Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «БАСКЕТБОЛ» | Мой кабинет. Работа №352815

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Программа соответствует положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство образования и науки Республики Калмыкия‌‌

Управления образования Администрации города Элиста

МБОУ "СОШ №18 им.Б.Б.Городовикова"

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

____________ Сангаджиев В.Б.

Протокол №1

от «30» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по ВР

____________ Бембеева В.А.

Протокол №1

от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_________Цебекова Н.Н.

Приказ № 310

от «02» сентября 2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

физкультурно-спортивной направленности

«БАСКЕТБОЛ»

(название)

 

 

 

Уровень программы: базовый

Количество часов: 68 часов

Срок реализации: 1 год

Возрастная категория:: 12-15 лет

Вид программы: общеразвивающая

Педагог: Сангаджиев Виктор Борисович

 

 

 

 

 

 

г. Элиста, 2024 г.

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа соответствует положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования.

Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность:

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.);

- Устав МБОУ «СОШ № 18 им. Б. Б. Городовикова».

Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы - физкультурно-спортивная.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы дополнительного образования: современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Человек вынужден строить свою деятельность в непростых условиях, которые можно охарактеризовать рядом неблагоприятных факторов. Неудовлетворительное состояние окружающей среды, жизнь в условиях постоянного психологического стресса, недостаток в активной двигательной деятельности, приводящий к снижению защитных функций организма, распространение вредных привычек, изменение направления социально – экономического развития государства, ситуация социальной нестабильности.

Осознавая всю важность физического воспитания подрастающего поколения, в настоящее время одним из стратегических направлений образования в России является проблема сохранения и укрепления здоровья детей нации в целом. Исследования показывают, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. Все это говорит о том, что необходимо найти пути и выходы наиболее результативных форм и методов укрепления здоровья подрастающего поколения. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации, воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Программа разработана для желающих заниматься в секции на основе современных научных данных и является отображением единства теории и практики. Программа призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Отличительная особенность: программа дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Программой осуществляется ознакомление с волейболом, баскетболом, футболом. Включено большое количество подвижных игр, что позволяет большую часть занятий проводить на улице. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр и развитию физических способностей. Занятия по программе даёт возможность во внеурочное время углубленно заниматься:

- видами спорта, которые обучающиеся осваивают в ограниченном по времени уроке физической культуры;

- обучающимся, которые не могут освоить объём двигательных навыков на уроке физической культуры;

- подросткам, у которых наблюдается гиперактивность и проблема организации своего времени.

Адресат программы: заниматься в секции могут обучающиеся 6 – 9 классов, прошедшие медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.

Объем программы: 68 часов.

Формы обучения – очная: материал программы предполагает изучение основ спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола, а также техники элементов легкой атлетики и гимнастики, и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка. Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, выполнение контрольных нормативов. В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала. Форма организации занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ.

Метод строго регламентированного упражнения предусматривает:

твёрдую регламентацию программы движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и взаимосвязи);

чёткую дозировку нагрузки и управление её динамикой по ходу

выполнения упражнений, чёткое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

создание или использование внешних условий, облегчающих управление учебно-тренировочным процессом и действиями обучающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажёров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Игровой метод может быть применён на основе любых физических упражнений и необязательно связан с какими-либо играми. Используя игровой метод, можно добиться эмоциональности и высокой интенсивности работы.

Также большое место в тренировке юных спортсменов занимают различные эстафеты.

Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации обучающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачётных или официальных спортивных соревнований. Отличительная черта соревновательного метода – сопоставление сил воспитанников в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение. Он используется во время проведения занятий в виде отдельных соревновательных упражнений на силу, быстроту и т.д., особенно там, где существует количественная оценка определения результата, а так же как самостоятельная форма (комплексные соревнования по ОФП).

Словесные методы в учебно-тренировочных занятиях могут быть в форме:

- дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

- инструктирования (объяснение заданий, правил их выполнения);

- указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);

- сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

- оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

- самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи спортсмена (например, «сильнее», «быстрее» и т.п.)

Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

- показа самих упражнений;

- демонстрации наглядных пособий;

- просмотра кино- и интернет ресурсов;

- посещения соревнований.

 

Тип проведения занятий:

- индивидуальный;

- фронтальный;

- групповой;

- поточный.

 

Формы проведения занятий и виды деятельности:

1. Однонаправленные занятия

Посвящены только одному из компонентов подготовки: техники, тактики или общефизической подготовке.

2. Комбинированные занятия

Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.

3. Целостно-игровые занятия

Построены на учебной двусторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.

4. Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий)

 

Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут одно занятие после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.

 

Новизна программы: программа состоит из нескольких модулей, которые повторяют общеобразовательную программу по физической культуре, но при этом позволяют более углубленно освоить виды спорта, включенные в нее и повысить свою общефизическую подготовленность. Упражнения, включенные в программу, способствуют подготовке к выполнению норм ВФСК «ГТО».

Программа дополнительного образования по общей физической подготовке может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.

Цель программы: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, укрепление здоровья обучающихся.

Цель конкретизирована следующими задачами:

1. Обучающие:

- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;

-обучение основам техники различных видов двигательной деятельности;

2. Развивающие:

- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

3. Воспитательные

-пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;

- популяризация спортивных видов спорта и активного отдыха;

- воспитание моральных и волевых качеств.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Роль и значение физкультурно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современного человека. Упражнения утренней зарядки и физкультминуток, дыхательной и зрительной гимнастики в процессе учебных занятий; закаливающие процедуры после занятий утренней зарядкой.

Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов; развитие координации; формирование телосложения с использованием внешних отягощений.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Роль и значение спортивно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современного человека.

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

 

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

 

 

теория

практика

Всего

 

1.

Вводное занятие

1

0

1

Устный опрос

2.

Гигиенические знания и навыки

В течение занятия

Устный опрос

3.

Правила игры в волейбол

В течение занятия

Устный опрос

4.

ОФП и СФП

В течение занятия

Устный опрос

Практические знания

5.

ОФП

 

12

12

Работа на занятиях

6

СФП

 

10

10

Работа на занятиях

7

Техническая подготовка

 

18

18

Работа на занятиях

8

Тактическая подготовка

 

19

19

Работа на занятиях

Соревнования

9

Участие в соревнованиях

По календарному плану

Учет текущих достижений

10

Выполнение контрольных нормативов

 

8

8

Учет текущих достижений

 

Итого

1

67

68

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Инструктаж по технике безопасности на занятиях баскетбола

1

 

Повороты в движении. Сочетание способов передвижений.

1

 

Ловля мяча одной рукой на уровне груди.

1

 

Броски мяча двумя руками с места.

1

 

Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока.

1

 

Ведение мяча с изменением высоты отскока.

1

 

Ведение мяча с изменением скорости.

1

 

Техника нападения.

1

 

Броски по кольцу со средней дистанции в прыжке

1

 

Штрафной бросок

1

 

Бросок с трех очковой линии.

1

 

Обманные движения.

1

 

Учебно-тренировочная игра

1

 

Учебно-тренировочная игра

1

 

Взаимодействие игроков в защите

1

 

Обводка соперника с изменением высоты отскока.

1

 

Взаимодействие игроков в нападении.

1

 

Взаимодействие игроков с заслонами.

1

 

Варианты ведения мяча без сопротивления защитника.

1

 

Броски мяча после ведения и ловли без сопротивления защитника.

1

 

Комбинации: ловля, передача, ведение, бросок.

1

 

Позиционное нападение без изменения позиций игроков.

1

 

Нападение быстрым прорывом.

1

 

Обманные движения.

1

 

Взаимодействие игроков в защите

1

 

Броски по кольцу со средней дистанции в прыжке

1

 

Штрафной бросок

1

 

Бросок с трех очковой линии.

1

 

Взаимодействие игроков в нападении.

1

 

Взаимодействие игроков с заслонами.

1

 

Тактические действия в нападении и защите

1

 

Учебно-тренировочная игра

1

 

Учебно-тренировочная игра

1

 

Варианты ведения мяча без сопротивления защитника.

