Дополнительная образовательная программа "Семейные ценности" | Ирина Викторовна Куликова. Работа №342040
Дополнительная образовательная программа "Семейные ценности". Цель программы. Формирование активной позиции родителей, как участников образовательного процесса, создание системы сотрудничества школы с семьей, повышение психолого-педагогической компетентности родителей,развитие скмкйых ценностей у летей,повышение имиджа школы и увеличение контингента учащихся.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА МУЖЕСТВА АЛЕКСАНДРА КАШИРИНА
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Семейные ценности»
Куликова И.В., учитель начальных классов.
2023г.
1. Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Семья выступает:
В
роли
субъекта
воспитательного
процесса,
Влияя
на
формирование
личности
ребёнка,
его
образовательных
потребностей,
Социального
заказчика
образовательных
услуг,
определяющего
цель
деятельности
учреждения
и
педагогов.
Указом
Президента
РФ
Владимиром
Владимировичем Путиным 2024 год объявлен Годом семьи. В Год семьи особое
внимание направлено на сохранение традиционных семейных ценностей. К ним
относятся
любовь,
верность,
уважение,
взаимопонимание
и
поддержка.
Эти
ценности
являются
основой
крепкой
и
счастливой
семьи.
Программа курса внеурочной деятельности «Семейные ценности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Семейные ценности» для уровня начального общего образования составляют следующие документы:
Федеральный
закон
от
29.12.2012
N.
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»;
Стратегия
развития
воспитания
в
Российской
Федерации
на период
до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от
29.05.2015
№
996-p;
Концепция
государственной
семейной
политики
в
Российской
Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской
Федерации
от
25
августа
2014
г.
№
1618-p;
Концепция демографической политики Российской Федерации на период
до
2025
года,
утвержденная
Указом
Президента
Российской
Федерации
от
09.10.2007
У.
1351;
Приказ
Министерства
просвещения
РФ
от
31
мая
2021
г.
№
286
“Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования”
2
№
413
(ред.
от
29.06.2017);
Указ
Президента
Российской
Федерации
от
22.11.2023
№
875
"О
проведении
в
Российской
Федерации
Года
семьи";
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России.
Ведущая идея программы курса «Семейные ценности» - ребенок формируется как личность, когда осознает себя в роли полноценного члена семьи, гражданина государства, строителя собственного будущего.
Направление программы курса: духовно-нравственное.
Православная культура по содержанию является учебно-познавательной; по
функциональному предназначению - культурологической;
Программа «Семейные ценности» рассчитана на 4 года.
Цель программы. Формирование активной позиции родителей, как участников образовательного процесса, создание системы сотрудничества школы с семьей. повышение психолого-педагогической компетентности родителей, развитие семейных ценностей у детей, повышение имиджа школы.
Задачи программы:
Стимулировать
родителей
и
учащихся
к
эффективному
взаимодействию,
привлечение
к
совместному
управлению
школой.
используя
различные
направления
совместной
деятельности;
Вовлечь
родителей
в
образовательную
и
внеурочную
деятельность
своих
детей;
Использовать
как
новые,
так
и традиционные
формы,
и
методы
работы
с
семьей;
Формировать
позитивное
отношение
родителей
и
учащихся
к
школе;
Организовать
творческую,
спортивную
деятельность
родителей
через
участие
в
совместных
мероприятиях;
Организация
социально-психологического
обучения
родителей.
Принципы:
первоочередного
права
родителей
на
воспитание
детей
(родители
в
первую
очередь
несут
ответственность
за
развитие,
здоровье
и
благополучие
своих
детей);
достоверности
информации
(сообщаемая
информация
должна
опираться
на
научные
(медицинские,
психологические,
педагогические,
физиологические,
юридические
и
др.
факты);
практикоориентированности
информации
(информация,
рекомендованная
родителям,
должна
быть
практикоориентированной
,
доступной
для
использования
в
жизни);
взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения
педагогов
с
родителями
учащихся,
а
также
конструктивный
поиск
решения
возникающих
проблем
воспитания
детей);
развития
(личности,
системы
отношений
личности,
процессов
жизнедеятельности);
гуманизации отношений и
общения;
системности
воспитательных
воздействий
на
ребёнка;
преемственности
семьи
и
школы
в
становлении
социокультурного
опыта
ребёнка;
сотрудничества
по
созданию
образа
Человека.
Программа направлена также на пропаганду лучшего опыта духовно- нравственного семейного воспитания, укрепление престижа многопоколенного института семьи.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В ходе реализации программы «Семейные ценности» будут обеспечены следующие факторы и показатели:
проявление
у
родителей
интереса
к
содержанию
образовательного
процесса;
повышение
родительской
духовно-нравственной
компетенции;
мотивация
родителей
к
решению
детско-родительских
проблем;
возникновение
дискуссий,
диспутов
по
инициативе
родителей;
увеличение
количества
вопросов
к
педагогам,
касающихся
личности
ребенка
и
его
внутреннего
мира;
размышление
родителей
о
правильности
использования
тех
или
иных
методов
воспитания;
повышение активности родителей, при анализе педагогических и социальных
ситуаций,
решение
задач
и
обсуждение
дискуссионных
вопросов.
повышение
творческой
активности
семьи;
стремление
родителей
участвовать
в
улучшении
и
модернизации
оздоровительно-образовательного
пространства
ребенка.
