Дополнительная общеобразовательная программа «КАПИТОШКА» | Елена Владимировна Павлова. Работа №324733
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «КАПИТОШКА» стартовый уровень возраст учащихся: 6-10 лет срок реализации: 1 год предназначена для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми вязанием крючком. Программа начального уровня. Для детей младшего школьного уровня разработана как предшественница программы для учащихся среднего школьного уровня. программа составлена с учетом возрастных особенностей детей., способствует развитию творческих навыков, креативность и усидчивости детей, воспитывает художественный вкус, целеустремлённость.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357350, Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, улица Павлова, 55
Тел/факс 8 (879 61) 5-19-17, e-mail: detstvo55@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ
Директор Центра детского творчества
О. П. Ефремова
Приказ № 160 от 30.08.2021
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«КАПИТОШКА»
стартовый уровень
возраст учащихся: 6-8 лет
срок реализации: 1 год
автор – составитель
Павлова Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
Программа принята на педагогическом совете
протокол № 1 от 30.08.2021
Ессентукская
2021
Содержание программы
стр.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
I.
Пояснительная записка
Цель, задачи
II.
Учебный план
III.
Содержание программы
Планируемые результаты
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты
у детей в результате занятий по программе:
Раздел 2. Комплекс организационно педагогических условий
I.
Календарный учебный график
II.
Условия реализации программы
Методика отслеживания результатов.
III.
Методическое обеспечение программы
IV.
Список литературы (для педагога, учащихся и родителей)
V.
Электронные образовательные ресурсы (для реализации программы)
Приложение.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Издавна рукоделие было любимым занятием всех народов Мира. Это увлекательное действо не только помогало выживать в сложные исторические времена, но и несло радость и удовлетворение мастерам. Новое время принесло новые возможности и технологии, но древнее ремесло осталось неизменным и не менее популярным, чем в древности.
Рукоделие – очень трудоёмкий процесс. Он требует от мастера применения разных способностей, качеств. У детей младшего школьного возраста эти качества развиты по-разному. Если у ребенка 9-10 лет уже неплохо сформировались навыки тонкой работы руками, то у ребят 6-8 лет эти навыки только формируются. Поэтому подход к их обучению и требования должны быть иными.
Общеразвивающая программа «Капитошка» художественной направленности, направление – декоративно-прикладное творчество (вязание крючком), стартовый уровень.
Актуальность программы в том, что она увлекает несложными и результативными занятиями, которые заинтересовывают учащихся и способствуют возникновению и закреплению интереса к данному виду декоративно-прикладного творчества, давая возможность самым маленьким учащимся проявить себя творческими личностями.
Занятия творчеством с увлеченным, неравнодушным педагогом делают ребят более любознательными, организованными и усидчивыми. Мелкая моторика, которая хорошо развивается на таких занятиях, дает возможность научиться хорошо писать, ставить красивый почерк, помогает в формировании логического мышления.
Программа «Капитошка» вводит ребенка в удивительный мир творчества с помощью такого вида рукоделия, как вязание крючком, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Новизна программа в том, что она предусматривает развитие у учащихся навыков мелкой моторики, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Её можно охарактеризовать – «Занимаемся воспитанием Крючка». За какое время получится научить непослушный Крючок не цеплять Ниточку, соседскую кофточку и делать ту первую, самую сложную петельку?
Программа по своему содержанию содействует решению задач, сформулированных Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (ФГОС начального образования). Содержание программы направлено на формирование и развитие
творческих способностей учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей в нравственном и интеллектуальном развитии; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; выявление, развитие и поддержку талантливых детей, проявивших выдающиеся способности; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Реализация данной программы содействует усилению интеграции общего и дополнительного образования в рамках учебных дисциплин: окружающий мир, история, технология и другие. Осуществляются межпредметные связи внутри данной программы (связь между разделами
программы). Внешние связи, сетевое взаимодействие, устанавливаются с образовательным учреждением (МБОУ ООШ №20), другими учреждениями и направлены на развитие учащихся. Кроме этого, сетевое взаимодействие организовано на основе информационно-
коммуникационных технологий (информационные ресурсы, электронные библиотеки, депозитарии мультимедийных продуктов и т.д.).
Для учащегося сетевое партнерское взаимодействие выражается в том, что он оказывается
в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации органически сочетаются разнообразные образовательные формы деятельности. Реализация данной программы содействует усилению интеграции общего и дополнительного образования.
Программа разработана в соответствии с государственными нормативными правовыми актами в области дополнительного образования детей (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Национальный проект «Образование» (Указ Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МО РФ и ФГАУ ФИРО, 2015); Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", нормативными правовыми документами Центра детского творчества (Устав, Программа развития «Мир вокруг нас», образовательная программа, локальные акты).
