Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЛУЧИКИ» | Дарья Евгеньевна Кучеренко. Работа №328391

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

 

Отличительные особенности программы «Музыкальные лучики» заключаются в следующем:

- программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

 

- программа предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии.

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЕРМАК
ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Методическогосовета Директор МБУ ДО ДДТ Ермак
МБУ ДО ДДТ Ермак _____________ С.А. Михайлова
Протокол от __________ № _ Приказ от ________ № ___
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЛУЧИКИ
Уровень программы: ознакомительный
Вид программы: модифицированная
Тип программы: модульная
Возраст детей: от 5 до 7 лет
Срок реализации: 1 год
общее количество учебных часов – 72
Разработчик: педагог дополнительного образования Кучеренко Дарья Евгеньевна
г. Зерноград
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc135128537" HYPER14I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАHYPER13 PAGEREF _Toc135128537 \h HYPER143HYPER15
II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК6
2.1 Учебный план6
2.2 Календарный учебный графикHYPER13 PAGEREF _Toc135128540 \h HYPER147HYPER15
III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫHYPER13 PAGEREF _Toc135128541 \h HYPER1414HYPER15
3.1 Условия реализации программыHYPER13 PAGEREF _Toc135128542 \h HYPER1414HYPER15
3.2 Формы контроля и аттестацииHYPER13 PAGEREF _Toc135128543 \h HYPER1414HYPER15
3.3 Планируемые результатыHYPER13 PAGEREF _Toc135128544 \h HYPER1414HYPER15
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕHYPER13 PAGEREF _Toc135128545 \h HYPER1415HYPER15
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙHYPER13 PAGEREF _Toc135128546 \h HYPER1418HYPER15
VI.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫHYPER13 PAGEREF _Toc135128547 \h HYPER1419HYPER15
VI.ПРИЛОЖЕНИЯ20
Приложение 120
HYPER15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Музыкальные лучики составлена в соответствии с нормативно-правовыми актами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304- ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся) (далее – 273- ФЗ).
2. Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской от 31 марта 2022 года № 678-р.
3. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
4. Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года № 10 Национальный проект Образование.
5. Протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту Образование от 7 декабря 2018 года № 3 Паспорт Федерального проекта Успех каждого ребёнка.
6. Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 Об утверждении порядка применения организациями осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
7. Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (в редакции от 02.02.2021г.).
8. Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Приказ № 629).
9. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
10. Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023 г № 225 О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области.
Программа разработана на основе примерной образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Ладушки. Невская НОТА, СПб, 2010. (авт. Каплунова И., Новоскольцева И.)
Актуальностьпредлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Отличительные особенности программы Музыкальные лучики заключаются в следующем:
программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
программа предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии.
Цель программы: развитие музыкальных творческих способностей ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.
Задачи:
обучающие:
дать обучающимся необходимый объем знаний, умений и навыков в области вокального пения;
познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;
сформировать певческие навыки (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая эстрадная позиция, точное интонирование, певучесть, кантиленность, чёткая и ясная дикция, правильная артикуляция).
развивающие:
• сформировать и развить культуру труда, воображения, наблюдательности, мышления, художественного вкуса;
развить голос, музыкальный слух и память, чувство ритма, сценическую пластику.
воспитательные:
сформировать устойчивый интерес к вокальному искусству;
воспитать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных
произведений;
воспитать общую культуру личности ребенка, способную адаптироваться в современном обществе.
Характеристики программы
Направленность – художественная.
Вид программы – модифицированная
Тип программы - модульная.
Уровень освоения – ознакомительный.
Объем и срок освоения программы: общее количество часов – 72 часа за учебный год, 36 учебных недель.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 занятию (25-30 минут) в соответствии с нормами СанПин.
Тип занятий – комбинированный.
Форма обучения – очная.
Адресат программы - программа рассчитана на детей 5-7 лет (старшей и подготовительной групп ДОУ).
Наполняемость группы – 15 – 20 человек.
При возникновении определенных ситуаций программа может реализоваться в дистанционном формате.
При дистанционном/электронном обучении:
- Теоретическое занятие (устное изложение материала по какой-либо теме), такое занятие в системе дистанционного обучения представляет собой файл с заданиями педагога/образовательный интернет -ресурс с необходимым учебным материалом, который должен быть изучен самостоятельно.
- Практическое занятие – самостоятельная работа (форма занятий без непосредственного участия педагога, но по его заданию в специально предоставленное для этого время). Обучающие работают самостоятельно с предложенными информационными ресурсами, с обучающими программами, тестами.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план
Таблица 1
№ п/п
Количество часов
Форма контроля,
аттестации
Теория
Практика
Всего
Раздел 1.
1.1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
0.5
0.5
1
Опрос
1.2
Правила охраны детского голоса.
1
-
1
Викторина
Раздел 2.
2.1
Певческая установка и работа над дыханием
1
2
3
Контрольные Упражнения
2.2
Работа над дикцией и артикуляцией
1
3
4
Контрольные Упражнения
2.3
Коммуникативные игры на отработку дикции и артикуляции
2
6
8
Контрольные упражнения
2.4
Нотная грамота
3
3
6
Опрос
2.5
Разучивание песенного репертуара
-
31
31
Контрольные упражнения
2.6
Актерское мастерство
1
5
6
Утренник
2.7
Сценическое движение
-
6
6
Утренник
2.8
Итоговые занятия
-
6
6
Утренник
Итого:
9.5
62.5
72
Содержание учебного плана
Раздел 1.
1.1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
1.2. Правила охраны детского голоса.
рассказать детям о правилах охраны голоса и методах избегания заболеваний.
Раздел 2.
2.1. Певческая установка и работа над дыханием
развить мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность, сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
познакомить с различными видами дыхания и развить дыхательный аппарат ребёнка;
закреплять умение проговаривать слова ритмично, учить одновременно брать дыхание между фразами.
используя занимательные игры, научить пользоваться дыханием на опоре, силой голоса, используя мышцы пресса;
выработать инстинкт правильного певческого дыхания вовремя ритмодикламаций и при пении.
2.2. Работа над дикцией и артикуляцией.
улучшить артикуляцию и дикцию детей и выработать устойчивое умение правильного звукообразования как в речи, так и при пении;
научить чётко проговаривать согласные звуки, особенно на концах слов, и правильно образовывать гласные звуки, протяжно проговаривая или припевая их в небольших, легко запоминающихся чистоговорках-попевках.
2.3. Разучивание песенного репертуара
Дети стоят (варианты: в несколько рядов возле синтезатора лицом к педагогу; полукругом; врассыпную и другие построения, необходимые для конкретного сценического образа)
научить ребенка выразительно, чисто интонируя петь, правильно брать дыхание и использовать его для силы звучания голоса, а также помочь овладеть необходимыми навыками в звукообразовании, артикуляции, побуждать проявлять свои чувства в непринужденном, естественном пении;
тренировать правильно передавать мелодию;
учить петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание);
научить брать дыхание перед началом песни и между муз. фразами;
побуждать использовать дыхание для силы звучания голоса при пении.
путем игры показать детям ход правильных интонаций, научить применять их в песнях.
2.4. Актерское мастерство.
путем игры научить детей передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.
2.5. Сценическое движение.
разучить виды и типы сценического движения.
ко всем готовым композициям подобрать и выучить движения.
2.6. Итоговые занятия
закрепление изученного материала.
2.2 Календарный учебный график
Таблица 2
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Музыкальные лучики