Самостоятельный поиск понятий и смыслов христианской культуры семьи
;
Развитие у детей мотивации к
познанию духовных
законов межличностных отношений;
Культура семьи в свете христианских заповедей и добродетелей;
О православном учении о смысле жизни;
О христианско-
мировозренческих
основаниях классической культуры;
Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта.
Формой оценки результативности и эффективности данной программы является анализ эффективности проведенных мероприятий (апрель-май). Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, используются:
Анкетирование и опросы родителей на предмет удовлетворенности качеством
услуг
образовательного
учреждения;
Оценочные
листы;
Экспресс-диагностика;
Отзывы
о
проведенных
мероприятиях
(рефлексия);
Собеседование
с
детьми;
Журнал
учета
активности
родителей;
Самоанализ
педагога.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации
и
видов
деятельности
Программа внеурочной деятельности «Семейные ценности» реализуется
по 4 ценностно-содержательным линиям, представляющим основные сферы семейного благополучия: «Мир профессий и увлечений», «Здоровье», «Духовно- нравственная культура», «Досуг».
«Мир профессий и увлечений». В данной ценностно-содержательной линии рассматривается ценность труда - как основа жизни и благополучия человека и семьи в обществе. Родители знакомят учащихся с многообразным миром профессий.
«Здоровье». Основополагающим ядром данной ценностно- содержательной линии является здоровье человека и членов семьи, включающее физическое, психологическое и социально-нравственное здоровье. Организация родителями оздоровительных мероприятий для детей.
«Духовно-нравственная культура». Данная ценностно-содержательная линия программы способствует удовлетворению различных духовных потребностей всех членов семьи, которая позволяет не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов. Родители совместно с детьми участвуют в организации духовно- нравственных мероприятий в урочное и внеурочное время.
«Досуг». Данная ценностно-содержательная линия несёт реабилитирующую функцию. Активно воздействует на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентирует на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей для укрепления и сплочения семьи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ 4 ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛА
№
раздела
ТЕМА
Кол-во часов
1.
Мир профессий и увлечений
8
2.
Здоровье
8
3.
Духовно-нравственная культура
8
4
Досуг
8
Итого
32
Тематическое
планирование
По каждому из 4 направлений - сфер семейного благополучия в течение учебного года проводятся по 8 мероприятий с использованием проектных технологий с участием учащихся и их семей.
Общее количество – 32 часа, в т.ч. в год – 8 часов.
№ п/п
Раздел/тема
Колич
ество часов
Предполагаемая форма проведения
1 класс (8 ч)
1
Мир профессий и увлечений. Профессии моей семьи
2
Ролевая игра «Делу время – потехе час», мастер-класс «Все профессии нужны, все
профессии важны»
2
Здоровье. Движение
2
Спартакиада «Без движенья - ни
минутки», «Папа. Мама. Я – спортивная семья»
3
Духовно-нравственная культура
Родительское собрание совместно с учащимися.
Тема. Дружба и ссоры в детском коллективе.
Тема. Путь к здоровью
ребёнка лежит через стрессоустойчивость семьи. Православное учение о личности и о семье.
2
Театрализация библейских сюжетов
«Как был спасен новорожденный Моисей»
«Моисей и Аарон приходят к фараону»
Самая главная заповедь. Семья как путь спасения.
4
Досуг.
Мастер-класс для родителей по организации досуга детей в свободное время и на семейных
праздниках.
2
Инсценировка библейских сюжетов «Переход Красного моря»
Игры: «Снежный ком», «Узел
дружбы». Организованный выезд на каток.
2 класс (8 ч)
5
Мир профессий и увлечений. Профессии,
связанные с землей
2
Школа садового дизайна
«Уголок моего сада», «От хобби к профессии»
6
Здоровье. Здоровое питание.
Укрепляем здоровье -
2
Кулинарный фестиваль
здорового питания «Встречаем гостей», мастер-класс
играя
«Укрепляем здоровье – играя»
7
Духовно-нравственная культура. Смирение, кротость
Родительское собрание совместно с учащимися.
Тема. Послушание –основа воспитания. Тема. Как я
общаюсь с ребёнком. Православная молитва.О значении слова.О Вреде сквернословия.
2
Театрализация библейских сюжетов:
«Маленький мальчик служит Богу»
«Как одна девочка помогает знатному вельможе»
8
Досуг.
Мастер-класс для родителей по организации досуга детей в свободное время и на семейных праздниках. Праздник Рождества Христова.
2
Психологический практикум
«Не надо больше ссориться …» Театрализация библейских сюжетов:
«Самый сильный человек». Игры: «На что похоже настроение», «Близнецы»,
«Бумажный человечек».
Экскурсия в археологический музей «Горгиппия»
3 класс (8 ч)
9
Мир профессий и увлечений. Профессия для души
2
Творческая мастерская
«Любимое дело - путь к
профессии», «Все работы хороши – выбирай на вкус»
10
Здоровье. Уклад семейного быта
2
Мастерская ценностных ориентаций «Мой дом - моя крепость», круглый стол
«Здоровый образ жизни в нашей
семье»
11
Духовно-нравственная культура. Традиции семьи Родительские собрания совместно с учащимися.
Тема. Семейные традиции, их роль в воспитании личности ребёнка.