Региональный компонент общеразвивающей программы заключается во внедрении в
образовательную программу изучения истории декоративно-прикладного творчества Предгорного округа Ставропольского края.
Цель программы: создание условий для формирования творческой личности ребенка средствами декоративно – прикладного творчества.
Задачи:
личностные:
формирование гражданских позиций, воспитание духовно-нравственных ценностей: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; знание культуры своего края;
формирование культуры общения и поведения в социуме, прочных межличностных отношений в коллективе: воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской
поддержки, навыков здорового образа жизни;
формирование ответственного отношения к познавательной деятельности, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование характера и сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
метапредметные:
повышение мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
развитие мотивации и интересов своей творческой познавательной деятельности; потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности -
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в познавательной деятельности;
развитие способностей к анализу и синтезу - умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения
.
образовательные:
формирование
понятия
основ
декоративно
–
прикладного
творчества;
ознакомление с видом декоративно-прикладного творчества: художественным вязанием
крючком,
обучение
основным правилам
и
приемам
работы с
нитками
и
инструментами.
Отличительной особенностью данной программы является доступность информации, лёгкости освоения навыков и результативность деятельности с учетом интересов детей, распределение нагрузки – работа – отдых с учетом возрастных особенностей учащихся.
В программе предусмотрено разнообразие содержания и форм деятельности; возможность
варьирования, сочетания теоретической и практической частей содержания, вариативность организации в зависимости от уровня контингента конкретного года.
Программа адресована детям младшего школьного возраста, ученикам общеобразовательных школ. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах – до 15 человек. Состав группы постоянный, как правило, одного возраста, но могут быть дети разных возрастов в связи с изменением сменности расписания в школе. Занятия проводятся в группах, и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей учащихся в очной форме. Программа предусматривает 144 учебных часа: 2 раза в неделю по 2 часа.
Срок освоения программы обоснован ее целью, задачами, возрастными и личностными
особенностями детей; определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.
Значимость данной программы для учащихся (практическая, предметно-практическая, социальная) в саморазвитии, самообразовании и самореализации. Учащиеся ориентируются в ресурсах дополнительного образования, доступных как на территории проживания, так и вне ее (в том числе через сети Интернет). Имеют возможность выбора формы изучения программы на основе собственных интересов и увлечений. Мотивированы к участию в реализации программы творческой деятельности.
Значимость данной программы для семьи (просветительская, социальная) проявляется в
том, что родители рассматривают участие своих детей в реализации программы как необходимое условие их полноценного развития, социализации. Они имеют доступ к полной объективной информации о ЦДТ и данной программе. Имеют возможность для совместных семейных (дети и родители) занятий и практик.
УЧЕБН
ЫЙ
ПЛАН
№ п/п
Тема
Общее кол-во
часов
Теория
Практика
Форма
аттестации
(контроля)
Введение в программу
2
0,5
1,5
Кроссворд 1
«Занимаемся
воспитанием
крючка»
Основные
приёмы вязания
–
воздушная
петелька,
цепочка
из
петелек
8
2
6
Основные приёмы вязания крючком. Элементы вязания: воздушная петля,
2
0,5
1,5
Карточка 1.
Основные приёмы вязания крючком. Элементы вязания: воздушная петля,
2
0,5
1,5
Карточка 1.
Основные приёмы вязания крючком. Цепочка из воздушных петель
2
0,5
1,5
Карточка 2
Основные приёмы вязания крючком. Цепочка из воздушных петель
2
0,5
1,5
Карточка 2
Картинка
из
цепочек
8
2
6
«Картинка из цепочек»
2
0,5
1,5
Карточка 3
«Картинка из цепочек»
2
0,5
1,5
Карточка 3
«Картинка из цепочек»
2
0,5
1,5
Карточка 3
«Картинка из цепочек»
2
0,5
1,5
Карточка 3
Основные
элементы
вязания.
Столбик без накида
8
2
6
Столбики без накида.
2
0,5
1,5
Карточка 4
Столбики без накида.
2
0,5
1,5
Карточка 4
Закладка для книги «Цветок»
2
0,5
1,5
Карточка 4
Закладка для книги «Цветок»
2
0,5
1,5
Карточка 4
Полотно из столбиков без накида.
