Дополнительная образовательная общеразвивающая программа в ДОУ | Берляндт Марина Александровна. Работа №315172
Программа направлена на совершенствование и повышение качества реализации основной образовательной программы ДО, укрепление здоровья и развитие индивидуальных способностей воспитанников, создание условий для повышения профессионального уровня педагогов, а также удовлетворение запросов родителей (законных представителей). Программа разработана для детей от 3 до 7 лет. При разработке Программы учитывались возрастные психологические и индивидуальные особенности воспитанников. Данная Программа расчитана на 8 месяцев.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ДОУ
Срок реализации программы – 8 месяцев
Возраст воспитанников – 3-7 лет
Автор-составитель:
Берляндт М.А., старший воспитатель
Барнаул
2022
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
Комплекс основных характеристик программы
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель и задачи Программы
8
1.3.
Содержание Программы
9
1.4.
Планируемые результаты
14
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
18
2.1.
Учебный план
18
2.2.
Календарный учебный график
19
2.3.
Условия реализации Программы
20
2.4.
Формы аттестации
24
2.5.
Оценочные материалы
24
2.6.
Методические материалы
26
2.7.
Взаимодействие с семьями воспитанников
32
2.8.
Список литературы
32
2.9.
Контроль за качеством реализации Программы
34
2.10.
Лист изменений и дополнений
35
1. Комплекс основных характеристик Программы
1.1. Пояснительная записка
Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребёнка, повышению его конкурентноспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребёнком собственных представлений о самом себе и окружающем мире и даёт возможность лучше подготовиться к школе.
В настоящее время цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих нормативных документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273);
2. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении Правил платных Образовательных услуг»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ;
7. Лицензия на право ведения образовательной деятельности;
8. Устав МБДОУ.
В соответствии с нормативно-правовыми документами Программа включает в себя следующие направленности:
Физкультурно-спортивная - направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в занятиях физической культурой, формирование культуры здорового образа жизни, на достижение воспитанниками готовности к школе, а именно, необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им в дальнейшем основной общеобразовательной Программы начального общего образования по предмету «Физическая культура».
Социально-гуманитарная – направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.
Новизна программы заключается в создании в Учреждении собственнойсистемы предоставления платных образовательных услуг с учётом егоспецифики и спроса субъектов образовательного процесса. Программа позволяет определить новую образовательную политику Учреждения, направленную на организацию педагогической деятельности различных специалистов для совместного решения задач повышения качества дошкольного образования.
Актуальность Программы, поиск эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, приобщения к здоровому образу жизни и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. Развитие у каждого воспитанника базиса личностной культуры, обеспечении его эмоционального благополучия, обогащении развития его способностей и склонностей. Последние развиваются в условиях предоставления дошкольниками широкого выбора видов деятельности и содействия ребенку в овладении ими на уровне самостоятельности и творчества.
Практическая значимость, внедрение Программы способствует совершенствованию и повышению качества реализации основной образовательной программы дошкольного образования, укреплению здоровья и развитию индивидуальных способностей воспитанников, создаются условия для повышения профессионального уровня педагогов и увеличения их заработной платы.
Отличительная особенность, Программа помогает выстроить единый, целенаправленный процесс, способствующий удовлетворению потребностей родителей (законных представителей) и повышению качества образования.
Адресат Программы, Программа разработана для детей в возрасте от 3-7 лет. При разработке программы учитываются возрастные психологические и индивидуальные особенности воспитанников.
Возрастная характеристика, контингента детей 3-4 лет
Ребёнок выражает желание делать всё по-своему. Это необходимо ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Отделяясь от взрослых, ребенок пытается установить с ними новые отношения. Осознавая себя как отдельного человека, ребенок отвергает почти все, что предлагают взрослые, и делает все сам, даже если ему это пока не по силам. Ребенок протестует не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем перечить другому.
Начинает действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов.
Возникает потребность общаться со сверстниками. Ребенок осваивает правила поведения через реакции взрослых и детей на его поступки.
Игра становится более коллективной и уже имеет сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует. В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 – 15 минут, а потом ему хочется переключиться на что-то другое.
Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.
Физическое развитие, 3-хлетний ребёнок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребёнок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
Возрастная характеристика, контингента детей 4-5 лет
У детей пятого года жизни быстро развиваются психические процессы: они становятся более осознанными и произвольными. Мышление становится наглядно-образным. В основном действия начинают носить практический, опытный характер. Возрастает объём памяти: ребёнок способен запомнить поручение взрослого и выполнить его. Произвольность и устойчивость внимания позволяют сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут. Развивается воображение, поэтому дети понимают то, чего не видели, но о чём им рассказывают взрослые.
У детей пятого года жизни интенсивно начинают развиваться продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
У ребёнка формируется представление о том, как вести себя в обществе. Он начинает понимать, что такое плохой поступок. Дети начинают копировать поведение взрослых и прислушиваются к советам родителей. Развивается эмоциональная отзывчивость: дети способны сопереживать, понимать чувства других людей. Повышается самостоятельность, важным становится признание окружающих. Дети этого возраста чрезвычайно обидчивы, на критику реагируют эмоционально. С удовольствием выполняют простые бытовые обязанности, однако, быстро теряют к ним интерес и не доводят начатое дело до конца.
Усиливается гендерное самосознание: дети осознают свою половую принадлежность, ведут себя соответственно ей.
Дети начинают обращать внимание на своё здоровье, способны в случае недомогания указать на проблему. Начинает формироваться потребность в общении, поиске друзей.
Физическое развитие в этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.
Возрастная характеристика, контингента детей 5-6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь
Физическое развитие, продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).
К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет
У ребёнка 7 года жизни происходит кардинальное изменение в самооценки т.е к семи годам самооценка становится более адекватной и дифференцированной.
Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может с ними сотрудничать, понимает относительность оценок.
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
Ребенок уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивацией и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
Ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. В этот период ребенок нуждается в обратной связи, в ответной реакции на свое поведение. Ему надо понять, правильно он поступил или нет, поэтому он ожидает реакции на свое новое поведение.
