Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТИКО - МАСТЕРА» | Савина Наталья Александровна. Работа №354487

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ТИКО - МАСТЕРА»

для детей 3-4 лет

срок реализации программы : 1 год

 

 

 

 

 

Составил: Савина Наталья Александровна

ПДО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-2025г.

Пояснительная записка

Образовательная программа «ТИКО-мастера» имеет научно-познавательную направленность и разработана в ходе проведения опытно-экспериментальной работы по теме «Разработка модели образовательной технологии работы с конструктором «ТИКО», направленной на содействие развития конструктивного мышления детей дошкольного возраста». В процессе проведения опытно- экспериментальной работы в течении двух лет программа «ТИКО-мастера» прошла апробацию. После апробации в программу были внесены изменения:

-      увеличено количество часов, отведённое для работы в модуле «Объёмное моделирование» на каждом году обучения;

-  добавлены темы «Периметр», «Объём».

В ходе составления программы «ТИКО-мастера» использована литература:

-    В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду», раздел № 8 - «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» (конструирование из готовых геометрических форм), раздел № 9 – «Первые шаги в математику» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010;

-  М.С. Аромштам, О.В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также в соответствии с требованиями СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от

19.10.06 № 06-1616. Программа реализуется на занятиях кружка «ТИКО-мастера» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 396».

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

 

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям дошкольника.

 

Цель данной программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.

 

Задачи программы:

Обучающие

ü формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.

Развивающие

ü расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;

ü развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

ü развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

ü развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;

ü создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Воспитывающие

ü формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

Обучающие

·      обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;

·      изучение и конструирование различных видов многоугольников;

·      обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;

·      обучение различным видам конструирования.

·      знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов.

Развивающие

·      развитие комбинаторных способностей;

·      совершенствование навыков классификации;

·      развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.

Воспитывающие

·      воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.

 

Модуль «Объемное моделирование»

 

Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

Обучающие

·      выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;

·      изучение и конструирование предметов окружающего мира, на основе различных видов многогранников;

·      исследование «объема» многогранников.

Развивающие

·      формирование целостного восприятия предмета;

·      развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме. Воспитывающие

·      развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в качестве основной содержательной базы в программе предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области геометрии. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования у дошкольников пространственного и логического мышления. Несмотря на то, что многие образовательные  программы  дошкольного  образования  (М.А.  Васильева

«Программа воспитания и обучения в детском саду», «Развитие» разработана сотрудниками учебного центра Л. А. Венгера., «Радуга» научный руководитель программы Е.В, Соловьева) содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается на моделировании из бумаги, картона или природного материала. Программа «ТИКО-мастера» обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.

 

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 3 - 4 лет.

 

Сроки реализации программы - 1 года 2 раза в неделю, 72 занятия в год.

 

 

Формы    и    режим    занятий.    Содержание                  занятий         ориентировано                  на

добровольные одновозрастные группы детей: 3 – 4 года – наполняемость до 8 человек;

Ведущей формой организации занятий является групповая.

 

 

Продолжительность занятий:

3 – 4 года – 15 минут;

Ожидаемый результат: 1 год обучения (3 – 4 года)

По окончании дети должны знать:

·      основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);

·      понятия «один» - «много»;

·      числа от 1 до 3.

По окончании дети должны уметь:

·      сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству;

·      ориентироваться в свойствах: большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий - желтый – зеленый;

·      считать и сравнивать числа от 1 до 3;

·      ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, -под, -в, - на, -за, -перед;

·      конструировать плоские фигуры по образцу, по схеме.

 

 

Способами определения результативности программы являются:

·      Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно- педагогического наблюдения.

·      Выставки детских работ, организуемые в группах после проведённых занятия.

 

·      Участие в городском и областном конкурсах «ТИКО-изобретений», участие в городских выставках.

·      Творческий отчёт руководителя на педсовете.

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1 год обучения

 

 

Название темы

Всего часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

Плоскостное

моделирование

63

31.5

31.5

1.1

Исследование форм и

свойств многоугольников

9

4.5

4.5

1.2

Сравнение

9

4.5

4.5

1.3

Классификация

(по одному свойству)

9

4.5

4.5

1.4

Выявление закономерностей.

