Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 01.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дополнительное музыкальное образование. Проблемы и специфика работы. | Абсатарова Лилия Асхатовна. Работа №316139

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема подбора квалифицированных кадров для работы в сфере дополнительного музыкального образования всегда стояла достаточно остро. И связано это не только с тем, что в рейтинге престижности педагогических профессий гордое звание работника дополнительного образования, к сожалению, занимает одно из последних «почетных» мест. И не с тем, что ВУЗы готовят недостаточное количество квалифицированных специалистов. Дело в том, что успешная работа в данной области предъявляет ряд специфических требований к личности и профессиональной подготовке педагога. Она требует полной творческой самоотдачи и самосовершенствования, поиска нестандартных решений, постоянной мобилизации душевных сил. Только при таком «подвижническом» отношении к своему делу можно достичь хоть  каких-то результатов, которые не всегда адекватны затраченным усилиям. Разумеется, все это справедливо по отношению к любому виду педагогической деятельности. 

Дополнительное музыкальное образование. Проблемы и специфика работы.

Л.А.Абсатарова

МБУДО «Детская музыкальная школа № 30», г. Казань

 

 

Проблема подбора квалифицированных кадров для работы в сфере дополнительного музыкального образования всегда стояла достаточно остро. И связано это не только с тем, что в рейтинге престижности педагогических профессий гордое звание работника дополнительного образования, к сожалению, занимает одно из последних «почетных» мест. И не с тем, что ВУЗы готовят недостаточное количество квалифицированных специалистов. Дело в том, что успешная работа в данной области предъявляет ряд специфических требований к личности и профессиональной подготовке педагога. Она требует полной творческой самоотдачи и самосовершенствования, поиска нестандартных решений, постоянной мобилизации душевных сил. Только при таком «подвижническом» отношении к своему делу можно достичь хоть каких-то результатов, которые не всегда адекватны затраченным усилиям. Разумеется, все это справедливо по отношению к любому виду педагогической деятельности. Но в работе преподавателя дополнительного музыкального образования часто возникают трудности, решения которых невозможно найти ни в методической литературе, ни в процессе вузовской подготовки.

Пожалуй, самые большие проблемы, как ни парадоксально это звучит, порождаются одним из основных достоинств дополнительного образования – его массовостью и общедоступностью. Для зачисления в специализированную музыкальную школу необходимо сдать вступительный экзамен. Критерием отбора является наличие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, а также приемлемые параметры физиологического строения рук. Дети со слабовыраженными способностями отсеиваются как профессионально непригодные. В музыкальную школу дополнительного образования берут практически всех. Дети приходят по желанию, просто «за компанию», их приводят родители, не реализовавшие в детстве мечту научиться играть на музыкальном инструменте. Наличие музыкальных способностей приветствуется, но их отсутствие не является дисквалифицирующим фактором. И это вполне оправдано. Основная задача специализированной музыкальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка грамотно и осмысленно интерпретировать пройденные сочинения, освоить инструмент на начальном этапе, научится пользоваться его выразительными средствами. Это первые ступени подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности. Задачи музыкальной школы дополнительного образования намного шире – вызвать и поддержать интерес к музыке, как способу самосовершенствования, развития духовности, креативности мышления. Педагог специализированной школы помогает ученику найти и занять достойное место в музыкальной культуре. Педагог дополнительного образования стремится научить «слышать музыку в себе», реализовать ее созидательное и преобразующее назначение.

