Название статьи:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественной направленности «Театральная мозаика» | Акинина Галина Олеговна. Работа №341460
Дата публикации:
28.08.2024
Автор:
Акинина Галина Олеговна
Описание:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная мозаика» разработана на основе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Буратино» п. Горин (далее – ООП ДО), с учетом Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой и авторской программы «Театр-творчество-дети» (автор Н.Ф.Сорокиной Л.Г.Миланович), а так же нормативно-правовых документов
Учредитель Управление образования Солнечного муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Буратино посёлка Горин Солнечного муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено Утверждаю
на педагогическом совете заведующий МБДОУ
протокол № 4 от 28.08. 2024г детский сад Буратино п. Горин
___________Д.Н.Кротенок
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
Театральная мозаика
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации:21 год
Уровень освоения: стартовый
Составил: Акинина Галина Олеговна,
воспитатель
п. Горин, 2024г.
Содержание:
1.Комплекс основных характеристик:
1.1 Пояснительная записка…………………………………………3
1.2 Цель и задачи программы……………………………………..6
1.3 Учебно-тематический план……………………………………. 7
1.4 Содержание программы………………………………………..8
1.5 Планируемые результаты……………………………………..11
2.Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1 Условия реализации программы……………………………..11
2.2 Формы аттестации……………………………………………..12
2.3 Оценочные материалы…………………………………………12
2.4 Методические материалы………………………………………14
2.5 Календарный учебный график………………………………...16
2.6 Календарно-тематический план………………………………..18
3. Список литературы……………………………………………..22
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театральная мозаика разработана на основе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад Буратино п. Горин (далее – ООП ДО), с учетом Комплексной образовательной программы дошкольного образования Мир открытий. // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой и авторской программы Театр-творчество-дети (автор Н.Ф.Сорокиной Л.Г.Миланович), а так же нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
- Письмо от 18 ноября 2015г. № 09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. № 06-1844 О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей;
- Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019г.№ 1321 об утверждении методических рекомендаций Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края;
- Распоряжение Правительства Хабаровского края от 05.08.2019г. № 645-рп Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае;
- Приказ КГАОУ ДО РМЦ № 383П от 26.09.2019г. Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае.
Данная программа реализуется посредством театрального кружка Театральная мозаика и предполагает развитие и воспитание детей в процессе музыкально-ритмических движений, вокальных и сценических упражнений не только одарённых, но и всех желающих детей, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе. Программа направлена на творческое развитие детей дошкольного возраста.
Вид программы: модифицированная.
Направленность: художественная.
Актуальность программы дополнительного образования воспитанников заключается в том, чтов настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Театрализованная деятельность включает в себя большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных областей, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка по двум причинам:
- Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа, а игра ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.
- Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
Педагогическая целесообразностьобусловлена тем, что занятия театрализованной деятельностью помогут развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Адресат программы:
Возраст детей – 5-7 лет;
Срок реализации 2 год;
Форма обучения: очная.
Форма организации: групповая.
Уровень усвоения программы: стартовый
Объем программы и режим работы:
Период
Продолжительность занятия
Кол-во занятий в неделю
Кол-во часов
в неделю
Кол-во недель
Кол-во занятий
в год
1 год обучения
25 мин
1
1
36
36
2 год обучения
30 мин
1
1
36
36
Продолжительность и режим занятий соответствует Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Кружковая работа формировать рассчитана на детей детей дошкольного примере возраста (5-7 лет). Количество вторую детей посещающих спасти кружок Театральная мозаика - 16 человека.
Кружок работает года в течение учебного работа года (октября – май деревья включительно), один учет раз в неделю, помощь во вторую половину драматизаций дня. План дошкольникам кружка рассчитан слов на 2 учебных года. Длительность – 25 минут (1 год обучения), 30 минут - (2 год обучения).
Формы организации живых детской деятельности: жизни 1. Организованны
Занятия проводятся по группам и индивидуально, реализуя принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Формы проведения занятий различны, это — игровое творчество, песенное творчество, игра на музыкальных инструментах, танцевальное творчество, кукловождение, актерское мастерство, драматизация. Занятия имеют интегрированную форму обучения с использованием музыки, литературы, выполнение творческих заданий.
1.2. Цели и задачи ДООП
Цель программы:
Развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и театральных представлений.
