Дополнительная общеобразовательная программа «Юный Эрудит» (на основе использования блоков Дьенеша) | Голубчикова Голубчикова Наталья Наталья Юрьевна Юрьевна. Работа №350857
Рабочая программа составлена с учётом основных принципов, требования к организации и содержанию Учебной деятельности в ДО, возрастные особенности детей 5-6 лет. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом. Возраст детей, участвующих в реализации программы с 5 до 6 лет.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» (п.г.т.Белый Яр)
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель заведующего
МБДОУ д/с «Теремок» (п.г.т.Белый Яр)
___________П.П.Ушакова
Дополнительная общеобразовательная программа
«Юный Эрудит»
(на основе использования блоков Дьенеша)
Программа рассчитана на 1 год
Возраст детей 5-6 лет
Разработала:
Голубчикова Н.Ю.
Целевой
раздел
программы
Пояснительная
записка
Рабочая программа составлена с учётом основных принципов, требования к организации и содержанию Учебной деятельности в ДО, возрастные особенности детей 5-6 лет. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом. Возраст детей, участвующих в реализации программы с 5 до 6 лет.
Старший дошкольный возраст- это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирование разнообразных умений и поведения малыша. У детей 5 -6 лет быстро совершенствуются деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребёнка. К человечеству выработала основные сенсорные эталоны, задача педагогов- передать этот опыт ребёнку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, я для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребёнка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, жёлтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры- занятия с блоками Дьенеша позволяют ребёнку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению. Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов и способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Цель
и
задачи программы
Цель: создание условий для развития логического мышления с использованием блоков Дьенеша. Задачи:
С
помощью
логических
блоков
тренировать
внимание,
память,
восприятие.
Развивать
творческие
способности,
воображение,
фантазию,
способности
к
моделированию
и
конструированию.
Способствовать
развитию
речи
детей.
Совершенствовать
умение
пользоваться
кодовыми
карточками
–символами,
обозначающими
знак
отрицания
«не».
Закреплять
умение
детей
сравнивать
предметы
по
форме,
цвету
и
величине.
Принципы
программы
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
принцип
целостного
представления
о
мире: при
введении
нового
знания
раскрывается
его
взаимосвязь
с
предметами и
явлениями
окружающего мира;
принцип
индивидуализации:
на
занятиях
создаются
условия
для
наиболее
полного
проявления
индивидуальности,
как ребёнка, так и
педагога;
принцип
сотрудничества:
позволяет
создать
в
ходе
продуктивной
деятельности
доброжелательное
отношение
друг
к
другу
и
взаимопомощь.
принцип
вариативности:
у
детей
формируется
умение
осуществлять
собственные
выбор
и
им
систематические предоставляется
возможность
выбора;
принцип
творчества
двоеточия
процесс
обучения
ориентирован
на
приобретение
детьми
собственного
опыта
творческой
деятельности;
принцип
гуманистичности:
ребёнок
рассматривается
как
активный
субъект
совместной
с
педагогом
деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Планируемые
результаты
реализации
программы
*Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
*Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
*Развитие способности действия наглядного моделирования, умение давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
*Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схему, так и по воспроизведению её в конструкции.
Диагностика первичных и итоговых показателей освоения программы.
Результативность освоения программы отслеживаться в процессе диагностирования развития познавательных процессов в начале и в конце учебного года, ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:
Развитие
внимания.
За ребёнком ведётся наблюдение в ходе организации непосредственно образовательной деятельности. При этом: удерживает внимание на 10-15 минут.
Задание оценивается по трёхбальной системе.
Уровень:
1балл- критерий не проявляется;
балла
-
критерий
проявляется
частично;
балла
-
критерий
проявляется
(согласно
норме).
Развитие
памяти.
Ребёнку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов, а затем назвать 4-5 из них. Задание оценивается по трёхбальной системе.
Уровень:
балл
-
задание
не
выполнено,
балла
-
задание
выполнено
с
помощью
взрослого,
балла
-
задание
выполнено
правильно
и
самостоятельно.
Развитие
восприятия.
Оценивается знание ребёнком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом. Задание оценивается по трёхбальной системе.
Уровень:
1балл- критерий не проявляется;
балла-
критерий
проявляется
частично;
балла-
критерий
проявляется
(согласно
норме).
Развитие
воображения.
