Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Академия домоводства» | Иванова Алла Александровна. Работа №354538

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Направленность программы «Домоводство» по содержанию является социально – педагогической; по функциональному предназначению – досугово - прикладной; по форме организации – общедоступной, индивидуально – ориентированной. При разработке программы за основу взяты квалификационные требования определенного уровня смотров, как внутри школы, так и районного, муниципального, областного, всероссийского уровня конкурсов, выставок, фестивалей и других мероприятий. 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

ЛАИШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

 

Принята на заседании «Утверждена»

педагогического совета приказ МБУ ДО «ЦВР»

Протокол от 28.09.2023 г. № 1 от 08.09.2023 г. № 63

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Академия домоводства»

 

Направленность: творческо-познавательная

Возраст обучающихся: 11-15лет

Срок реализации: 1 год (68 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Иванова Алла Александровна

 

 

 

 

 

 

Лаишево, 2024 г

 

Информационная карта

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

естественно – научной направленности

«Академия домоводства»

1.

Учреждение

МБУ ДО «Центр внешкольной работы Лаишевского муниципального района РТ»

2.

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Академия домоводства»

3.

Направленность программы

творческо-познавательная

4.

Сведения о разработчиках.

 

4.1 ФИО, должность

Иванова Алла Александровна

5.

Сведения о программе:

5.1

Срок реализации

1 год

5.2

Возраст обучающихся

11-15 лет

5.3

Характеристика программы:

 

- тип программы

 

- дополнительная общеобразовательная программа

 

 

- вид программы

 

- общеразвивающая

 

 

- принцип проектирования программы

 

- разноуровневая

 

5.4

Цель программы

-саморазвитие личности каждого ребёнка,

-отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию и кулинарии.

–активизация творческого потенциала и творческих способностей обучающихся через формирование их познавательных исследовательских интересов, стремления обучающихся своим трудом создавать красоту.

– гармоничное развитие обучающегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности.

-Формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

6.

Формы и методы образовательной деятельности

• Лекционная

Коллективное творчество.

• Индивидуальная

• Проектная

• Игровая деятельность

• Самостоятельная

7.

Формы мониторинга и результативности

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, объяснение, беседа с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий), дискуссия.

Практический: упражнения, практические работы.

Репродуктивные методы: дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Наглядно-демонстрационные: применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств,

показ мультимедийных материалов и видео, иллюстраций.

8.

Результативность реализации программы

Выполнение итоговых проектов

9.

Дата утверждения и последней корректировки программы

26 мая 2023 года.

10.

Рецензенты

Сарокина И.Н., Шахова Ю.В., Константинова И.О. – методисты МБУ ДО «Центр внешкольной работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Пояснительная записка …………………………………………….……

……

5

Учебные планы…………………………………………………………

…..

… 9

Содержание учебных планов (по годам обучения)……………......……

…..

10

Методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение

реализации программы………………………………………………..……...12

Приложение - Календарно-тематический план

..

…………………

…..

….13

6. Список литературы………………………………………………………….....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа разработана согласно следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 №10;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28.12.2022 г.);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Письмо Министерства просвещения от 31 января 2022 года № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций»);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

Устав образовательной организации;

Положение о разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах реализуемых в МБУ ДО «Центр внешкольной работы» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.

 

Направленность дополнительной образовательной программы: Направленность программы «Домоводство» по содержанию является социально – педагогической; по функциональному предназначению – досугово - прикладной; по форме организации – общедоступной, индивидуально – ориентированной. При разработке программы за основу взяты квалификационные требования определенного уровня смотров, как внутри школы, так и районного, муниципального, областного, всероссийского уровня конкурсов, выставок, фестивалей и других мероприятий.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Новизна программы состоит в том, что впервые программа содержит в себе все аспекты, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Структура этой программы конкретизирована, многие вопросы расширены, что помогает ребенку ориентироваться в постоянных новшествах и новинках. Программа содержит углубленное изучение важных вопросов, и помогает детям реализовать свои идеи в творческих поделках, которые потом украшают интерьер комнаты. Умение делать вещи своими руками поможет оформить свою комнату стильно, креативно и поможет сэкономить на приобретении некоторых вещей.