Задачи:
Предметные:
5-6 лет
1.Познакомить воспитанников с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
2.Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
6-7 лет
1.Продолжать развивать ритмику, пластику движений.
2.Развивать навыки кукловождения.
Метапредметные:
1.Развивать творческую активность воспитанников, участвующих в театрализованной деятельности.
Личностные:
1.Воспитывать у детей художественный вкус.
2.Формировать морально-этические нормы поведения.
1.3. Учебно – тематический план.
№
Наименование разделов
Всего
час.
теория
практика
Форма контроля
1 год обучения
1.
Инструктаж по технике безопасности
1
1
0
беседа
2.
Игровое творчество
4
2
2
Драматизация, постановка спектакля
3.
Песенное творчество
4
2
2
Концерт
4.
Танцевальное творчество
4
2
2
Концерт
5.
Импровизация на детских музыкальных инструментах
6
3
3
Концерт
6.
Основы кукловождения
5
2
3
Спектакль
7.
Основы актерского мастерства
4
2
2
Спектакль
8.
Основы кукольного театра
4
2
2
Спектакль
9.
Основные принципы драматизации
4
2
2
Спектакль
10.
Отчетный концерт
1
0
1
Всего:
36
17
19
2 год обучения
1.
Инструктаж по технике безопасности
1
1
0
беседа
2.
Игровое творчество
4
2
2
Драматизация, постановка спектакля
3.
Песенное творчество
4
2
2
Концерт
4.
Танцевальное творчество
4
2
2
Концерт
5.
Импровизация на детских музыкальных инструментах
6
3
3
Концерт
6.
Основы кукловождения
5
2
3
Спектакль
7.
Основы актерского мастерства
4
2
2
Спектакль
8.
Основы кукольного театра
4
2
2
Спектакль
9.
Основные принципы драматизации
4
2
2
Спектакль
10.
Отчетный концерт
1
0
1
Всего:
36
17
19
1.4. Содержание программы
1 год обучения.
Раздел 1. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Познакомить с основами техники безопасности при работе в музыкальном зале, просмотр презентаций.
Раздел 2. Игровое творчество.
Теория: Знакомство с основами инсценировки хорошо знакомых сказок.
Практика: Предлагать детям сочинять новые сказки. Используя персонажей хорошо знакомой сказки, изменить характеры героев на противоположные. Побуждать детей коллективно сочинять пьесы из жизни и разыгрывать их.
Раздел 3. Песенное творчество.
Теория: Учить сочинять песни в определенном жанре на заданный текст в характере своего героя.
Практика: Сочинение детьми песен на стихи.
Раздел 4. Танцевальное творчество.
Теория: Учить придумывать движения к танцам в характере своего героя.
Практика: танцевальные движения к характеру героя, учить импровизации.
Раздел 5. Импровизация на детских музыкальных инструментах.
Теория: учить игре на музыкальных инструментах.
Практика: шумовой оркестр, импровизация, игра на музыкальных инструментах.
Раздел 6. Основы кукловождения.
Теория: Активизировать познавательный интерес к кукольному театру.
Практика: учить передавать особенности походки различных кукол, передавать интонацию и образ персонажа, знакомить детей с различными видами театров.
Раздел 7. Основы актерского мастерства.
Теория: Беседа о работе актеров и их мастерстве.
Практика: отработка правильной артикуляции и дикции, выразительности мимики и жестов, учить импровизации.
Раздел 8. Основы кукольного театра.
Теория: знакомство с упражнениями направленные на развитие речи, обучение основам кукловождения.
Практика: упражнения способствующие раскрытию эмоционально-образного характера персонажа. Этюды Пошел котик на торжок, Лиса и петух и др.
Раздел 9. Основные принципы драматизации.
Теория: знакомство с упражнениями направленные на развитие речи, пластической выразительности движений.
Практика: упражнения способствующие раскрытию эмоционально-образного характера персонажа.
Раздел 10. Отчетный концерт.
Практика: демонстрация полученных умений и навыков в процессе театрализованной деятельности.
год обучения.
Раздел 1. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Познакомить с основами техники безопасности при работе в музыкальном зале, просмотр презентаций.
Раздел 2. Игровое творчество.
Теория: Знакомство с основами инсценировки хорошо знакомых сказок.