Ребёнку предлагается выполнить задание:" Преврати кружочек"(во что-нибудь). Задание оценивается по трёхбальной системе.
Уровень:
балл-
задание
не
выполнено,
балла-
задание
выполнено
с
помощью
взрослого,
балла-
задание
выполнено
правильно
и
самостоятельно.
Развитие
мышления.
Ребёнку предлагается выполнить ряд заданий:
Чего
не
хватает
на
рисунке?
Раздели
на
группы
и
назови
одним
словом.
Сложи
картинку.
Что
перепутал
художник?
Что
лишнее
на
рисунке?
Продолжи
ряд.
Заплатки
к
коврикам.
Что
сначала,
что
потом?
Так
бывает
или
нет?
Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников по реализации программы, при этом их количество не сокращается.
Например, при выполнении задания " Сложи картинку", предлагается составить картинку из 4-5 частей.
Задание оценивается по трёхбальной системе. Уровень:
балл-
задание
не
выполнено,
балла-
задание
выполнено
с
помощью
взрослого,
балла- задание выполнено правильно и самостоятельно.
Общий
уровень усвоения
программы:
5 баллов- высокий уровень
3- 4- средний уровень
2 и ниже- низкий уровень
Результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала по реализации программы.
Протокол диагностики уровня сформированности познавательных процессов у детей
5-6 лет.
№
Ф.И.
ребёнка
1.
сен.м.
2.
сен.м.
3 сен.м.
4. сен.м.
5.
сен.м.
Средний
балл
Общий
уровень
1.
2.
3.
4.
5.
Сводная таблица по группе детей.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
на
восприятие
формы;
целенаправленное
развитие
восприятия
цвета;
*на восприятие качеств величины;
на
количество
предметов;
на
развитие
речи,
мышления;
на
развитие
способности
действия
наглядного
моделирования.
Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется через организацию деятельности кружка. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приёмов, сюжетов, сказочные персонажей, схем вызывают постоянный интерес к игре с фигурками. Деятельность кружка не носит форму " изучение и обучения", а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса
обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности- речевой и поведенческой (движение, действия и т.п). Основной упор сделан на применение дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребёнка к восприятию.
Организационный раздел программы.
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий- один раз в неделю, во второй половине для по подгруппам по 7- 11 человек.
Продолжительность составляет 25 минут в старшей группе.
Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста (5- 6 лет) с блоками Дьенеша реализуется с октября 2022 года.
Группа №2\2 «Гномики»
Время
День недели
16.30
17.00
подгруппа
подгруппа
Среда
Режим занятий:
Продолжительность занятий в минутах
Количество проведённых занятий в
неделю
Количество занятий в год
30 минут
1
34
3.Содержательный раздел программы 3.1.Интеграция образовательных областей в программе.
Программа составлена с учётом интеграции 5 образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Образовательная область
Реализуемые цели и задачи
Социально- коммуникативное развитие
создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопление сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через
игры с дидактическим материалом- блоками Дьенеша.
Познавательное развитие
способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении
в пространстве и пр.)
Речевое развитие
развитие диалогической и связной речи; обогащение словаря,
понимание смысла слов, освоение словообразования.
Физическое развитие
способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой
моторики, формированию обследовательских навыков.
Художественно-
эстетическое развитие
способствовать развитию способности наглядного моделирования.
3.2. Методы и приёмы, используемые на занятиях
Словесные
Беседа, лекция, вопросы, пояснения, напоминания
Наглядные
Рассматривание, образец, показ
Практические
Игры, упражнения, эксперимент
Ведущей формой организации является групповая деятельность. Организация занятия:
игровые развивающие ситуации.
Планирование
работы
по
программе
Месяц
№
Тема игры
Программное содержание, Дидактическая задача
Оборудование
Примечание Руководство
Сентябрь
1.
Знакомство с блоками Дьенеша.
Д/и «Волшебный мешочек».
Д/и «Что изменилось».
Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о цвете. Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.
Перед ребёнком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить.
Одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами.
Ре
бёнок должен заметить изменения и рассказать.
2.
«Найди такой же.»
Развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать
развитию внимания.
Обруч, два комплекта блоков.
Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагать принести фигуры такой же величины. После того, как дети соберут все фигуры, проводится игра "Большой-маленький". Если дети видят большой
блок-поднимают Руки вверх, маленький блок-приседают.