Тема. Семейные ценности
в современном обществе.
2
Театрализация библейских сюжетов:
«К Марии приходит ангел»,
«Иисус рождается в хлеву».
12
Досуг.
2
Театрализация библейских
Мастер-класс для родителей по организации досуга детей в свободное время и на семейных праздниках.
сюжетов:
«Люди, которых ведет звезда». Игры: «Игра по станциям»,
«Найди клад», «Юный Иисус в храме». Экскурсия в краеведческий музей.
4 класс (8 ч)
13
Мир профессий и увлечений. Профессии для
людей
2
Праздник ума и добра
«Профессия учитель в моей семье», «Профессия на букву…»
14
Здоровье. Здоровый образ жизни
2
Живая газета «Как мы здорово живем», семейная гостиная
«Правильное питание – залог
здоровья»
15
Духовно-нравственная культура. Самореализация в творчестве
Родительские собрания совместно с учащимися.
Тема. Развитие творческих способностей у ребёнка.
Тема. Родители – это
кладезь творческого потенциала.
2
Театрализация библейских сюжетов:
«Юный Иисус в храме»
«Иоанн крестит Иисуса»
16
Досуг.
Мастер-класс для родителей по организации досуга детей в свободное время и на семейных праздниках.
2
Психологический практикум
«Учимся понимать и прощать друг друга» Театрализация библейских сюжетов:
«Иисус кормит множество людей»
Игры: квест «Преодолей препятствия», «Мир моих интересов». Совместный поход в
театр.
Итого
32ч
При подготовке и проведении могут использоваться различные средства и методы:
наблюдение
за
трудом
взрослых
в
семье;
этические
беседы
на
основе
прочитанных
художественных
произведений,
впечатлений,
полученных
в
ходе
наблюдений,
экскурсий;
знакомство
с
историей семейного
рода,
города,
края,
страны
на
основе
фото
и
видеоматериалов
из
личных
архивов
семей;
обращение
к опыту
ребенка;
дидактические,
сюжетно-ролевые
игры;
привлечение
детей
к
помощи
взрослым
в
их
общественно-полезной
деятельности;
опора
на
нравственный
опыт
ребенка,
положительный
пример
родителей,
литературных
героев;
использование
содержания
повседневных
наблюдений
и
связанной
с
ними
активной
деятельности
детей
как
основы
содержания
последующих
занятий;
привлечение
детей
и
семей
в
целом
к
творчеству,
спорту,
участию
в
общественно-значимых
событиях
школы.
Основные
формы
проведения
мероприятий:
беседы;
ролевые
и
дидактические
игры;
литературно-музыкальные
и
поэтические
композиции;
инсценированные
представления;
тренинг;
мозговой
штурм;
устные
журналы.
Обобщенной формой подведения результатов реализации программы является ежегодный традиционный семейный конкурс, приуроченный к Всемирному Дню семьи «Секреты семейного счастья», «Счастливы вместе».
Список литературы
Абрамов
А.
П.
Современные
и
традиционные
семейные
ценности
межпоколенного
взаимодействия в России и Китае / А. П. Абрамов, Ц.
Лю
//
Социологические
исследования.
–
2022.
Антоненко С. Семья – основа бытия: [о семье и семейных ценностях] /
Cергей
Антоненко
//
Наука
и
религия.
–
2020.
Варивода
Н.
В.
Особенности
семейно-бытовой
культуры
казачек
Северного Кавказа в условиях военного времени во второй половине
ХVIII-Х1Х вв. / Н. В.
Варивода
//
Социально□гуманитарные
знания. –
2021.
Габзов
Т.
С.
Одна
из
разновидностей
брака
у
некоторых
горских
народов Северного Кавказа: основания для заключения / Т. С.
Габзов
//
Гражданин
и
право.
–
2021.
Гурко
Т.А.
Эволюция
и
трансформация
института
брака:
анализ
эмпирических
индикаторов
//
Социологические
исследования.
–
2021.
Жукова
З.П.
Совместная
деятельность
классного
руководителя
и
семьи
// Начальная школа. – 2012.
Заикина
О.
А.
Оценка
потребностей
в
социальной
защите
семей
с
детьми: обобщение результатов социологического исследования / О. А.
Заикина
//
Социально-гуманитарные
знания.
–
2023.
Куликова
Т.А.
Семейная
педагогика
и
домашнее
воспитание.
–
М.:
«Академия», 2015. – 232 с.
Марьясис
Е.Д.
«Будущие
мужья,
будущие
жены»:
статья.
«Начальная
школа»,
№1
2016.
Разов
П. В. Молодая семья в современном российском социуме. Образ
и
качество
жизни:
монография
/
П.
В.
Разов
,
И.
В.
Преснякова
-Осипова,
С.
А.
Юшкова.
–
Москва:
ИНФРАМ,
2022.
Трансформация института семьи в ХХI веке: библиографический
список/ Нац. б-ка
Респ
. Адыгея,
информ
.-
библиогр
. отд.; сост. Ю. И.
Соскова;
отв.
за
вып
.
Б.
А.
Кикова
.
–
Майкоп,
2023.
Цветкова
С.Л.
Умные
игры
для
родителей.
