ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТИКО - МАСТЕРА» | Савина Наталья Александровна. Работа №354487
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ТИКО - МАСТЕРА»
для детей 3-4 лет
срок реализации программы : 1 год
Составил: Савина Наталья Александровна
ПДО
2024-2025г.
Пояснительная записка
Образовательная программа «ТИКО-мастера» имеет научно-познавательную направленность и разработана в ходе проведения опытно-экспериментальной работы по теме «Разработка модели образовательной технологии работы с конструктором «ТИКО», направленной на содействие развития конструктивного мышления детей дошкольного возраста». В процессе проведения опытно- экспериментальной работы в течении двух лет программа «ТИКО-мастера» прошла апробацию. После апробации в программу были внесены изменения:
- увеличено количество часов, отведённое для работы в модуле «Объёмное моделирование» на каждом году обучения;
- добавлены темы «Периметр», «Объём».
В ходе составления программы «ТИКО-мастера» использована литература:
- В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду», раздел № 8 - «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» (конструирование из готовых геометрических форм), раздел № 9 – «Первые шаги в математику» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010;
- М.С. Аромштам, О.В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также в соответствии с требованиями СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от
19.10.06 № 06-1616. Программа реализуется на занятиях кружка «ТИКО-мастера» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 396».
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям дошкольника.
Цель данной программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.
Задачи программы:
Обучающие
ü формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Развивающие
ü расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
ü развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
ü развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
ü развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
ü создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Воспитывающие
ü формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
· обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
· изучение и конструирование различных видов многоугольников;
· обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
· обучение различным видам конструирования.
· знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов.
Развивающие
· развитие комбинаторных способностей;
· совершенствование навыков классификации;
· развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
Воспитывающие
· воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
· выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
· изучение и конструирование предметов окружающего мира, на основе различных видов многогранников;
· исследование «объема» многогранников.
Развивающие
· формирование целостного восприятия предмета;
· развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме. Воспитывающие
· развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в качестве основной содержательной базы в программе предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области геометрии. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования у дошкольников пространственного и логического мышления. Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования (М.А. Васильева
«Программа воспитания и обучения в детском саду», «Развитие» разработана сотрудниками учебного центра Л. А. Венгера., «Радуга» научный руководитель программы Е.В, Соловьева) содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается на моделировании из бумаги, картона или природного материала. Программа «ТИКО-мастера» обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 3 - 4 лет.
Сроки реализации программы - 1 года 2 раза в неделю, 72 занятия в год.
Формы и режим занятий. Содержание занятий ориентировано на
добровольные одновозрастные группы детей: 3 – 4 года – наполняемость до 8 человек;
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Продолжительность занятий:
3 – 4 года – 15 минут;
Ожидаемый результат: 1 год обучения (3 – 4 года)
По окончании дети должны знать:
· основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
· понятия «один» - «много»;
· числа от 1 до 3.
По окончании дети должны уметь:
· сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству;
· ориентироваться в свойствах: большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий - желтый – зеленый;
· считать и сравнивать числа от 1 до 3;
· ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, -под, -в, - на, -за, -перед;
· конструировать плоские фигуры по образцу, по схеме.
Способами определения результативности программы являются:
· Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно- педагогического наблюдения.
· Выставки детских работ, организуемые в группах после проведённых занятия.
· Участие в городском и областном конкурсах «ТИКО-изобретений», участие в городских выставках.
· Творческий отчёт руководителя на педсовете.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
Название темы
Всего часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
1
Плоскостное
моделирование
63
31.5
31.5
1.1
Исследование форм и
свойств многоугольников
9
4.5
4.5
1.2
Сравнение
9
4.5
4.5
1.3
Классификация
(по одному свойству)
9
4.5
4.5
1.4
Выявление закономерностей.