Практика: Предлагать детям сочинять новые сказки. Развивать у детей образную выразительность. Побуждать детей коллективно сочинять пьесы из жизни и разыгрывать их.
Раздел 3. Песенное творчество.
Теория: Учить сочинять песни в определенном жанре на заданный текст в характере своего героя.
Практика: Сочинение детьми песен на стихи.
Раздел 4. Танцевальное творчество.
Теория: Учить придумывать движения к танцам в характере своего героя.
Практика: танцевальные движения к характеру героя.
Раздел 5. Импровизация на детских музыкальных инструментах.
Теория: учить игре на музыкальных инструментах.
Практика: шумовой оркестр, импровизация, игра на музыкальных инструментах.
Раздел 6. Основы кукловождения.
Теория: Активизировать познавательный интерес к кукольному театру.
Практика: учить передавать особенности походки различных кукол, передавать интонацию и образ персонажа.
Раздел 7. Основы актерского мастерства.
Теория: Беседа о работе актеров и их мастерстве.
Практика: отработка правильной артикуляции и дикции, выразительности мимики и жестов.
Раздел 8. Основы кукольного театра.
Теория: знакомство с упражнениями направленные на развитие речи, обучение основам кукловождения.
Практика: упражнения способствующие раскрытию эмоционально-образного характера персонажа. Этюды К нам пришёл зайчик, Кот и петушок и др.
Раздел 9. Основные принципы драматизации.
Теория: знакомство с упражнениями направленные на развитие речи, пластической выразительности движений.
Практика: упражнения способствующие раскрытию эмоционально-образного характера персонажа.
Раздел 10. Отчетный концерт.
Практика: демонстрация полученных умений и навыков в процессе театрализованной деятельности.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные результаты:
Будут знать и уметь:
5-6 лет
- Принимать позиции слушателя, зрителя, актёра в соответствии с задачей.
6-7 лет
- Будут уметь воплощать свои замыслы собственными силами, организуя деятельность других детей.
-Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ, используя мимику, жесты, интонацию.
Предметные результаты:
Будут знать и уметь:
5-6 лет
- Будут знать о сценическом движении, о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений.
- Научатся управлять куклами бибабо.
6-7 лет
- Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары.
- На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
Личностные результаты:
5-7 лет
- Знание основных моральных норм поведения, доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.Условия реализации программы:
Для обеспечения планируемых результатов в МБДОУ детский сад Буратино в наличии следующее материально-техническое обеспечение:
- технические средства для музыкального сопровождения: музыкальный центр, компьютер, электронное пианино, ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Микрофон -2шт., музыкальные инструменты, ширмы-3шт., шапочки-маски, куклы-бибабо, костюмы и атрибуты для театрализованной деятельности.
Оборудование и инвентарь соответствует количеству детей, обучающихся по программе.
Информационное обеспечение:
- музыкальная подборка композиций и музыкальных произведений;
- фонотека;
- картотека упражнений;
- картотека музыкально-ритмических композиций;
- картотека игр;
- подборка учебно-методических материалов и консультаций для родителей;
- методическая литература (см. Список литературы стр.24)
2.2. Формы аттестации,призваны отражать достижения цели и задач.
Для определения результативности освоения программы разработаны следующие формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- Педагог в течение учебного периода ведет журнал посещаемости воспитанников.
- Педагог по итогам учебного периода, на основании мониторинга оценочных материалов составляет аналитическую справку с указанием процентного показателя освоения программы каждым воспитанником.
- Для предъявления и демонстрации образовательных результатов педагог с группой воспитанников проводит открытое занятие для родителей и администрации дошкольной организации.
2.3. Оценочные материалы.
Система мониторингадостижения детьми планируемых результатов программы представляет собой процесс непрерывного научно- обоснованного, диагностико - прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Система мониторинга разработана на основе диагностики детей дошкольного возраста Сорокиной Н.Ф. и включает:
- достижение детьми планируемых результатов освоения программы,
- обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы,
- осуществление оценки динамики достижений детей,
- описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Процесс обучения по ДООП предусматривает следующие формы диагностики:
1.Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: беседа, наблюдение.
2. Итоговая диагностика проводится по окончании всего курса обучения. Формы представления результатов: концерты, отчетное занятие.
