Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Акварелька» | Соловьева Светлана Викторовна. Работа №352865

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических и народных искусств, способных решать современные  задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического и народного  творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Ознакомление с техниками народного творчества,  реализовывает  идею активного воспитания гражданина России , патриотизма малой родины. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных и традиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«»

 

 

Возраст обучающихся: лет

Срок реализации: год

Год разработки программы: г.

 

 

 

 

Автор-составитель:

,

 

 

 

 

 

 

 

, г.


 

 

 

Содержание

 

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи программы

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план 1 год обучения

1.4. Планируемые результаты

1.4.1 Первый год обучения

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6.Воспитательный компонент………………………………………....

2.7. Список литературы


Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022

г.

№ 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения

Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г.

678-р)

;

Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации

от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении

СанПиН

2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой

модели развития региональных систем дополнительного образования детей

»;

Данная программа дополнительного образования относится к программам направленности.

Уровень освоения содержания образования

 

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических и народных искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического и народного творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Ознакомление с техниками народного творчества, реализовывает идею активного воспитания гражданина России , патриотизма малой родины. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных и традиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 5- 6 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.

 

Возрастные особенности

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Дети 5-6 лет могут рисовать продолжительное время, у них лучше развиты произвольность и желание завершить рисунок. Они используют в рисовании свой опыт и навыки, уверенно выполняют рисунки в различных нетрадиционных техниках и сложные декоративные композиции. Поэтому важно применять уже имеющиеся знания детей, чтобы направить их на творческие цели. Так, например, старшие дошкольники уже знают много сказок и других литературных произведений, любят узнавать все новое и создавать на основе своих ощущений от пережитых эмоций рисунки.

В старшем дошкольном возрасте очень важно обеспечивать самостоятельность ребенка и предоставлять ему творческую свободу. На занятиях, где детям предоставлен выбор художественного материала или техники, ребенку уже незачем капризничать, он не отвлекается от темы.

Еще одна особенность детей старшего дошкольного возраста – повышенная интеллектуальная активность. У дошкольников возникает много вопросов, появляются интеллектуальные интересы и предпочтения, очень быстро усваиваются знания, возникает повышенная потребность в новых знаниях и расширении уже имеющихся.

Таким образом, в результате интеграции художественно-эстетического и познавательного развития ребенок не просто рисует, а получает новую, интересную и важную для него информацию, позволяющую лучше раскрыть тему рисунка, дополнить его новыми деталями.

В дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО не целесообразно учить детей рисовать, лепить, петь для достижения определенного результата. При таком подходе на первый план выходит само изделие или действие, его качество. Кроме того, этот подход делает необходимым оценку, связанную с критерием освоения (достиг/ не достиг, освоил/ не освоил).

Планируемые результаты освоения программы восходят к целевым ориентирам, сформулированным во ФГОС ДО, но конкретизированы в соответствии с ее направлением.

Ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории

, проявляет любознательность, задает вопросы.

Достаточно свободно передает специфические особенности народного декоративно-прикладного искусства того или иного центра народного

мастерства, отличает изделия разных народных промыслов, может их сравнивать и выделять отличия, колорит, характер мотивов орнаментальной композиции.

Проявляет интерес к стихам, сказкам, рассматриванию картинок, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской и х

удожественной деятельности.

Достаточно хорошо владеет устойчивой речью, может выражать свои чувства и желания, отношение к своему и чужим рисункам, высказывать свое мнение о процессе и результате творческой деятельности

, выделить трудности.

Различает художественные материалы и техники, может самостоятельно выбрать их в соответствии со своим творческим замыслом.

Свободно насыщает композицию множеством элементов (5 и более) или наделяет объект множеством деталей.

Умеет пользоваться кистью, палитрой, смешивать краски, различает акварельные и гуашевые краски, применяя их в зависимости от творческой задачи.