Вяжем мышку полотном
8
2
6
Вяжем мышку полотном ст без накида
2
0,5
1,5
Карточка 5
Вяжем мышку полотном ст без накида
2
0,5
1,5
Карточка 5
Вяжем мышку полотном ст без накида
2
0,5
1,5
Карточка 6
Вяжем мышку полотном ст без накида
2
0,5
1,5
Карточка 6
Вязание сувениров. Прихватка «Сердце»
16
4
12
Прихватка «Сердце»
2
0,5
1,5
Карточка 7
Прихватка «Сердце»
2
0,5
1,5
Карточка 7
Прихватка «Сердце»
2
0,5
1,5
Карточка 7
Прихватка «Сердце»
2
0,5
1,5
Карточка 7
Прихватка «Сердце»
2
0,5
1,5
Карточка 8
Прихватка «Сердце»
2
0,5
1,5
Карточка 8
Прихватка «Сердце»
2
0,5
1,5
Карточка 8
Прихватка «Сердце»
2
0,5
1,5
Карточка 8
Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
16
4
12
Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
2
0,5
1,5
Карточка 9
Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
2
0,5
1,5
Карточка 9
Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
2
0,5
1,5
Карточка 9
Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
2
0,5
1,5
Карточка 9
Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
2
0,5
1,5
Карточка 9
Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
2
0,5
1,5
Карточка 9
Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
2
0,5
1,5
Карточка 9
Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
2
0,5
1,5
Карточка 9
Цельновяза
ная игрушка.
24
6
18
Цельновязаная игрушка.
2
0,5
1,5
Карточка 10
Цельновязаная игрушка.
2
0,5
1,5
Цельновязаная игрушка.
2
0,5
1,5
Цельновязаная игрушка.
2
0,5
1,5
Цельновязаная игрушка.
2
0,5
1,5
Цельновязаная игрушка.
2
0,5
1,5
Цельновязаная игрушка.
2
0,5
1,5
Цельновязаная игрушка.
2
0,5
1,5
Цельновязаная игрушка.
2
0,5
1,5
Цельновязаная игрушка.
2
0,5
1,5
Цельновязаная игрушка.
2
0,5
1,5
Цельновязаная игрушка.
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
36
9
27
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Карточка 11-13
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Сборная игрушка
2
0,5
1,5
Х. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера
4
-
4
ХI. Итоговые занятия
4
1
3
Карточка
13-15
XII. Выставки работ
4
-
4
XIII. Экскурсии
6
--
6
ИТОГО:
144
32,5
111,5
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение в программу.
Теория. Введение в программу. Знакомство с программой. Беседа о технике безопасности при работе с крючком, нитками, ножницами. Знакомство с Крючком, вязаными изделиями. Беседа о значении рукоделия, об интересах ребят.
Практика. Первая петля. Постановка вопроса: «Почему Крючок непослушный»
Раздел 2. «Занимаемся воспитанием крючка» Основные приёмы вязания – воздушная петелька, цепочка из петелек.
Тема 1. Основные приёмы вязания крючком. Элементы вязания: воздушная петля,
Теория. Приёмы работы с крючком. Как держать вязальный крючок в руке. Что такое начальная петля? Что такое воздушная петля? Что такое рабочая петля? Как вязать воздушные петли крючком? Освоение первой петли – основы вязания.
Практика. Получение навыков вязания первой петли и цепочки из воздушных петель.
Тема 2. Основные приёмы вязания крючком. Элементы вязания: воздушная петля,
Теория. Приёмы работы с крючком. Освоение первой петли – основы вязания. Как вязать цепочку из воздушных петель? Для чего нужна цепочка из воздушных петель?
Практика. Получение навыков вязания первой петли и цепочки из воздушных петель.
Тема 3. Основные приёмы вязания крючком. Цепочка из воздушных петель
Теория. Цепочка из воздушных петелек. Выравнивание петелек
Практика. Закрепление навыков вязания первой петли и цепочки из петелек.
Тема 4. Основные приёмы вязания крючком. Цепочка из воздушных петель
Теория. Цепочка из воздушных петель. Выравнивание петелек
Практика. Закрепление навыков вязания первой петли и цепочки из петелек.
Раздел 3. Картинка из цепочек
Тема 1. «Картинка из цепочек»
Теория. Подбор цвета. Выбор картинки.
Практика. Зарисовка картинки на листе картона. Вязание цепочек разного цвета
Тема 2. «Картинка из цепочек»
Теория. Повторение правил техники безопасности. История вязания. Значение вязания. Цепочка из воздушных петелек. Выравнивание петелек. Окончание вязания цепочки.
Практика: Вязание цепочек разного цвета
Тема 3. «Картинка из цепочек»
Теория. Цепочка из воздушных петелек. Окончание вязания цепочки.
Практика. Вязание цепочек разного цвета
Тема 4. «Картинка из цепочек»
Теория. Цепочка из воздушных петелек. Окончание вязания цепочки.
Практика. Вязание цепочек разного цвета
Раздел 4. Основные элементы вязания. Столбик без накида
Тема 1. Столбики без накида.
Теория. Что такое столбик без накида, связанный крючком? Как вязать столбик без накида вязальным крючком? Какие существуют способы вязания столбика без накида вязальным крючком? Как вязать столбик без накида на воздушной петле вязальным крючком?