п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Время проведения занятия
Форма занятия
Место проведения
Форма контроля
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
1
10.00-10.25
очная
Опрос
2
Правила охраны детского голоса
1
10.00-10.25
очная
Викторина
3-5
Певческая установка и работа над дыханием
3
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
6
Работа над дикцией и артикуляцией
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
7
Нотная грамота
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
8
Разучивание песенного репертуара
Подготовка к утреннику Прощание с осенью
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
9
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
10
Нотная грамота
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
11
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
12
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
13
Коммуникативные игры на отработку дикции и артикуляции
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
14
Актерское мастерство
1
10.00-10.25
очная
Утренник
15
Сценическое движение
1
10.00-10.25
очная
Утренник
16
Утренник Прощание с осенью
1
10.00-10.25
очная
Утренник
17
Разучивание песенного репертуара
Подготовка к утреннику Новогоднее волшебство
1
10.00-10.25
очная
Утренник
18
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
19
Работа над дикцией и артикуляцией
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
20
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
21
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
23
Нотная грамота
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
24
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
25
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
26
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
27
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
28
Нотная грамота
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
29
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
30
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
31
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
32
Коммуникативные игры на отработку дикции и артикуляции
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
33
Актерское мастерство
1
10.00-10.25
очная
Утренник
34
Сценическое движение
1
10.00-10.25
очная
Утренник
35
Утренник Новогоднее волшебство
1
10.00-10.25
очная
Утренник
36
Разучивание песенного репертуара
Подготовка к утренникам посвященным 23 февраля и 8 Марта
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
37
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
38
Работа над дикцией и артикуляцией
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
39
Нотная грамота
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
40
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
41
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
42
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
43
Коммуникативные игры на отработку дикции и артикуляции
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
44
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
45
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
46
Коммуникативные игры на отработку дикции и артикуляции
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
47
Актерское мастерство
1
10.00-10.25
очная
Утренник
48
Сценическое движение
1
10.00-10.25
очная
Утренник
49
Утренник посвященный Дню Защитника Отечества
1
10.00-10.25
очная
Утренник
50
Коммуникативные игры на отработку дикции и артикуляции
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
51
Актерское мастерство
1
10.00-10.25
очная
Утренник
52
Сценическое движение
1
10.00-10.25
очная
Утренник
53
Утренник посвященный международному Женскому Дню
1
10.00-10.25
очная
Утренник
54
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
55
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
56
Работа над дикцией и артикуляцией
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
56
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
57
Нотная грамота
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
58
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
59
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
60
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
61
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
62
Коммуникативные игры на отработку дикции и артикуляции
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
63
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
64
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
65
Коммуникативные игры на отработку дикции и артикуляции
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
66
Актерское мастерство
1
10.00-10.25
очная
Утренник
67
Сценическое движение
1
10.00-10.25
очная
Утренник
Утренник посвященный Дню Победы
Утренник
68
Разучивание песенного репертуара
Подготовка в Выпускному утреннику
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
69
Разучивание песенного репертуара
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
70
Коммуникативные игры на отработку дикции и артикуляции
1
10.00-10.25
очная
Контрольные упражнения
71
Актерское мастерство
1
10.00-10.25
очная
Утренник
72
Сценическое движение
1
10.00-10.25
очная
Утренник
Выпускной Утренник.
1
10.00-10.25
очная
Утренник
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Для успешной реализации данной Программы необходимы технические средства обучения:
синтезатор;
музыкальный центр;
компьютер;
CD, DVD диски
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий профессиональную подготовку по профилю деятельности и соответствующий профессиональному стандарту по должности педагог дополнительного образования.
Формы контроля и аттестации
опрос;
викторина;
контрольные упражнения;
утренник.
3.3 Планируемые результаты
Так как программа является ознакомительной, она не предполагает зачётно - экзаменационной системы контроля над результатами образования. Успехи, достигнутые воспитанниками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются другими дошкольниками и педагогами.
Предметные:
обучающимся дан необходимый объем знаний, умений и навыков в области вокального пения;
обучающиеся ознакомлены с разнообразием музыкальных форм и жанров;
сформированы певческие навыки (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, кантиленность, чёткая и ясная дикция, правильная артикуляция).
Личностные:
сформирован устойчивый интерес к вокальному искусству;
воспитана эмоциональная отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
воспитана общая культура личности ребенка, способная адаптироваться в современном обществе.
Метапредметные:
развит голос, музыкальный слух и память, чувство ритма, сценическая пластика.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации данной программы необходимы учебно- наглядные пособия:
