Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Брависсимо-соло" | Стулова Елена Юрьевна. Работа №278499
Автор: Стулова Елена Юрьевна
Программа углубленного уровня для творческой самореализации учащихся, увлеченных вокалом и художественным словом. Программа адресована для одаренных учащихся. Отличительной особенностью программы является то, что на занятиях вокалом и художественным словом мы охватываем широкий круг произведений: стихи и проза классиков и современников, народная песня (аранжировки), бардовская, эстрадная и классические произведения, собственные сочинения учащихся. Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности, в конкурсах, учитывают возможности детей, интересы и желания, возрастные особенности.
образования Абинский район
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
муниципального образования Абинский район
Принята на
Утверждаю
педагогическом совете
Директор МБУ ДО Дом
детского творчества
протокол № 1 от 28.05.2020 г.
_________
Приказ № 314 от 29.05.2020 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Брависсимо - соло
Направленность: художественная
Тип программы: модифицированная
Уровень программы: углубленный
Возраст обучающихся: 8-18 лет
Сроки реализации программы: 1 года
Автор-составитель: Стулова Елена Юрьевна
педагог дополнительного образования
Абинск,
2020 год
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Музыка и литература (проза, поэзия) для детей и подростков часто становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Бесспорно, хорошая музыка и литература, независимо от жанра, нужна молодежи в часы отдыха как эмоциональная разрядка.
Программа разработана в соответствии ФЗ №273 от 29.12.12 г. Об образовании в Российской Федерации. Реализация программы осуществляется на основе ряда законов и нормативных документов:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года. №196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 года №2 Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, элективного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
4. Приоритетный национальный проект Доступное дополнительное образование для детей (2017-2025гг.) утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 года № 11)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
6.Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ (с изменениями от 20.07.2000 г.; 22.08; 21.12.2004 г.; 26, 30.06.2007 г.).
7. Государственная программа Российской Федерации Развитие образования на 2013-2020 годы.
8. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества муниципального образования Абинский район, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Абинский район от 25 июля 2019 года № 790.
Направленность программы. Данная программа художественной направленности, т. к. пение, исполнение песен, стихов, прозы действует на исполнителей и зрителей целым комплексом средств; художественные образы, оформление, слово и музыка - все это вместе взятое помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание музыкального и литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.
Актуальность: Занятия вокалом и художественным словом помогают ребятам с пользой для собственного развития занять свое свободное время, являются одной из форм профилактики асоциального поведения ребят.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью создания условий для творческой самореализации детей.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью программы является то, что на занятиях мы охватываем широкий круг произведений: народная песня (аранжировки), бардовская, эстрадная и классические произведения, стихи и проза классиков и современников, собственные сочинения учащихся. Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности, в конкурсах, учитывают возможности детей, интересы и желания, возрастные особенности.
Программа адресована для одаренных учащихся.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся 8-18 лет.
Возраст 8-12 лет - это возраст активного созревания организма. В этом возрасте относительно хорошо развита двигательная сфера. В этот период ребенок находится в состоянии, которое можно назвать обучаемостью. Становится характерной логическая форма мышления, хотя ведущим остается наглядно - образное и наглядно - действенное мышление. В начальной школе маленькому человеку особенно трудно после вольной домашней жизни сидеть полдня за партой и еще дома делать уроки. Очень трудно, да и вредно не кричать, не бегать на переменах и т.д. Хоть в этом возрасте ребята уже школьники, они все равно с удовольствием играют. Причем играют искренне, почти никогда не думая, как они выглядят со стороны.