Практика. Получение навыка вязания столбика с накидом на цепочке из воздушных петель.
Тема 2. Столбики без накида.
Теория. Как вязать столбик без накида вязальным крючком? Какие существуют способы вязания столбика без накида вязальным крючком? Как вязать столбик без накида на воздушной петле вязальным крючком?
Практика. Получение навыка вязания столбика с накидом на цепочке из воздушных петель.
Тема 3. Закладка для книги «Цветок»
Теория. Что можно сделать из цепочки и столбика? Декоративные изделия. Как, сочетая столбики и петельки
Практика. Вязание закладки для книги из цепочек с применением столбиков без накида.
Тема 4. Закладка для книги «Цветок»
Теория. Что можно сделать из цепочки и столбика? Декоративные изделия. Как, сочетая столбики и петельки
Практика. Вязание закладки для книги из цепочек с применением столбиков без накида.
Раздел 5. Полотно из столбиков без накида. Вяжем мышку полотном
Тема 1. Вяжем мышку полотном столбиками без накида
Теория. Вязание столбиков без накида над столбиками предыдущего ряда. Выравнивание края полотна. Высота ряда, петелька для подъёма.
Практика. Вязание полотна столбиками без накида квадратной формы.
Тема 2. Вяжем мышку полотном столбиками без накида
Теория. Вязание столбиков без накида над столбиками предыдущего ряда. Выравнивание края полотна. Высота ряда, петелька для подъёма.
Практика. Вязание полотна столбиками без накида квадратной формы.
Тема 3. Вяжем мышку полотном столбиками без накида
Теория. Убавления полотна по краям. Вязание по краю полотна без петель предыдущего края.
Практика. Вывязывание ушек для мышки столбиками без накида с убавлениями по краям полотна. Получение навыка набора вязания по краю без петель предыдущего ряда.
Тема 4. Вяжем мышку полотном столбиками без накида
Теория. Убавления полотна по краям. Вязание по краю полотна без петель предыдущего края.
Практика. Вывязывание ушек для мышки столбиками без накида с убавлениями по краям полотна. Вязание по кругу деталей изделия - хвостик, глазки и носик. Оформление изделия.
Раздел 6. Вязание сувениров. Прихватка «Сердце»
Тема 1. Прихватка «Сердце»
Теория.
Практика. Вязание полотна столбиками без накида квадратной формы.
Тема 2. Прихватка «Сердце»
Теория. Изготовление изделий быта своими руками. Их красота и оригинальность. Использование в быту. Различные способы вязания, варианты прихваток.
Практика. Выбор изделия, подбор ниток, номера крючка. Начало вязания столбиками без накида.
Тема 3. Прихватка «Сердце»
Теория. Значение петель для подъёма в изготовлении геометрически правильного квадрата.
Практика. Закрепление навыков вязания полотна столбиками без накида. Вывязывания ровного края.
Тема 4. Прихватка «Сердце»
Теория. Значение петель для подъёма в изготовлении геометрически правильного квадрата. Правила убавления петель по краям изделия и оформления изделия.
Практика. Закрепление навыков вязания полотна столбиками без накида. Вывязывания ровного края.
Тема 5. Прихватка «Сердце»
Теория. Значение петель для подъёма в изготовлении геометрически правильного квадрата. Правила убавления петель по краям изделия и оформления изделия.
Практика. Закрепление навыков вязания полотна столбиками без накида. Вывязывания ровного края.
Тема 6. Прихватка «Сердце»
Теория. Значение петель для подъёма в изготовлении геометрически правильного квадрата. Правила убавления петель по краям изделия и оформления изделия.
Практика. Закрепление навыков вязания полотна столбиками без накида. Вывязывания ровного края.
Тема 7. Прихватка «Сердце»
Теория. Значение петель для подъёма в изготовлении геометрически правильного квадрата. Правила убавления петель по краям изделия и оформления изделия.
Практика. Закрепление навыков вязания полотна столбиками без накида. Вывязывания ровного края. Убавление петель по краям изделия. Оформление изделия новыми элементами вязания («рачий шаг»).
Тема 8. Прихватка «Сердце»
Теория. Значение петель для подъёма в изготовлении геометрически правильного квадрата. Правила убавления петель по краям изделия и оформления изделия.
Практика. Закрепление навыков вязания полотна столбиками без накида. Вывязывания ровного края. Убавление петель по краям изделия. Оформление изделия новыми элементами вязания («рачий шаг»).
Раздел 7. Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
Тема 1. Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
Теория. Необходимость традиций семейных праздников и значение в создании праздничного настроения сувениров. Особенности вязания по кругу столбиками без накида в одну петлю петля,
Практика. Вязание по кругу столбиками без накида в одну петлю петля,
Тема 2. Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
Теория. Особенности равномерных прибавок по кругу столбиками без накида.