Речь ребёнка 7 года жизни близка ко взрослой, словарный запас более 3,5-7 тысяч слов. Ребёнок общается на разные темы, способен вести монолог и диалог. Умеет при необходимости вступать в разговор, поддерживать его, излагать свои мысли понятно для окружающих, убеждать, доказывать, соглашаться, возражать.
Физическое развитие, к 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).
Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Объем и срок освоения Программы
Данная Программа рассчитана на 8 месяцев (срок реализации может варьироваться в зависимости от даты начала освоения Программы).
ДООП «Физическое воспитание на основе футбола» – 8 месяцев;
ДООП «Обучение детей плаванию в бассейне в детском саду/ развивающие групповые занятия по плаванию в вечернее время» - 7 месяцев.
ДООП «Диагностика, коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста» - 8 месяцев.
Форма обучения
Форма обучения - очная.
Форма проведения занятий - групповая (группы одновозрастные, разновозрастные), подгрупповые и индивидуальные занятия.
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русском языке.
Особенности организации образовательного процесса, образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом.
Количество занятий
Расписание занятий составляется с учётом того, что занятия в секции являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей в образовательном учреждении и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:
посещение
ребё
нком за
нятий более чем в 2-х (секциях и т.д.)
в один день не рекомендуется;
между занятиями в образовательном учреждении (не
зависимо от обучения) должен быть перерыв для отдыха
– 10 минут
;
продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей
от
6
до
7 лет - не более 30 минут.
занятия
проводят
ся в любой рабочий день недели
во вторую половину дня в соответствии с расписанием
;
число занятий в неделю:
2 раза в неделю, 8 занятий в месяц
;
наполняемос
ть:
в секции «Развивающие групповые занятия по плаванию в вечернее время» - 12 детей;
в секции «Физическое воспитание на основе футбола» - 20 детей;
15 детей – оптимальная, 20 - допустимая;
г
руппы могут быть одновозрастные или разновозраст
ные, но не превышать разницы 1-
го года. Разделение детей по половой принадлежности не предусматривается.
Зачисление детей в группы дополнительного образования осуществляется в течение всего учебного года.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы: создание условий для расширения возможностей дополнительного образования дошкольников, обеспечение качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг, способствующих разностороннему развитию дошкольников.
Задачи:
1. Способствовать сохранению единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования.
2. Обеспечивать благоприятные условия для удовлетворения
потребности воспитанников в различных видах деятельности.
3. Создавать условия для социального, культурного, творческого и физического развития личности ребенка.
При формировании Программы использованы следующие принципы и подходы:
Принцип комфортности. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ребёнка ситуации успеха.
Систематичность. Все занятия происходят регулярно.
Вариативность.
Наглядность.
Доступность.
Закрепление навыков. Это выполнение упражнений на повторных
занятиях
и в домашних условиях.
Индивидуализация. И
ндивидуальный учёт способностей каждого ребё
нка.
Принцип сотрудничества с семьёй, в результате которого происходит комплексное воздействие детского сада и семьи на ребёнка, создаются благоприятные возможности для развития способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
1.3. Содержание Программы
Содержание Программы базируется на детских интересах и запросах родителей (законных представителей).
В программу могут вноситься коррективы, в соответствии с социальным заказом и возможностями МБДОУ.
По каждой направленности разработаны дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы платных образовательных услуг (далее ДООП).
Физкультурно - спортивная направленность:
ДООП «Физическое воспитание на основе футбола».
Целью Программы является достижение оптимальной двигательной активности с учетом интеграции образовательных областей, направленных на охрану и укрепление физического и психологического здоровья дошкольников.
Реализации этой цели будет способствовать решение следующих задач:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма дошкольников;
формирование у детей интереса к занятиям физической культурой с элементами футбола;
гармоничное физическое развитие через организацию занятий с использованием
приемов
(элементов) техники владения мячом в футболе;
применение интеграции образовательных областей, направленных на оптимальную двигательную активность дошкольников;
формировать представление о здоровом образе жизни, о спорте, об игре в футбол;
ознакомить с основными правилами и принципами игры;
накапливать и обогащать двигательный опыт детей (бег, бег с изменением направления и скорости, бег спиной
вперед
, бег приставными шагами, и т.д.);
формировать первоначальные представления и навыки выполнения технических элементов игры в футбол (ведение, остановка, удар, передача);
содействовать в развитии физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, сила, гибкость);
способствовать воспитанию активности, сознательности, морально-волевых качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и окружающим;
сформировать интерес и желание вести здоровый образ жизни.
Все темы занятий, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что даёт возможность ребёнку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы для обучения на спортивно-оздоровительном этапе юных футболистов. Учитывается режим учебно-тренировочной работы в неделю, из расчёта 32 недели (64 занятия) в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами этапов подготовки:
достижение воспитанниками физической подготовленности уровня здоровья обеспечивающего полноценную жизнедеятельностьгармонически развитой личности;
адаптация
организма к физическим
нагрузкам
в процессе
тренировки;
ознакомление с элементами футбола;
личностно-ориентированный подход в выборе наиболее подходящей вид спортивной деятельности
.
Примерное распределение программного материала по разделам программы
№ п\п
Разделы подготовки
Период обучения
32 недели
(2 занятия в неделю)
1.
Теоретическая подготовка
4
2.
Охрана труда и техника безопасности
2
3.
Общая физическая подготовка
28
4.
Специальная физическая подготовка
4
5.
Техническая подготовка
19
6.
Тактическая подготовка
3
7.
Соревновательная подготовка, контрольные нормативы
4
8
Всего часов
64
В разделе «Теоретическая подготовка» представлен материал, дающий начальные основы знаний о собственном организме, гигиенических требованиях на учебно–тренировочных занятиях, истории физической культуры и спорта, истории развития футбола в стране.
Раздел «Охрана труда и техника безопасности» знакомит занимающихся с основными правилами техники безопасности на учебно – тренировочных занятиях, спортивно - массовых мероприятиях, формирует навыки страховки и самостраховки.
Раздел «Общая физическая подготовка» содержит материал, реализация которого формирует у детей общую культуру движений, укрепляет здоровье, содействует развитию умений, развивает основные физические качества.