1

 

Броски мяча после ведения и ловли без сопротивления защитника.

1

 

Комбинации: ловля, передача, ведение, бросок.

1

 

Позиционное нападение без изменения позиций игроков.

1

 

Нападение быстрым прорывом.

1

 

Обманные движения.

1

 

Взаимодействие игроков в защите

1

 

Броски по кольцу со средней дистанции в прыжке

1

 

Штрафной бросок

1

 

Бросок с трех очковой линии.

1

 

Взаимодействие игроков в нападении.

1

 

Взаимодействие игроков с заслонами.

1

 

Тактические действия в нападении и защите

1

 

Учебно-тренировочная игра

1

 

Учебно-тренировочная игра

1

 

Индивидуальные действия в защите(перехват)

1

 

Нападение против зонной защиты

1

 

Нападение через центрового

1

 

Броски по кольцу после передачи

1

 

Броски по кольцу после ведения

1

 

Подбор мяча после отскока от щита

1

 

Зонная защита

1

 

Позиц. нападение со сменной мест

1

 

Позиц. нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2х2,3х3

1

 

Взаимодействие 3 игроков в нападении «малая 8»

1

 

Учебно-тренировочная игра

1

 

Учебно-тренировочная игра

1

 

Учебно-тренировочная игра с заданием

1

 

Учебно-тренировочная игра с заданием

1

 

Учебно-тренировочная игра с заданием

1

 

Учебно-тренировочная игра с заданием

1

 

Учебно-тренировочная игра с заданием

1

 

Учебно-тренировочная игра с заданием

1

 

Учебно-тренировочная игра с заданием

1

 

Учебно-тренировочная игра с заданием

1

 

 

Планируемые результаты

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

Личностные результаты отражаются  в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:

- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;

- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;

- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты: 

- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;

- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;

- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;

- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

 

Оздоровительные результаты программы:

- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

 

Предметные результаты

Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

В ходе реализация программы общей физической подготовки обучающиеся должны знать:

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

- правила оказания первой помощи;

- способы сохранения и укрепление здоровья;

- свои права и права других людей;

- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

- правила соревнований изученных видов спорта.

должны уметь:

- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

- заботиться о своем здоровье;

- применять коммуникативные и презентационные навыки;

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

- находить выход из стрессовых ситуаций;

- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

- отвечать за свои поступки;

- проводить соревнования на школьном уровне;

- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В ходе реализации программы обучающиеся смогут получить знания:

- значение общей физической подготовки в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

- правила безопасного поведения во время занятий общей физической подготовкой;

- названия разучиваемых технических приёмов и основы правильной техники;

- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;

- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

- основное содержание правил соревнований;

- жесты судей;

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;

 

могут научиться:

- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях общей физической подготовкой;

- выполнять технические приёмы и тактические действия;

- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях;

- демонстрировать жесты судей;

- проводить судейство соревнований.

 

 

 

Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год

МБОУ «СОШ № 18 им. Б. Б. Городовикова» работает в режиме пятидневной учебной недели.

Продолжительность

учебных

четвертей

на

2024

2025

учебный год:

- I четверть 8 недель с 02. 09. 2024 г. по 27. 10. 2024 г.

- II четверть 8 недель с 05. 11. 2024 г. по 29. 12. 2024 г.

- III четверть 10 недель с 13. 01. 2025 г. по 22. 03. 2025 г.

-IV четверть 8 недель с 01. 04. 2025 г. по 23. 05. 2025 г.

 

Каникулярные

дни

в

2024

2025

учебном

году:

Осенние каникулы

(8 дней)

с 28. 10. 2024 г. по

04. 11. 2024 г.

Зимние каникулы

(14 дней)

с 30. 12. 2024 г. по

12. 01. 2025 г.

Весенние каникулы

(8 дней)

с 24. 03. 2025 г. по

31. 03. 2025 г.

Летние каникулы

 

с 23. 05. 2025 г. по

31. 08. 2025 г.

 

 

3. Алгоритм учебного занятия: подготовительная часть (15-25% времени), основная (70-80%), заключительная (2-5%). Время рассчитываем от продолжительности занятия 40 минут.

