ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Школа раннего развития» для детей 5-6 лет | Галкина Оксана Шихнабиевна. Работа №364939
Ранний детский возраст – это неповторимая пора в жизни любого индивидуума. Именно в этот отрезок времени закладывается тот относительно стабильный внутренний мир, который позволяет утверждать, что ребенок – это уже сформировавшаяся личность.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа раннего развития» для детей 5-6 лет является программой дополнительного образования социально-педагогической направленности. Уникальность данной программы заключается в ее всестороннем характере, дающем возможность не просто получить необходимые знания, развить умения и приобрести навыки, но и познакомить юное поколение с богатым наследием русской народной культуры.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школа раннего развития» для детей 5-6 лет
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 6 месяцев
Составители:
Галкина О.Ш.,
учитель начальных классов
Новосибирск, 2024
Пояснительная записка
Ранний детский возраст – это неповторимая пора в жизни любого индивидуума. Именно в этот отрезок времени закладывается тот относительно стабильный внутренний мир, который позволяет утверждать, что ребенок – это уже сформировавшаяся личность.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа раннего развития» для детей 5-6 лет является программой дополнительного образования социально-педагогической направленности. Уникальность данной программы заключается в ее всестороннем характере, дающем возможность не просто получить необходимые знания, развить умения и приобрести навыки, но и познакомить юное поколение с богатым наследием русской народной культуры. Дополнительная общеразвивающая программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
Закон «Об образовании»;
Конвенция
о
правах
ребёнка;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей;
Социальный
заказ
родителей
дошкольников.
Актуальность данной программы. Данная программа разработана в соответствии с пожеланиями родителей, стремящихся к тому, чтобы их дети успешно социализировались, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, а также всесторонне развивались.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она содействует формированию социально значимых знаний, умений и навыков, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.
Отличительная особенность настоящей программы:
- комплексность (обучение ведется по нескольким предметам и содействует формированию разносторонних способностей ребенка: умственных, коммуникативных, двигательных, творческих);
- преемственность (содержание основывается на учете имеющихся у детей знаниях, дополняя и расширяя их; программа предоставляет детям возможность по окончании годового обучения продолжить учёбу в объединении «Школа будущего первоклассника» для детей 6-ти лет);
- широкий спектр образовательных задач.
Данная программа обучения разработана и проверена многолетним опытом работы с детьми дошкольного возраста коллективом педагогов. При создании программы педагоги опирались на существующие типовые и инновационные разработки, адаптируя и модифицируя их.
Программа включает в себя разнообразные предметы, направленные на всестороннее развитие, обучение и воспитание детей. В основе образовательного процесса лежат педагогические подходы, ориентированные на личность ребенка, принципы сотрудничества и сотворчества, игровые методики, а также способы развития познавательной активности дошкольников. Важным условием успешности занятий является оптимальный темп, достигаемый за счет смены видов деятельности, чередования активных и пассивных форм обучения, динамичности и статики в двигательной активности.
В рамках образовательного процесса отводится время для групповых занятий (непринужденных бесед, совместных игр), направленных на сплочение группы и расширение коммуникативных навыков. Посещение занятий формирует положительную мотивацию к обучению и облегчает адаптацию к школе. Программа позволяет педагогам использовать новые методы и формы обучения, повышающие качество образования и стимулирующие интерес детей.
Цель программы:
Обеспечение благоприятной психологической адаптации детей к школьной среде раннего развития достигается за счет внедрения инновационных подходов к организации учебного процесса, которые интегрируют образовательные, развивающие и воспитательные цели.
Задачи:
Обучающие:
- формирование умения следовать инструкции педагога и правильно её выполнять;
- формирование умения наблюдать, анализировать, сопоставлять, сравнивать и выделять характерные и существенные признаки предметов;
- формирование умения обобщать, рассуждать и делать выводы;
- расширение словаря, знаний об окружающем мире;
- обучение умению оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников.
Развивающие:
- развитие сенсорных способностей;
- развитие внимания, наблюдательности, памяти;
- развитие крупной и мелкой моторики;
- развитие артикуляционного аппарата и формирование звуковой культуры речи;
- развитие фонематического слуха;
- развитие воображения и фантазии;
- развитие эмоциональной сферы ребёнка, способности к сопереживанию и сочувствию;
- развитие образного и логического мышления;
- развитие мотивации к учению и формированию интереса к самому процессу обучения.
Воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к взрослым;
- формирование навыков организованного поведения на занятиях и в повседневной жизни;
- формирование определенных черт характера: дисциплинированности, организованности, собранности, аккуратности и работоспособности;
- формирование волевых качеств: выполнение установленных норм поведения, доведение начатого дела до конца;
- воспитание самостоятельности и умения использовать полученные знания в повседневной жизни.
Возраст детей
Программа рассчитана для детей в возрасте 5-6 лет.
Сроки реализации
Продолжительность реализации программы – 6 месяцев обучения. Количество часов составляет 72 учебных часа за 6 месяцев.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в очной форме 1 раз в неделю: 1 занятие - 25 минут с обязательным проведением физкультминутки. Максимальная дневная нагрузка для детей 5-6 лет 3 занятия в день.
В дополнительную общеразвивающую программу «Школа раннего развития» для детей 5-6 лет включены разделы программы разных видов и направлений деятельности, позволяющих решить проблему комплексного развития ребенка, а именно интеллектуального, эстетического, творческого и социального компонентов:
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»;
«Введение в математику»;
«Мир художественной культуры».
Количество детей в группе – не менее 25 человек.
Курс обучения включает в себя теоретическую и практическую части. Занятия в группах начинаются с октября и заканчиваются в марте.
Основанием для приема детей является запись в Навигаторе, заявление от родителей и копии свидетельства о рождении ребёнка. Родители могут присутствовать на любом занятии с разрешения педагога.
Учебный план
№ п/п
Учебные предметы
Количество часов в
неделю
Количество часов в
год
1.
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
1
24
2.
«Введение в математику»
1
24
3.
«Мир художественной культуры»
1
24
Образовательная программа реализуется через следующие ключевые направления:
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Цель раздела «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» – развить умение говорить и слушать. Привить интерес к собственной речи и речи окружающих. Обогатить словарный запас слов. Сформировать грамматический строй речи.
Задачи обучения:
Развивать умения говорения, слушания.
Совершенствовать ручную и артикуляционную моторику.
Обогащать активный, п
ассивный, потенциальный словарь.
Р
азвить грамматический строй речи, умение связной речи с опорой на речевой
опыт ребенка
.
Развивать
общеучебные
умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно,
планировать и контролировать свои действия.
Развивать умение общения с взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека.
Раздел «Математика»
Цель раздела «Введение в математику» - развитие познавательных процессов и мыслительных операций.
Задачи обучения:
Формировать
мотивацию
учения,
ориентированной
на
удовлетворение познавательных процессов, радость творчества.
Формировать
мыслительные
операции:
сравнение,
обобщение, конкретизация, классификация, аналогия.
Развивать
вариативное
мышление,
фантазию,
воображение,
творческие
способности.
Развивать
речь,
уметь
аргументировать
свои
высказывания,
строить простейшие умозаключения.
Увеличить
объем
внимания
и
памяти.
Вырабатывать
умение
целенаправленно
владеть
волевыми
усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
Раздел «Мир художественной культуры»
Художественная культура обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания ребёнка.
Цель раздела: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники как художественного способа конструирования и ручного труда.
Задачи раздела:
Формировать
умения
следовать
устным
инструкциям;
Знакомить
детей
с
основными
геометрическими
понятиями:
круг,
квадрат, треугольник, угол;
Обогащать
слова
рный запас
ребенка
специальными
терминами. 4.
Развивать мелкую моторику и связную речь.
Развивать внимание и наблюдательность, творческое воображение и
фантазию.
Воспитывать
трудолюбие,
терпение,
аккуратность.
Ожидаемые результаты
Итогом реализации комплексной образовательной программы является учащийся, обладающий качествами, способностями, умениями и навыками готовности к обучению в школе.
При освоении программы у детей должны быть развиты:
познавательная и интеллектуальная сфера: наличие общих и специальных знаний, умений по предметам;
развитость познавательных и психических процессов (в соответствии с возрастом): широкий кругозор детей, правильная речь, наглядно-образное и логическое
мышление, внимание, мелкая моторика руки, коммуникативные способности, в том числе: активность в общении, умение общаться
со
взрослыми и сверстниками;
умение
преодолевать
трудности
и
доводить
начатое
дело
до
конца;
способность к сопереживанию и сочувствию;
сформирована
мотивация
к
школьному
обучению:
желание
идти
в
школу,
готовность учиться и выполнять правила школьной жизни.