13-18 лет - этот возраст имеет свою специфику. Подростки всегда думают, как они выглядят со стороны и что о них думают окружающие. Потому, что меняется их тело, голос, мысли и чувства. Они сами не знают, как отнестись к новому в себе, ищут поддержки во внешнем мире. А внешний мир, к сожалению, чаще всего скажет им, что выглядят они неважно. Необдуманные оценки взрослых и сверстников не воодушевляют подростка на публичные выступления. Занимаясь с подростками, много сил надо потратить на преодоление уже сложившихся комплексов. Надо помочь ребенку найти себя в каком-то виде деятельности, помочь поверить в успех. Подростки стесняются детского в себе и в детские игры играть уже не хотят. И тут важно, чтобы они поверили: быть ребенком также прекрасно, как быть взрослым. Тогда возможно избавиться от целого ряда зажимов, приобретенных к этому возрасту.
Возраст 11-15 лет - это период активного роста организма ребенка. В этот период наступает мутация и постмутационный период, поэтому следует бережно относиться к учащимся, соблюдать гигиенические правила и режим работы. У мальчиков 13-15 лет в связи с ростом гортани значительно увеличивается длина связок. Вследствие неравномерного роста резонаторных полостей происходит дискоординация работы голосового аппарата. Голос резко изменяется, отмечается снижение диапазона, к концу мутации он понижается на октаву. Если процесс мутации происходит постепенно, занятия пением и художественным словом можно продолжать. При признаках сипоты, охриплости в разговоре или пении необходима консультация врача - отоларинголога, чтобы выяснить, является ли это острой формой мутационного ларингита или эти признаки вызван другими причинами.
У девочек мутационный период проходит мягче, наблюдается увеличение гортани примерно на одну треть по сравнению с мальчиками. Резких изменений в певческом голосе не происходит, зато приобретается грудное звучание, и он становится более сильным, увеличивается диапазон. Девочкам также необходимы консультации врача.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения и предусматривает часы занятий для работы с учащимися в мини-группах (2 человека).
Объем программы – 72 часа на 1 мини-группу.
Формы обучения: очная.
Особенности организации учебного процесса:
Комплектование групп начинается за две недели до начала реализации программы из учащихся, успешно прошедших прослушивание.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
Индивидуальная (мини-группа);
Формы организации учебного занятия: беседа, концерт, конкурс, встреча с интересными людьми, мастер-класс, диспут и др. Все ребята являются участниками мероприятий Дома детского творчества, школ, городских и районных праздников, участвуют в конкурсах. Предусмотрена концертно-просветительская деятельность: беседы-концерты для подростков группы риска, для клуба инвалидов Надежда, совместные программы с воскресной школой, с управлением социальной защиты населения и др.
В программе возможно участие детей с особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Режим занятий, периодичность и продолжительность. С учетом направленности программы режим учебной деятельности расписан согласно расписанию; 45 мин занятие-10 мин перерыв. Количество занятий в неделю составляет 2 часа на мини-группу. Индивидуальные занятия позволяют педагогу реализовать на практике принцип индивидуально-личностного подхода к обучающимся.
Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся и их родителей, а также возможностей учреждения.
Цель и задачи программы
Основная цель программы: формирование художественного вкуса, воспитание нравственных и эстетических чувств через вовлечение ребят в активную музыкально - творческую деятельность. Подготовка солистов, готовых к активной творческой деятельности.
Задачи программы
Образовательные
учить подбирать музыкальный и литературный материал для выступлений;
расширить знания о жанрах вокальной музыки, литературных жанрах;
закреплять знания элементарной нотной грамоты.
Метапредметные
учить анализировать отобранный для исполнения материал, анализировать выступления;
учить обобщать свои наблюдения;
учить умению четко и доступно выражать свои мысли, свою точку зрения;
расширять круг художественных впечатлений через исполнение произведений разных жанров и стилей;
развивать способность правильно воспринимать и оценивать в доступных их возрасту литературных и музыкальных произведениях трагическое, возвышенное, героическое, комичное и т.д.;
развивать художественный вкус;
сделать интересной, содержательной, веселой и уютной жизнь ребят.
Личностные
воспитывать чуткость, доброжелательность и ответственность.
развивать эмоциональную отзывчивость в сочетании с самообладанием.