Практика. Вязание по кругу столбиками без накида в одну петлю петля, Прибавление петель
Тема 3. Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
Теория. Особенности вязания по кругу столбиками без накида в одну петлю петля,
Практика. Вязание по кругу столбиками без накида в одну петлю петля,
Тема 4. Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
Теория. Особенности вязания по кругу столбиками без накида в одну петлю петля,
Практика. Вязание по кругу столбиками без накида в одну петлю петля,
Тема 5. Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
Теория. Особенности соединения двух деталей в одну.
Практика. Соединение двух деталей в одну. Получение навыков вязания по кругу столбиками без накида.
Тема 6. Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
Теория. Особенности равномерных убавлений в ряду при вязании по кругу.
Практика. Получение навыков вязания по кругу столбиками без накида с убавлениями в каждом ряду.
Тема 7. Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
Теория. Особенности равномерных убавлений в ряду при вязании по кругу.
Практика. Вязание по кругу столбиками без накида с убавлениями в каждом ряду.
Тема 8. Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
Теория. Особенности равномерных убавлений в ряду при вязании по кругу.
Практика. Окончание вязания, набивка, оформление изделия.
Раздел 8. Цельновязаная игрушка.
Тема 1. Цельновязаная игрушка.
Теория. Выбор изделия, подбор материала и оборудования. Составление алгоритма его изготовления. Формула расчета прибавлений и убавлений петель при вязании полотна по кругу.
Практика. Зарисовка эскиза изделия в тетради, запись схем вязания деталей. Расчет по формуле прибавлений и убавлений петель. Вязание деталей по сделанным расчетам.
Тема 2-11. Цельновязаная игрушка.
Теория. Детали изделия. Сочетание различных материалов при изготовлении мелких деталей. Отличие вязаных деталей от сделанных из фетра, меха и т.д.
Практика. Изготовление вязаных и сделанных из других материалов деталей изделия.
Тема 12. Цельновязаная игрушка.
Теория. Правила оформления изделий.
Практика. Оформление изделия – выбор и зарисовка глаз, носа, рта, остальных деталей.
Раздел 9. Сборная игрушка
Тема 1. Сборная игрушка.
Теория. Беседа (показ презентации) «История игрушки», «Игрушки русских царей», «Роль игрушки в становлении характера». Игрушка в фольклоре народов России. Вязаная игрушка – очень неожиданный подарок. Отличие набивных от каркасных игрушек, особенности их изготовления. Изучение теоретических основ самостоятельного изготовления игрушки по своему рисунку и проекту.
Практика. Зарисовка эскиза игрушки, составление схем вязания.
Тема 2-18. Сборная игрушка.
Теория. Подбор материала, инструментов, расчет петель для вязания. Разбор проблемных вопросов в изготовлении деталей. Соответствие размеров деталей друг другу.
Практика. Вязание деталей различной формы: овальных, грушевидных. Чередование прибавлений и убавлений в рядах. Подбор и чередование цвета в игрушках. Сборка и оформление изделий. Вязание более сложных деталей игрушек. Набивка и придание формы.
Раздел 10. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера
(по отдельному плану)
Раздел 11. Итоговые занятия
Теория. Подведение итогов работы после изучения отдельных тем и года в целом. Анализ выполнения программы, подведение итогов конкурса на лучшую работу, проводимого в течение года в группах, обмен мнениями по поводу представленных работ.
Анкетирование: Анкетирование или беседа с обучающимися о том, что бы им хотелось связать, что привлекает особое внимание.
Раздел 12. Организация и проведение выставок
Практика. Организация и проведение промежуточных, тематических и отчетных выставок. Отбор изделий для участия в выставках, их структура и содержание. Использование для усиления внимания к ведущим экспонатам таких композиционных средств, как контраст, цвет, размер и др. Персональные выставки. Художественное оформление. Награждение отличившихся кружковцев
Раздел 13. Экскурсии
Практика: Посещение выставок, музеев, поездки в цирк, выход на природу (учитывается желание кружковцев). Развитие мотивации к познанию окружающего мира, интереса, любви к природе, знания о необходимости бережно к ней относиться. Расширение кругозора.
Планируемые результаты
К концу года обучения:
учащиеся должны знать:
правила
безопасности
труда
и личной
гигиены
в процессе
обучения;
способы
изготовления
основных
элементов
вязания
–
воздушной
петли
и
столбика
без
накида;
основные
приёмы
работы
с
крючком
и
нитками;
учащиеся должны уметь:
владеть основными
приёмами
вязания
крючком;
подбирать
нитки,
цвет материала
для изготовления
изделий;
уметь
предлагать и
изготавливать
варианты
изделий из
известных
элементов.
компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:
личностные:
формирование гражданских позиций, воспитание духовно-нравственных ценностей: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; знание культуры своего края;
формирование культуры общения и поведения в социуме, прочных межличностных отношений в коллективе: воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской
поддержки, навыков здорового образа жизни;
формирование ответственного отношения к познавательной деятельности,
готовности и
способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование характера и сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
метапредметные:
повышение мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
развитие мотивации и интересов своей творческой познавательной деятельности; потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности -
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в познавательной деятельности;
развитие способностей к анализу и синтезу - умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения.
образовательные:
формирование
понятия
основ
декоративно
–
прикладного
творчества;
ознакомление с видом декоративно-прикладного творчества: художественным вязанием
крючком,
обучение
основным правилам
и
приемам
работы с
нитками
и
инструментами.
Раздел 2. Комплекс организационно педагогических условий
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Продолжительность учебного года
Режим работы
Начало учебного года: 1 сентября
Режим работы объединения: (по расписанию)
Окончание учебного года: 31 мая
Продолжительность занятий определяется образовательной программой: 45 минут х 2
Регламентирование образовательного процесса на учебный год: 36 недель
Продолжительность перемены: 15 минут
Сменность занятий: 2 смены
Режим работы в период школьных каникул:
В период школьных каникул проводятся занятия в разной форме: учебные занятия, концертные поездки, походы, экскурсии, путешествия, соревнования, другие формы работы.
В период с 01.06. по 31.08. – летние каникулы
Организация промежуточной и итоговой аттестации:
вид аттестации
сроки проведения
начальная
сентябрь
промежуточная
декабрь
итоговая
апрель-май
Календарный учебный график (с указанием тем занятий, их количество) уточняется ежегодно, является приложением к программе.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое
обеспечение:
Кабинет,
оборудованный
столами,
стульями,
общим
освещением,
классной
магнитной
доской,
шкафами
для дидактического
и
раздаточного
материалов,
стендами.
перечень
материалов,
необходимых
для
занятий
;нитки
,
ножницы,
картон,
клей,
инструменты
и
приспособления:
ножницы,
схемы,
клей,
иглы,
корзины
для
вязания,
салфетки,
крючки,
кисти
жёсткие для
клея,ластик
,
карандаши
цветные
и
простые;
дидактическое
обеспечение
программы:
образцы
готовых
изделий,
обучающий
материал
;
Перечень оборудования,необходимого для реализации программы
в расчете на 15 человек
№
Наименование
Количество
1.
Стол (на 4 места)
4 шт.
2.
Стул
15 шт.
3.
Крючок для вязания №3
15 шт.
4.
Картон цветной (разноцветный)
15 шт.
5.
Клей ПВА
2 шт.
6.
Карандаши простые
15 шт.
7.
Ножницы с тупыми концами
15 шт.
8.
Кисти жёсткие для клея
15шт.
9.
Нитки вязальные
15 клубков
(разноцветные)
10.
Корзинки для вязания
4 м
11.
Иглы
15 шт.
12.
Ватман
1 лист
Психолого-педагогическое
сопровождение
Основными методами психолого-педагогического сопровождения в летний период являются: психолого-педагогическое наблюдение; групповая работа психолога с учащимися.
Кадровое
обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
Финансовое
обеспечение
Финансирование осуществляется на бюджетной основе.
Методика отслеживания результатов
Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, программой предусмотрены следующие формы отслеживания результатов: наблюдение за изменениямив работах учащихся; беседы с детьми; конкурсы внутри коллектива; коллективные творческие работы; выставки; игры.
Виды контроля
Время
проведения
Цель проведения
Формы контроля
Начальный контроль
сентябрь
Определение уровня развития детей, их творческих способностей
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование
Текущий контроль
В течение всего учебного года
Определение степени усвоения учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.
Педагогическое наблюдение, опрос, итоговое занятие, самостоятельная работа
Промежуточный контроль
По окончании изучения темы или раздела, в конце полугодия
Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.
Выставка, конкурс, творческая работа, итоговое занятие, открытое занятие, самостоятельная работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей
Итоговый контроль
В конце учебного года или курса обучения
Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе, самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.
