Дополнительная общеразвивающая программа «Фольклорный островок» для детей (4-5 лет) | Шалаева Анастасия Андреевна. Работа №250025
Автор: Шалаева Анастасия Андреевна
Дополнительная общеразвивающая программа «Фольклорный островок» для детей (4-5 лет)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Дополнительной образовательной прораммы
Наименование программы
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа
«Фольклорный островок» для детей (4-5 лет)
Разработчики программы
Шалаева Анастасия Андреевна воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2.
Исполнители программы
Воспитатель, дети средней группы № 4 МБДОУ ДС № 2
Нормативная база для разработки образовательной программы
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
Программа разработана на основе программ:
О.Л Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,
М.Тимоховой «Берегиня». Приобщение дошкольников к истокам славянской национальной культуры средствами фольклора.
Кем принята образовательная программа
Принята решением педагогического совета. Протокол № …. от……. 2019г., утверждена заведующим ДОУ. Приказ № ….. - осн от …. 2019г.
Назначение
Дополнительной общеобразовательной программы
Работа по дополнительной общеобразовательной программе “Фольклорный островок” была организована с целью дополнения занятий по художественно-выразительной деятельности детей по основной программе в виде кружковой работы.
Приоритетные цели и задачи дополнительные общеобразовательной программы
Цель: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.
Задачи:
Воспитывать у детей музыкально-эстетического вкуса.
Внедрять элементарные знания о русском народном творчестве. (Русские народные жанры песен, хороводы, плясовые песни)
Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа. (Календарные праздники)
Развивать музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Принципы реализации программы
- учет возрастных и психофизических возможностей, особенностей детей;
- систематичность педагогического процесса;
- принцип деятельного подхода к организации образовательного процесса;
- взаимодействие ДОУ и семьи.
Ожидаемые результаты образовательной программы, формы их представления, анализа
- Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни;
- Уметь переходить от разговорной к певческой интонации;
- Иметь элементарные представления о народных праздниках (Масленица и т.д) и их традициях;
-Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы и т.д.);
- Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым;
- Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружковой работы направлена на социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа по приобщение детей к традициям своего народа посредством фольклора, имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ребенок приходит в мир...Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки , приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Программа нацеливает нас на широкое использование произведений народного фольклора в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Мы считаем, что кружковой метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе. Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша.
Нормативно - правовое обеспечение программы:
- Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
- Программа разработана на основе программ:
- О.Л Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,
- М.Тимоховой «Берегиня». Приобщение дошкольников к истокам славянской национальной культуры средствами фольклора.
Направленность программы: художественная
Формирование умений самостоятельно обследовать персонажей настольного театра. Побуждать к рассказыванию фольклорных текстов сопровождая мимикой и жестами .
Новизна
Новизной и отличительной особенностью программы «Фольклорный островок» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Актуальность данной программы :
Актуальность программы в том, что именно в данном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Педагогическая целесообразность программы
Состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи,памяти ,эмоциональной сферы детей среднего возраста. Данная рабочая программа предпологает .что дети осознанно будут знакомиться с народным творчеством ,учиться различать фольклорные жанры.
Отличительная особенность данной программы
Программа позволяет доказать,что непосредственно образовательная деятельность ,проводимая с использованием произведений фольклора ,благоприятно влияет на развитие речи и творческих способностей детей,на формирование личности ребенка в целом.
Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми необходимо использовать в интегрированной форме,как в непосредственно образовательной деятельности ,так и в процессе самостоятельной деятельности .
Основная цель работы кружка: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.
Задачи:
1. Воспитывать у детей музыкально-эстетического вкуса.
2. Внедрять элементарные знания о русском народном творчестве. (Русские народные жанры песен, хороводы, плясовые песни)
3. Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа. (Календарные праздники)
4. Развивать музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Приемы и методы организации учебного процесса:
- наглядный, словесный, практический;
-беседы с детьми;
-слушание русских народных песен, сказок;
-разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
-инсценировки песен и малых фольклорных форм;
Основополагающими подходами к построению работы кружка стали:
- системно-деятельностный подход – т.к. в программе учитываются возрастные особенности детей каждой возрастной группы и присущие этим особенностям формы деятельности игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная;
- гуманитарный подход – учет специфики индивидуального процесса познания ребенка, индивидуальных потребностей детей;
- культурологический подход, определяющий достижение целевых ориентиров на основе свободных, практик культурной идентификации и целостности личности ребенка.
Организация работы
Возраст детей – 4-5 лет.
Срок реализации программы - 1 год.( стартовый)
Время проведения: 16.00 – 16.20
Продолжительность – 20 минут.
Количество в месяц – 4 раза (32занятия в год).
Объем программы и режим работы
Период
Продолжительность занятия
Количество занятий в неделю
Количество часов в неделю
Количество недель
Количество часов в год
1 год обучения
20 мин.
1 занятие
20 минут
36
32ч
Итого по прогр.
32ч
Формы организации подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей детей, специфики содержания данной программы и возраста детей:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- индивидуальные занятия;
- совместная деятельность педагога и детей;
- праздники и развлечения.
