Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дополнительное образование в системе непрерывного образования России | Людмила Борисовна Монова. Работа №316356

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Система непрерывного дополнительного образования в России находиться в постоянном развитии и совершенствовании.Появляются новые типы и 

виды учреждений дополнительного образования,множатся публикации учебной и методической литературыпо проблемам допобразования.Совнршенствуется сама система подготовки педагогических кадров. Происходит тесное взаимодействие основного базового образования с дополнительным образованием, что несомненно, позволит качественно совершенствовать развитие личности, развитие ее творческих способностей, повысить конкурентноспособность выпускников в условиях современного общества.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Зерносовхозская детская школа искусств»

Методическая разработка преподавателя высшей категории Моновой Л.Б.

 

 

 

Тема: «Дополнительное образование в системе

непрерывного образования России»

 

Содержание

 

1. Дополнительное образование – неотъемлемый компонент базового образования.

2.Дополнительное образование, как траектория личностного развития.

3.Цели непрерывного дополнительного образования

4.Общие требования к содержанию образования, которые могут быть

5.Содержание структур дополнительного образования:

6.Роль взаимодействия дополнительного образования с основным образованием

1. Дополнительное образование – неотъемлемый компонент базового образования.

Система непрерывного дополнительного образования России находится в постоянном развитии и совершенствовании. Появляются новые типы и виды учреждений дополнительного образования, множатся публикации учебной и методической литературы по проблемам дополнительного образования. Совершенствуется и сама система подготовки педагогических кадров – педагогов дополнительного образования. В рамках этого проводятся всероссийские, региональные, областные конференции, посвященные проблемам дополнительного образования России.

Рассмотрение и изучение истории развития дополнительного образования подтверждает мысль о том, что на протяжении всего периода цивилизационного развития происходит постоянное расширение образовательного пространства, дополнение его новыми областями, новыми закономерностями, принципами, формами, методами, средствами. В современном его представлении образовательное пространство многомерно. Оно объединяет образовательные области базового, профессионального образования; области дополнительного образования; досуговые области и другие. Человек в этом образовательном пространстве, развиваясь на протяжении всей своей жизни, к основным знаниям «дополучает» знания, которые в настоящее время называют «дополнительными».

«Дополнительное образование - неотъемлемый компонент базового образования; фактор добровольности по отношению к обязательности базового; фактор развития, наполнения, совершенствования, дополнения базового образования в течение всего жизненного пути личности».

2.Дополнительное образование как траектория личностного развития.

Рассмотрение дополнительного образования с позиции развития личности позволяет определить цель дополнительного образования как «не только введение в мир развития дошкольника, школьника, студента, специалиста дополнительных знаний, но и как предположение использования этих знаний для поиска и выстраивания личного пути, траектории личностного развития, социальной защищенности в современном обществе, дополнения и расширения базовых знаний, воспитания, гармоничного развития личности».

Отметим, что еще в начале XX века С.И. Гессен, видный российский педагог, философ образования, понимая необходимость многообразия направлений развития личности, также выделял среди них такую новую для того времени область, как «внешкольное образование», считая, что именно оно играет для развития личности первостепенную роль. Другими словами, реализуется одна из основных целей образования вообще и дополнительного в частности - развитие личности. Эту мысль продолжает В.А. Горский. Он считает, что «...цель дополнительного образования детей состоит в оказании педагогической помощи обучающимся в их социальном самоопределении в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен».

Развитие личности предполагает формулирование еще одной из актуальных целей дополнительного образования - необходимости расширения, дополнения базовых знаний, очерченных рамками государственных образовательных стандартов, расширения посредством того огромного объема разнообразных дополнительных знаний, которые позволят человеку сконструировать более полную картину Мира и удовлетворить его собственные интересы и потребности.

Интеграция базового и дополнительного образования значима для любой образовательной области.

3.Цели непрерывного дополнительного образования.