В разделе «Специальная физическая подготовка» представлен материал с учётом характера игровой деятельности, способствующий приобретению умений и эффективному их использованию в этой деятельности, развивающий кондиционные способности, а также всевозможные сочетания этих групп способностей у занимающихся не только при работе с мячом, но и без мяча.
Разделы «Техническая подготовка», «Тактическая подготовка» включают в своё содержание различные средства физической культуры направленные на формирование и развитие жизненно-важных двигательных навыков и умений. Специальные упражнения (индивидуальные, групповые и игровые упражнения с мячом) позволяют избирательно решать задачи обучения в отдельных элементах техники, их вариативности, различных связок и фрагментов игровой деятельности.
Раздел «Соревновательная подготовка» содержит то необходимое количество времени, в процессе которого, приобретается вся совокупность технических приемов в условиях комплексного проявления основных физических качеств и тактических действий. Участие в соревнованиях не должно быть определяющей формой работы.
Раздел «Контрольные нормативы» содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет тренеру определить степень усвоения учебного материала и уровень физического развития и подготовленности занимающихся.
ДООП «Обучение детей плаванию в бассейне в детском саду/ развивающие групповые занятия по плаванию в вечернее время»
Цель: Создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.
Задачи:
Оздоровительные:
содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку.
Образовательные:
формировать основные навыки плавания; развивать физические качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила и др.);
формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства.
Воспитательные:
воспитывать умения владеть своим телом в непривычной среде; потребность в дальнейших занятиях плаванием, стойких гигиенических навыков.
Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям освоить элементы плавания способами кроль на груди, кроль на спине. Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения на воде.
Примерное распределение программного материала по разделам программы
№
п\п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Свободное передвижение в воде
2
1
1
2
Погружения в воду
10
1
9
3
Скольжение на груди
10
___
10
4
Скольжение на спине
4
___
4
5
Обучение плаванию на груди при помощи рук, способом кроль в разных положениях.
12
1
11
6
Обучение плаванию при помощи движений рук и ног способом кроль на груди
12
1
11
7
Обучение плаванию при помощи движений ног способом кроль на груди, руки – брасс, дельфин (свободно).
6
___
6
Итого
56
4
52
Раздел «Свободное передвижение в воде»: учит свободно передвигаться в воде, использовать все виды ходьбы, бега, прыжков; учить делать руками гребковые движения, (пальцы плотно сжаты), выполнять руками круговые движения вперёд и назад.
Раздел «Погружение в воду»: учит свободно погружаться в воду, открывая при этом глаза и рассматривая предметы на дне, погружаться в воду, обхватывая колени и всплывать.
Разделы «Скольжение на груди и на спине»: учат детей ложиться на воду, задерживая дыхание, скользить на груди и спине. Отрабатывать движения ногами, как при плавании способом «Кроль». Учить скольжению с доской, работая ногами в стиле «Кроль», держа лицо на поверхности воды, в воде; выполнять скольжение без предметов на груди, с поворотом туловища.
Разделы «Обучение плаванию рук и ног способом кроль на груди, руки-брасс, дельфин»: учат скольжению на груди с задержкой дыхания: одна рука вытянута над головой, другая выполняет гребковые движения; скольжение на груди с выполнением вдоха-выдоха, работая одной рукой и ногам в стиле «Кроль»; скольжению на спине, руки прижаты к туловищу, затем, подняв их вверх, опустить на уровне плеч в воду и выполнить гребок; то же с работой ног; плаванию способом «Кроль» на груди с задержкой дыхания, плаванию способом «Кроль» на груди, ритмично дыша.
Социально - гуманитарная направленность:
ДООП «Диагностика, коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
Цель программы: создание благоприятных условий по развитию речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
Выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
Расширение словарного
запас
а
;
Формирование
интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений,
мелодики, темпа, ритма, тембра);
Формирование полноценных произносительных навыков.
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в речевом развитии. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
В возрасте 4-5 лет мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 8 месяцев обучения. Продолжительность занятия: 25-30 минут. Занятия проводятся группой или индивидуально.
Примерное распределение программного материала по разделам программы
№ п\п
Разделы подготовки
Период обучения
32 недели
(2 занятия в неделю)
1.
Обследование речи
2
2.
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков
14
3.
Формирование произносительных умений и навыков
30
4.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза
10
5.
Развитие связной речи на базе отдельно произносимых слов
8
8
Всего часов
64
1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения детьми Программы заключаются в следующем:
будет совершенствоваться познавательный интерес детей в различных образовательных областях;
будет сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми ДООП на основе собственных интересов и запроса родителей (законных представителей);
будут сформированы необходимые навыки в соответствии с направлениями деятельности, осваиваемыми воспитанниками по дополнительному образованию.
Каждая ДООП включает в себя планируемые результаты.
Название ДООП
Планируемые результаты
ДООП «Физическое воспитание на основе футбола».
Планируемые результаты освоения программы включают в себя развитие у ребёнка совокупности ценных личностных качеств: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, уважение к общепринятым нормам и правилам поведения, способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, развивать умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Планируемые результаты реализации программы у детей 3-4 лет
По итогам реализации программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности:
имеет представление о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, о личной гигиене и закаливании;
может объяснить действия и называние упражнений, пользы закаливания и занятий физической культурой;
умеет подбрасывать и ловить мяч;
умеет ходить по скамеечке;
имеет представление о названиях и правилах активных игр (невод, заморозка, паучки и т.д.).
Планируемые результаты реализации программы у детей 4-5 лет
ознакомлен с основными правилами игры в футбол;
умеет передавать мяч
партнеру
по воздуху на расстояние 2-3 метра и ловить его;
умеет подниматься и спускаться по лестнице;
умеет водить мяч
по
прямой.
Планируемые результаты реализации программы у детей 5-6 лет
имеет навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным
инвентарем
и оборудованием;
выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);
ознакомлены с основными элементами техники футбола:
техника передвижения: различные виды бега («змейкой»; беге изменением темпа по команде (ускорение, замедление); спиной
вперед
; со сменой направляющего; в колонне по одному с перестроением в пары по сигналу; с
препятствиями; в чередовании с другими движениями; обегая предметы и т.п.); различные виды прыжков, подскоки.