На занятиях по рисованию в нетрадиционных техниках необходимо соблюдение принципа преемственности знаний. Создавая изображения необычными предметами или неклассическими приёмами, ребята в своих работах закрепляют и совершенствуют умения, приобретённые на обычных занятиях: намечают контур предмета кистью или карандашом для дальнейшей прорисовки нетрадиционным способом; украшают картинку элементами аппликации (бумажной или пластилиновой); дорисовывают элементы предмета, как обычно; учатся закрашивать фон.

 

 

Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью 6-10 человек.

Объем программы: часов.

Форма обучения:

Методы обучения:

словесный - устное изложение, беседа, рассказ, сказка

наглядный - иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;

практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам, в основе которых лежит уровень деятельности детей

объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный - дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Тип занятий:

Формы проведения занятий

Срок освоения программы: 9 месяцев.

Режим занятий. По программе планируется занятие в неделю по академическому часу.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы -  развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Образовательные (предметные):

Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Учить детей видеть и понимать

прекрасное

в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,

Формировать умение оценивать созданные изображения.

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

 

Личностные:

1.Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Метапредметные:

1. Развивать регулятивные умения (ставить цели, планировать собственную деятельность и способы достижения результата, осуществлять контроль и коррекцию деятельности и другое);

2. Развивать коммуникативные умения (планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, умения в разрешении конфликтов и другое).

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план

 

1 год обучения

п/п

Название раздела/темы

Общее кол-во часов

Теория

(в часах)

Практика

(в часах)

Формы аттестации / контроля

1

 

Нетрадиционная техника:

«Фроттаж».

 

 

 

Выполненное задание

2.

Выполненное задание

3

2

1

1

Выполненное задание

4

Нетрадиционная техника: «Рисование пипеткой».

1

0,5

0,5

Выполненное задание

5

Нетрадиционная техника: «Рисование солью».

2

1

1

Выполненное задание

6

Нетрадиционная техника: «Рисование ватной палочкой».

2

1

1

Выполненное задание

7

Нетрадиционная техника: «Рисование свечей, восковыми мелками и заливка акварельными красками»

2

1

1

Выполненное задание

8

Нетрадиционная техника: «Пальцеграфия».

2

1

1

Выполненное задание

9

Нетрадиционная техника: «Рисование лодошкой».

2

1

1

Выполненное задание

10

Нетрадиционная техника: «Набрызг»

5

1

4

Выполненное задание

11

Нетрадиционная техника:

«Эбру»

1

0,5

0,5

Выполненное задание

12

Нетрадиционная техника: «Пластилинография»

 

1

0,5

0,5

Выполненное задание

13

Нетрадиционная техника: «Рисование целлофановым пакетом».

2

1

1

Выполненное задание

14

Нетрадиционная техника: «Рисование пластиковой вилкой».

1

0,5

0,5

Выполненное задание

15

Нетрадиционная техника: «Кляксография».

1

0,5

0,5

Выполненное задание

16

Нетрадиционная техника: «Рисование спонжами».

1

0,5

0,5

Выполненное задание

17

Нетрадиционная техника: «Рисование мыльными пузырями».

1

0,5

0,5

Выполненное задание

18

Нетрадиционная техника:»Ниткография».

1

0,5

0,5

Выполненное задание

 

Итого:

36

 

13,5

 

22.5

 

 

 

 

 

Месяц

Занятие

Тема занятия

Практика

Теория

Оборудование

Октябрь

1 Нетрадиционная техника:

фроттаж.

 

 

«Осенние листочки»

 

 

Рисование восковыми мелками с помощью листьев.

 

 

Познакомить детей с приемом – рисование восковыми мелками с помощью листьев в нетрадиционной технике «фроттаж». (тереть, натирать).

 

 

 

 

 

Белая бумага, восковые мелки, листья.

2

Нетрадиционная техника: отпечатки свернутой сеточкой.

 

«Краски осени»

 

Рисование ствола, веток дерева фломастером карандашом. Листья отпечатыванием свернутой сеточки.

 

 

 

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Прижми и отпечатай». Учить пользоваться свернутой в трубочку сеточкой..

 

Белая бумага, гуашь разного цвета, сеточка..

