ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «БАСКЕТБОЛ» | Мой кабинет. Работа №352815
Программа соответствует положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Управления образования Администрации города Элиста
МБОУ "СОШ №18 им.Б.Б.Городовикова"
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
____________ Сангаджиев В.Б.
Протокол №1
от «30» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по ВР
____________ Бембеева В.А.
Протокол №1
от «30» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
_________Цебекова Н.Н.
Приказ № 310
от «02» сентября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«БАСКЕТБОЛ»
(название)
Уровень программы: базовый
Количество часов: 68 часов
Срок реализации: 1 год
Возрастная категория:: 12-15 лет
Вид программы: общеразвивающая
Педагог: Сангаджиев Виктор Борисович
г. Элиста, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа соответствует положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования.
Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.);
- Устав МБОУ «СОШ № 18 им. Б. Б. Городовикова».
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы - физкультурно-спортивная.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы дополнительного образования: современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Человек вынужден строить свою деятельность в непростых условиях, которые можно охарактеризовать рядом неблагоприятных факторов. Неудовлетворительное состояние окружающей среды, жизнь в условиях постоянного психологического стресса, недостаток в активной двигательной деятельности, приводящий к снижению защитных функций организма, распространение вредных привычек, изменение направления социально – экономического развития государства, ситуация социальной нестабильности.
Осознавая всю важность физического воспитания подрастающего поколения, в настоящее время одним из стратегических направлений образования в России является проблема сохранения и укрепления здоровья детей нации в целом. Исследования показывают, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. Все это говорит о том, что необходимо найти пути и выходы наиболее результативных форм и методов укрепления здоровья подрастающего поколения. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации, воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Программа разработана для желающих заниматься в секции на основе современных научных данных и является отображением единства теории и практики. Программа призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Отличительная особенность: программа дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Программой осуществляется ознакомление с волейболом, баскетболом, футболом. Включено большое количество подвижных игр, что позволяет большую часть занятий проводить на улице. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр и развитию физических способностей. Занятия по программе даёт возможность во внеурочное время углубленно заниматься:
- видами спорта, которые обучающиеся осваивают в ограниченном по времени уроке физической культуры;
- обучающимся, которые не могут освоить объём двигательных навыков на уроке физической культуры;
- подросткам, у которых наблюдается гиперактивность и проблема организации своего времени.
Адресат программы: заниматься в секции могут обучающиеся 6 – 9 классов, прошедшие медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Объем программы: 68 часов.
Формы обучения – очная: материал программы предполагает изучение основ спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола, а также техники элементов легкой атлетики и гимнастики, и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка. Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, выполнение контрольных нормативов. В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала. Форма организации занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ.
Метод строго регламентированного упражнения предусматривает:
твёрдую регламентацию программы движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и взаимосвязи);
чёткую дозировку нагрузки и управление её динамикой по ходу
выполнения упражнений, чёткое нормирование места и длительности интервалов отдыха;
создание или использование внешних условий, облегчающих управление учебно-тренировочным процессом и действиями обучающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажёров, срочного контроля за воздействием нагрузки).
Игровой метод может быть применён на основе любых физических упражнений и необязательно связан с какими-либо играми. Используя игровой метод, можно добиться эмоциональности и высокой интенсивности работы.
Также большое место в тренировке юных спортсменов занимают различные эстафеты.
Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации обучающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачётных или официальных спортивных соревнований. Отличительная черта соревновательного метода – сопоставление сил воспитанников в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение. Он используется во время проведения занятий в виде отдельных соревновательных упражнений на силу, быстроту и т.д., особенно там, где существует количественная оценка определения результата, а так же как самостоятельная форма (комплексные соревнования по ОФП).
Словесные методы в учебно-тренировочных занятиях могут быть в форме:
- дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
- инструктирования (объяснение заданий, правил их выполнения);
- указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);
- сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);
- оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);
- самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи спортсмена (например, «сильнее», «быстрее» и т.п.)
Сенсорные методы могут реализоваться в форме:
- показа самих упражнений;
- демонстрации наглядных пособий;
- просмотра кино- и интернет ресурсов;
- посещения соревнований.
Тип проведения занятий:
- индивидуальный;
- фронтальный;
- групповой;
- поточный.
Формы проведения занятий и виды деятельности:
1. Однонаправленные занятия
Посвящены только одному из компонентов подготовки: техники, тактики или общефизической подготовке.
2. Комбинированные занятия
Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.
3. Целостно-игровые занятия
Построены на учебной двусторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.
4. Контрольные занятия
Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий)
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут одно занятие после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.