Техника владения мячом и основные способы выполнения упражнений:
2.1) Удар по неподвижному и движущемуся мячу по воротам, в стену с расстояния от 5 до 7м;
2.2) Остановка мяча;
2.3) Ведение мяча.
Планируемые результаты реализации программы у детей 6-7 лет
Дети ознакомлены с основными элементами техники футбола:
1) Техника владения мячом и основные способы выполнения упражнений:
1.1) Удар по неподвижному и движущемуся мячу правой и левой ногой (внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъема) по воротам, в стену с расстояния от 7 до 10 м;
1.2) Остановка мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой) катящегося на встречу;
1.3) Ведение мяча (средней и внешней частью подъема) только правой или только левой ногой по - прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнеров;
1.4) Обманные движения с места – движение влево, с уходом вправо и наоборот;
1.5) Отбор мяча (отбивание ногой в выпаде);
1.6) Вбрасывание мяча руками из-за боковой линии с места из положения ноги вместе, параллельного расположения ступней ног на дальность, и в коридор шириной 2м.
1.7) Ознакомление с тактикой игры в футбол по упрощённым правилам в ограниченных составах 1х1, 2х2, 3х3.
ДООП «Обучение детей плаванию в бассейне в детском саду/ развивающие групповые занятия по плаванию в вечернее время»
К концу реализации программы по обучению плаванию дети должны:
(от 3 до 4 лет)
Дети должны понимать:
- элементарные правила безопасного поведения в бассейне;
- названия плавательных упражнений;
- название плавательного инвентаря для обучения;
Дети должны уметь:
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- уметь опускать лицо в воду;
- выполнять выдох в воду при погружении лица;
- погружаться в воду с головой;
- принимать горизонтальное положение в воде.
(от 4 до 5 лет)
Дети должны понимать:
- элементарные правила безопасного поведения в бассейне;
- названия плавательных упражнений, способов плавания;
- название плавательного инвентаря для обучения.
Дети должны уметь:
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- выполнять погружение в воду с головой;
- выполнять выдох в воду при погружении лица;
- выполнять игровые упражнения в воде;
- передвигаться в воде стилем «Кроль»;
- выполнять скольжение на груди с опорой;
- выполнять скольжение на спине с опорой.
(от 5 до 6 лет)
Дети должны понимать:
- правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной безопасности на воде;
- значение плавания в системе закаливания организма и физического развития;
- названия плавательных упражнений, способов плавания;
- название плавательного инвентаря для обучения.
Дети должны уметь:
- выполнять упражнения на всплывание и расслабление;
- лежать на поверхности воды, на груди и на спине;
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- выполнять погружение в воду, задерживать дыхание;
- выполнять выдох в воду при погружении, подряд несколько вдохов и выдохов;
- выполнять скольжения на груди и на спине без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;
- выполнять перемещение с доской при помощи ног способом кроль на груди;
- выполнять скольжение с работой ног способом кроль на груди в согласовании с дыханием;
- выполнять игровые ситуации.
Дети должны уметь использовать приобретённые умения в повседневной жизни:
- выполнение правил поведения и мер безопасности в закрытых и открытых водоёмах;
- применение полученных умений в экстремальной ситуации.
(от 6 до 7 лет)
Дети должны понимать:
- правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены, значение плавания в системе закаливания организма, в физическом развитии и в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека;
- названия плавательных упражнений, способов плавания;
- название плавательного инвентаря для обучения;
- значение закаливающих процедур.
Дети должны уметь:
- выполнять упражнения на всплывание и расслабление;
- лежать на поверхности воды, на груди и на спине;
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- выполнять погружение в воду, задерживать дыхание;
- выполнять выдох в воду при погружении, подряд несколько вдохов и выдохов;
- выполнять скольжения на груди и на спине без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;
- выполнять перемещение с доской при помощи ног способом кроль на груди;
- выполнять скольжение с работой ног способом кроль на груди в согласовании с дыханием;
- выполнять игровые ситуации.
Дети должны уметь использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выполнение дыхательной гимнастики;
- соблюдение гигиенических требований;
- соблюдение правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
- выполнения правил поведения и мер безопасности на открытых водоёмах в различное время года;
- применение полученных умений в экстремальной ситуации.
ДООП «Диагностика, коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
К концу обучения воспитанник расширит представления об окружающей действительности; расширит словарный запас;
получит навыки диалогической и монологической речи;
получит навыки правильного звукопроизношения; овладеет навыкам согласования слов в предложении по падежу, роду, числу.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Учебный план
Содержание учебного плана прописывается в каждой программе отдельно. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Правильно рассчитать ежемесячное и полное количество часов курса обучения поможет следующая формула: количество занятий в неделю (1 или 2) х 4 недели (месячная норма) х количество месяцев (7 или 8).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Реализуемая дополнительная образовательная программа
Форма предоставления услуг
Объём образовательной услуги
(в соответствии с годовым календарным учебным графиком)
в неделю
в месяц
за весь период обучения
Срок освоения программы
«Физическое воспитание на основе футбола»
групповая
2
8
64
8 месяцев
«Обучение детей плаванию в бассейне в детском саду/ развивающие групповые занятия по плаванию в вечернее время»
групповая
2
8
56
7 месяцев
«Диагностика, коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
групповая/
индивидуальная
2
8
64
8 месяцев
2.2. Календарный учебный график
Учебный график реализации дополнительной образовательной программы
Наименование программы
«Физическое воспитание на основе футбола»
«Диагностика, коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
Развивающие групповые занятия по плаванию в вечернее время
Начало учебного года
03.10.2022
03.10.2022
03.10.2022
Окончание учебного года
31.05.2023
31.05.2023
28.04.2023
Первое полугодие
13 недель /
26 занятий
13 недель/
26 занятия
13 недель /
26 занятий
Второе полугодие
21 неделя /
38 занятий
21 неделя /
38 занятий
16 недель /
30 занятие
Количество занятий в неделю
2 раза
(понедельник, четверг)
2 раза
(понедельник, среда)
2 раза
(понедельник-пятница)
Продолжительность занятий
3-4 года – 15 минут
4-5 лет – 20 минут
5-6 лет – 25 минут
6-7 лет - 30 минут
Каникулы, праздничные (нерабочие) дни
День народного единства
Зимние каникулы
Новогодние праздники
День защитника Отечества
Международный женский день
День Весны и Труда
День Победы
04.11.2022
30.12.2022
31.12.2022-08.01.2023
23.02.2023 -24.02.2023
08.03.2023
01.05.2023
08.05.2023 - 09.05.2023
1 день
1 день
9 дней
2 дня
1 день
1 день
2 дня
Все изменения, вносимые в годовой календарный график, утверждаются приказом заведующего.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с расписанием и учебным планом, принятыми на педагогическом совете и утверждённые приказом заведующего.