Содержание программы.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
Форма аттестации/ контроль
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие
1
1
2
Анкетирование
2
Основные певческие навыки. Основы сценической речи.
-
12
12
зачет
3
Репетиции и выступления
-
46
46
Конкурсы, концерты.
4
Музыкальная грамота
-
10
10
зачет
5
Итоговое занятие
1
1
2
Самоанализ.
Анкетирование
Итого:
2
70
72
Содержание программы
1.Вводное занятие
Теория: беседа Жанры вокальной музыки; литературные жанры для художественного чтения; инструктаж по технике безопасности и ПДД; инструктаж Охрана голоса.
Практика: прослушивание и подбор репертуара
2.Основные певческие навыки. Основы сценической речи.
Практика: закрепление навыков звукообразования, дыхания, артикуляции, дикции. Дыхательная, мимическая, артикуляционная, ритмическая гимнастика, вокально-двигательная координация, развитие диапазона, силы и полетности голоса, мелодического и гармонического слуха, эмоциональной выразительности.
3.Репетиции и выступления
Практика: проведение репетиционных занятий, сценическое оформление номеров. Разучивание и исполнение песен, прозы, поэзии. Участие в конкурсах, концертах: практические навыки пения, устной речи и выразительного чтения - понять, почувствовать, воссоздать, навыки публичного выступления через литературный и музыкальный материал, подобранный исходя из индивидуальности каждого ученика.
4.Музыкальная грамота
Практика: Нотная грамота. Слуховой анализ. Пение аккордов, интервалов.
5.Итоговое занятие. Беседа – обсуждение Наши достижения. Самоанализ и анкетирование по итогам учебного года.
Планируемые результаты.
Образовательные
К концу обучения учащиеся должны:
Уметь подбирать музыкальный и литературный материал для выступлений;
Знать жанры вокальной музыки;
Знать элементарную нотную грамоту.
Метапредметные
К концу обучения учащиеся должны:
уметь анализировать и обобщать;
уметь четко и доступно выражать свои мысли;
уметь четко и слаженно действовать во время выступлений и в процессе подготовки к ним;
уметь проводить тренинги и игры; знать репертуар индивидуальный репертуар
Личностные
Проявлять чуткость, доброжелательность и ответственность, внимание к окружающим;
Проявлять эмоциональную отзывчивость в сочетании с самообладанием.
Результатом обучения по программе является участие не менее 70% обучающихся в муниципальных, краевых и всероссийских мероприятиях, включение не менее 50% обучающихся в число победителей и призеров городских, краевых и всероссийских мероприятий.
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график занятий прилагается.
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение программы
№, п\п
Компоненты оснащения учебного кабинета
Что
необходимо для реализации программы (количество)
1.
Учебно-методические материалы
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения Брависсимо – соло
календарно-тематическое планирование;
методические пособия по развитию голоса, актерского мастерства, сценической речи и движения;
сборники игр, сценариев
2.
Дидактические и раздаточные материалы по предмету
Подборка тренингов по темам программы.
Подборка бесед по темам программы.
3.
Аудио-видео материалы
Видеоролики выступлений, аудиозаписи профессиональных исполнителей и учащихся; видеоуроки по вокалу(флешка, онлайн-уроки)
4.
ТСО, компьютерные, информационно-коммуникативные средства
Ноутбук -1, синтезатор-1, микрофоны-3.
5.
Учебно-практическое оборудование
Ноутбук -1, синтезатор-1, микрофоны-3 фортепиано.
6.
Оборудование (мебель)
Стулья-15
7.
Комплекты диагностических материалов
Карты диагностики образовательного уровня; анкеты, тесты для оценки готовности к обучению, оценки психологического состояния.
Кадровое обеспечение – для реализации программы требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Педагог, работающий по данной программе должен иметь педагогическое и музыкальное образование.
