Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа раннего развития. АБВГДЕЙка» | Куц Ирина Александровна. Работа №347791
Направленность и уровень программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа раннего развития. АБВГДЕЙка»
(далее – программа) по содержанию является программой социально-гуманитарной
направленности, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени
реализации – годичной, по форме организации – групповой, по уровню сложности содержания
– стартовой, по уровню разработки содержания учебного материала программа – разработана
на основе авторской программы Н.Ю. Куражевой "Цветик-семицветик".
Актуальность программы
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы в массовом порядке
наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно
лучше подготовить детей к школе. При многих общеобразовательных школах сегодня
организованы специальные классы (группы), в которых ведется подготовка детей к обучению.
В течение года дети один раз в неделю посещают занятия, направленные на усвоение тех
первоначальных знаний, умений и навыков, которые облегчат им деятельность в период
обучения в начальной школе.
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный
период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные
нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные
ребенком в этот период, из «натуральных», по Л. С. Выготскому, должны стать «культурными»,
то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития
новых форм поведения, правил и норм.
Педагогическая целесообразность программы «Школа раннего развития. АБВГДЕЙка»
заключается в том, что на сегодняшний день существует большое количество теоретической и
методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической
программы для детей дошкольного возраста нет. Издаются тетради на печатной основе для
дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован,
отсутствует четкое разделение педагогических и психологических задач. В то же время
большинство дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) имеют в штатном расписании
психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с
этим возникает противоречие в работе педагогов и психологов, мешающие установлению
преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные
подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей; раскрыть основные закономерности подготовки
ребенка к успешному обучению в школе. Это позволит достичь более эффективного
взаимодействия между педагогом и психологом. Особенность программы в том, что она
направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реализацию факторов
развития (модально-специфических, произвольной регуляции, энергетического обеспечения и
др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на
восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходимой детям
дошкольного возраста. Развитие социальной перцепции, эмоциональной сензитивности,
эмоциональной близости служит основой механизмов развития мозговых структур,
принимающих участие в акте общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ре-
бенка.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное
психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного
возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики
4
по месяцам в течение каждого года. Основная идея работы — в интеграции и систематизации
психологического материала, что предполагает объединение различных направлений
деятельности психолога ДОУ.
96af9959ec14271928d3c4a50b8ccaa2.pdf