плакаты;
схемы;
иллюстрации;
дидактические игры;
детские музыкальные инструменты.
Основные принципы обучения детей пению:
Принцип воспитывающего обучения - музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Принцип прочности - Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Например, можно предложить петь всей группой, подгруппами, по одному, мальчикам, девочкам, около инструмента, вдали от него и т. д. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. При повторении надо подводить детей к осознанию как положительных моментов в пении, так и ошибок, неправильностей, неточностей, допущенных при передаче мелодии и текста. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения вокальных навыков.
Принцип сознательности - в современной советской педагогике знания, умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми, и они могут их передать словами. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Руководитель старается различными приемами раскрыть перед детьми музыкальный образ песни и связать его со средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, регистрами, метроритмом, ладом), для того чтобы дети пели осознанно, не механически. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни и особенно любовь педагога к музыкальному искусству. Часто в детских садах этот принцип понимается не всегда правильно. Дошкольные работники удовлетворяются тем, что все дети активно участвуют в пении, движении, забывая при этом о развитии у них активности мысли. Когда на музыкальных занятиях одна подгруппа поет, а другая слушает и следит за тем, правильно ли исполняется песня, кто спел неправильно, то при таком приеме дети не только смотрят и слушают, но и думают, т. е. сравнивают, оценивают исполнение своих товарищей. Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения. Дети должны не только знать, но и понимать, куда идет мелодия (вверх или вниз), и направлять соответственно свой голос, как надо открывать рот во время пения, почему необходимо сидеть прямо, не сутулясь.
Принцип наглядности - нельзя понимать узко, как обучение только при помощи органа зрения. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство, или щупальца (по выражению И. М. Сеченова), дополняют, усиливают слуховое восприятие. Так, сочетание слухового и зрительного восприятия возможно в том случае, когда во время пения музыкальный руководитель показывает высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких. Основной прием наглядности - это образец исполнения песни педагогом. Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен.
Принцип доступности - заключается в том, что содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы. Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком. Доступный репертуар не надо смешивать с легким: последний не вызывает у детей никаких усилий для его усвоения и не содействует их музыкальному развитию. Для усвоения доступного всегда требуется некоторое напряжение умственных способностей, проявление старания, прилежания. Такой репертуар способствует музыкальному развитию детей. Непосильный репертуар делает обучение формальным и снижает у детей интерес к музыке.
Принцип постепенности - Последовательности и систематичности заключается в том, что в начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года: постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям. В противном случае дети быстро утомляются, внимание и интерес к пению ослабевает, падает усвояемость песенного репертуара, дети не получат систематических знаний и навыков по пению.
Приемы обучения пению:
Основными приёмами обучения пению являются: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приёмы, вопросы, оценка качества детского исполнения песни:
показ с пояснениями. Если в первый раз исполнить песню без всяких пояснений, дети не воспримут содержание песни. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа;
игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений - делают занятия вокалом более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях;
вопросы к детям. Активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе. Так чтобы дети отвечали словами, а не жестами;
оценка качества. Детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Выбор и разучивание песен.
Песня должна быть написана в удобной тесситуре, музыкальные фразы небольшие, несложный ритм, темп не слишком быстрый, динамика меццо-форте. Народные песни, детские песни современных композиторов воспитывают любовь к Родине, к русской природе. Песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий может изменяться в зависимости от плана дошкольного образовательного учреждения.
Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка знаний у детей усвоения песни.
Приемы, касающиеся только одного произведения:
работа над артикуляцией;
произношение слов шепотом в ритме песни;
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
пение без сопровождения, по ролям и подгруппам.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Входная диагностика.
Цель входной диагностики - выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребенка.
Она заключается в следующем:
Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи — тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может побеседовать с ним.
Ребёнок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение обучающегося аккордами (для определения природного регистра голоса).
Ребёнок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса).
Можно к предложенной диагностике добавить тестирование глубины дыхания по секундомеру и определение уровня развития звуковысотного слуха. Результаты диагностики заносятся в таблицу. В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989.
Битус А. Ф., Битус С. В. Певческая азбука ребёнка. Минск. ТетраСистемс, 2007.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989.
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
Гармошечка - говорушечка. Песни для детей детских садов/Сост. СИ. Мерзлякова. М., Музыка, 1981
Железнова Е. Альбом для обучения пению. -Москва.: Издательский дом Катанского, 2007.
Костина Э. П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004 г.
Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха И голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5- 6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6- 7 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.
Интернет-ресурсы:
https://x-minus.me/
https://detskie-pesni.com/
https://detkam-online.com/
https://pesni-detskie.ru/
https://chudesenka.ru/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица входной (первичной) диагностики
п/п
Фамилия, Имя
Певческий диапазон
Сила звука
Продолжительность дыхания
Чувство ритма
Звуковысотный слух
Таблица 2

