Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дополнительная предпрофессиональная программа "Сольфеджио" | Юмаева Лариса Николаевна . Работа №277266

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Юмаева Лариса Николаевна
Программа по учебному предмету «Сольфеджио»  является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального  искусства «Фортепиано»  и написана  на основе федеральных государственных требований, которые  устанавливают обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации. Цель программы: способствовать музыкальному воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию и развитию музыкального вкуса, памяти, мышления, творческих навыков, а так же выявлению одарённых детей и их подготовке к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств имени Б.С.Неклюдова муниципального образования Сенгилеевский район
Принята на заседании педагогического советаот мая 2021 годаПротокол №
УТВЕРЖДАЮи.о.директора МБУ ДО ДШИ им.Б.С.Неклюдова _______С.В.Кондрашова
Приказ № от мая 2021 года
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области музыкального искусства
Сольфеджио
8-9 лет обучения (35+52.5+52.5+52.5+52.5+52.5+52.5+52.5+52.5)
Преподаватель Юмаева Л.Н.
2021г
Пояснительная записка.
Программа по учебному предмету Сольфеджио является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства Фортепиано и написана на основе федеральных государственных требований, которые устанавливают обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации. Программа актуализирована, скорректирована с целью обучения в дистанционном формате
Программа разработана с учётом:
обеспечения преемственности программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Программа направлена: на развитие индивидуальных возможностей обучающихся в области искусства,
формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
на воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;
приобретению навыков творческой деятельности;
умению планировать свою домашнюю работу;
осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;
умению давать объективную оценку своему труду;
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;
пониманию причин успеха\неуспеха собственной учебной деятельности;
определению наиболее эффективных способов достижения результата.
В процессе обучения развиваются интеллектуально-умственные, творческие способности, музыкальный слух, память, внимание, мышление.
Срок реализации 8 (9) лет. Возраст обучающихся с 6,5 — 9 лет до 15 — 17 лет.
Продолжительность учебного года-35 недель, урока в 1 классе 1 час(40минут), во 2-9кл-1,5 часа (40+20 минут)
Цель программы:
способствовать музыкальному воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию и развитию музыкального вкуса, памяти, мышления, творческих навыков, а так же выявлению одарённых детей и их подготовке к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Задачи:
целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;
воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка;
формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;
организация творческой деятельности обучающихся путём проведения творческих мероприятий (конкурсов, олимпиад), включение в учебный процесс творческих форм работы, таких как: составление кроссвордов, музыкальных загадок и теоретических задач.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы
пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых тяготений;
сольфеджирование музыкальных примеров в одно и двухголосном изложении
интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада;
слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка;
метроритмические упражнения (индивидуально и в ансамбле);
различные виды творческих работ:
транспонирование;
различные виды музыкального диктанта
В работе используются методы:
словесный;
наглядный;
проблемно-поисковый;
метод игровой мотивации
научный метод
Учебный план полного курса программы

Наименование разделов
1год
2 год
3 год
4 год
5 год
6 год
7 год
8 год
9 год
Всего
Т
П
Т
П
Т
П
Т
П
Т
П
Т
П
Т
П
Т
П
Т
П
1
Вокально-интонационные навыки
2
4
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
74
2
Сольфеджирование и пение с листа
1
4
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
73
3
Воспитание чувства метроритма
4
4
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
76
4
Воспитание муз.восприятия
1
4
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
73
5
Муз диктант
1
4
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
73
6
Воспитание творческих навыков
1
4
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
1
7.5
73
7
Теоретические сведения
1
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
13
Всего
35
52.5
52.5
52.5
52.5
52.5
52.5
52.5
52.5
455
В результате освоения предмета обучающийся должен знать основы музыкальной грамоты, первичные теоретические знания, в том числе профессиональную музыкальную терминологию, основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани и др.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь применить полученные теоретические знания, сольфеджировать одноголосные и двухголосные примеры, записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, уметь слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки, уметь построить их, подобрать мелодию, несложный аккомпанемент, уметь транспонировать музыкальный материал.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за качеством освоения программы.
В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в форме контрольных уроков, экзаменов в конце учебного года.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, соответствующего требованиям вступительных экзаменов в средние специальные музыкальные учреждения.
Условия реализации программы учебного предмета.
Для успешной реализации программы необходимо наличие учебного кабинета, инструмента, учебных пособий, методической, нотной литературы, фоно- и аудиотеки, дидактического материала, соблюдение межпредметных связей, активный поиск новых форм работы и методов преподавания сольфеджио, самообразование педагогов. Тематический план

Тема. Теоретические сведения.
