Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дополнительная общеразвивающая программав области музыкального искусства "Народные инструменты" (аккордеон) по предмету специальность | Мой кабинет. Работа №346862

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" (Аккордеон) по учебному предмету специальность. Программа рассчитана на 4 года для детей, которые не собираются сделать музыку своей специальностью, а посещают музыкальную школу для общего развития. Конец.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств г. Нерюнгри

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА « Народные инструменты»

(Аккордеон)

по учебному предмету «Специальность»

(срок обучения 4 года)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нерюнгри

2024г.

 

 

Одобрено» « Утверждаю»

Педагогическим советом ДШИ Директор МБУ ДО ДШИ г. Нерюнгри

Протокол № 1_____________ _______________________ С. А. Маслова

 

от «__30___» _августа ___ 2024г. «___30____»__августа__________ 2024г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик программы: Карпиевич Наталья Владимировна.

Высшая квалификационная категория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы

 

Пояснительная записка

 

Содержание учебного предмета

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Формы и методы контроля, система оценок

 

Методическое обеспечени

е

учебного процесса

 

Списки нотной и методической литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в области образования и предполагает курс обучения детей с 7 с половиной до 11 лет. Срок освоения программы составляет 4 года. Для детей, проявивших хорошие музыкальные способности, а также желание обучаться по предпрофессиональной образовательной программе, возможен перевод на обучение по предпрофессиональной программе. По окончании освоения общеразвивающей программы в области искусства «народные инструменты» выпускникам выдается свидетельство установленного образца.

Актуальность программы:

Особенностью программы «Основы игры на музыкальном инструменте» является то, что она разработана для учащихся ДМШ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Программа направлена на развитие интеллектуального кругозора и всего мировоззрения учащегося, не замыкаясь в рамках узкого профессионализма.

Цель программы:

Общеразвивающая программа в области искусства «народные инструменты» должна способствовать привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию и их эстетическому воспитанию (часть 1 статьи 83), а также обеспечению развития музыкально-творческих способностей обучающихся и воспитания гармонически развитой личности ребенка.

Задачи:

развитие музыкальных способностей детей: слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного мышления;

воспитание навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности;

развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству через основы искусства, как целостного процесса умственного и духовного развития личности ребенка;

формирование

устойчив

ого

интерес

а

к творческой деятельности

.

 

 

Ожидаемые результаты:

-формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок, потребности общения с духовными ценностями и произведениями искусства;

-воспитание активного слушателя, зрителя и участника творческой самодеятельности.

 

Обоснование структуры учебного предмета «Специальность»

Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная.

Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

 

Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.

Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный

(объяснение, беседа, рассказ);

наглядно-слуховой

(показ, наблюдение, демонстрация приемов игры на народных инструментах);

практический

(работа на инструменте, упражнения);

аналитический

(сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

эмоциональный

(подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. Очень важно научить учащихся, как рационально использовать время, отведенное для работы дома. Развитие у них навыков самостоятельной работы позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, наблюдать за учеником, выявляя его индивидуальные психологические и физические особенности.

При разучивании произведений для яркого профессионального исполнения результативным является исполнительский показ, теоретический и исполнительский анализ, образно-словесное раскрытие характера музыки. Применение этих методов работы с учащимся поможет воспитать умение исполнять музыкальные произведения на достаточно художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.

 

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета «Специальность»:

 

Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по предмету «Специальность» оснащены народными инструментами и имеют площадь не менее 6 кв. метров.

В школе имеется библиотека и фонотека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Содержание учебного предмета "Специальность "

 

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность:

 

Таблица 1 Срок обучения – 4 года

 

 

 

Содержание

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Продолжительность учебных занятий (в

неделях)

35

35

35

35

Количество часов на

аудиторные занятия

 

2

2

2

2

Общее количество часов на

аудиторные занятия

280

Количество часов на

внеаудиторные

(самостоятельные) занятия

3

4

4

4

Общее количество часов на

внеаудиторные

амостоятельные) занятия

 

525

Максимальное количество часов занятий в неделях (аудиторные и самостоятельные)

5

6

6

6

Максимальная учебная нагрузка

175

210

210

210

Общее максимальное

количество часов на весь период обучения

805

 

 

Аудиторная нагрузка по учебному предмету образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного данной программой.

