Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебство рукоделия" | Золотарева Наталья Анатольевна. Работа №351537
Дополнитеьная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебство рукоделия" разработана на основе типовой прграммы "Конструирование и моделирование одежды". Проограмма рассчитана на 1год обучения. Возраст 9-17 лет.
Отличительные особенности программы состоят в том, что для обучения по данной программе принимаются обучающиеся, которые прошли обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам «Модница», «Рукоделие» и «Мастерица». Они самостоятельно реализуют собственный замысел выбранного изделия. Освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов одежды, смогут самостоятельно создавать свой неповторимый стиль и имидж, а также приобретут хобби, которое в дальнейшем может стать их профессией.
Муниципальное учреждение администрация
Верхошижемского района Кировской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования Дом детского творчества «Фантазия»
пгт Верхошижемье Кировской области
Принята на заседании педагогического совета
от 30.08.2024
Протокол № 01
Утверждаю:
Директор МКОУ ДО ДДТ «Фантазия»
________________ О.С.Опарина
Приказ № 31 от 30.08.2024
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебство рукоделия»
Возраст обучающихся: 9-17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Золотарева Наталья Анатольевна,
педагог дополнительного образования
пгт Верхошижемье
2024
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) модифицированная программа художественной направленности «Волшебство рукоделия» (далее программа) разработана на основе типовой программы «Конструирование и моделирование одежды» и в соответствии с нормативно – правовыми документами:
1.Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.);
2. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей» (с изменениями в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023г. № 1230-р).
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. Распоряжением Министерства образования Кировской области от 30.07.2020 № 835 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кировской области».
6.Уставом МКОУ ДО ДДТ «Фантазия» от 24.06.2021г., регистрационный № 235.
При разработке программы автор опирался на «Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)». Киров: КОГОБУДО «Дворец творчества – Мемориал», РМЦ, 2020.
Актуальность программы.
Актуальность программы «Волшебство рукоделия» в том, что ее освоение дает обучающимся возможность идти в ногу с быстроменяющейся модой и выглядеть стильно, а также нацеливает на освоение в будущем любой из профессий швейной отрасли.
Значимость программы для региона.
Программа нацелена на достижение результатов в данном направлении и содействует профессиональной ориентации обучающихся в области следующих профессий: закройщик и портной. Региону нужны квалифицированные специалисты данного направления.
Отличительные особенности программы состоят в том, что для обучения по данной программе принимаются обучающиеся, которые прошли обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам «Модница», «Рукоделие» и «Мастерица». Они самостоятельно реализуют собственный замысел выбранного изделия. Освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов одежды, смогут самостоятельно создавать свой неповторимый стиль и имидж, а также приобретут хобби, которое в дальнейшем может стать их профессией.
Новизна программы заключается в том, что она представляет возможность обучающимся применять полученные ранее навыки шитья в изготовлении более сложных изделий. Программа ориентирована на учащихся, которые увлекаются различными видами рукоделия, интересуются разнообразными его видами.
Педагогическая целесообразность.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики обучающихся. Выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
Адресат программы.
Программа предлагается для освоения обучающимися от 9 до 17 лет.
Набор детей в объединение свободный. Состав группы постоянный, может быть разнополым и разновозрастным. Минимальное количество детей в группе – 8 человек, максимальное - 10.
Объем программы – 144 часа.
Срок освоения – 36 недель в рамках каждого учебного года.
Форма обучения - очная.
Уровень программы – продвинутый.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма реализации образовательной программы традиционная; организационная форма обучения – групповая; группа разновозрастная.
Режим занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа
Цель программы: развитие социальной инициативы обучающихся на основе профессиональной ориентации в сфере технологической деятельности.
Задачи программы:
Обучающие: формировать знания, умения и навыки обучающихся в области технологической культуры одежды на основе практико – ориентированного подхода.
Развивающие: мотивационную и когнитивную готовность к различным видам технологической культуры и технологического образования, профессиональная ориентация в области профессий данного направления.
Воспитывающие: воспитывать тонкий художественный вкус, чувство стиля, умение гармонически сочетать особенности своего облика с выбранным костюмом, стремление к творческой самореализации и самосовершенствованию, чувство коллективизма, аккуратность и усидчивость при работе над изделием.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
Личностные результаты:
- нравственные ценностные ориентации личности (культура, доброта, национальные традиции, взаимопонимание, дружба);
- черты характера: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение;
- эстетические ценностные ориентации личности (красота, гармония, искусство, творчество).
Метапредметные результаты:
Предметная компетентность: способность применять полученные знания в практической жизни, самостоятельно использовать шитьё как средство творческой самореализации.
Личностная компетентность: готовность и способность к реализации творческого потенциала в данном направлении творческой деятельности.
Информационная компетентность: готовность использовать информационные источники, литературу в области создания одежды.
Рефлексивная компетентность: способность к самоанализу собственных достижений в области освоения программы, самооценке продуктов деятельности.