Тренинговые
игры
и
упражнения
для родительских
собраний
Умные игры для родителей
Тренинговые игры и упражнения для родительских собраний
Не ошибусь, если скажу, что работа с родителями - одно из труднейших направлений в работе учителя, так как требует разносторонней подготовки. Нужно быть не только грамотным специалистом, но и очень тонким психологом, чтобы найти путь, достучаться до каждого родителя. Так как от умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку зависит и эффективность воспитательной работы учителя.
Еще В.А. Сухомлинский говорил, что воспитание и развитие будет
продвигаться успешно, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу.
Каждому педагогу хочется видеть родителей учеников своими единомышленниками.
Как же «настроить» родителей на положительное общение? Как показать им, что вы - их друг и помощник.
Очень важно использовать в своей работе разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества родителей и учителя. Это как традиционные формы работы, так и нетрадиционные. (Приложение 1)
Все эти формы и методы должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Но какой бы способ общения Вы не выбирали, самым первым и наиболее больным - является родительское собрание.
Родительское собрание в любом классе очень волнительно как для учителя, так и для родителя.
«Опять это родительское собрание!» Именно так воспринимают новость о предстоящем родительском собрании в классе большинство родителей, да и педагогов тоже.
Ведь самое неблагодарное дело учить взрослого человека, со своим богатым жизненным опытом, своими ценностями и принципами. «Кто ты такая, чтобы меня учить, почему я должен что-то тебе объяснять, в теории у вас все красиво говорится, но в жизни все не так», думает родитель, глядя на учительницу.
И чтобы не дай бог, не нарушить психологическую безопасность, не поставить себя в неловкое положение, учителя избегают каких-либо активных форм работы с родителями во время собрания и превращают его в информационные сообщения о том, кто как учится, что будет проводиться и что мы должны сделать в классе.
Так постепенно интерес угасает, и в школу родителя уже не тянет.
Как же сделать так, чтобы уставший и хмурый родитель, по воле судьбы оказавшийся на собрании в классе, не только не усугубил свое
состояние, но и вышел с него с чем-то другим, с какими-то другими мыслями, вопросами относительно взаимоотношений в семье, отношения с ребенком, собственной родительской позиции.
Что делать? Как вернуть интерес? Как сделать родителей активными участниками собрания?
На помощь придут игры и игровые ситуации, которые можно
провести на родительских собраниях. Они помогут родителям более непринужденно выполнять сложное задание. Ведь взрослые любят играть не меньше детей.
Игра, тренинговое упражнение имеет определенные преимущества перед другими формами работы.
Во-первых, игра снижает эмоциональное напряжение, что уже очень важно для дальнейшего диалога.
Во-вторых, педагог оказывается в роли соучастника процесса, а не авторитетного взрослого и выводы делают сами родители, а не педагог, что существенно повышает уровень ответственности за собственные выводы.
В-третьих, игра дает возможность участникам проявить свои личностные особенности в обезличенном формате, как будто это говорится не про меня лично, а про «такого» родителя;
В–четвертых, такие мероприятия хорошо мотивируют на дальнейшую индивидуальную работу с психологом тех, родителей, которые на собрании лишь наблюдают и не решаются проявлять активность в силу своей нерешительности и скромности.
Игры можно использовать для избегания монотонности или при необходимости коррекции возникшей поведенческой проблемы.
А если еще в ходе игры участники получают возможность задуматься над сложными вопросами воспитания и взаимоотношения с детьми, сделают какие-то выводы, начнут анализировать поведение участников во время игры, рассуждать, это ли не главная цель нашего с родителями взаимодействия. Значит и воспитательная роль мероприятия значительно возрастет.
Однако, это не означает, что игрой можно заполнить все время родительского собрания. Теоретический и рекомендательный материал все равно подать необходимо.
Хочу познакомить Вас с некоторыми игровыми ситуациями которые позволят превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников происходящего.
Все игры и игровые ситуации можно сгруппировать для использования на определенном этапе родительского собрания (мотивационном, диагностическом, основном – при изучении теоретической информации и отработке практических навыков, а также заключительном – рефлексивном).
ИГРЫ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ
Игры
–
знакомства
«КОМПЛИМЕНТЫ»
(хорошо использовать на первом родительском собрании в 1 классе или при первом знакомстве с родителями).
Стоя в кругу, родители берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.
Упражнение проводится по кругу.
«РАССКАЖИ О СЕБЕ В ТРЕХ СЛОВАХ»
Каждый участник называет три слова, которые, по его мнению, лучше всего и наиболее полно его характеризуют.
«ЛЕПЕСТКИ»
Цель: это прекрасное упражнение, способствующее расслаблению и повышающее уверенность в себе. Кроме того, каждый может получить массу личных впечатлений от других членов группы.
Материалы: Заготовленные бланки для каждого участника (с пустыми лепестками) и большой лист ватмана, на котором изображен цветок с заполненными лепестками.
Этапы работы: Участники делают в своих бланках записи по темам, указанным в образце. Работают молча. Через десять минут можно пройти по комнате, показать остальным свой «цветок» и поговорить о том, что написано в каждом лепестке. Следите за тем, чтобы участники не задерживались и через 2-3 минуты переходили к следующему партнеру. После того как каждый поговорит со всеми, происходит короткий обмен мнениями в кругу.
