ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Реальные задачи в математике» | Мой кабинет. Работа №344333
Данная программа разработана с целью накопления субъектного опыта моделирования ситуаций, в которых предусмотрено применение математических знаний в реальной действительности. Она способствует развитию предметных, метапредметных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, ориентирует ребенка на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального предпочтения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Реальные задачи в математике»
Уровень образования (класс): среднее общее образование, 7 класс
Учитель: Полякова Виктория Викторовна
Направление - общеинтеллектуальное
Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа -12-13 лет
Срок реализации: 1 год( всего - 34ч; в неделю - 1 час)
2024-2025 уч. год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Реальная математика» для 7 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 с изменениями и дополнениями
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для обще
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
Направление программы – общеинтеллектуальное. Программа создаёт условия для творческой самореализации личности ребёнка, создаёт возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно и продуктивно в ней участвовать.
Кроме того, данная программа позволяет обучающимся постоянно приобретать и накапливать умения рассуждать, обобщать, доказывать, систематизировать. Особую роль данная программа уделяет развитию способностей к самообразованию, к созданию и разрешению проблемных ситуаций, рефлексии, самоанализу собственной деятельности. Именно умение решать учебные задачи в дальнейшем приводит к умению решать любые жизненные задачи.
Цель программы: сформировать у школьников представления о математике как о комплексе знаний и умений, необходимых человеку для применения в различных сферах жизни.
Задачи:
Образовательные: расширить представление учащихся о практической значимости математических знаний, о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сформировать навыки перевода прикладных задач на язык математики, сформировать устойчивый интерес к математике, как к области знаний.
Воспитательные: сформировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры; способствовать пониманию ее значимости для общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для использования в практической деятельности; обеспечить возможность погружения в различные виды деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой.
Развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана.
Данная программа разработана с целью накопления субъектного опыта моделирования ситуаций, в которых предусмотрено применение математических знаний в реальной действительности. Она способствует развитию предметных, метапредметных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, ориентирует ребенка на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального предпочтения.
Программа ориентирована на базовый уровень владения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики, рассчитана на учащихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний о профессиях.
Программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. С целью повышения познавательной активности учащихся, развития способностей самостоятельного освоения знаний школьники обеспечены возможностью проводить самостоятельный поиск решения поставленной проблемы, поиск необходимой и полезной информации.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
• Мотивация к обучению
• Самоорганизация и саморазвитие
• Познавательные умения
• Умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве
• Умения и навыки практических действий для решения практических задач
Метапредметными результатами изучения курса в 7-м классе является
формирование универсальных учебных действий (УУД), а именно:
Регулятивные результатами
изучения курса является формирование
следующих умений:
• Определять цель деятельности на уроке самостоятельно и с помощью учителя.
• Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
• Планировать учебную деятельность на уроке и последовательность выполнения действий.
• Высказывать свои версии и предлагать способы их проверки (на основе продуктивных заданий).
• Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (справочные пособия, инструменты, подручные средства).
• Определять успешность выполнения своего задания.
• Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
• Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов
Познавательными результатами
изучения курса является формирование следующих умений:
навыки решения проблем творческого и поискового характера,
навыки поиска, анализа, интерпретации и конструирования информации.
навыки выбора наиболее эффективных способов действий
Коммуникативными
результатами
изучения курса является формирование следующих умений:
умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной
, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Содержание программы курса «Реальные задачи в математике»
В основу содержания программы заложены следующие психолого-педагогические принципы:
Доступность и наглядность;
Связь теории с практикой
Учет возрастных особенностей школьников;
Вовлечение
обучающихся
в активную деятельность
Целенаправленность и последовательность деятельности
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения;
Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом
Учет индивидуальных особенностей развития ребенка в интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах их проявления.
Свободное развитие личности, приобретение жизненного опыта и знаний на собственном опыте.
Развитие ребенка через навыки общения в социуме, умение договариваться и слушать друг друга.
В основу содержания программы заложены следующие педагогические задачи:
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, родителями и другими взрослыми людьми для решения общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для формирования здорового образа жизни
В основу реализации программы заложены следующая структура педагогической деятельности:
Регламентированная деятельность
в форме занятий, в которых учитель является инициатором активности детей, предлагая выполнить составленные им задания.
Совместная деятельность педагога с детьми
, которая предусматривает постановку и реализацию совместных задач, постановку учебной проблемы, решение которой обеспечивает освоение разных видов деятельности, приобщает к опыту поколений, нравственным ценностям, расширяет представления о практической деятельности человека.