Октябрь
3.
Дорожки.
Развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова "разные", " одинаковые".
Блоки, иллюстрация к сказке "Маша и Медведь".
Ведущий просит детей помочь Маше убежать от медведя. Нужно построить дорожку, по которой Маша убежит к бабушке с дедушкой. Но есть одно условие: дорожку нужно строить так, чтобы рядом не
было фигур одинаковой величины. Каждый из детей выбирает себе фигуру и от неё строит дорожку.
4.
Найди клад.
Совершенствовать знания детей о геометрических
фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать
мышление.
Логические блоки Дьенеша на каждого ребёнка,
камешек, картинка
Ведущий выкладывают перед ребёнком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячет "клад", это может быть
монетка, камешек, картинка. Ребёнок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет". Например, клад под синим блоком? Клад под красным блоком? Далее расспрашивает
про размер, форму, толщину.
5.
Мышки- норушки.
Закреплять знания детей о цвете, форме, толщине, размере фигуры. Развивать
умение сравнивать фигуры,
Игрушка-мышка, блоки, коробка- норка для
мышки,
К детям в гости приходит мышка, она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки большие, толстые и желтые. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» с определёнными
свойствами и приносят их в норку к мышке.
выбирать без опоры на
наглядность.
корзинка.
6.
За грибами.
Продолжать развивать умение сравнивать и
обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова
«разные», «одинаковые».
Блоки-монетки, блоки-грибы, 3 ведёрка,
«автобус» из стульев.
Дети собираются ехать в лес за грибами. Покупают билеты на автобус.
За билет нужно заплатить монетки- блоки. В зависимости от возможностей детей задания разные: принести две монетки
одинаковой величины; одинакового цвета; одинаковый толщины, но разные по цвету; одинакового цвета, но разные по размеру и так далее. Приезжают в лес собирать грибы каждый своё ведёрко.
красные,
большие
жёлтые,
толстые
синие,
маленькие
Дети рассказывают какие грибы они насобирали.
Ноябрь
7.
Помогите Мишке
собрать фигуры
Совершенствовать умение
определяет символику свойств.
игрушка –
мишка, корзина, набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме
отрицания).
У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими
фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки – символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.
8.
Два обруча.
Формировать умение разделять фигуры на две группы по двум свойствам, производить логическую операцию «не».
2 обруча, набор логических блоков Дьенеша.
Незнайке задали задание в школе, и он не может с ним справиться, просит помощи у вас. Нужно расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все
круглые.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча. Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
9.
Хоровод.
Формировать умение
классифицировать блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме
– размеру.
Набор
логических блоков Дьенеша.
Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные
фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.
Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом
случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
10.
Отрицание цвета.
Формировать умение подбирать фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета.
Набор логических
блоков Дьенеша, карточки, обозначающие отрицание цвета, игрушка зайца,
коробка.
В гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка в которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размет, толщину, но все они перечеркнуты. Зайчик не может понять, почему они перечеркнуты. На первом занятии воспитатель знакомит с карточками, обозначающими отрицание цвета (воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с перечеркнутыми обозначениями цвета).
«Покажи фигуру»: - не красную и не синюю;
не
синюю
и
не желтую;
не
желтую
и
не красную
прямоугольную,
не
синюю
и
не
красную;
треугольную,
не
желтую
и
не
красную;
квадратную,
большую,
не
желтую
и
не синюю;
прямоугольную,
маленькую,
не
красную
и
не
желтую;
треугольную,
тонкую,
не
синюю
и
не
желтую;
круглую,
толстую,
не
синюю
и
не
красную.
Декабрь
11.
Отрицание
формы.
Формировать умение
подбирать фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания формы.
Набор
логических блоков Дьенеша, каточки, обозначающие отрицание
формы, игрушка зайца, коробка.
Воспитатель достает из коробки зайчика карточки с перечеркнутыми
обозначениями формы и объясняет, что каждая карточка обозначает.
«Покажи фигуру»: - не прямоугольные, не круглые, не треугольные;
не
квадратные,
не
прямоугольные,
не
круглые;
не
прямоугольные,
не
квадратные,
не
треугольные;
не
треугольные,
не
круглые,
не
квадратные.
12.
Отрицание размера.