Критерии
Показатели
Уровень
Низкий
Средний
Высокий
1
Особенности голоса
Сила звук
Голо Слабый
Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко
Голос сильный
2
Особенности тембра
В голосе слышен хрип и сип. Голос тусклый и не выразительный
Нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно
Голос звонкий, яркий
3
Певческий диапазон
Певческий диапазон в пределах 2-3 звуков
Диапазон в пределах возрастной нормы
Широкий диапазон
4
Развитие дыхания
Продолжительность (звуковая проба М)
Менее 13 сек
13-15 сек
Более 15 сек.
5
Задержка дыхания на вдохе
Менее 14 сек
14-16 сек
Более 15 сек
6
Развитие звуковысотного звука
Муз. звуковые представления
Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога. Неумение пропеть незнакомую мелодию с сопровождением после многократного
ее повторения.
Пение знакомой мелодии при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний
Пение знакомой мелодии самостоятельно. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний.
7
Точность интонирования
Интонирование мелодии голосом отсутствует, ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука
Интонирует общее направление движения мелодии, чистое интонирование 2- 3звуков
Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии.
8
Отличие звуков по высоте
Не различает
Различает в пределах октавы и септимы
Различает в пределах сексты и квинты
9
Вокально-хоровые навыки
Певческая установка
Поза расслабленная, плечи опущены
Способность удерживать правильную позу при пении непродолжительное время.
Способность удерживать правильную позу при пении длительное время без напоминания взрослого
10
Звуковедение.
Пение отрывистое, крикливое.
Пение естественным голосом, но иногда переходящим на
крик
Пение естественным голосом без напряжения, протяжно.
11
Дикция.
Невнятное произношение, значительные речевые нарушения
Достаточно четкое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении.
Умение правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов при пении
12
Дыхание
Дыхание берется непроизвольно.
Дыхание произвольное, но не всегда берется между фразами
Умение брать дыхание между фразами
13
Умение петь в ансамбле
Неумение петь, слушая товарищей.
Стремление выделиться в хоровом исполнении (раньше вступить, громче петь)
Умение начинать и заканчивать вместе
14
Выразительность исполнения
Пение не эмоциональное
Старается петь выразительно, но на лице мало эмоций
Поет выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой
Низкий - 1 балл
Средний – 2 балла
Высокий – 3 балла
При определении общего уровня развития голоса и овладения вокально – хоровыми навыками все баллы суммируются.
14 – 22 – низкий уровень
23 – 33 – средний уровень
34 – 44 – высокий уровень
22
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×