Количество часов
Теория
Практика
Формы контр и аттестации
1год обучения
1
Музыкальный звук и его качества, звукоряд, регистры, октавы
2
1
1
опрос
2
Скрипичный ключ и ноты 1 октавы
2
1
1
викторина
3
Метр, ритм, восходящий и нисходящий звукоряд
4
2
2
наблюдение
4
Динамика, мелодия, аккомпанемент
2
1
1
чайнворд
5
Тон, полутон, знаки альтерации
2
1
1
собеседование
6
Лад, тональность, такт тактовая черта, 2\4, 3\4,4\4
4
2
2
наблюдение
7
Устойчивые и неустойчивые ступени, тоническое трезвучие
2
1
1
опрос
8
Вводные ступени лада, опевание устойчивых ступеней
1
0.5
0.5
викторина
9
Ноты второй октавы, басовый ключ и ноты малой октавы
2
1
1
наблюдение
10
Строение мажорной гаммы
2
1
1
наблюдение
11
Паузы
2
1
1
опрос
12
Музыкальная фраза, транспонирование
1
0.5
0.5
наблюдение
13
Главные ступени лада
2
1
1
опрос
14
Затакт, ритм четыре шестнадцатых
2
1
1
викторина
15
Интервалы, понятие консонанс и диссонанс
2
1
1
наблюдение
16
Гаммы: До , Соль, Фа, Ре мажор.
2
1
1
опрос
17
Контрольный урок
1
0.5
0.5
Всего
35
17.5
17.5
2 год обучения
1
Повторение пройденного материала, изученного в 1 кл.;
1.5
0.5
1
наблюдение
2
Лига, нота с точкой, фермата
1.5
0.5
1
опрос
3
Интервал секунда и его выразительные свойства;секунды на ступенях мажора
4.5
1.5
3
наблюдение
4
Минор, строение минорной гаммы
3
1.5
1.5
викторина
5
Три вида минора , секунды в миноре
3
1.5
1.5
наблюдение
6
Интервал терция и его выразительные свойства; терции на ступенях мажора
1.5
0.5
1
опрос
7
Интервал квинта, терция в двухголосном звучании;
3
1.5
1.5
наблюдение
8
Строение трезвучия
3
1.5
1.5
викторина
9
Интервал кварта, его выразительные свойства, кварта на 5 ступени мажора и минора
1.5
0.5
1
опрос
10
Понятия: мотив, фраза, каденция
1.5
0.5
1
опрос
11
Восьмая пауза
1.5
0.5
1
опрос
12
Прима и октава, основание и вершина интервала;
1.5
0.5
1
викторина
13
Ритм четыре шестнадцатых
4.5
3
0.5
14
Интервальная последовательность, двухголосное пение;
6
3
3
опрос
15
Интервалы, понятие консонанс и диссонанс;
6
3
3
опрос
16
Тональности: Ре мажор, Соль мажор, ля минор, ми минор, ре минор си минор, Си бемоль мажор и соль минор;
6
3
3
наблюдение
17
Построение интервала от заданного звука.
1.5
0.5
1
сканворд
18
Контрольный урок
1.5
0.5
1
Всего
52.5
24
28.5
3 год обучения
1
Повторение пройденного материала, изученного в 2 кл
3
1.5
1.5
опрос
2
Ладовое разрешение интервалов
3
1.5
1.5
наблюдение
3
Обращение интервалов
3
1.5
1.5
игра-сканворд
4
Виды трезвучий
3
1.5
1.5
викторина
5
3х частная репризная форма
3
1.5
1.5
опрос
6
Обращения трезвучия
3
1.5
1.5
игра-чайнворд
7
Ритмический канон, ритм восьмая и две шестнадцатых;две шестнадцатых и восьмая
3
1.5
1.5
опрос
8
Тональности с 3 знаками при ключе( диезные и бемольные)
3
1.5
1.5
опрос
9
Главные ступени лада, трезвучия главных ступеней
3
1.5
1.5
пение
10
Интервал Ув.2 в гармоническом миноре
4.5
2
2.5
викторина
11
Переменный лад
6
3
3
опрос
12
Размер 3\8
6
3
3
игра-чайнворд
13
Интервал секста, его выразительные свойства, секста на III и V ст
6
3
3
опрос
14
Септима.
1.5
0.75
0.75
опрос
15
Контрольный урок
1.5
0.75
0.75
Всего
52.5
26
26.5
4 год обучения
1
Три вида минора
3
1.5
1.5
слуховой анализ
2
Сексты на ступенях мажора и минора
3
1.5
1.5
опрос
3
Интервалы на ступенях мажора и минора
3
1.5
1.5
диктант
4
Пунктирный ритм
3
1.5
1.5
собеседование
5
Обращение трезвучий T S D
3
1.5
1.5
викторина
6
Синкопа
3
1.5
1.5
опрос
7
Пауза шестнадцатая
3
1.5
1.5
диктант
8
Интервал Ув.2 в гармоническом миноре
3
1.5
1.5
слуховой анализ
9
Размер 6\8
3
1.5
1.5
слуховой анализ
10
Триоль
4.5
2
2.5
слуховой анализ
11
Параллельные тональности до 3х знаков
6
3
3
собеседование
12
Тональности с 4-мя знаками диезные и бемольные
6
3
3
викторина
13
Тритоны
4.5
2
25
игра сканворд
14
Построение интервалов вне лада
1.5
0.75
0.75
опрос
15
Д7, секстаккорды и квартсекстаккорды от звука.