Цели непрерывного дополнительного образования, сформулированы рядом исследователей, педагогов, практических работников, управленцев (А.Г. Асмолов, А.К. Бруднов, А.И. Джуринский, А.В. Мудрик, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и другие):

- создание условий для выявления природных особенностей и способностей и их развития у детей в раннем детстве;

- возможность для человека находиться в контексте непрерывного развития в системе непрерывного образования;

- постоянное восполнение развития личности до гармоничного, всестороннего в дошкольном детстве; в школьном образовании; в начальном, среднем, высшем профессиональном образовании; в послевузовском образовании; во взрослой жизни;

- творческое развитие личности;

- многомерное, всестороннее удовлетворение самых разнообразных интересов личности в расширении знаний;

- обеспечение добровольности и свободы выбора дополнительных образовательных программ, разнообразных видов деятельности, времени и режима занятий, педагогов, любых форм занятий, траекторий и возможностей воспитания и развития личности, новых специальностей, специализаций, т.е. «свободы выбора в пробе себя в разных ролях» (по А.Г. Асмолову);

- широкая возможность использования любых знаний как дополнительных, например, педагогических знаний для инженера;

- увеличение конкурентоспособности личности и, в конечном счете, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию личности, к получению максимума знаний и умений по выбранной специальности и другие.

Многообразие целей, сформулированных учеными, исследователями, управленцами, педагогами дополнительного образования, определяет содержание дополнительного образования в системе непрерывного образования.

4.Общие требования к содержанию образования, которые могут быть

применимы и к дополнительному образованию, изложены в ст. 14 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», основные пункты которого приведем с некоторыми сокращениями:

«П.1. Содержание образования... должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

П.2. Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

П.4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

П.5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами); разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

П.6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

П.8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры».

 

5.Содержание структур дополнительного образования:

 

- дополнительные структуры дошкольного воспитания служат для удовлетворения многообразных индивидуальных учебно-образовательных потребностей детей. Все это определяет многообразие и гибкость организационной системы дошкольного воспитания, учитывающей особенности развития детей (от отстающих в развитии до творчески одаренных);

- дополнительными структурами общего образования служат формы организации образования по интересам: спортивные секции и клубы, станции юных техников, биологов и т.п., народные университеты, лектории, система политической и экономической учебы;

- в качестве параллельных структур начального профессионального образования выступают различные формы производственного обучения на предприятиях, а также подготовка рабочих в учебных заведениях после окончания основной общеобразовательной школы;

- в среднем профессиональном образовании дополнительными являются различные общественные, неформальные и инициативные формы профессионального образования;

- в качестве параллельных основным структурам высшего образования выступают неполные формы высшего образования, «открытые университеты», экстернат; в качестве дополнительных - подготовительные отделения и курсы, различные структуры неформального образования, лектории общества «Знание», студенческие научные общества и т.д.;

Сравнение показывает, что палитра средств дополнительного образования, отраженных в характеристиках многомернее, шире. Оно обладает значительно большим количеством форм, авторских программ, учреждений и др. относительно базового образования. Это позволяет говорить о возможности его активного сочетания с базовым, его включении в содержание базового образования, в единое образовательное пространство.

 

6.Роль взаимодействие дополнительного образования с основным образованием

Взаимодействие дополнительного образования с базовым, основным образованием осуществляется на уровне разных учреждений, на разных образовательных уровнях, где дополнительное действенно дополняет базовое, расширяет его возможности.

