Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дополнительная общеразвивающая программа "Калейдоскоп творчества" | Хуснутдинова Альбина Фаритовна. Работа №271040

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Хуснутдинова Альбина Фаритовна
Программа для учреждений дополнительного образования

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников» муниципального района

Миякинский район Республики Башкортостан

 

 

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

МБО ДО ДПиШ

Миякинского района РБ

от «____» ____________ 2020 г.

Протокол № ___

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБО ДО ДПиШ

Миякинского района РБ

________Ю.Н. Абдушахманова

от «____» __________2020 г.

Приказ № ____

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Калейдоскоп творчества»

художественной направленности

декоративно-прикладного направления

объединения «Фантазия»

 

 

Возраст обучающихся: 5-8 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Хуснутдинова Альбина Фаритовна, педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киргиз-Мияки, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка 3

Учебный план 6

Содержание программы 7

Методическое обеспечение 10

Литература 12

 

Приложение 1. Диагностический материал

Приложение 2. Календарный учебный график

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп творчества» (далее – программа) предусматривает проведение учебных занятий в системе учреждений дополнительного образования по художественной направленности (декоративно-прикладного направления).

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018

г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

;

Уставом Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан

;

Положение

м

о дополнительн

ых

общеобразовательных общеразвивающих

про

граммах

М

униципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.

Актуальность программы состоит в том, что прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью и является доступным, важным направлением в развитии и воспитании детей. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Работа с бумагой и рисование позволит ребенку значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического восприятия окружающей их действительности, будет способствовать развитию их ручной умелости, что немаловажно для дальнейшей жизни ребенка.

Отличительной особенностью данной программы является знакомство и изучение необычных техник в бумагопластике, а также освоение новых и современных техник рисования.

Контингент обучающихся – дети в возрасте 5-8 лет, набор в учебные группы свободный, состав постоянный – 15–26 обучающихся.

Сроки реализации программы - один год, программа рассчитана на 36 часов.

Режим занятий составляется в соответствии с требованиями СанПин 2.4.4.3172-14:

один раз в неделю по одному академическому часу (30 минут) –36часов в год.

Цель программы развить творческие способности у обучающихся в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с правилами техники безопасности при работе с материалами и инструментами;

-формировать знания о декоративном искусстве и рисовании;

-обучить навыкам и приемам работы с разнообразными материалами в различных техниках: рисование, аппликация, оригами, мозаика.

Развивающие:

-развить эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества;

-развить воображение и художественный вкус, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

-развить сенсомоторные навыки: зрительной памяти и координации мелкой моторики рук.

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.;

оспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

 

Ожидаемые результаты

Бумажная пластика (аппликация, оригами)

К концу учебного года обучающиеся будут знать:

навыки и приемы рационального вырезания:

симметричное вырезание;

вырезание из гармошки.

прием обрывания, аппликацию с кантом;

основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.);

базовые формы, принятые в оригами;

правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся будут уметь:

выполнять поделки из конусов, цилиндров, квадрата;

работать по готовой выкройке, понимать условные обозначения;

составлять узоры из квадратов, кругов, треугольников, чередуя их по цвету;

выполнять пейзажные композиции, тематическую аппликацию;

правильно и аккуратно пользоваться бумагой и ножницами, клеем, салфеткой;

пользоваться различными приемами и способами действий с бумагой в технике оригами такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание.

Рисование

К концу учебного года обучающиеся будут знать:

названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;

применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

название материалов и инструментов и их назначение;

правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся будут уметь:

правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

получать простые оттенки (от основного к более светлому);

рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

рисовать предмет с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Формы подведения итогов реализации программы. Для отслеживания результативности образовательного процесса программой предусматривается проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся – проверка знаний и умений в форме практического задания (приложение №1).

Дополнительные сведения о программе. Программа вариативна. Педагог имеет возможность менять соотношение пропорций разделов, как для всего коллектива, так и для отдельного участника образовательного процесса в зависимости от возраста детей, развития, навыков, знаний, интереса к конкретной теме занятия, степени ее усвоения.

Программой предусмотрено инклюзивное образование – работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов в общем составе учебной группы объединения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование раздела

Количество часов

 

 

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

2

Радужный мир (рисование).

16

3

13

3

Чудеса из бумаги (бумагопластика).

16

3

13

4

Текущий контроль успеваемости.

1

-

1

5

Промежуточная аттестация.

1

-

1

6

Итоговое занятие.

1

-

1

ВСЕГО:

36

7

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Вводное занятие. -1ч.

Комплектование группы. Инструктаж по технике безопасности.

2. Рисование «Что я люблю рисовать больше всего». – 1ч.