1.5
0.75
0.75
слуховой анализ
16
Контрольный урок
1.5
0.75
0.75
Всего
52.5
26
26.5
5 год обучения
1
Трезвучия главных ступеней с обращением
3
1.5
1.5
опрос
2
Квинтовый круг тональностей, квартоквинтовый круг тональностей, порядок появления диезов и бемолей
3
1.5
1.5
диктант
3
Диатонические интервалы
3
1.5
1.5
слуховой анализ
4
Период, предложение, каденция
3
1.5
1.5
слуховой анализ
5
Хроматизмы в мелодии, ладовая альтерация
3
1.5
1.5
слуховой анализ
6
Фигурации аккордов
3
1.5
1.5
собеседование
7
Ув.2 и Ум.7 в гармоническом миноре
3
1.5
1.5
викторина
8
Более сложные ритмические группы размере 6\8
3
1.5
1.5
игра сканворд
9
Триоль
3
1.5
1.5
опрос
10
Повторение тональностей до 4х знаков
3
1.5
1.5
слуховой анализ
11
Тональности с 5-ю знаками
6
3
3
опрос
12
Тритоны( повторение)
3
1.5
1.5
диктант
13
Модуляция и отклонение в тональность доминанты
4.5
2
25
слуховой анализ
14
Модулирующие секвенции, модуляция в тональность 2 ступени
1.5
0.75
0.75
слуховой анализ
15
Д7 и его обращения
1.5
0.75
0.75
слуховой анализ
16
Буквенные обозначения звуков и тональностей
1.5
0.75
0.75
собеседование
17
Д7, секстаккорды и квартсекстаккорды от звука.
3
1.5
1.5
викторина
18
Контрольный урок
1.5
0.75
0.75
Всего
52.5
26
26.5
6 год обучения
слуховой анализ
1
Повторение тональностей до 5-ти знаков, тональности с 6-ю зн.
6
3
3
игра сканворд
2
Гармонический мажор. Характерные интервалы гарм. мажора, ув.53
6
3
3
опрос
3
Малый вводный и уменьшённый вводный септаккорд
3
1.5
1.5
слуховой анализ
4
Ув.5 и Ум.4 в гарм.мажоре
1.5
0.75
0.75
опрос
5
Д7 и его обращения от звука , интервальный состав
15
7.5
7.5
диктант
6
Ум.5/3 на II ступ. в миноре и гармоническом мажоре
3
1.5
1.5
слуховой анализ
7
Пентатоника
1.5
0.75
0.75
слуховой анализ
8
Группировка
15
0.75
0.75
слуховой анализ
9
Контрольный урок
1.5
1
0.5
Всего
52.5
26
26.5
7 год обучения
1
Повторение тональностей до 6-х знаков
3
1.5
1.5
диктант
2
Тональности до 7-ми знаков
3
1.5
1.5
собеседование
3
Родственные тональности
3
1.5
1.5
викторина
4
Энгармонизм
3
1.5
1.5
опрос
5
Хроматическая гамма
3
1.5
1.5
диктант
6
Лады народной музыки
3
1.5
1.5
слуховой анализ
7
Ув.2 и ум.7 в гармонических ладах
3
1.5
1.5
слуховой анализ
8
Трезвучия побочных ступеней
3
1.5
1.5
слуховой анализ
9
Септаккорд 2 ступени
3
1.5
1.5
собеседование
10
Тритоны в нат. и гарм. ладах
4.5
2
2.5
викторина
11
Знаки сокращения нотного письма
6
3
3
игра сканворд
12
Прерванный оборот
6
3
3
опрос
13
Группировка
7.5
3.5
4
слуховой анализ
14
Контрольный урок
1.5
0.75
0.75
Всего
52.5
26
26.5
8 год обучения
1
Тональности с 7-ю знаками
3
1.5
1.5
диктант
2
Родственные тональности
3
1.5
1.5
собеседование
3
Энгармонизм
3
1.5
1.5
викторина
4
Хроматическая гамма
3
1.5
1.5
опрос
5
Лады народной музыки
3
1.5
1.5
диктант
6
Септаккорды ( повторение)
16.5
8.5
8
слуховой анализ
7
Построение 12 аккордов от одного звука
15
7.5
7.5
слуховой анализ
8
Виды септаккордов
1.5
0.75
0.75
слуховой анализ
9
Мелизмы
1.5
0.75
0.75
собеседование
10
Группировка
1.5
0.75
0.75
Ритм.упр
11
Выпускной экзамен
1.5
0.75
0.75
Всего
52.5
26
26.5
9 год обучения
слуховой анализ
1
Повторение тональностей квинтового круга
15
7.5
7.5
собеседование
2
Составные интервалы
6
3
3
викторина
3
Хроматическая гамма
6
3
3
опрос
4
Лады народной музыки
4.5
2
2.5
диктант
5
Септаккорды ( повторение);
4.5
2
2.5
слуховой анализ
6
Построение 19 аккордов от одного звука
4.5
2
2.5
слуховой анализ
7
Особые виды ритмического деления (дуоли, квартоли)
4.5
2
2.5
слуховой анализ
8
Элементы гармонии: соединение аккордов в кварто-квинтовом, секундовом, терцовом соотошении, в широком и тесном расположении
1.5
0.75
0.75
опрос
9
Выпускной экзамен
1.5
0.75
0.75
Всего
52.5
26
26.5
Содержание учебного предмета
Первый год обучения
Вокально-интонационные навыки.