2.3.Условия реализации Программы.
Образовательный процесс по Программе дополнительного образования дошкольников в МБДОУ организуется в соответствии с:
санитарно – эпидемиологическими нормами и правилами;
правилами пожарной безопасности;
требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
требованиями к материально- техническому обеспечению программы.
Материально- техническое обеспечение
ДООП «Физическое воспитание на основе футбола»
ДООП «Диагностика, коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
ДООП «Обучение детей плаванию в бассейне в детском саду/ развивающие групповые занятия по плаванию в вечернее время»
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения: помещение – спортивный зал, рабочая программа, дидактические карточки.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
с
тойки для обводки
о
бруч гимнастический
г
имнастическая стенка
г
имнастические скамейки
с
какалки
м
ячи футбольные
с
етки для мячей
т
ренировочные манишки
д
емонстрационные учебные пособия:
т
аблицы по технике игры в футбол
к
арточки «Подвижные игры с мячом»
Учебно-практическое оборудование:
мат гимнастический
Логопедический кабинет
музыкальный центр,
зеркало;
индивидуальные зеркала;
шкафы для пособий;
столы и стулья детские;
письменный стол для педагога;
компьютерное оборудование;
магнитная доска с набором дидактического материала;
оборудование для развития моторики;
учебно-наглядные пособия (картотеки, дидактические игры, наборы игрушек для инсценировки сказок и др.)
бассейн
плавательные доски 20 шт.
мячи резиновые разных
размеров 20 шт.
мячи надувные разных размеров 10 шт.
плавающие игрушки, предметы разных форм и размеров 10 шт.
тонущие игрушки 30 шт.
надувные круги разных размеров 10 шт.
нарукавники 15 пар.
ласты в ассортименте 12 пар.
калабашки
6 шт.
нудлы
12 шт.
разделительная дорожка 1 шт.
кольцо баскетбольное на надувной основе 1шт.
кольцо баскетбольное на
жесткой
плавательной основе 1шт.
спасательные надувные жилеты 10 шт.
дорожка массажная.
плакаты «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне»
иллюстрации с изображением водных видов спорта
картинки с изображением морских животных
картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания
фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания»
картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы
комплексы дыхательных упражнений
подборка стихов,
потешек
, загадок о воде, плавании.
Учебно-методическое обеспечение Программы
ДООП «Физическое воспитание на основе футбола»
ДООП «Диагностика, коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
ДООП «Обучение детей плаванию в бассейне в детском саду/ развивающие групповые занятия по плаванию в вечернее время»
Российский футбольный союз. Массовый футбол (дети не старше 12 лет). Организационно - методическое пособие для преподавателей урока физической культуры в общеобразовательных учреждениях и тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школах. (Рекомендовано к изданию Техническим комитетом РФС), Москва, 2015.
В.В. Варюшин, Р.Ю.
Лопачев
. Первые шаги в футболе. Методическое пособие.
Борис
Плон
. Новая школа в футбольной тренировке. М.: Олимпия-Человек, 2008.
А.В.
Лексаков
, М.М.
Полишкис
. Массовый футбол. Комплексы упражнений для тренировки юных футболистов 6-12 лет. Нижний Новгород, 2015.
Чарльз Тони. Футбол для детей. 101 тренировка для начинающего футболиста.
Москва
:Э
ксмо
, 2018.
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам
и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у
дошкольников с ОНР. - СПб.: «Детство-пресс», 2001. - 128 с.
2. Азова И.А. Альбом по автоматизации звуков. – М., 2017. – 31 с.
(Альбомы для автоматизации звуков с, сь, з, зь, ц, ч, щ, ш, ж, л, ль, р, рь)
3. Иншакова О.Б. Альбом для обследования речи. М., 2000.
4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.:
Просвещение, 1985.
5. Комарова Л.А. Автоматизация звука в игровых упражнениях. –
М., 2014. (Альбомы для автоматизации звуков с, сь, з, зь, ц, ч, щ, ш, ж, л, ль,
р, рь)
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. –М.: «Гном-Пресс»,
1998. -240 с.
7. Жукова Н.С. Уроки логопеда. . Исправление нарушений речи.- ЭКСМО,
Москва-2014, 114с.
11. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 448с.
8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - М, 1999. - 216 с.
9. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детство-ПРЕСС,
2000,- 32 с.
10. Ткаченко Т. А. Рабочая тетрадь. Правильно произносим звук. –
СПб: Детство-ПРЕСС, 2000.- 32 с.
11. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: Изд-во «Гном и
Д», 2001.- 112с.
12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием. Программа
и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М.: «Школьная Пресса»,
2002. - 32с.
1. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.
2. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-80 с.
3. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.
4. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М.: Айс-пресс, 2003. – 80 с.
5. Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 96с. (Растим детей здоровыми).
Кадровое обеспечение
№
Наименование дополнительной образовательной программы
ФИО
педагога
Уровень образования (какое образовательное учреждение окончил, год, специальность, квалификация по диплому)
1.
ДООП «Физическое воспитание на основе футбола»
тренер по футболу – внештатный работник
Высшее, БГПУ, 2006, физическая культура, педагог по физической культуре
2.
ДООП «Обучение детей плаванию в бассейне в детском саду/ развивающие групповые занятия по плаванию в вечернее время»
инструктор по плаванию, высшая квалификационная категория – штатный работник
Высшее, БГПУ, 2006, физическая культура, педагог по физической культуре
3.