Свободная деятельность детей
, которая предусматривает свободный выбор темы учебного исследования, формы деятельности в этом исследовании и формы подачи результатов исследования. Такая деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, его творческую активность, свободное экспериментирование. Функция педагога здесь предусматривает создание предметной среды, отвечающей его интересам и имеющей развивающий характер, а также педагогическое сопровождение его учебной деятельности (заинтересованное наблюдения, консультирование, личное участие, поощрение самостоятельности)
Содержание учебного предмета
№ п/п
Раздел программы
Кол-во часов
1
Математика в быту.
Кому и зачем нужна математика?
Разметка участка на местности (лабораторная работа)
Меблировка комнаты (практическая работа)
Расчет стоимости ремонта комнаты (лабораторная работа)
Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи.
Сколько стоит электричество?
Математика и режим дня
9
2
Математика в профессии
Из чего складывается заработная плата
Что такое отчет?
Математика в пищевой промышленности
Математика в медицине
Математика в промышленном производстве
Математика в сфере обслуживания.
Математика в спорте
Математика и искусство
11
3
Математика в бизнесе
Экономика бизнеса.
Цена товара. Наценки и скидки.
Деловая игра.
4
4
Математика и общество
Штрафы и налоги
Распродажи
Тарифы
Голосование
4
Математика в природе
Что и как экономят пчелы?
Какова высота дерева?
«Золотое сечение» в живой природе
Симметрия вокруг нас
6
Краткая характеристика разделов программы
1 «Математика в быту» построен на основе идеи «образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в повседневной жизни.
Цель занятий со школьниками состоит в формировании навыков решения практических вопросов, связанных с применением математических знаний. При этом предполагается решение следующих задач:
сформировать представления о практических вопросах, связанных с повседневной жизнью человека и способах их решения;
развивать познавательную и творческую активность учащихся в процессе решения практических задач, навыки публичных выступлений;
воспитывать интерес учащихся к учебно-исследовательской деятельности.
В основе замысла программы лежит идея погружения учащихся в решение бытовых проблем, поиска рациональных подходов их решения, изучение опыта решения рассматриваемых вопросов в ходе совместной деятельности всех участников образовательного процесса (школьников, учителей, родителей).
Содержание программы построено как «маршрут познания бытовых проблем взрослых» с элементами учебного исследования. Освоение программы предусматривает ознакомление со способами решения таких вопросов, как выбор и расстановка мебели в комнате, выбор материалов для ремонта комнаты, произведение замеров и расчет стоимости ремонта, обсуждение вопросов конструктивного подхода к расходованию денежных средств, в том числе о способах экономии природных и материальных ресурсов, исследование вопроса существенных и незначительных расходов во время коллективных мероприятий, отдыха, роли математики в самоорганизации школьника.
Содержание учебных занятий предусматривает использование оборудования для практических и лабораторных работ, актуализацию необходимых математических знаний, постановку проблем, поиск решения проблем, решения математических задач, в том числе с использованием математического моделирования данных, выбор темы для проведения учебного исследования (индивидуально или в группах), консультирование и защиту проведенных исследований.
Подведение итогов деятельности обучающихся по теме можно провести в форме фестиваля с представлением учебных проектов.
2 «Математика в профессии» построен на идеи погружения в деятельность человека определенной профессии и установления связи этой деятельности с математическими знаниями.
Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения математических знаний и умений, определили для себя уровень привлекательности отдельных профессий, получили возможность ориентации в сферах будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
расширить и углубить знания об отдельных аспектах профессиональной деятельности человека;
обозначить конкретные математические знания, которых наиболее значимы для человека;
сформировать умения выполнять простейшие должностные функции бухгалтера, мастера производства, продавца, тренера;
исследовать вопрос о необходимости математических знаний для художника, дизайнера, строителя, менеджера.
Учащиеся решают математические задачи, связанные с профессиональной деятельностью человека, практические задачи, связанные с функциональными обязанностями отдельных профессий.
Рассматриваемые задачи можно дополнить задачами реальной математики из банка задач по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Формулируемые проблемы следует связать с рассмотрением реальных материалов, используемых в профессиональной деятельности.
Подведение итогов деятельности обучающихся по данной теме можно провести в форме конкурса эссе по теме: «Моя будущая профессия».
3 «Математика в бизнесе» знакомит школьников с отдельными экономическими понятиями, математическими закономерностями, особенностями построения бизнеса.
Цель занятий состоит в том, чтобы сформировать у школьников основы знаний о таких понятиях, как рынок, конкуренция, издержки производства, доход, инвестиционные фонды и др.
