Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Волейбол» | Ермаков Олег Юрьевич. Работа №292623
Автор: Ермаков Олег Юрьевич
Модульная программа для работы в учреждениях дополнительного образования, кружках, секциях спортивного направления.
Данная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дополнительном образовании.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование приёмов игры в волейбол, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе.
Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование контрольного тестирования для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Волейбол
Направленность:
физкультурно-спортивное
Возраст учащихся: 12-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Ермаков Олег Юрьевич
2. Пояснительная записка.
Программа составлена на основе методических рекомендаций и пособий:
- Физическая культура 5-7 кл. М. Просвещение 2014 г.;
- Физическое воспитание 8-9 кл. Пособие для учителя. М. Просвещение. , 2014г.;
- Ю.Д. Железняка Волейбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских школ олимпийского резерва., 2014г.
Данная программасоставлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дополнительном образовании:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008);
- Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006г. № 06-1844 О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 г.Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
- образовательная программа МБУДО "ФДДТ";
- учебный план МБУДО "ФДДТ";
- локальный акт МБУДО "ФДДТ" "Положение о дополнительной общеобразовательной программе".
Направленность дополнительной образовательной программы. Дополнительная общеобразовательная программа Волейбол является общеразвивающей и имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела Волейбол образовательной программы средней школы.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование приёмов игры в волейбол, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе.
Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование контрольного тестирования для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Актуальность. Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ее реализация позволит учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела волейбол в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами.
Цель: сформировать у учащихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом; научить играть в волейбол на достаточном уровне.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Для всестороннего развития личности обучающимся детям необходимо:
овладеть основами физической культуры;
приобретение крепкого здоровья;
развивать двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координацию, быстроту реакции);
развивать чувство ритма и такта, привить любовь к спорту.
Образовательные:
- обучение техническим приёмам и правилам игры;
- обучение тактическим действиям;
- обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
Развивающие:
- повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
- совершенствование навыков и умений игры;
- развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
Воспитательные:
- выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.
Программа состоит из трёх модулей: Основы знаний, Техническая подготовка.
I модуль
Основы знаний
Пояснительная записка
Программа секции волейбола предусматривает проведение занятий в форме лекций. На теоретических занятиях учащимся сообщаются основные сведения по истории развития волейбола, современному состоянию и перспективах развития игры, основам техники, тактики, основам спортивной тренировки по волейболу. На методических занятиях углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации группы для занятий, методика их проведения. В ходе изучения данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Проводится контроль и проверка усвоения знаний. Учет усвояемости ведется в форме опроса и выполнения письменных заданий по пройденным темам.
Цель: изучение вопросов теории и методики преподавания волейбола, овладение техническими приемами и тактическими действиями, приобретение необходимых знаний и умений для самостоятельных занятий.
Задачи: получение знаний по:
1. Теоретические и методические основы системы физического воспитания.2. Анатомо-физиологические особенности развития организма детей и влияние различных упражнений на развитие организма. 3. Технику и тактику игры, методы обучения.4. Правила соревнований, методику организации и проведения соревнований различного уровня.5. Методику записи игр, обработки и анализа собранного материала.6. Методические приемы обучения групповым и командным действиям.7. Методы врачебного контроля в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
II модуль
Физическая подготовка
Пояснительная записка
В модуле Общая физическая подготовка даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
Учебный материал включает в себя разделы:
- скоростная подготовка
- силовая подготовка
- развитие выносливости
Цель: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней подготовленности.
Задачи:
- развивать разностороннюю физическую подготовленность;
-укреплять опорно-двигательный аппарат;
- развивать быстроту, ловкость, гибкость;
- обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни;
- развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- подготовка к выполнению нормативных требований по всем видам подготовки.
III модуль
Специальная подготовка
Пояснительная записка
Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера.
Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2,3,4) называют игроками передней линии, остальных – игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся:
подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Цель: Воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу
Задачи:
- обучение техническим приёмам и правилам игры;
- обучение тактическим действиям;
- обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
- выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
12-16 лет
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
1 год
Формы занятий.
Занятия в рамках программы проводятся, в форме: тренировок, лекций, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий.
Режим занятий.
2 раза в неделю по 2 занятия по 2 часа. 37 недель по 4 часа всего 148 часов
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
I модуль
Основы знаний; II модуль
Физическая подготовка; III модуль Специальная подготовка.
Ожидаемые результаты
Способы определения результативности
Личностные
Предметные
Метапредметные
чувства коллективизма;
настойчивости, решительности, целеустремлённости;
внимания и быстроты мышления;
способности управлять своими эмоциями;
совершенствованию основных физических качеств.