 

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования, а также с учетом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

 

Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (театра, концертных залов и др.);

-участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

-участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

 

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.

Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

 

Требования по годам обучения:

Основное место в репертуаре занимает академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов, а также различные переложения популярной музыки.

Программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику, учитывающему его физические, возрастные особенности и музыкальные способности.

Объективная оценка индивидуальных возможностей учащихся обуславливает конкретные дифференцированные педагогические задачи и методы работы.

Музыкальные способности и особенно профессиональные данные учащихся выявляются в процессе обучения. Показателем профессиональных данных являются хорошая музыкальная память и исполнительские данные, творческое отношение к исполняемым произведениям.

Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Также определены основные требования к сдаче технических зачетов, академических концертов и выпускных экзаменов.

В работе над репертуаром педагог должен учитывать, что одни произведения предназначаются для публичного исполнения, другие - для работы в классе или для ознакомления. Таким образом, педагог сам устанавливает степень завершенности исполнения учеником того или иного произведения.

Важным в обучении является удобный для исполнения составленный репертуар учебной программы. В перечень репертуара включены произведения разных уровней сложности, в пределах одного класса, что позволяет учащимся в полной мере реализовать свои возможности, развить музыкальные способности и навыки, достойно выступить на концерте, зачете. Учебный репертуар записывается в индивидуальный план учащегося, где фиксируются сведения обо всех его выступлениях на различных контрольных мероприятиях.

Перечень репертуара включает в себя произведения композиторов разных эпох, различных жанров и стилей. Сюда также включены произведения якутских композиторов, что будет способствовать приобщению детей к национальной якутской культуре. В репертуар учащегося необходимо включать также и облегченные переложения музыки из мультфильмов, популярных эстрадных песен.

Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений (различные по уровню трудности) для исполнения на переводных академ.концертах в конце учебного года.

 

 

 

Первый год обучения

 

Темы и содержание занятий

I полугодие

 

Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Изучение нот, длительностей, левой клавиатуры: 2 ряд, мажорные аккорды. Игра двумя руками простых пьесок. Освоение штриха нон легато.

II полугодие

 

Продолжение изучения основ музыкальной грамоты. Штрихи легато, стаккато. Знакомство с гаммами, упражнениями на развитие координации. Левая клавиатура – минорные аккорды.

Формирование первоначальных навыков самостоятельного разбора нотного текста.

Исполнение пьес простым ритмическим рисунком.

Песни, произведения на фольклорной основе и произведения композиторов разных эпох, включая современных композиторов.

 

Второй год обучения

 

Темы и содержание занятий

I полугодие

 

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Активизация музыкального слуха.

Работа над формированием игровых движений. Совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато кистью.

 

II полугодие

 

Пьесы с элементами полифонии.

Освоение навыков самостоятельного разбора произведений. Чтение с листа.

 

 

Третий год обучения

 

 

Темы и содержание занятий

I полугодие

 

 

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков.

Исполнение под фонограмму.

Произведения классической, народной, популярной музыки.

II полугодие

 

Совершенствование техники игры. Работа над качеством звука, беглостью. Подбор на слух. Изучение различных произведений по стилям и жанрам.

Систематическая работа над улучшением качества звучания и выразительностью исполнения. Совершенствование навыков исполнения штрихами: легато, нон легато, стаккато, деташе. Дальнейшее расширение динамических возможностей.

Развитие навыков самостоятельного разбора и изучения несложных произведений. Усложнение ритмических задач. Работа над произведениями с элементами полифонии и крупной формы.

Повышение требовательности к выразительному исполнению.

 

 

Четвертый год обучения

 

 

Темы и содержание занятий

I полугодие

 

Совершенствование исполнительских навыков, техники исполнительского дыхания при более высоких требованиях к качеству звука в разных регистрах и выразительности исполнения.

Повышение требовательности к выразительному исполнению, пониманию формы произведения. Совершенствование навыков чтение с листа. Игра под фонограмму. Подготовка итоговой программы.

 

II полугодие

 

Совершенствование техники исполнения.

Подбор на слух. Итоговая аттестация.

 

Годовые требования

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно индивидуальному уровню музыкального развития.

