Дополнительная общеразвивающая программа "Калейдоскоп творчества" | Хуснутдинова Альбина Фаритовна. Работа №271040
Автор: Хуснутдинова Альбина Фаритовна
Программа для учреждений дополнительного образования
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников» муниципального района
Миякинский район Республики Башкортостан
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
МБО ДО ДПиШ
Миякинского района РБ
от «____» ____________ 2020 г.
Протокол № ___
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБО ДО ДПиШ
Миякинского района РБ
________Ю.Н. Абдушахманова
от «____» __________2020 г.
Приказ № ____
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Калейдоскоп творчества»
художественной направленности
декоративно-прикладного направления
объединения «Фантазия»
Возраст обучающихся: 5-8 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Хуснутдинова Альбина Фаритовна, педагог дополнительного образования
Киргиз-Мияки, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Учебный план 6
Содержание программы 7
Методическое обеспечение 10
Литература 12
Приложение 1. Диагностический материал
Приложение 2. Календарный учебный график
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп творчества» (далее – программа) предусматривает проведение учебных занятий в системе учреждений дополнительного образования по художественной направленности (декоративно-прикладного направления).
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
;
Уставом Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан
;
Положение
м
о дополнительн
ых
общеобразовательных общеразвивающих
про
граммах
М
униципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.
Актуальность программы состоит в том, что прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью и является доступным, важным направлением в развитии и воспитании детей. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Работа с бумагой и рисование позволит ребенку значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического восприятия окружающей их действительности, будет способствовать развитию их ручной умелости, что немаловажно для дальнейшей жизни ребенка.
Отличительной особенностью данной программы является знакомство и изучение необычных техник в бумагопластике, а также освоение новых и современных техник рисования.
Контингент обучающихся – дети в возрасте 5-8 лет, набор в учебные группы свободный, состав постоянный – 15–26 обучающихся.
Сроки реализации программы - один год, программа рассчитана на 36 часов.
Режим занятий составляется в соответствии с требованиями СанПин 2.4.4.3172-14:
–один раз в неделю по одному академическому часу (30 минут) –36часов в год.
Цель программы – развить творческие способности у обучающихся в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с правилами техники безопасности при работе с материалами и инструментами;
-формировать знания о декоративном искусстве и рисовании;
-обучить навыкам и приемам работы с разнообразными материалами в различных техниках: рисование, аппликация, оригами, мозаика.
Развивающие:
-развить эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества;
-развить воображение и художественный вкус, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
-развить сенсомоторные навыки: зрительной памяти и координации мелкой моторики рук.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.;
-воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Ожидаемые результаты
Бумажная пластика (аппликация, оригами)
К концу учебного года обучающиеся будут знать:
навыки и приемы рационального вырезания:
симметричное вырезание;
вырезание из гармошки.
прием обрывания, аппликацию с кантом;
основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.);
базовые формы, принятые в оригами;
правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся будут уметь:
выполнять поделки из конусов, цилиндров, квадрата;
работать по готовой выкройке, понимать условные обозначения;
составлять узоры из квадратов, кругов, треугольников, чередуя их по цвету;
выполнять пейзажные композиции, тематическую аппликацию;
правильно и аккуратно пользоваться бумагой и ножницами, клеем, салфеткой;
пользоваться различными приемами и способами действий с бумагой в технике оригами такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание.
Рисование
К концу учебного года обучающиеся будут знать:
названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
название материалов и инструментов и их назначение;
правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся будут уметь:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
получать простые оттенки (от основного к более светлому);
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
рисовать предмет с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Формы подведения итогов реализации программы. Для отслеживания результативности образовательного процесса программой предусматривается проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся – проверка знаний и умений в форме практического задания (приложение №1).
Дополнительные сведения о программе. Программа вариативна. Педагог имеет возможность менять соотношение пропорций разделов, как для всего коллектива, так и для отдельного участника образовательного процесса в зависимости от возраста детей, развития, навыков, знаний, интереса к конкретной теме занятия, степени ее усвоения.
Программой предусмотрено инклюзивное образование – работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов в общем составе учебной группы объединения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Наименование раздела
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
1
1
-
2
Радужный мир (рисование).
16
3
13
3
Чудеса из бумаги (бумагопластика).
16
3
13
4
Текущий контроль успеваемости.
1
-
1
5
Промежуточная аттестация.
1
-
1
6
Итоговое занятие.
1
-
1
ВСЕГО:
36
7
29
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие. -1ч.
Комплектование группы. Инструктаж по технике безопасности.
2. Рисование «Что я люблю рисовать больше всего». – 1ч.
Вступительная беседа «Что я люблю рисовать больше всего и почему?». Рисование по замыслу детей.