Задачи:
сформировать у школьников представление о бизнесе, как о системе воспроизводства капитала;
ориентировать школьников на приобретение математических знаний, необходимых для предпринимательской деятельности.
Содержание программы состоит из трех основных блоков: информационный, формирующий умения и деловая игра.
Информационный блок предусматривает ознакомление с основными экономическими понятиями через систему докладов, сообщений, обсуждений, установления причинно-следственных связей, составления кластеров и т.п.
Блок, формирующий умения, предусматривает приобретение умений решать практические задачи.
Третий блок ориентирован на возможность применения приобретенных знаний и умений в ходе деловой игры, организуемой учителем.
4 «Математика и общество» ориентирует обучающихся на освоение экономических понятий и связанных с ними математических понятий, правил и закономерностей, необходимых каждому гражданину.
Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения математических знаний и умений в ситуациях, с которыми сталкивается каждый человек, осознали потребность в этих знаниях для успешной социализации и интеграции в экономическое пространство общества.
Задачи:
сформировать представление о таких правовых понятиях как штраф и штрафные санкции, о видах штрафов и их размерах;
научить производить вычисления, связанные со скидками в торговле, наценками и распродажами;
раскрыть содержание понятия «Тариф», рассмотреть вопросы о том, где человек сталкивается с тарифами, как производятся расчеты с использованием тарифов;
обеспечить воспитание гражданской сознательности в ходе ознакомления с такими явлениями гражданского общества как «Перепить населения», «Референдум», «Голосование» и решения задач, связанными с этими понятиями.
Учащиеся получают некоторые сведения о понятиях из области права, экономики и юриспруденции. Решение задач, связанных с этими понятиями убедит школьников в том, что математические знания имеют значение и для гуманитарных сфер деятельности человека.
Данный модуль не предусматривает написания проектов, но призван формировать у учащихся умения добывать и перерабатывать информацию, в том числе и в открытом информационном пространстве. На занятиях предусмотрено прослушивание докладов, сообщений, составление кластеров и синквейнов.
5 «Математика в природе» построен на основе идеи «исследовательского образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в природе.
Цель занятий состоит в том, чтобы исследовать математические закономерности, наблюдаемые в живой природе.
Важной задачей модуля является формирование у школьников умений работать с информацией: находить ее в разных источниках, перерабатывать, интерпретировать, сохранять и передавать.
Способствуя интеграции естественнонаучных и математических знаний, данный модуль подводит учащихся к пониманию неограниченности человеческого познания, возможности изучения свойств хорошо знакомых объектов с различных позиций.
Приводимое в модуле содержание может быть изменено или дополнено в соответствии с запросами и пожеланиями школьников.
Подведение итогов деятельности обучающихся по теме можно провести в форме отчетной конференции, на которой следует подвести итоги темы и всего курса, отметить достижения учащихся, провести награждение.
Примерное тематическое планирование
№ п/п
Примерные темы, раскрывающие раздел программы
Кол-во часов
Основное содержание занятия
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Кому и зачем нужна математика?
1
- обозначить необходимость использования математики в быту, в профессии, в бизнесе в ходе обсуждения
- развивать математическое мышление и смекалку в ходе решения устных и полу устных заданий
- знакомятся с презентацией по теме
- творческая работа в группах: поиск ответа на вопросы как используется математика в быту, кем и как используется математика в профессии, как помогает математика бизнесмену, встречаются ли математические понятия и закономерности в природе,
- решение заданий на смекалку группами в форме соревнования
2
Разметка участка на местности
1
- провести актуализацию математических знаний, которые помогут осуществить разметку, провести расчет площади и периметра участка, стоимости ограждения участка.
- исследование вопроса о том, какое необходимо оборудование.
- беседа в форме фронтальной работа
- лабораторная работа: осуществить разметку участка на местности, провести расчет площади и периметра участка, стоимости ограждения участка
- представление расчетов в форме защиты проекта
3
Меблировка комнаты (практическая работа)
1
- подвести к осмыслению выбора интерьера для определенной комнаты дома
- моделировать обстановку комнаты на бумаге
- творческая работа в группах по выбору комнаты дома и интерьера для комнаты по подготовленному прайс-листу (прайс-лист готовит учитель как образец для дальнейшего выполнения подобных заданий учащимися)
- моделирование мебели на клетчатой бумаге
– моделирование обстановки комнаты на ее схеме
4
Расчет стоимости ремонта комнаты (лабораторная работа)
1
- осмысление вида ремонта для классной комнаты, выбора материалов, расчет количества расходных материалов и затрат на ремонт
- коллективная работа, направленная на осмысление потребностей для осуществления виртуального ремонта комнаты, распределение обязанностей по подготовке к виртуальному ремонту
- произведение необходимых замеров на местности, просчетов потребностей в материалах для ремонта
5
Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи. Сколько стоит отдохнуть?