(Приложение 1)
2.4. Методические материалы.
Формы, способы, методы и средства реализации программы
Процесс дополнительного образования в ДОУ предусматривает решение задач в следующих формах организации деятельности:
1.Совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
2.Свободная самостоятельная деятельность детей.
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов. Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Она строится на:
- субъект-субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
- диалогическом (а не монологическом) общение взрослого с детьми;
- продуктивном взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками;
- партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)
Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогом (в том числе совместно с детьми) предметно - развивающей образовательной среды:
- обеспечивает каждому ребенку возможность выбора деятельности по интересам;
- позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
- позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности с взрослым. Художественно-эстетическое развитие – предоставление детям возможности самостоятельно музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и других), слушать музыку.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагога.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Основными формы работы с родителями:
- Беседа – консультация
- Фото выставки
- Анкетирование
- Совместные спектакли
- Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
- Дни открытых дверей.
2.5. Календарный учебный график.
Календарный учебный график кружка Театральная мозаика (1год обучения)
Месяц
Дата
Тема занятия
Форма проведения
Кол-во часов
Форма контроля
Примечание
Октябрь
03.10.24
Инструктаж по ТБ
беседа
1
Опрос
10.10.24
Игровое творчество
Мы – будущие артисты
Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?
Язык жестов
Упражнения
Беседа
Иммитационные этюды
4
Опрос
17.10.24
24.10.24
31.10.24
Ноябрь
07.11.24
Песенное творчество
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.
Звукообразование
Музыкальные штрихи.
Беседа
Упражнения
4
Опрос
Итоговый концерт
14.11.24
21.11.24
28.11.24
Декабрь
05.12.24
Танцевальное творчество
Ритмика
Музыкальная сказка Непослушные детки
Беседа
Танцевальные упражнения
4
Опрос
Итоговый концерт
12.12.24
19.12.24
26.12.24
Январь
16.01.25
Импровизация на детских музыкальных инструментах
Знакомство с народными музыкальными инструментами
Знакомство с техникой игры на них
Игра индивидуальная
Игра в группе
Беседа
Упражнения
Игровое занятие
6
Опрос
Итоговый концерт
23.01.25
30.01.25
Февраль
06.02.25
13.02.25
20.02.25
27.02.25
Основы кукловождения
Театральный этюд Игра Детки в клетке
Сказка Рукавичка
Серый волк и Козлятки
Интегрированное занятие,
игровые упражнения
5
Итоговое занятие, концерт
Март
06.03.25
13.03.25
20.03.25
27.03.25
Апрель
03.04.25
Основы актерского мастерства
Пальчиковый театр Лиса, Заяц и Петух
Театр фланелеграфа
Театрализованная игра Колобок
Беседа, игровые упражнения, комплексное занятие
6
Опрос, итоговый концерт
10.04.25
17.04.25
24.04.25
08.05.25
Основные принципы драматизации
Знакомство с театром марионеток
Игровая викторина по стихам А.Барто
Волшебный сундучок
Беседа, игровые упражнения, комплексное занятие
5
Опрос, итоговый концерт
Май
15.05.25
22.05.25
29.05.25
Отчетный концерт
1
итоговый концерт
Список используемой литературы
Нормативно-правовые документы:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
4.Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
5.Письмо от 18 ноября 2015г. № 09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. № 06-1844 О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей;
6.Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019г.№ 1321 об утверждении методических рекомендаций Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края;
7.Распоряжение Правительства Хабаровского края от 05.08.2019г. № 645-рп Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае;
8.Приказ КГАОУ ДО РМЦ № 383П от 26.09.2019г. Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае.
Педагогам:
1.Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Просвещение 1991.
2.Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Учитель 2011.
3.Вакуленко Ю.А,Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Учитель 2008.
4.Генов В.В. Театр для малышей. Просвещение 2008г
5.Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ярославль. Академия развития. 2006.
6. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. Просвещение 1982.
7. Медведева И.Я., Шишова Т.Л., Улыбка судьбы. Роли и характеры.
Линка-Пресс,2002.
8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. ТЦ Сфера, 2001.
9. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Играем в кукольный театр:
Программа Театр – Творчество – Дети Развитие творческих
способностей детей средствами театрального искусства. АРКТИ,2002.
10. Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. АРКТИ, 2004.