Чередование фигур по
цвету
9
4.5
4.5
1.5
Пространственное
ориентирование
9
4.5
4.5
1.6
Выделение части и
целого
9
4.5
4.5
1.7
Тематическое
моделирование
9
4.5
4.5
2
Объемное
моделирование
9
4.5
4.5
2.1
Различение плоских и
объемных конструкций
9
4.5
4.5
Итого
72
36
36
Содержание деятельности
1 год обучения
Модуль «Плоскостное моделирование»
1.1 Исследование форм и свойств многоугольников – 9 ч.
Теория:
I часть (логика) - Понятия «треугольник», «разные», «одинаковые», «вверх»,
«вниз», «посередине».
II часть (окружающий мир) – Знакомство с конструктором ТИКО.
Практическое задание:
I часть (логика) - Поиск треугольников в «геометрическом лесу» для конструирования «морковки».
Логическое задание «Отгадай фигуру» (приложение № 1).
II часть (окружающий мир) – Конструирование по схеме: морковка для Зайчонка (карточка – с. 1) [3].
Материалы: конструктор ТИКО.
1.2 Сравнение – 9 ч.
Теория:
I часть (логика) - Сравнение геометрических фигур по цвету.
II часть (окружающий мир) - Домашние животные – друзья человека.
Практическое задание:
I часть (логика) - Поиск фигур заданного цвета для конструирования «светофора». Сопоставление фигур с предметами окружающего мира аналогичного цвета.
Слуховой диктант «Светофор» (приложение № 2).
II часть (окружающий мир) - Конструирование по образцу: собака – друг Зайчонка ТИКО.
Материалы: конструктор ТИКО.
1.3 Классификация (по одному свойству) – 9 ч.
Теория:
I часть (логика) - Классификация геометрических фигур по одному свойству.
II часть (окружающий мир) - Транспорт: водный транспорт.
Практическое задание:
I часть (логика) - Поиск фигур заданного цвета - игра «Угощение друзей» (приложение № 1) . Слуховой диктант «Дом с трубой» (см. приложение № 2).
II часть (окружающий мир) - Конструирование по образцу: лодка (технологическая карта № 3) [4].
Материалы: конструктор ТИКО.
1.4 Выявление закономерностей. Чередование фигур по цвету – 9 ч. Теория:
I часть (логика) - Чередование геометрических фигур по цвету (1 – 2 цвета).
II часть (окружающий мир) - Зимние забавы.
Практическое задание:
I часть (логика) - Выделение множеств – «квадраты», «красные», «синий»,
«белый». Конструирование дорожки из квадратов двух цветов с помощью чередования.
II часть (окружающий мир) - Конструирование по схеме: снеговик
(карточка – с. 13) [3].
Материалы: конструктор ТИКО.
1.5 Пространственное ориентирование – 9 ч.
Теория:
I часть (логика) - Ориентирование на плоскости. Понятия «над», «под», «сбоку»,
«вверх», «вниз».
II часть (окружающий мир) - Птицы – друзья леса.
Практическое задание:
I часть (логика) - Логическое задание «Расположите фигуры в пространстве» (приложение № 1) . Диктант для конструирования «Ракета» (см. приложение № 2).
II часть (окружающий мир) - Конструирование по схеме: птица (карточка – с. 14) [3].
Материалы: конструктор ТИКО.
1.6 Выделение части и целого - 9 ч.
Теория:
I часть (логика) - Выделение частей и целого. Понятия - «целое», «часть».
II часть (окружающий мир) - Военная техника: подводная.
Практическое задание:
I часть (логика) - Конструирование большого квадрата («целого») из четырех маленьких квадратов («из частей»).
II часть (окружающий мир) - Конструирование по схеме: подводная лодка
(карточка – с. 23) [3].
Материалы: конструктор ТИКО.
1.7 Тематическое конструирование – 9 ч.
Теория:
Тематическая беседа «Весна: рыбы». Интеллектуальная игра «Угадай рыбку!»
Практическое задание:
Конструирование по схеме: рыбка (карточка – с. 28) [3].
Конструирование по образцу: водоем для рыбки (технологическая карта № 15) [4].
Материалы: конструктор ТИКО.
Модуль «Объемное моделирование»
2 .1 Различение плоских и объемных конструкций – 9 ч.