Пение песен-упражнений из 2-3 соседних звуков с постепенным расширением диапазона;
пение гамм и ступеней;
пение тетрахордов, тонического трезвучия с различной последов. звуков;
пение мажорного и минорного трезвучий от звука;
скачки на тонику и опевание; целая нота, размер 4\4, паузы целые , половинные, четвертные и восьмые;
Сольфеджирование и пение с листа
Пение в унисон;
пение несложных песен с текстом с сопровож. и без него;
транспонирование песенок от разных звуков;
затакт: четверть, две восьмые;
ритмические длительности в размерах 2\4,3\4
Воспитание чувства метроритма
Ощущение равномерности пульсирующих долей;
осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии
повторение ритмического рисунка;
навыки тактирования , дирижирования;
сольмизация музыкальных примеров;
исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;
исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано и без него;
узнавание мелодии по ритмическому рисунку. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
Определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, устойчивости отдельных оборотов;
отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора;
анализ несложных мелодических оборотов.
Музыкальный диктант
Подготовительные упражнения: пропевание небольшой фразы и воспроизведение её на слог;
письменные упражнения для выработки навыков нотописания;
запись ранее выученных мелодий , ритмического рисунка;
запись мелодий в объёме 2-4 тактов а пройденных тональностях;
фотодиктант. Воспитание творческих навыков
Допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков в пройденных тональностях;
сочинение и досочинение мелодий на заданный ритм и текст;
сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным произведениям;
подбор баса к выученным мелодиям;
подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных тональностях;
рисунки к прослушиваемым произведениям. Теоретические сведения
музыкальный звук и его качества, звукоряд, регистры, октавы;
скрипичный ключ и ноты 1 октавы;
метр, ритм, восходящий и нисходящий звукоряд;
динамика, мелодия, аккомпанемент;
тон, полутон, знаки альтерации;
лад, тональность, такт тактовая черта, 2\4, 3\4,4\4;
устойчивые и неустойчивые ступени, тоническое трезвучие;
вводные ступени лада, опевание устойчивых ступеней;
ноты второй октавы, басовый ключ и ноты малой октавы;
строение мажорной гаммы;
паузы,
музыкальная фраза, транспонирование;
главные ступени лада;
затакт, ритм четыре шестнадцатых;
интервалы, понятие консонанс и диссонанс;
гаммы: До , Соль, Фа, Ре мажор.
Второй год обученияВокально-интонационные навыки
Пение гамм и упражнений, ступеней или отельных мелодических оборотов, попевок, тетрахордов;
пение тона и полутона на слог и названием звуков; гамм и ступеней;
пение пройденных интервалов( кроме секунды) двухголосно, способом наслаивания или взятых одновременно;
пение мажорного и минорного трезвучий от звука;
пение простейших секвенций;
Сольфеджирование и пение с листа
Пение несложных песен с текстом с сопровож. и без него;
транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных тональностях;
пение нотных примеров с дирижированием, включ. в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание;
целая нота, размер 4\4, паузы целые , половинные, четвертные и восьмые;
затакт: четверть, две восьмые;
ритмические длительности в размерах 2\4,3\4 ( основные и новые: четверть с точкой и восьмая);
пение с листа простейших мелодий с названием звуков, на слог с дирижированием;
Воспитание чувства метроритма
Повторение ритмического рисунка ритмослогами;
дирижирование в размерах 2\4, 3\4, 4\4;
сольмизация музыкальных примеров;
выстукивание ритмического рисунка нотного примера, по ритмокарточкам;
ритмическое остинато, ритмический канон;
узнавание мелодии по ритмическому рисунку;
ритмический ансамбль, простейшие ритмические партитуры;
ритмический диктант.
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
Определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа и устойчивости отдельных оборотов;
отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора в мелодическом и гармоническом виде;
анализ несложных мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия, сочетания отдельных ступеней;
пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом виде.
Музыкальный диктант
Подготовительные упражнения;
запись ранее выученных мелодий , ритмического рисунка;
запись мелодий, подобранных на фортепиано;
диктант с предварительным разбором;
фотодиктант.
Воспитание творческих навыков
Допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков;
сочинение мелодических вариантов фразы;
подбор второго голоса с использованием пройденных интервалов;
подбор баса к выученным мелодиям;
запись сочинённых мелодий;
импровизация мелодии на заданный ритм;
рисунки к прослушиваемым произведениям.