Первый год обучения

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8 -12 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли с педагогом.

 

1 полугодие

2 полугодие

Промежуточная аттестация: академический концерт - 2 разнохарактерные пьесы.

Апрель

Контрольный урок – технический материал (по возможностям ребенка Этюд)

Май

Промежуточная аттестация: академический концерт - 2 разнохарактерные пьесы.

 

Рекомендуемые упражнения и этюды:

 

 

Этюды

Гаврилов Этюд До мажор,

Беренс Этюд До мажор,

.Корецкий Этюд Домажор

Доренский Этюд До мажор

Вольфарт Этюд ля минор

Бухвостов Этюд До мажор

Лушников Этюд До мажор

Лушников Этюд До мажор

Черни-Гемер Этюд До мажор

Шитте Этюд До мажор

 

Народные и детские песенки:

«Приди, приди, солнышко», «Лепёшки», «Дон-дон», «Лиса», «Пастушок», «Петушок»,

«У кота», «Лошадка», «Прибаутка», «Не летай, соловей», «Паук и муха», «Веснянка», «Тропинка», «Соловейко», «Уж как по мосту, мосточку», «Перепёлочка», «Колыбельная», «У кота», «Как под горкой», «Василёк», «Летел голубь» «Там за речкой, там за перевалом», «Я на горку шла», «Лети воробышек» «Дударик», «По дороге жук» «Пой, малышка, песенку», каждого свой музыкальный инструмент».

 

 

Пьесы русских, зарубежных и современных композиторов:

Кабалевский «Маленькая полька», Красев «Ёлочка», Калинников « Тень-тень», Лушников «Маленький вальс», Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку», Осокин «Частушка», Корецкий «Пеесенка», Чайкин «Пьеска», Гурилёв «Песенка», Книппер «Полюшко-поле», Шаинский «Песенка о кузнечике», Жилинский

«Весёлый пастушок», Чайкин «Полька».

Примерные исполнительские программы:

Р.н.п. «Тропинка»

Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку»

 

1.Савельев «Неприятность эту мы переживём»

2. «Частушка» обр. Бажилина.

 

1.Бредис «Грустный вальсок»

2. Книппер «Полюшко-поле»

По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки, учащийся:

- знает строение инструмента;

- умеет правильно держать инструмент;

- владеет приемами звукоизвлечения;

- владеет динамикой исполнения.

 

Второй год обучения

Работа над звуком, развитие исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций.

Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-12 различных произведений, включая этюды. Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.

 

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь:

Контрольный урок – технический материал (по возможностям ребенка гамма, этюд)

Промежуточная аттестация: академический концерт - 2 разнохарактерные пьесы.

Май:

Контрольный урок – технический материал (по возможностям ребенка гамма, этюд)

Промежуточная аттестация: академический концерт - 2 разнохарактерные пьесы.

 

 

 

Рекомендуемые упражнения и этюды:

Л.Колчев 16 ежедневных упражнений.

Беренс Этюд Ре мажор, Ляховицкая Этюд Соль мажор, Шитте Этюд До мажор,

Ванхаль Этюд До мажор, Этюд До мажор, Черни Этюд до мажор,

Черни Этюд До мажор.

Рекомендуемые пьесы:

Рнп «Как под яблонькой», Чайкин «Танец Снегурочки», Шуберт «Лендлер», «Латвийская полька», Жилинский «Весёлый пастушок», Книппер «Полюшко-поле», Спадавеккиа «Добрый жук», «Частушка», Камалдинов «Маленькая пьеска», Шишаков «Песенка», Рнп «Как ходил, гулял Ваюша», Руднев «Щебетала пташечка», Иванов «Юмореска»,

Рнп «Как у у наших у ворот», Унп «Кучерява Катерина», «Земелюшка-чернозём», «во сыром бору тропина», «Ах ты зимушка-зима», Рнп «Пойду ль я, выйду ль я», Рнп «Во саду ли, в огороде», Моцарт «Менуэт» ре минор, Бажилин «Частушка», Тихончук «Полька».

Примерные исполнительские программы

1.Шишаков «Песенка»

2.Бажилин «Частушка»

1.Руднев «Щебетала пташечка»

2.Рнп «Как под яблонькой»

 

1.Моцарт «Менуэт» ре минор.

