Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дополнительная программа художественной направленности "Эрудит" | Двоеглазова Марина Михайловна. Работа №277100

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Двоеглазова Марина Михайловна
Дополнительная общеобразовательная программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» рассчитана на обучение детей от 5 до 7 лет, срок реализации 1 год. Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ.

 При использовании дидактического материала «Дары Фребеля» у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками данный дидактический материал, педагоги смогут увидеть положительные результаты.

Управление образования администрации

Кемеровского муниципального округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елыкаевская средняя общеобразовательная школа имени Масалова Николая Ивановича» Кемеровского муниципального округа

Принята за заседании

методического совета от «___»_________2020 г.

Протокол №_____

«Утверждаю»

Директор ОО

____________

О.В. Кошкарева

«___»___2020 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Эрудит»

возраст обучающихся: 6-7 лет

срок реализации: 1 год

Разработчик:

Двоеглазова Марина Михайловна

воспитатель

Кемеровский муниципальный округ, 2020

Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………………….. 3

Создание условий для дополнительного образования…………………………6

Описание и технические характеристики……………………………………….7

Учебно-тематический план……………………………………………………...9

Содержание программы…………………………………………………………11

Ожидаемые результаты…………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………………….20

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» рассчитана на обучение детей от 5 до 7 лет, срок реализации 1 год. Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ.

Программа направлена на:

социальное формирование личности, воспитание её с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение). Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений;

обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирования сенсомоторных умений и навыков, развития моторных способностей, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

Организационно-методическая деятельность по реализации дополнительной образовательной программы: создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующего современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.

При использовании дидактического материала «Дары Фребеля» у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками данный дидактический материал, педагоги смогут увидеть положительные результаты.

Программа разработана в соответствии:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации (№ 273 от 29.12.2012)

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы» (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р)

Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р)

Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014г. № 2403-р)

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена приказом Президента РФ 04 февраля 2010 г. №271)

Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г. № Пр-82)

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 г. (1.06.2012 г.№761)

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-Р)

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях РФ (23 мая 2013 года) Федеральные государственные образовательные стандарты

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008)

Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. (от 19.12.2012 г.№ 1666)

Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 г. (от 25.08.2014 г. № 1618-р)

Основы государственной культурной политики (Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808)

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (от 29.05.2015 г. № 996-р)

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016- 2020 г.» (от 30.12.2015 № 1493)

Цели и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель: полноценное всестороннее развитие ребенка, реализация игровой, познавательно-исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, реализация возможности самовыражения детей.

Задачи:

1. ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

развивать игровую деятельность детей;

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства;

развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

2. ОО «Познавательное развитие»:

развивать продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;

создать условия для построения ребенком целостной образно-смысловой картины мира;

формировать начала самопознания.

3. ОО «Речевое развитие»:

развивать речевые способности и умения;

формировать умение овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.

4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

развивать эстетическое мировоззрение;

обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;

формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;

формировать предпосылки общей художественно-конструктивной умелости.

5. ОО «Физическое развитие»:

создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;

развивать физические качества (скоростные, координацию);

накопить и обогатить двигательный опыт детей;

формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа.

Возраст обучающихся – 5-7 лет.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 25 мин.

Наполняемость в группе от 10 человек.

Форма обучения – групповые и индивидуальные занятия.

Создание условий для дополнительного образования

Объекты программы:

Дети 5-7 лет.

Семьи детей, посещающих детский сад.

Педагогический персонал детского сада.

Методы:

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

групповая;

индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы:

Учет интересов и способностей детей.

Желание родителей.

Добровольное участие.

Учет психофизических особенностей детей.

Описание и технические характеристики

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:

Модуль 1 «Шерстяные мячики»

Модуль 2 «Основные тела»

Модуль 3 «Куб из кубиков»

Модуль 4 «Куб из брусков»

Модуль 5 «Кубики и призмы»

Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

Модуль 7 «Цветные фигуры»

Модуль 8 «Палочки»

Модуль 9 «Кольца и полукольца»

Модуль 10 «Фишки»

Модуль 11 (J1) «Цветные тела»

Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»

Модуль 13 (5B) «Башенки»

Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры».

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары

Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):

Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);

Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.

Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.

Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.

Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.

Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Учебно-тематический план

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Знакомство с дарами Ф. Фрёбеля

2

2

Практическая работа

2.

Дорожное движение

1

2

Практическая работа

3.

Что в мешочке

1

1

Практическая работа

4.

Небоскреб

1

1

Практическая работа

5.

Три медведя

1

1

Практическая работа

6.

Боулинг

1

1

Практическая работа

7.

В лес

1

1

Практическая работа

8.

Три поросенка

1

1

Практическая работа

9.

Лови-лови

1

1

Практическая работа

10.

В мире фигур

1

1

Практическая работа

11.

Бабочки

1

1

Практическая работа

12.

Тайные агенты

1

1

Практическая работа

13.