Теория:
I часть (логика) Понятия: «объем», «куб».
II часть (окружающий мир) - Летние развлечения: пикник на природе.
Практическое задание:
I часть (логика) - Поиск предметов кубической формы. Сравнение квадрата и куба.
II часть (окружающий мир) - Конструирование по образцу: посуда - чашка и блюдце (технологические карты № 24, 25) [4]. Рекомендация: постройте с детьми фигуру «чашки» кубической формы («открытый» куб).
Материалы: конструктор ТИКО.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наглядно-методические материалы:
Приложение № 1. Логические игры и задания. Приложение № 2. Слуховые диктанты.
Приложение № 3. Логические задания на замещение геометрических фигур. Приложение № 4. Карточки с контурными схемами.
Материально-техническое оснащение занятий:
· Столы – 5 штук;
· Стулья – 10 штук;
· Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука;
· Конструктор ТИКО – 15 наборов;
· Цветные карандаши – 15 коробок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
2. М.С. Аромштам, О.В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
3. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
4. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
5. И.В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
6. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
Соцсеть «Педагоги.Онлайн» - профиль «ТИКО-конструирование»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ТИКО - МАСТЕРА»
для детей 3-4 лет
срок реализации программы : 1 год
Составил: Савина Наталья Александровна
ПДО
2024-2025г.
Пояснительная записка
Образовательная программа «ТИКО-мастера» имеет научно-познавательную направленность и разработана в ходе проведения опытно-экспериментальной работы по теме «Разработка модели образовательной технологии работы с конструктором «ТИКО», направленной на содействие развития конструктивного мышления детей дошкольного возраста». В процессе проведения опытно- экспериментальной работы в течении двух лет программа «ТИКО-мастера» прошла апробацию. После апробации в программу были внесены изменения:
увеличено количество часов, отведённое для работы в модуле «Объёмное моделирование» на каждом году обучения;
добавлены
темы
«Периметр»,
«Объём».
В ходе составления программы «ТИКО-мастера» использована литература:
В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду», раздел № 8 - «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» (конструирование из готовых геометрических форм), раздел № 9 – «Первые шаги в математику» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010;
М.С.
Аромштам
,
О.В.
Баранова.
Пространственная
геометрия
для
малышей. Приключения Ластика и
Скрепочки
. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также в соответствии с требованиями СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от
19.10.06 № 06-1616. Программа реализуется на занятиях кружка «ТИКО-мастера» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 396».
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям дошкольника.
Цель данной программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.
Задачи программы:
Обучающие
формирование
представлений
о
плоскостных
и
объёмных
геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Развивающие
расширение
кругозора
об
окружающем
мире,
обогащение
эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления,
речи)
и
приемов
умственной
деятельности
(анализ,
синтез, сравнение, классификация и обобщение);
развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование,
планирование,
контроль,
коррекция
и
оценка
действий
и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
развитие
сенсомоторных
процессов
(глазомера,
руки
и
прочих)
через формирование практических умений;
создание
условий
для
творческой
самореализации
и
формирования
мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие
формирование
представлений
о гармоничном
единстве
мира
и
о месте
в
нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
обучение
анализу
логических
закономерностей
и
умению
делать
правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
изучение
и
конструирование
различных
видов
многоугольников;
обучение
планированию
процесса
создания
собственной
модели
и совместного проекта;
обучение
различным
видам
конструирования.
знакомство
с
симметрией,
конструирование
узоров
и
орнаментов.
Развивающие
развитие
комбинаторных
способностей;
совершенствование
навыков
классификации;
развитие
умения мысленно
разделить
предмет
на
составные
части
и
собрать
из частей целое.
Воспитывающие
воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой
работе,
уважительного
отношения
к
человеку-творцу,
умения сотрудничать с другими людьми.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
выделение
многогранников
из
предметной
среды
окружающего
мира;
изучение
и
конструирование
предметов
окружающего
мира,
на
основе различных видов многогранников;
исследование
«объема»
многогранников.