Теоретические сведения
повторение пройденного материала, изученного в 1 кл.;
лига, нота с точкой, фермата;
интервал секунда и его выразительные свойства;секунды на ступенях мажора;
минор, строение минорной гаммы;
три вида минора , секунды в миноре;
интервал терция и его выразительные свойства; терции на ступенях мажора;
интервал квинта, терция в двухголосном звучании;
строение трезвучия;
интервал кварта, его выразительные свойства, кварта на 5 ступени мажора и минора;
понятия: мотив, фраза, каденция;
восьмая пауза,
прима и октава, основание и вершина интервала;
интервальная последовательность, двухголосное пение;
ритм четыре шестнадцатых;
интервалы, понятие консонанс и диссонанс;
тональности: Ре мажор, Соль мажор, ля минор, ми минор, ре минор ,си минор, Си бемоль мажор и соль минор;
построение интервала от заданного звука.
Третий год обучения Вокально-интонационные навыки
Пение мажорных и минорных гамм( 3 вида);
пение тонических трезвучий и их обращений в пройденных тональностях;
пение мелодических оборотов,включающих в себя с 1 ступени на 5, пропевание устойчивых ступеней, движение по тетрахордам, трезвучию и его обращениям;
пение диатонических секвенций;
пение интервалов двухголосно, трезвучий трёхголосно, упражнений на обращение трезвучий.
Сольфеджирование и пение с листа
Упражнения в переменном ладу;
пение более сложных песен, выученных на слух и по нотам с листа в пройденных тональностях, вкл. интонации знакомых аккордов и интервалов;
разучивание 2х-голосных песен;
транспонирование;
ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, четверть с точкой и восьмая в пройденных размерах, в разм6ре 3\8;
Воспитание чувства метроритма
Упражнения с использованием пройденных длительностей;
более сложные виды затактов;
ритмическое остинато, ритмический канон;
исполнение ритмических партитур двумя руками в ансамбле;
ритмический диктант
сольмизация примеров. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
Определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа , ритмических особенностей, интервалов и аккордов;
интонаций пройденных интервалов, остановки на 5 и 2 ступенях, опевание, скачки на 5,2, 6 ступени и др.;
мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия и его обращениям;
определение интервалов в ладу и от звука в мелодическом и гармоническом звучании;
трезвучий главных ступеней лада в мажоре и миноре.
Музыкальный диктант
Все формы устного диктанта;
письменный диктант в объёме 4-8 тактов, включающий освоенные мелодические обороты и ритмические групы;
запись мелодий, подобранных на фортепиано;
диктант с предварительным разбором; с фрагментами;
тембровые диктанты. Воспитание творческих навыков
Сочинение жанровых разнохарактерных мелодий с использованием пройденных интервалов, аккордов, мелодических оборотов в тональностях до 3 знаков;
подбор аккомпанемента;
запись сочинённых мелодий;
импровизация мелодии на заданный ритм;
импровизация ответного предложения в параллельной тональности. Теоретические сведения
Повторение пройденного материала, изученного в 2 кл.;
ладовое разрешение интервалов ;
обращение интервалов;
виды трезвучий;
3х частная репризная форма;
обращения трезвучия;
ритмический канон, ритм восьмая и две шестнадцатых;две шестнадцатых и восьмая
тональности с 3 знаками при ключе( диезные и бемольные);
главные ступени лада, трезвучия главных ступеней;
интервал Ув.2 в гармоническом миноре;
переменный лад;
размер 3\8
интервал секста , его выразительные свойства, секста на III и V ступ. мажора и минора;
септима.
Четвёртый год обучения Вокально-интонационные навыки
Пение гамм, пройденных интервалов и аккордов от звука и на ступенях гаммы;
пение тона и полутона на слог и названием звуков; гамм и ступеней;
пение 2-х и 3-хголосных последовательностей;
пение мажорного и минорного трезвучий от звука;
пение секвенций;
пение тритонов в мажоре и гармоническом миноре.
Сольфеджирование и пение с листа
Выработка техники и качества пения с листа;
сольмизация нотных примеров;
пение наизусть, в транспорте;
пение мелодий с более сложными ритмическими и мелодическими оборотами;
пение двухголосных канонов и мелодий.
Воспитание чувства метроритма
Освоение ритмических групп: пунктирный ритм, синкопа, триоль;
ритмический диктант;
знакомство с размером 6\8;
пауза шестнадцатая;
укрепление техники дирижирования;
ритмический диктант. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
Определение на слух и осознание: в произведении его жанровых особенностей, характера ,формы музыкального произведения, лада, Количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа, ритма, интервалов и аккордов;
мелодических оборотов, включающих движение по звукам трезвучий главных ступеней, пройденных интервалов;
анализ интервалов и аккордов в ладу и взятых изолированно ;
знакомство с функциональной окраской T,S,D.
Музыкальный диктант
Устный диктант
письменный диктант из 8-10 тактов, включ. пройденные ритмические группы и мелодические обороты;;
запись мелодий, подобранных на фортепиано;
тембровые диктанты;
фотодиктант(зрительный, запись мелодии по памяти).