Информационное обеспечение
В ходе обучения используются аудио-, видео-, фото-, интернет источники, литературные источники, опубликованные издательствами. Учащиеся вместе с педагогом участвуют в мастер-классах и консультациях, которые проводят педагоги ВУЗов (по профилю) и члены жюри конкурсов, в которых учащиеся принимают участие.
Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы: выступления на концертах, конкурсах.
тема
вид контроля
форма контроля
срок
содержание
Вид контрольной работы
Репетиции и выступления
Текущий
Концерты,
конкурсы
В течение года
Применение на практике знаний, умений, навыков, усвоенных на занятиях
Выступление
(с обсуждением результата, самоанализ)
Музыкальная грамота
текущий
опрос
май
Применение на практике знаний, умений, навыков, усвоенных на занятиях
зачет
Итоговое занятие
итоговый
Беседа-обсуждение
По окончании программы
Применение на практике знаний, умений, навыков, усвоенных на занятиях
Самоанализ и анкетирование.
Оценочные материалы
Для определения достижений учащимися планируемых результатов используется диагностика образовательного уровня учащихся. Согласно методике оценивается уровень усвоения: основных знаний, умений и навыков, мотивации к занятиям. Творческая активность, эмоционально-творческая настроенность, достижения учащихся. А так же ведется мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы, в котором оцениваются организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества.
Критерии оценки по диагностики образовательного уровня
Подготовительный уровень
Начальный
уровень
Уровень
освоения
Уровень совершенствования
Показатель ЗУН (знания, умения, навыки)
Знакомство с образовательной областью
Владение основными знаниями
Овладение специальными знаниями, умениями, навыками
Допрофессиональная подготовка
Показатель МЗ (мотивация к занятиям)
Неосознанный интерес, навязанный из вне или на уровне любознательности. Мотив случайный,
кратковременный.
Интерес иногда поддерживается самостоятельно.
Мотивация неустойчивая, связана с результативной стороной процесса
Интерес на уровне увлечения.
Поддерживается самостоятельно Устойчивая мотивация.
Beдущие мотивы: познавательный, общение, желание добиться высоких результатов
Четко выраженные потребности
Стремление изучить глубоко предмет как будущую профессию.
Показатель ТА (творческая активность)
Интерес к творчеству не проявляется.
Инициативу не проявляет.
Не испытывает радости открытия.
Отказывается от поручений, заданий.
Проводит операции по заранее данному плану.
Нет навыков самостоятельного решения проблем
Социализация в коллективе.
Инициативу проявляет редко.
Испытывает потребность в получении новых знаний в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания.
Проблемы решить способен
Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива.
Проявляет инициативу, но не всегда.
Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить и выполнить.
Вносит предложения по развитию деятельности объединения.
Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.
Показатель ЭТН (эмоционально - творческая настроенность)
Подавленный, напряженный.
Бедные и мало выразительные мимика, жесты, речь, голос.
Не может четко выразить свое эмоциональное состояние.
Нет устойчивой потребности воспринимать или выполнять творческую работу
Отсутствует эмоциональный настрой к работе (заданию педагога)
Замечает разные эмоциональные состояния.
Пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ.
Есть потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но не всегда.
Есть потребность участвовать в жизни объединения. Присутствует эмоциональный отклик на задание педагога, но не всегда.
Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, речи, голоса, включается в художественный образ.
Есть устойчивая потребность в восприятии или исполнении произведений искусства.
Есть устойчивая потребность к выполнению работы. Присутствуют в работе элементы творчества.
Распознает и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике, жестам, речи, интонации. Проявляет произвольную в выражении эмоций. Развита эмоциональная выразительность жестов, мимики, голоса.
Высокий, уровень включенности в художественный образ.
Не насыщаемая потребность в реализации полученных знаний. Основа деятельности творчество.
Показатель Д (достижения)
Пассивное участие в делах объединения
Активное участие в делах отдела, учреждения
Значительные результаты на уровне района, города
Значительные результаты на уровне края, страны.