11. Чистякова М.И. Психогимнастика. Просвещение 1990.
Родителям:
1.Звонарев К.А. Я играю в театр. ТЦ Сфера, 2001.
2.Сидоркина О.В. Мой маленький театр. Просвещение 2004г.
26
Скачать работу
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Буратино посёлка Горин Солнечного муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено Утверждаю
на педагогическом совете заведующий МБДОУ
протокол № 4 от 28.08. 2024г детский сад Буратино п. Горин
___________Д.Н.Кротенок
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
Театральная мозаика
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации:21 год
Уровень освоения: стартовый
Составил: Акинина Галина Олеговна,
воспитатель
п. Горин, 2024г.
Содержание:
1.Комплекс основных характеристик:
1.1 Пояснительная записка…………………………………………3
1.2 Цель и задачи программы……………………………………..6
1.3 Учебно-тематический план……………………………………. 7
1.4 Содержание программы………………………………………..8
1.5 Планируемые результаты……………………………………..11
2.Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1 Условия реализации программы……………………………..11
2.2 Формы аттестации……………………………………………..12
2.3 Оценочные материалы…………………………………………12
2.4 Методические материалы………………………………………14
2.5 Календарный учебный график………………………………...16
2.6 Календарно-тематический план………………………………..18
3. Список литературы……………………………………………..22
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театральная мозаика разработана на основе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад Буратино п. Горин (далее – ООП ДО), с учетом Комплексной образовательной программы дошкольного образования Мир открытий. // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой и авторской программы Театр-творчество-дети (автор Н.Ф.Сорокиной Л.Г.Миланович), а так же нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
- Письмо от 18 ноября 2015г. № 09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. № 06-1844 О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей;
- Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019г.№ 1321 об утверждении методических рекомендаций Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края;
- Распоряжение Правительства Хабаровского края от 05.08.2019г. № 645-рп Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае;
- Приказ КГАОУ ДО РМЦ № 383П от 26.09.2019г. Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае.
Данная программа реализуется посредством театрального кружка Театральная мозаика и предполагает развитие и воспитание детей в процессе музыкально-ритмических движений, вокальных и сценических упражнений не только одарённых, но и всех желающих детей, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе. Программа направлена на творческое развитие детей дошкольного возраста.
Вид программы: модифицированная.
Направленность: художественная.
Актуальность программы дополнительного образования воспитанников заключается в том, чтов настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Театрализованная деятельность включает в себя большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных областей, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка по двум причинам:
- Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа, а игра ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.
- Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
Педагогическая целесообразностьобусловлена тем, что занятия театрализованной деятельностью помогут развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Адресат программы:
Возраст детей – 5-7 лет;
Срок реализации 2 год;
Форма обучения: очная.
Форма организации: групповая.
Уровень усвоения программы: стартовый
Объем программы и режим работы:
Период
Продолжительность занятия
Кол-во занятий в неделю
Кол-во часов
в неделю
Кол-во недель
Кол-во занятий
в год
1 год обучения
25 мин
1
1
36
36
2 год обучения
30 мин
1
1
36
36
Продолжительность и режим занятий соответствует Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Кружковая работа формировать рассчитана на детей детей дошкольного примере возраста (5-7 лет). Количество вторую детей посещающих спасти кружок Театральная мозаика - 16 человека.
Кружок работает года в течение учебного работа года (октября – май деревья включительно), один учет раз в неделю, помощь во вторую половину драматизаций дня. План дошкольникам кружка рассчитан слов на 2 учебных года. Длительность – 25 минут (1 год обучения), 30 минут - (2 год обучения).
Формы организации живых детской деятельности: жизни 1. Организованны
Занятия проводятся по группам и индивидуально, реализуя принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Формы проведения занятий различны, это — игровое творчество, песенное творчество, игра на музыкальных инструментах, танцевальное творчество, кукловождение, актерское мастерство, драматизация. Занятия имеют интегрированную форму обучения с использованием музыки, литературы, выполнение творческих заданий.
1.2. Цели и задачи ДООП
Цель программы:
Развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и театральных представлений.
Задачи:
Предметные:
5-6 лет
1.Познакомить воспитанников с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
2.Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
6-7 лет
1.Продолжать развивать ритмику, пластику движений.
2.Развивать навыки кукловождения.