2. Тихончук «Полька».

.

 

По окончании второго года обучения учащийся:

- играет пьесы, различные по стилю, жанру;

 

- знает основные музыкальные термины;

 

Третий год обучения

Продолжение работы над исполнительскими навыками, звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. ..

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10

различных произведений, включая этюды.

 

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь:

Контрольный урок – технический материал (по возможностям ребенка гамма, этюд)

Промежуточная аттестация: академический концерт - 2 разнохарактерные пьесы.

Май:

Контрольный урок – технический материал (по возможностям ребенка гамма, этюд)

Промежуточная аттестация: академический концерт - 2 разнохарактерные пьесы.

Рекомендуемы этюды

 

Этюды:

1. Агафонов О. Этюд соль минор

2.Грачёв В. Этюд ля минор

З.двилянский М. Этюд ля минор

4.Келлер С. Этюд до мажор

5.Мотов В. Этюд до мажор

Новожилов В. Этюд ре мажор

Чайкин Н. Этюд фа мажор

8.Черни К. Этюд до мажор, фа мажор

9.Шитте Л. Этюд до мажор, фа мажор

10.Щуровский Ю. Этюд соль минор

 

Обработки народных песен и танцев:

.Бойцова Г. Белорусская народная песня «Сел комарик дубочек»

2.Бухвостов В. Латышская народная песня «Хороводная»

З.Грачёв В. Русская народная песня «Заинька»

Русская народная песня «Как под яблонькой»,

Чешская народная песня «По ягоды»

Наумов Г. Украинская народная песня «Дивлюсь я на

«

Тирольские напевы»,

«

Венгерский народный танец

»

Павин С. Русская народная песня «Во сыром бору тропи

 

Полифонические роизведения:

1 .Бланджини Л.т»

2. Боккерини Л. «Менуэт»

З.Гайдн И. «Менуэт»

Гедике А. «Сарабанда», «Фугато»

Кригер И.

«Менуэт

»

6.Моцарт В.А. «Менуэт»

7.Руднев Н. «Щебетала пташечка»

8.Циполи Д. «Менуэт»

9.Фрейер «Прелюдия»

Произведения крупной формы:

1 .Бетховен Л. «Сонатина»

2.ГедикеСонатина»

З . Хаслингер «Сонатина»

4.Штейбельт Д. «Сонатина»

Пьесы русских, зарубежных и современных композиторов:

1 .Абрамов А. «Рязаночка» (кадриль)

2. Алябьев А. «Рома

5.Глинка М. <<Вальс», «Ходит ветер у ворот»

6.Гречанинов А.

Дебюк А. <<Романс»

Доренский А. («Закарпатский танец»

9.Келлер Л. <<Тирольская песня»

10.Майкапар С. <<Вальс»

1 1 .Мотов В. <<Лирический танец>>

12.Моцарт В.А. <<Полонез>>

13 .Павин С. «Весёлые жонглёры»

14.Платонов В. «Маленький вальс»

15.Ребиков В. <<Песня»

16.Салин А.

17.Хачатурян А. «Вальс»

18. Чайковский П. («Итальянская песенка»

 

 

.

Примерные исполнительские программы

 

 

 

 

 

 

 

По окончании третьего года обучения учащийся:

- разучивает и исполняет несложные пьесы из репертуара домриста;

- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;

- использует приемы: арпеджиато, переменные удары, тремоло;

- использует штрихи: legato, staccato;

- подбирает по слуху несложные песни;

 

Четвертый год обучения

Продолжение работы над исполнительскими навыками, основными приемами игры. . Использование всей динамической шкалы звучания. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 различных произведений, включая этюды.

 

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь:

Прослушивание выпускной программы:

2 произведения.

 

Апрель:

Прослушивание выпускной программы: 3произведения.

Май:

Итоговая аттестация: Выпускной экзамен

3произведения:

Крупная форма или полифония;

Народная обработка

Пьеса по выбору.

