Дополнение к уроку по истории России в 7 классе на тему " Иван Грозный" | Потапова Лидия Михайловна. Работа №364230
добавление материала к уроку из домашнего задания обучающихся на тему " Яркая фигура , окутанная мифами и противоречиями".Жизнь Ивана Грозного превратилась в борьбу за выживание .Атмосфера недоверия и предательства , несомненно , сформировала его характер , сделав подозрительным и мстительным.Однако , в юном Иване просыпается интерес к знаниям.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
краткий рассказ
по истории в 7 классе на тему
«Яркая и противоречивая
Фигура в истории России - царь Иван Грозный.
Выполнила : Потапова Лидия Михайловна
Учитель истории и изобразительного искусства,
высшая квалификационная категория
2025г.
г.о Солнечногорск
На уроках истории России для лучшего усваивания материала учитель даёт дополнительно подготовить материал к заданной теме. Тема « Правление Ивана Грозного» обширная , чтобы все обучающие могли высказать своё мнение, учитель предлагает ученику начать сообщение и затем все по одному дополняют информацию, что делает урок заинтересованным в данном направлении. Ученик- Иван Грозный - это фигура , окутанная мифами и противоречиями .Его жизнь - это захватывающая сага о взрослении , любви, власти и, в конечном итоге , о трагическом падении. .Учитель : - давайте проследим этот путь , начиная с юности , полной надежд, и заканчивая кровавым правлением. Ученик - Юность : Сирота у трона Детство Ивана было далеко не безоблачным .Он рано лишился родителей , и его жизнь при дворе превратилась в борьбу за выживание .Боярские кланы плели интриги, боролись за влияние, а юный Иван стал пешкой в их играх.Его унижали , игнорировали , лишали элементарного внимания. Эта атмосфера недоверия и предательства , несомненно , сформировала его характер , сделав подозрительным и мстительным. Учитель- однако , несмотря на все трудности , в юном Иване просыпался интерес к знаниям .Он читал книги , увлекался историей , стремился к самообразованию. Он видел себя не просто наследником трона , а мудрым правителем , способным вывести Россию на новый уровень Ученик -Женитьба : Любовь и надежды в 16 лет Иван принимает царский титул , что стало важным шагом к укреплению его власти .Но еще более важным событием стала его женитьба на Анастасии Романовне Захарьиной - Юрьевой.Этот брак стал не только политическим союзом , но и настоящей любовью . Анастасия была умной ,доброй и преданной женой, которая оказывала на Ивана благотворное влияние. Она смегчала его гнев , поддерживала в трудные минуты и , по мнению многих историков , была единственным человеком , способным удержать его от безумств. Учитель - именно в этот период он был окружён любящей женой и мудрыми советниками , начались его реформы. Были созданы Земские соборы, принят Судебник , упорядочивший законодательство , и началось расширение границ государства . Это был период расцвета, период , когда Иван Грозный казался способным стать великим правителем государства.Ученик - Правление : от реформ к террору. К сожалению , счастье Ивана было недолгим .Смерть Анастасии в 1560 году стала переломным моментом в его жизни .Он тяжело переживал утрату , и его характер начал меняться. Учитель -подозрительность усилилась , гнев вырвался наружу. Он стал видеть врагов повсюду , обвиняя бояр в отравлении жены. Именно тогда начался период опричины - системы террора , направленной на уничтожение реальных и мнимых врагов. Были созданы специальные отряды опричников , которые грабили , убивали и пытали неугодных. Страна погрузилась в хаос и страх. Ученик - Иван Горозный , некогда мечтавший о величии России , превратился в тирана. Он казнил своих приближённых , разрушал города,вёл бессмысленные войны . Его правление ознаменовалось кровавыми расправами , экономическим упадком и моральным разложением общества. Учитель:-и в заключении нашего занятия мы можем сделать вывод , что жизнь Ивана Грозного -это трагическая история о человеке , который прошёл путь от надежд юности к ужасам тирании. Его правление оставило глубокий след в истории России , полный противоречий и неоднозначных оценок. Попытки понять причины его падения не прекращаются о сих пор. Одной из ключевых причин , безусловно является психологическая травма , полученная в детстве.Постоянное унижение , отсутствие родительской любви и заботы , борьба за выживание в условиях боярских интриг - всё это сформировало в нём недоверие к людям . подозрительность и склонность к жестокости . Он вырос в атмосфере , где предательство было нормой , а власть - единственным способом защиты. Смерть Анастасии стала катализатором его трансформации. Потеря любимой жены , вероятно, стала для него невосполнимой утратой , подкосившей его душевное равновесие. Опричина , задуманная как инструмент укрепления власти и борьбы с изменой , на деле превратилась в инструмент личного террора. Опричники , облачённые в чёрные одежды и символизировавшие собой смерть , сеяли страх и разрушение .Экономика страны была подорвана , население сокращалось , а моральный облик общества деградировал.Нельзя , однако, отрицать и положительные стороны правления Ивана Грозного. Он провёл важные реформы , направленные на централизацию власти и укрепление государства.Судебник упорядочил законодательство , Земские соборы способствовали развитию самоуправления , а расширение границ государства привело к присоединению новых территорий. Он стремился к созданию процветающей России , но его методы привели к обратному результату.