3

Нетрадиционная техника: рисование по мокрой бумаге.

 

«Разноцветная радуга»

 

Рисование по мокрой бумаге поролоновойгубкой.

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать знакомить с приемами рисования по мокрой бумаге. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

 

 

Белая бумага, акварель, поролоновая губка.

4

Нетрадиционная техника: рисование пипеткой.

 

«Дождик, дождик, капелька»

 

Рисование пипеткой

 

Познакомить детей с техникой «Рисование пипеткой». Продолжать учить передавать в рисунке несложные явления действительности.

 

 

Белая бумага, акварель, пипетка.

 

Ноябрь

1

Нетрадиционная техника: рисование солью.

 

Флаг России»

(День народного единства.

 

Рисование солью, клеем ПВА и акварелью.

 

 

 

Продолжать учить передавать в рисунке несложные явления действительности.

Продолжать знакомить детей с государственной символикой (флаг) с функциональным назначением флага России, о символичном значении цветов на Российском флаге. Сформировать эстетическое отношение к флагу России.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой - рисование солью. Показать детям, что происходит, когда кисточка с краской касается соли. Соль намокает впитывает краску и стремительно окрашивается.

 

 

Белая бумага, клей ПВА, краски гуашь, кисточка.

2

Нетрадиционная техника:

рисование ватными палочками.

«Осенний пейзаж».

 

Рисование ватными палочками и кисточкой.

 

Продолжать знакомство с жанром пейзажа, показать красоту осенней природы. Развивать умение рисовать деревья и изображать осеннюю листву в технике рисование ватными палочками. Учить детей тонировать лист бумаги в разные цвета.

 

 

Белая бумага, краски гуашь, кисточка, ватные палочки.

3

Нетрадиционная техника:

Печать листьями.

 

«Рябиновая тарелочка».

 

Рисование окрашенными листьями и пальчиками.

 

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками «Рисование пальчиком» (круговые движения), и печатью окрашенными листочками. Развивать умение создавать круговую композицию из выделенных элементов в технике – печать листьями, соблюдая выбранный ритм.

 

 

Белая бумага, краски , мокрые тряпочки.

4

Нетрадиционная техника: свеча + акварель.

 

 

«Астры для мамы»

(День матери).

 

 

Рисование свечой и заливка акварельными красками.

 

 

Продолжать учить детей рисовать свечой и заливать акварельными красками. Показать приемы изображения рисунка в этой технике.

 

 

 

Белая бумага, акварель, кисть, свеча

 

Декабрь

1

Нетрадиционная техника: пальцеграфия(пальчиковая живопись).

«Первый снег»

 

 

Рисование пальчиками.

 

 

Продолжать учить детей создавать рисунки без кисточки, используя только краску и свои пальчики. Пальцеграфия развивает художественный вкус, воображение, творческую активность, мелкую моторику рук.

 

 

 

 

 

Цветной лист бумаги, акварель.

2

Нетрадиционная техника: рисование ладошкой.

 

«Елочка-

красавица»

 

Печать ладошки повторяющаяся несколько раз в определенном порядке.

 

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование ладошкой». Закреплять способы : рисование пальцем, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

 

 

 

 

 

Лист формата А4,гуашь зеленого, синегоелого цветов, палочка, кисть для рисования.

3

Нетрадиционная техника: набрызг.

 

«Зимний пейзаж»

 

Рисунок появляется в результате набрызга краски на готовый трафарет.

 

 

 

 

Учить детей рисовать, используя прием набрызга.

 

Лист бумаги, трафареты, зубные щетки, расчески, акварель.

4

Нетрадиционная техника: отпечаток дном банки.

 

«Снеговики».

 

Отпечатки дном банок разного диаметра.

 

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить пользоваться банками, ставить отпечаток дном банки. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук

 

 

 

Лист формата А4, гуашь белого, синего цвета, акварель, кисть для рисования, ватные палочки.

 

Январь

1

Нетрадиционная техника: рисование солью.

 

 

«Дед Мороз».

 

 

Гуашь + соль.