Программа дополнительного образования детей направлена на:

– создание условий для развития ребенка; – развитие мотивации к познанию и творчеству; – обеспечение эмоционального благополучия ребенка

– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– профилактику асоциального поведения;

– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, интеграции в систему мировой и отечественной культур;

– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка; – укрепление психического и физического здоровья.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что по своей специфике учебно – воспитательный процесс в этой образовательной программе имеет развивающий характер и направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка, учитывает таланты, стремления и желания. Во время занятий учитываются возрастные и психофизические особенности детей. Работа на занятиях кружка организована в предлагаемых формах, и дети с удовольствием включаются в интересные виды деятельности. Образовательная программа «Академия домоводства» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т.д.);

– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др).

 

Цель и задачи дополнительной образовательной программы:

Цель: Формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Задачи:

1. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.

2. Формировать качества, творческой, думающей, активно действующей и легко адаптирующей личности.

3.Развивать позитивное отношение к труду, умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и поддержку.

4. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности.

5. Развивать творческие возможности и практические способности.

 

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы в этой области заключаются в том, что специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что в структуру программы входят несколько образовательных блоков: (теория, практика, проект). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели. Раскрываются особенности реализации программы, заложенные в отборе содержания и его структуре. Прослеживается акцентирование на наиболее важных идеях, развитии логики и освоения содержания.

Содержание дополнительной образовательных программы соответствует:

– достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно национальным особенностям региона;

– определенному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ;

– целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей;

– современным образовательным технологиям.

Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:

На занятиях освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Так, в работе над изготовлением поделки дети всегда должны добиваться точности и качества, стремиться к логическому изложению материала, выделять композиционные части текста, применять знания, нормы литературного языка.

 

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «за бегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе. Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения на кружке является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит инструкционные и технологические карты.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы среднего и старшего возраста. Возраст детей может быть разным и меняться во время обучения.

 

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы):

Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год и рассчитан на 68 часов. Обучение разделено на этапы, 1 этап – выявление умений, знаний, творческих способностей и интересов детей, 2 этап – отслеживание полученных знаний и умений в течении года, 3 этап – итог завершения конкретного этапа обучения (мини – выставка, отчет или проект), 4 этап – итоговый (выставка, открытое занятие, проект и т.д.).

 

Формы и режим занятий:

Формы занятий:

-коллективная –

групповая (занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав группы –5-10 человек).

-индивидуальная (по особенностям коммуникативного взаимодействия детей) - занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий, практикумы, экскурсии, конкуры, фестивали, отчетные мини выставки.

Режим занятий:

Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год и рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв). Занятия проходят с соблюдением ТБ, правил противопожарной безопасности, охраны труда. Программа помогает организовать увлекательный процесс в мир творчества, на это ориентирует кружок «Академия домоводства». Учащиеся сами выбирают вид изделия, способы работы, экспериментируют, вносят новшества. Индивидуальный труд детей во время занятий заключается в том, что они самостоятельно выполняют интересующие их задания. В процессе работы, у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах прикладного искусства в жизни. Учащиеся проявляют интерес, чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

Предметные результаты

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

Личностные результаты

Программные требования к уровню воспитанности:

Программные требования к уровню развития:

Метапредметные результаты:

 

Ученик будет знать:

- правила работы со всевозможными материалами;

 

Ученик будет уметь:

-дизайнерски подходить к изготовлению поделок; - изготавливать изделия и поделки;

 

Ученик способен проявлять следующие отношения:

- формировать навыки самообслуживания;

- формировать умение строить отношения с товарищами в процессе труда;

- улучшать свои коммуникативные способности и приобретать творческие навыки.