ДООП «Диагностика, коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
первая квалификационная категория – штатный работник
Высшее, АГПУ,2016, бакалавр, специальное дефектологическое образование, логопедия
2.4. Формы аттестации
В рабочих Программах сформулированы требования к знаниям и умениям, формированию личностных качеств, которые должен приобрести воспитанник в процессе занятий. Описана система отслеживания и оценивания результатов обучения воспитанников; способы учета знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся (тесты, таблицы, выставки, конкурсы, фестивали). При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный промежуток времени.
Конечным результатом освоения Программы предполагается:
- участие детей в открытых мероприятиях (занятиях, соревнованиях, развлечениях, праздниках) на уровне учреждения;
- участие воспитанников и демонстрация их достижений в процессе конкурсной деятельности различного уровня;
- индивидуальные беседы с родителями по результатам оценки индивидуального развития дошкольников.
2.5. Оценочные материалы
№ п/п
Показатели
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Методы
1.Теоретическая подготовка
1.1.
Теоретические
знания (по основным
разделам
программы)
Соответствие
теоретических
умений и навыков ребенка программным
требованиям
Не сформированы, ребенок не овладел в достаточной степени знаниями и умениями, предусмотренных
программой
В стадии формирования ребенок усвоил знания и умения программы и справляется с
заданием с помощью
взрослого;
Сформированы, ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период и выполняет задания
Наблюдение, беседа, опрос
2.Практическая подготовка
2.1.
Практические
умения и навыки,
предусмотренные программой,
(по основным
разделам учебно-
тематического
плана программы)
Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям
Не сформированы, ребенок не овладел в достаточной степени знаниями и умениями,
предусмотренными
программой;
В стадии формирования ребенок усвоил знания и умения программы и справляется с заданием с помощью взрослого;
Сформированы, ребенок освоил практически весь объем знаний, программой, за конкретный период и выполняет задания
самостоятельно
Практические
задания
2.2
Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
Отсутствие
затруднений в использовании
специального
оборудования и оснащения
Не сформированы ребенок испытывает
серьезные затруднения при работе с оборудованием;
В стадии формирования работает с оборудованием с помощью педагога;
Сформированы, работает с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей.
Практические
задания
2.3.
Творческие
навыки
Креативность
в выполнении
практических
заданий
Начальный элементарный
уровень развития
креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
Репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания на основе образца);
Творческий уровень
(выполняет практические
задания с элементами
творчества)
Практические
задания
2.6. Методические материалы
ДООП «Физическое воспитание на основе футбола»
Методы обучения
Первоначальное обучение начинается с ознакомления. Используется сочетание методов показа, рассказа и практического упражнения.
Показ должен быть образцовым не только по форме. Важно при этом использовать оптимальное воспроизведение временных, пространственных и силовых характеристикдвижения. Особого внимания требуют последовательность выполнения фаз движения и соотношение их длительности, поскольку ритмическая структура служит ориентиром при освоении действий. После демонстрации изучаемого действия в рассказе дают его точное терминологическое наименование, сообщают сведения о значении и месте применения в игровых условиях, объясняют основы решения двигательной задачи. Поскольку вниманиеу начинающих неустойчиво и объем его невелик, рассказ должен быть чётким, кратким, образным. Повторный показ (не более 2-3 раз) сочетается с сопроводительным пояснением, что усиливает и углубляет восприятие. Формированию зрительного и смысловогопредставления способствует демонстрация изучаемого в формате обучающеговидеоролика. При этом важно ориентировать обучаемого на решение двигательнойзадачи, а не на копирование поз.
Для создания двигательных ощущений и представлений используют метод практического упражнения. Попытки воспроизведения изучаемого действия выполняют в относительно постоянных и упрощенных условиях. При обучении технике и тактикефутбола преимущественно используют метод целостного упражнения, так какрасчленение действий часто приводит к резкому искажению их структуры и содержания.
При обучении сложным действиям весьма полезны подводящие упражнения, которые помогают сформировать предварительные двигательные представления,необходимые для освоения изучаемого сложного действия. Как правило, подводящиеупражнения индивидуализированы.
Определяя меру повторения, следует учитывать, что новые координационно - сложные упражнения быстро вызывают у начинающих футболистов утомлениесоответствующих нервных центров. Поэтому на данном этапе наиболее эффективно серийное повторение упражнений: две-три серии по 8-12 повторений в каждой.
Интервалы между повторениями и сериями должны быть достаточными для отдыха. Их можно использовать также для необходимых замечаний и для повторного показаизучаемого действия.
Продолжительность этапа первоначального обучения зависит от сложности изучаемого действия, способностей и подготовленности занимающихся. Обычно изучениенового материала продолжается в течение 3-5 последующих занятий.
Начальное разучивание, как правило, сопровождается существенным отклонением от требований техники или оптимального варианта выполнения тактического действия. Поэтому очень важно быстро и правильно определить причины ошибок и предусмотреть пути их устранения.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации обучения и тренировки футболистов является тренировочное занятие. Оно строится в соответствии с дидактическими принципами и методическими закономерностями учебно-тренировочного процесса. К занятию предъявляются следующие основные требования:
Воздействие тренировочного занятия должно быть всесторонним - воспитательным, оздоровительным и специальным.
Содержание занятия должно отвечать конкретным задачам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня подготовленности и быть направлено на расширение круга знаний, умений и навыков.
В процессе занятия нужно применять разнообразные средства и методы обучения и совершенствования, что обусловлено постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов и адаптационными процессами.
Каждое отдельное занятие должно иметь неразрывную связь с предшествующими и последующими занятиями.
В зависимости от цели и задач в подготовке футболистов используют комплексные и тематические занятия.
Комплексные занятия направлены на одновременное решение нескольких задач подготовки: физической, технической и тактической. В тренировке юных футболистов преимущественно применяют комплексные занятия.
Тематические занятия связаны с углубленным овладением одной из сторон подготовки: физической, технической или тактической.
Организационной формой и методической основой проведения тренировки являются групповые и индивидуальные тренировочные занятия.
