Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире русского языка». | Дядич Валентина Геннадьевна. Работа №243509
Автор: Дядич Валентина Геннадьевна
Актуальность данной программы заключается в том, что материал программы непосредственно связан с основным курсом русского языка в начальных классах.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Елизаветинская средняя общеобразовательная школа»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В мире русского языка».
4 класс.
Разработчик программы: Дядич Валентина Геннадьевна, учитель I категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ
№ 273),
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
.
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726
.
Письмо
Минобрнауки
России от 18.11.15 №09-3242.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
СанПин
2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая социально-педагогической направленности «В мире русского языка»,
рассмотрена на заседании методического совета.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире русского языка» разработана для предоставления образовательных услуг обучающимся 4 класса (9-10 лет) в условиях МБОУ «Елизаветинская СОШ» Черлакского района Омской области.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире русского языка» социально-педагогической направленности.
Уровень программы базовый. Рассчитана на обучающихся, имеющих базовые знания по школьной программе. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний по русскому языку, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что материал программы непосредственно связан с основным курсом русского языка в начальных классах, расширяет и углубляет его. В задачи программы входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности обучающихся младшего школьного возраста в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, способствует развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и осознанному усвоению изученного на школьном уроке материала, совершенствует навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития обучающихся.
Цель курса:
преодоление трудн
остей в изучении русского языка;
обеспечение индивидуальных запросов учащихся и их родителей;
повысить интерес учащихся к русскому языку как к учебному предмету;
выявить наиболее способных учащихся и оказать им помощь в подготовке к олимпиадам;
сформировать у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с дополнительной литературой.
Отличительная особенность программы:
Предлагаемая система занятий позволит пробудить интерес к самому процессу познания. Интерес программного материала у учащихся значительно повышается, если учитель предлагает им различные задания .
В программе курса с учётом обязательных результатов обучения для учащихся рассматриваются различные задания.
Для программы характерна достаточно высокая степень научности. Опора на учебники, специальную литературу должна обеспечить условия для осознанного усвоения понятия речевой ошибки как нарушения норм литературного русского языка, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности в определении речевых ошибок на фоне общей системы русской грамматики.
Адресат программы.
Программа предназначена для проведения занятий с обучающимися 9-10 лет.
Объем программы. Данная программа обучения рассчитана на 72 часа занятия (теории и практики) в год.
Формы обучения и виды занятий
Программа рассчитана на очную форму обучения (с учетом ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Основные формы
выполнение тестов, опорных схем;
работа с различными видами словарей, толкование высказываний;
анализ текстов, предложений;
формулировка развёрнутого ответа на поставленный вопрос;
организация и проведение викторин, устных ж
урналов, праздников по курсу;
составление обобщающих таблиц и схем;
самостоятельная работа
обучающихся
(наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
самостоятельный отбор материала;
работа в группах;
н
аписание изложений и сочинений.
Обучение в объединении очное, групповое.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Состав обучающихся группы - 4 класс.
Актуальность проблемы
Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена.
Главными условиями развития речи младшего школьника является:
разнообразие методов и приёмов обучения
;
познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
развитие языковых компетенций обучающихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;
развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Личностные результаты.
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к рус
.
я
зыку как великому ценностному достоянию русского народа;
осознание себя носителем этого языка;
изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цель и задачу, в сотрудничестве с учителем и детьми ставить новые учебные задачи;
освоение способов решения проблем творческого и поиско
вого характера
;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся
в
источниках информации (справочном материале— в памятках);
оценивать свои достижения, определять трудности и способы преодоления трудностей, вносить необходимые коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и
уметь
использовать её для выполнения заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный
материал (плакаты, презентацию).
Коммуникативные УУД
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты.
ознакомление с языковыми нормами и их разновидностями, нормами речевого поведения в различных сферах общения;
изучение особенностей правильной речи;
изучение видов речевых ошибок;
изучение художественно-выразительных средств языка;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи,
контроля за
ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики,
морфемики
, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, курса.
№
Название раздела.
Количество часов
Раздел 1. Введение.
1ч
Раздел 2. Основные виды речевой деятельности.
1ч
Раздел 3. Текст.
7ч
Раздел 4. Предложение.
13ч
Раздел 5. Слово и словосочетания.
10ч
Раздел 6. Слог, звуки и буквы.
3ч
Раздел 7. Искусство речи.
7ч
Раздел 8. Основные принципы русской орфографии.
10ч
Раздел 9. Части речи.
7ч
тематическое планирование.
№
Название раздела, темы.