Однако для педагогов обеих систем задача обучения игре на музыкальном инструменте является приоритетной. А отсутствие музыкальных способностей добавляет очень много проблем. То, что одаренному ребенку можно показать, что называется, «на слух», приходится объяснять, задействуя совершенно немузыкальные формы мышления, апеллируя к логике и тактильным ощущениям. Невозможно требовать от ребенка без слуха, чтобы он играл без фальшивых нот, но необходимо активизировать потребность слушать и слышать, что определенно приведет к развитию внутреннего интонирования. Нужно найти ассоциативный ряд, физические действия, имитирующие звуковысотность, чтобы разбудить спящие механизмы музыкального слуха. И для каждого сложного ученика такие приемы индивидуальны и выборочны с учетом возраста, восприимчивости и интеллектуального развития. Нужно отметить и тот факт, что в специализированную музыкальную школу родители приводят детей, надеясь на достижение конкретных результатов. Они тратят время на то, чтобы водить ребенка на занятия, деньги на покупку нот и инструментов. Они ознакомлены с методическими требованиями, предъявляемыми школой. Поэтому они заинтересованы в регулярности посещения занятий и контролируют выполнение домашних заданий. В музыкальную школу дополнительного образования детей часто приводят, как в кружок, рассчитывая хоть чем-то занять ребенка в свободное время после уроков, а заодно и обучить какой-то полезной деятельности. Как часто приходится слышать от родителей: «Я не хочу, чтобы он музыкантом становился. Пусть так, «для себя» играет». Подобное отношение к музыкальным занятиям как к чему-то второстепенному, а иногда и мешающему процессу обучения в общеобразовательной школе, неизменно отражается и на убеждениях детей. Они считают домашние занятия необязательными, пропускают уроки, мотивируя это большой загруженностью уроками. Печальная схема известна большинству педагогов: отсутствие домашних репетиций, нерегулярное посещение уроков, отставание от сверстников, потеря интереса к музыке, уход из школы. Но и эта задача вполне решаемая. Если преподавателю специализированной школы достаточно обозначить на уроке те моменты, которые нуждаются в закреплении в ходе домашней работы, педагогу дополнительного образования чаще всего приходится выступать в роли репетитора. Все подробнейшим образом разбирается и многократно отрабатывается в классе. Разумеется, это существенным образом замедляет процесс выучивания произведения. Но, если в ходе классной работы неоднократно убеждать ученика в целесообразности и пользе самостоятельных занятий, это приводит к более ответственному отношению к выполнению не только музыкальных, но и любых домашним заданий в целом. Необходимо также поддерживать тесный контакт с родителями, вести разъяснительную работу, пропагандировать пользу музыкального обучения, как организующего и развивающего. Исключительно хорошие результаты дает проведение классных концертов, которые позволяют родителям по- новому взглянуть на своего ребенка как на личность, занятую полезным и важным делом, как на артиста.

Кроме того, музицирование на бытовом уровне (а именно этот смысл многие родители вкладывают в формулировку «играть для себя»), отнюдь не является таким простым, как кажется на первый взгляд. Оно не предполагает особой виртуозности, но требует большой подробности интонирования, повышенной эмоциональности исполнения, умения подбирать на слух мелодию, точной передачи стилистически характерных особенностей аккомпанемента. Иногда это невыполнимая задача даже для музыкантов с консерваторским образованием. Подобные требования можно частично реализовать за счет репертуара. Знакомые мелодии даже в неумелом исполнении обречены на успех. Но, с точки зрения методики, это представляет определенные педагогические неудобства. Если преподаватель специализированной школы имеет возможность осуществить постановку рук на гаммах и этюдах, объяснить принципы артикуляции, штрихового многообразия и звукоизвлечения на примерах исторически последовательно выстроенного и взаимосвязанного репертуара, педагогу дополнительного образования приходится делать то же, но на примере известных мелодий и не всегда удачных переложениях популярных песенок. И главный акцент делается не на точности и аккуратности исполнения, а на яркости и эмоциональности.

Еще одна проблема, с которой часто сталкиваются педагоги – это убежденность в том, что музыка не требует хорошего здоровья и выносливости. Часто приходится слышать такую фразу: «Врачи спортом запретили заниматься, вот мы и пришли в музыкальную школу». Однако очень часто физические недомогания приводят к общей скованности, эмоциональной зажатости и закомплексованности. Причем неуверенность в своих силах может принимать различные формы: от гиперактивности до полной инертности. Часто проходит несколько месяцев, прежде чем удается достучаться до сознания ребенка и научить хоть на несколько минут концентрировать внимание. Это требует от педагога огромного терпения, знания и понимания детской психологии.