 

Ученик научится решать следующие жизненно-практические задачи:

- интересно подходить к труду;

- оценивать свою деятельность;

- благоприятно относиться к дому;

-создавать в своем уголке уют и тепло.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- Устный опрос;

- Итоговые занятия;

- Творческие и проектные работы;

- Мини-выставки и конкурсы в детском центре;

- Участие в районных и городских выставках, фестивалях и конкурсах;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно - тематический план

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

Вводное занятие.

2

1

1

Устный опрос

2

Бумажный мир. (Работа с бумагой, виды, свойства)

4

1

3

Конкурс

3

Радуга. (Техники изображения)

5

1

4

Конкурс

4

Ручное шитье. (Основные техники шитья)

4

1

3

Итоговое занятие

5

Лоскутные фантазии. (Лоскутная красота) (История рукоделия)

4

1

3

Конкурсы выставки

6

Машинное шитье. (Основные техники шитья)

6

2

4

Итоговое занятие

7

Переделка одежды, ремонт. (Способы и особенности)

6

1

5

Итоговое занятие

8

Техники рукоделия. (Скреп арт) (Поделки из всего на свете)

4

1

3

Конкурсы выставки

9

Праздничные украшения. (Подарки) (Игрушки на елку)

9

1

8

Конкурсы выставки

10

Ожившее прошлое (полезные поделки для дома и семьи)

7

1

6

Конкурсы выставки

11

Вязание крючком

4

1

3

Конкурс

12

Технология работы с нитками и веревками

5

1

4

Итоговое занятие

13

Изделия из фоамирана и фетра

4

1

3

Конкурс

14

Поделки из природного материала.

4

1

3

Итоговое занятие

Всего часов

68

15

53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

1. Вводное занятие.

Правила техники безопасности. Знакомство с планом работы.

2. Бумажный мир.

Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.

3. Радуга

Талант дан каждому человеку от природы, только развивать любые способности нужно начинать с раннего детства. Помогая детям учиться оформлять образы в изображения, мы оказываем им большую услугу. Рисование карандашом поэтапно не только интересно, но и очень полезно для детей. Уже доказано влияние развития мелкой моторики рук на умственные способности и психоэмоциональную сферу в самом раннем возрасте. Работая фломастером или карандашом, ребенок становится более спокойным, уравновешенным, у него формируется прекрасный эстетический вкус, развивается чувство гармонии в отношении всего окружающего мира. Это справедливо и для взрослых: когда мы учимся рисовать карандашом – наша нервная система отдыхает. Это ли не лучшее лекарство от бесконечных стрессов?

4 Ручное шитье.

История. Виды и свойства ткани. Сочетание цветов. Техника шитья. Виды швов. Основные навыки. Рабочие швы. Сложные швы. Применение их в работе. Виды тканей. Подбор материала. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов. Технология кроя. Освоение безопасных приёмов работы с иглой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей ручными швами. Изготовление панно. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.

5. Лоскутные фантазии.

Лоскутная красота. Есть вещи, которые переделать никак не получится, или стало мало, или вышло из моды. Много собирается блузок, брюк, джинсов. И выбросить жалко. Ткань, например очень красивая, иль вещь дорога как память. И вот тогда «включается» фантазия. Из старых, ненужных вещей мы сделаем много новых и нужных. Теплые и холодные цвета. Распределение по свойствам. Сочетание рисунка. Утюжка. Ручная и машинная стежка. Лоскутная геометрия. Лоскутная красота. Подготовка материала. Отбор цветов. Лоскутная картотека. Соединение лоскутков. Ручная и машинная стежка. Обработка срезов.

6.Машинное шитье. (Основные техники шитья)

Швейной машиной называется оборудование, осуществляющее ниточное соединение деталей. Они широко используются в различных отраслях народного хозяйства, в частности, в швейной, трикотажной, меховой, обувной, кожгалантерейной подотраслях легкой промышленности, а также в шинной, ковроткацкой, текстильной отраслях, в ателье и домах моделей, в театральных мастерских и мебельных и шторных салонах, в магазинах готовой одежды и во множестве других сфер. А также на уроках технологии в школах.