Вступительная беседа «Что я люблю рисовать больше всего и почему?». Рисование по замыслу детей.

3. Мозаика с элементами аппликации «Желудь» . – 1ч.

Беседа о желуди. Отработка приема: вырезание по контуру желудя, приклеивание на основу, обрывание цветной бумаги и приклеивание. Выполнение композиции.

4. Рисование «Радуга над лужайкой». – 1ч.

Чтение стихотворений и загадок про радугу. Знакомство со спектром, их последовательном расположении. Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий.

5. Аппликация с элементами рисования «Прогулка под дождем» - 1ч.

Беседа о зонтике. Отработка приема: рисование человека с сапогами, складывание полоски бумаги гармошкой – зонтик, приклеивание. Выполнение объемной аппликации.

6. Рисование «Ветка рябины» -1ч.

Беседа об осенних явлениях природы. Знакомство с понятием нетрадиционная техника. Отработка приема: рисование тремя пальцами.

7. Объемная аппликация «Барашек»-1ч.

Разгадывание кроссворда. Беседа о домашних животных. Выполнение объемной аппликации из газетных комочков.

8. Рисование «Осеннее дерево» – 1ч.

Прочтение произведения И.Токмакова «Деревья». Знакомство с техникой – пуантилизм (точечное рисование ватными палочками). Рисование осеннего дерева.

9. Аппликация «Мухомор» - 1ч.

Беседа о грибах и их особенностях. Чтение загадки о мухоморе. Выполнение аппликации. Оформление работ.

10. Рисование «Подводный мир» -1ч.

Беседа о морских обитателях. Просмотр иллюстраций с изображением дельфина, ската, морской звезды, морской черепахи, акулы, осьминога. Рисование осьминога. Оформление работ.

11.Мозаика с элементами аппликации «Рыбка» -1ч.

Беседа о разновидностях рыб. Отработка приема: вырезание по контуру рыбки, приклеивание на основу, обрывание цветной бумаги и приклеивание. Выполнение композиции.

12. Рисование «Зимнее дерево»-1ч.

Рассматривание иллюстрации о зиме, чтение стихотворения С.А.Есенина «Белая береза». Знакомство с гуашевыми красками. Рисование зимнего дерева гуашью

13. Аппликация «Снегири на ветках» -1ч.

Беседа о зимующих птицах. Чтение загадки о снегире, рассматривание иллюстрации. Выполнение аппликации снегирь из цветной бумаги.

14. Текущий контроль успеваемости.- 1ч.

Тестирование.

15. Рисование «Зимушка-зима»-1ч.

Беседа с детьми о зиме. Прослушивание и обсуждение музыки П.И.Чайковского «Времена года», Рисование зимнего пейзажа.

16. Аппликация «Дед мороз-красный нос»-1ч.

Беседа о Деде Морозе. Отработка приемов: раскрашивание, вырезание по контуру, приклеивание. Выполнение поделки.

17. Рисование «Зимнее чудо-снежинка»-1ч.

Беседа о характерных признаках зимы, чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций. Рисование снежинки.

18. Оригами «Морской флот»-1ч.

Беседа о флоте. Объяснение последовательности выполнения работы. Выполнение поделки.

19. Рисование «Весенняя полянка»-1 ч.

Беседа о весне. Прослушивания фонограммы С.Майкапар «Весною». Обсуждение фонограммы. Рисование весенних цветов гуашью методом тычка. Оформление работ.

20. Конструирование «Лебедь»- 1ч.

Беседа о лебеди, рассматривание иллюстраций. Объяснение последовательности работы. Выполнение поделки.

21. Рисование «Улитка»-1ч.

Чтение загадки об улитках. Беседа об улитках. Рисование улитки.

22. Оригами «Букет тюльпанов»-1ч.

Рассказ легенды о тюльпанах. Объяснение последовательности выполнения тюльпана. Выполнение работы. Оформление композиции.

23. Рисование «Конек-горбунок»-1ч.

Обсуждение сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок». Присмотр иллюстраций к сказке. Рисование лошадки.

24. Мозаика «Горошек»-1ч.

Беседа об овощном горохе. Отработка премов: изготовление шаровидных комочков одинаковых по величине, приклеивание на стручок.

25. Рисование «Слон по Африке гуляет»-1ч.

Разгадывание загадки о слонике. Игра с мячом «Доскажи словечко». Показ и обсуждения схемы рисования слона. Рисование слона.

26. Оригами «Кошечка» -1ч.

Сказочно-игровая ситуация. Складывание изделия на основе простой базовой формы «стаканчик». Элементы дорисовки. Выполнение оригами.

27. Рисование «Разноцветные облака в разноцветном небе» -1ч.

Наблюдение за небом и причудливыми облаками. Просмотр иллюстраций неба. Рисование неба по замыслу детей.