Чередование фигур по

цвету

9

4.5

4.5

1.5

Пространственное

ориентирование

9

4.5

4.5

1.6

Выделение части и

целого

9

4.5

4.5

1.7

Тематическое

моделирование

9

4.5

4.5

2

Объемное

моделирование

9

4.5

4.5

2.1

Различение плоских и

объемных конструкций

9

4.5

4.5

 

Итого

72

36

36

Содержание деятельности

1   год обучения

 

 

Модуль «Плоскостное моделирование»

 

1.1  Исследование форм и свойств многоугольников – 9 ч.

Теория:

I часть (логика) - Понятия «треугольник», «разные», «одинаковые», «вверх»,

«вниз», «посередине».

II часть (окружающий мир) – Знакомство с конструктором ТИКО.

 

Практическое задание:

I часть (логика) - Поиск треугольников в «геометрическом лесу» для конструирования «морковки».

Логическое задание «Отгадай фигуру» (приложение № 1).

II часть (окружающий мир) – Конструирование по схеме: морковка для Зайчонка (карточка – с. 1) [3].

Материалы: конструктор ТИКО.

 

 

1.2  Сравнение – 9 ч.

Теория:

I часть (логика) - Сравнение геометрических фигур по цвету.

II часть (окружающий мир) - Домашние животные – друзья человека.

 

Практическое задание:

I часть (логика) - Поиск фигур заданного цвета для конструирования «светофора». Сопоставление фигур с предметами окружающего мира аналогичного цвета.

Слуховой диктант «Светофор» (приложение № 2).

II часть (окружающий мир) - Конструирование по образцу: собака – друг Зайчонка ТИКО.

Материалы: конструктор ТИКО.

1.3  Классификация (по одному свойству) – 9 ч.

Теория:

I часть (логика) - Классификация геометрических фигур по одному свойству.

II часть (окружающий мир) - Транспорт: водный транспорт.

Практическое задание:

I часть (логика) - Поиск фигур заданного цвета - игра «Угощение друзей» (приложение № 1) . Слуховой диктант «Дом с трубой» (см. приложение № 2).

II часть (окружающий мир) - Конструирование по образцу: лодка (технологическая карта № 3) [4].

 

Материалы: конструктор ТИКО.

 

 

1.4  Выявление закономерностей. Чередование фигур по цвету – 9 ч. Теория:

I часть (логика) - Чередование геометрических фигур по цвету (1 – 2 цвета).

II часть (окружающий мир) - Зимние забавы.

Практическое задание:

I часть (логика) - Выделение множеств – «квадраты», «красные», «синий»,

«белый». Конструирование дорожки из квадратов двух цветов с помощью чередования.

II часть (окружающий мир) - Конструирование по схеме: снеговик

(карточка – с. 13) [3].

 

Материалы: конструктор ТИКО.

 

 

 

1.5  Пространственное ориентирование – 9 ч.

Теория:

I часть (логика) - Ориентирование на плоскости. Понятия «над», «под», «сбоку»,

«вверх», «вниз».

II часть (окружающий мир) - Птицы – друзья леса.

Практическое задание:

I часть (логика) - Логическое задание «Расположите фигуры в пространстве» (приложение № 1) . Диктант для конструирования «Ракета» (см. приложение № 2).

II часть (окружающий мир) - Конструирование по схеме: птица (карточка – с. 14) [3].

Материалы: конструктор ТИКО.

 

 

1.6  Выделение части и целого - 9 ч.

Теория:

I часть (логика) - Выделение частей и целого. Понятия - «целое», «часть».

II часть (окружающий мир) - Военная техника: подводная.

Практическое задание:

I часть (логика) - Конструирование большого квадрата («целого») из четырех маленьких квадратов («из частей»).

II часть (окружающий мир) - Конструирование по схеме: подводная лодка

(карточка – с. 23) [3].

Материалы: конструктор ТИКО.

 

 

1.7  Тематическое конструирование – 9 ч.

Теория:

Тематическая беседа «Весна: рыбы». Интеллектуальная игра «Угадай рыбку!»

Практическое задание:

Конструирование по схеме: рыбка (карточка – с. 28) [3].

Конструирование по образцу: водоем для рыбки (технологическая карта № 15) [4].

 

Материалы: конструктор ТИКО.