1
- ознакомление с понятие «Бюджет», статьями расходов каждой семьи
- осмысление потребностей семьи с низким уровнем доходов, с высоким уровнем доходов, осознание потребностей школьника
- осознание потребности человека в организации досуга, осмысление видов отдыха, сопутствующих затрат, расчет затрат для разных видов отдыха
- знакомятся с презентацией по теме
- обсуждение с родителями потребностей семьи и затрат на эти потребности (домашнее задание к уроку)
- творческая работа в группах по составлению таблицы доходов и расходов школьника и семей с различным уровнем дохода
- организованное обсуждение видов отдыха всей семьей
- творческая работа в группах по интересам, результатом которой станет мини-проект (необходим доступ к информационным ресурсам)
6
Сколько стоит электричество?
1
- осмысление на что и в каком количестве расходуется электричество
- просчет затрат материальных ресурсов на электричество и сравнительный анализ результатов
- подготовка сообщений о различных видах ламп и их технических характеристиках (домашняя подготовка)
- развитие навыков решения практических задач – воспитание рационального подхода к вопросам энергосбережения
7
Математика и режим дня
1
- осознание потребности в режиме дня как возможности сохранить здоровье и многое успевать
- осмысление потребностей школьника в чередовании труда и отдыха
- ознакомление с нормами СанПина в труде и отдыхе школьников разного возраста
- обсуждение вопросов, связанных с режимом дня
- решение практических задач, связанных с затратами времени на труд и отдых школьника, родителей
- мини-проект по составлению для себя режима дня на один день или на неделю
8
Урок-консультация
1
- консультирование учащихся по вопросам написания проектов по пройденным темам на их выбор
- задают вопросы, возникшие в ходе выполнения или оформления проектов
9
Защита учебных проектов
1
- защита проектов
- рефлексия, самооценка и взаимооценка достижений
- представляют проекты
10
Из чего складывается заработная плата
1
- знакомятся с видами зарплат, способами начисления зарплат
- просмотр презентации по теме
- знакомятся с правилами начисления зарплаты учителя
11
Из чего складывается заработная плата
1
- приобретают навыки вычисления объема зарплаты
- знакомятся с правилами начисления зарплаты учителя
- работают в творческих группах по решению практических задач
12
Что такое отчет?
1
- осмысление понятия «отчет» в ходе обсуждения, формирование представления о математическом моделировании форм представления отчетов
- обсуждение вопросов, связанных с понятиями «отчет» и «математическая модель» под руководством учителя
-решают практические задачи, связанные с отчетностью профессии учителя (отчет по качеству выполнения контрольной работы классом и моделирования результатов), с чтением графиков и диаграмм.
13
Математика в пищевой промышленности
1
- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях
-решение практических задач на части и проценты
- осознают необходимость математических знаний в профессии мастера в пищевом производстве
14
Математика в медицине
1
- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях
-решение практических задач на части и проценты
- осознают необходимость математических знаний в профессиях врача, фармацевта, лаборанта
- развивают умения решать задачи на части и проценты, приобретают навыки прочтения результатов обследования и представления чисел в стандартном виде
15
Математика в промышленном производстве
1
- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях
-решение практических задач на производительность труда
- осознают необходимость математических знаний
- развивают умения решать задачи на производительность труда
16
Математика в сфере обслуживания.
1
- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях
-решение практических задач на округление по недостатку или по избытку
- осознают необходимость математических знаний
- развивают умения решать задачи на округление по недостатку или по избытку
17
Математика в спорте
1
- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях
- решение практических и комбинаторных задач
- осознают необходимость математических знаний
- развивают умения решать практические и комбинаторные задачи
18
Математика и искусство
1
- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях
- выполнение практического задания по изображению объекта с учетом математических закономерностей
- слушают сообщение о Леонардо да Винчи (домашняя подготовка)
- просмотр презентации по теме
- формирование умения применения математических закономерностей в изображении объектов
19
Урок-консультация
1
- консультирование учащихся по вопросам написания проектов по пройденным темам на их выбор
- задают вопросы, возникшие в ходе выполнения или оформления проектов
20
Защита учебных проектов
1
- защита проектов
- рефлексия, самооценка и взаимооценка достижений
- представляют проекты
21
Экономика бизнеса.