Лепестки:
Три
вещи,
которые
мне
нравятся
Три
вещи,
которые
мне
не
нравятся
Человек,
которым
я
восхищаюсь
Три
места,
где
я жил
Что
бы
я
хотел
сделать
Чем
я
горжусь
«ЗНАКОМСТВО»
Сидящие в кругу участники по очереди называют свое имя и какое- либо слово, начинающееся на ту же букву, что и имя, которое, по их мнению, наиболее удачно их характеризует. Например, Татьяна - томная, Сергей - серьезный.
Каждый последующий участник повторяет то, что было сказано предыдущими участниками и добавляет свое.
Если кто-то из участников забыл или перепутал звучавшие ранее имя или слово, игра начинается сначала и продолжается до тех пор, пока все не смогут справиться с заданием.
Игры
для
снятия
эмоционального
напряжения,
усталости
от
трудного
рабочего
дня
«ТРИ ЗЕРКАЛА»
(для снятия эмоционального напряжения, усталости от трудного рабочего дня)
Предложить родителям в первом зеркале нарисовать себя маленькими и испуганными, во втором - большими и веселыми, в третьем - счастливыми. (Зеркалами послужили обыкновенные листочки белой бумаги, овальной или круглой формы).
Спросили у родителей:
В
какое
зеркало
чаще
всего
хочется
смотреться?
В
каком зеркале
вы
более
симпатичны?
На
кого вы
больше
всего
похожи
в
том
или
ином
зеркале?
«МЯЧ РАДОСТИ»
Родители становятся в круг. Педагог говорит:
— У меня сегодня радостное настроение, и я хочу им с вами поделиться. Вытяните вперёд руки, поверните их ладонями вверх, и наш
«мяч радости» будет катиться по ним, даря вам моё радостное настроение.
Главное правило: нельзя уронить мяч или перебросить его, он должен именно катиться.
«ХЛОПКИ»
Участники встают в круг. По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок, ни больше, ни меньше. Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды.
Игры
на
формирование
коллектива
родителей
(Такие игры развивают доверие, способствуют сплочению коллектива).
МЫ С ТОБОЙ ОДНА СЕМЬЯ
Участники встают, выполняют действия на слова ведущего:
Вместе мы одна семья: я, ты, он, она. Вместе нам грустить нельзя.
(на эти слова участники идут по кругу) Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Вместе мы одна семья,
Вместе нам скучать нельзя. Ущипни соседа справа, Ущипни соседа слева.
Вместе мы одна семья,
Вместе нам скучать нельзя. Поцелуй соседа справа, Поцелуй соседа слева…
ДАВАЙТЕ ПОРАДУЕМСЯ
Давайте порадуемся солнцу и
птицам,
Поднимают руки вверх.
А также порадуемся улыбчивым
лицам.
Улыбаются друг другу.
И всем, кто живет на этой планете,
Разводят руками.
«Доброе утро!» скажем мы вместе
Берутся за руки
«Доброе утро!» — маме и папе.
Выполняют махи сцепленными руками
вперед-назад.
«Доброе утро!» — останется с нами.
Игры
на
определение
лидерства
В организационный период группы необходимо выявить лидеров, чтобы в дальнейшем облегчить выборы органов родительского самоуправления.
СДЕЛАЙ ШАГ ВПЕРЕД
Играющие становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но не всем, а только 5 из всех стоящих. Затем только 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры - организаторы и эмоциональные лидеры сразу хорошо выявляются.
Игра «БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ»
Предлагается, чтобы играющие представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома.
Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования.
Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи».
Более никаких установок не даётся, игроки должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной.
Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству люди. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи».
Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
«КАРАБАС»
Цель: выявление лидера в группе, сплочение участников.
Необходимые материалы: не требуются.
Ход упражнения. Для проведения игры все рассаживают в круг, вместе с ними садится педагог, который предлагает условия игры:
«Уважаемые родители, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».
В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре6ят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу
«счастливых». Безынициативной является та группа, которая не встает вообще.
Игры-размышления,
проблемные
ситуации
СКОРАЯ ПОМОЩЬ
Родители, работая в группах, разрабатывают всевозможные приемы профилактики и коррекционного воздействия на ребенка с той или иной проблемой.
«РОМАШКА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ».
(Звучит спокойная музыка).
Уважаемые мамы и папы! Перед вами находится цветок ромашка, на лепестках которой написаны самые разнообразные чувства: позитивные и негативные, которые может испытывать человек.
После того, как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Подумайте и возьмите тот лепесток, на котором написано «чувство», которое вас переполняет более всего уже
длительный период времени. Родители выбирают «чувство», обдумывают свой выбор, называют его, обосновывая, чем оно вызвано.
Обработка полученных результатов. Задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.
ИГРА "БУМАЖНЫЙ САМОЛЕТИК"
Под руководством психолога сделать бумажный самолетик.
Положите
его
носом
вправо,
на
крыле
нарисуйте
солнце
с
7 лучами.
Напишите
на
лучах
те
слова, которые
вы
хотели
бы
пустить
странствовать
по
нашему
классу.
Можете
ли
вы
назвать
2
одинаковых
самолетика?
Почему?
ВЫВОД: мы - взрослые люди – при одинаковых условиях делаем все по – разному. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого - то или чего - то хуже, или лучше. Есть ДРУГОЕ! Запуск самолетиков.
УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"
Возьмите чистый лист бумаги формата А4 (желательно для рисования или черчения, чтобы был более плотным, обычный для принтера тоже подойдет) и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.
Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!" "Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д.
После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Как-то так: ругнули - завернули, ругнули - завернули...
Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.
Если пофантазировать, то, как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек? У меня получилось, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие.
Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули…
И понаблюдайте в процессе вот за чем:
Что
вам
легче было
делать:
ругать
или
поддерживать?
Когда
вы
были
более
находчивы
и
разнообразны
в
словах
и
выражениях?
Хватило
ли
у
вас
хороших
слов,
чтобы
развернуть
человечка
полностью?
Каким
в
итоге
получился
человечек?
Чем
отличается
от
первоначального
состояния
(до
скручивания)?
На
какие
действия
теперь
способен
ваш
человечек?
КАРУСЕЛЬ ПРОБЛЕМ
Все участники родительского собрания делятся на группы. Общая проблема разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа. Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению.
Ролевая игра «УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА»:
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли ученика, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там учительница ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала:
«Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.».
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:
«ребенок»
злится,
дерзит,
очень
эмоционально
протестует,
приводит
различные
аргументы
своей
правоты
и
т.д.;
«отец»
демонстрирует
авторитарный
стиль
поведения
(давление
на
ребенка,
крик,
угрозы и
т.п.);
«мать»
принимает
роль
гиперопекающего
родителя
(постоянно
оправдывает
ребенка,
ругается
из-за
него
с
мужем;
обвиняет
учителей
в
несправедливости
и
т.п.);
«бабушка»
демонстрирует
хаотический,
непоследовательный
стиль
поведения
(в
замешательстве;
боясь
остаться
в
немилости
у
сына
или
у
снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не
может
точно
сформулировать суть проблемы
и свои
советы,
и
т.п.).
Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.
РЕФЛЕКСИЯ:
Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:
Что
вы
чувствуете
сейчас?
Что
вы
чувствовали,
исполняя
свою
роль?
Какие
выводы
вы
для
себя
сделали?
«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «В детстве можно…» Если кто-то из игроков не согласен, подает
звуковой сигнал (хлопает в ладоши). Предлагается другой вариант. После того, как все участники высказались, ведущий предлагает продолжить предложение: «В детстве нельзя…» Игра проводится аналогично.
«НАПИШИТЕ ЛЕВОЙ РУКОЙ»
Педагог предлагает родителям выполнить задание: написать левой рукой, если ведущая правая, фразу: «Мы любим своего ребенка» Затем предлагается проанализировать, какие ощущения возникли во время выполнения упражнения, анализируется трудность выполнения упражнения и сравнивается с несформированными навыками ребенка, как трудно учиться новому.
Ролевая игра «МАШИНКА»
Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества.
Оборудование: комплект из 3 листочков одинакового цвета
(количество комплектов – цветов равно количеству команд).
Описание и ход игры: участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий -
«водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед. После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и
«водителя».
Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик?
Выводы: труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть, не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину».
УПРАЖНЕНИЕ "СТАКАНЫ"
Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка
Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли.
Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них — это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.
Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.
Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.
В третий стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.
Вывод: так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только
«грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.
«МЯЧ В КОЛЬЦЕ»
Для данного упражнения потребуется резиновое кольцо небольших размеров (например, ручной эспандер), мячик, который может уместиться на данном кольце. К кольцу привязаны несколько веревочек длиной примерно 1 метр. Вся эта конструкция ставится на пол посередине зала, приглашается один желающий. После того, как определен основной участник, ему предлагается приподнять кольцо с мячом над полом, держась только одной рукой за конец только одной веревки. При этом ему разрешается делать все что угодно, только не нарушать главное условие «держать одной рукой одну веревку»
Очень скоро участник понимает, что в одиночку это сделать невозможно, но не сразу догадывается о возможности попросить помощи у других участников, ведь условия игры разрешают сделать это. Когда вокруг кольца оказывается несколько человек по числу веревочек, участникам удается справиться с заданием при условии, если все будут действовать в одном темпе, на одном уровне, подстраиваясь под всех, не перетягивая инициативу на себя.
Во время обсуждения участники должны сами догадаться, о чем это упражнение.
Вывод: если мячик — это ребенок, то воспитать его правильно, дать ему уверенность можно, только если взрослые будут действовать сообща, придерживаться единых принципов, подходов и ценностей воспитания, помогать друг другу и опираться на других специалистов, если что-то кажется непреодолимым. Не стоит оставаться один на один в затруднительной ситуации. В качестве веревочек можно рассматривать как членов одной семьи, ели речь идет о семейном воспитании, так и взаимодействие разных специалистов, если речь идет о ресурсах для решения какой-либо проблемы. В ходе этого упражнения очень хорошо проявляются лидерские, авторитарные, демократические качества участников и их зависимость от результата выполнения задания.
Использование метафор
(мотивационный этап родительского собрания)
Чтобы замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их можно с успехом применять метафору.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор, предложенный педагогом- психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках» газеты
«Школьный психолог». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Вот несколько примеров:
Рисунок
–
метафора
«Губка»
(затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)
Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае
– принципу воспитания на основе личного примера взрослого.
Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках», родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.
В своей же работе я использую этот прием несколько по-иному – с самого начала стараюсь активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.
Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):
Что
изображено
на
картинке?
Губка
(
родители
).
Давайте
попробуем
перечислить
качественные
характеристики
этого
предмета.
Какое
характерно
для
нее
свойство?
Она
хорошо
впитывает
жидкость
(
родители
).
Давайте
представим
себе,
что
произойдет
с
губкой,
если
она
впитает
жидкость
синего
цвета?
Как
это
повлияет
на
нее?
Губка
станет
синего
цвета
(
родители
).
А
если
мы
вольем в
губку
красную
жидкость?
Губка
станет
красной
(
родители
).
А
если
мы
одновременно
вольем в
губку
жидкости
разных
цветов?
Губка
станет
непонятного, неопределенного
цвета
(
родители
).
В
начале
обсуждения
мы
с
вами
определили,
что
особенностью
губки
является
способность
к
впитыванию.
А
как
вы
думаете,
от
какого
слова
происходит слово
«воспитание»?
Родители
высказывают
собственные
предположения.
Слово
«воспитание»
образовано
от
слов
«питание»,
«впитывание».
Я
не
зря
обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в
детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него
родители.
Можно
долго
убеждать
ребенка,
что
курить
вредно,
наказывать
его
за
вредную
привычку.
Это
бессмысленно,
если он
видит,
с
каким
наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие
окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
Можете
ли
вы
сейчас
назвать
один
из
главнейших
принципов
воспитания
детей?
Родители
высказываются.
Конечно
же,
это
принцип
–
воспитание
собственным
примером.
Рисунки-метафоры
«Замок»
и
«Ключи»
(затрагиваемая
проблема
–
необходимость
в
индивидуальном
подходе
к
ребенку,
в
знаниях
психологических
закономерностей
детского
развития;
методы
воспитания).
Сопроводительный текст:
Посмотрите
на
предложенный
рисунок
(демонстрируется
замок)
и
скажите,
что
на
нем
изображено.
Замок
(родители).
Правильно,
замок.
Какой
это
замок?
Замок -
как
замок. Самый
обычный. Железный. Закрытый
и
т.д. (родители).
Но
только
замок
закрыт. Что
же
нужно
для того, чтобы
открыть
этот
замок?
Ключ
(родители).
Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым
ли
ключом
можно
открыть
предложенный
замок?
Нет
(родители).
- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.
Замок
–
это
ребенок,
а
ключи
–
методы
воздействия
на
ребенка,
методы
воспитания,
формы
и приемы
взаимодействия
с
ним
(родители).
Для
того,
чтобы
ребенок
открылся
нам,
необходимо
правильно
подобрать
тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?
Да,
возможно
(родители).
Конечно
же,
возможно.
Например,
с
помощью,
ножовки,
лома,
топора,
хитроумной
отмычки.
Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка.
То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.
Рисунок-метафора
«Яйцо»
(затрагиваемая
проблема
–
возрастной
кризис,
например
кризис
3-х
лет).
Для
того,
чтобы
лучше
понять,
почему
же
наступает
кризис
3-х
лет
я
предлагаю представить цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как вы
думаете, как он чувствует себя в скорлупе?
Безопасно ли
ему? Хватает ли
ему
питательных
веществ?
Скорее, да.
Но,
несмотря
на
это,
в
определенный
момент
цыпленок
разрушает
скорлупу,
чтоб
выбраться
наружу.
Почему,
как
вы
думаете?
Иначе
он
просто
задохнулся
бы
под
ней.
Закончились
питательные
вещества,
он
растет
и
т.д.
Правильно!
Постоянная
опека
родителей
для
ребенка
–
это
такая
же
скорлупа.
Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима.
Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту.
Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие. Что и проявляется в кризисе 3-х лет.
Рисунки-метафоры
«Лебедь,
рак
и
щука»
и
«Тройка
лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
Рисунок-метафора
"РЕКА
И
БЕРЕГА"
"Мне нравится сравнивать ребенка с рекой - веселой, стремительной и бурной или глубокой и медленной. Она плывет себе куда ей вздумается, движется свободно и непринужденно. И каждое движение реки определяет ее русло, берега, которые мы называем родителями. Они всегда будто впереди, определяют основное направление ее движения. Если родители имеют свои устойчивые ценностные установки, знают как воспитывать ребенка,
понимают, что важно для него, — это берега прочные и надежные. Тогда и река чувствует себя защищенной и более уверенной.
Где вы видели такие берега, которые давили на реку или заставляли ее течь в другую сторону? Она протекает свободно, в соответствии со своей природой, а берега лишь несколько направляют ее движение. Река, не имеющая берегов, растекается, постепенно превращается в болото. Так и ребенок, который не чувствует поддержки, разумного контроля со стороны родителей, не имеет жизненных ориентиров, четкого самосознания своих истинных желаний и потребностей, из-за чего попадает под чужое влияние или давление окружения.
Дети подражают своим родителям. Они как бы отражают их поведение, манеру общения, усваивают именно те ценности, те главные жизненные принципы, которые исповедует их семья. Поэтому ошибаются те родители, которые уверены, что ребенок будет делать так, «как я говорю». На самом деле она будет делать так, «как я делаю». Поэтому родителям важно быть последовательными в мыслях, убеждениях и действиях.