 

 

Научить детей новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

 

 

 

Лист картона для рисования, гуашь, соль.

2

Нетрадиционная техника: рисование тычком жесткой полусухой кистью.

«Снегири на ветке».

 

 

Рисование в технике тычок жесткой полусухой кистью.

 

Продолжать учить детей получать изображение опустив кисть в гуашь и ударять ею по бумаге, держа вертикально кисточку. Добиваться результата, чтобы получилась имитация фактурности пушистой поверхности..

 

 

Лист бумаги для рисования, жесткая кисть, гуашь.

3

Нетрадиционная техника: оттиск овощами.

 

«Пингвины»

 

Рисование печатками из картофеля.

 

Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом- оттиск овощами. Получать изображение с помощью печаток из картофеля.

 

 

Лист картона для рисования, картофель разрезанный пополам, гуашь.

 

 

 

 

4

Нетрадиционная техника: рисования- набрызг

 

 

 

Снежинки»

 

Рисование в технике набрызг и пальчиками.

 

Совершенствовать умения в технике набрызг. Щётку держим в левой руке вертикально к листу бумаги и проводим по щетинкам пальцами правой руки или палочкой, или стекой. Проводим по щетинкам по направлению к себе, чтобы брызги полетели на лист бумаги.

Можно менять направление руки, держа зубную щётку горизонтально или по диагонали. Можно менять и величину капель, приближая или отдаляя щётку от бумажного листа. Снежинки убираются, и на листе бумаги остаётся их чёткий рисунок.

 

 

 

 

 

 

Листы бумаги, акварель, зубные щетки, трафареты снежинок.

Февраль

1

Нетрадиционная техника: отпечаток стаканчика.

 

 

«Глаза совы»

 

 

Рисование с помощью отпечатка от стаканчика и кисточкой.

 

Продолжать знакомить детей с техникой рисования отпечаток. Учить находить центр листа, смешивать краски для получения различных оттенков.


Цветной лист бумаги, гуашь, стаканчик, кисточки.

2

Нетрадиционная техника: эбру.

 

«Вьюга авируха».

 

Рисование на поверхности воды с последующим перенесением на бумагу.

 

Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования – эбру. Эбру - древний восточный метод рисования. Поверхностью служит особо подготовленная вода, на которой наносят рисунок специальными красками. На такой поверхности краски красиво расплываются, тонкими кистями и палочками из них выводят разнообразные узоры.

 

 

Белые листы бумаги, особо подготовленная вода, специальные краски, палочка.

3

Нетрадиционная техника: рисование губкой.

 

«Закат».

 

Рисование и помощью губки.

 

Учить детей наносить краску на лист бумаги круговыми движениями с помощью губки- тычками, создавая рисунок. Учить растушевывать краску и рисовать горы с помощью трафарета из бумаги.

 

 

 

Белые листы бумаги, гуашь, трафарет гор.

 

 

4

Нетрадиционная техника: пластилинография.

 

 

 

«Самолет для папы» (рисунок к Дню защитника Отечества).

 

 

 

Рисование пластилином на жесткой основе.

 

 

 

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пластилинография. Это необычная техника рисования, ее суть заключается в создании картины с помощью пластилина на жесткой основе.

 

 

 

 

Картон, пластилин, стеки, трафареты.

Март

1

Нетрадиционная техника: рисование с элементами аппликации.

 

 

 

«Веточки вербы»

 

Техника рисования с элементами аппликации из газеты.

 

Развивать интерес к нетрадиционным методам рисования с элементами аппликации Закреплять и обогащать представления детей о признаках весны, названия времён года и их последовательность; Запоминать и строго следовать последовательности действий, развивать эстетические чувства; Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

 

 

Лист белой бумаги, акварель, фломастер, газета, клей.

2

Нетрадиционная техника: рисование целлофановым пакетом и втулкой.

 

«Букет роз для мамы» (к празднику 8Марта)

 

Рисование с помощью целлофанового пакета и втулки.

 

Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования с помощью целлофанового пакета и втулок.