 

Место и время проведения занятий: спортивный зал, понедельник 1500 – 1540; среда 1500 – 1540.

 

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Материально-техническое обеспечение:

 

Спортивный зал 12 х 24 м, раздевалки, универсальная спортивная площадка 15 х 26 м., снарядная.

Оборудование

 

спортивного зала:

 

универсальной спортивной площадки:

1.

Размеры 12 х 24 м с игровыми площадками;

1.

Размеры игровой зоны: 14 м х 24 м;

2.

Стенка гимнастическая;

2.

Площадка игровая баскетбольная;

3.

Комплекс навесного оборудования:

3.

Площадка игровая волейбольная;

 

- перекладина;

4.

Площадка игровая мини-фубольная;

 

- тренировочные б/больные щиты;

5.

Комплекс оборудования:

 

- основные б/больные щиты;

 

- баскетбольные щиты;

 

- сетка волейбольная;

 

- стойки с волейбольной сеткой;

4.

Мячи: волейбольные, баскетбольные,

 

- ворота мини-футбольные с сеткой;

 

футбольные, набивные, малые для метания,

6.

Шведская стенка 3-х секционная (2 шт.);

 

теннисные;

7.

Сетка для переноса и хранения мячей;

5.

Сектор для прыжков в длину с места;

8.

Скамейка гимнастическая;

6.

Скакалки;

9.

Сектор для прыжков в длину с места;

7.

Мат гимнастический;

 

 

8.

Скамейка гимнастическая;

 

 

9.

Кегли;

 

 

10.

Обручи;

 

 

11.

Рулетка измерительная;

 

 

12.

Секундомер;

 

 

13.

Свисток;

 

 

 

 

 

Форма одежды занимающихся: спортивная форма, спортивная обувь.

 

 

Методическое обеспечение:

 

Раздаточный материал:

памятка по технике безопасности в спортивном зале;

права и обязанности

об

уча

ю

щихся.

Демонстрационный, наглядный, иллюстративный материал:

наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки с описанием комплексов

упражнений;

Информационный материал:

литература по основным разделам программы;

журнальные подборки по темам программы;

Методические рекомендации для педагогов

методические разработки к занятиям:

- комплекс упражнений на гибкость;

- упражнения на равновесие и координацию;

- упражнения на развитие ловкости

 

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Личная аттестация обучающихся 

Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального физического развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: скорость, скоростную выносливость, выносливость, скоростно-силовую работу, силу, овладение техническими и тактическими действиями в спортивных играх.

При переходе с одного этапа на другой, дети проходят контрольную аттестацию.

Такие условия перевода на следующий этап обучения обеспечивают стабильный и ровный состав каждой группы, гарантирует необходимый уровень общефизической подготовки детей.

Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма).

Текущий контроль ведется регулярно (в рамках расписания) осуществляется тренером, ведущим занятие.

Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения.

Для обучающихся основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и контрольные нормативы по физической подготовке. Основным методом промежуточной аттестации на этапе обучения по программе являются:

метод педагогического наблюдения;

участие в соревнованиях различного уровня;

сдача контрольных нормативов.

В основе текущего и промежуточного контроля лежит тестирование физической подготовленности согласно таблице норм ВФСК «ГТО», а также соревновательная и игровая деятельность.

Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками.

Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным тестированием и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня.

Для развития творческих способностей детей предусмотрены упражнения в системе домашних заданий и заданий педагога на учебных занятиях таких как: придумывание новых упражнений, эстафет и подвижных игр, составление акробатических комбинаций из двух-трех элементов, составление простейших блоков для разминки из двух-трех упражнений, придумывание упражнений для различных частей тела, для различных групп мышц.

Программный материал и методическое обеспечение учебных занятий дают развивать творческие способности, но и способствует воспитанию, как и волевых качеств.

Средствами воспитания нравственных и волевых качеств являются сами физические упражнения, при выполнении которых воспитываются: честность, порядочность, взаимовыручка и целеустремленность, настойчивость и др. В качестве критерия нравственного уровня ребенка используется метод педагогических наблюдений, при помощи которого можно определить насколько претерпели изменения личностные качества детей в процессе обучения.