Все выпускаемые швейные машины по назначению подразделяются на:

стачивающие, предопределенные для соединения деталей одежды специализированные по видам работ: обрезка и обметывание среза, окантовывание среза, вышивание.

машины-полуавтоматы, которые выполняют определенный вид работ: обметывание петель, пришивание пуговиц, и т.д.

Современные универсальные бытовые машины позволяют не только соединять детали прямой строчкой, но и выполнять разные виды декоративных строчек, а использование специальных лапок позволяют выполнить обметывание петель, пришивание пуговиц, окантовывание срезов, обработку потайной застежки молния и т.д. При работе на швейной машине необходимо соблюдать правила техники безопасности. 

7. Переделка одежды, ремонт.

Главное, приступая к ремонту одежды, нужно оценить оправдается ли затраченный труд. Способы переделок очень много, если ремонт мелкий, то можно обойтись Вышивкой, штопкой, штуковкой, аппликацией или заменой деталей. Если вещь нужно ушить, этот ремонт считается самым не затратным. При увеличении размера можно выпустить швы, если таковых не имеется, то нужно подбирать ткань по цвету и фактуре, или наоборот – ткань может быть отделочная. Пошить можно много вещей, которые пригодятся в доме. Это и салфетки, прихватки, подушки и многое другое.

8. Техники рукоделия.

Скреп арт. История появления искусства из ненужных железок. Техническое моделирование. Соединение деталей. Работа по чертежу. Оформление окрашиванием. Изготовление творческих изделий из мелких деталей металлического лома, запчастей к радиоаппаратуре и т. др.. Декоративное оформление изделия окрашиванием если нужно. Темы берутся из современных журналов по рукоделию и соответствуют желаниям детей на данный момент обучения. Работа с журналами. Новые техники рукоделия. Изготовление подарков.

Поделки из всего на свете. Работа по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Разновидности пуговиц. Размеры, цвета ленточек. Прищепки. Старые диски. Журналы. Цветная проволока. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия. Изготовление творческих изделий из лампочек, пуговиц, ленточек, прищепок, цветной проволоки и т. д.. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

9. Праздничные украшения.

Традиция проведения праздников закладывается в семье. К праздничным торжествам относятся – день рожденье, новоселье, встреча Нового Года, 23 февраля, 8 марта. Для этой цели можно приспособить самую большую комнату. Приглашаются заранее гости, готовятся подарки, цветы, украшаются празднично помещения, продумываются развлечения, подбирается музыка. Украшение комнат к праздникам приносит радость и взрослым и детям. Вместе с детьми можно надувать и развешивать шарики, рисовать поздравительные плакаты, делать гирлянды и букеты, наряжать елку, изготавливать новогодние игрушки и подарки.

Подарки. Говорят: «Не дорог подарок, дорого внимание». Однако к теме подарков надо относиться с любовью. Все любят получать подарки нужные и интересные, и дарить, нужно продумав вкусы того, к кому собираетесь идти на торжество. Цветы желательно обернуть в фольгу, а подарок красиво упаковать. В некоторых случая подарок можно изготовить своими руками. В этом случае особое значение придают качеству исполнения. Конфеты можно подарить, изготовив из них букет, и оформить букет можно лентами, игрушками, цветами и многое другое. Упаковка подарка может быть самая разнообразная, делая акцент на то, кому этот подарок предназначен.

Игрушки на елку. Игрушки на елку и украшения из бросового материала. Игрушки своими руками. Это запоминается ребенком на всю жизнь. Перегоревшие лампочки, сломанные игрушки, праздничная фольга от упаковок, фантики от конфет и много другого «мусора» пойдет в дело.

10. Ожившее прошлое.