 

Рекомендуемые Этюды:

Геллер М. Этюд до мажор

Гурлитт К. Этюд до мажор

З. Денисов А. Этюд ля мажор

4.Дювернуа Ж. Этюд фа мажор

5.Иванов В. Этюд ми минор

6.Келлер Л. Этюд до мажор

Лак Т. Этюд ре минор

Лешгорн А. Этюд до мажор

Павин С.«Этюд-пьеса>>

Переселенцев В.Этюд ля минор

Чайкин Н. Этюд фа минор

Обработки народных песен и танцев:

Алёхин В. Русская народная песня «Не слышно шума городского»

Воеводин А. Русская народная песня «По улице мостовой»

З. Грибков Ю. Русская народная песня горошек молочу>>

Двилянский М. Финский народный танец

Накапкин В. Русская народная песня «Я на камушке

Наумов Г. Венгерский народный танец

7.06ликин И. Русская народная песня «Вдоль по Питерской»

8.Павин С. русская народная песня «Я, посею ли млада»

9.Русская народная песня «Подгорка»

10.Судариков К. русская народная песня «Страдания»

Полифонические произведения:

Бах И.С.

«

Менуэт

»

Гендель Г. «Чакона

»

, «Ария

»

, «Сарабанда

»

З. Доренский А. «Девять маленьких прелюдий»

4. Корелли А.»Сарабанда»

5.Моцарт В.А. «Сарабанда»

6.Салин А.т»

7. Темман Г. «Фантазия»

Произведения крупной формы:

1 .Глазунов А «Сонатина»

2.Диабелли А. «Сонатина» ,

З. Доренский А. «Сонатина в классическом стиле»

Клементи М.

Кулау Ф.

«

Сонатина

»

7.Майкапар С. «Маленькое рондо»

Плейель И. «Сонатина»

Пьесы русских, зарубежных и современных композиторов:

1.Абрамов А. «Скакалочка»

2.Агеев В. «Меланхолическая полька»

З.Балакирев М. <<Полька»

4.Блантер М. <<В лесу прифронтовом>>

5.Бушуев Ф. («Оригинальный вальс»

6.Бургмюллер И. «Тирольский танец>>

7.Верстовский А.

8.Двилянский М.

9.Дунаевский И. <<Ой, цветёт калина»

10.Жилин А. <<Вальс»

1 1 .Киянов Б. <<Снежок»

12.Майкапар С. «Полька>>

13.Петров А. <<Минута тишины»

14.Семёнов М. «Оксаночка»

15. Титов С. «Вальс>>

16.Фернандес Р. «Челита>>

17. Чайковский П. «(Неаполитанская песенка»

Примерные программы итоговой аттестации — май:

1 вариант

Гендель Г. «Чакона»

Штейбельт А. <<Сонатина>>

Алёхин В. Русская народная песня «Не слышно шума городского>> 2 вариант

Моцарт В.А. <<Сарабанда»

Фернандес Р.

Воеводин А. Русская народная песня «По улице мостовой>> З вариант

Корелли А. <<Сарабанда>>

Клементи М. «Рондо>>

Двилянский М. Финский народный танец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные исполнительские программы

 

 

 

Для продвинутых учащихся может использоваться более высокий

уровень сложности программных требований.

По окончании четвертого года обучения учащийся:

- разучивает и исполняет несложные пьесы самостоятельно;

- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;

- использует приемы: арпеджиато, переменные удары, тремоло;

- использует штрихи: legato, staccato;

- подбирает по слуху несложные песни.

 

 

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ

Результатом освоения учебного предмета «Народные инструменты» является воспитание у учащихся необходимого комплекса знаний, умений и навыков:

формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

формирование умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.

приобретение навыков творческой деятельности

умение планировать свою домашнюю работу

умение самостоятельно осуществлять контроль за своей учебной деятельностью и дать объективную оценку своему труду.

понимание причин успеха и неуспеха своей учебной деятельности.

определение наиболее эффективных способов достижения результата.

 

В области музыкального исполнительства:

знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

знания музыкальной терминологии;

умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

умения грамотно исполнять музыкальные произведения;

умения создать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

навыки слухового контроля;

навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;

навыки владения необходимыми техническими и исполнительскими приемами;

навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;

знание основного фортепианного материала;

навыки восприятия музыкальных произведений различных жанров и стилей;

умения осмысливать музыкальные произведения;

навыки восприятия элементов музыкального языка;

знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

навыки публичных выступлений.