Показатели успеваемости по программе в целом складываются из суммы итогов аттестации по каждому параметру, которая и определяет уровень результативности освоения программы в соответствии с этапом обучения.

Педагог подводит итог учебно-воспитательной работы за год, проводит анализ спортивных достижений детей. Лучшие спортсмены поощряются грамотами.

 

 

Оценочные материалы:.

ПРОВЕРКА НАВЫКА ПЕРЕДАЧИ МЯЧАДВУМЯ РУКАМИ

Условия выполнения:

Испытуемый с мячом в руках стоит в 2,5 метра от стены. По сигналу учителя он выполняет на скорости 10 передач мяча в стену. Касание или падение мяча на пол ошибкой не считается. Передачи следует выполнять наиболее экономичным способом – двумя руками от груди. Естественно, что имеющий навык передач делает упражнение быстрее.

 

 

КЛАСС

ЮНОШИ

ДЕВУШКИ

 

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

5 класс

20,0

16,0

15,0

22.0

17,5

15,5

6 класс

19,0

15,5

14,0

21,5

17,0

15,0

7 класс

18,0

15,0

12,5

20,0

16,0

14,0

8 класс

17,0

14,0

11,5

19,0

15,0

13,0

9 класс

15,0

12,0

10,5

17,0

13,0

12,0

 

Если упражнение проводить с проверкой количества передач за 10 секунд, то экономится масса времени, которого часто не хватает. К сожалению этот вариант не подготовлен и не представлен в данных таблицах.

 

ПРОВЕРКА НАВЫКА БРОСКА ПО КОЛЬЦУ С МЕСТА

Условия выполнения:

Обучающиеся 5х классов, стоя в метре от кольца (определяется по проекции кольца на пол) бросают по 6 раз, а 6-классники это делают с расстояния так же 1 метр, но из 5 попыток. С 2 метров производят броски ученики 7 классов, 8-классники испытания проводят уже с 3х метров. Все ученики 6,7,8х классов бросков делают пять, а шестиклассники – 6. Стоять надо под 45 градусов по отношению к кольцу и забивать непременно с отскоком от щита.

 

 

КЛАСС

ЮНОШИ

ДЕВУШКИ

 

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

7 класс

1 раз

2 раза

4 раза

1 раз

2 раза

3раза

8 класс

2 раза

3 раза

4 раза

1 раз

2 раза

3 раза

9 класс

3 раза

4 раза

5 раз

2 раза

3 раза

4 раза

 

 

 

 

ПРОВЕРКА НАВЫКА БРОСКА ПО КОЛЬЦУ ПОСЛЕ ВЕДЕНИЯ И 2-х ШАГОВ

Условия выполнения:

Испытуемый от середины б/больной площадки слева или справа от кольца делает 5 попыток «атаки» кольца после ведения и 2-х шагов (разрешается выполнять бросок после остановки прыжком с последующим прыжком вверх, т.к. это не противоречит правилам баскетбола).

 

 

КЛАСС

ЮНОШИ

ДЕВУШКИ

 

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

8 класс

1 раз

2 раза

3 раза

0 раз

1 раз

2 раза

9 класс

2 раза

3 раза

4 раза

0 раз

1 раз

3 раза

 

ПРОВЕРКА НАВЫКА ЛОВЛИ и ПЕРЕДАЧИ МЯЧА ОДНОЙ РУКОЙ

Условия выполнения:

С расстояния 1,5 метра от стены необходимо одной рукой бросать и одной же ловить мяч от стенки в течение 10 секунд. Засчитывается количество сделанных передач в течение всего времени.

 

 

КЛАСС

ЮНОШИ

ДЕВУШКИ

 

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

8 класс

3

5

6

2

3

5

9 класс

5

7

8

4

5

7

 

 

Методические материалы

Педагогические принципы обучения и тренировки

Реализация принципов сознательности и активности в тренировке с юными спортсменами означает формирование у них:

сознательного отношения к целям, задачам и содержанию тренировочной работы;

сознательного и активного участия в этой работе;

самостоятельности в контроле и оценке своих успехов.

