Дата начала и окончания учебных периодов
С 10.09.21-29.05.22
У
словия
реализации
программы.
Материально-техническое
обеспечение:
музыкальный
зал
для
хореографических
занятий
наличие
соответствующей
формы
(чешки,
танцевальная
форма.)
магнитофон,
компьютер,
аккомпанемент
и
инвентарь
в
зависимости
от
репертуара.
соблюдение
температурного
режима
во
время
проведения
занятий.
Информационное
обеспечение:
Фотоаппаратура.
Компьютер
с
выходом
в
интернет (в
методическом
кабинете).
Видео
съёмка
Кадровое
обеспечение
В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования – Царевская Дарья Юрьевна, первая квалификационная категория.
Наличие удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации:
«ТОИУМЦКИ», с 26.03.2018 г. По 03.04.2018г. в объёме 108 часов. По программе:
«Хореографическое искусство. Народный танец: Современные методики и основы мастерства.»
Наличие удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации:
«ТОИУМЦКИ», с 08.04.2021 г. По 15.04.2021г. в объёме 108 часов. По программе:
«Методика преподавания хореографических дисциплин в современном образовании. (Современный танец)»
Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы):
Экспресс-мониторинг
степени
освоения
детьми
основ
хореографического
искусства.
Цель мониторинга хореографического развития детей:
подтверждение эффективности педагогических воздействий с учётом современных требований организации хореографического воспитания. внутренняя и внешняя коррекция хореографической деятельности детей, её содержания и отношения к ней дошкольников.
В конце каждого периода обучения (учебного года), на протяжении контрольно- учетных занятий проводится мониторинг степени освоения детьми основ хореографии по следующим показателям:
Чувство
ритма.
Координация
движений
Упражнения
в
продвижении
и
на
ориентировку
в
пространстве
Партерная
гимнастика
Исполнение
танцевальных
движений
.
Физические
данные.
20
Для выявления степени сформированности каждого показателя применяется несколько заданий, игровых упражнений. Используемые музыкальный материал и задания должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Критерии оценки развития обучающихся детей по хореографии:
Уровень развития
Чувство ритма
Координация движений
Упражнения в продвижении
Портерная гимнастика
Исполнение танцевальных комбинаций
Общий результат
Слабый уровень
Средний уровень
Хороший уровень
Высокий уровень
Мониторинг проводится два раза в год, в виде показательных выступлений. Диагностика проводиться педагогом на основе наблюдения и анализа. Основная задача определить степень освоения ребёнком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребёнка. Таким образом, результаты мониторинга дают основания полагать об эффективности занятий ритмической гимнастики, построенных на занятиях хореографии. Занятия ритмикой действительно способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Формы
отслеживания
и
фиксации
образовательных
результатов:
Журнал посещаемости, грамоты (участий в конкурсах, фестивалях, концертах т.п.). Заполнение листов наблюдений.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов:
Выступление
детей
на
праздниках
и
утренниках
в
каждом
квартале;
Оформление
выставочного
стенда
в
ДОУ
с
фото
детей на
занятиях
хореографией;
Портфолио
на
официальном
сайте
ДОУ;
Участие
детей
в
городских,
областных
и
региональных
конкурсах;
Выступления
детей
на
открытых
и
итоговых
занятиях.
Оценочные
материалы
Наблюдение,
Критерии
мониторинга,
Диагностические
таблицы
на
каждого
ребёнка.
Особенности организации образовательного процесса – очно
21
Методы
и
приемы
обучения:
При организации образовательно-воспитательного процесса программа предусматривает различные методы:
Теоретические
(рассказ,
беседа,
объяснение);
Игровые
(создание
ситуаций
успеха
для
каждого
ребенка);
Визуальные
(показ
движений
педагогом);
Практические
(упражнения,
тренаж,
основы
танцевальных
движений);
Сценические
(выступления
на
праздниках).
Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 25 человек, воспитанники в возрасте 6-7 лет.
Формы организации НОД: групповая форма. Формы организации учебного занятия: НОД. Педагогические технологии:
Технология
игрового
обучения
Технология
развивающего
обучения.
Технология
индивидуализации
обучения.
Технология игрового обучения применяется мною, так как в составе учащихся составляют дети младшего возраста. На начальных этапах обучения хореографии игры имеют характер как свободной деятельности, (ради удовольствия от самого процесса деятельности), так и творческий характер, где ребенок может раскрыть себя как личность, снять внешние и внутренние зажимы. Игру как метод обучения можно использовать с первых уроков хореографии, для развития чувства ритма, пластики, эмоционального раскрытия, координации движений и т.д. Дети прочно и с удовольствием усваивают знания, полученные игровым методом.
Технология развивающего обучения - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действие, на познание, на новое.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.
22
Список
литературы
и
интернет-
источников
Барышникова
Т.К.
«Азбука
хореографии
»
-
СПб.,
1996г.
Богданов
Г.
«Урок
русского народного
танца
»
-
М.,
1995г.
Гусев
Г.П.
«
Этюды »
- М.,
2004г.
Звездочкин
В.А. «
Классический
танец»
-2003г
Иванов
В.А. «Детский
танец»
методическое
пособие.-
Пермь,
1998г.
Мартыненко.Е.
«Танцевальная
мозаика»
Опришко.
М.
«Талант
–восьмое
чудо
света»
Слуцкая
С.Л.
«Танцевальная
мозаика.
Хореография
в
детском
саду»
Пособие
для
педагогов
дошкольных учреждений.–
М.
Линка
-
Пресс,
2006г.
Пуртова
Т.В.,
Беликова
А.Н.,
Кветная
О.В
«Учите
детей
танцевать»-
М.,2003г.
Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/
Под
общ.
ред.
В.С.
Кукушина.
–
М.:
ИКЦ «МарТ»;
Ростов
н\Д:
Издательский
центр
«МарТ», 2005. – 592 с.
Ерохина
О.В.
«Школа
танцев
для
детей».
Феникс,
2003г.
Музыкальное движение. С. Руднева, Э. Фиш. Методическое пособие для педагогов
музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и
младшего
школьного возраста. СПб, 2000г.
Приложение
Основные термины:
Выворотность - это способность развернуть ноги(бёдра, голени, стопы)в положение наружу, когда при правильно постановленном корпусе бёдра, голени, стопы повёрнуты своёй внутренней стороной наружу. Если танцовщик не выворотен, то движения смотрятся скованными и неуклюжими.
Demi plie - полуприседание(развивает эластичность и выворотность ног) Battment tendu - скользящее движение стопой на носок(вперёд, в сторону ,назад), развивает правильную постановку ног и выворотность.
Releve - подьём на полупальцы.