 

Выпускник имеет следующий уровень подготовки:

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

В образовательной программе используются следующие формы контроля по данному предмету:

1.Вводный - при поступлении детей в школу: диагностика индивидуальных способностей детей (слух, ритм, музыкальная память);

2. Текущий

3.Промежуточный

4.Итоговый

 

Разнообразные формы контроля соответствуют многостороннему комплексному обучению учащихся:

Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий, повышение уровня усвоения текущего учебного материала. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В качестве средств текущего контроля успеваемости используются: контрольные уроки, прослушивания, концерты класса, технические зачеты, сольные концерты наиболее одаренных учащихся.

Технический зачет дифференцированный - является проверкой исполнения гамм и этюдов.

Учащиеся должны показать достаточный уровень технической подготовки, владение необходимыми техническими приемами и различными видами техники исполнения соответственно требований по классам;

Контрольные уроки - проверка качества подготовки учащихся;

Проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Сольные концерты - наиболее одаренные учащиеся могут публично выступать с концертными программами, состоящими из 4-х произведений различных по стилю и жанру .

Прослушивания- проверка уровня подготовки учащихся к выпускным экзаменам, к конкурсам и концертам;

Классные концерты- проводятся на усмотрение педагога;

 

Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся, ее корректировку и проводится с целью определения:

-качества реализации образовательного процесса;

-качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

-уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на определенном этапе обучения.

Промежуточная аттестация определяет уровень технического, исполнительского и художественного развития учащегося в течение года и проходит в форме академических концертов в конце 1-го полугодия и переводных академконцертов в конце 2-го полугодия.

Академический концерт (1-4классы) -является проверкой качества выполнения программы за 1-е полугодие.

Проводится в конце 1-ого и 2-го полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Публично исполняемые произведения должны представлять законченные и полноценные в эстетическом отношении результаты учебно-творческой деятельности учащихся и оцениваются коллегиально преподавателями отделения.

 

Итоговая аттестация освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ должно завершаться итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность( в форме экзамена в выпускном классе). Целью итоговой аттестации является контроль освоения выпускниками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в области музыкального искусства «Народные инструменты». Итоговая аттестация учащихся рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности, организуется и проводится детской школой искусств самостоятельно.
Итоговая аттестация проводится по завершении учебных занятий. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями: достаточный технический уровень владения фортепиано, умение ярко и грамотно воссоздать художественный образ и стиль исполняемых произведений.

Выпускник исполняет на экзамене программу из 4-х произведений различного жанра. Допускается исполнение одного произведения из предыдущего четвертого класса.

Учащиеся со слабыми возможностями и медленными темпами продвижения могут исполнить произведения, соответствующие уровню трудности предыдущего класса.

По результатам игры комиссия, состоящая из трех педагогов, оценивает выступление учащегося по пятибалльной системе и выставляет итоговую оценку, которая заносится в Свидетельство об окончании ДШИ по предмету «специальность».

По итогам этого экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

В течение учебного года учащиеся выпускного класса выступают на прослушиваниях с исполнением произведений выпускной программы.

Для учащихся выпускного класса предусмотрены 3 обязательных прослушивания в течении учебного года:

1. (октябрь)

2. (декабрь)

3. (март)

При необходимости, для отдельных учащихся проводится дополнительное прослушивание в апреле.

 

Критерий оценки качества подготовки учащихся позволит определить уровень освоения обучающимися тех программных требований, которые являются обязательными для прохождения аттестации.

По итогам исполнения программы выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

 

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем

требованиям на данном этапе обучения

 

4 («хорошо»)

грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

 

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие

свободы игрового аппарата и т.д.

 

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

 

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

 

Оценка качества исполнения при необходимости, в отдельных случаях, может быть дополнена системой «+» и «-«, что даст возможность более конкретно оценить выступление учащегося.

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях, а также перейти на обучение по предпрофессиональной программе, при условии определенных достижений. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей инструмента, рассказать о выдающихся исполнителях и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной музыки, популярных песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.

Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

 

 

Методические рекомендации педагогическим работникам:

Для достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы необходимо обеспечить высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для учащихся и их родителей. Нужно создать комфортную развивающую образовательную среду, организовать творческую деятельность учащихся.