Сущность принципа наглядности заключается в максимальном обеспечении соответствующих зрительных, двигательных и других представлений воспитанников об изучаемом движении.

Принципы систематичности и последовательности требуют от тренера и ученика соблюдения рациональности, системы и последовательности.

Обучение юных спортсменов должно идти от простого к сложному, и каждый новый материал должен быть органически связан с предыдущим.

Принцип систематичности – это, прежде всего, регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Принципы доступности и индивидуализации заключаются в обязательном учёте групповых, возрастных и индивидуальных различий обучающихся при подборе оптимальных нагрузок в учебно-тренировочном процессе.

 

Модуль «Спортивные игры»

 

Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, на месте и в движении; ведение мяча на месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места; ранее разученные технические действия с мячом.

Волейбол. Прямая нижняя подача мяча; приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху на месте и в движении; ранее разученные технические действия с мячом.

Футбол. Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы с небольшого разбега; остановка катящегося мяча способом «наступания»; ведение мяча «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; обводка мячом ориентиров (конусов).

Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики, технических действий спортивных игр.

 

 

Список литературы:

 

 

Булычева, Т. И. Роль педагогических умений при обучении игре в баскетбол /Т. И. Булычева // Физическая культура в школе. – 2012. – No 2. – С. 35–38.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы/ Паршикова Н.В., Виноградов П.А., Бабкин В.В., Уваров В.А. – М.: Советский спорт, 2014. – 60с.

Гордеев, Николай. Баскетбол для самых маленьких : Спортивная секция в начальной

 

школе / Н. Гордеев // Спорт в школе. – 2012. – No 10. – С. 54–56

Культура тела и духа/ Царик А.В. – М.: Советский спорт, 2015. - 168с.

Михайлова Е.Л. Подвижные игры (на материале спортивных игр: баскетбол, волейбол).

 

Урок физической культуры. 5

класс. / Е.Л. Михайлова // Мастер-класс. - 2016. - No 9. - С. 7-17. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28310723_10289437.pdf

Михеева Д.Ф Роль подвижных игр в физическом воспитании школьников (на примере

 

игры баскетбол) / Д.Ф. Михеева, Э.Р. Михеев / Проблемы педагогики. - 2019. - No 6 (45). -

 

С. 78-81. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41661921_84300210.pdf

Подводящие упражнения для подтягиваний на перекладине и лазанью по канату/ Жинкин К. - М.: Академия, 2014. – 48с.

Спортивные игры: правила, тактика, техника : учеб. пособие для сред. проф.

образования / Е. В. Конеева [и др.] ; под общ. ред. Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и

доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 322 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13046-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/448840

Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие/

Фискалов В.Д., Черкашин В.П. –М.: Спорт, 2016.- 352 с.

Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры:

учебник/ Луткова Н.В., Макаров Ю.М., Минина Л.Н. – М.: Академия, 2014. – 272с.

Упражнения с предметами (гимнастическая скамейка, стенка)/ Глейберман А.Н. – М.: Физкультура и Спорт, 2015. – 224с.

Физическая культура: Учебник. 7-е издание/ Барчуков И.С.М.: Академия, 2013. – 528с.

 

 

 

Приложение 1

Права и обязанности обучающихся

Обучающиеся обязаны:

- постоянно повышать уровень теоретической и физической подготовки;

- соблюдать режим и гигиенические требования;

- поддерживать порядок и дисциплину во время занятий и после;

- выполнять указание педагога;

- быть примером дисциплинированного и культурного поведения;

- равняться в своём поведении на лучших учащихся;

- быть активным помощником педагога и воспитателя группы;

- бережно относиться к спортинвентарю и оборудованию.

Обучающийся имеет право:

- бесплатно пользоваться во время учебных занятий и участия в соревнованиях инвентарем и оборудованием;

- за примерное поведение и достижение хороших спортивных результатов, объявлением благодарности, награждением грамотой.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×