Групповые занятия проводятся с отдельной учебной группой или командой. Командный характер игры в футбол предусматривает повышенное требование к взаимодействию между игроками, необходимость решения коллективных задач. В связи с этим процесс обучения и воспитания более эффективен в групповых занятиях. Этому способствует индивидуализация заданий с учетом особенностей и подготовленности занимающихся.
В групповых занятиях занимающиеся выполняют задания при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном.
При фронтальном методе предлагается одно и то же задание, которое выполняется всеми одновременно. В подгруппах (например, защитников и нападающих) занимающиеся получают отдельные задания. При индивидуальном методе отдельные футболисты получают самостоятельные задания (например, вратарь).
Организация занятий фронтальным методом используется преимущественно в процессе обучения, так как позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся. При этом, однако, затрудняется индивидуальный подход. При тренировке в подгруппах и самостоятельно ограничены возможности контроля, но более эффективна индивидуализация.
В индивидуальных занятиях используются различные средства и методы тренировки с учётом индивидуальных особенностей футболиста. Цель тренировки - ускорение темпов совершенствования спортивного мастерства.
Структура занятия предусматривает три части: подготовительную, основную и заключительную.
В подготовительной части (разминке) происходит начальная организация занимающихся, объясняются задачи и кратко раскрывается содержание тренировочного занятия. Главная цель подготовительной части - функциональная подготовка организма к предстоящей основной деятельности, поэтому используемые средства по координационной структуре и характеру нагрузок должны соответствовать особенностям упражнении основой части. Продолжительность подготовительной части составляет около 15-20% общего времени.
Основная часть направлена на решение задач занятия, связанных с обучением техники и тактики, развитием специальных физическим качеств и т.д. При этом задачи формулируют конкретно с использованием общепринятой терминологии, а их количество не должно превышать двух-трех.
Заключительная часть занятия должна обеспечивать постепенное приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние,подводятся итоги, даются индивидуальные задания. На заключительную част отводится 5-10% общего времени.
ДООП «Обучение детей плаванию в бассейне в детском саду/ развивающие групповые занятия по плаванию в вечернее время»
Форма обучения - групповые занятие, численностью детей 10-15 человек. Формирование групп детей для занятий плаванием осуществляется на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей, состояния их здоровья и уровня освоения плавательных умений и навыков.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, т. к. в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть разной.
Занятие делится условно на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная и заключительная части проводятся на суше, основная - в воде. Каждая часть занятия имеет свои конкретные задачи, причем основная задача занятия решается именно в основной его части. Занятие строится таким образом, чтобы задачи подготовительной и заключительной частей были направлены на решение основной задачи занятия, подчинены ей. Например, основная задача занятия — изучение скольжений. Следовательно, материал подготовительной части должен содержать упражнения, способствующие освоению этого важнейшего элемента техники, подготавливать занимающихся к освоению скольжений — координационно, функционально, физически и т. д. Основой работы с дошкольниками является занятие с разной продолжительностью в зависимости от возрастной группы:
Младшая группа (3-4 года) - 15 мин
Средняя группа (4-5 года) - 20 мин
Старшая группа (5-6 лет) - 25 мин
Подготовительная группа (6-7 лет) - 30 мин
Подготовительная часть (3-10 мин). Построение занимающихся, перекличка, объяснение задач занятия в доступной форме, выполнение различных общеразвивающих и подготовительных упражнений (частично могут проводиться и в воде), знакомство с подвижными играми.
Основная часть (5-20 мин). Изучение нового материала и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, эстафет.
Заключительная часть (2-5 мин). Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Самостоятельное плавание с индивидуальной работой, т. е. самопроверка освоения материала занятия. Подведение итогов занятия.
Форма организации занятия по плаванию:
традиционная;
игровая;
тренировочная;
занятие, построенное на одном виде плавания;
игровая;
занятие с элементами синхронного плавания и
акв
а
-
аэробики;
контрольное занятие.
Методы обучения и воспитания
Словесные методы:
- описание
- объяснение упражнений
- пояснение
- распоряжение
- команда
- рассказ
- беседа
- название упражнений.
Наглядные методы:
- показ
- имитация
- звуковые и зрительные ориентиры
- использование наглядных пособий.
Практические методы:
- упражнения
- конкретные задания
- игровые приемы
- поддержка и помощь.
Приемы:
- объяснение
- показ
- пояснение
- повторение
- подражание
- соревнования (индивидуальные и командные)
- анализ и оценка выполнения движений
- проверка
- вопросы
Занятия в бассейне проходят в условиях повышенного шума, возникающего при выполнении движений в воде, затрудняется восприятие команд и указаний во время выполнения упражнений, в связи с чем применяется большое количество условных сигналов и жестов. Они могут не только заменить команды инструктора, но и внести уточнения в технику выполнения отдельных движений, дополнить объяснение, предупреждать и исправлять ошибки.
ДООП «Диагностика, коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
Формы организации образовательного процесса
Работа начинается с комплексного обследования речи и связанных с ней неречевых психических процессов детей старшего возраста. В процессе обследования выявляется объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставляет его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности. В соответствии с речевым статусом и учетом структуры речевого дефекта идет комплектование детей.
Непосредственно-образовательная деятельность (занятие) - одна из основных форм организации работы с детьми с речевой патологией при условии максимального использования игровых форм и приемов в рамках каждого занятия. Вид занятия: индивидуальный.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации коммуникативной деятельности. Виды игр: дидактическая.
Игровая ситуация – форма работы, направленная на приобретение ребенком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно.
Чтение – основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей.
Ситуации: ситуации общения и взаимодействия, игровые ситуации, проблемные ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи.
Мастерская – форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую деятельность.
Умственное экспериментирование – осуществляется только в мысленном плане (в уме). Оно осуществляется с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций.
Беседы, загадки, рассказывание, разговор.
Викторины и конкурсы – своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей.
Методы:
методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры,
соревнования, состязания и др.);
м
етоды создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражне
ния, образовательные ситуации);
м
етоды, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение,
наблюдение и др.);
и
нформационно-рецептивный метод – предъявление информации, организация действий
ребенка
с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы лог
опеда или детей, чтение);
р
епродуктивный метод–создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца логопеда, беседа, составления рассказов с опорой на предметную или предметно
-схематическую модель);
э
вристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение
представлений в новых условиях);
и
сследовательский метод – составление и предъявление проблемных ситуаций и опытов (творческие задания, опыты).