3. Мозаика с элементами аппликации «Желудь» . – 1ч.
Беседа о желуди. Отработка приема: вырезание по контуру желудя, приклеивание на основу, обрывание цветной бумаги и приклеивание. Выполнение композиции.
4. Рисование «Радуга над лужайкой». – 1ч.
Чтение стихотворений и загадок про радугу. Знакомство со спектром, их последовательном расположении. Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий.
5. Аппликация с элементами рисования «Прогулка под дождем» - 1ч.
Беседа о зонтике. Отработка приема: рисование человека с сапогами, складывание полоски бумаги гармошкой – зонтик, приклеивание. Выполнение объемной аппликации.
6. Рисование «Ветка рябины» -1ч.
Беседа об осенних явлениях природы. Знакомство с понятием нетрадиционная техника. Отработка приема: рисование тремя пальцами.
7. Объемная аппликация «Барашек»-1ч.
Разгадывание кроссворда. Беседа о домашних животных. Выполнение объемной аппликации из газетных комочков.
8. Рисование «Осеннее дерево» – 1ч.
Прочтение произведения И.Токмакова «Деревья». Знакомство с техникой – пуантилизм (точечное рисование ватными палочками). Рисование осеннего дерева.
9. Аппликация «Мухомор» - 1ч.
Беседа о грибах и их особенностях. Чтение загадки о мухоморе. Выполнение аппликации. Оформление работ.
10. Рисование «Подводный мир» -1ч.
Беседа о морских обитателях. Просмотр иллюстраций с изображением дельфина, ската, морской звезды, морской черепахи, акулы, осьминога. Рисование осьминога. Оформление работ.
11.Мозаика с элементами аппликации «Рыбка» -1ч.
Беседа о разновидностях рыб. Отработка приема: вырезание по контуру рыбки, приклеивание на основу, обрывание цветной бумаги и приклеивание. Выполнение композиции.
12. Рисование «Зимнее дерево»-1ч.
Рассматривание иллюстрации о зиме, чтение стихотворения С.А.Есенина «Белая береза». Знакомство с гуашевыми красками. Рисование зимнего дерева гуашью
13. Аппликация «Снегири на ветках» -1ч.
Беседа о зимующих птицах. Чтение загадки о снегире, рассматривание иллюстрации. Выполнение аппликации снегирь из цветной бумаги.
14. Текущий контроль успеваемости.- 1ч.
Тестирование.
15. Рисование «Зимушка-зима»-1ч.
Беседа с детьми о зиме. Прослушивание и обсуждение музыки П.И.Чайковского «Времена года», Рисование зимнего пейзажа.
16. Аппликация «Дед мороз-красный нос»-1ч.
Беседа о Деде Морозе. Отработка приемов: раскрашивание, вырезание по контуру, приклеивание. Выполнение поделки.
17. Рисование «Зимнее чудо-снежинка»-1ч.
Беседа о характерных признаках зимы, чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций. Рисование снежинки.
18. Оригами «Морской флот»-1ч.
Беседа о флоте. Объяснение последовательности выполнения работы. Выполнение поделки.
19. Рисование «Весенняя полянка»-1 ч.
Беседа о весне. Прослушивания фонограммы С.Майкапар «Весною». Обсуждение фонограммы. Рисование весенних цветов гуашью методом тычка. Оформление работ.
20. Конструирование «Лебедь»- 1ч.
Беседа о лебеди, рассматривание иллюстраций. Объяснение последовательности работы. Выполнение поделки.
21. Рисование «Улитка»-1ч.
Чтение загадки об улитках. Беседа об улитках. Рисование улитки.
22. Оригами «Букет тюльпанов»-1ч.
Рассказ легенды о тюльпанах. Объяснение последовательности выполнения тюльпана. Выполнение работы. Оформление композиции.
23. Рисование «Конек-горбунок»-1ч.
Обсуждение сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок». Присмотр иллюстраций к сказке. Рисование лошадки.
24. Мозаика «Горошек»-1ч.
Беседа об овощном горохе. Отработка премов: изготовление шаровидных комочков одинаковых по величине, приклеивание на стручок.
25. Рисование «Слон по Африке гуляет»-1ч.
Разгадывание загадки о слонике. Игра с мячом «Доскажи словечко». Показ и обсуждения схемы рисования слона. Рисование слона.
26. Оригами «Кошечка» -1ч.
Сказочно-игровая ситуация. Складывание изделия на основе простой базовой формы «стаканчик». Элементы дорисовки. Выполнение оригами.
27. Рисование «Разноцветные облака в разноцветном небе» -1ч.
Наблюдение за небом и причудливыми облаками. Просмотр иллюстраций неба. Рисование неба по замыслу детей.