Выставка, конкурс, творческая работа, презентация творческих работ, персональные выставки учащихся, демонстрация моделей, итоговое занятие, открытое занятие, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Спектр способов и форм
выявления результатов
Спектр способов и форм
фиксации результатов
Спектр способов и форм предъявления результатов
беседа, опрос, наблюдение, выставки, открытые и итоговые занятия, диагностика, анализ выполнения программ, анкетирование, анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности, анализ приобретенных навыков общения, самооценка учащихся, взаимная аттестация, взаимное обучение детей
грамоты, дипломы, готовые работы, учет готовых работ, журнал, анкеты, тестирование, фото, отзывы (детей и родителей), статьи в прессе, отчеты, методические разработки, портфолио
выставки, конкурсы, готовые изделия, отчеты, итоговые занятия, открытые занятия, аналитические справки, портфолио, защита творческих работ
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения обучающихся.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы: выставка, защита творческих проектов, игра-испытание, итоговая выставка лучших творческих работ обучающихся, коллективная рефлексия, коллективный анализ работ, конкурс, контрольное занятие, отзыв, открытое занятие для родителей, персональные выставки обучающихся, презентация творческих работ, самоанализ, самостоятельная работа.
После изучения каждой темы и в конце полугодий проводится промежуточная или итоговая аттестация обучающихся с использованием критериев оценки знаний, умений, навыков.
Критерии оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Навыки рукоделия
Качество изделий
Работа по схемам
Высокий уровень
Владеет понятиями: элемент вязания, столбик без накида, соединительный столбик, условное обозначение. Умеет самостоятельно выполнять все элементы вязания, сочетает их быстро и аккуратно.
Изделия аккуратны, эстетичны, доведены до конца. Оформление соответствует назначению. Удачно подобран цвет. Умеет самостоятельно адекватно оценивать качество своей работы.
Знает обозначения основных элементов вязания. Самостоятельно разбирает простые схемы вязания и работает по ним. Умеет находить элементы вязания в готовом изделии и зарисовывать их.
Средний уровень
Владеет основными понятиями. Умеет самостоятельно выполнять все элементы вязания, основные элементы бисероплетения, но техника выполнения недостаточно отработана, скорость работы небольшая. В элементах вязания редко появляются ошибки.
Изделия аккуратные, с небольшими погрешностями. Не всегда удачно подобран цвет. Качество работ оценивает адекватно.
Работа по схемам с небольшими ошибками, замена одних элементов вязания другими. Обозначения схем знает не все.
Ниже среднего
Не все элементы вязания выполняются правильно, техника выполнения не отработана, скорость вязания небольшая. Ошибки появляются часто.
Изделия выполнены неаккуратно, нити не заправлены, оформление не доведено до конца, цветовая гамма не сочетается.
Не умеет вязать по схемам. Допускает ошибки при разборе схем вязания.
Оценочные материалы
(перечень материалов к промежуточной и итоговой аттестации)
№ Раздел
Перечень материалов
Раздел 1.
Введение в программу
кроссворд №1
Раздел 2.
«Занимаемся воспитанием крючка» Основные приёмы вязания – воздушная петелька, цепочка из петелек.
Теория. Карточка 1- первая петля
Практика. Карточка 2 - вязание цепочки из воздушных петель
Раздел 3.
Картинка из цепочек
Теория. головоломка «Слова-невидимки»;
Практика. Карточки № 3 – картинка из цепочки
Раздел 4.
Основные элементы вязания. Столбик без накида
Теория. чтение схематических обозначений столбиков без накида Карточка 4.
Практика. вязание столбиков без накида по схемам (карточки № 4).
Раздел 5.
Полотно из столбиков без накида. Вяжем мышку полотном
Теория. Карточка №5 – Техника вязания полотна.
Карточка № 6 - изучение и чтение схематических обозначений
Практика. Изготовление изделий по образцу (карточки №5-6).
Раздел 6.
Вязание сувениров. Прихватка «Сердце»
Теория. Карточка №7 – Техника вязания деталей изделия.
Карточка № 8 – техника выполнения убавлений про краю полотна
Практика. Изготовление изделий по образцу и карточкам (карточки № 7-8).
Раздел 7.
Вязание по кругу. Брелок «Сердечко»
Теория. Карточка № 9– Техника вязания по кругу.
Практика. Изготовление изделий по образцу и карточкам (карточки № 9)
Раздел 8.
Цельновязаная игрушка.
Теория. Карточка № 10 – Вязание овала.
Практика. Изготовление изделий по образцу и карточкам (карточки № 10)
Раздел 9.
Сборная игрушка.
Теория. Карточка 11-13. Вязание деталей изделия
Практика. Карточка № 11-13- вязание круга и овала непрерывными рядами, вязание полотна столбиками без накида. Убавления по кругу в непрерывных рядах
Раздел 10.
Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов года: проверка знаний правил безопасности, основных элементов, схем вязания.
Практика. Карточка № 13-15 вязание круга и овала непрерывными рядами, вязание полотна столбиками без накида.