История рукоделия. Рукоделие — это искусство, оно считается одним из самых древних его видов. Рукоделие зародилось и развивалось вместе с человеком, так как это то, что мы делаем своими руками. Все, что необходимо на отдыхе и в быту. Изделия ручной работы считаются самыми дорогими, а одежда никогда не выйдет из моды.

Забытое прошлое. «Казачья изба». Казачьи народные праздники, традиции. Полезные поделки для дома и семьи. Первые куклы. История куклы.

11.Вязание крючком

Вязание – это увлекательное занятие. Оно развивает в человеке усидчивость и терпение. Каждое поколение открывает для себя его привлекательность. Связанная своими руками современная модель оказывается неповторимой и более доступной по цене, чем готовое изделие. Возможность применения разнообразных ниток и моделей делает вязание крючком любимым занятием многих людей. Вязание успокаивает, помогает собраться с мыслями. Это достаточно простая техника. Не требующего специального оборудования, пожалуй, кроме крючка и пряжи. Но, несмотря на это, изделия, выполненные в этой технике, поражает разнообразностью, оригинальностью. Вязание может изготовить полезную, а порой необходимую весь для дома. Это могут быть не только предметы одежды, но и предметы интерьера.

12. Технология работы с нитками и веревками

В процессе работы с нитками и веревками развивается мелкая моторика рук, образное и пространственное мышление, дети учатся решать композиционные задачи, создавая своими руками интересные, необычные изделия. Они начинают чувствовать материал и определенный ритм движения пальцев. Нитки, тесьма, веревки, шнуры - эти материалы волокнистыми, потому что они состоят из волокон, соединенных между собой скручиванием или плетением. Волокна могут быть самого различного происхождения: растительного (льняные, хлопковые); животного( шерсть баранов, верблюдов, козлов, натуральный шелк); полученные человеком путем химической переработки искусственные и синтетические волокна. На прядильных фабриках из волокон получают пряжу и нити.

13.Изделия из фоамирана и фетра

Сегодня наше время – время смелых идей. Материал - фетр очень популярен, поэтому направление творческой мысли многих мастеров сегодня идет к этому материалу. Из фетра делают: одежду, игрушки, обувь, украшения, сумочки, аксессуары и многое другое. Еще один материал, чья популярность буквально растет с каждым днем – это фоамиран. Его используют при создании букетных композиций, украшений, аксессуаров, игрушек, и даже в качестве элемента скапбукинга. К тому же богатая цветовая гамма фоамирана позволяет создавать достаточно реалистичные поделки, будь то цветы или основа для кукол. Фоамиран легко окрашивается с помощью акриловых красок и пастельных мелков.

14.Поделки из природного материала.

Самое главное, это подобрать подходящие материалы, в остальном фантазировать можно безгранично. В дело можно пустить листья как зеленые, так и уже поменявшие цвет, для некоторых работ подойдут и сухоцветы, листья, трава, цветы, веточки, колоски, морские ракушки, кофейные зерна и т.д.

 

 

 

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

Обеспечение программы методическими видами продукции:

Для обеспечения программы имеется специально оборудованный кабинет, который соответствует требованиям СанПиН, а также методические разработки занятий, проектов, конкурсов, технологические и инструкционные карты, инструменты и приспособления, необходимое оборудование и материалы.

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

на 2024-2025 уч. г.

1 год обучения

 

п/п

Название темы

Кол-

во

часов

Дата проведения

занятия

Форма

занятия

Форма контроля

Раздел 1. Вводное занятие.

1

Правила техники безопасности.

1

 

теория

 

2

Знакомство с планом работы.

1

 

практика

 

Раздел 2. Бумажный мир. (Работа с бумагой, виды, свойства)

3

Знакомство с бумагой: виды, свойства.

1

 

теория

 

4

Виды работ с бумагой: аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления).

1

 

практика

 

5

Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги. Выполнение творческих работ с бумагой.