На занятиях применяются следующие педагогические технологии: индивидуального, группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, технология разноуровневого, развивающего обучения, технология коллективно-творческого обучения, технология игровой деятельности и др. Есть возможность реализации программы в электронном формате с применением дистанционных технологий.
Методическое обеспечение программы
№п/п
Названия разделов и тем
Формы организации учебной деятельности и проведения занятий
Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)
Дидактические материалы
Техническое оснащение
Формы подведения итогов
11
Вводное занятие
Беседа с игровыми элементами
Словесные, наглядные, практические.
Видео и фото материалы выступлений профессиональных исполнителе и выпускников объединения.
Синтезатор, ноутбук
Рефлексия, самоанализ.
22
Основные певческие навыки
Индивидуальные занятия: тренинги.
-метод приучения, упражнения
-метод убеждения;
-метод ступенчатого повышения нагрузок;
-метод игрового существования
-метод полных нагрузок
-метод взаимообучения
-метод приучения, упражнения
-метод убеждения;
-метод ступенчатого повышения нагрузок;
-метод игрового существования
-метод полных нагрузок
-метод импровизации
Видеоуроки:
дыхание, резонаторы;
техника исполнения.
Синтезатор, ноутбук
Рефлексия, самоанализ
33
Репетиции и выступления
индивидуальные занятия: концерты, конкурсы.
Словесные, наглядные, практические.
-метод импровизации
Видео и фото материалы выступлений профессиональных исполнителе и выпускников объединения.
Синтезатор, ноутбук, микрофоны
Рефлексия, самоанализ. Конкурсы, концерты.
44
Музыкальная грамота
Индивидуальные занятия: тренинги, викторины, беседы.
метод приучения, упражнения
-метод убеждения;
-метод ступенчатого повышения нагрузок;
-метод игрового существования
-метод полных нагрузок
-метод приучения, упражнения
-метод убеждения;
-метод ступенчатого повышения нагрузок;
-метод игрового существования
-метод полных нагрузок
-метод импровизации
Таблица Строение аккордов, интервалов. Учебно-познавательная литература по элементарной теории музыки.
синтезатор
Рефлексия, самоанализ
55
Тренинги
игры,
викторины, тренинги.
-метод приучения, упражнения
-метод убеждения;
-метод ступенчатого повышения нагрузок;
-метод игрового существования
-метод полных нагрузок
-метод взаимообучения
- метод импровизации
-метод приучения, упражнения
-метод убеждения;
-метод ступенчатого повышения нагрузок;
-метод игрового существования
-метод полных нагрузок
-метод импровизации
синтезатор
Рефлексия, самоанализ
66
Итоговое занятия
Беседа – обсуждение Наши достижения.
-Словесные, практические.
-Стимулирование и поощрение.
Видео и фотоматериалы выступлений учащихся объединения
Синтезатор, ноутбук, микрофоны
Анкетирование . Самоанализ
Методические рекомендации
Изучение музыкальной грамоты является важным компонентом повышения музыкальной культуры вокалистов, развития у них сознательного отношения к музыкальному искусству. Знание элементов музыкальной речи делает доступным для учащихся понимание музыкальной формы и ее взаимосвязи с содержанием произведения, помогает в овладении сценической речью. Музыкальная грамота помогает различению звуковысотных, метроритмических, ладовых связей. Одной из основных задач изучения музыкальной грамоты является развитие всех сторон музыкального слуха - интонационной, гармонической, тембровой, ритмической, вокальной.
Важным условием развития музыкального слуха, а также других музыкальных способностей является применение музыкально-теоретических знаний на практике, т.е. при исполнении и слушании музыки.
Центральное место в работе с солистами занимает разучивание музыкального и литературного материала. Верно подобранный репертуар способствует духовному техническому росту исполнителя. Важно расширять знания ребят о жанрах, гармоническом построении произведения, метроритмических особенностях музыки, литературного произведения; знакомить с многоголосным изложением партий.