Развивающие
формирование
целостного
восприятия
предмета;
развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному
замыслу,
по предложенной
или
свободно
выбранной
теме.
Воспитывающие
развитие
умения
сотрудничать,
договариваться
друг
с
другом
в
процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в качестве основной содержательной базы в программе предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области геометрии. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования у дошкольников пространственного и логического мышления. Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования (М.А. Васильева
«Программа воспитания и обучения в детском саду», «Развитие» разработана сотрудниками учебного центра Л. А. Венгера., «Радуга» научный руководитель программы Е.В, Соловьева) содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается на моделировании из бумаги, картона или природного материала. Программа «ТИКО-мастера» обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 3 - 4 лет.
Сроки реализации программы - 1 года 2 раза в неделю, 72 занятия в год.
Формы и режим занятий. Содержание занятий ориентировано на
добровольные одновозрастные группы детей: 3 – 4 года – наполняемость до 8 человек;
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Продолжительность занятий:
3 – 4 года – 15 минут;
Ожидаемый результат: 1 год обучения (3 – 4 года)
По окончании дети должны знать:
основные
геометрические
фигуры
(квадрат,
круг,
треугольник);
понятия
«один»
-
«много»;
числа
от 1
до
3.
По окончании дети должны уметь:
сравнивать
и
классифицировать
фигуры
по
одному
свойству;
ориентироваться
в
свойствах:
большой
-
маленький,
высокий
-
низкий,
широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий - желтый – зеленый;
считать
и
сравнивать
числа
от
1
до
3;
ориентироваться
в
понятиях
«вверх»,
«вниз»,
«сбоку»,
а
также
– над,
-под,
-в,
- на, -за, -перед;
конструировать
плоские
фигуры
по
образцу,
по
схеме.
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно- педагогического наблюдения.
Выставки
детских
работ,
организуемые
в
группах
после
проведённых
занятия.
Участие в городском
и областном конкурсах «ТИКО-изобретений», участие в городских выставках.
Творческий
отчёт
руководителя
на
педсовете.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
Название темы
Всего часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
1
Плоскостное
моделирование
63
31.5
31.5
1.1
Исследование форм и
свойств многоугольников
9
4.5
4.5
1.2
Сравнение
9
4.5
4.5
1.3
Классификация
(по одному свойству)
9
4.5
4.5
1.4
Выявление закономерностей.
Чередование фигур по
цвету
9
4.5
4.5
1.5
Пространственное
ориентирование
9
4.5
4.5
1.6
Выделение части и
целого
9
4.5
4.5
1.7
Тематическое
моделирование
9
4.5
4.5
2
Объемное
моделирование
9
4.5
4.5
2.1
Различение плоских и
объемных конструкций
9
4.5
4.5
Итого
72
36
36
Содержание деятельности
год
обучения
Модуль «Плоскостное моделирование»
Исследование
форм
и
свойств
многоугольников
–
9
ч.
Теория:
I часть (логика) - Понятия «треугольник», «разные», «одинаковые», «вверх»,
«вниз», «посередине».
II часть (окружающий мир) – Знакомство с конструктором ТИКО.
Практическое задание:
I часть (логика) - Поиск треугольников в «геометрическом лесу» для конструирования «морковки».
Логическое задание «Отгадай фигуру» (приложение № 1).
II часть (окружающий мир) – Конструирование по схеме: морковка для Зайчонка (карточка – с. 1) [3].
Материалы: конструктор ТИКО.
Сравнение
–
9
ч.
Теория:
I часть (логика) - Сравнение геометрических фигур по цвету.
II часть (окружающий мир) - Домашние животные – друзья человека.
Практическое задание:
I часть (логика) - Поиск фигур заданного цвета для конструирования «светофора». Сопоставление фигур с предметами окружающего мира аналогичного цвета.
Слуховой диктант «Светофор» (приложение № 2).
II часть (окружающий мир) - Конструирование по образцу: собака – друг Зайчонка ТИКО.
Материалы: конструктор ТИКО.