1

 

практика

 

6

Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного.

1

 

практика

 

Раздел 3. Радуга. (Техники изображения)

7

Знакомство с техникой изображения.

1

 

теория

 

8

Рисование карандашом поэтапно.

1

 

практика

 

9

Изучение цветовой гаммы. Какие оттенки существуют.

1

 

практика

 

10

Работая фломастером или маркером. Учимся оформлять стенды, плакаты и т.д.

1

 

практика

 

11

Рисование красками, гуашью. Знакомство с акрилом.

1

 

практика

 

Раздел 4. Ручное шитье. (Основные техники шитья)

12

История. Виды и свойства ткани. Сочетание цветов. Техника шитья. Виды швов. Основные навыки. Рабочие швы. Сложные швы. Применение их в работе.

1

 

теория

 

13

Виды тканей. Подбор материала. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов. Способы выполнения ручных швов. Технология кроя.

1

 

практика

 

14

Освоение безопасных приёмов работы с иглой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов.

1

 

практика

 

15

Изготовление панно. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.

1

 

практика

 

Раздел 5. Лоскутные фантазии. (Лоскутная красота) (История рукоделия)

16

Теплые и холодные цвета. Распределение по свойствам. Сочетание рисунка.

1

 

теория

 

17

Утюжка. Подготовка материала. Соединение лоскутков. Ручная и машинная стежка. Обработка срезов.

1

 

практика

 

18

Лоскутная геометрия. Отбор цветов. Лоскутная картотека.

1

 

практика

 

19

Включаем фантазию-из старых, ненужных вещей делаем много новых и нужных.

1

 

практика

 

Раздел 6. Машинное шитье. (Основные техники шитья)

20

Швейная машина-оборудование, осуществляющее ниточное соединение деталей. Знакомство.

1

 

теория

 

21

Строение швейной машины.

1

 

теория

 

23

Машинная игла. Уход за швейной машиной.

1

 

практика

 

24

Приспособления к швейной машине.

1

 

практика

 

25

Устранение дефектов машинной строчки

1

 

практика

 

26

Конструирование швейных изделий.

1

 

практика

 

Раздел 7. Переделка одежды, ремонт. (Способы и особенности)

27

Восстановление одежды, перекрой и ремонт изделий, устаревших по форме, но годных для дальнейшего использования.

1

 

теория

 

28

Способы переделок: вышивка, штопкой, штуковка, аппликация или замена деталей.

1

 

практика

 

29

Ушивание или увеличение размера.

1

 

практика

 

30

Салфетки, прихватки, подушки и многое другое- из старых вещей.

1

 

практика

 

31

Отделка фурнитурой (пуговицы, пряжки, молнии, тесьма, сутаж, бахрома, шнур, бисер, стеклярус, блестки, цветы, нитки).

1

 

практика

 

32

Процессы влажно-тепловой обработки и склеивания.

1

 

практика

 

Раздел 8. Техники рукоделия. (Скреп арт) (Поделки из всего на свете)

33

Скреп арт. История появления искусства из ненужных железок. Техническое моделирование. Соединение деталей. Работа по чертежу.

1

 

теория

 

34

Декоративное оформление изделия-окрашивание. Работа с журналами. Новые техники рукоделия. Изготовление подарков.

1

 

практика

 

35

Поделки из всего на свете. Работа по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Разновидности пуговиц. Размеры, цвета ленточек. Прищепки. Старые диски. Журналы. Цветная проволока.

1

 

практика

 

36

Способы формообразования деталей изделия. Изготовление творческих изделий из лампочек, пуговиц, ленточек, прищепок, цветной проволоки и т. д.. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

1

 

практика

 

Раздел 9. Праздничные украшения. (Подарки) (Игрушки на елку)

37

Правила техники безопасности при ручных работах

1

 

теория

 

38

Сведения по истории изобретения бумаги, оригами;

1

 

практика

 

39

Исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки, изделия из лоскута

1

 

практика

 

40

Создание выкройки

1

 

практика

 

41

Работа по шаблону

1

 

практика

 

42

Ориентация в процессе работы на форму и пропорцию изделия

1

 

практика

 

43

Правильное использование в работе ножниц, игл, булавок, клея и других материалов.