 

 

Модуль «Объемное моделирование»

 

2 .1 Различение плоских и объемных конструкций – 9 ч.

Теория:

I часть (логика) Понятия: «объем», «куб».

II часть (окружающий мир) - Летние развлечения: пикник на природе.

Практическое задание:

I часть (логика) - Поиск предметов кубической формы. Сравнение квадрата и куба.

II часть (окружающий мир) - Конструирование по образцу: посуда - чашка и блюдце (технологические карты № 24, 25) [4]. Рекомендация: постройте с детьми фигуру «чашки» кубической формы («открытый» куб).

Материалы: конструктор ТИКО.

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наглядно-методические материалы:

Приложение № 1. Логические игры и задания. Приложение № 2. Слуховые диктанты.

Приложение № 3. Логические задания на замещение геометрических фигур. Приложение № 4. Карточки с контурными схемами.

 

Материально-техническое оснащение занятий:

·      Столы – 5 штук;

 

·      Стулья – 10 штук;

 

·      Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука;

 

·      Конструктор ТИКО – 15 наборов;

 

·      Цветные карандаши – 15 коробок.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

2.  М.С. Аромштам, О.В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.

3.     И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

4.   И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

5.    И.В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

6.   И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/

Соцсеть «Педагоги.Онлайн» - профиль «ТИКО-конструирование»

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ТИКО - МАСТЕРА»

для детей 3-4 лет

срок реализации программы : 1 год

 

 

 

 

 

Составил: Савина Наталья Александровна

ПДО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-2025г.

 

Пояснительная записка

Образовательная программа «ТИКО-мастера» имеет научно-познавательную направленность и разработана в ходе проведения опытно-экспериментальной работы по теме «Разработка модели образовательной технологии работы с конструктором «ТИКО», направленной на содействие развития конструктивного мышления детей дошкольного возраста». В процессе проведения опытно- экспериментальной работы в течении двух лет программа «ТИКО-мастера» прошла апробацию. После апробации в программу были внесены изменения:

увеличено количество часов, отведённое для работы в модуле «Объёмное моделирование» на каждом году обучения;

добавлены

темы

«Периметр»,

«Объём».

В ходе составления программы «ТИКО-мастера» использована литература:

В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду», раздел № 8 - «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» (конструирование из готовых геометрических форм), раздел № 9 – «Первые шаги в математику» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010;

М.С.

Аромштам

,

О.В.

Баранова.

Пространственная

геометрия

для

малышей. Приключения Ластика и

Скрепочки

. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также в соответствии с требованиями СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от

19.10.06 № 06-1616. Программа реализуется на занятиях кружка «ТИКО-мастера» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 396».

 

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

 

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям дошкольника.

 

Цель данной программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.

 

Задачи программы:

Обучающие

формирование

представлений

о

плоскостных

и

объёмных

геометрических фигурах, телах и их свойствах.

Развивающие

расширение

кругозора

об

окружающем

мире,

обогащение

эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;

развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления,

речи)

и

приемов

умственной

деятельности

(анализ,

синтез, сравнение, классификация и обобщение);

 

развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование,

планирование,

контроль,

коррекция

и

оценка

действий

и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

развитие

сенсомоторных

процессов

(глазомера,

руки

и

прочих)

через формирование практических умений;

создание

условий

для

творческой

самореализации

и

формирования

мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Воспитывающие

формирование

представлений

о гармоничном

единстве

мира

и

о месте

в

нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

Обучающие

обучение

анализу

логических

закономерностей

и

умению

делать

правильные умозаключения на основе проведённого анализа;

изучение

и

конструирование

различных

видов

многоугольников;

обучение

планированию

процесса

создания

собственной

модели

и совместного проекта;

обучение

различным

видам

конструирования.

знакомство

с

симметрией,

конструирование

узоров

и

орнаментов.

Развивающие

развитие

комбинаторных

способностей;

совершенствование

навыков

классификации;

развитие

умения мысленно

разделить

предмет

на

составные

части

и

собрать

из частей целое.

Воспитывающие

 

воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой

работе,

уважительного

отношения

к

человеку-творцу,

умения сотрудничать с другими людьми.

Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.