28. Аппликация «Одуванчик»-1ч.

Беседа об одуванчиках. Рассматривание иллюстраций с одуванчиками. Объяснение строения цветка (стебель, листья, какого они цвета, как изменяется цветок в процессе роста), последовательности работы. Выполнение аппликации.

29. Рисование «Моя мамочка»-1ч.

Беседа о маме. Чтение стихотворения Г.Демыкиной «Мама». Объяснение последовательности работы. Рисование портрета мамы.

30. Аппликация «Кит» - 1ч.

Беседа о ките. Объяснение последовательности работы. Выполнение аппликации.

31. Рисование «Любимые ладошки»-1ч.

Игры «Давайте поздороваемся!», «Мы делим апельсин», «Удивительная ладонь». Объяснение последовательности работы. Работа по замыслу детей.

32. Аппликация «Смешарики»-1ч.

Чтение загадок о героях мультфильма «Смешарики». Объяснение последовательности работы. Выполнение аппликации.

33. Рисование «Букет сирени»-1ч.

Чтение стихов о сирени, беседа. Знакомство детей с новой техникой рисования (рисование мятой бумагой). Объяснение последовательности работы. Рисование сирени.

34. Аппликация «Украшение платочка»-1ч.

Рассматривание декоративных изделий с простым узором. Словарная работа (активизация прилагательных-аккуратная, замечательная, красивый, белый, нарядный). Объяснение последовательности работы. Выполнение аппликации.

35. Промежуточная аттестация -1ч.

Тестирование.

36. Итоговое занятие -1ч

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Педагогическая целесообразность. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и бее масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиолоогическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе по рисованию и бумагопластике в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Для реализации программы на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация, рисунок). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используется на занятиях и такой прием, как практический. Изготовление

поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребенку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Данная программа вполне может быть применима как для обучающихся одного возраста, так и для разновозрастных групп обучающихся.

Для успешной реализации программы применяются учебно-методические материалы: книги, журналы по рукоделию и рисованию, справочная литература, энциклопедии, словари, конспекты занятий. Дидактическое обеспечение - демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, схемы, образцы, модели); раздаточный материал (шаблоны и выкройки). Ряд тем подается в виде компьютерных презентаций и просмотров видеоматериалов.

Материально-техническое обеспечение. Помещение, учебный кабинет. Для занятия в объединении обучающимися предоставляются необходимые материально-технические средства и инструменты, а также дидактические материалы.

 

Перечень материалов, инструментов и оборудования, необходимых для проведения занятий в объединении

Альбом для рисования

Простые карандаши

Ластик

Акварельные краски

Гуашь

Кисточки беличьи

Емкость для воды

Цветная бумага

Клей ПВА. Клей-карандаш

Ножницы

Картон цветной

Цветные бумажные салфетки

Креповая и гофрированная бумага

Цветная офисная бумага

Цветные карандаши

Ватман

Клей ТИТАН

Клеевой пистолет

Стержни на клеевой пистолет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.

2. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия по изобразительному

искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность детей. - М.: ИЦ Академия, 1997.

4. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении изобразительной деятельности.

- М., 1995.

5. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

7. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 6-8 лет. - М.: Владос, 2001.

8. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. М.: Просвещение,1991

9. Лялина Л..А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). - М.: ТЦ Сфера, 2006.

10. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития 6-8 лет. «Цветные ладошки» - М. - 2007

11. Малышева Н.А. Художественный труд. - М.: АСТ-Пресс, 2003.

12. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.

13. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору.- М.: Владос, 2004.

14. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. - М.: Карапуз, 2006.

15. Пантелеева Л.В. Детское рукоделие: Художественный труд в детском саду и семье. - М.:Просвещение, 2005.

16. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999.

17. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-й класс. -М.: Витапресс, 2003.

18. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

19. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.

20. Торшилова Е.М. Шалун, или Мир дому твоему: Программа и методика эстетического развития детей. - М.: ИХО РАО, 1998.

21. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.

22. Журнал «Мастерица».

23. Журнал «Девчонки и мальчишки».

24. Журнал «Лукошко идей».

интернет-ресурсы:

Pedsovet.su: Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su )

Крокотак (http://krokotak.com)

Методический портал учителя (http://metodsovet.su)

Страна Мастеров: Творчество для детей и взрослых (http://stranamasterov.ru )

www.babyblog.ru

www.orenwiki.ru

www.liveinternet.ru

http://origami-school.narod.ru

http://oriart.ru

http://yourorigami.info

http://www.origami.ru

http://drevo.sumy.ua

http://iz-bumagi.com

http://www.klio-elena.ru

http://images.yandex.ru

http://www.russika.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×