Новизна программы: программа состоит из нескольких модулей, которые повторяют общеобразовательную программу по физической культуре, но при этом позволяют более углубленно освоить виды спорта, включенные в нее и повысить свою общефизическую подготовленность. Упражнения, включенные в программу, способствуют подготовке к выполнению норм ВФСК «ГТО».
Программа дополнительного образования по общей физической подготовке может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Цель программы: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, укрепление здоровья обучающихся.
Цель конкретизирована следующими задачами:
1. Обучающие:
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
-обучение основам техники различных видов двигательной деятельности;
2. Развивающие:
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
3. Воспитательные
-пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;
- популяризация спортивных видов спорта и активного отдыха;
- воспитание моральных и волевых качеств.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Роль и значение физкультурно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современного человека. Упражнения утренней зарядки и физкультминуток, дыхательной и зрительной гимнастики в процессе учебных занятий; закаливающие процедуры после занятий утренней зарядкой.
Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов; развитие координации; формирование телосложения с использованием внешних отягощений.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Роль и значение спортивно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современного человека.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
№
Наименование раздела
Количество часов
Формы контроля
теория
практика
Всего
1.
Вводное занятие
1
0
1
Устный опрос
2.
Гигиенические знания и навыки
В течение занятия
Устный опрос
3.
Правила игры в волейбол
В течение занятия
Устный опрос
4.
ОФП и СФП
В течение занятия
Устный опрос
Практические знания
5.
ОФП
12
12
Работа на занятиях
6
СФП
10
10
Работа на занятиях
7
Техническая подготовка
18
18
Работа на занятиях
8
Тактическая подготовка
19
19
Работа на занятиях
Соревнования
9
Участие в соревнованиях
По календарному плану
Учет текущих достижений
10
Выполнение контрольных нормативов
8
8
Учет текущих достижений
Итого
1
67
68
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
Инструктаж по технике безопасности на занятиях баскетбола
1
Повороты в движении. Сочетание способов передвижений.
1
Ловля мяча одной рукой на уровне груди.
1
Броски мяча двумя руками с места.
1
Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока.
1
Ведение мяча с изменением высоты отскока.
1
Ведение мяча с изменением скорости.
1
Техника нападения.
1
Броски по кольцу со средней дистанции в прыжке
1
Штрафной бросок
1
Бросок с трех очковой линии.
1
Обманные движения.
1
Учебно-тренировочная игра
1
Учебно-тренировочная игра
1
Взаимодействие игроков в защите
1
Обводка соперника с изменением высоты отскока.
1
Взаимодействие игроков в нападении.
1
Взаимодействие игроков с заслонами.
1
Варианты ведения мяча без сопротивления защитника.
1
Броски мяча после ведения и ловли без сопротивления защитника.
1
Комбинации: ловля, передача, ведение, бросок.
1
Позиционное нападение без изменения позиций игроков.
1
Нападение быстрым прорывом.
1
Обманные движения.
1
Взаимодействие игроков в защите
1
Броски по кольцу со средней дистанции в прыжке
1
Штрафной бросок
1
Бросок с трех очковой линии.
1
Взаимодействие игроков в нападении.
1
Взаимодействие игроков с заслонами.
1
Тактические действия в нападении и защите
1
Учебно-тренировочная игра
1
Учебно-тренировочная игра
1
Варианты ведения мяча без сопротивления защитника.
1
Броски мяча после ведения и ловли без сопротивления защитника.
1
Комбинации: ловля, передача, ведение, бросок.
1
Позиционное нападение без изменения позиций игроков.
1
Нападение быстрым прорывом.
1
Обманные движения.
1
Взаимодействие игроков в защите
1
Броски по кольцу со средней дистанции в прыжке
1
Штрафной бросок
1
Бросок с трех очковой линии.
1
Взаимодействие игроков в нападении.
1
Взаимодействие игроков с заслонами.
1
Тактические действия в нападении и защите
1
Учебно-тренировочная игра
1
Учебно-тренировочная игра
1
Индивидуальные действия в защите(перехват)
1
Нападение против зонной защиты
1
Нападение через центрового
1
Броски по кольцу после передачи
1
Броски по кольцу после ведения
1
Подбор мяча после отскока от щита
1
Зонная защита
1
Позиц. нападение со сменной мест
1
Позиц. нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2х2,3х3
1
Взаимодействие 3 игроков в нападении «малая 8»
1
Учебно-тренировочная игра
1
Учебно-тренировочная игра
1
Учебно-тренировочная игра с заданием
1
Учебно-тренировочная игра с заданием
1
Учебно-тренировочная игра с заданием
1
Учебно-тренировочная игра с заданием
1
Учебно-тренировочная игра с заданием
1
Учебно-тренировочная игра с заданием
1
Учебно-тренировочная игра с заданием
1
Учебно-тренировочная игра с заданием
1
Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Оздоровительные результаты программы:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Предметные результаты
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В ходе реализация программы общей физической подготовки обучающиеся должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- правила соревнований изученных видов спорта.
должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- проводить соревнования на школьном уровне;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В ходе реализации программы обучающиеся смогут получить знания:
- значение общей физической подготовки в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий общей физической подготовкой;
- названия разучиваемых технических приёмов и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований;
- жесты судей;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
могут научиться:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях общей физической подготовкой;
- выполнять технические приёмы и тактические действия;
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях;
- демонстрировать жесты судей;
- проводить судейство соревнований.
Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год
МБОУ «СОШ № 18 им. Б. Б. Городовикова» работает в режиме пятидневной учебной недели.
Продолжительность
учебных
четвертей
на
2024
–
2025
учебный год:
- I четверть – 8 недель с 02. 09. 2024 г. по 27. 10. 2024 г.
- II четверть – 8 недель с 05. 11. 2024 г. по 29. 12. 2024 г.
- III четверть – 10 недель с 13. 01. 2025 г. по 22. 03. 2025 г.
-IV четверть – 8 недель с 01. 04. 2025 г. по 23. 05. 2025 г.
Каникулярные
дни
в
2024
–
2025
учебном
году:
Осенние каникулы
(8 дней)
с 28. 10. 2024 г. по
04. 11. 2024 г.
Зимние каникулы
(14 дней)
с 30. 12. 2024 г. по
12. 01. 2025 г.
Весенние каникулы
(8 дней)
с 24. 03. 2025 г. по
31. 03. 2025 г.
Летние каникулы
с 23. 05. 2025 г. по
31. 08. 2025 г.
3. Алгоритм учебного занятия: подготовительная часть (15-25% времени), основная (70-80%), заключительная (2-5%). Время рассчитываем от продолжительности занятия 40 минут.
Место и время проведения занятий: спортивный зал, понедельник 1500 – 1540; среда 1500 – 1540.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Спортивный зал 12 х 24 м, раздевалки, универсальная спортивная площадка 15 х 26 м., снарядная.
Оборудование
спортивного зала:
универсальной спортивной площадки:
1.
Размеры 12 х 24 м с игровыми площадками;
1.
Размеры игровой зоны: 14 м х 24 м;
2.
Стенка гимнастическая;
2.
Площадка игровая баскетбольная;
3.
Комплекс навесного оборудования:
3.
Площадка игровая волейбольная;
- перекладина;
4.
Площадка игровая мини-фубольная;
- тренировочные б/больные щиты;
5.
Комплекс оборудования:
- основные б/больные щиты;
- баскетбольные щиты;
- сетка волейбольная;
- стойки с волейбольной сеткой;
4.
Мячи: волейбольные, баскетбольные,
- ворота мини-футбольные с сеткой;
футбольные, набивные, малые для метания,
6.
Шведская стенка 3-х секционная (2 шт.);
теннисные;
7.
Сетка для переноса и хранения мячей;
5.
Сектор для прыжков в длину с места;
8.
Скамейка гимнастическая;
6.
Скакалки;
9.
Сектор для прыжков в длину с места;
7.
Мат гимнастический;
8.
Скамейка гимнастическая;
9.
Кегли;
10.
Обручи;
11.
Рулетка измерительная;
12.
Секундомер;
13.
Свисток;
Форма одежды занимающихся: спортивная форма, спортивная обувь.
Методическое обеспечение:
Раздаточный материал:
памятка по технике безопасности в спортивном зале;
права и обязанности
об
уча
ю
щихся.
Демонстрационный, наглядный, иллюстративный материал:
наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки с описанием комплексов
упражнений;
Информационный материал:
литература по основным разделам программы;
журнальные подборки по темам программы;
Методические рекомендации для педагогов
методические разработки к занятиям:
- комплекс упражнений на гибкость;
- упражнения на равновесие и координацию;
- упражнения на развитие ловкости
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Личная аттестация обучающихся
Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального физического развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: скорость, скоростную выносливость, выносливость, скоростно-силовую работу, силу, овладение техническими и тактическими действиями в спортивных играх.
При переходе с одного этапа на другой, дети проходят контрольную аттестацию.
Такие условия перевода на следующий этап обучения обеспечивают стабильный и ровный состав каждой группы, гарантирует необходимый уровень общефизической подготовки детей.
Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма).