 

Модуль «Объемное моделирование»

 

Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

Обучающие

выделение

многогранников

из

предметной

среды

окружающего

мира;

изучение

и

конструирование

предметов

окружающего

мира,

на

основе различных видов многогранников;

исследование

«объема»

многогранников.

Развивающие

формирование

целостного

восприятия

предмета;

развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному

замыслу,

по предложенной

или

свободно

выбранной

теме.

Воспитывающие

развитие

умения

сотрудничать,

договариваться

друг

с

другом

в

процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.

 

Отличительной особенностью данной программы является то, что в качестве основной содержательной базы в программе предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области геометрии. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования у дошкольников пространственного и логического мышления. Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования (М.А. Васильева

«Программа воспитания и обучения в детском саду», «Развитие» разработана сотрудниками учебного центра Л. А. Венгера., «Радуга» научный руководитель программы Е.В, Соловьева) содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается на моделировании из бумаги, картона или природного материала. Программа «ТИКО-мастера» обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.

 

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 3 - 4 лет.

 

Сроки реализации программы - 1 года 2 раза в неделю, 72 занятия в год.

 

 

Формы и режим занятий. Содержание занятий ориентировано на

добровольные одновозрастные группы детей: 3 – 4 года – наполняемость до 8 человек;

Ведущей формой организации занятий является групповая.

 

 

Продолжительность занятий:

3 – 4 года – 15 минут;

 

Ожидаемый результат: 1 год обучения (3 – 4 года)

По окончании дети должны знать:

основные

геометрические

фигуры

(квадрат,

круг,

треугольник);

понятия

«один»

-

«много»;

числа

от 1

до

3.

По окончании дети должны уметь:

сравнивать

и

классифицировать

фигуры

по

одному

свойству;

ориентироваться

в

свойствах:

большой

-

маленький,

высокий

-

низкий,

широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий - желтый – зеленый;

считать

и

сравнивать

числа

от

1

до

3;

ориентироваться

в

понятиях

«вверх»,

«вниз»,

«сбоку»,

а

также

– над,

-под,

-в,

- на, -за, -перед;

конструировать

плоские

фигуры

по

образцу,

по

схеме.

 

 

Способами определения результативности программы являются:

Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно- педагогического наблюдения.

Выставки

детских

работ,

организуемые

в

группах

после

проведённых

занятия.

 

Участие в городском

и областном конкурсах «ТИКО-изобретений», участие в городских выставках.

Творческий

отчёт

руководителя

на

педсовете.

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1 год обучения

 

 

Название темы

Всего часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

 

1

Плоскостное

моделирование

63

31.5

31.5

1.1

Исследование форм и

свойств многоугольников

9

4.5

4.5

1.2

Сравнение

9

4.5

4.5

1.3

Классификация

(по одному свойству)

9

4.5

4.5

1.4

Выявление закономерностей.

Чередование фигур по

цвету

9

4.5

4.5

1.5

Пространственное

ориентирование

9

4.5

4.5

1.6

Выделение части и

целого

9

4.5

4.5

1.7

Тематическое

моделирование

9

4.5

4.5

2

Объемное

моделирование

9

4.5

4.5

2.1

Различение плоских и

объемных конструкций

9

4.5

4.5

 

Итого

72

36

36

 

Содержание деятельности

год

обучения

 

 

Модуль «Плоскостное моделирование»

 

Исследование

форм

и

свойств

многоугольников

9

ч.

Теория:

I часть (логика) - Понятия «треугольник», «разные», «одинаковые», «вверх»,

«вниз», «посередине».

II часть (окружающий мир) Знакомство с конструктором ТИКО.

 

Практическое задание:

I часть (логика) - Поиск треугольников в «геометрическом лесу» для конструирования «морковки».

Логическое задание «Отгадай фигуру» (приложение № 1).

II часть (окружающий мир) Конструирование по схеме: морковка для Зайчонка (карточка – с. 1) [3].

Материалы: конструктор ТИКО.

 

 

Сравнение

9

ч.

Теория:

I часть (логика) - Сравнение геометрических фигур по цвету.

II часть (окружающий мир) - Домашние животные – друзья человека.

 

Практическое задание:

I часть (логика) - Поиск фигур заданного цвета для конструирования «светофора». Сопоставление фигур с предметами окружающего мира аналогичного цвета.

Слуховой диктант «Светофор» (приложение № 2).