 

Белый лист бумаги, гуашь, целлофановые пакеты, втулки от туалетной бумаги, кисточка для рисования.

 

3

Нетрадиционная техника: рисование пластиковой вилкой.

 

«Тюльпаны для бабушки»

 

Рисование с помощью пластиковой вилки.

 

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой – рисование вилкой. Совершенствование навыка рисования разными инструментами и материалами;

расширение представления об изобразительных приемах;

развитие творческих способностей,

усидчивости, умения доводить дело до конца.

 

 

Белый лист бумаги, гуашь пластиковые вилки, кисточки для рисования.

4

Нетрадиционная техника: рисование - спонжами.

 

«Коты весну встречают»

 

 

 

 

Рисование спонжами и кисточками.

 

Познакомить детей с техникой рисования спонжами.

Формировать у детей умение создавать композицию животных и природы, передавая весеннее настроение, с использованием нетрадиционной техники  рисования – рисование спонжем.

 

 

Белый лист бумагиуашь разноцветная, спонжи разного размера, кисточки.

Апрель 1

Нетрадиционная техника:

кляксография пуантилизм.

 

 

«Весеннее дерево»

 

 

Кляксография- раздувание небольшого пятна краски с помощью пластиковой трубочки, не касаясь при этом ни пятна ни бумаги. Пуантулизм – рисование точками с помощью ватных палочек.

 

 

 

Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм).

Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции

 

 

Белый лист бумаги, ,акварель,

пластиковые трубочки, ватные палочки.

2

Нетрадиционная техника рисования -набрызг печать поролоном по трафарету.

 

«Космические дали» (день космонавтики)

 

Рисование в технике набрызг и печать поролоновой губкой по трафарету.

 

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

 

 

Лист белой бумаги, акварель, зубная щетка, поролон, трафареты.

3

Нетрадиционная техника: рисование мыльными пузырями.

 

«Подводный мир».

 

Рисование мылиными пузырями. (заготовка фона для будущего коллажа).

 

 

Способствовать развитию творческого воображения, мышления, художественно- эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

 

Лист белой бумаги, гуашь, трубочки пластмассовые.

4

Нетрадиционная техника: рисование акварельными карандашами, техника коллажа.

 

 

«Разноцветные рыбки».

 

Рисование отдельных элементов рисунка, вырезать и приклеивать в технике коллаж.

Познакомить детей с новой техникой коллаж. Учить детей стремиться передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа. Закрепить умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность.

 

Заготовка фона, акварельные карандаши, ножницы, клей.

 

Май

1 Нетрадиционная техника: рисования набрызг и тычкование полусухой кистью.

 

 

«Праздничный салют»

 

Прием рисования техникой «набрызг» и «тычкование» полусухой кистью

 

Учить создавать красочную композицию, совершенствовать технические навыки,
- формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок по предложенному цвету.
Развивающие: развивать цветовое восприятие.
Воспитательные:
- вызвать положительный отклик на результаты своего творчества;
- Расширять знания об окружающей действительности.
Материал:
Лист белой бумаги, распечатанный трафарет, гуашь разных цветов, кисть щетинная №5, №14, зубная щётка, канцелярский нож, деревянная доска иллюстрации или рисунки-образцы с изображением салюта.

 

 

Лист белой бумаги, распечатанный трафарет, гуашь разных цветов, кисть щетинная №5, №14, зубная щётка,

2

Нетрадиционная техника: рисования с арт-терапевтическими приемами.

(экологичное проживание ситуации)

 

«Голубь мира»

 

Рисование с арт-терапевтическими приемами (экологичное проживание ситуации). Рисование кисточками .

 

Знакомить детей с символом мира – белым голубем. Расширять представление детей об окружающем мире. Формировать навыки решения творческих задач. Продолжать учить находить эмоциональный выход эмоций через краски и кисти.  Развивать способности к решению задач оригинальным способом, используя резервы

окружающего пространства.

 

 

Белая бумага, гуашь, кисточки различных размеров.

3

Нетрадиционная техника: рисования набрызг (многослойный).