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Образовательная программа предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, помогает преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности,
создает условия для расцвета природных дарований. В ее основу положены принципы:
доступности
–
при
изложении
материала
учитываются
возрастные
особенности
детей, уровень
их
подготовленности,
степень
сформированности
коллектива;
наглядности
–
на
занятиях
используется
много демонстрационного
материала;
сознательности
и
активности
–
для
активизации
деятельности
детей
необходимо
пробудить
в
них
интерес
к
обучению,
определить
мотивы
для
получения
знаний.
Для реализации программы подобрано методическое обеспечение: учебные пособия, дидактические материалы, методические материалы.
Учебные пособия - материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной образовательной программы. Они есть по отдельным темам дополнительной образовательной программы. Учебными пособиями являются:
справочная
литература
(энциклопедии,
сайты
и
др.);
научно-популярная
литература
(научно-популярные
издания,
специальная
методическая
литература по
декоративно-прикладному
творчеству,
вязанию);
Дидактические материалы соответствуют содержанию дополнительной образовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности учащихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Дидактический материал представлен в следующем виде: раздаточный материал для учащихся (бланки творческих заданий, карточки с заданиями), наглядные пособия (иллюстрации, слайды).
Методические материалы содержат:
методики
проведения
занятия
по
конкретной теме;
сценарии
воспитательных
мероприятий,
конкурсов,
праздников,
игровых
программ
и
т.д.;
Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательно - воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные, создания ситуации успеха, игровые, здоровьесберегающие, коллективной творческой деятельности.
Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач используются:
методы
обучения
,
в
основе
которых
лежит
способ
организации
занятия
:
словесные
(устное
изложение,
беседа,
объяснение
и
др.),
наглядные
(показ
иллюстраций,
приёмов
исполнения,
наблюдение,
работа
по
образцу
и
др.),
практические.
методы,
в
основе
которых
лежит
уровень
деятельности
детей
:
объяснительно-
иллюстративные,
репродуктивные
(копирование,
выполнение
отдельных
элементов
по
образцу);
частично-поисковые
(разработка
сюжета
одной
или
коллективной
работы
по
заданной
теме).
Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным является сочетание разных форм занятий, каждая из которых принесет новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.
Основная форма работы - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, познавательные и дидактические игры.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Вайнберг
Б.М.
«Я
люблю
вязать», М.,
1969
г.
Виноградова
Т.
«Вязание
для
всех»,
М.,
1997
г.
Гирич
В.
«Вязание
крючком»,
М.,
2000
г.
Гунасова
А.М.
«Рукоделие
в
начальных
классах», М.,
1994
г.
Для детей и родителей:
Виноградова
Т.
«Вязание
для
всех»,
М.,
1997
г.
Журналы:
«Золушка
вяжет»,
«Валентина»,
«Вязание»,
«
Сабрина
.
Вязание
крючком»,
«Маленькая Диана», «Дуплет», «Журнал мод. Весна, лето».
Карельская
И.Ю.
«Вязаная
игрушка»,
С-Пб, 1998
г.
Максимова
М.В.
«Клубок,
крючок
и
спицы
в
гостях у
малышей»,
М.,
1994
г.
Смирнов
Ю.И.
«Славянские
мифы»
С-Пб, «Паритет», 2006
г.
Тарасенко С.Ф.
«Вязаная
игрушка»,
Минск,
1997
г.
Тарасенко
С.Ф.
«Забавные
поделки
крючком
и
спицами», М.,
1992
г.
Презентации
для реализации программы(подготовленные педагогом)
Вязание
сувенира
«Сердечко»
Памятники
рукодельницам.
По
сказкам
А.С.
Пушкина
–
в
Лукоморье»
VI. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
(для реализации программы)
раздел
адрес
1.
«Rukodelie.by» - рукоделие от журнала
«Ксюша»
http://www.rukodelie.by/
2.
«Валентина.ру» - портал дл
любителей рукоделия
http://yandex.ru
3.
"Мастера рукоделия"
http://www.mastera-rukodeliya.ru/
4.
Все лучшее своими руками
http://www.big-big.ru/video/video- uroki/planetaorigami.ru.html
5.
Вязаная игрушка
http://kru4ok.ru/category/vyazanye-igrushki/
6.
Вязание крючком, схемы, мастер классы
http://kru4ok.ru/
7.
Вязание игрушек на спицах
и крючком, схемы и описание
http://yandex.ru
8.
Дом рукоделия
http://vk.com/best.knitting
9.
Игрушки вязаные (схемы, описания)
http://yandex.ru
10.
Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты
babylessons.ru
11.
Мастерская. Город знаек
http://vk.com/podelkigz
12.
Педсовет
http://pedsovet.su
13.
Педсовет
http://vk.com/pedsovet
14.
Своими ручками. Рукоделие
http://vk.com/club45998356
15.
Страна мастеров
http://stranamasterov.ru/
16.
Увлечения и хобби
http://alimero.ru/blog/hobby/