План
Факт
Формы контроля
Раздел 1. Введение.
1.
Водное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входная диагностика.
Контроль(вн.,с/к)
Раздел 2. Основные виды речевой деятельности
1.
Говорение (устное выражение мысли).
Говорение.
2.
Слушание (восприятие речи на слух и ее понимание).
Слушание
3.
Письмо (графическое, письменное выражение мысли).
Письмо
4.
Чтение (восприятие и понимание чужой записанной речи).
Чтение.
Раздел 3. Текст.
1.
Текст. Тема текста. Основная мысль.
Практическая работа.
2.
Признаки текста.
3.
Типы текстов.
4.
Составление текста – описания.
5.
Составление текста.
6.
Способы сжатия текста.
7.
Изложение текста.
Раздел 4. Предложение.
1.
Состав предложения.
Практическая работа. Подбор своих примеров.
Практическая
2.
Главные и второстепенные члены предложения.
3.
Что такое синтаксис? Синтаксический разбор предложения.
4.
Простое и сложное предложения.
5.
Однородные члены предложения.
6.
Запятая внутри сложного предложения.
7.
Типы неполных предложений.
8.
Неполные предложения и их особенности
9.
Понятие односоставных и двусоставных предложений.
10.
Распространенное и нераспространенное предложение.
11.
Грамматическое понятие обращения.
12.
Формы речевого обращения в современном русском языке. Способы выражения обращений.
13.
Знаки препинания в предложениях с обращениями.
Раздел 5. Слово и словосочетания.
Подбор своих примеров.
1.
Лексическое значение слово
2.
Синонимы и антонимы. Омонимы.
3.
Слово и словосочетание.
4.
Что такое семантика?
5.
Фразеологизмы.
6.
Устаревшие слова.
7.
Пословицы и поговорки.
Проект.
8.
Что такое тавтология?
Подбор примеров.
9.
«Устойчивые выражения».
Творческая работа.
10.
«Знатоки русского языка».
Викторина
Раздел 6. Слог, звуки и буквы.
1.
Согласные звуки и буквы для их обозначения, их особенности.
Творческая работа – приведение своих примеров.
2.
Гласные звуки и буквы для их обозначения, их особенности.
3.
Фонетический разбор слов.
Раздел 7. Искусство речи.
1.
Признаки и нормы произношения литературного языка. Искусство речи.
Творческая работа – приведение своих примеров
2.
Изучение особенностей правильной речи или как научиться правильной русской речи?
3.
Что такое дикция? Каждый артист должен преобладать превосходной дикцией.
4.
Изучение художественно-выразительных средств языка.
5.
Изучение видов речевых ошибок.
6.
Знакомство с орфоэпическим словарем.
Работа со словарями.
7.
Словари русского языка.
8
Слова-сорняки.
Творческая работа – приведение своих примеров.
9.
Топы и стилистические фигуры.
10.
Культурный современный ученик.
Раздел 8. Основные принципы русской орфографии.
1.
Основные принципы русской орфографии.
2.
Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова.
Самостоятел.работа
3.
Правописание корней. Однокоренные слова.
Тест.
4.
«Семья слов».
Проект.
5.
Правописание приставок.
Тест.
6.
Правописание суффиксов.
7.
Разбор слов по составу.
8.
Правописание безударной гласной в корне слова.
9.
Правописание парной согласной в конце слова.
10.
Правописание парной согласной в корне слова.
11.
Правописание непроизносимой согласной в корне слова.
12.
Правописание слов с удвоенными согласными.
13.
«Что нужно знать и уметь, чтобы грамотно писать»?
Творческая работа.
Раздел 9. Части речи.
1.
Самостоятельные и служебные части речи.
Составление схем, таблиц.
2.
Имя существительное.
3.
Имя прилагательное.
4.
Глагол.
5.
Местоимение.
6.
Морфологический разбор частей речи.
7.
«Язык родной, дружи со мной».
Игровая программа.
Программно-методическое обеспечение:
Интернет ресурсы.
Головин Б.Н. Основы культуры речи, М.: Просвещение, 1988
Горбачевич
К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1989.
Михайлова М, Ю. Ключи к орфографии. – М.: Просвещение, 2008.
4.Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы.
5.Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1999.
6.Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
7.Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. – М.: – Просвещение, 2007
8.Школьный словарь образования слов русского языка. / Баранов М.Т. – М.: Просвещение, 1997.
9.Школьный словарь русского языка. / Жуков В.П., Жуков А.В. / - М.: Просвещение, 1996.
10.Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. – М.: Локид-Пресс, 2007.