Метапредметные:
1.Развивать творческую активность воспитанников, участвующих в театрализованной деятельности.
Личностные:
1.Воспитывать у детей художественный вкус.
2.Формировать морально-этические нормы поведения.
1.3. Учебно – тематический план.
№
Наименование разделов
Всего
час.
теория
практика
Форма контроля
1 год обучения
1.
Инструктаж по технике безопасности
1
1
0
беседа
2.
Игровое творчество
4
2
2
Драматизация, постановка спектакля
3.
Песенное творчество
4
2
2
Концерт
4.
Танцевальное творчество
4
2
2
Концерт
5.
Импровизация на детских музыкальных инструментах
6
3
3
Концерт
6.
Основы кукловождения
5
2
3
Спектакль
7.
Основы актерского мастерства
4
2
2
Спектакль
8.
Основы кукольного театра
4
2
2
Спектакль
9.
Основные принципы драматизации
4
2
2
Спектакль
10.
Отчетный концерт
1
0
1
Всего:
36
17
19
2 год обучения
1.
Инструктаж по технике безопасности
1
1
0
беседа
2.
Игровое творчество
4
2
2
Драматизация, постановка спектакля
3.
Песенное творчество
4
2
2
Концерт
4.
Танцевальное творчество
4
2
2
Концерт
5.
Импровизация на детских музыкальных инструментах
6
3
3
Концерт
6.
Основы кукловождения
5
2
3
Спектакль
7.
Основы актерского мастерства
4
2
2
Спектакль
8.
Основы кукольного театра
4
2
2
Спектакль
9.
Основные принципы драматизации
4
2
2
Спектакль
10.
Отчетный концерт
1
0
1
Всего:
36
17
19
1.4. Содержание программы
1 год обучения.
Раздел 1. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Познакомить с основами техники безопасности при работе в музыкальном зале, просмотр презентаций.
Раздел 2. Игровое творчество.
Теория: Знакомство с основами инсценировки хорошо знакомых сказок.
Практика: Предлагать детям сочинять новые сказки. Используя персонажей хорошо знакомой сказки, изменить характеры героев на противоположные. Побуждать детей коллективно сочинять пьесы из жизни и разыгрывать их.
Раздел 3. Песенное творчество.
Теория: Учить сочинять песни в определенном жанре на заданный текст в характере своего героя.
Практика: Сочинение детьми песен на стихи.
Раздел 4. Танцевальное творчество.
Теория: Учить придумывать движения к танцам в характере своего героя.
Практика: танцевальные движения к характеру героя, учить импровизации.
Раздел 5. Импровизация на детских музыкальных инструментах.
Теория: учить игре на музыкальных инструментах.
Практика: шумовой оркестр, импровизация, игра на музыкальных инструментах.
Раздел 6. Основы кукловождения.
Теория: Активизировать познавательный интерес к кукольному театру.
Практика: учить передавать особенности походки различных кукол, передавать интонацию и образ персонажа, знакомить детей с различными видами театров.
Раздел 7. Основы актерского мастерства.
Теория: Беседа о работе актеров и их мастерстве.
Практика: отработка правильной артикуляции и дикции, выразительности мимики и жестов, учить импровизации.
Раздел 8. Основы кукольного театра.
Теория: знакомство с упражнениями направленные на развитие речи, обучение основам кукловождения.
Практика: упражнения способствующие раскрытию эмоционально-образного характера персонажа. Этюды Пошел котик на торжок, Лиса и петух и др.
Раздел 9. Основные принципы драматизации.
Теория: знакомство с упражнениями направленные на развитие речи, пластической выразительности движений.
Практика: упражнения способствующие раскрытию эмоционально-образного характера персонажа.
Раздел 10. Отчетный концерт.
Практика: демонстрация полученных умений и навыков в процессе театрализованной деятельности.
год обучения.
Раздел 1. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Познакомить с основами техники безопасности при работе в музыкальном зале, просмотр презентаций.
Раздел 2. Игровое творчество.
Теория: Знакомство с основами инсценировки хорошо знакомых сказок.
Практика: Предлагать детям сочинять новые сказки. Развивать у детей образную выразительность. Побуждать детей коллективно сочинять пьесы из жизни и разыгрывать их.
Раздел 3. Песенное творчество.