Классификация
(по
одному
свойству)
–
9
ч.
Теория:
I часть (логика) - Классификация геометрических фигур по одному свойству.
II часть (окружающий мир) - Транспорт: водный транспорт.
Практическое задание:
I часть (логика) - Поиск фигур заданного цвета - игра «Угощение друзей» (приложение № 1) . Слуховой диктант «Дом с трубой» (см. приложение № 2).
II часть (окружающий мир) - Конструирование по образцу: лодка (технологическая карта № 3) [4].
Материалы: конструктор ТИКО.
Выявление
закономерностей.
Чередование
фигур
по
цвету
–
9
ч.
Теория:
I часть (логика) - Чередование геометрических фигур по цвету (1 – 2 цвета).
II часть (окружающий мир) - Зимние забавы.
Практическое задание:
I часть (логика) - Выделение множеств – «квадраты», «красные», «синий»,
«белый». Конструирование дорожки из квадратов двух цветов с помощью чередования.
II часть (окружающий мир) - Конструирование по схеме: снеговик
(карточка – с. 13) [3].
Материалы: конструктор ТИКО.
Пространственное
ориентирование
–
9
ч.
Теория:
I часть (логика) - Ориентирование на плоскости. Понятия «над», «под», «сбоку»,
«вверх», «вниз».
II часть (окружающий мир) - Птицы – друзья леса.
Практическое задание:
I часть (логика) - Логическое задание «Расположите фигуры в пространстве» (приложение № 1) . Диктант для конструирования «Ракета» (см. приложение № 2).
II часть (окружающий мир) - Конструирование по схеме: птица (карточка – с. 14) [3].
Материалы: конструктор ТИКО.
Выделение
части
и
целого
-
9
ч.
Теория:
I часть (логика) - Выделение частей и целого. Понятия - «целое», «часть».
II часть (окружающий мир) - Военная техника: подводная.
Практическое задание:
I часть (логика) - Конструирование большого квадрата («целого») из четырех маленьких квадратов («из частей»).
II часть (окружающий мир) - Конструирование по схеме: подводная лодка
(карточка – с. 23) [3].
Материалы: конструктор ТИКО.
Тематическое
конструирование
–
9
ч.
Теория:
Тематическая беседа «Весна: рыбы». Интеллектуальная игра «Угадай рыбку!»
Практическое задание:
Конструирование по схеме: рыбка (карточка – с. 28) [3].
Конструирование по образцу: водоем для рыбки (технологическая карта № 15) [4].
Материалы: конструктор ТИКО.
Модуль «Объемное моделирование»
.1
Различение
плоских
и
объемных конструкций
–
9
ч.
Теория:
I часть (логика) Понятия: «объем», «куб».
II часть (окружающий мир) - Летние развлечения: пикник на природе.
Практическое задание:
I часть (логика) - Поиск предметов кубической формы. Сравнение квадрата и куба.
II часть (окружающий мир) - Конструирование по образцу: посуда - чашка и блюдце (технологические карты № 24, 25) [4]. Рекомендация: постройте с детьми фигуру «чашки» кубической формы («открытый» куб).
Материалы: конструктор ТИКО.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наглядно-методические материалы:
Приложение № 1. Логические игры и задания. Приложение № 2. Слуховые диктанты.
Приложение № 3. Логические задания на замещение геометрических фигур. Приложение № 4. Карточки с контурными схемами.
Материально-техническое оснащение занятий:
Столы
– 5
штук;
Стулья
–
10
штук;
Стеллаж
для
хранения
наглядного
материала
–
1
штука;
Конструктор
ТИКО
–
15
наборов;
Цветные
карандаши
– 15
коробок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
В.И.
Логинова,
Т.И.
Бабаева,
Н.А.Ноткина
и
др.
Детство:
Программа
развития
и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
М.С.
Аромштам
,
О.В.
Баранова.
Пространственная
геометрия
для
малышей. Приключения Ластика и
Скрепочки
. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
И.В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
Соцсеть «Педагоги.Онлайн» - профиль «ТИКО-конструирование»