Коммуникативная компетентность: способность к сотрудничеству в рамках совместной деятельности при создании общего продукта, готовность к открытой коммуникации в условиях ценностно – значимого общения.
Предметные результаты:
- знания в области создания одежды.
Обучающиеся должны знать:
- основные термины в области технологической культуры;
- правила безопасности при работе с иглой, ножницами, швейной машинкой;
- правила раскроя простейших плечевых и поясных изделий;
- виды ручных и машинных швов;
- правила переноса выкройки с лекала на ткань;
- устройство ткацкого станка;
- требования к костюму и одежде в целом;
- основные законы целостности костюма;
- виды тканей;
- виды эскизов при проектировании одежды;
- норму расхода ткани на изделие;
- знать техническую последовательность обработки простого плечевого и поясного изделия.
Обучающиеся должны уметь:
- правидьно снимать мерки с фигуры;
- определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
- делать заготовки для деталей одежды в технике лоскутного шитья;
- менять лапку на швейной машинке на лапку для пришивания потайной молнии и для выметывания петель;
- пришивать молнии;
- шить различные виды одежды, головные уборы, рюкзак из лоскута, аппликацию на футоре;
- выбирать фасон костюма в соответствии со всеми требованиями;
- делать эскиз изделия;
- делать выкройку изделия и переносить её на ткань;
- обрабатывать низ брюк, юбок различными способами;
- производить влажно-тепловую обработку;
- демонстрировать сшитые изделия;
- уметь работать на ткацком станке;
- качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
- читать чертежи;
- определять название и форму деталей кроя;
- подбирать материал для изготовления швейного изделия.
Формой подведения итогов реализации программы является демонстрация изделий на итоговом занятии и участие в конкурсах.
Учебно
– тематический план.
№п/п
Название темы, раздела
Кол- во часов всего
Теория
Практика
1.
Введение в программу.
2
2
0
1.1.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
2
2
-
2.
Шитьё.
140
22
118
2.1
Работа с морально устаревшими или пришедшими в негодность вещами.
26
2
24
2.1.1.
Распарывание вещей ВТО (влажно тепловая обработка)
4
0
4
2.1.2.
Изготовление эскизов
2
1
1
2.1.3
Подборка деталей подходящих под размер выкроек
2
0
2
Раскрой и пошив одежды или предметов интерьера
18
2
16
2.2
Втачивание и замена различных молний.
4
2
2
2.3
Изготовление коллекции одежды для конкурса «Мотивы природы в одежде».
10
2
8
2.4
Пошив новогодних сувениров
22
4
18
2.4.1
Подбор выкроек и ткани для сувениров
2
1
1
2.4.2
Выкраивание игрушек «Символ года»
2
0
2
2.4.3
Пошив игрушек
8
1
7
2.4.4
Выкраивание подушек и подбор аппликаций в виде символа дома
2
1
1
2.4.5
Притачивание аппликаций и пошив подушек
8
1
7
2.5
Раскрой и изготовление мягких игрушек
36
4
32
2.5.1
Подборка выкроек
2
1
1
2.5.2
Раскрой игрушек, подбор фурнитуры
4
1
3
2.5.2
Пошив игрушек
30
2
28
2.6
Раскрой и пошив костюма из футера.
22
4
18
2.6.1
Снятие мерок
1
0
1
2.6.2
Конструирование выкройки брюк на резинке
4
2
2
2.6.3
Конструирование кофты
4
2
2
2.6.4
Раскрои костюма на ткани
1
0
1
2.6.5
Пошив костюма
12
2
10
2.7
Разработка и изготовление коллекции одежды из вторсырья
20
4
16
2.7.1
Выбор материалов для изготовления костюмов
2
1
1
2.7.2
Подготовка материалов
2
0
2
2.7.3
Раскрой костюмов
4
1
3
2.7.4
Пошив костюмов
12
1
11
3.
Итоговое занятие.
2
0
2
3.1
Итоговое занятие. Итоги учебного года. Демонстрация изделий.
2
0
2
ИТОГО:
144
26
118
Содержание.
Раздел. Тема.
Содержание.
Формы контроля.
Введение в программу.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях
Беседа по технике безопасности.
Работа с иглой, ножницами и швейной машинкой. Знакомство с содержанием программы.
Опрос
2. Шитьё.
2.1 Работа с морально устаревшими или пришедшими в негодность вещами. Перешиваем старые изделия на себя, либо изготавливаем из них игрушки, подушки и т.д.
Внимательно пересматриваем вещи, проверяем на дефекты на лицевой стороне. Выбираем детали из морально устаревших вещей, которые мы можем применить в новом изделии. Разрабатываем эскиз нового изделия, выкраиваем и шьем его.
Наблюдение
2.2 Втачивание и замена различных молний.
Замена лапки на швейной машинке на лапку для пришивания молнии. Втачиваем молнию в изделиях.
Наблюдение
2.3. Изготовление коллекции одежды для конкурса «Мотивы природы в одежде».