Теория: Учить сочинять песни в определенном жанре на заданный текст в характере своего героя.
Практика: Сочинение детьми песен на стихи.
Раздел 4. Танцевальное творчество.
Теория: Учить придумывать движения к танцам в характере своего героя.
Практика: танцевальные движения к характеру героя.
Раздел 5. Импровизация на детских музыкальных инструментах.
Теория: учить игре на музыкальных инструментах.
Практика: шумовой оркестр, импровизация, игра на музыкальных инструментах.
Раздел 6. Основы кукловождения.
Теория: Активизировать познавательный интерес к кукольному театру.
Практика: учить передавать особенности походки различных кукол, передавать интонацию и образ персонажа.
Раздел 7. Основы актерского мастерства.
Теория: Беседа о работе актеров и их мастерстве.
Практика: отработка правильной артикуляции и дикции, выразительности мимики и жестов.
Раздел 8. Основы кукольного театра.
Теория: знакомство с упражнениями направленные на развитие речи, обучение основам кукловождения.
Практика: упражнения способствующие раскрытию эмоционально-образного характера персонажа. Этюды К нам пришёл зайчик, Кот и петушок и др.
Раздел 9. Основные принципы драматизации.
Теория: знакомство с упражнениями направленные на развитие речи, пластической выразительности движений.
Практика: упражнения способствующие раскрытию эмоционально-образного характера персонажа.
Раздел 10. Отчетный концерт.
Практика: демонстрация полученных умений и навыков в процессе театрализованной деятельности.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные результаты:
Будут знать и уметь:
5-6 лет
- Принимать позиции слушателя, зрителя, актёра в соответствии с задачей.
6-7 лет
- Будут уметь воплощать свои замыслы собственными силами, организуя деятельность других детей.
-Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ, используя мимику, жесты, интонацию.
Предметные результаты:
Будут знать и уметь:
5-6 лет
- Будут знать о сценическом движении, о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений.
- Научатся управлять куклами бибабо.
6-7 лет
- Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары.
- На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
Личностные результаты:
5-7 лет
- Знание основных моральных норм поведения, доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.Условия реализации программы:
Для обеспечения планируемых результатов в МБДОУ детский сад Буратино в наличии следующее материально-техническое обеспечение:
- технические средства для музыкального сопровождения: музыкальный центр, компьютер, электронное пианино, ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Микрофон -2шт., музыкальные инструменты, ширмы-3шт., шапочки-маски, куклы-бибабо, костюмы и атрибуты для театрализованной деятельности.
Оборудование и инвентарь соответствует количеству детей, обучающихся по программе.
Информационное обеспечение:
- музыкальная подборка композиций и музыкальных произведений;
- фонотека;
- картотека упражнений;
- картотека музыкально-ритмических композиций;
- картотека игр;
- подборка учебно-методических материалов и консультаций для родителей;
- методическая литература (см. Список литературы стр.24)
2.2. Формы аттестации,призваны отражать достижения цели и задач.
Для определения результативности освоения программы разработаны следующие формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- Педагог в течение учебного периода ведет журнал посещаемости воспитанников.
- Педагог по итогам учебного периода, на основании мониторинга оценочных материалов составляет аналитическую справку с указанием процентного показателя освоения программы каждым воспитанником.
- Для предъявления и демонстрации образовательных результатов педагог с группой воспитанников проводит открытое занятие для родителей и администрации дошкольной организации.
2.3. Оценочные материалы.
Система мониторингадостижения детьми планируемых результатов программы представляет собой процесс непрерывного научно- обоснованного, диагностико - прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Система мониторинга разработана на основе диагностики детей дошкольного возраста Сорокиной Н.Ф. и включает:
- достижение детьми планируемых результатов освоения программы,
- обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы,
- осуществление оценки динамики достижений детей,
- описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Процесс обучения по ДООП предусматривает следующие формы диагностики:
1.Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: беседа, наблюдение.
2. Итоговая диагностика проводится по окончании всего курса обучения. Формы представления результатов: концерты, отчетное занятие.
(Приложение 1)
2.4. Методические материалы.
Формы, способы, методы и средства реализации программы
Процесс дополнительного образования в ДОУ предусматривает решение задач в следующих формах организации деятельности:
1.Совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
2.Свободная самостоятельная деятельность детей.