Колобок

1

1

Практическая работа

14.

Итальянское кафе

1

1

Практическая работа

15.

Вверх дном

1

1

Практическая работа

16.

Аэропорт

1

1

Практическая работа

17.

Путанница

1

1

Практическая работа

18.

Веселый и грустный

1

1

Практическая работа

19.

Морские обитатели

1

1

Практическая работа

20.

Экскурсия в музей

1

1

Практическая работа

21.

Зеркало

1

1

Практическая работа

22.

Стихийные бедствия

1

1

Практическая работа

23.

Джунгли

1

1

Практическая работа

24.

Приглашаем в гости

1

1

Практическая работа

25.

Космос

1

1

Практическая работа

26.

Золушка

1

1

Практическая работа

27.

Большая стирка

1

1

Практическая работа

28.

Умею-не умею

1

1

Практическая работа

29.

Магазин

1

1

Практическая работа

30.

Приглашаем в теремок

1

1

Практическая работа

31.

Волшебный мяч

1

1

Практическая работа

32.

Верёвочка

1

1

Практическая работа

33.

Сборщики

1

1

Практическая работа

всего

34

34

Содержание программы

1. Тема№1 «Знакомство с «Дарами Ф.Фрёбеля»

Теория: Знакомство с цветами, первичное понимание формы

Практика: Развитие исследовательских навыков

Форма контроля: Техника безопасности. Знакомство с дидактическим материалом «Дары Ф. Фрёбеля»

2. Тема №2 «Знакомство с «Дарами Ф.Фрёбеля»

Теория: Знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков

Практика: Развитие исследовательских навыков

Форма контроля: Техника безопасности. Знакомство с дидактическим материалом «Дары Ф. Фрёбеля»

Тема №3 «Дорожное движение»

Теория:Усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице

Практика:Реализация самостоятельной конструктивной деятельности

Формы контроля: Техника безопасности.

Наборы №№ 7,8,9,10

Тема №4 «Что в мешочке»

Теория: Развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память

Практика: Поиск предметов в мешке по описанию, по его похожести на что то

Формы контроля:Практическая работа, техника безопасности

Наборы№№ 1,2,3,4,7,8,9,10, j1

Тема №5 «Небоскреб»

Теория: Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования

Практика: Стороительство небоскреба, выкладывая фигуры по очереди

Формы контроля: Практическая работа, техника безопасности

Наборы№№ 2,3,4,5,5в,5р,6,j1

Тема № 6«Три медведя»

Теория: Понимание на слух текста сказки, приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений

Практика:Игра в сказку, выложив ее сюжет с помощью наборов

Формы контроля: Практическая работа

Наборы№№1,2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10,j1,j2

Тема №7 «Боулинг»

Теория:Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики

Практика:сбивание шаром фигур

Формы контроля:Практическая работа, техника безопасности

Наборы№№2,3,4,5,5р,j1

Тема № 8 «В лес»

Теория:Формирование интереса к изобразительному творчеству, развитие первичных представлений о разнообразии мира природы.

Практика:Выразительная передача образов окружающего мира

Формы контроля:Практическая работа, техника безопасности

Наборы№№7,8,9,10

Тема № 9 «Три поросенка»

Теория:Приобщение к художественной литературе, научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки

Практика:Дополние сюжета сказки неожиданными элементами, отвечая на вопрос: «А что было бы, если бы...»

Формы контроля:Практическая работа, техника безопасности

Наборы№№1,2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10,j1, j2

Тема № 10 «Лови-лови»

Теория:Учить координации движений, развивать двигательную активность, развивать игровую деятельность

Практика:Ловля мяча,двигаясь друг за другом или по очереди, пробегая мимо палки с подвешенным мячиком

Формы контроля:Практическая работа, техника безопасности

Наборы№№1,2

Тема № 11 «В мире фигур»

Теория:Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, расширение кругозора, развитие восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности

Практика: Отгадать закрытые фигуры на поле размером 4*5 фигур,

придумать, какие предметы вокруг похожи на ту или иную геометрическую фигуру.

Формы контроля:Практическая работа.

Наборы№№5,7,j1

Тема №12 «Бабочки»

Теория:Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, знакомство с основами композиции

Практика: Основа аппликация «Цветок», бабочки собираются из наборов

Формы контроля:Практическая работа.