Особенности организации образовательного процесса
Предлагаемая программа исправления нарушения произношения характеризуется следующими особенностями:
При постановке любого звука работа начинается с воспроизведения отдельных элементов артикуляции данного звука;
Вместо обычного, слитного, произношения вводится длительное произношение ставящегося звука, а в упражнениях на слова также слоговое их произнесение, что позволяет выделить артикуляцией нужный звук и облегчает в целом затруднительное на первом этапе произношение;
Упорядочены тренировочные упражнения некоторых видов работ с целью упрощения и более строгого соблюдения постепенности перехода от простого к более
сложному
. Например, вначале произносятся слова, в которых ставящийся звук находится только в ударном слоге, а затем и более трудные для произнесения слова. Звуки в прямых и обратных слогах автоматизируются раздельно.
Программа коррекции звукопроизношения направлена на преодоление у детей речевых нарушений путем проведения индивидуальных занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 25-30 минут. Количество часов рассчитанных на постановку и автоматизацию отдельных звуков: 1 час в неделю – 8 часов в месяц, от 2 месяцев до 8 месяцев, длительность периода коррекционной работы будет зависеть от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия и заинтересованности родителей в этой работе.
2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания через:
- открытые занятия
- проведение соревнований, праздников и показательных выступлений;
- участие в конкурсах, выставках;
- разработка рекомендаций, информационных писем по направлениям дополнительных программ; представление презентаций (отчетов) о проделанной работе на сайте МБДОУ.
2.8. Список литературы:
ДООП «Физическое воспитание на основе футбола»
1. Российский футбольный союз. Массовый футбол (дети не старше 12 лет). Организационно - методическое пособие для преподавателей урока физической культуры в общеобразовательных учреждениях и тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школах. (Рекомендовано к изданию Техническим комитетом РФС), Москва, 2015.
2. В.В. Варюшин, Р.Ю. Лопачев. Первые шаги в футболе. Методическое пособие.
3. Борис Плон. Новая школа в футбольной тренировке. М.: Олимпия-Человек, 2008.
4. А.В. Лексаков, М.М. Полишкис. Массовый футбол. Комплексы упражнений для тренировки юных футболистов 6-12 лет. Нижний Новгород, 2015.
5. Чарльз Тони. Футбол для детей. 101 тренировка для начинающего футболиста. Москва:Эксмо, 2018.
ДООП «Обучение детей плаванию в бассейне в детском саду/ развивающие групповые занятия по плаванию в вечернее время»
Осокина Т. И., Тимофеева Е. А.,
Богина
Т. Л
.
Обучение плаванию в детском саду.
-М
., Просвещение, 1991 г.
Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду
..
М.: Детство-пресс, 2003 г.
Рыбак М. Раз, два, три плыви.- М.,
Аркти-Кудиц
, 2010 г.
Пищикова
Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста.
-М
., 2008 г.
Большакова И. А. Маленький дельфин: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений /
И.А.Большакова
. - М.:
Аркти-Кудиц
, 2005. – 24 с.
Булгакова И. Ж. Познакомьтесь – плавание /
И.Ж.Булгакова
. - М.:
Ас
т
-
астрель
, 2002. – 160 с.
Протченко
Т. А., Семенов Ю. А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников [Текст]: методическое пособие / Т. А.
Протченко
, Ю
.
А.Семенов
. – М.: Айрис - дидактика, 2003. – 80 с.
Соколова Н. Г. Плавание и здоровье малыша [Текст] / Н.
Г.Соколова
, - Р-н-Д.: Феникс, 2007. – 157с.
Чеменева
А. А.,
Столмакова
Т. В.. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. — Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2011.
ДООП «Диагностика, коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «Детство-пресс», 2001. - 128 с.
2. Азова И.А. Альбом по автоматизации звуков. – М., 2017. – 31 с. (Альбомы для автоматизации звуков с, сь, з, зь, ц, ч, щ, ш, ж, л, ль, р, рь)
3. Иншакова О.Б. Альбом для обследования речи. М., 2000.
4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
5. Комарова Л.А. Автоматизация звука в игровых упражнениях. – М., 2014. (Альбомы для автоматизации звуков с, сь, з, зь, ц, ч, щ, ш, ж, л, ль, р, рь)
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. –М.: «Гном-Пресс», 1998. -240 с.
7. Жукова Н.С. Уроки логопеда. . Исправление нарушений речи.- ЭКСМО,
Москва-2014, 114с.
11. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 448с.
8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - М, 1999. - 216 с.
9. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2000,- 32 с.
10. Ткаченко Т. А. Рабочая тетрадь. Правильно произносим звук. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2000.- 32 с.
11. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001.- 112с.
12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М.: «Школьная Пресса» 2002. - 32с.
2.9. Контроль за качеством реализации Программы
Контроль за качеством оказания платных образовательных услуг осуществляется лицами, назначенными по приказу и в соответствии с планом контроля. Ежегодно проводится анкетирование родителей (законных представителей) по выявлению потребностей в платных дополнительных образовательных услугах.
направление контроля
дата
ответственный
Наличие пакета документов на начало нового учебного года по дополнительным услугам
сентябрь
Заведующий
Качество и полнота информации о дополнительных платных образовательных услугах для потребителей на информационных стендах и сайте МБДОУ
октябрь
Заведующий
Создание условий для охраны жизни и здоровья детей
постоянно
Заведующий
Старший воспитатель
Организация и проведение занятий
1 раз в месяц
Старший воспитатель
Ведение табеля посещаемости занятий детьми
1 раз в месяц
Старший воспитатель
Личные дела воспитанников
ноябрь, апрель
Заведующий
Сохранение контингента обучающихся
февраль
Заведующий
Старший воспитатель
Изучение и обеспечение удовлетворённости Заказчиков дополнительных платных образовательных услуг их качеством
май
Заведующий
Старший воспитатель
2.10. Лист изменений и дополнений
№ п/п
Содержание изменений, дополнений
Реквизиты документа