Формами представления образовательных результатов являются: итоговые занятия по пройденным темам, промежуточная аттестация.
Методическое обеспечение программы
Основными методами и приемами в обучении являются:
беседа;
рассказ;
показ;
речевые
упражнения;
физкультминутки;
игровые
методы;
работа
с
наглядным
и
раздаточным
материалом.
Стимулированием и мотивацией к обучению являются:
похвала;
поощрение;
создание
ситуации
успеха.
Методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение
Методическое:
программное
обеспечение;
планы-конспекты
занятий,
сценарии
досуговых
мероприятий;
библиотечка
методической
и
детской
литературы.
Дидактическое:
наглядные
пособия
(плакаты,
картинки,
репродукции,
муляжи);
игрушки,
настольно-печатные
игры;
рабочие
тетради
по
предметам;
разработка
и
изготовление
раздаточного
и
демонстрационного
материала;
предметные
и
сюжетные
картинки;
карточки
с
буквами
и
цифрами;
геометрический
материал;
счётный
материал.
Материально-техническое:
доски,
маркеры
;
к
анцтовары:
цветная и белая бумага, акварельная бумага, инструменты (ножницы, карандаши, краски).
Приложение №1
Учебный план «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
всего
теория
практика
дата
1
Для чего нужны знания
1
0,5
0,5
2
Признаки осени. Огород. Овощи. Звук А
1
0,5
0,5
3
Сад. Фрукты. Звуки И, Й
1
0,5
0,5
4
Осенняя одежда. Звук О
1
0,5
0,5
5
Поздняя осень. Звук Ы
1
0,5
0,5
6
Птицы дикой природы. Звук Э
1
0,5
0,5
7
Домашние птицы и животные Звуки Д, Т
1
0,5
0,5
8
Дикие животные. Звук Б
1
0,5
0,5
9
Зима. Звук П
1
0,5
0,5
10
Зимняя одежда. Звуки В, Ф
1
0,5
0,5
11
Хвойные деревья. Звук Н
1
0,5
0,5
12
Посуда (кухонная). Звуки К, Г
1
0,5
0,5
13
Продукты питания. Звук Х
1
0,5
0,5
14
Мебель. Звуки С, З
1
0,5
0,5
15
23 февраля. День защитника
Отечества. Звук Ц
1
-
1
16
Весна. Приметы весны. Звуки Ш, Щ
1
0,5
0,5
17
8 Марта. Звук Ж
1
0,5
0,5
18
Профессии. Звук Ч
1
0,5
0,5
19
Город, деревня. Звук Л
1
0,5
0,5
20
Транспорт. Правила ПДД. Звук Р
1
0,5
0,5
21
Космос. День космонавтики. Буквы Е, Ё
1
0,5
0,5
22
Человек. Гигиенические навыки. Буква Ю
1
0,5
0,5
23
День Победы. Буква Я
1
0,5
0,5
24
Промежуточная аттестация
1
0,5
0,5
24 часа
Предметно-тематическое содержание раздела программы
Развитие
связной
речи:
обучение
ответам
на
вопросы,
диалогической
речи;
обучение
пересказу
текста
по
зрительной
опоре;
обучению составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Лексическая
работа:
обогащение
словарного
запаса
детей;
создание
условий
для
употребления
новых
слов
в
собственной
речи.
Развитие
звуковой
культуры
речи:
знакомство
с
органами
артикуляции.
Развитие
фонематического
слуха:
выделение
звука
в
начале,
конце
и
середине
слова.
Работа
по
развитию
мелкой
моторики
руки
(штриховка,
обведение
по
контору).
К концу года обучения дети должны знать:
Понятие
«предмет»;
Времена
года;
Что
такое
слова
противоположного
значения;
Группы
предметов:
посуда,
одежда,
обувь,
животные,
насекомые
и
т.д.
К концу года обучения дети должны уметь:
Наблюдать
над
лексическим
значением
слов
(названия
предметов,
признаков, действий; слова с противоположным значением в речи; обогащение словарного запаса детей словами тематических групп;
Делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;
Согласовывать
прилагательные
с
существительными
в
роде,
числе,
падеже.
Составлять словосочетания и предложения.
Отвечать
на
вопросы
Пересказывать текст по зрительной опоре;
Составлять
рассказ
по
сюжетным
картинкам.