Текущий контроль ведется регулярно (в рамках расписания) осуществляется тренером, ведущим занятие.
Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения.
Для обучающихся основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и контрольные нормативы по физической подготовке. Основным методом промежуточной аттестации на этапе обучения по программе являются:
метод педагогического наблюдения;
участие в соревнованиях различного уровня;
сдача контрольных нормативов.
В основе текущего и промежуточного контроля лежит тестирование физической подготовленности согласно таблице норм ВФСК «ГТО», а также соревновательная и игровая деятельность.
Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками.
Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным тестированием и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня.
Для развития творческих способностей детей предусмотрены упражнения в системе домашних заданий и заданий педагога на учебных занятиях таких как: придумывание новых упражнений, эстафет и подвижных игр, составление акробатических комбинаций из двух-трех элементов, составление простейших блоков для разминки из двух-трех упражнений, придумывание упражнений для различных частей тела, для различных групп мышц.
Программный материал и методическое обеспечение учебных занятий дают развивать творческие способности, но и способствует воспитанию, как и волевых качеств.
Средствами воспитания нравственных и волевых качеств являются сами физические упражнения, при выполнении которых воспитываются: честность, порядочность, взаимовыручка и целеустремленность, настойчивость и др. В качестве критерия нравственного уровня ребенка используется метод педагогических наблюдений, при помощи которого можно определить насколько претерпели изменения личностные качества детей в процессе обучения.
Показатели успеваемости по программе в целом складываются из суммы итогов аттестации по каждому параметру, которая и определяет уровень результативности освоения программы в соответствии с этапом обучения.
Педагог подводит итог учебно-воспитательной работы за год, проводит анализ спортивных достижений детей. Лучшие спортсмены поощряются грамотами.
Оценочные материалы:.
ПРОВЕРКА НАВЫКА ПЕРЕДАЧИ МЯЧАДВУМЯ РУКАМИ
Условия выполнения:
Испытуемый с мячом в руках стоит в 2,5 метра от стены. По сигналу учителя он выполняет на скорости 10 передач мяча в стену. Касание или падение мяча на пол ошибкой не считается. Передачи следует выполнять наиболее экономичным способом – двумя руками от груди. Естественно, что имеющий навык передач делает упражнение быстрее.
КЛАСС
ЮНОШИ
ДЕВУШКИ
«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»
5 класс
20,0
16,0
15,0
22.0
17,5
15,5
6 класс
19,0
15,5
14,0
21,5
17,0
15,0
7 класс
18,0
15,0
12,5
20,0
16,0
14,0
8 класс
17,0
14,0
11,5
19,0
15,0
13,0
9 класс
15,0
12,0
10,5
17,0
13,0
12,0
Если упражнение проводить с проверкой количества передач за 10 секунд, то экономится масса времени, которого часто не хватает. К сожалению этот вариант не подготовлен и не представлен в данных таблицах.
ПРОВЕРКА НАВЫКА БРОСКА ПО КОЛЬЦУ С МЕСТА
Условия выполнения:
Обучающиеся 5х классов, стоя в метре от кольца (определяется по проекции кольца на пол) бросают по 6 раз, а 6-классники это делают с расстояния так же 1 метр, но из 5 попыток. С 2 метров производят броски ученики 7 классов, 8-классники испытания проводят уже с 3х метров. Все ученики 6,7,8х классов бросков делают пять, а шестиклассники – 6. Стоять надо под 45 градусов по отношению к кольцу и забивать непременно с отскоком от щита.
КЛАСС
ЮНОШИ
ДЕВУШКИ
«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»
7 класс
1 раз
2 раза
4 раза
1 раз
2 раза
3раза
8 класс
2 раза
3 раза
4 раза
1 раз
2 раза
3 раза
9 класс
3 раза
4 раза
5 раз
2 раза
3 раза
4 раза
ПРОВЕРКА НАВЫКА БРОСКА ПО КОЛЬЦУ ПОСЛЕ ВЕДЕНИЯ И 2-х ШАГОВ
Условия выполнения:
Испытуемый от середины б/больной площадки слева или справа от кольца делает 5 попыток «атаки» кольца после ведения и 2-х шагов (разрешается выполнять бросок после остановки прыжком с последующим прыжком вверх, т.к. это не противоречит правилам баскетбола).
КЛАСС
ЮНОШИ
ДЕВУШКИ
«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»
8 класс
1 раз
2 раза
3 раза
0 раз
1 раз
2 раза
9 класс
2 раза
3 раза
4 раза
0 раз
1 раз
3 раза
ПРОВЕРКА НАВЫКА ЛОВЛИ и ПЕРЕДАЧИ МЯЧА ОДНОЙ РУКОЙ
Условия выполнения:
С расстояния 1,5 метра от стены необходимо одной рукой бросать и одной же ловить мяч от стенки в течение 10 секунд. Засчитывается количество сделанных передач в течение всего времени.