Эскизы изделий (платья, сарафаны, головные уборы), раскрой изделий на ткани. Смётывание, примерка и стачивание на швейной машинке. При необходимости украшение изделия цветами, листьями, бусинами, бисером и т.д. при помощи ручных швов или утюга.
Наблюдение
2.4. Пошив новогодних сувениров, символ года
Бумажная выкройка деталей игрушки (символ года). Перенос с бумажной выкройки(лекала) на ткань. Выкройка деталей для мягких игрушек, стачивание при помощи швейной машинки. Заполнение игрушки наполнителем для мягких игрушек (синтепон, пух и т.д.). Оставшиеся промежуток зашиваем ручным потайным швом. Подушки с новогодним принтом: раскраиваем, стачиваем, выворачиваем и наполняем. Эскизы и пошив карнавальных костюмов. Раскрой на ткани деталей для изготовления гнома, стачивание деталей игрушки на швейной машинке, создание объёма с помощью наполнителя, пришив бороды из меха или ниток.
Наблюдение
2.5. Раскрой и изготовление мягких игрушек.
Детали бумажной выкройки вырезаем, раскладываем на ткани, прикалываем булавками, обводим и вырезаем, не забываем про припуски. Стачивание детали игрушек на швейной машинке, выворачиваем, заполняем наполнителем и зашиваем отверстие потайным швом. Затем пришиваем или приклеиваем глаза.
Наблюдение
2.6. Раскрой и пошив костюма из футера.
Рисуем эскиз изделия, снимаем мерки, раскраиваем детали костюма на бумаге, затем переносим их при помощи портновского мелка на ткань, вырезаем детали, сметываем и примеряем. После примерки стачиваем детали на швейной машинке, не забывая про последовательность обработки. Снова примеряем костюм, вносим, если необходимо, изменения, затем дошиваем костюм на швейной машинке. В процессе работы не забываем про влажно-тепловую обработку изделия.
Наблюдение, демонстрация
2.7. Разработка и изготовление коллекции одежды из вторсырья.
Изготовление эскиза будущего костюма. Подготовка материалов для изготовления. Раскрой и пошив костюмов.
Наблюдение, демонстрация
3. Итоговое занятие.
3.1. Итоговое занятие. Итоги учебного года.
Итоговое занятие. Итоги учебного года. Демонстрация изделий.
Демонстрация изделий.
Методическое обеспечение.
Формы контроля:
- опрос;
- наблюдение;
- демонстрация изделий.
Материально – техническое обеспечение.
Инструменты: бытовые универсальные швейные машинки, оверлок, гладильная доска, утюг, манекен, ножницы, швейные принадлежности.
Оборудование: столы, стулья, шкафы, доска, ноутбук.
Материалы для рукоделия: фетр разного цвета и толщины, цветные нитки для шитья, цветной бисер, бусы, стразы, пришивные пуговицы, тесьма, ленты атласные, ткань ситцевая, калька копировальная, мех, ватин, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, подставка для ножниц, иголки швейные, для вышивания, булавки, шило, крючок, лекала выкроек, наперстки, нитковдеватель, клеевой пистолет.
Выкройки – лекала для изготовления мягких игрушек, образцы различных видов тканей (фетр, флис, сукно, бархат) и др.
Образцы мягких игрушек.
Техника безопасности на занятиях.
Правила подготовки рабочего места перед началом занятия
1. Приходи за 5 минут до начала занятия.
2. Входи в кабинет только с разрешения педагога.
3. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе.
5. Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения педагога.
6. Работу начинай только с разрешения педагога. Когда педагог обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
7. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
8. Используй инструмент только по назначению.
9. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
10. При работе держи инструмент так, как показал педагог.
11. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
12. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
13. Раскладывай инструменты и материалы в указанном педагогом порядке.
14. Не разговаривай во время работы.
15. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
16. Во время перерыва необходимо выходить из кабинета.
17. По окончании работы убери свое рабочее место.
Правила уборки своего рабочего места.
1. Положи изделие, выполненное на занятии, в коробку или пакет для изделий.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. Все принадлежности убери в папку.
Охрана труда. Правильная посадка во время работы.
1. 1. Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
2. Свет должен падать слева или спереди.
3. Нельзя опираться грудью на стол.
4. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
5. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см.
6. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
5. Литература.
Амирова
Э. К. Конструирование одежды. М. Мастерство.2002 г.
Горшкова Н. В. Высококвалифицированная швея. М. Академия 2009 г.
Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление одежды. М. Академия 2010г.
Журналы мод различных изданий.
Труханова А. Т. Технология женской и детской одежды. М. Академия.2010г.
Технология изготовления машинных швов. Кожина
О.А.
.
Декор в интерьере. Журнал № 1,2. Изд., Москва 2010
г.
.
А.
Януш
. Полный курс шитья
. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000
г..
Интернет – ресурсы:
https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-izucheniyu-kursa-iskusstvo-
kroyki-i-shitya-3938995.html
https://sewing-life.ru/courses/konstruirovanie-modelirovanie-i-poshiv/course1/?utm_source=S_School_o