Это главный залог успешной реализации образовательной программы.

Большое значение имеет проведение различных творческих мероприятий: школьных конкурсов, концертов для родителей (тематических или посвященных конкретным датам), концертов в общеобразовательных школах и детских садах, творческих вечеров, сольных концертов учащихся. На все эти мероприятия обязательно привлекаются родители учащихся, которые становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Это будет способствовать созданию интереса к музыке и к самому процессу обучения учащихся.

Для успешной реализации образовательной программы желательно иметь в каждом классе наглядные пособия с обозначением способов исполнения штрихов, обозначением темпов и наиболее часто встречающихся в нотной литературе музыкальных терминов

(с переводом их на русский язык), аппликатурные схемы, ключевые знаки в тональностях квинтового круга и т.д.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика -интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

Одна из основных задач– формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительского мастерства.

В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения. Для яркого профессионального исполнения результативным является исполнительский показ, теоретический и исполнительский анализ, образно-словесное раскрытие характера музыки.

Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, согласно которого и планирует учебный процесс. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре.

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. Очень важно научить учащихся, как рационально использовать время, отведенное для работы дома. Развитие у них навыков самостоятельной работы позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, наблюдать за учеником, выявляя его индивидуальные психологические и физические особенности.

В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий:

-игра технических упражнений, гамм и этюдов;

-разбор новых произведений;

-чтение с листа;

-выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; -работа над звуком и конкретными деталями;

-доведение произведения до концертного вида;

Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания и с учетом индивидуальных способностей ученика.

 

 

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДОМРЫ

Методическая литература

С.В.Белецкий «Новые технологии в музыкальном образовании» /Омск 2000г.

Л.Вахрушева «Из истории домры. Домристы-лауреаты» /Дивногорск 1989г.

Л.Вахрушева «О техническом развитии домристов в ДМШ» /Дивногорск 1989г.

В.М.Евдокимов «Музыкальный инструмент. Программа для ДМШ» /Москва 1988г.

В.М.Евдокимов «Специальный класс трёхструнной домры. Программа.» /Москва 1972г.

З.Ставицкий «Начальное обучение игре на домре» /Ленинград «Музыка» 1984г.

В.Круглов «Искусство игры на домре» /Москва «Композитор» 2001г

В.В.Крюкова «Музыкальная педагогика» /Р.-н.-Д. «Феникс» 2002г.

«Народник» бюллетень

В.И.Петрушин «Музыкальная психология» Москва «Г.и.ц. Владос» 1997г.

 

Учебная литература

1.Азбука домриста для трехструнной домры. / Составитель Разумеева Т. М.,

2006

2. Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967

3. Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. С- Петербург,

2002

4. Альбом для детей. Вып. 1/ Составитель Евдокимов В., М., 1986

5. Альбом для детей. Вып. 2 / Составитель Демченко Л. М.,1988

6. Альбом для детей и юношества / Составитель Цыганков А.М., 1996

7. Альбом для детей и юношества Вып. 1/ Составитель Круглов В.М., 1984

8. Альбом для детей и юношества Вып. 2/ Составитель Круглов В.М., 1985

9. Альбом для детей и юношества Вып. 3/ Составитель Чунин В.М., 1987

10.Альбом для юношества. Произведения для трехструнной домры. Сост. Г.Сазонова М. Музыка 2004