КЛАСС
ЮНОШИ
ДЕВУШКИ
«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»
8 класс
3
5
6
2
3
5
9 класс
5
7
8
4
5
7
Методические материалы
Педагогические принципы обучения и тренировки
Реализация принципов сознательности и активности в тренировке с юными спортсменами означает формирование у них:
сознательного отношения к целям, задачам и содержанию тренировочной работы;
сознательного и активного участия в этой работе;
самостоятельности в контроле и оценке своих успехов.
Сущность принципа наглядности заключается в максимальном обеспечении соответствующих зрительных, двигательных и других представлений воспитанников об изучаемом движении.
Принципы систематичности и последовательности требуют от тренера и ученика соблюдения рациональности, системы и последовательности.
Обучение юных спортсменов должно идти от простого к сложному, и каждый новый материал должен быть органически связан с предыдущим.
Принцип систематичности – это, прежде всего, регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.
Принципы доступности и индивидуализации заключаются в обязательном учёте групповых, возрастных и индивидуальных различий обучающихся при подборе оптимальных нагрузок в учебно-тренировочном процессе.
Модуль «Спортивные игры»
Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, на месте и в движении; ведение мяча на месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места; ранее разученные технические действия с мячом.
Волейбол. Прямая нижняя подача мяча; приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху на месте и в движении; ранее разученные технические действия с мячом.
Футбол. Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы с небольшого разбега; остановка катящегося мяча способом «наступания»; ведение мяча «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; обводка мячом ориентиров (конусов).
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики, технических действий спортивных игр.
Список литературы:
Булычева, Т. И. Роль педагогических умений при обучении игре в баскетбол /Т. И. Булычева // Физическая культура в школе. – 2012. – No 2. – С. 35–38.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы/ Паршикова Н.В., Виноградов П.А., Бабкин В.В., Уваров В.А. – М.: Советский спорт, 2014. – 60с.
Гордеев, Николай. Баскетбол для самых маленьких : Спортивная секция в начальной
школе / Н. Гордеев // Спорт в школе. – 2012. – No 10. – С. 54–56
Культура тела и духа/ Царик А.В. – М.: Советский спорт, 2015. - 168с.
Михайлова Е.Л. Подвижные игры (на материале спортивных игр: баскетбол, волейбол).
Урок физической культуры. 5
класс. / Е.Л. Михайлова // Мастер-класс. - 2016. - No 9. - С. 7-17. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28310723_10289437.pdf
Михеева Д.Ф Роль подвижных игр в физическом воспитании школьников (на примере
игры баскетбол) / Д.Ф. Михеева, Э.Р. Михеев / Проблемы педагогики. - 2019. - No 6 (45). -
С. 78-81. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41661921_84300210.pdf
Подводящие упражнения для подтягиваний на перекладине и лазанью по канату/ Жинкин К. - М.: Академия, 2014. – 48с.
Спортивные игры: правила, тактика, техника : учеб. пособие для сред. проф.
образования / Е. В. Конеева [и др.] ; под общ. ред. Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 322 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13046-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/448840
Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие/
Фискалов В.Д., Черкашин В.П. –М.: Спорт, 2016.- 352 с.
Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры:
учебник/ Луткова Н.В., Макаров Ю.М., Минина Л.Н. – М.: Академия, 2014. – 272с.
Упражнения с предметами (гимнастическая скамейка, стенка)/ Глейберман А.Н. – М.: Физкультура и Спорт, 2015. – 224с.
Физическая культура: Учебник. 7-е издание/ Барчуков И.С.М.: Академия, 2013. – 528с.
Приложение 1
Права и обязанности обучающихся
Обучающиеся обязаны:
- постоянно повышать уровень теоретической и физической подготовки;
- соблюдать режим и гигиенические требования;
- поддерживать порядок и дисциплину во время занятий и после;
- выполнять указание педагога;
- быть примером дисциплинированного и культурного поведения;
- равняться в своём поведении на лучших учащихся;
- быть активным помощником педагога и воспитателя группы;
- бережно относиться к спортинвентарю и оборудованию.
Обучающийся имеет право:
- бесплатно пользоваться во время учебных занятий и участия в соревнованиях инвентарем и оборудованием;
- за примерное поведение и достижение хороших спортивных результатов, объявлением благодарности, награждением грамотой.