Приложение № 2
Учебный план «Введение в Математику»
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Всего часов
теория
практика
дата
1
Число и цифра 1,2. Знаки + и -
1
0,5
0,5
2
Числа и цифры 1,2,3.
Соотнесение количества с цифрами
1
0,5
0,5
3
Числа и цифры 1,2,3,4. Соотнесение количества предметов с
цифрой. Сложение числа
1
0,5
0,5
4
Число и цифра 5,6. Понятие
«длинный, «короче»
1
0,5
0,5
5
Числа и цифры 3,4,5,6.
Знаки» больше», «меньше»
1
0,5
0,5
6
Числа и цифры 4, 5,6. между числом, цифрой и количеством предметов
1
0,5
0,5
7
Числа и цифры 0, 4,5, 6. Установление равенства между группами предметов. Понятия «справа», «слева»,
«впереди», «сзади»
1
0,5
0,5
8
Число и цифра 7.Знаки +, =
1
0,5
0,5
9
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7. Сложение числа 7 из двух меньших. Дни недели.
1
0,5
0,5
10
Числа и цифры 1-8.
Логическая задача.
1
0,5
0,5
11
Сложение числа 8. Ориентировка в пространстве. Овал.
1
0,5
0,5
12
Знаки «больше», «меньше».
Геометрические фигуры.
1
0,5
0,5
13
Числа и цифры 1-9.
Высокий- низкий. Ориентировка во времени.
1
0,5
0,5
14
Число и цифра 10. Куб.
1
0,5
0,5
15
Числа от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших. Геометрические фигуры.
1
0,5
0,5
16
Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Работа со счётными палочками.
1
0,5
0,5
17
Решение примеров на + и -
1
0,5
0,5
18
Ориентировка во времени. Геометрические фигуры.
1
0,5
0,5
19
Решение задач на + и -. Установление соответствия
между числом и цифрой.
1
0,5
0,5
20
Математические загадки.
Сложение числа 10.
1
0,5
0,5
21
Решение задач. Логические задачи. Геометрические
фигуры.
1
0,5
0,5
22
Промежуточная аттестация
1
0,5
0,5
23
Порядковый счёт. Сложение
числа 10 из двух меньших.
1
0,5
0,5
24
Решение задач, примеров.
1
0,5
0,5
Всего часов
24
Предметно-тематическое содержание:
Сравнение предметов и групп предметов:
формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер и др. Выделение признаков сходства и различия. Объединение предметов в группу по общему признаку. Выделение
части группы. Нахождение «лишних» элементов. Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар (равно, не равно, больше, меньше) Формирование представлений о сохранении количества. Поиск и составление
закономерностей.
Числа 1-10:
Знакомство с понятием «один» и «много». Образование последующего числа путем прибавление единицы. Количественный и порядковый счет от 1 до 10. Сравнение предыдущего и последующего чисел. Знакомство с цифрами 1-10, формирование умения соотносить цифру с
количеством.
Величина:
формирование представлений о длине предмета. Непосредственное сравнение по длине, ширине, толщине, высоте. Формирование представлений о возрастающем и убывающем порядке изменения величины.
Пространственно – временные представления
: формирование пространственных представлений
:
на - над – под, слева – справа, вверху – внизу, снаружи – внутри, за – перед и др. Ориентировка в пространстве (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево и т.д.) Знакомство с временными отношениями: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра. Установление последовательности событий. Части суток. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма
.
К концу года обучения дети должны знать:
счёт
от
1 до
10;
геометрические
фигуры:
квадрат,
круг,
треугольник,
прямоугольник,
куб,
овал
;
понятия
«вверху,
внизу»;
понятия
«внутри,
снаружи»;
понятия
«
впереди
,
сзади,
между»;
понятие
«числовой
ряд».