1
- осмысление понятия «Бизнес» и других понятий, связанных с бизнесом
- просмотр презентация, раскрывающая понятие «Бизнес» и иных понятий, связанных с бизнесом
22
Цена товара. Наценки и скидки
1
- осмысление того факта, что повышение стоимости с последующим понижением на те же проценты не дает исходной величины
- развитие навыков решения задач на проценты
- решение задач практического характера с последующим осмыслением результатов, рассмотрение разных способов решения одной задачи
23
Цена товара. Наценки и скидки
1
- осмысление того факта, что повышение стоимости с последующим понижением на те же проценты не дает исходной величины
- развитие навыков решения задач на проценты
- решение задач практического характера с последующим осмыслением результатов, рассмотрение разных способов решения одной задачи
24
Деловая игра.
1
- обеспечить запоминание и осмысление некоторых экономических понятий
- развитие умений решать задачи экономического характера
- воспитывать умения просчитывать риски
- разбиваются на команды и соревнуются в ходе выполнения заданий
25
Штрафы и налоги
1
- ознакомление с понятиями «Штраф» и «Пени», осознание их значения для сфер деятельности человека
- развитие навыков решения задач на проценты
- воспитание сознательной гражданской позиции
- просмотр презентации, раскрывающей понятия «Штраф» и «Пени»,
- обсуждение действий, приводящих назначению штрафов и пени, и действий им противостоящих
- решение практических задач на проценты
26
Распродажи
1
- ознакомление с понятием «распродажа», с ситуациями, когда проводят распродажи
- развитие навыков решения задач на проценты
- осознают значение распродаж для экономии семейного бюджета
- развивают навыки решения задач на проценты
27
Тарифы
1
- ознакомление с понятием «Тариф» и сферами использования этого понятия
- решение задач практического содержания
- осознают понятие «Тариф» и знакомятся со сферами, в которых используется понятие
- решают задачи практического содержания
28
Голосование
1
- обсуждение таких гражданско-правовых событий, как голосование, перепись, референдум, их значения для жизни общества
- развитие навыков решения практических задач
- заслушивают сообщения по темам «Голосование», «Перепись населения», «Референдум», задают вопросы, осмысляют их значения для жизни общества
- решают задачи практического содержания
29
Зачет по теме «Математика в обществе»
1
- контроль умений и навыков решения задач
- Решают на зачет задачи практического содержания
30
Что и как экономят пчелы?
1
- ознакомление с понятием «Правильный многоугольник»
- выполнение практического задания-исследования на выкладывание на поверхности правильных многоугольников
- просмотр презентации по теме «Правильные многоугольники»
- практическая деятельность с моделями многоугольников на исследование возможности покрыть поверхность правильными многоугольниками и вопроса экономии расходных материалов
- анализ результатов и практическое значение проведенного исследования
31
Какова высота дерева? (лабораторная работа)
1
- провести актуализацию математических знаний, которые помогут осуществить расчет высоты дерева
- исследование вопроса о том, какое необходимо оборудование.
- беседа в форме фронтальной работа
- лабораторная работа: осуществить замеры и произвести расчет высоты дерева на местности
- представление расчетов в форме защиты проекта
32
«Золотое сечение» в живой и в неживой природе
2
- напомнить правила нахождения симметрии у объекта, построения объектов, обладающих симметрией
- отработать понятие на примере практического задания
- выполняют практическое задание на исследование наличия золотого сечения у объекта
33
Симметрия вокруг нас
1
- напомнить правила нахождения симметрии у объекта, построения объектов, обладающих симметрией
- решают практические задачи с использованием известных правил и закономерностей, связанных с симметрией
34
Отчетная конференция
1
Защита проектов на открытой конференции, поощрение, награждение
- защищают учебные проекты
Литература
Д.В.Григорьева
,
П.П.Степанова
. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М: Просвещение, 2014 г.
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 класс. – М: Просвещение, 2010 г.
Балк
М. Б.,
Балк
Г. Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1971.
Степанов В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: книга для учителя: из опыта работы. — М.: «Просвещение», 1991.
Лиман М. М. «Школьникам о математике и математиках»: Пособие для учащихся 4–8
кл
. средней школы. — М.: Просвещение, 1981.
Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин «Математическая шкатулка», М, Просвещение, 1988 г.
Н. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М: Просвещение, 2013 г.
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав
.
р
ед.
М.Д.Аксенова
; метод. и отв. ред.
В.А.Володин
. – М.: Авантаж, 2003. – 688с.
Балаян
Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н.
Балаян
.-Ростов н
/Д
: Феникс, 2014.-236с
Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова.
-М
.: АСТ:
Астрель
, 2008,-95с.
Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И.
Баврин
.
-М
.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.