Воспитание творческих навыков
Допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков;
пение мелодий с собственным аккомпанементом;
подбор басового голоса;
запись сочинённых мелодий;
импровизация и досочинение мелодии периода ,повторного строения;
сочинение подголосков к мелодии;.
Теоретические сведения
Три вида минора;
сексты на ступенях мажора и минора;
интервалы на ступенях мажора и минора;
пунктирный ритм;
обращение трезвучий T S D
синкопа;
пауза шестнадцатая;
интервал Ув.2 в гармоническом миноре;
размер 6\8;
триоль;
параллельные тональности до 3х знаков;
тональности с 4-мя знаками диезные и бемольные;
тритоны;
построение интервалов вне лада;
Д7, секстаккорды и квартсекстаккорды от звука.
Пятый год обучения Вокально-интонационные навыки
Пение гамм, мелодических оборотов, с использованием альтерированных ступеней;
пройденных интервалов и аккордов от звука и на ступенях гаммы; их последовательностей;
пение трезвучий главных ступеней с обращениями, Ум.53 на седьмой ступени;
пение Д7 в основном виде с разреш.;
Д7 от звука с разрешением в одноимённые тональности;4х голосное пение Д7;
обращений трезвучий( мажорных и минорных)от звука;
синкопы внутри тактовые и междутактовые;
пение тритонов в мажоре и гармоническом миноре;
одно- и двухголосных секвенций однотональных и модулирующих;
Сольфеджирование и пение с листа
С листа мелодий с движением по звукам Д7, Ум.53, ув.2, ум.7, тритонов;
транспонирование с листа на секунду вверх и вниз;
пение мелодий с более сложными ритмическими и мелодическими оборотами, элементами хроматизма и модуляции;
пение двухголосных примеров с элементами альтерации; Воспитание чувства метроритма
Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей;
ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатых;
новые ритмические группы в размере 6\8;
переменный размер;
ритмический ансамбль;
ритмический диктант. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
Определение на слух и осознание: характера ,формы музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа, ритмических особенностей;
мелодических оборотов с движением по звукам пройденных интервалов и аккордов;
анализ простейших альтераций в мелодии;
функций аккордов, гармонических оборотов;аккордоа и интервалов в последовательности в ладу и от звуков;
анализ каденций в периоде; Музыкальный диктант
Разные формы устных диктантов;
письменный диктант из 8-10 тактов, включ. пройденные ритмические группы и мелодические обороты;
ритмичекие длительности четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа;
тембровые диктанты Воспитание творческих навыков
Сочинение разнохарактерных и разножанровых мелодий с использованием пройденных элементов музыкального языка;
знакомство с фигурациями;
импровизация и сочинение ответной фразы с модуляцией в тональность доминанты, а также модулирующего периода;
сочинение и запись мелодий без предварительного проигрывания;. Теоретические сведения
Трезвучия главных ступеней с обращением;
квинтовый круг тональностей, квартоквинтовый круг тональностей, порядок появления диезов и бемолей;
диатонические интервалы;
период, предложение, каденция;
хроматизмы в мелодии, ладовая альтерация;
фигурации аккордов;
ув.2 и Ум.7 в гармоническом миноре;
более сложные ритмические группы размере 6\8;
триоль;
повторение тональностей до 4х знаков;
тональности с 5-ю знаками;
тритоны( повторение);
модуляция и отклонение в тональность доминанты;
модулирующие секвенции, модуляция в тональность 2 ступени;
Д7 и его обращения,
буквенные обозначения звуков и тональностей. .
Пение гамм мажорных и минорных до 5-ти знаков. В них — пройденных интервалов, включая ув.2 и ум.7 и аккордов, ум 5\3 на VII ступени.
Пение с листа мелодий с движением по звукам тритонов, Д7, ум. 5\3.
Диктант в объёме 8-10 тактов, включающий пройденные мелодические и ритмические обороты, в том числе четверть с точкой и две шестнадцатые.
Определение на слух отдельных интервалов и аккордов, аккордовых последовательностей
Шестой год обучения Вокально-интонационные навыки
Пение гамм, ступеней, мелодических оборотов, с хроматизмами и альтерацией
звукоряда гармонического мажора, пентатоники;
пение Д7 с обращениями;
ум.53 в гармоническом мажоре и миноре;
характерные интервалы в гармоническом мажоре;
последовательности аккордов и интервалов;
интервалы от звука с разрешением;
одно- и двухголосные секвенции;
Сольфеджирование и пение с листа
Мелодии с хроматизмами и модуляцией, движением по Д7 и его обращений;
двухголосные примеры с элементами альтерации;
транспонирование с листа на секунду и терцию,
размер 3\2. Воспитание чувства метроритма
Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, в т.ч. и переменном размере;
ритмический ансамбль;
ритмический диктант. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
Определение на слух и осознание: характера ,формы музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа, ритмических особенностей;
мелодических оборотов с движением по звукам пройденных интервалов и аккордов;
анализ простейших альтераций в мелодии;
функций аккордов, гармонических оборотов ,анализ аккордов и инт.-лов отзвука и в ладу;
анализ каденций в периоде;
типа полифонии;
модуляций в параллельную тональность, тональность доминанты.