Формировать умение подбирать фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания размера.
Набор логических
блоков Дьенеша, карточки, обозначающие отрицание
размера, игрушка зайца, коробка.
Воспитатель достает из коробки карточки с перечеркнутыми обозначениями и объясняет, что они обозначают.
«Покажи фигуру»: - квадратную, красную, не маленькую;
треугольную,
желтую,
большую;
прямоугольную,
желтую,
не
большую;
треугольную,
синюю,
не
маленькую.
13.
Отрицание
толщины.
Формировать умение
подбирать фигуры по инструкции, пользуясь
Набор
логических блоков Дьенеша,
Воспитатель достает из коробки зайчика, последние карточки, которые
обозначают отрицание толщины. Воспитатель объясняет, что они обозначают.
символикой отрицания толщины.
карточки, обозначающие отрицание толщины, игрушка зайца,
коробка.
«Покажи фигуру» - не тонкую;
не
толстую;
треугольную,
желтую,
не
большую;
круглую,
красную,
не
толстую
и
т.д.
14.
Где, чей гараж.
Совершенствовать умение
классифицировать по общим свойствам.
Набор логических
блоков Дьенеша, таблицы две штуки.
У воспитателя две большие таблицы, на них изображены гаражи для
машин. У каждого ребенка блоки (машины). Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку должна свернуть машина. Дети по очереди ищут гараж для своих машин.
Январь
15.
Цветок.
Совершенствовать умение
классифицировать блоки по трем признакам: цвету,
форме и размеру.
Набор
логических блоков Дьенеша, обручи, карточки
– символы.
Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из
волшебных фигур. Для этого раскладывается четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой (перпендикулярные обручи кладутся встык). В
каждый обруч положить карточки – символы. Разные варианты: например, круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо
разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.
16.
Где спрятался Джерри?
Совершенствовать умение логически мыслить,
кодировать информацию с помощью знаков – символов и декодировать ее.
Набор логических
блоков Дьенеша, карточки - символы,
мышонок Джерри (маленькая плоская
фигурка).
Перед детьми выкладывают 12 – 18 блоков. Дети отворачиваются. Ведущий под одним из блоков прячет мышонка. Дети поворачиваются обратно. Ведущий с помощью карточек обозначает два свойства того блока, под которым спрятан мышонок. Если ведущий обозначает свойства перечеркнутыми знаками, то сделать это должен как можно точнее. Для этого ему может понадобиться в некоторых случаях 3, 4 и более карточек.
17.
Дорожки для
поросят.
Формировать умение
выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным
свойствам.
Набор
логических блоков Дьенеша, три домика
(макеты или изображения
На полу по кругу на расстоянии не менее одного метра один от другого
расставлены три домика – дома Наф–Нафа, Ниф–Нифа и Нуф–Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам. Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры
одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного
домиков, или условные обозначения).
цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.
Февраль
18.
Этажи.
Обобщать геометрические фигуры по признакам, упражнять в счёте.
Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Набор блоков Дьенеша.
Ведущий предлагает выложить в ряд несколько фигур. Это жители 1 этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой
фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета. Вариант 2 : деталь такой же формы, но другого размера.
Вариант 3 строим дом с другими деталями по цвету и размеру
19.
На свою веточку.
Развивать умение
анализировать, выделять свойства фигур,
классифицировать фигуры по нескольким признакам.
Комплект из 24
фигурок: четыре формы, три цвета, две величины.
На рисунке изображено дерево, на котором должны вырасти фигуры.
Чтобы узнать, на какой ветви какая вырастет фигура, необходимо расшифровать свойства.
20.
Дидактическая игра «Сколько?»
Развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства фигур.
Логические блоки Дьенеша.
Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке предлагает детям придумать вопрос, начинающийся со слов" сколько?" За каждый правильный вопрос даётся фишка. Выигрывает тот, кто набирает большее количество
фишек.
Варианты вопросов: сколько больших фигур? Сколько красных фигур в первом ряду? Сколько кругов? И др.
21.
Художники.
Совершенствовать умения
анализировать форму предмета.
Совершенствовать умения сравнивать фигуры по их свойствам, развивать художественные
способности.
Блоки, эскизы
картин
Детям предлагается нарисовать картину по эскизам. Одну картину
могут рисовать все дети сразу. Дети выбирают эскиз, бумагу для фона картины, необходимые блоки.