1

 

практика

 

44

Самостоятельное изготовление сувениров из бумаги, ткани, нитяных материалов, солёного теста

1

 

практика

 

45

Анализ работы

1

 

практика

 

Раздел 10. Ожившее прошлое (полезные поделки для дома и семьи)

46

История рукоделия

1

 

теория

 

47

Изделия ручной работы

1

 

практика

 

48

Забытое прошлое.

1

 

практика

 

49

Русская изба.

1

 

практика

 

50

Русские народные праздники, традиции.

1

 

практика

 

51

Полезные поделки для дома и семьи

1

 

практика

 

51

Первые куклы. История куклы

1

 

практика

 

Раздел 11. Вязание крючком

52

Основные элементы при вязании крючком

1

 

теория

 

53

Инструменты для вязания крючком

1

 

практика

 

54

Начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель

1

 

практика

 

55

Создание изделия

1

 

практика

 

Раздел 12. Технология работы с нитками и веревками

56

Формирование умения навыков при работе с нитями и лентами.

1

 

теория

 

57

Развитие творческих способностей и умений при работе с мелкими деталями.

1

 

практика

 

58

Развитие трудолюбия и образного мышления

Умение воспитывать в себе уважения к ручному труду и к народным промыслам

1

 

практика

 

59

Изготавливание изделий из верёвки и ниток

1

 

практика

 

60

Выставка изделий

1

 

практика

 

Раздел 13. Изделия из фоамирана и фетра

61

Формирование умения навыков при работе с фоамираном и фетром.

1

 

теория

 

62

Способы декорирования изделий

1

 

практика

 

63

Изготавливание изделий из фоамирана и фетра

1

 

практика

 

64

Выставка изделий

1

 

практика

 

Раздел 14. Поделки из природного материала.

65

Знакомства с технологиями изготовления композиций из природного материала.

1

 

теория

 

66

Освоение техники работы с природным и бросовым материалом

1

 

практика

 

67

Объёмные поделки из природного и бросового материала

1

 

практика

 

68

Изготовление  поделок из комбинированного материала

1

 

практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Анистратова А.А. Гришина Н.И. «Мир удивительных поделок»

2. Анистратова А.А. Гришина Н.И. «Поделки из ткани»

3. Зайцева Анна «Тапочки ручной работы» Москва 2009г. 64 стр.

4. Зайцева Анна « Азбука рукоделия» Москва 2011г. 62 стр.

5Донна Кулер « Лоскутное шитье. Покрывала, подушки, мелочи для кухни . Москва 2006г.

6. Екатерина Румянцева «Простые поделки без помощи мам» Москва 2006г. 7. Л. Коси «Лоскутное шитье. 300 новых узоров» Мир-книги 2007г 295стр.

8. Кобякова Наталья « Поделки из ткани». Москва 2006г. 154стр.

9. Памела Линдквист « Подушки, валики, думочки». Москва 2007г. 80 стр. 10. Уте Хаммонд « Я шью сама» Москва 2006г. 64стр.

11. Волкова Н. «100 замечательных поделок из всякой всячины» Ростов-на-Дону, 2009

12. Григорьева Г. « Любимое рукоделие» Москва 2009г.

13. Махмутова Халидя « Остатки ткани и пряжи. Панно, картины, подушки, покрывала, скатерти» Москва 2009г.

14. Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов», Москва 2007г.

15. Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.

16. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

17. М.А.Гусакова “Аппликация”

18. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

19. Н.Докучаева “Сказки в альбоме”

20. Т.И. Еременко “Рукоделие”

21. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская»

22. Н.М.Конышева “Умелые руки»

23. В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах»

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×