28. Аппликация «Одуванчик»-1ч.
Беседа об одуванчиках. Рассматривание иллюстраций с одуванчиками. Объяснение строения цветка (стебель, листья, какого они цвета, как изменяется цветок в процессе роста), последовательности работы. Выполнение аппликации.
29. Рисование «Моя мамочка»-1ч.
Беседа о маме. Чтение стихотворения Г.Демыкиной «Мама». Объяснение последовательности работы. Рисование портрета мамы.
30. Аппликация «Кит» - 1ч.
Беседа о ките. Объяснение последовательности работы. Выполнение аппликации.
31. Рисование «Любимые ладошки»-1ч.
Игры «Давайте поздороваемся!», «Мы делим апельсин», «Удивительная ладонь». Объяснение последовательности работы. Работа по замыслу детей.
32. Аппликация «Смешарики»-1ч.
Чтение загадок о героях мультфильма «Смешарики». Объяснение последовательности работы. Выполнение аппликации.
33. Рисование «Букет сирени»-1ч.
Чтение стихов о сирени, беседа. Знакомство детей с новой техникой рисования (рисование мятой бумагой). Объяснение последовательности работы. Рисование сирени.
34. Аппликация «Украшение платочка»-1ч.
Рассматривание декоративных изделий с простым узором. Словарная работа (активизация прилагательных-аккуратная, замечательная, красивый, белый, нарядный). Объяснение последовательности работы. Выполнение аппликации.
35. Промежуточная аттестация -1ч.
Тестирование.
36. Итоговое занятие -1ч
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Педагогическая целесообразность. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и бее масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиолоогическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе по рисованию и бумагопластике в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Для реализации программы на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация, рисунок). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используется на занятиях и такой прием, как практический. Изготовление
поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребенку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Данная программа вполне может быть применима как для обучающихся одного возраста, так и для разновозрастных групп обучающихся.
Для успешной реализации программы применяются учебно-методические материалы: книги, журналы по рукоделию и рисованию, справочная литература, энциклопедии, словари, конспекты занятий. Дидактическое обеспечение - демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, схемы, образцы, модели); раздаточный материал (шаблоны и выкройки). Ряд тем подается в виде компьютерных презентаций и просмотров видеоматериалов.
Материально-техническое обеспечение. Помещение, учебный кабинет. Для занятия в объединении обучающимися предоставляются необходимые материально-технические средства и инструменты, а также дидактические материалы.
Перечень материалов, инструментов и оборудования, необходимых для проведения занятий в объединении
Альбом для рисования
Простые карандаши
Ластик
Акварельные краски
Гуашь
Кисточки беличьи
Емкость для воды
Цветная бумага
Клей ПВА. Клей-карандаш
Ножницы
Картон цветной
Цветные бумажные салфетки
Креповая и гофрированная бумага
Цветная офисная бумага
Цветные карандаши
Ватман
Клей ТИТАН
Клеевой пистолет
Стержни на клеевой пистолет
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.
2. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия по изобразительному
искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность детей. - М.: ИЦ Академия, 1997.
4. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении изобразительной деятельности.
- М., 1995.
5. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
7. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 6-8 лет. - М.: Владос, 2001.
8. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. М.: Просвещение,1991
9. Лялина Л..А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). - М.: ТЦ Сфера, 2006.
10. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития 6-8 лет. «Цветные ладошки» - М. - 2007
11. Малышева Н.А. Художественный труд. - М.: АСТ-Пресс, 2003.
12. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.
13. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору.- М.: Владос, 2004.
14. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. - М.: Карапуз, 2006.
15. Пантелеева Л.В. Детское рукоделие: Художественный труд в детском саду и семье. - М.:Просвещение, 2005.
16. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999.
17. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-й класс. -М.: Витапресс, 2003.
18. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
19. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
20. Торшилова Е.М. Шалун, или Мир дому твоему: Программа и методика эстетического развития детей. - М.: ИХО РАО, 1998.
21. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.
22. Журнал «Мастерица».
23. Журнал «Девчонки и мальчишки».
24. Журнал «Лукошко идей».
интернет-ресурсы:
Pedsovet.su: Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su )
Крокотак (http://krokotak.com)
Методический портал учителя (http://metodsovet.su)
Страна Мастеров: Творчество для детей и взрослых (http://stranamasterov.ru )
www.babyblog.ru
www.orenwiki.ru
www.liveinternet.ru
http://origami-school.narod.ru
http://oriart.ru
http://yourorigami.info
http://www.origami.ru
http://drevo.sumy.ua
http://iz-bumagi.com
http://www.klio-elena.ru
http://images.yandex.ru
http://www.russika.ru