Музыкальный диктант
Разные формы устных диктантов;
письменный диктант из 8-10 тактов;
четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа;
тембровые диктанты;
двухголосный диктант.
Воспитание творческих навыков
Сочинение разнохарактерных и разножанровых мелодий с использованием пройденных элементов
знакомство с фигурациями;
импровизация и сочинение ответной фразы с модуляцией в тональность доминанты,
подбор аккомпанемента;
сочинение и запись мелодии без предварительного проигрываия. Теоретические сведения
Повторение тональностей до 5-ти знаков, тональности с 6-ю знаками;
гармонический мажор. Характерные интервалы гармон. мажора, ув.53;
малый вводный и уменьшённый вводный септаккорд;
ув.5 и Ум.4 в гарм.мажоре ( для подвинутых групп);
Д7 и его обращения от звука , интервальный состав,
ум.5/3 на II ступ. в миноре и гармоническом мажоре;
пентатоника;
группировка.
Седьмой год обучения Вокально-интонационные навыки
Пение гамм, ступеней, мелодических оборотов в тон.-ях до 6 знаков при ключе;
мелодических оборотов, с использованием альтериров. ступ. и интонаций пройденных интервалов и аккордов,
трезвуий главных и побочных ступеней
диатонических и характерных интервалов во вех тональностях;
пройденных интервалов и аккордов от звука вверх и вниз;
звукоряда гармонического мажора.
Сольфеджирование и пение с листа
Пение мелодий с хроматизмами и модуляциями, движением по Д7 и его обращений;
мелодий в пентатонике;
все пройденные ритмические группы.;
пение мелодий с транспортом на 2.3 вверх и вниз. Воспитание чувства метроритма
Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, в т.ч. и переменном размере;
ритмический ансамбль;
ритмический диктант; Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
Определение на слух и осознание: характера ,формы музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа, ритмических особенностей;
мелодических оборотов с движением по звукам пройденных интервалов и аккордов;
анализ простейших альтераций в мелодии;
функций аккордов, гармонических оборотов ,анализ аккордов и интервалов отзвука и в ладу;
анализ каденций в периоде;
типа полифонии;
модуляций в параллельную тональность, тональность доминанты.
Музыкальный диктант
письменный диктант из 8-10 тактов;
четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа;
тембровые диктанты;
диктанты с фрагментами;
двухголосный диктант. Воспитание творческих навыков
Импровизация и сочинение мелодий в различных тональностях и народных ладах;
все формы творческих заданий, выполняемых в течение 7 лет;
импровизация на фоне гармонического сопровождения.
Теоретические сведения
Повторение тональностей до 6-х знаков;
тональности до 7-ми знаков;
родственные тональности;
энгармонизм;
хроматическая гамма;
лады народной музыки;
ув.2 и ум.7 в гармонических ладах;
трезвучия побочных ступеней;
септаккорд 2 ступени;
тритоны в нат. и гарм. ладах;
знаки сокращения нотного письма,
прерванный оборот
группировка Восьмой год обучения Вокально-интонационные навыки
Пение гамм, ступеней, мелодических оборотов в тональностях до 7 знаков при ключе;
диатонических и характерных интервалов во всех тональностях;
пройденных интервалов и аккордов от звука вверх и вниз, включая 12 видов аккордов;
Сольфеджирование и пение с листа
Пение мелодий с хроматизмами и модуляциями, движением по Д7 и его обращений;
мелодий в пентатонике, народных ладах;
пение мелодий с пройденными ритмическими группами.
Воспитание чувства метроритма
Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, в т.ч. и переменном размере;
ритмический ансамбль;
ритмический диктант;
дирижирование в смешанных размерах;
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
Определение на слух и осознание: характера ,формы музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамич. оттенков, темпа, ритмических особенностей;
мелодических оборотов с движением по звукам пройденных интервалов и аккордов;
анализ простейших альтераций в мелодии;
функций аккордов, гармонических оборотов ,анализ аккордов и инт.-лов отзвука и в ладу;
анализ каденций в периоде;
типа полифонии;
модуляций в параллельную тональность, тональность доминанты.
Музыкальный диктант
Разные формы устных диктантов;
письменный диктант из 8-10 тактов;
четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа и другие ритмические группы;
тембровые диктанты;
диктанты с фрагментами;
двухголосный диктант.
Воспитание творческих навыков
Импровизация и сочинение мелодий в различных тональностях и народных ладах;
все формы творческих заданий, выполняемых в течение 7 лет;
импровизация на фоне гармонического сопровождения.