Март
22.
Помоги муравьишкам.
Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, развивать
умение выявлять и
Набор логических блоков, непрозрачные
открывающиеся
Перед детьми выложены блоки, это муравьишки. Воспитатель рассказывает детям историю о том, что у мамы много детей- муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила
мама муравьишек научить быстро возвращаться домой. Одной ей не
абстрагировать свойства.
коробки с прорезью вверху, это домики.
справиться, она просит помощи у вас. Каждый ребёнок получает домик. На котором изображены свойства блоков. Например, красный муравьишка пойдёт в домик, на котором есть свойство красный цвет.
23.
Волшебные камни.
Закреплять понятия
«внутри» и «вне» круга.
Обруч, логические блоки.
Ребята, сегодня наши логические блоки превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем.
Все
красные
треугольные
камни
положить
внутри
обруча.
Положить
жёлтые
толстые
камни
вне
обруча,
а
жёлтые
тонкие
внутри
обруча
и
т.д.
24.
Кошки-мышки.
Закреплять знания свойств
фигур.
Маска кошки,
жетоны для
мышей и кота.
Дети выбирают жетоны мышей и надевают их через голову, встают в
хоровод. Посередине хоровода кот Васька, рядом с ним кошачьи жетоны. Хоровод движется со словами:
Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише мыши, не шумите, Кота Ваську не будите
Вот проснётся Васька -кот, И разгонит хоровод.
На последнем слове хоровод кот быстро надевает один из 4 жетонов и поворачивается вокруг, чтобы все мыши его увидели. Его жетон-
информация для мышей, Каких именно мышей он собирается ловить. После слов 1,2,3,4,5- начинаю догонять, кот ловит мышей. Одна из пойманных мышей становится котом.
25.
Какую фигуру я задумала?
Закреплять умения детей загадывать фигуру с помощью карточек,
обозначающих свойства блоков.
Блоки, карточки с обозначением свойств.
Дети по очереди загадывают фигуру, чтобы остальные смогли отгадать. Ребёнок выставляет карточки с обозначением трёх свойств.
Апрель
26.
Угадай фигуру.
Развивать логическое
мышление, умение
кодировать и декодировать информацию о свойствах.
Логические
блоки и два набора карточек свойств с перечёркнутыми знаками на
каждую пару детей.
Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну фигуру так,
чтобы не видел партнёр, игроки договариваются какое свойство фигур будут загадывать (цвет, форму или размер). Затем карточками обозначает загадываемые свойства своей фигуры, каждый должен угадать, какая фигура у партнера. Правильно назвать её свойства.
Сначала в играх загадывается только одно, какое-то свойство фигуры.
Карточки, обозначающие каждое из двух свойств, игроки выкладывают в отдельные ряды или столбики.
27.
Чудесный мешочек.
Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине,
закреплять умение предметы угадать на ощупь.
Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
28.
Что изменилось?
Развивать мышление,
внимание, учить делать умозаключения
Набор блоков, таблица из 9
клеток.
Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
29.
Угощение для
медвежат.
Развитие умения сравнивать
предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные»,
«одинаковые
9 изображений
медвежат, блоки Дьенеша.
В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать?
Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.
Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному
воспитателем.
Май
30.
Замочки.
Совершенствовать умение находить блоки определенного цвета, размера и
формы по схеме. Развивать внимание, логическое
мышление, мелкую моторику.
Набор блоков Дьенеша, силуэты замков из
бумаги.
Мы должны открыть эти замки. Замок откроется лишь тогда, когда мы подберем ключи.
Можно усложнить задание: Замок откроется лишь тогда,
когда мы подберем ключи и найдем лишний. (Дети находят лишний и объясняют, почему, например, все блоки желтые, а один красный).
31.
«Путешествие в страну Математику» в старшей группе.
Развивать мыслительные способности детей: воображение, мышление, внимание и речь.
Уметь кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов, используя знаки символы отрицания.
Сегодня я приглашаю вас в путешествие в «Страну Математику». Мы должны спасти принцессу, найти дорогу в лабиринте! Нам помогут волшебные камни – блоки. (Выставляю карту лабиринт А).
32.
«Помоги фигуркам выбраться из леса »
Закреплять знания об отрицании свойств, умению производить логические операции «не», «и», «или» и с помощью этих операций строить истинные высказывания. - Кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.- Развивать логическое мышление - Приучать к строгому выполнению правил.