II часть (окружающий мир) - Конструирование по образцу: собака друг Зайчонка ТИКО.

Материалы: конструктор ТИКО.

 

Классификация

(по

одному

свойству)

9

ч.

Теория:

I часть (логика) - Классификация геометрических фигур по одному свойству.

II часть (окружающий мир) - Транспорт: водный транспорт.

Практическое задание:

I часть (логика) - Поиск фигур заданного цвета - игра «Угощение друзей» (приложение № 1) . Слуховой диктант «Дом с трубой» (см. приложение № 2).

II часть (окружающий мир) - Конструирование по образцу: лодка (технологическая карта № 3) [4].

 

Материалы: конструктор ТИКО.

 

 

Выявление

закономерностей.

Чередование

фигур

по

цвету

9

ч.

Теория:

I часть (логика) - Чередование геометрических фигур по цвету (1 2 цвета).

II часть (окружающий мир) - Зимние забавы.

Практическое задание:

I часть (логика) - Выделение множеств «квадраты», «красные», «синий»,

«белый». Конструирование дорожки из квадратов двух цветов с помощью чередования.

II часть (окружающий мир) - Конструирование по схеме: снеговик

(карточка – с. 13) [3].

 

Материалы: конструктор ТИКО.

 

 

 

Пространственное

ориентирование

9

ч.

Теория:

I часть (логика) - Ориентирование на плоскости. Понятия «над», «под», «сбоку»,

«вверх», «вниз».

II часть (окружающий мир) - Птицы друзья леса.

Практическое задание:

 

I часть (логика) - Логическое задание «Расположите фигуры в пространстве» (приложение № 1) . Диктант для конструирования «Ракета» (см. приложение № 2).

II часть (окружающий мир) - Конструирование по схеме: птица (карточка с. 14) [3].

Материалы: конструктор ТИКО.

 

 

Выделение

части

и

целого

-

9

ч.

Теория:

I часть (логика) - Выделение частей и целого. Понятия - «целое», «часть».

II часть (окружающий мир) - Военная техника: подводная.

Практическое задание:

I часть (логика) - Конструирование большого квадрата («целого») из четырех маленьких квадратов («из частей»).

II часть (окружающий мир) - Конструирование по схеме: подводная лодка

(карточка – с. 23) [3].

Материалы: конструктор ТИКО.

 

 

Тематическое

конструирование

9

ч.

Теория:

Тематическая беседа «Весна: рыбы». Интеллектуальная игра «Угадай рыбку!»

Практическое задание:

Конструирование по схеме: рыбка (карточка – с. 28) [3].

Конструирование по образцу: водоем для рыбки (технологическая карта 15) [4].

 

Материалы: конструктор ТИКО.

 

 

Модуль «Объемное моделирование»

 

.1

Различение

плоских

и

объемных конструкций

9

ч.

Теория:

I часть (логика) Понятия: «объем», «куб».

II часть (окружающий мир) - Летние развлечения: пикник на природе.

 

Практическое задание:

I часть (логика) - Поиск предметов кубической формы. Сравнение квадрата и куба.

II часть (окружающий мир) - Конструирование по образцу: посуда - чашка и блюдце (технологические карты 24, 25) [4]. Рекомендация: постройте с детьми фигуру «чашки» кубической формы («открытый» куб).

Материалы: конструктор ТИКО.

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наглядно-методические материалы:

Приложение № 1. Логические игры и задания. Приложение № 2. Слуховые диктанты.

Приложение № 3. Логические задания на замещение геометрических фигур. Приложение № 4. Карточки с контурными схемами.

 

Материально-техническое оснащение занятий:

Столы

– 5

штук;

 

Стулья

10

штук;

 

Стеллаж

для

хранения

наглядного

материала

1

штука;

 

Конструктор

ТИКО

15

наборов;

 

Цветные

карандаши

– 15

коробок.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

В.И.

Логинова,

Т.И.

Бабаева,

Н.А.Ноткина

и

др.

Детство:

Программа

развития

и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

М.С.

Аромштам

,

О.В.

Баранова.

Пространственная

геометрия

для

малышей. Приключения Ластика и

Скрепочки

. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

 

Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.

И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

И.В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/

Соцсеть «Педагоги.Онлайн» - профиль «ТИКО-конструирование»

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×