К концу года обучения дети должны уметь:
выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвет, форме, размеру;
продолжать
ряд
из
предметов
или
фигур
с
одним
изменяющимся
признаком;
в
простейших
случаях
находить
общий
признак
группы,
состоящий
из
3-4 предметов, находить «лишний» предмет;
считать
в
пределах
10
в
прямом
порядке;
соотносить
запись
чисел
1-10
с
количеством
и
порядком
предметов;
изображать
графически
«столько
же» предметов,
сколько
в
заданной
группе, содержащей до 5 предметов;
сравнивать,
опираясь
на
наглядность,
рядом
стоящие
числа
в
пределах
10;
правильно устанавливать пространственно – временные отношения, ориентироваться по элементарному плану, находить последовательность событий и нарушение последовательности;
узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, куб,
овал
; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Приложение№3
Учебный план «Мир художественной культуры»
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Всего часов
теория
практика
дата
1
Коврик (рисование)
1
0,5
0,5
2
Листья (оригами)
1
0,5
0,5
3
Корзинка (констр. из бумаги)
1
0,5
0,5
4
Тарелка с яблоками (нетрад.
техника рисования)
1
0,5
0,5
5
Колоски пщеницы
(аппликация)
1
0,5
0,5
6
Пальто (оригами)
1
0,5
0,5
7
Поздняя осень(нетрад.
техника рисования)
1
0,5
0,5
8
Курица с цыплятами
(конструирование из бумаги)
1
0,5
0,5
9
Весёлый ёжик (нетрадиц.
техника рисования)
1
0,5
0,5
10
Снегурочка в красивой
шубке (аппликация)
1
0,5
0,5
11
Ёлочка (оригами)
1
0,5
0,5
12
Тарелочка (по мотивам
гжельской росписи)
1
0,5
0,5
13
Яичница (аппликация)
1
0,5
0,5
14
Моя семья (нетрадиц.
Техника рисования)
1
0,5
0,5
15
Открытка для папы
(аппликация, рисование)
1
0,5
0,5
16
Весенний пейзаж
(аппликация)
1
0,5
0,5
17
Открытка для мамы (конструирование из
бросового материала)
1
0,5
0,5
18
Дорожные знаки (рисование)
1
0,5
0,5
19
Ракета (конструирование)
1
0,5
0,5
20
Физкультурники
(конструирование из геометр. фигур)
1
0,5
0,5
21
Открытка День Победы
(аппликация)
1
0,5
0,5
22
Гусеница (конструирование)
1
0,5
0,5
23
Промежуточная аттестация
1
0,5
0,5
24
Аквариум (нетрад. техника
рисования)
1
0,5
0,5
Всего часов
36
Предметно-тематическое содержание
Конструирование
(бумага):
теоретическая
часть;
ознакомление
со
свойствами
бумаги;
основные
методы
работы
с
картоном;
основные
методы
работы
с
бумагой;
изготовление
изделий.
Конструирование (аппликация, оригами):
знакомство
с
аппликацией,
оригами;
изготовление
изделий.
Рисование:
знакомство
с
нетрадиционной
техникой
рисования;
роспись.
Учащиеся к концу года должны знать:
материалы
и
инструменты,
которыми
можно
конструировать,
материалы (фигуры), бумага, цветной картон, клей, ножницы);
различные
приемы
работы
с
бумагой;
основные
геометрические
понятия.
Дети должны уметь:
правильно
пользоваться
инструментами;
самостоятельно
выполнять
поставленную
задачу;
добиваться,
чтобы
изделие
выглядело
эстетично
и
привлекательно.
Учебная литература, используемая в воспитательно - образовательном процессе:
Официальные документы
Закон «Об образовании» Российской Федерации
Развитие детей раннего возраста
В.А. Егупова «Познаю мир» I и II части. –Москва: Эксмо, 2019. – 56 с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации.
– М.: Мозаика- Синтез, 2010
Гербова В.В. Учусь говорить. - М.: Просвещение, 1999 https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/razvivaem-rech/5-let
Формирование элементарных математических представлений
Методические пособия
Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010. Денисова Д. Математика для дошкольников. Подготовительная к школе группа.
-М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
Наглядно-дидактические пособия. Плакаты большого формата
Цвет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. Форма. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. Цифры.
-М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Образовательная область «Конструирование»
Петрова М. И. «Волшебные полоски» СПб «Детство – пресс», 2005г.
И.М. Петрова «Объёмная аппликация»
Черенкова Е. «Оригами для малышей» Рипол Классик, 2010г.
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Куцакова. Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада». Конспекты занятий. Издательство Мозайка- синтез. Москва, 2010 г.
https://7gy.ru/detskoe-tvorchestvo/cvetnaya-bumaga/1526-lyagushka-s-zontikom-iz-tsvetnoj-bumagi.html «Лягушка с зонтиком» из цветной бумаги.