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов. Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Она строится на:
- субъект-субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
- диалогическом (а не монологическом) общение взрослого с детьми;
- продуктивном взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками;
- партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)
Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогом (в том числе совместно с детьми) предметно - развивающей образовательной среды:
- обеспечивает каждому ребенку возможность выбора деятельности по интересам;
- позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
- позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности с взрослым. Художественно-эстетическое развитие – предоставление детям возможности самостоятельно музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и других), слушать музыку.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагога.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Основными формы работы с родителями:
- Беседа – консультация
- Фото выставки
- Анкетирование
- Совместные спектакли
- Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
- Дни открытых дверей.
2.5. Календарный учебный график.
Календарный учебный график кружка Театральная мозаика (1год обучения)
Месяц
Дата
Тема занятия
Форма проведения
Кол-во часов
Форма контроля
Примечание
Октябрь
03.10.24
Инструктаж по ТБ
беседа
1
Опрос
10.10.24
Игровое творчество
Мы – будущие артисты
Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?
Язык жестов
Упражнения
Беседа
Иммитационные этюды
4
Опрос
17.10.24
24.10.24
31.10.24
Ноябрь
07.11.24
Песенное творчество
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.
Звукообразование
Музыкальные штрихи.
Беседа
Упражнения
4
Опрос
Итоговый концерт
14.11.24
21.11.24
28.11.24
Декабрь
05.12.24
Танцевальное творчество
Ритмика
Музыкальная сказка Непослушные детки
Беседа
Танцевальные упражнения
4
Опрос
Итоговый концерт
12.12.24
19.12.24
26.12.24
Январь
16.01.25
Импровизация на детских музыкальных инструментах
Знакомство с народными музыкальными инструментами
Знакомство с техникой игры на них
Игра индивидуальная
Игра в группе
Беседа
Упражнения
Игровое занятие
6
Опрос
Итоговый концерт
23.01.25
30.01.25
Февраль
06.02.25
13.02.25
20.02.25
27.02.25
Основы кукловождения
Театральный этюд Игра Детки в клетке
Сказка Рукавичка
Серый волк и Козлятки
Интегрированное занятие,
игровые упражнения
5
Итоговое занятие, концерт
Март
06.03.25
13.03.25
20.03.25
27.03.25
Апрель
03.04.25
Основы актерского мастерства
Пальчиковый театр Лиса, Заяц и Петух
Театр фланелеграфа
Театрализованная игра Колобок
Беседа, игровые упражнения, комплексное занятие
6
Опрос, итоговый концерт
10.04.25
17.04.25
24.04.25
08.05.25
Основные принципы драматизации
Знакомство с театром марионеток
Игровая викторина по стихам А.Барто
Волшебный сундучок
Беседа, игровые упражнения, комплексное занятие
5
Опрос, итоговый концерт
Май
15.05.25
22.05.25
29.05.25
Отчетный концерт
1
итоговый концерт
Список используемой литературы
Нормативно-правовые документы:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
4.Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
5.Письмо от 18 ноября 2015г. № 09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. № 06-1844 О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей;
6.Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019г.№ 1321 об утверждении методических рекомендаций Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края;
7.Распоряжение Правительства Хабаровского края от 05.08.2019г. № 645-рп Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае;
8.Приказ КГАОУ ДО РМЦ № 383П от 26.09.2019г. Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае.
Педагогам:
1.Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Просвещение 1991.
2.Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Учитель 2011.
3.Вакуленко Ю.А,Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Учитель 2008.
4.Генов В.В. Театр для малышей. Просвещение 2008г
5.Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ярославль. Академия развития. 2006.
6. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. Просвещение 1982.
7. Медведева И.Я., Шишова Т.Л., Улыбка судьбы. Роли и характеры.
Линка-Пресс,2002.
8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. ТЦ Сфера, 2001.
9. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Играем в кукольный театр:
Программа Театр – Творчество – Дети Развитие творческих
способностей детей средствами театрального искусства. АРКТИ,2002.
10. Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. АРКТИ, 2004.
11. Чистякова М.И. Психогимнастика. Просвещение 1990.
Родителям:
1.Звонарев К.А. Я играю в театр. ТЦ Сфера, 2001.
2.Сидоркина О.В. Мой маленький театр. Просвещение 2004г.
26