Важной и сложной работой является постановка голоса. Чтобы раскрыть творческую индивидуальность ученика, надо сначала добиться естественного звучания его голоса, звонкости и полетности звука, привить культуру пения, исполнения литературного произведения, стараться ограждать от подражания, копирования плохих образцов. Осуществление этих задач достигается непосредственно в таких видах деятельности, как распевание при помощи различных упражнений, направленных на развитие голоса, пение с сопровождением и а капелла. Следует заботиться о расширении кругозора и формировании слушательской культуры, помогать анализировать и оценивать различные явления художественной культуры. На основе анализа творческой деятельности других и самоанализа у учащихся вырабатываются определенные критерии эстетических оценок.
Важно следить за тем, чтобы между учащимися сложились доброжелательные отношения, чтобы им был чужд дух нездорового соперничества, чтобы каждый чувствовал ответственность, испытывал радость за успехи другого. Добиться таких отношений поможет знание индивидуальных особенностей учеников. Они проявляются в характере эмоций, своеобразии мышления, в силе уравновешенности и подвижности основных нервных процессов, а также в интересах, потребностях, вкусах, идеалах и в степени подготовки. Решение воспитательных задач осуществляется одновременно с обучением.
Высокая культура исполнения музыкального и литературного произведения - наглядный показатель творческой зрелости исполнителя. Важным моментом в творческой жизни юного солиста является публичное выступление, которое вызывает определенные трудности. Взволнованность перед выступлением, приподнятость настроения благоприятно действуют на творческое вдохновение, вызывают артистический подъем. Но чувство страха перед выступлением, паническое состояние нежелательны и отражаются на состоянии исполнителя, на результатах выступления. Причинами волнения могут быть неуверенность в своих силах, плохая подготовка, физическое и психическое состояние. Чтобы подавить волнение, рождающее отрицательные эмоции исполнителя, необходимы:
атмосфера доброжелательности между учениками и руководителем;
тщательная предварительная отработка номера;
увлеченная сосредоточенность и концентрация внимания на задачах, необходимых для исполнения номера;
правильная оценка номера руководителем и самооценка исполнителем своего выступления;
предварительное выступление перед малой аудиторией.
Психологическая установка на выступление значительно усиливает художественно-познавательную деятельность учащихся, активизирует и повышает интерес к занятиям, обостряет чувство ответственности. Удачное выступление доставляет радость, гордость, придает уверенность.
В период работы над песней, стихотворением, фрагментом прозы, некоторые исполнители повторяют их по нескольку раз от начала до конца без какого-либо духовного напряжения, которое, по их мнению, необходимо приберечь для концертного исполнения. Это неправильно. Рабочее состояние психологической к концертному выступлению нужно прогнозировать и формировать в условиях индивидуальной, групповой репетиционной деятельности. Исполнение на репетиции должно быть максимально приближено к концертному.
На качество концертного исполнения влияет также психологический резонанс зала. Давно замечено, что при хорошем контакте со слушателями выступающие чувствуют себя окрыленными. Неожиданные препятствия, возникающие по ходу концерта, также могут оказывать отрицательное влияние на исполнителей. К примеру, затянувшееся ожидание своего выхода, если передвинули номер, у кого-то плохое настроение, резкие окрики режиссера и т д. В такие моменты руководитель должен быть всегда рядом с учеником, держать все в поле зрения, ободрять.
После каждого выступления желательно обсудить результаты, проанализировать неудачи, отметить творческие успехи и др. Во время такой беседы руководителю нужно быть очень деликатным и с осторожностью как порицать, так и хвалить. Похвала, самая незначительная, способна окрылить юного артиста, но преувеличение заслуг может вызвать неловкость.
Во время занятий по сценическому оформлению номеров руководитель вместе с ребятами продумывает детали оформления, костюмы, мизансцены, весь замысел постановки. При подготовке эстрадного номера все средства выразительности подчиняются единой цели - созданию художественного образа.