Прилетела сорока и сообщила, что в лесу беда. В ее лесной школе ученики играли в компьютерную игру и вдруг компьютеры «зависли», видимо попал «вирус». Они просят помощи. «Вылечить» компьютеры можно только с помощью антивирусных программ, которые закодированы на этих карточках.
Показываю карточку Дети декодируют .
Показываю карточку . Дети показывают .
Молодцы! Давайте введем программу и уничтожим вирусы.
Показываю еще карточки: . Дети декодируют информацию.
Молодцы! Теперь пора на помощь в лесную школу. Трудно идти по лесу. Нам нужен вездеход. Давайте его построим из блоков. Дети выполняют задание по схеме.
33.
«Выкладываем дорожки»
Развивать умение анализировать, «читать» схему, кодировать и декодировать информацию.
Продолжать развивать мыслительные процессы внимания, памяти, навыки самоконтроля, уметь ориентироваться на плоскости.
Входит Незнайка. Говорит, что он потерял дорожку домой. Путь его зашифрован, и он ничего не может понять. Давайте поможем Незнайке! Выложим дорожку из геометрических фигур.
Игра «Выкладываем дорожки». (Альбом «Праздник в стране блоков»)
Смотрите, здесь есть подсказка. В первом столбике зашифрована форма, во втором – размер, в третьем – цвет.
(расшифровываем 4 - 6 заданий, выстраиваем дорожку).
34.
«Путешествия со Звездочетом»
Развивать мыслительные умения: анализировать формы предметов, сравнивать их по свойствам, классифицировать.
Развивать пространственное мышление, воображение, комбинаторские способности.
Способствовать развитию художественных способностей.
Дети строят ракету из блоков. (Самостоятельная разработка).
«Что ты! Что ты! – заскрипела ракета. – Мне не выдержать такого длинного путешествия. Ведь оно продлится не менее 500 лет. Возьми лучше автомобиль».
Построил Звездочет самый быстрый автомобиль. Вот такой.(показываю).
Дети строят автомобиль из блоков (самостоятельная разработка).
Но едва взялся за руль, как зафырчал мотор: «Фр – р!..». Не буду включаться! Сто лет работать без отдыха! Возьми лучше самолет, он летать умеет. Самолет был вот такой. (Показываю). Дети строят самолет из блоков и т.д. дети выполняют задания Зваездочета по схемам
Организация
работы
с
родителями
в
процессе
реализации
программы.
Повторение и закрепление знаний о форме, размере, цвете, толщине предметов.
Форма мероприятия
Название
Сроки
Консультация
Папка-передвижка «Немного о блоках Дьенеша»
10.2022
Индивидуальная работа
Индивидуальные беседы по запросу родителей
2022-2023 уч.год
Выступление на родительском собрании
«Азарт приходит во время игры», краткое
содержание о программе дополнительного образования «Волшебные блоки Дьенеша».
03.2023
Итоговое отчётное
мероприятие
О результатах изучения программы «Волшебные
блоки Дьенеша»
05.2023
Материально-техническое
обеспечение
программы.
Логические блоки Дьенеша представляет собой набор из 48 геометрических фигур: А) четырёх форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольнике);
Б) трёх цветов (красные, синие, жёлтые); В) двух размеров (большие и маленькие); Г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Организационно-методическое
обеспечение
программы.
Используемые парциальные программы, методики, технологии предусматривают возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. Методы используемые при реализации программы: занятия с детьми осуществляется на основе деятельностного метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями.
Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения логики и математики:
коммуникативной
направленности;
активизации
мыслительной
(логически
мыслить)
деятельности
детей
в
процессе
овладения
логическими
операциями;
*повышение мотивации учения;
*индивидуальному подходу к детям;
*техническому оснащению учебного процесса.
Методические пособия.
Е.
Н. Панова
«Дидактические
игры
и
занятия
в
ДОУ»
(блоки
Дьенеша,
выпуск 1,
старший
возраст).
Н. О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими
блоками
Дьенеша).
Е.
Бортникова,
«Чудо-обучайка»
(изучаем
геометрические
фигуры,
для
детей
3-6
лет).
Набор
«Давайте
поиграем».
«Игры
с
логическими
блоками
Дьенеша».