Теоретические сведения
Тональности с 7-ю знаками;
родственные тональности;
энгармонизм;
хроматическая гамма;
лады народной музыки;
септаккорды ( повторение);
построение 12 аккордов от одного звука;
виды септаккордов;
мелизмы;
группировка
Девятый год обучения
Вокально-интонационные навыки
Пение гамм, ступеней, мелодических оборотов в тональностях до 7 знаков при ключе, отрезков звукорядов в данной тональности, хроматических гамм;
диатонических и характерных интервалов во всех тональностях;
пройденных интервалов и аккордов от звука вверх и вниз с разрешением и без.
Сольфеджирование и пение с листа
Пение мелодий с хроматизмами и модуляцией;
пение одноголосия;
пение двухголосия (выученного и с листа);
мелодий в пентатонике, народных ладах;
пение мелодий с пройденными ритмическими группами.
Воспитание чувства метроритма
Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, в т.ч. и в переменном размере, и с особыми видами ритмического деления: дуоли, квартоли и другие;
ритмический ансамбль;
ритмический диктант;
дирижирование в смешанных размерах;
выполнение группировки.
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
Определение на слух и осознание: характера ,формы музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамических оттенков, темпа, ритмических особенностей;
мелодических оборотов с движением по звукам пройденных интервалов и аккордов;
анализ простейших альтераций в мелодии;
функций аккордов, гармонических оборотов, анализ аккордов и инт.-лов отзвука и в ладу;
анализ каденций в периоде;
типа полифонии;
модуляций в параллельную тональность, тональность субдоминанты и доминанты;
интервальные, аккордовые и смешанные последовательности в тональности, включающие отклонения и модуляцию в тональности 1 степени родства.
Музыкальный диктант
Разные формы устных диктантов;
письменный диктант из 8-10 тактов с пройденными ритмическими группами;
тембровые диктанты;
диктанты с фрагментами;
двухголосный диктант;
диктант по памяти (3 проигрывания) Воспитание творческих навыков
Импровизация и сочинение мелодий в различных тональностях, народных ладах и в жанрах;
все формы творческих заданий, выполняемых в течение 8 лет;
импровизация на фоне гармонического сопровождения.
Теоретические сведения
Повторение тональностей квинтового круга;
составные интервалы;
хроматическая гамма;
лады народной музыки;
септаккорды ( повторение);
построение 19 аккордов от одного звука;
особые виды ритмического деления (дуоли, квартоли...)
элементы гармонии: соединение аккордов в кварто-квинтовом, секундовом, терцовом соотошении, в широком и тесном расположении;
группировка
Требования к уровню подготовки обучающихся Результаты освоения учебной программы по сольфеджио должны отражать сформированный комплекс знаний и умений, навыков, наличие у обучающихся художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности, в том числе:
первичные теоретические знания, а также знания профессиональной музыкальной терминологии;
умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры;
записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
вокально-интонационные навыки.
В результате освоения программы обучающиеся должны уметь:
планировать свою домашнюю работу;
давать объективную оценку своему труду;
взаимодействовать в образовательном процессе с преподавателем и обучающимися;
осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
уважительно относиться к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Календарно-учебный график
Учебный период
Дата
Количество недель
Количество дней
Количество часов
Каникулы
I триместр
01.09-15.11
10
58
15
07.10-11.1016.11-22.11
II триместр
23.11-17.02
11
60
16.5
30.12-10.0115.02-17.02( 1 класс)18.02-23.02
III триместр
24.02-30.05
14
73
21
03.04-07.04
Учебная литература
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Одноголосие.-М.,1996
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Двухголосие.-М.,1973
Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 кл. ДМШ.- С-Пб.,1994
Учебно-методическая литература
Андреева М. От примы до октавы.Ч.1.-М., 1996
Барабошкина А. Сольфеджио 1 класс ДМШ.-М,2002.
Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 кл. ДМШ.-М.,1986
Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс ДМШ .-М., 1981
Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ.-М., 1991
Металлиди Ж. , Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём Сольфеджио 1кл. ДМШ. Учебн. пособие.-С-Пб,1992
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. Сольфеджио 2 кл. ДМШ. Учебн. пособие.-С-Пб,1992
Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких .Учебно – игровое пособие.-М.,2010
Музыкальная грамота в сказках и сказочках Составитель Т. Зебряк.-М., 2002
Середа В.П. Как оживлять звуки, как открывать музыку. Логика классической тональной системы. Учебно – методическое пособие.-М.,2011
Сиротина Т. Музыкальная азбука. Учебное пособие для ДМШ.-М., 2004
Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс. Учебное пособие .-Ростов-на-Дону, 2007
Фролова Ю. Сольфеджио 2кл.-Ростов-на- Дону, 2003
Фролова Ю. Сольфеджио 3кл.-Ростов-на- Дону, 2003
Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь.1-7 классы.-М., 2003
Учебные пособия по музыкальному диктанту
Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальный диктант 1-4 кл. ДМШ.-М.,1979
Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002
Музыкальные занимательные диктанты.4-7 классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002
Лист корректировки рабочей программы
Дата переноса занятия
Причина переноса(приказ №, больничный лист, отпуск, командировка)
Дата , на которую осуществляется перенос занятия
Форма реализации программы (уплотнение, дополнительные занятия)
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×