Структура занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Актуализация прошлых знаний.
3. Основная часть:
-Постановка проблемы, открытие нового знания.
-Закрепление нового знания.
-Итог. Рефлексия.
4.Мотивация на продолжение исследования вне занятия.
Планируемые результаты:
- Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни;
- Уметь переходить от разговорной к певческой интонации;
- Иметь элементарные представления о народных праздниках (Масленица и т.д) и их традициях;
-Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы и т.д.);
- Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым;
- Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
Способы проверки результатов реализации программы
Методы и приемы диагногстики
Для достижения основной цели проводится обследование детей ,оно проходит в форме диагностики и строится на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности.
Используются разнообразные ,в том числе ,игровые приемы.
Применяются мягкие формы руководства: совет,предложение,просьба,опосредованное требование.
Во время выполнения работы детьми,ведется наблюдение за их настроением,активностью.
Цель проведения диагностики:
Выявить уровень художественного развития детей.
Выявить насколько дети разбираются в жанрах малых форм фольклора и владеют ими.
Характер диагностики: естественный педагогический.
Методика проведения:
Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми.
На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
Система показателей:
- Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни;
- Уметь переходить от разговорной к певческой интонации;
- Иметь элементарные представления о народных праздниках (Масленица и т.д) и их традициях;
-Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы и т.д.);
- Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым;
- Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
№ п/п
Имя ребенка
Уровни овладения художественным развитием
1
Начало года
Конец года
Оценка уровня развития умений и навыков:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер.
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление.
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной.
Учебно-тематический план
№
Занятия
Срок
Название блока
Количество часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Октябрь
«Осенняя пора»
Обыгрывание сказки, опрос по содержанию
2.
Ноябрь
«Театрализация»
Самостоятельное рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра.
3.
Декабрь
«Волшебные сказки»
Игра
4.
Январь
«Веселые герои»
Вопросы по содержанию
5.
Февраль
«Мы артисты»
Народная игра
6.
Март
Чудесный сундучок »
Отгадывание загадок
7.
Апрель
Сказочный мир
Обыгрывание
8.
Май
«Когда мои друзья со мной»
Пение песенки сопровождая интонацией и мимикой
Итого: 32 занятия
32 часа
Содержание учебного плана
сентябрь
№ занятия
Тема
Задачи
Диагностика
Выявить уровень художественного развития детей. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
октябрь
1
«Театр»
Познакомить детей с различными видами театра.
2
«Ходит осень по дорожке” (по сказке “Маша и медведь”)»
Закрепить знания детей о сказке, ее героях, познакомить со словами сказки.
3
«Гуляем по лесу.»
Формировать умения детей воспринимать игровые движения согласно текста.
4
«Чтение русско-народных сказок»
Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей
ноябрь
5
« Курочка Ряба »
Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.
6
«Мы водили хоровод»
Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
7
«Заюшкина избушка (театр конусной игрушки)»
Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.
8
«Зеркало, зеркало – скажи»
Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
декабрь
9
«Заигрались в прятки Сашины перчатки»
Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
10
«Мешок с сюрпризом» (театр на картоне)
Рассказывание сказки с сопровождением фигурок театра на картоне. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.
11
«Заходили гости»
Формировать интерес к ближайшему окружению – помочь лучше узнать его.
12
«В гостях у Снегурочки»
Закрепить знания детей о сказке, ее героях, познакомить с народным костюмом.
Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
январь
13
«Петушок и бобовое зернышко»
Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей
14
«Во садочке я была»
Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
15
«Крокодил и чебурашка»
Вызвать желание слушать рассказ. Активизировать речь детей.
16
«В гости кролику идем»
Вызвать у детей желание слушать потешку и проговаривать слова. Развивать воображение. Развивать представления об окружающем мире.
февраль
17
«Мы артисты»
Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
18
«Пришли в гости пальчики»
Вызвать у детей желание слушать потешку и проговаривать слова. Развивать воображение. Развивать представления об окружающем мире.
19
«Прослушивание и разучивание колыбельной песенки»
Помочь запомнить песенку, учить использовать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности.
20
Игровая ситуация по мотивам потешки – «Из-за леса из-за гор».(нар. Русс).
Вызвать у детей желание слушать потешку и проговаривать слова. Развивать воображение. Развивать представления об окружающем мире.
март
21
Знакомство с дразнилками
«Андрей ротозей», «Мишка медведь».
Продолжать знакомить с русским народным фольклором Вызвать интерес к книгам.
22
Чудесный сундучок » (загадки об овощах).
Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к отгадыванию.
23
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Воспитывать у детей умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации небольшого отрывка из сказки.
24
Игра-хоровод «Дуб-Дубок»
Познакомить с хороводной игрой, учить игру.
апрель
25
Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».
Учить детей воспринимать игровые движения согласно текста.
26
Знакомство со считалками. Иллюстрации
Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства.
27
Народная игра « Волшебные сказки»
Прививать интерес к народным играм
28
Разучивание и прослушивание народных песен.