Успешные занятия музыкой возможны лишь при наличии работоспособности, волевой организованности и душевной уравновешенности. Это качества, которыми в полной мере должен владеть педагог, для того, чтобы передать их своим ученикам. Они универсальны и необходимы не только в музыке. Умение вовремя активизировать эти качества гарантирует успех в любой трудной жизненной ситуации. Уверенность в своих силах, умение слушать себя и слышать окружающих, артистично и эффектно заявить о себе, играть в команде, как в ансамбле – вот тот неполный список положительных качеств, которые нужно стремиться развивать в ходе музыкальных занятий. Творчество, как катализатор, активизирует внутренние, душевные процессы. Затрагивая самые глубинные слои психики, музыка побуждает к самоанализу, к эмоциональной открытости, искренности. Это очень тонкая грань духовного взаимодействия, предполагающая большое доверие. Поэтому учитель музыки должен стать не только мудрым наставником, но и понимающим другом, компетентным советчиком. Научить, как «приручить» инструмент – это далеко не все. Главное - научить, как сделать инструмент голосом души, выразителем мыслей, эмоций и желаний. А самое главное – научить управлять этими эмоциями и желаниями.

Исходя из требований современности, профессионализм учителя школы дополнительного образования должен быть многогранным и универсальным. Преподаватель должен прекрасно владеть инструментом и в ходе концертной деятельности пропагандировать необходимость музыкального образования. Иногда одно выступление педагога стоит десятка лекций и бесед с родителями. А живой показ достоинств и возможностей инструмента звучит для детей гораздо убедительней, чем пламенная речь, произнесенная директором. Преподаватель должен обладать неординарным абстрактно – логическим мышлением и развитым словарным запасом, для того чтобы суметь объяснить «слуховые» ощущения доступным и понятным ребенку языком. Он должен знать основы физиологии и строения мышечного аппарата, чтобы приспособить к инструменту любого ученика, даже с дефектами мышечного развития; знать и учитывать особенности возрастной психологии, чтобы приоритетно развивать те грани эмоциональности, где требуется вмешательство; владеть знанием как классического, так и популярного репертуара; уметь объяснить характерные отличия, достоинства и недостатки того или иного музыкального произведения. И самое главное – он должен любить детей и музыку.

Существующая система высшего музыкального образования ежегодно выпускает достаточное количество подготовленных к профессиональной деятельности специалистов. Однако, специфические проблемы, возникающие в ходе работы преподавателей дополнительного образования, недостаточно полно освещены как в методической литературе, так и в процессе вузовской подготовки. Более того, в системе высшего образования существуют два четко выраженных направления, но дополнительное образование не вписывается ни в одно из них. Педагогический университет готовит грамотных, теоретически подкованных учителей музыки. Выпускники прекрасно владеют методической базой, углубленными знаниями возрастной психологии и физиологии. Большое значение придается умению формулировать свои мысли и знания, как в устной форме, так и в виде статей, исследований и методических разработок. Но их специализация в большей мере рассчитана на работу с классом, коллективом, на воспитание талантливых слушателей и будущих меломанов. Это не предполагает интенсивной концертно – исполнительской практики и опыта работы с индивидуальными учениками. Да и дипломная квалификация «учитель музыки» формально не позволяет выпускникам работать в качестве обучающего игре на инструменте преподавателя.

С другой стороны, музыкальные училища и консерватории приоритетно развивают исполнительские и артистические навыки своих студентов. Психология и педагогика занимают второстепенное место в ряду учебных дисциплин. Да и само понятие «преподаватель музыкальной школы» негласно позиционируется и воспринимается студентами как «несостоявшийся исполнитель». А методический курс и педагогическая практика составлены с расчетом на обучение детей с ярко выраженными музыкальными данными.

Современная система музыкального образования постоянно развивается и совершенствуется. Она избавилась от замкнутости и «элитарности». И музыкальные школы дополнительного образования сыграли в этом революционную роль. Хочется верить, что в этой системе появится еще много талантливых и самобытных специалистов, которые смогут внести существенный вклад в развитие общемировой музыкально – педагогической культу

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Черная пятница

Выиграйте смартфон, ноутбук
или бесплатное обучение!

Вращать колесо

Осталось попыток: 1