Легко и комфортно быть берегом, когда ребенок послушный,
«удобный», понимает сказанное с полуслова, скажете вы. А если ребенок все же доставляет хлопоты, заставляет волноваться и плакать, а то и просто отравляет жизнь своими выходками? Как быть, если на него все жалуются: воспитатели, родственники, соседи? Когда учительница танцев намекает, что лучше не водить ребенка на занятия - мол, других детей отвлекает смехом и надоедает всякими выходками. А что делать с угрюмыми, неконтактными, неразговорчивыми детьми, которые на десять вопросов отвечают одним непонятным бормотанием или возгласом, пряча от вас глаза?
Взрослые думают над различными вопросами, не ставя перед собой главного: «А люблю ли я своего ребенка?»
Рисунок-метафора
«Рюкзак»
(затрагиваемая
проблема
–
подготовка
ребенка
к
школе).
******
Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, можно использовать текст известной восточной
притчи «Все оставляет свой след»:
«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.
Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю. Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».
ПРИТЧА "ДЕТИ И РЕКА"
(использование в начале выступления по любому психопрофилактическому направлению)
Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?"- спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить".
ПРИТЧА «Два маленьких мальчика»
Родительская поддержка - вещь нетленная, ведь она живёт в сердце детей даже после того, как родители ушли в мир иной. Она как бы поселяется в сердцах навсегда, и греет своим теплом уже взрослых людей в самых тяжёлых жизненных ситуациях. О том, как наличие или отсутствие родительской поддержки могут повлиять на судьбу ребёнка, и будут две истории в этой притче.
Учительница сидела на берегу моря, отдыхая после долгой экскурсии. Она ела сандвич и наблюдала за тем, что происходит на пляже. Два маленьких мальчика, около 6 лет, играли вместе. Они бегали вокруг, смеялись и сейчас, немного устав от этого, уселись рядышком, неподалеку от нее, и начали разговаривать.
Возможно, они только что познакомились (дети легко знакомятся на каникулах).
Наконец один сказал другому:
— Кем ты хочешь стать, когда ты вырастешь? Я хочу быть нейрохирургом.
— Черт. Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Знаешь, я не очень умный.
Ветер унес их разговор. А учительница задумалась о том, где второй мальчик почерпнул такую веру в ограниченность собственных возможностей. Возможно, от другого учителя! Или от родителей. Ему шесть лет, и если он не изменит свое мнение, или кто-нибудь другой не поможет ему изменить
свою точку зрения, это окажет отрицательное влияние на его жизнь, ограничив его веру в собственные возможности, сковывая его потенциал.
Убеждения не являются истиной. Они конструируются окружением, которое организует наше поведение. Каждый из нас действует, как если бы эти убеждения были истинными. И по этим причинам все наши убеждения подтверждаются и становятся «истинными» по принципу самоисполняющегося пророчества, вне зависимости от того, ограничивают они или открывают новые возможности.
Не мене эффективны обсуждение Мудрых изречении философов, цитаты писателей. (Приложение 3)
Подведение итогов - рефлексивный этап родительского собрания
В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, можно использовать
Упражнение «Портфельчик с полезностями»
Перед своим выступлением раздаю каждому пришедшему на родительское собрание, так называемый, «Портфельчик» (Приложение 7), и предлагаю заполнить его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми и т.д.
По окончании родительского собрания акцентирую внимание на том, чем наполнился «Портфельчик» в ходе нашей встречи, а также призываю не останавливаться на достигнутом и продолжать пополнять его дальше.
Клубок вопросов (переделать)
В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников. Вопросов должно быть больше, чем участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем должен передать клубок дальше. И так до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы.
Упражнение «Свободный микрофон»
В руках ведущего микрофон. Тот из зала, в чьи руки попадет микрофон, коротко, в течение 30 секунд
а) высказывает свою точку зрения по тому или иному вопросу, делится своими воспоминаниями, своим опытом и т.д.;
б) вспоминает факт из своего детства, который нанес стресс, заставил страдать и мучиться и т.д.
В конце собрания родителям раздаются памятки или материал по воспитанию, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации.
******
Использование разнообразных форм работы даст определенные результаты:
будет
способствовать
повышению
внимания
родителей
к
переживаниям
ребенка,
повысится
уровень
воспитательно
-образовательной
деятельности
родителей,
что
способствует
развитию
их
творческой инициативы.
родители
из
«зрителей»
и
«наблюдателей»
станут
активными
участниками
встреч
и
помощниками
учителя,
будет
создана
атмосфера
взаимоуважения.
Семья и школа – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Цветкова
С.Л.
Умные
игры
для
родителей.
Тренинговые
игры
и
упражнения
для родительских
собраний
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ЦЕННОСТИ»
Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая на них, Вы сможете осмыслить традиции и ценности Вашей семьи.
№
Вопрос
Ответ
1.
Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?
2.
Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки
и дедушки, родители, другие родственники?
3.
Хранят в Вашей Семье фотографии?
Есть ли семейный альбом?
4.
Есть ли у Вас семейные реликвии?
5.
Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них
самые любимые?
6.
Какие религиозные праздники отмечаете?
7.
Приняты ли совместные обеды, ужины?
8.
Как у Вас организован отдых для детей во время домашнего семейного отдыха?
Закончите предложения:
9.
Семья – это…
10.
Семейные ценности – это.
Спасибо за сотрудничество!