Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из бумаги" | Горшкова Алёна Андреевна. Работа №317449
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Фантазии из бумаги»
Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
1. Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
2. Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
3. Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
4. Воспитывать, трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
5. Воспитывать любовь к Родине, любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Фантазии из бумаги»
(общекультурный ознакомительный уровень)
Возраст детей: 6 -14 лет
Срок реализации: 18 день
Автор - составитель: Горшкова А.А.,
педагог дополнительного образования
Коркино 2023 г.
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства
просвещения России от 09.11.2018
года №
196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказом
Минобрнауки
от 23.08.2017 №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Постановление главного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Нормативно-правовых документов,
регламентирующих деятельность МБ
ОУ «СОШ № 11».
Лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. В условиях летнего оздоровительного лагеря отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно здесь ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Сегодня в лагере учащиеся обучающиеся могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Лето составляет значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
В рамках организации работы детского досуга в лагере с дневным пребыванием детей на базе МКОУ «СОШ № 11» «Улыбка» разработана дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Фантазии из бумаги».
Программа актуальна, т.к. людей в быту окружают изделия мастеров– умельцев. Детям будет интересно узнать информацию о различной работе с бумагой и картоном, попробовать свои силы в этом направлении при изготовлении изделий.
Для учащихся она несёт элемент новизны, т.к. на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе рассматриваются не все виды работы с бумагой представленные в программе.
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа построена в форме путешествия в природу, каждое занятие программы логически связано с предыдущим.
Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
1. Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
2. Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
3. Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
4. Воспитывать, трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
5. Воспитывать любовь к Родине, любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
Направленность программы – художественно - эстетическая
Программа предназначена для обучающихся 6 - 14 лет.
Состав групп – разновозрастной.
Норма наполняемости группы –15 человек.
Формы работы:
индивидуальная
групповая
Программа «Фантазии из бумаги» рассчитана на 18 день (на время работы летнего оздоровительного лагеря), 8 часов.
Продолжительность образовательного процесса составляет 45 минут 2 раза в неделю в течение всего времени работы летнего оздоровительного лагеря.
Срок освоения программы обоснован ее целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей; определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, нали
чие дидактических материалов). «
Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются
ею и легче, потом вспоминаются»
(К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному»
(научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Содержание программы
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Общее кол-во ч.
Теория
Практика
Форма контроля
1
Создание объемной композиции «Флаг России». Изготовление цветов (бабочек) из бумаги.
1
0,5
0,5
Выставка
2
Создание объемной композиции «Флаг России». Изготовление цветов (бабочек) из бумаги.
1
-
1
Выставка
3
Создание объемной композиции «Флаг России». Сбор деталей в композицию.
1
-
1
Выставка
4
Создание объемной композиции «Символы России». Изготовление берёз.
1
-
1
Выставка
5
Создание объемной композиции «Символы России». Изготовление матрёшек.
1
-
1
Выставка
6
Создание объемной композиции «Символы России». Изготовление объемной аппликации «Медведь и балалайка».
1
-
1
Выставка
7
Составление панно из композиций «Флаг России» и «Символы России».
1
-
1
Выставка
8
Защита проекта «Я - патриот»
1
-
1
Выставка
Итого
8
0,5
7,5
Занятия №1-3
Создание объемной композиции «Флаг России».
Теория: Основные темы, режим работы, необходимое оборудование, ТБ. Обобщение и систематизация знаний о символах России. Практика: Изготовление в различной технике флага России.
Занятия №4
Создание объемной аппликации «Символы России».
Теория: Плоские и объемные геометрические фигуры, ТБ.
Практика: Изготовление объемной аппликации «Берёзы».
Занятие №5
Создание объемной композиции «Символы России».
Теория: Техники объемная и плоская аппликация, основные линии разметки, ТБ. Обобщение и систематизация знаний о Хохломской и Гжельской росписях.
Практика: Изготовление аппликации «Матрёшки».
Занятие №6
Создание объемной композиции «Символы России».
Теория: Техники объемная и плоская аппликация, ТБ. Практика: Изготовление аппликации «Медведь и балалайка».
Занятие №7
Составление общей композиции
Практика: Составление панно из полученных мини-композиций.
Занятие №8
Защита проекта «Я - патриот».
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Выступления обучающихся с презентацией проекта.
Планируемые результаты
Программа предусматривает формирование навыков:
1) умения читать линии чертежа и разметок (линия видимого контура, линия не видимого контура, осевая, центровая линия, линия сгиба, место для нанесения клея с лицевой стороны, место для нанесения клея с изнаночной стороны);
2) изготовления простейших изделий и композиций;
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой (техники объемная и плоская аппликация);
– систематизируют и обобщат знания о символах России;
– научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике объемная и плоская аппликация;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы контроля:
Наблюдение. Практический контроль. Беседа, объяснения учащихся.
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку педагога;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Комплекс организационно-педагогических условий
I. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Техническое оснащение занятий.
Мультимедийный проектор, презентации с алгоритмами работы при изготовлении изделий. Для занятий в кружке необходимо иметь:
– цветную бумагу,
– картон белый и цветной,
– клей (наилучшим является клей ПВА),
Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Помещение для занятий, должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20 +22 градуса). Индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка (можно парту делить на двоих), вышеперечисленные ТСО, доска, мел, мусорное ведро.
Кадровое обеспечение
№
ФИО преподавателей
Уровень образования
1
Горшкова Алёна Андреевна
1 квалификационная категория
Методика отслеживания результатов
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
• педагогическое наблюдение;
• выставки творческих работ после прохождения каждого занятия
II. Методическое обеспечение программы
Формы и методы занятий
В процессе занятий могут использоваться различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия, игра-путешествие
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Педагогические технологии – личностно – ориентированная технология, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология;
Дидактические материалы - раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, образцы изделий.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация проходит в форме защиты проекта.
Список литературы
Для педагога
Бич Р.
Большая иллюстрированная энциклопедия (Перевод с английского – М: Издательство
Эксмо
, 2006 – 256 с.
Выготский Л.С.
Воображение и творчество в детском возрасте. – “Просвещение”, Москва 1991.
Джейн Дженкинс
. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”. – “Просвещение”, Москва 1982.
Мелик-Пашаев А.А.,
Новлянская
З.Н.
Ступеньки к творчеству. – “Искусство в школе”, Москва 1995.
С. Соколова.
Аппликация и мозаика. –
М.:Издательство
Эксмо
; СПб.; Валерии СПД, 2003.– 176 с.
С. Соколова.
Игрушки из бумаги. М.: Издательство
Эксмо
; СПб.: Валерии СПД; 2003. –240 с
Для учащихся и родителей
А.Быстрицкая
.
“Бумажная филигрань”. – “Просвещение”, Москва 1982.
Р.Гибсон
.
Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. – “
Росмэн
”, Москва 1996.
Хелен
Уолтер
.
“Узоры из бумажных лент”. – “Университет”, Москва 2000.
Д.Чиотти
.
“Оригинальные поделки из бумаги”. – Полигон С.-Петербург 1998.