знать:
- историю развития волейбола и воздействие этого вида спорта на организм человека;
- значение здорового образа жизни;
- правила техники безопасности при занятиях данным виде спорта;
- правила игры;
- терминологию игры и жесты судьи;
- технику изученных приёмов и тактику, индивидуальных и коллективных действий;
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия, применяющиеся в волейболе, использовать их в условиях соревновательной
деятельности и организации собственного досуга;
- применять в игре изученные тактические действия и приёмы;
- соблюдать правила игры;
- осуществлять соревновательную деятельность.
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения
Оценка качества обучения по модулю производится различными
методами и средствами:
индивидуальный опрос
тесты
результаты конкурсов и соревнований
личные достижения каждого учащегося
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (соревнования, учебно-тренировочные занятия, тесты, контрольные нормативы и т.д.).
3. Учебно-тематический план.
I
модуль
Основы знаний
№
п/п
Тема занятия
Количество часов
Всего часов
Теория
Практика
I
Введение.
4
4
II
Спецификация предмета.
4
4
ИТОГО
8
8
II
модуль
Физическая подготовка
I
Скоростная подготовка
20
2
18
II
Силовая подготовка
20
2
18
III
Развитие выносливости
20
2
18
ИТОГО
60
6
54
III
модуль
Специальная подготовка
I
Техническая подготовка
60
6
54
II
Тактическая подготовка
20
8
12
ИТОГО
80
14
66
4. Содержание изучаемого курса.
I
модуль
Основы знаний
№
п/п
Тема занятия
I
Введение.
Теория: История возникновения и развития волейбола. Современное состояние волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом. Начальная диагностика.
II
Спецификация предмета.
Теория: Значение ОФП и СФП в подготовке волейболистов.
Значение технической подготовки в волейболе. Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе.
II
модуль
Физическая подготовка
I
Скоростная подготовка
Теория: Значение скоростных качеств в подготовке волейболистов.
Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие скоростных физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол, баскетбол.
Подготовительные упражнения, направленные на развитие быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости (скоростной, прыжковой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.
II
Силовая подготовка
Теория: Значение силовых качеств в подготовке волейболистов.
Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие силовых физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол, баскетбол.
Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов,прыгучести, специальной ловкости, выносливости ( прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.
III
Развитие выносливости
Теория: Значение выносливости в подготовке волейболистов.
Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие выносливости. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол, баскетбол.
Подготовительные упражнения, направленные на развитие выносливости сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой). Подвижные и спортивные игры.
III
модуль
Специальная подготовка
I
Техническая подготовка
Теория: Значение технической подготовки в волейболе.
Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки, страховки).
II
Тактическая подготовка
Теория: Значение тактической подготовки в волейболе.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча. Правила игры (конечная диагностика)
5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.
Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.)
Методическое обеспечение программы содержит необходимые информационные ресурсы для ведения качественного образовательного процесса и представлено в виде фоно- и видео - медиатеки, тематической литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. Методическое обеспечение программы регулярно пополняется.
Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Официальные правила волейбола. Тестирование, опрос.
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.
Содержание программы строится на приоритетном использовании игровых методов и приемов, обеспечивающих ситуацию успеха для каждого ребенка, что способствует интеллектуальному, эмоциональному и индивидуальному развитию ребенка.
Литература, таблицы, схемы, карточки, спортивный инвентарь:набивные мячи, гимнастические скакалки, гантели. Зачет, Тестирование, протоколы.
Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Список литературы.
Список литературы для учащихся:
Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе/ М.В.Видякин.- Волгоград: Учитель, 2006 г.
Волейбол. Правила соревнований. Москва. Физкультура и спорт 2003. 5. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. Физкультура и спорт 1978.
Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. Физкультура и спорт 1989.
Фидлер М. Волейбол. М., 2002 г.
Фурманов А. Г. Волейбол на лужайке, в парке, на траве. М., 1992 г.
Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. Физкультура и спорт 2007.
Энциклопедия Аванта +, 2006 г.
Список литературы для педагога:
ЖаровК. П. Волевая подготовка спортсменов. М., 1996 г.
Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. Физкультура и спорт 2005.
Волейбол / Под ред. А. Г. Айриянца. М., 1996г.
Волейбол. Правила соревнований. Москва. Физкультура и спорт 2003.
Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. Физкультура и спорт 1976.
Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000 г.
Железняк Ю. Д. и др. О методах и организации отбора в спортивные школы по волейболу. М., 1991 г.
Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 1998 г.
Железняк Ю. Д. Тактическая подготовка волейболистов. Смоленск,1995г.
Журнал Физкультура в школе №3. 2006.
Журнал Физкультура в школе №5,8,11.2007.
Журнал Физкультура в школе №7,8,9. 2003.
Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. Беларусь 1991.
Ивойлов А. В. Волейбол. М., 2004 г.
Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. Просвещение 2007.
Медицинский справочник тренера. М., 2006 г.
О з о л и н Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М., 2007
Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов. Москва, Физкультура и спорт 1969.
Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. Физкультура и спорт 2007.