Наборы№№7,8,9,10

Тема №13 «Тайные агенты»

Теория:Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

Практика: шифрование заданий

Формы контроля: Практическая работа

Наборы№№j1,j2

Тема № 14 «Колобок»

Теория:Приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений, развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности

Практика: распределение ролей, строительство декораций, постановка спектакля

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№1,2,3,4,5,5р,5в,6,7,8,9,10, j1,j2

Тема №15 «Итальянское кафе»

Теория:Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, представлений о народных традициях, развитие творческой активности

Практика: приготовление блюд национальных кухонь

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№7,8,9,10,j1,j2

Тема № 16 «Вверх дном»

Теория:Усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира

Практика: Реализация самостоятельной конструктивной деятельности

Формы контроля:Практическая работа, техника безопасности

Наборы№№5,6,j1,j2

Тема № 17 «Аэропорт»

Теория:Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий

Практика: Строительство здания аэропорта, взлетно-посадочной полосы, трапа и дополнить самолетом из оригами

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№2,3,4,5,5в,6,7,8,9,10,j1

Тема № 18 «Путаница»

Теория:Развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения

Практика: строительство композиций, угадывание детали, которую заменили

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№2,3,4,5,5р,5в,6,7,8,9,10, j1,j2

Тема № 19 «Веселый и грустный»

Теория:Формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении

Практика: Выкладывание эмоциональных состояний человека, соответствующих событию

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№7,8,9,10

Тема №20 «Морские обитатели»

Теория:Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности

Практика: конструирование морских обитателей

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№7,8,9,10

Тема №21 «Экскурсия в музей»

Теория: Развитие связной монологической речи, активного словаря, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих ценностях

Практика: Создание музейных экспонатов, проведение экскурсий

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№2,3,4,5,5р,5в,6,7,8,9,10, j1,j2

Тема №22 «Зеркало»

Теория:Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности

Практика: Выполнение несложных композиций и их зеркальных отражений

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№3,4,5,5р,5в,6, j1,j2, зеркало

Тема № 23 «Стихийные бедствия»

Теория:Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений.

Практика: реализация самостоятельной конструктивной деятельности

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№2,3,4,5,5в,5р,6

Тема №24 «Джунгли»

Теория:Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции, развитие общения со сверстниками, воображения, самостоятельной творческой деятельности

Практика: Самостоятельная творческая деятельность

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№7,8,9,10

Тема №25 «Приглашаем в гости»

Теория:Формирование первоначальных представлений о семье. Развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности

Практика: Придумывание и «приготовление» различных блюд

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№2,3,4,5,6,7,8,9,10, j1

Тема №26 «Космос»

Теория:Формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающег мира

Практика: Строительство космических объектов

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№7,8,9,10, j2

Тема №27 «Золушка»

Теория:Развитие интереса к совместным играм, формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира

Практика: Рассортировка предметов по признакам

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№2,7,8,9,10

Тема № 28 «Большая стирка»

Теория:Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира

Практика: Выкладывание рубашек из 4 фигур, с последующей заменой 1 фигуры

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№7,8,9,10, j2

Тема № 29 «Умею-не умею»

Теория:Становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи

Практика: Продолжить фразу, объяснив свое умение или не умение

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№1

Тема №30 «Магазин»

Теория:Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности

Практика: Конструирование магазина, выкладывание ценника из набора

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№1,2,3,4,5,5р,5в,6,7,8,9,10, j1,j2

Тема №31 «Приглашаем в теремок»

Теория:Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности

Практика: Реализация самостоятельной конструктивно-модельной деятельности

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№,2,3,4,5,5в,6,7,8,9,10,

Тема № 32 «Волшебный мяч»

Теория:Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере, мелкой моторики

Практика: Передача мяча друг другу, перекатывая его из ладошек, сложенных чашечкой, в ладошки следующему игроку, говоря пожелания или комплименты

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№j1

Тема №33 «Верёвочка»

Теория:Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности

Практика: Развитие игровой деятельности

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№1

Тема №34 «Сборщики»

Теория:Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Практика: Сборка предметов парами

Формы контроля:Практическая работа

Наборы№№3,4,8,9

Ожидаемые результаты

Для детей 5-7 лет:

развитие сенсорных навыков, элементарных математических представлений, развитие восприятия, мышления, внимания, памяти

развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования

формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики

понимание на слух текста художественного произведения

приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей

формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении

Для педагога:

Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;

Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному развитию воспитанников.

Для родителей:

Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.

Список литературы:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М: Просвещение, 1991.

2. Воронцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М: Издательство института психотерапии, 2004.

3. Дыбина О.В. Рукотворный мир. М: Сфера, 2001.

4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М: Мнемозина, 1995.

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб: Речь, 2007.

6. Методические рекомендации к игровому набору «Дары Фребеля» Ю.В.Карпова, В.В.Кожевникова, А.В.Соколова. М: Издательство «ВАРСОН», 2014.

7. Михайлова З. Игровые задачи для дошкольников. СПб, 1996.

8. Недоспасова В.А. Растем, играя. М:Просвещение, 2004.

9. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте. Сборник научных трудов/Под ред. Венгера. М, 1980.

10. Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. М:Просвещение, 1991.

11. Тренинг по сказкотерапии под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб: Речь, 2010.

12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М: Генезис, 1998.

13. Фребель Ф. Будем жить для наших детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М: Владос, 1999.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×