Рассмотрим более детально формы взаимодействия учреждений базового и дополнительного образования, что также будет содействовать решению общей проблемы повышению качества образования:

- на дошкольном уровне совместно с дошкольным образовательным учреждением целенаправленно организуют обучение и развитие дошкольников центры эстетического развития, досуговые центры, дома и дворцы творчества, центры искусств, спортивные клубы и т.д.;

- на школьном уровне со школой взаимодействуют дома и дворцы творчества, технического творчества, школы эстетического, музыкального образования, детские школы искусств, школы спортивного мастерства, туристические, краеведческие и другие клубы;

- в профессиональном образовании – с лицеями, училищами, колледжами, вузами взаимодействуют школы мастерства, факультеты общественных профессий, центры дополнительного образования и др.;

- в послевузовском образовании - с центрами, институтами, академиями повышения квалификации, институтами открытого образования взаимодействуют дома и дворцы культуры, центры семейного отдыха, разнообразные центры дополнительного образования и др.

Организация целенаправленного взаимодействия образовательных учреждений, обогащение базового образования средствами, формами дополнительного образования в образовательных учреждениях, целенаправленная подготовка кадров для учреждений дополнительного образования позволят еще существеннее повысить качество подготовки обучающихся, мобильность, конкурентоспособность выпускников школ и вузов благодаря тому, что:

- в базовом образовании число учреждений образования регламентировано, а в дополнительном, их число многозначно, что обеспечивает большой выбор;

- содержание базового образования регламентировано государственным образовательным стандартом. Оно расширяется формами дополнительного образования: курсами по выбору, факультативами, кружками и клубами по интересам, научными конференциями, выставками творческих работ, исследовательскими экспедициями, олимпиадами, соревнованиями, конкурсами мастерства и др.;

- в базовом образовании в меньшей мере, чем в дополнительном образовании есть возможность организации исследовательской работы. Организация ее во вне учебное время дополнит и расширит базовые знания;

- занятия физической культурой в детском саду, в школе, в вузе в базовом образовании ограничены определенным и незначительным количеством часов. Желательно дополнение форм базовых занятий многообразием дополнительных: туристические походы, соревнования, малые олимпиады, создание спортивного студенческого центра и др.;

- в базовом образовании строго определены формы обучения и их количество ограничено. Так, в дошкольном образовательном учреждении - это занятие, в школе - урок, в вузе - лекция, семинар. Посредством дополнительного образования эти формы базового образования могут быть дополнены следующим образом:

а) традиционное дошкольное занятие - театрализациями, компьютерными занятиями, хореографией, ритмикой, иностранным языком, у-шу, плаванием и др.;

б) урок в школе - уроками - диспутами, КВН, пресс-конференциями, защитами творческих заданий, проектов, проблемными уроками, уроками-фантазиями, конкурсами, концертами, деловыми играми и многими другими;

в) традиционная лекция и семинар в вузе — проблемной лекцией, деловой игрой, игровым проектированием, решением производственных ситуаций, задач, научных проблем и др.;

7.Выводы:

Таким образом, основой непрерывного дополнительного образования является формирование общей культуры человека, его воспитание, осуществляемое в базовом образовании, дополненное множественными средствами, которые имеются в дополнительном образовании. Это возможно организацией клуба встреч с интересными людьми, профессионалами, актерами, поэтами; концертами авторской и самодеятельной песни; КВН; театральными, хоровыми, хореографическими школами и студиями; поэтическими и театральными фестивалями; музыкальными ансамблями и др.

Отметим еще раз, что в последнее время для ряда уровней образования сформировались свои учреждения дополнительного образования в рамках образовательных учреждений:

- так, на дошкольном уровне - в стенах дошкольных образовательных учреждений - создание секций, клубов, студий,

- на школьном уровне - создание при школах центров дополнительного образования;

- на вузовском этапе - плюс к базовому образованию - возрождение факультетов общественных профессий, факультетов дополнительного образования;

- на послевузовском уровне - создание центров дополнительного образования в структуре институтов открытого образования.

Такое объединение базового и дополнительного образования, расширение возможностей непрерывного базового образования за счет дополнительного, за счет его всесторонней обеспеченности, несомненно, позволит качественно совершенствовать развитие личности, развитие ее творческих способностей, повысить конкурентоспособность выпускников в условиях современного общества.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×