 

«Одуванчики- пушистое чудо природы»

 

Рисование зубными щетками с использованием трафаретов.

 

Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие.

 

 

Белая бумага, гуашь, зубные щетки, трафареты.

4

Нетрадиционная техника: рисования ниткография.

 

 

«Улиточка».

Рисование с помощью шерстяных ниток.

Совершенствовать умение детей работать в данной технике. Учить детей выкладывать окрашенную нитку в форме спирали, получать необходимый отпечаток. Дополнять изображение недостающими деталями. Украшать композицию любыми материалами по усмотрению детей. Развивать фантазию, креативность

 

 

Белая бумага, акварель, шерстяные нитки, кисточки.

Июнь

1

Нетрадиционная техника: рисования ватными палочками и пупырчатой пленкой.

 

 

«Пчелы в деле»

 

 

Рисование ватными палочками и пупырчатой пленкой..

 

 

Закреплять технику рисования ватными палочками, использовать пупырчатую пленку , для создания композицию Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

 

 

 

Белая бумага, гуашь, ватные палочки, пупырчатая пленка.

 

 

2

Нетрадиционная техника: рисования пальчиком.

 

 

«Поляна с цветами»

 

 

Рисование пальчиками.

Рисование пальцами развивает сенсомоторное развитие ребенка. Это своего рода пальчиковая гимнастика, влияющая на тактильное восприятие и мелкую моторику, которая отвечает за психическое и интеллектуальное развитие, речевые навыки, мыслительную способность, что позволяет творчески развитым детям хорошо учиться в школе.

 

 

 

Белая бумага различных размеров, гуашь разного цвета, влажные салфетки.

3

Нетрадиционная техника: рисования монотипия.

 

«Волшебная бабочка».

 

Рисование в технике монотипия, путем складывания готовой бабочки пополам.

 

 

Продолжать знакомить детей с техникой рисования «монотипия». Показать возможности этой техники. Закрепить представление о симметрии как о средстве выразительного образа

 

Белые бабочки, вырезанные из бумаги, гуашь разного цвета, кисточки для рисования.

4

Диагностическое занятие с использованием нетрадиционных техник рисования.

 

«По замыслу детей»

 

 

Приемы рисования по выбору детей.

 

Закрепить с детьми навыки владения различными нетрадиционными техниками рисования:

- отпечатки;

- рисование пальчиками;

- рисование ладошкой;

- рисование тычком;

- ватные палочки;

- кляксография;

-печать по трафарету.

 

 

 

Белый лист бумаги, краски гуашь, акварель, кисточки, трубочки, трафареты, губки, карандаши.

 

1.4. Планируемые результаты

1.4.1 Первый год обучения

Образовательные (предметные):

Дети освоят приемы

нетрадиционной

техники рисования и способы

изображения с использованием различных материалов

представленных в программе

.

Научатся

видеть и понимать

прекрасное

в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений

классического искусства.

Научатся

оценивать созданные изображения.

Эмоционально отзываться

при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание

на выразительные средства,

замечать сочетание цветов

,

интерес

оваться

изобразительной деятельностью

.

Личностные:

Занятия по программе будут способствовать развитию:

-внимания, памяти, логического и пространственного воображения.

- художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.

- способности работать руками, делать точные движения пальцами.

Улучшится моторика рук, глазомер.

Метапредметные:

Занятия по программе будут способствовать развитию:

- регулятивных умения (ставить цели, планировать собственную деятельность и способы достижения результата, осуществлять контроль и коррекцию деятельности и другое);

- коммуникативных умений (планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, умения в разрешении конфликтов и другое).

 

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

 

Начало учебных занятий для обучающихся -

Окончание

Продолжительность учебного года

Количество часов в год

Продолжительность и периодичность занятий: занятие в неделю по академическому часу.

Выходные дни:

Объем программы:

Срок освоения программы:

 

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение Программы:

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать требованиям СанПин 2.4. 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для успешной реализации программы коллективу необходимо иметь следующие инструменты и оборудование:

- отдельный кабинет с хорошим освещением, удобными столами, стульями по количеству детей. Демонстрационная доска, для показа . Стеллажи для выставки образцов и готовых изделий.