На традиционном уроке существуют незыблемые дисциплинарные правила: вести себя тихо, поднятая рука означает готовность отвечать, переговариваться нельзя и т.д. На занятиях вокалом эти правила надо серьёзно ослабить. И дело не только в том, что творчество не родится по команде, необходима атмосфера поиска, спора, соревнования, рождающего творческий шум. Дело еще в том, что на занятиях можно пошуметь немного побаловаться, поспорить, полноценно пообщаться со взрослыми. Тут можно не просто побыть собой, но с самим собой познакомиться. Творческие занятия способствуют развитию личности как таковой, а не только приобретению знаний и норм. На занятиях дети учатся самодисциплине. Можно определить свод некоторых законов, правил, которые дети должны исполнять все. Это те законы, без которых занятие состояться не может, а так же те, которые обеспечивают технику безопасности. Например: приходить на занятия в рабочей одежде, не опаздывать и т.д.
Создание любого, пусть даже небольшого действия на сцене, исполнения песни – коллективный труд. Если ребенок, независимо от возраста, почувствует, что сам является автором и исполнителем будущего действия, то можно получить целый кладезь выдумок и фантазий. Если всю энергию направить аккуратно в нужное русло, то проблем с дисциплиной не будет. Сами участники будут стремиться, как можно скорее увидеть результаты своих придумок и потом продемонстрировать их зрителю. Создание доброжелательной доверительной атмосферы на уроках в следствии даст возможность решать многие творческие задачи. Реакция зрителей тоже помогает, потому что аплодисменты – это уже успех. У тех, кто хоть раз пережил этот момент, возникает потребность пережить его еще.
Список литературы
Список литературы для педагога
Бекина С.И., Орлова Т.М.. Учите детей петь. - М.: Просвещение, 1998.
Белюшкина И. Б., Витковская Ю. Н. и др. Театр, где играют дети: Владос, 2001.
Емельянов В. Развитие голоса. - СПб., 1997.
Завадская Т.Ф., Рубина Ю.И., Шевелев Н.Н. Театральная самодеятельность школьников: Просвещение, 1993.
Михайлова М. А. Развитие способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Синицина Е. Развивающие стихи и рифмы, игры и упражнения со словами. - М.: ЮнВес, 2000.
Кац М. Ваш голос. Секреты вокального мастерства. ООО Альпина Паблишер, 2018.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я.: Советский композитор, 1991.
Чурилов Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: Владос, 2001.
Список литературы для учащихся
Гудзовская А.А., Сураева Г.3. Я есть или самоопределение. - Самара, 1998.
Крис Кардон Детские праздники. - М.: РОСМЭН, 1998.
Синицина Е. Развивающие стихи и рифмы, игры и упражнения со словами. - М.: ЮнВес, 2000.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я.: Советский композитор, 1991.
Приложение
Календарно-учебный график
№
Дата
план
Дата
факт
Форма
занятия
Кол-во
часов
№ темы
Тема занятия
Форма
контроля
Комплектование групп
Комплектование групп
1
Комбинированное
2
1
Вводное занятие. Теория: беседа Жанры вокальной музыки; литературные жанры для художественного чтения; инструктаж по технике безопасности и ПДД; инструктаж Охрана голоса.
Практика: прослушивание и подбор репертуара
2
тренинг
2
2
Дыхательная гимнастика. Тренинги, распевки: техника певческого вдоха - упр. Чаепитие, Качалка, ВИА, Обожглись и др. Техника певческого выдоха - упр. Свеча, Насос, Выдыхаем буквы и др. Мимическая и артикуляционная гимнастика.
3
тренинг
2
4
Нотная грамота: ноты, нотоносец (запись на примере скрипичного ключа), октава, звуковысотность. метр, ритм, темп.
Длительность нот. Такт. Размеры.