Узнавать русские народные мелодии.
май
29
Хороводная игра «У окошка дремлет кошка»
Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
30
«Ну-ка пчелки полетели!»
Вызвать у детей желание слушать потешку и проговаривать слова. Развивать воображение. Развивать представления об окружающем мире.
31
«К нам гости пришли!»
Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.
32
«Когда мои друзья со мной»
Учить знакомую песенку сопровождая интонацией и мимикой
Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации данной программы необходимы:
Воспитатель –
Шалаева Анастасия Андреевна
Образование – средне-специальное
Курсы:
1.«Проектирование образовательного процесса и в условиях реализации ФГОС ДО» (в объеме 72 ч.);
2.«Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ» (в объеме 72 ч.)
1. Технические средства:
- ноутбук;
- мультимедийное оборудование;
- CD, DVD диски.
- Подбор методической и детской литературы по теме;
2. Учебно - наглядные пособия:
- иллюстрации;
- плакаты;
- дидактические игры;
-аудио- и видеозаписи;
- презентации.
4. Приемы и методы организации учебного процесса:
- наглядные (показ, демонстрация картинок, иллюстраций, презентаций, видеофрагментов)
-словесные (беседа, рассказ, дидактические словесные игры)
-практические (упражнения, продуктивная деятельность)
- игровые (различные игры)
5. Методический материал:
- учебные мультимедийные пособия;
- музыкальные произведения;
- методические разработки мероприятий;
Календарный учебный график
Месяц
Дата
Тема занятия
Форма проведения
Кол-часов
Форма контроля
Примечание
Октябрь
«Театр»
Занятие
20
Обыгрывание сказки
Октябрь
«Ходит осень по дорожке” (по сказке “Маша и медведь”)»
Занятие
20
Опрос по содержанию сказке
Октябрь
«.Гуляем по лесу.»
Занятие
20
Обыгрывание текста
Октябрь
«Чтение русско-народных сказок»
Чтение
20
Опрос по содержанию
Ноябрь
« Курочка Ряба »
Занятие
20
Самостоятельное рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра.
Ноябрь
«Мы водили хоровод»
Хороводная игра
20
Хоровод
Ноябрь
«Заюшкина избушка (театр конусной игрушки)»
Занятие
20
Самостоятельное рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра
Ноябрь
«Зеркало, зеркало – скажи»
Народная Игра
20
Игра
Декабрь
«Заигрались в прятки Сашины перчатки»
Народная игра
20
Игра
Декабрь
«Мешок с сюрпризом» (театр на картоне)
Занятие
20
Самостоятельное рассказывание сказки с сопровождением фигурок театра на картоне.
Декабрь
«Заходили гости»
Занятие
20
Опрос
Декабрь
«В гостях у Снегурочки»
Занятие
20
Рассказывание сказки
Январь
«Петушок и бобовое зернышко»
Занятие
20
Вопросы по содержанию
Январь
«Во садочке я была»
Народная игра
20
Народная игра
Январь
«Крокодил и чебурашка»
Занятие
20
Вопросы по содержанию
Январь
«В гости кролику идем»
Занятие
20
Обыгрывание потешки
Февраль
«Мы артисты»
Народная игра
20
Игра
Февраль
«Пришли в гости пальчики»
Занятие
20
Обыгрывание потешки
Февраль
«Прослушивание и разучивание колыбельной песенки»
Занятие
20
Пение колыбельной песенке
Февраль
Игровая ситуация по мотивам потешки – «Из-за леса из-за гор».(нар. Русс).
Игровая ситуация
20
Обыгрывание игровой ситуации
Март
Знакомство с дразнилками «Андрей ротозей», «Мишка медведь».
Занятие
20
Разучивание дразнилок
Март
Чудесный сундучок » (загадки об овощах).
Занятие
20
Отгадывание загадок
Март
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Занятие
20
Драматизация
Март
Игра-хоровод «Дуб-Дубок»
Игра -хоровод
20
Игра
Апрель
Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».
Игровая ситуация
20
Обыгрывание
Апрель
Знакомство со считалками. Иллюстрации
Занятие
20
Знание считалки
Апрель
Народная игра « Волшебные сказки»
Занятие
20
Обыгрывание
Апрель
Разучивание и прослушивание народных песен.
Занятие
20
Пение песен
Май
Хороводная игра «У окошка дремлет кошка»
Хороводная игра
20
Игра
Май
«Ну-ка пчелки полетели!»
Занятие
20
Рассказывание потешки
Май
«К нам гости пришли!»
Народная игра
20
Игра
Май
«Когда мои друзья со мной»
Занятие
20
Пение песенки сопровождая жестами и мимикой
Список использованной литературы
1.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.
2.Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки». Москва, 1994г.
3. Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 1996г.
4. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997г
5. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987г.
6. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г
7. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. - 79с.
8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.
9. Титова М.Г., Яковлева Г.В. формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. Методическое пособие. Издательство Марины Волковой, 2007. – 71с
10. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. (Составитель Науменко Г.М.). Москва, 1988г.