Материалы и оборудование:

акварельные краски, гуашь;

простые карандаши, ластик;

печатки из различных материалов;

наборы

разнофактурной

бумаги;

восковые и масляные мелки, свеча;

ватные палочки;

поролоновые печатки, губки;

коктельные

трубочки;

палочки или старые стержни для процарапывания;

матерчатые салфетки;

стаканы для воды;

подставки под кисти; кисти.

место для выставки детских работ

различные игрушки

наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия

 

Кадровые ресурсы.

Программу реализует педагог с высшим педагогическим образованием, прошедший курсы переподготовки по теме: «Развитие креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста».

 

Принципы работы:

Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

• Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

• Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

• Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».

• Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

• Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.

• Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально - нравственных, интеллектуальных.

 

 

2.3. Формы аттестации

Выставка, конкурс, открытое занятие, выполненное задание.

 

2.4. Оценочные материалы

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций детей.

Реальные достижения детей могут оцениваться по результатам творческой деятельности воспитанников, их высказываниям, эмоциональным проявлениям, поведению, непосредственному общению, наблюдений за ребёнком педагогами и родителями в естественных ситуациях. Наблюдения могут фиксироваться педагогом в дневнике с целью оптимизации педагогической деятельности по реализации программы, своевременной корректировки его взаимодействия с ребёнком и выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребёнка.

 

2.5. Методические материалы

Наглядные пособия:

стенды;

- работы воспитанников;

- демонстрационные работы и образцы;

 

2.6. Воспитательный компонент

Воспитательный компонент – раздел который включает цель- личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества через: формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания направлены на приобщение детей к ценностям « Красота», «Культура», «Человек», «Природа», что предполагает: - воспитание эстетических чувств ( удивления, радости, восхищения любви), к произведениям разных видов жанров и стилей искусства ( в соответствии с возрастными особенностями) - приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей : « Красота», «Культура», «Человек», «Природа»; - становление эстетического, эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребенка; - формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционального – образного способов его освоения детьми; - создание условий для выявления , развития и реализации творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации с сотворчеству с другими людьми.

Формы воспитания : беседа, практическое занятие, мастер – класс, творческая встреча, экскурсия другие формы взаимодействия обучающихся;

Методы воспитания:

метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),

метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);

метод упражнений (приучения);

методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного);

метод переключения в деятельности;

методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;

методы воспитания воздействием группы, в коллективе .

Условия воспитания -

Анализ результатов проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы..

Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения(таблица).

Календарный план воспитательной работы

п/п

Наименование мероприятия по программе воспитания

Дата проведения

Форма проведения мероприятия

 

Практический результат

и информационный продукт,

иллюстрирующий успешное

достижение цели события

1

«День народного единства»

ноябрь

 

практическое занятие

 

Коллективная работа: «Флаг России».

2

 

«День матери»

 

ноябрь

 

 

 

практическое занятие

 

Поздравительная открытка: «Астры для мамы».

3

 

Новогодний праздник

декабрь

практическое занятие

Елочка красавица.

4

«Наша армия сильна!»

 

февраль

практическое занятие

Поздравительная открытка: «Самолет для папы».

5

«8 Марта»

март

практическое занятие

Подарок для мамы: «Букет роз для мамы».

 

6

«Космическая одиссея»

апрель

практическое занятие

Коллективная работа: «Космические дали».

 

7

Акция «Открытка ветеранам»

май

практическое занятие

Поздравительная открытка.

 

 

2.7. Список литературы

Список литературы для педагогов

Е.В.

Шакирова «Цветные чудеса». Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности. Старшая группа.

–М

.: ТЦ Сфера, 2020.

М.Н.Савельева «В мире красок». Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019.

Н.А.

Чкрепкова

«

Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2021.

И.А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» 20 познавательн

о-

игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2022.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×