4
репетиция
2
3
Репетиция концертных номеров для конкурсов и тематических программ (по индивидуальному репертуарному плану)
5
репетиция
2
3
Репетиция концертных номеров для конкурсов и тематических программ (по индивидуальному репертуарному плану)
6
тренинг
2
2
Дыхательная гимнастика. Тренинги, распевки: техника певческого вдоха - упр. Чаепитие, Качалка, ВИА, Обожглись и др. Техника певческого выдоха - упр. Свеча, Насос, Выдыхаем буквы и др. Мимическая и артикуляционная гимнастика.
7
репетиция
2
3
Репетиция номеров для конкурсов (по индивидуальному репертуарному плану)
8
репетиция
2
3
Репетиция для конкурсов (по индивидуальному репертуарному плану)
9
репетиция
2
3
Репетиция для конкурсов (по индивидуальному репертуарному плану)
10
репетиция
2
3
Репетиция концертных номеров (по индивидуальному репертуарному плану)
11
тренинг
2
2
Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие диапазона. Упражнения на развитие речевого голоса.
12
репетиция
2
3
Репетиция для конкурсов (по индивидуальному репертуарному плану)
13
репетиция
2
3
Репетиция концертных номеров для конкурсов и тематических программ (по индивидуальному репертуарному плану)
14
репетиция
2
3
Репетиция концертных номеров для конкурсов и тематических программ (по индивидуальному репертуарному плану)
15
репетиция
2
3
Репетиция концертных номеров для конкурсов и тематических программ (по индивидуальному репертуарному плану)
16
репетиция
2
3
Репетиция номеров для тематических программ (по индивидуальному репертуарному плану)
17
репетиция
2
3
Репетиция номеров для тематических программ (по индивидуальному репертуарному плану)
18
тренинг
2
2
Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие диапазона. Упражнения на развитие речевого голоса.
19
тренинг
2
4
Нотная грамота: Тетрахорды. Пение мажорной и минорной гаммы тетрахордом. Тональности. Параллельные тональности.
Интервалы, аккорды.
20
репетиция
2
3
Репетиция концертных номеров для конкурсов и тематических программ(по индивидуальному репертуарному плану)
21
репетиция
2
3
Репетиция концертных номеров для конкурсов и тематических программ (по индивидуальному репертуарному плану)
22
репетиция
2
3
Репетиция концертных номеров для конкурсов и тематических программ (по индивидуальному репертуарному плану)
23
репетиция
2
3
Репетиция концертных номеров для конкурсов и тематических программ (по индивидуальному репертуарному плану)
24
тренинг
2
2
Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие чистоты интонирования. Упражнения на развитие речевого голоса.
25
репетиция
2
3
Репетиция для конкурсов (по индивидуальному репертуарному плану)
26
тренинг
2
4
Слуховой анализ: ритм, мелодический диктант (1 муз. фраза), интервалы, аккорды.
27
репетиция
2
3
Репетиция репертуара для конкурсов (по индивидуальному репертуарному плану)
28
репетиция
2
3
Репетиция репертуара для конкурсов (по индивидуальному репертуарному плану)
29
репетиция
2
3
Репетиция репертуара для конкурсов (по индивидуальному репертуарному плану)
30
тренинг
2
2
Дыхательная гимнастика. Мимическая и артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие силы и полетности голоса.
31
репетиция
2
3
Репетиция концертных номеров для конкурсов и тематических программ (по индивидуальному репертуарному плану)
32
репетиция
2
3
Репетиция концертных номеров для конкурсов и тематических программ (по индивидуальному репертуарному плану)
33
репетиция
2
3
Репетиция репертуара для конкурсов (по индивидуальному репертуарному плану)
34
тренинг
2
4
Слуховой анализ: ритм, мелодический диктант (1 муз. фраза), интервалы, аккорды.
35
тренинг
2
4
Слуховой анализ: ритм, мелодический диктант (1 муз. фраза), интервалы, аккорды.
зачет
36
Беседа-обсуждение
2
5
Итоговое занятие. Самоанализ, анкетирование
Самоанализ, анкетирование.
Итого:72 часа
2
2
2
14