11. Альбом начинающего домриста. Вып.1. М., 1969

12. Альбом начинающего домриста. Вып.2/ Составитель Фурмин С.М., 1970

13. Альбом начинающего домриста. Вып.3/ Составитель Фурмин С.М., 1971

14. Альбом начинающего домриста. Вып.4/ Составитель Фурмин С.М., 1972

15. Альбом начинающего домриста. Вып.5/ Составитель Фурмин С.М., 1973

16. Альбом начинающего домриста. Вып.6/ Составитель Фурмин С.М., 1975

17. Альбом начинающего домриста. Вып.7/ Составитель Фурмин С.М., 1975

18. Альбом начинающего домриста. Вып.8/ Составитель Фурмин С.М., 1976

19. Альбом начинающего домриста. Вып.9/ Составитель Фурмин С.М., 1977

20 Альбом начинающего домриста. Вып.10/ Составитель Фурмин С.М., 1978

21. Альбом начинающего домриста. Вып.11/ Составитель Фурмин С.М., 1979

22.Альбом начинающего домриста. Вып.12/ Составитель Фурмин С.М., 1980

23. Альбом начинающего домриста. Вып.13/ Составитель Фурмин С.М., 1981

24. Альбом начинающего домриста. Вып.14/ Составитель Фурмин С.М., 1983

25. Альбом начинающего домриста. Вып.15/ Составитель Фурмин С.М., 1984

26. Альбом начинающего домриста. Вып.16/ Составитель Фурмин С.М., 1985

27. Альбом начинающего домриста. Вып.17/ Составитель Фурмин С.М., 1986

28. Альбом начинающего домриста. Вып.18/ Составитель Фурмин С.М., 1987

29. Альбом ученика домриста. Вып. 1. / Составители Герасимов В., Литвиненко С.Киев, 1971

30. Альбом ученика домриста. Вып. 2. / Составители Герасимов В., Литвиненко С. Киев, 1973

31. Бейгельман Л. 50 этюдов для трехструнной домры. М., 2000

32. Бейгельман Л. 60 этюдов для трехструнной домры. М., 2001

33. Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. М., 1996

34. Библиотека домриста. Вып. 31, М., 1960

35. Библиотека домриста. Вып. 35, М., 1960

36. Библиотека домриста. Вып. 40, М., 1961

37. Библиотека домриста. Вып. 44, М., 1961

38. Библиотека домриста. Вып. 51, М., 1962

39. Библиотека домриста. Вып. 53, М.,1962

40. Библиотека домриста. Вып. 58, М., 1962

41. Библиотека домриста. Вып. 59, М.,1963

42. Библиотека домриста. Вып. 61, М., 1963

43. Библиотека домриста. Вып. 62, М., 1963

44. Библиотека домриста. Вып. 65, М., 1964

45. Библиотека домриста. Вып. 68, М., 1964

46. Библиотека домриста. Вып. 74, М.,1965

47.Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром. М., 1963

48. Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре. Екатеринбург, 1995

49.Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996

50жоплин С. Регтаймы для трехструнной домры и фортепиано. С- П., Композитор 2002

51омра с азов. / Составитель Потапова А., С-Петербург, 2003

52. Домристу любителю. Вып.1/Составитель Дроздов М.М., 1977

53. Домристу любителю. Вып.2. М., 1978

54. Домристу любителю. Вып.3 /Составитель Шелмаков И.М., 1979

55. Домристу любителю. Вып.4. М., 1980

56. Домристу любителю. Вып.5. М., 1981

57. Домристу любителю. Вып.6. М., 1982

56. Домристу любителю. Вып.7. М., 1983

58. Домристу любителю. Вып.8. М., 1984

59. Домристу любителю. Вып.9. М., 1985

60. Домристу любителю. Вып.10. М., 1986

61.Заблудившийся верблюжонок. Юному домристу Сост. Владимиров В. Вып 2, Новосибирск, 1999

62.Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трехструнной домры. М.,2002

63. Зверев А. Сборник пьес для трехструнной домры. С-Петербург, 1998

64.Знакомые мелодии. Вып. 1/Составитель Александров А.М., 1969

65.Знакомые мелодии. Вып. 2/Составитель Лачинов А.М., 1970

66. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста. Тетрадь 1, 2, 3, 4. Составитель Чунин В., 2003

67.Камалдирнов Г. Пьесы и этюды. М., 1983

68.Клебанов Д. Концерт для домры с оркестром. М., 1958

69.Концертные пьесы. Вып. 1. М., 1961

70. Концертные пьесы. Вып. 2. М., 1967

71. Концертные пьесы. Вып. 3. М., 1968

72. Концертные пьесы. Вып. 4. М., 1971

73. Концертные пьесы. Вып. 5/Составитель Евдокимов В.М., 1972

74.Концертные пьесы. Вып. 6. М., 1973

75. Концертные пьесы. Вып. 7. М., 1975

76. Концертные пьесы. Вып. 8. М., 1980

77. Концертные пьесы. Вып. 9. М., 1981

78. Концертные пьесы. Вып. 10. М., 1982

79. Концертные пьесы. Вып. 11. М., 1983

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×